Как создать свою марку одежды — cоветы для начинающих
Skip to content Idealistworld- Развитие бизнеса
- Карьерный рост
- Личностный рост
- Бизнес-мышление
- Бизнес идеи
- Cельское хозяйство
- Образование
- Спорт
- Торговля
- Услуги
- Home /
Разработка своей коллекции одежды: с чего начать?
Для многих людей, которые шьют, вяжут или валяют одежду, рано или поздно одним из шагов на творческом пути становится создание своей собственной коллекции. Зачем? Потому, что коллекция — это солидно, её можно показать на каком-нибудь конкурсе, она может стать жемчужиной вашего портфолио, да и просто потому, что иногда одной вещи мало, чтобы полностью раскрыть идею.
Так уж вышло, что по специальности я модельер. Точнее сейчас я студент-дипломник специальности «дизайн костюма». Поэтому какой-никакой, а опыт создания коллекций вместе со знаниями, заботливо вдолбленными в мою голову преподавателями у меня имеется. Ни в коей мере не претендуя на истину в посленей инстанции, попробую описать как я вижу процесс разработки коллекции одежды.
Первое и самое главное, что нужно для коллекции — это Идея. Как говорит мой преподаватель — «от форточки» ничего хорошего не получится. И действительно, довольно сложно сделать целую коллекцию ни от чего не отталкиваясь и ни чем не вдохновляясь. Это может быть все что угодно: природа, архитектура, история. Источников творчества может быть несколько, и они должны быть конкретными. То есть не просто «русский стиль», а «гжель» или «русская архитектура», «народный костюм русского севера». Главное не переборщить, иначе получится не коллекция, а винегрет (кстати, интересный источник…)) Только учтите, что выбранный вами один или несколько источников должны прослеживаться во всей коллекции. Нельзя одну модель сделать в стиле модерн, а другую в стиле киберпанк.
Второе что нужно сделать — это решить кто и по какому случаю сможет вашу коллекцию носить. Иными словами в коллекции важна Адресность — для кого она предназначается. Это коллекция деловой одежды? Вечерних платьев для выпускного бала? Или может быть это театральный костюм и его предназначение — только подиум или сцена. Довольно плохо, если вы хотели сшить коллекцию повседневной одежды, а выглядит она как «недооткутюр», слишком театрально для жизни, и слишком просто для театра. Хорошо, если ваша коллекция многослойна, и в целом создает довольно интересный, пусть даже театральный образ, но стоит разобрать её на составные части и все спокойно можно носить.
Наглядный пример адресной коллекции «Дневник Нельсона» Степана Козявина (сам он — третий слева).
С первого взгляда становится понятно её назначение и целевая аудитория. Если считаете что в таком виде образы чересчур экстравагантны, попробуйте их разобрать и получите вещи простые, но с долей оригинальности.
Пример хорошей коллекции прет-а-порте «Из тьмы к свету» Александры Ульяновой.
А креативно-театральной коллекции — «Новый стиль» Екатерины Королевой.
Проанализировав первые два пункта можно выводить Концепцию коллекции. Какой вы хотите чтобы ваша коллекция была? Какое впечатление производила? Ну например вы выбрали в качестве вдохновения эпоху Модерна. Ей характерны плавные, текучие линии, мягкие формы, раснительный орнамент. И, допустим, при этом у вас — верхняя одежда. Это все влияет на создание
Конечно же важен Цвет. Сложно сочетать одновременно больше 3-4 цветов. Однако, если вы все-таки это делаете, старайтесь чтобы какой-то цвет доминировал, а какие-то служили ему фоном. Тут важны пропорции, сколько у вас в коллекции одного цвета по отношению у другому. Воспринимайте коллекцию как единое целое, а не каждую вещь по отдельности.
Как у Ирины Найдановой в коллекции «Город взлетающих драконов»
Следует также подумать об Ассортименте. Он конечно же зависит от назначения. У вас может быть коллекция, состоящая только из вечерних платьев, или в основном из пальто. Но если назначение позволяет, интереснее ассортимент разнообразить. Пусть будут и платья, и юбки, и брюки, пусть будет многослойность, жакеты, жилеты… И не забудьте о деталях вроде карманов, если одежда повседневная.
И еще — если вы готовите коллекцию к конкурсу — обязательно выберите номинацию, в которой будете участвовать и не выходите за её рамки. Имеет также смысл шить на 42 размер, потому что профессиональные модели на конкурсах носят именно его.
Подробнее о дизайнерских конкурсах в следующей статье.
И чуть не забыла на последок. Разработка коллекции штука довольно долгая, глаз может замылиться, поэтому полезно иногда абстраироваться от того что это ваше творчество, смотреть как бы со стороны спрашивать себя «А не ерунду ли я делаю?».
Надеюсь, была полезна=)
Как запустить востребованную марку одежды — The Village
Создание коллекции
Система работы в крупном и локальном бренде во многом различна. Гиганты индустрии стараются предсказать тренды на несколько лет вперёд. У них есть специальные люди, которые ездят по миру и собирают информацию о тенденциях во всех возможных сферах: от искусства до новых технологий. Они учитывают и экономические предпосылки. Когда у тебя сразу производятся тысячи единиц одежды на заводе в Китае, ты очень рискуешь, приходится быть дотошным, экономить на нитках и пуговицах. Так как мы пока небольшая марка, мы не придерживаемся чёткой сезонности и готовим небольшие капсульные коллекции четыре-пять раз в год. На создание коллекции у меня уходит порядка двух месяцев.
Я всегда начинаю с того, что просматриваю для вдохновения 60 любимых сайтов и блогов об одежде, разбираюсь в том, что сейчас наиболее актуально. Собираю свой мудборд, в котором могут быть и произведения искусства, и отрывки из фильмов, и фотографии подруги, и музыка. На сайте Style.com за полгода до официального выхода выкладывают новые коллекции, я подмечаю детали, которые наиболее часто появляются у всех брендов. Подготовив базу для вдохновения, я закрываюсь на несколько дней в квартире и рисую. По моим рисункам конструктор делает пробные лекала, затем мы отшиваем первые образцы, меряем, дорабатываем. Когда коллекция готова, мы фотографируем её для лукбука, рассылаем по магазинам и ждём реакции. В коллекции может быть, например, девять моделей в четырёх цветах. Не обязательно, что каждая из этих 36 вещей будет произведена больше, чем в одном экземпляре.
Выбор вещей
Байеры магазинов обычно хорошо знают своих покупателей и понимают, что те будет готовы у них купить. Одни берут в основном базовые классические вещи, другие, наоборот, выбирают более экстравагантные модели. Сначала заказывают пробную партию, затем, ориентируясь на спрос, закупают что-то дополнительно. У нас нет склада, на котором мы храним вещи, потому что мы всегда отшиваем определённое количество под конкретный заказ.
Постепенно мы поняли, какие модели уходят лучше всего, поэтому выделили отдельную линию Gills Classic. Это вещи, которые пользуются постоянным спросом вне зависимости от сезона. Если присмотреться, у всех мировых брендов есть своя база моделей, которую они воспроизводят год от года. Пиджак Chanel, классический свитшот Carhartt, туфли-лодочки. Это проверенные вещи, к которым можно добавить карманчик или поменять ткань, но по сути они всегда одни и те же. Самая продаваемая модель adidas — это классический чёрный спортивный костюм «три полоски». Бренды всегда зарабатывают на самых простых, базовых вещах. То же касается цвета: чёрный и серый всегда идут на ура, особенно в России. Мой бренд также основан на универсальных вещах и монохромной палитре. Из тканей я для работы выбрала футер, потому что именно его я чувствую лучше всего.
У меня есть принцип: я никогда не буду делать просто красивую вещь, на которой не смогу заработать. Когда я придумываю красивую и простую модель, я смотрю на то, попадает ли она в тенденции, считаю себестоимость её производства и высчитываю, за сколько она будет продаваться в магазинах. Если я понимаю, что за такую цену её никто не купит, она сразу перестаёт мне нравиться и я от неё отказываюсь.
Как создать свой бренд одежды: первые шаги в швейном производстве
Наравне с продуктами питания одежда всегда остается одним из самых востребованных товаров. Она является не только базовой потребностью для человека, но и возможностью для самовыражения. Отсюда и высокий спрос на модную одежду, что, безусловно, рождает интерес у потенциальных производителей швейных изделий.
Начинающая предпринимательница Марина задумалась о создании собственного бренда женской одежды и стала изучать условия ведения бизнеса в этой сфере. Российские дизайнеры, владельцы швейных производств и чиновники дали Марине несколько рекомендаций, которые помогут ей успешно запустить бизнес.
Кто шьет?
Первое, с чего стоит начать – определиться с бизнес-моделью, по которой вы будете строить и развивать свое дело. Здесь стоит выделить две популярные тенденции: вы можете организовать работу производства полного цикла или привлечь специалистов на аутсорсинге, которые возьмут на себя обязанности по пошиву одежды. Выбирая контрактное производство, разработайте максимально точное техническое задание. Чем подробнее вы опишете требования к изделию, тем меньше разочарований вас ждет при дальнейших этапах работы. Снизить риски в работе с аутсорсинговыми компаниями вам поможет грамотно составленный договор, в котором стоит отразить размер неустойки в случае несоблюдения графика работ. Кроме того, совместно разработайте калькуляцию по сырью, материалам и комплектующим на выпускаемые изделия, чтобы в дальнейшем избежать финансовых споров. А также не забудьте попросить у подрядчика гарантию на произведенные изделия.
Дизайнер, основательница бренда «Модный дом Kogel» Ася Когель рекомендует:
Я часто наблюдаю, как сначала предприниматели запускают швейный бизнес, а затем сталкиваются с трудностями в части производственных процессов, к которым не бывают готовы. Это всегда ведет к финансовым потерям компании. Поэтому, перед тем как инвестировать в бизнес или приступить к разработке коллекций, советую заранее погрузиться в производственные процессы. Если вы выбрали аутсорсинг, то досконально изучите работу тех швейных компаний, которые будут вам помогать в пошиве коллекций, узнайте сколько им требуется времени для выполнения заказа, посетите эти производства. Начинайте работу с небольших пробных партий. Изучите возможных поставщиков тканей, просчитайте временные затраты на их поставку и растоможку, выясните объемы минимального заказа. Это позволит вам заранее быть готовым ко всем трудностям.
А если запустить свое производство?
Если вы выбрали запуск собственного швейного производства, то в статью расходов вам придется заложить траты на аренду помещения, покупку оборудования и организацию рабочего пространства. Кроме того, вам предстоит сформировать команду, и здесь не обойтись без конструктора, технолога, швей, талантливого маркетолога и, конечно, дизайнера, если вы сами им не являетесь.
Создательница брендов «Модный дом Виктории Тишиной» и «Ведунья» Виктория Тишина советует:
Если вы планируете выпускать до 500 единиц продукции в месяц, то вам подойдет помещение до 80 кв. м. Запуская швейное производство, очень важно соблюсти все требования пожарной безопасности: пол должен быть с твердым покрытием, здание оборудовано аварийными выходами, установлена противопожарная сигнализация и средства индивидуального пожаротушения. Ваши сотрудники должны быть обеспечены достаточным количеством света не только общего, но и индивидуального при каждом рабочем месте. Помните, что ткань – пыльный материал, поэтому убедитесь, что в помещении хорошая вентиляция и позаботьтесь о систематической влажной уборке. При выборе оборудования посоветуйтесь с вашим технологом – именно он, понимая специфику пошива будущей коллекции, сориентирует по необходимой технике. Это убережет вас от ненужных трат.
Где найти поставщиков ткани?
Подходящую ткань вы можете найти на крупнооптовых и мелкооптовых складах и в магазинах, где вам представят широкий ассортимент продукции как по цене, так и по странам-производителям. Если у вас нет возможности посетить такие склады, всегда можно купить материалы онлайн. Всегда просите поставщика предварительно отправить вам образцы ткани, чтобы иметь представление о ее качестве и фактуре.
Еще один популярный вариант – это крупные российские и международные текстильные выставки, где есть возможность договориться напрямую с производителем или дистрибьютором, получить образцы для проработки изделий и даже получить льготные условия по заказу.
Дизайнер, основательница бренда женской одежды «Модный Дом Kogel» Ася Когель рекомендует:
Также я советую обратиться к услугам агентов по тканям, часто они выступают посредниками между российскими заказчиками и иностранными тканевыми фабриками. Как правило, это российские компании, продающие ткани известных международных фабрик. На фоне общего числа заказов, особенно если вы начинающий предприниматель, для фабрики ваш – достаточно маленький, поэтому он не будет таким приоритетным в реализации. А вот агент, собирая большое число заказов, представляет для фабрики гораздо больший интерес, поэтому работа с ним – всегда первоочередная. Когда впоследствии возникают спорные вопросы – по качеству или срокам поставки, гораздо эффективнее их урегулировать получается у агента. При этом, свою комиссию агент получает от фабрики, а не от вас. Агентов можно найти на текстильных выставках или через интернет.
Какие документы необходимо получить на готовую продукцию?
Помните, что одежда требует отдельной сертификации, подтверждающей ее соответствие всем установленным требованиям безопасности. Она проводится в аккредитованных (получивших разрешение на деятельность от государства – прим. ТАСС) центрах по сертификации, куда вы предоставляете образцы одежды для проведения испытаний и необходимый пакет документов. С их перечнем можно ознакомиться на сайтах таких центров. После прохождения сертификации, вы можете начать продажу своей продукции.
Совладелец компании детской одежды «Бамбинизон» Иван Сергеев отмечает:
Без сертификации своего товара вы не сможете зайти ни на одну торговую площадку. Выбирая лабораторию, тщательно изучите все отзывы, посоветуйтесь с коллегами. Очень важно, чтобы она имела аккредитацию, при этом не обязательно, что она располагалась в вашем регионе. В зависимости от типа одежды вам выдадут или сертификат, или декларацию соответствия. Документы изготавливаются около трех недель с момента подачи. Правильно и точно распишите ассортимент, на который вы получаете сертификат или декларацию, согласно государственному стандарту (ГОСТ – прим. ТАСС) укажите наименование тканей отдельно для текстиля и для трикотажа. Иначе потом вам придется делать повторный документ, что снова повлечет финансовые затраты.
Где продавать?
Заранее определитесь на каких площадках вы будете реализовывать свою продукцию. Это могут быть онлайн-продажи через интернет-магазины или оптовые продажи в мультибрендовых магазинах через байеров (эксперт, который ориентируется в новинках и тенденциях современной моды, формирует модные коллекции для магазинов и бутиков – прим. ТАСС). Возможно, вы решите развивать собственную сеть магазинов, офлайн-розницу или франшизу, совмещая несколько путей одновременно. Исходя из выбранной вами площадки продаж, вам придется сформировать стратегию продвижения своего бренда, в соответствии с которой будет построена работа.
Дизайнер, основательница бренда женской одежды «Модный Дом Kogel» Ася Когель отмечает:
Наладить продажи в мультибрендах можно через участие в крупных российских и международных модных выставках. Там вы не только сможете представить свою коллекцию, но и пригласить на просмотр байеров, которые там же могут сделать свой предзаказ. Участие в таких выставках требует финансовых вложений, но всегда можно обратиться за поддержкой в Российский экспортный центр. И если выставка входит в перечень ключевых, то они возьмут на себя расходы за ваше участие. Еще один вариант работы, за которым, я считаю, будущее – формат шоурумов. Здесь агенты собирают несколько брендов близких по стилистике и организуют дважды в год показы для байеров. За такую услугу агенту придется заплатить определенный процент за продвижение коллекции.
Создательница брендов «Модный дом Виктории Тишиной» и «Ведунья» Виктория Тишина советует:
Разрабатывая свою коллекцию, заранее заложите ее дополнительную ценность. В этом вам поможет грамотный маркетолог. Зачастую дизайнеры выпускают продукцию, а потом не понимают, почему она не популярна на рынке, а все потому, что рынок не понимает ее ценности. Поэтому разработайте миссию своей компании, сформируйте ценность вашего товара, и тогда вам удастся успешно его реализовать.
Могу ли я рассчитывать на поддержку властей?
В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» существует ряд инструментов, которые помогут начинающим дизайнерам привлечь льготные заемные средства на развитие своего дела. Так, программа льготного лизинга оборудования дает возможность закупить по ставке 6% годовых отечественное и 8% иностранное швейное оборудование. А программа кредитования предпринимателей, разработанная Минэкономразвития РФ, со ставкой, не превышающей 8,5% годовых, пополнить оборотные средства или сделать дополнительные инвестиции в бизнес.
До конца 2019 года предприниматели из сегмента легкой промышленности могут успеть воспользоваться программами поддержки Минпромторга РФ по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для технического переоснащения, увеличения объемов производства или пополнение оборотных средств.
Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов отмечает:
С 2020 года начнется трансформация системы господдержки, оказываемой Минпромторгом, в том числе и для предприятий легкой промышленности. Ведомством разработан и внесен в Правительство проект постановления «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета, направленных на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции». В этом документе предусмотрен механизм финансирования расходов лизинговых организаций на обеспечение легкой промышленности оборудованием. Также предполагается создание универсального механизма поддержки кредитования предприятий промышленности, в том числе и легкой промышленности, в потребительских отраслях на пополнение оборотных средств.
Как создать свой собственный бренд
Публикация будет интересна тем, чьё хобби уже переросло в небольшой бизнес и тем, кто только на пути к этому.
Согласитесь, не каждый располагает приличной суммой денег, для того чтобы обратиться в брендинговое агентство, но практически каждый хотел бы иметь свой четко организованный бизнес-проект, а не просто заниматься самодеятельностью.
Давайте же разберемся в том, что такое бренд.
Мы очень часто встречаем в современной жизни это понятие, но зачастую говорим и воспринимаем это слово не корректно.
«Она гонится за брендами….», «Богатые любят бренды», «Бренды — это дорого» — вот самые частые заблуждения, которые мы слышим.
Chanel, Rolex — это бренды (люксовые и дорогие), но Auchan и Chupa-Chups — тоже бренды (в другом сегменте и с другой ценовой политикой).
Бренд — это совокупность элементов, цель которых, сделать компанию отличимой от других компаний и придать ей уникальности.
Разберем ошибки любительского брендинга на примерах:
Здесь приведены примеры смешных и даже абсурдных названий. Может, кому-то они покажутся креативными, но авторы таких «имен» вряд ли относятся серьезно к своим компаниям. Не повторяйте чужих ошибок 🙂
Также начинающие предприниматели, подражая именитым маркам, придумывают себе девиз или слоган. Не очень успешным вариантом будет слоган: «Товары для ВСЕХ!!!!! Я их люблю, и Вы полюбите!!!!»
Чтобы создать или хотя бы начать создавать свой бренд, нужно знать об элементах и этапах создания бренда.
Элементы бренда:
1. Торговая марка. Название и логотип.
2. Идентичность. Уникальное смысловое содержание бренда, которое отличает его от конкурентов.
3. Основные элементы бренда. Слоган, фирменный стиль, музыка (звуковой сигнал).
Этапы формирования бренда
1. Провести исследование.
а) составить список всех потенциальных конкурентов;
б) изучить ценовую политику конкурентов. Найти усредненную цену на 1 единицу. Например, средняя цена на браслет у фирмы конкурента;
в) проанализировать «+» и «-» по личной оценке. Отметьте то, что вам понравилось, чтобы улучшить и частично использовать в своем проекте. Отметьте, что не понравилось, чтобы не допустить подобных ошибок.
Это первый и самый важный этап брендинга, не пренебрегайте им! Особенно если вы впервые пытаетесь выйти на рынок с собственной продукцией, ведь может получиться так, что вы упустите, по неопытности, важную деталь, (например, не придумаете «манящие» названия вашим творениям, или не будете прикладывать рекламный буклет с вашей продукцией при отправке покупателю, не сделаете брендованную упаковку для ваших товаров или поставите слишком высокую цену и так далее) в результате покупатели не придут и не купят, или не вернуться к вам вновь.
2. Найти свою целевую аудиторию.
Вернемся к примеру приведенному выше. «Товары для Всех!!!» Предприниматели придумывают такие слоганы в надежде, что все придут к ним и все раскупят, а не придет ровным счетом никто, потому что такой целевой аудитории просто не существует. У всех разный возраст, пол, желания, увлечения и достаток. Возможно эта информация никак не отразится в названии компании или логотипе, но при личном общении, при рекламных акциях, да и при пополнении товара вы будете знать, что вам нужно и для кого вы это делаете, в общем, не будете распыляться и гнаться за всеми зайцами сразу.
а) определитесь с возрастом аудитории;
б) определитесь с ценовой политикой.
3. Сформулировать и описать философию.
а) уникальность. Этот пример, не в лучшем его варианте, приведен выше. «Я их люблю и вы полюбите» Придумайте что-то посильнее этого, это уже пару тысяч лет как не уникально. Например, ставка на эксклюзивность. В единственном экземпляре, натуральное, гипоаллергенное, созданное 2-х летним ребенком, раритетное, экологически чистое и так далее;
б) выгода. Этот пункт нужен чтобы не зацикливаться на себе. Понятно что ваши изделия это то что вы чувствуете и хотите делиться этим с миром, но покупателю важнее что получит ОН;
4. Придумать название.
Нейминг — создание грамотного красивого названия, отражающего вашу деятельность и в лучшем своем варианте интригующее заказчика/покупателя.
Все названия можно классифицировать, то есть разделить на виды.
Виды названий:
1. Именные названия. Например: Alexander McQween, Louis Vuitton,Giorgio Armani. Такие названия подходят для компаний, которые уже зарекомендовали себя на рынке. Если вы начинающий предприниматель, будьте осторожны с данным видом названия, ваше имя на баннере, конечно, придает вам статусности и является уникальным. Но представьте, вы купили бижутерию у «У Елены», и она вам не понравилась, а через год «У Елены» начала создавать шедевры, но её имя ассоциируется у покупателей со скучными украшениями. Помните, что лучше произвести ребрендинг, когда вы станете профессионалом, чем посеять семена сомнения у покупателей по поводу вашего ИМЕНИ.
2. Описательные названия. Например: Мир игрушек/текстиля/колбас. Бывают, конечно, и лучшие варианты. Продавец сразу заявляет нам, что именно мы увидим в магазине. Данный вид названия является самым слабым, не считая, конечно, товаров первой необходимости (продукты, аптека… товаров, которым интрига в названии не нужна).
3. Контекстные, завуалированные. Большое число названий брендов совершенно не понятны потребителю, пока ради интереса не начнешь искать значение этих слов. К примеру, мало кто знает, что NIVEA с латинского языка переводится как «белоснежный», а название компании «Daewoo» с корейского языка переводится как «большая Вселенная». Такие названия как минимум интригуют и вызывают интерес зайти в магазин и узнать что же все-таки там продают.
4. Неологизмы. Выдуманные слова. Например: Яндекс,Pampers, Google, Pepsi, Coca-Cola и так далее. Обычно это одно слово или два рифмующихся/ритмично связанных. Такой вид названий отлично идентифицирует фирму и хорошо запоминается (слово должно быть коротким, но ёмким!). Это самый выигрышный вид названий в нейминге, он дает максимум уникальности и интереса.
Хорошие нейминговые агентства, где вам могут придумать классное название с учетом всех желаний и характеристик вашего бизнеса стоят больших денег, а в дешевые лучше вообще не обращаться. Там вы получите название составленное из первых букв вашей фамилии и имени, а это вы сможете сделать и сами.
5. Разработать фирменный стиль.
Неотъемлемой и для некоторых брендов самой важной составляющей является логотип. Логотип — это уникальная графическая форма выражения идеи бренда. Перед вами стоит трудная задача, в соответствии с которой, необходимо создать простой, но максимально запоминающийся знак, использование которого будет возможно в полиграфической продукции, в интернете, на больших баннерах и маленьких флаерах, может быть напечатано, вышито или нарисовано от руки. При этом дизайн логотипа не должен быть примитивным, и отвечать художественным требованиям к гармонии, форме, композиции и цвету, вызывать у потребителей необходимые эмоции.
Создание графического фирменного стиля логически вытекает из заданного логотипом направления и с одной стороны действует в абсолютно том же ключе, а с другой придает бренду большую вариативность и свободу в общении с потребителем и презентации своего продукта.
Разработка фирменного стиля компании или продукта чаще всего предусматривает определение фирменных цветов, фирменных шрифтов, основных графических форм, узоров, стиля оформления корпоративных и рекламных материалов — набор может быть расширен или сокращен в зависимости от задач и специфики бренда.
Спасибо что дочитали до конца! Конечно, это минимальные знания, но надеюсь, они помогут вам образоваться в вопросах брендинга.
Как сделать свою марку одежды в России — Look At Me
6 мая создатели марки Oh, my Надя Стасова и Сергей Ковеленов провели в Петербурге мастер-класс, где на примере собственной марки Oh, my knits! рассказали, как сделать свою марку одежды в России. Look At Me публикует транскрипцию мастер-класса.
Отечественная модная индустрия находится в опале. О ней любят говорить, проводят круглые столы, обсуждают, но на деле мало чего происходит. Есть даже миф, что этим заниматься неинтересно и невыгодно. Мы бы хотели развеять этот миф: заниматься этим не только интересно и выгодно, но можно это делать, не ущемляя собственного чувства стиля и вкуса.
Модная индустрия — это производство, пресса и магазины. Производство — это и дизайн, и изготовление ткани и пошив, и производство фурнитуры. Без прессы индустрия тоже не может существовать, потому что люди должны о вас узнавать. И без магазинов тоже, ведь продажи — это главное.
У каждой компании есть концепция. Раньше нам казалось, что это дурацкая штука, но потом мы поняли, для чего она нужна. Надо, чтобы каждый сотрудник понимал, что он делает и для чего. Поэтому мы сели и написали, про что наша марка Oh, my и что мы хотим сделать. А хотим мы сделать в России марку недорогого трикотажа, по всем параметрам соответствующую уровню стабильного европейского бренда. И ориентировать ее не только на российский рынок, но сделать узнаваемой и продаваемой во всем мировом фэшн-сообществе.
Надо понять, есть ли для вас ниша на рынке. В России, с одной стороны, полно люкса, а с другой — есть огромное количество розничных сетей, где редко встретишь что-то интересное. А между ними пустота. Конечно, есть хорошие бренды небанальной и при этом недорогой дизайнерской одежды, которую может купить каждый из нас. Но этих брендов не так много, чтобы они формировали какую-то тенденцию. Мы поняли, что на рынке дыра, и мы вполне можем начать ее заполнять.
Очень важно иметь слепую веру в себя. Потому что помимо каких-то объективных моментов бизнеса и работы есть магия, когда все как бы само собой срастается. Но бизнес-составляющая тоже очень важна, без расчета ничего не получится. То, что мы шьем, надо будет продать так, чтобы потом заново пошить и, может быть, даже заработать.
Предположим, что к сентябрю мы хотим запустить марку одежды. У нас три месяца, за которые, не имея ничего, кроме некоторого количества средств, мы вполне можем успеть. Временной план делится на этапы работы. Каждый этап — в свою очередь на пошаговый процесс на пути к готовым вещам.
Для начала мы просто лазили по интернету и собирали картинки, которые нам нравятся. Мы четко понимали, что хотим делать недорогой хороший трикотаж. Есть American Apparel, есть H&M, есть еще куча чего, а у нас своей марки такой нет. Собрав много картинок, мы определились, какие мы хотим делать вещи. У нас было несколько категорий вещей: майки, футболки, лонгсливы, водолазки и худи.
Определиться с моделями надо до 6 июня. До 11 июня — нарисовать эскизы. Параллельно надо заниматься поиском конструктора, который все это для вас будет делать, потому что вы конструировать не умеете. Конструктор — профессионал, и он в итоге поймет, чего вы хотите. Процесс конструкции, если коллекция небольшая и вещи более-менее похожие (например, 10 несложных платьев), занимает месяц. Конструктора можно нанять на стороне, а можно взять в штат.
Параллельно надо искать ткань и фурнитуру. Ткань в России купить негде. И хорошую фурнитуру тоже — так, чтобы было дешево. У нас есть магазины, есть склады, но то, что там продается, — дорого и не лучшего качества. Поэтому мы заказываем ткань в Прибалтике, что в итоге получается дешевле, чем покупать ее здесь. Найти все это несложно, если у вас есть Google и Yandex. Вы находите поставщика, он высылает вам образцы, а вы, уже походив по магазинам и складам у нас, понимаете, чего хотите. Вы можете купить футболку, отправить им и сказать: я хочу такую ткань, такие свойства, такой состав. Еще надо иметь в виду таможню. Зимой нам ткань шла два с половиной месяца. Но если все делать грамотно, найти хорошего посреднка, то будет недолго. Самим лучше этим не заниматься.
Параллельно надо искать производство. У нас в стране высокотехнологичного производства нет, зато возможностей сшить футболку из полотна — завались. В Петербурге этого делать не стоит — дорого. Но это можно сделать в Ленинградской области, где швея зарабатывает не 20 000 р., а 10 000 р., и себестоимость вещи получается очень невысокая. Производство тоже можно найти в интернете. Вот вы уже готовы отправить разработанные лекала на производство.
В это время начинается работа с прессой. Пусть вы еще не знаете точно, какая будет обработка у рукавов и ворот у футболки, вы должны уже точно понимать, кто ваша аудиория и в каких журналах вы хотите увидеть материалы о себе. Надо иметь в виду, что номер в среднем сдается за месяц, и если вы хотите попасть в печатное издание, то нужно месяца за два выслать пресс-релиз, на который бы журналисты обратили внимание, и съемку, чтобы они поняли, про что им предлагают написать. За этот месяц вы уже должны четко понимать, какая у вас есть ткань, вы берете 10 метров этой ткани, шьете из нее разработанные вами модели и снимаете их. У вас получаются красивые фотографии вещей еще до того, как эти вещи у вас есть на самом деле. И за два месяца, пока верстаются журналы, у вас уже есть что им отправить и что им сказать.
Пресс-релиз. Главная проблема большинства пресс-релизов — что вместо конкретной информации журналистам приходится читать, в каком прекрасном летящем образе вы будете гулять по городу. И таких сообщений у журналиста в ящике 50 штук, поэтому он их открывает и сразу закрывает. Пишите как есть: вы представляете из себя такую-то марку, она интересна благодаря тому-то и тому-то. На вас стоит обратить внимание, потому что это красиво и при этом дешево. Или такого никто до вас не делал. Адреса журналистов вы найдете, если подойдете к киоску и купите те журналы, которые вас интересуют. Пишите каждому журналисту отдельное письмо. Написали скопом — получили скопом ответ «нет». И главное: хороший пресс-релиз стоит столько же, сколько плохой, и хорошая съемка стоит столько же, сколько плохая. Надо это иметь в виду.
Когда вещи готовы, их надо отправить в магазин. Для этого к себестоимости вещи надо прибавить еще и вашу наценку. Это называется добавочная стоимость. Вот, например, платье: если к его стоимости вы прибавите 100 % и в магазине к нему прибавят еще 100 %, оно будет стоить 1 500 р. Но у вас платье такое крутое, что оно продастся и за 3 000 р. Значит, вы можете прибавить больше. У добавочной стоимости нет четкого коэффициента. Но на начальном этапе надо прибавлять побольше, так как у вас по ходу дела еще будет куча ошибок, косяков, задержек, и это все будет стоить денег. И пока у вас маленький оборот, эти ошибки нужно застраховать.
Используйте интернет. Не думайте про показ, он вам не принесет никакого результата, так как у нас нет индустрии. Зато если вы сделаете красивый сайт, эффект будет куда больше.
Придумывайте спецпроекты. Часто печатному изданию неинтересно публиковать у себя новость, про которую еще два месяца назад написали 150 комментариев на Look At Me. Поэтому можно придумывать всякие интересные вещи — например, лимитированную коллекцию, о которой никому не рассказывать, кроме редакторов печатных изданий.
Используйте все бесплатные возможности. Публикация — это инструмент продаж. Когда появилась марка Oh, my posh!, о ней написали целую страницу в «Афише», и все к нам приходили и спрашивали: «Сколько вы заплатили?» Вы не поверите, но такого понятия, как оплата публикации, для хорошего журнала не существует. Красивое видео и фотографии тоже можно снять бесплатно, и в этом нет ничего позорного.
Помогите магазину. Для магазина вы являетесь партнером, ему интересно вас продавать, на вас зарабатывать. Поэтому распечатайте прайс, подготовьте красивые лукбуки, это будет стоить вам 5 000 р., но это будет инструментом, который вам поможет лучше продаваться. Лукбук — это банально, хорошо сфотографированые на белом фоне вещи, где подписаны артикулы, состав, цвета и размеры.
Думайте о том, куда вы будете двигаться дальше. Если вы потратили на первоначальный проект свои деньги, то потом можно найти инвестора, который позволит вам выйти на новый этап. Вам уже будет с чем к нему пойти.
Как создать свою коллекцию одежды
Вам понадобится
- — альбомы по искусству;
- — учебники истории;
- — книги по истории искусства;
- — фотоаппарат;
- — карандаши, краски, фломастеры;
- — ткани;
- — фурнитура;
- — швейная машина;
- — оверлок.
Инструкция
Найдите идею, которая будет вдохновлять вас на создание коллекции. Это должна быть тема, объединяющая все наряды в одно целое. Именно благодаря идее коллекция отличается от простого набора хорошо сшитых вещей. Вы можете использовать для вдохновения историческую одежду или народные костюмы. Очень большой успех может иметь коллекция, созданная по мотивам различных направлений в искусстве. Придумайте название для коллекции. Сделайте первые наброски силуэтных форм. Определите цветовую гамму. Еще раз сравните предварительные эскизы с первоначальной идеей, выберите лучшие. Ведущие дизайнеры признаются, для того, чтобы создать коллекцию из 10-12 нарядов, приходится обрабатывать до полутысячи эскизов.Определяя цвет и формы, не забывайте об общепринятых правилах создания коллекции. Все дизайнерские школы соглашаются с необходимостью единства нюанса, подобия и контраста.Контраст — это резкая противоположность. Он может выражаться в цвете, форме, фактуре материала, в объеме. Например, жесткий, угловатый верх и мягкий округлый низ.Подобие – повторение одного и того же элемента в различных вариациях. Нюанс – элемент, создающий живописные, интересные связи между различными элементами наряда.
Отталкиваясь от общей идеи коллекции, определите цветовую гамму. Старайтесь избегать как монохромности, так и излишнего многоцветия. Безграмотный цветовой баланс резко бросается в глаза и понижает ваш рейтинг дизайнера. Многие модельеры добились известности только благодаря умению нестандартно работать с цветом. Базовый цвет должен занимать чуть более половины цветовой гаммы вашей коллекции. На дополнительный цвет отводится около трети. Оставшиеся проценты предназначены для акцентирующих оттенков.
На основании отобранных эскизов и цветовой гаммы создаются макеты моделей. На этом этапе принимается решение об отделке. Один эскиз может послужить основой для нескольких макетов. Затем из них выбирается лучший. Именно этот вариант войдет в коллекцию.
Отправляйтесь в магазин и займитесь подбором тканей и фурнитуры. Обязательно отталкивайтесь от идеи коллекции, а не от понравившейся ткани. Бывает, что в магазине сложно сделать выбор между несколькими тканями близкими по цвету, или рисунку. Вам стоит купить все понравившиеся ткани небольшими лоскутками по 10-15 см. Они пригодятся вам для того, чтобы сделать «выкраску». Этим термином художники называют процесс подбора красок. Для этого все имеющиеся краски наносятся на белый фон. После высыхания, определяются краски, наиболее соответствующие замыслу художника. Вам предстоит наклеить выбранные лоскутки на картон и определить ткани, идеально сочетающиеся друг с другом и подходящие вам для дальнейшей работы. Выбрав ткани, подберите к ним фурнитуру.
Пришло время шить. Если у вас есть на примете друзья со стандартными фигурами, готовые поработать для вас моделями, заранее определите, кто какую модель будет демонстрировать. И шейте готовое изделия именно для данного человека. Обращайте внимание на тщательность исполнения швов, точность кроя, обработку срезов. Не секрет, что такие мелочи могут полностью испортить впечатление от всей коллекции.
Подберите аксессуары, с которыми будут демонстрироваться ваши работы. Часто дизайнеры изготавливают аксессуары самостоятельно, чтобы они полностью соответствовали духу коллекции.
Создайте портфолио. Лучшим выходом будет договор с профессиональным фотографом и фотосессия в хорошей фотостудии. Но если у вас нет финансовой возможности, можно ограничиться обычной домашней фотосъемкой. Постарайтесь обеспечить для вашей коллекции подходящий фон. Например, модели, созданные по мотивам русских народных костюмов, прекрасно будут смотреться среди берез или в интерьере деревенского дома.
Постарайтесь создать в своем портфолио настроение, отвечающее заявленной теме.
Выкладывайте свои фотографии на сайтах, посвященных моделированию одежды, сделайте рассылку в известные фирмы, занимающиеся производством одежды. Школы дизайна также не обходите стороной. Не стоит стесняться, в худшем случае вам просто не ответят. Так что наберитесь смелости и терпения, и в бой.