Фото дымка: Дымковская игрушка (история+фотографии) от 29 мая 2009 | Екабу.ру – Attention Required! | Cloudflare

Дымковская игрушка (история+фотографии) от 29 мая 2009 | Екабу.ру

Дымковская игрушка — едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров.

Сначала немного истории 😉

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

история промысла, технология создания, фото :: SYL.ru

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Дымковская игрушка

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

Дымковский промысел в советский период

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, — А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Дымковская игрушка: история

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

ТипСоставОписание
Женские образыБарыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках.Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образыКавалеры.Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
ЖивотныеПервоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы.Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
ПтицыУтки, индюки, петухи.Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки — в оборчатых пышных пелеринах.
КомпозицииГруппы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные.Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Дымковская игрушка: фото

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже – колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Дымковская игрушка лошадка

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

Дымковская игрушка поэтапно

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Рисование дымковской игрушки

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников – это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) – это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Современное состояние промысла

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации — коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

Дымковская народная игрушка

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки — наряду с другими художественными промыслами — говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Вы видите жар-птицу? Продолжайте читать, чтобы узнать, как сотворить такую магию

Хотели бы вы научиться немного «фотомагии»? Фокусник, не желающий раскрывать свои секреты, может сказать, что его трюк был сделан с помощью «дыма и зеркал». Выражение говорит о неком обмане зрения для зрителя. Но в этой статье не будет никакого обмана, вы действительно будете фотографировать дым, а затем зеркально отражать его изображение для создания интересных эффектов. Так что это будут действительно дым и зеркала. Начнем?

Инструменты, использованные для нашего «трюка»

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Все, что понадобилось, присутствует на этом фото

Для такой фотографии подойдет большинство фотокамер с ручным управлением и ручной фокусировкой. Понадобится внешняя вспышка, подключенная к камере проводным или беспроводным способом.

Лучше всего использовать объектив, который позволит сфокусироваться на объекте на расстоянии около 1 метра. Снимки ниже были сделаны с объективом Canon 50 мм f/1,8, установленного на камеру Canon 50D.

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Упаковки из 40 ароматических палочек из дешевого магазина вполне достаточно для фотографирования дыма

Нужна внешняя вспышка, встроенная вспышка на камере не подойдет. Вы будете устанавливать вспышку сбоку от объекта, чтобы она освещала столб дыма, направленный перпендикулярно направлению камеры. Пригодится стенд (подставка), на котором можно будет установить объект. Не надо, чтобы какой-либо свет попадал на задний план или светил в камеру, поэтому пригодится снут, который направит луч вспышки на столб дыма. Можно смоделировать «шторку осветительного прибора» из картона (или даже ленты). Нужно сделать все, чтобы свет был направлен только на дым.

Вспышка даст много света, а также «заморозит» движение, поэтому не надо беспокоиться о размытости. Штатив просто поможет скомпоновать кадр и обеспечить некоторую согласованность. Если у вас нет штатива или вы просто предпочитаете держать камеру в руках, это тоже годится.

Чтобы лучше видеть дым и обеспечить большую гибкость при постредактировании, лучше всего подойдет черный или очень темный фон. Пригодится черный плакат, черная ткань, черная сторона отражателя. Можно использовать что-то небольшое, поскольку столб дыма тоже будет относительно небольшим.

  • Дымообразующий объект

Благовония, которые выпускаются в форме палочек, очень хорошо подходят для этого вида дымовой фотографии. Дешево, горит долго и производит именно тот вид дыма, который необходим.

  • Место нахождения

Съемка на улице вряд ли сработает, ведь даже малейшие воздушные потоки будут влиять на рисунок дыма. Съемка в жилом помещении, особенно в современном доме, может быть хорошим способом проверки встроенных детекторов дыма, но тоже не годится для съемки дыма. Подойдет гараж или любое другое техническое помещение. Там темно, воздух неподвижен, и после сеанса легко открыть дверь и проветрить. Просто знайте о необходимых требованиях: неподвижный воздух, никаких детекторов дыма (или даже временно отключенных), возможность сделать комнату темной, а также дверь или окно, которые вы можете открыть позже, чтобы проветрить.

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Рисунок выше показывает базовую установку. Поставьте камеру на штатив на расстоянии около метра от места, где будет горящая ароматическая палочка. Можно приклеить палочку к подставке с помощью того же студийного тейпа.

Фон должен быть в полуметре за ароматической палочкой. Расположите вспышку таким образом, чтобы она находилась сбоку от камеры и была направлена перпендикулярно к углу камеры. Вы будете сбоку подсвечивать дым. Некоторые фотографы также размещают отражатель на противоположной стороне, чтобы отражать немного света. Можно поэкспериментировать и посмотреть, насколько все это будет хорошо работать. Снимки в этой статье сделаны с использованием только одной вспышки. Важно, чтобы на фон не попадал свет. Для этого используйте снут.

  • Настройки камеры и вспышки

Чтобы вы могли видеть ароматическую палочку в затемненной комнате, используйте фонарик или другое приглушенное освещение. Сфокусируйтесь на кончике палочки, затем выключите автофокус — он может помешать, поскольку во время съемки фокус может автоматически последовать за клубами дыма.

  • Снимайте в режиме RAW. Позже это даст большую гибкость редактирования.
  • Установите для камеры значение ISO около 200, f/8 и около 1/60 секунды.
  • Выключите вспышку.
  • Сделайте снимок, прежде чем зажечь ароматическую палочку в затемненной комнате.
  • Вы должны получить полностью черный кадр.

Теперь переведите вспышку в ручной режим и установите ее примерно на половину мощности. Вы должны были уже подключить ее к камере с помощью шнура или установить радиосинхронизатор, чтобы она срабатывала при срабатывании затвора.

Сделайте снимок при включенной вспышке, и вы сможете увидеть только ароматическую палочку.

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Это изображение прямо из камеры. Обратите внимание на кончик ароматической палочки внизу справа

  • Фотографируем

Зажгите ароматическую палочку, погасите пламя, при этом из кончика поднимется тонкий столб дыма. Сделайте снимок и проверьте его. Он сфокусирован? Убедитесь в этом, вы же не хотите делать целую серию снимков только для того, чтобы потом выяснить, что они все размытые. Если нужно отрегулировать фокус или, возможно, перейти к меньшему f/stop для большей глубины резкости, сделайте это сейчас.

Также проверьте экспозицию. Если слишком ярко, уменьшите мощность вспышки или уменьшите ISO. Если дым слишком тусклый, сделайте наоборот. Вы хотите ясно видеть только дым и больше ничего. Если все выглядит хорошо, продолжайте делать снимки. Изредка взмахивайте рукой возле столба дыма или осторожно дуйте на него, чтобы изменить рисунок дыма – для разнообразия.

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Это то же изображение, что и предыдущее, но оно зеркально отражено по горизонтали и окрашено градиентом

  • Основное редактирование

Выбор программы — ваше личное дело. Настройте черный, чтобы оставить только детали белого дыма. Затем настройте белизну, блики, тени, экспозицию и контрастность по своему вкусу. Если есть элементы, которые вы хотите удалить, закрасьте их черной корректирующей кистью или, например, используйте слои и маски в Photoshop.

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Использован программный пакет Gordian Knot. Изображение было зеркально отражено как по горизонтали, так и по вертикали, а затем окрашено с помощью градиента.

  • Зеркала, цвета и абстракции.

Вы получили дым, а теперь как насчет зеркал? Да, белые рисунки дыма на черном фоне интересны, но вы можете пойти еще дальше. Тут использован Corel Paintshop Pro, но Photoshop тоже подойдет, как и любой фоторедактор, который поддерживает слои.

Основные шаги в обработке

  • Откройте в редакторе фото дыма. Выберите все изображение и скопируйте его.
  • Вставьте скопированное изображение поверх себя как новый слой.
  • Отразите (переверните) верхний слой по горизонтали или вертикали. (В Photoshop: Редактировать, Преобразовать и Отразить по горизонтали или по вертикали).
  • Измените режим наложения на верхнем слое на «Замена светлым» («Lighten»). Теперь вы увидите зеркальный верхний слой, наложенный поверх нижнего, получатся некоторые интересные узоры.
Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Снимок дыма позже окрашен в зеленый цвет

 

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Тут изображение реверсировано так, чтобы оно было негативным (черный становится белым, а зеленый — фиолетовым), затем отражено как по горизонтали, так и по вертикали

Вы можете перемещать слои таким образом, чтобы они по-разному перекрывали друг друга, и изменять рисунок. Можно увеличить холст и поместить зеркальное изображение рядом или даже иметь несколько слоев с изображением, перевернутым как по горизонтали, так и по вертикали. Вы сейчас вошли в сферу абстрактного искусства, где все возможно.

Добавим цвет?

Создайте еще один слой в верхней части стека и заполните его градиентом. Теперь используйте режим наложения «Перекрытие» (Overlay) или «Мягкий свет» (Soft Light) и наблюдайте, как ваш дым приобретает цвета градиента.

Если вы хотите вручную нарисовать дым, создайте пустой слой сверху. Переключите режим смешивания в режим «Перекрытие» (Overlay) и с помощью инструмента «Кисть» и любого цвета закрасьте дым, наблюдая, как белый дым приобретает этот цвет, а черный остается нетронутым.

Попробуйте поместить фотографию на верхний слой и переключить режим наложения на этом слое на «Перекрытие» (Overlay).

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Похоже на чернильные пятна Роршаха

Дым на других фотографиях

Иногда нужно показать дым на фотографиях, которые не являются абстрактными. Тут работает та же основная техника с боковым освещением.

«Горячие перцы» были «зажжены» двумя вспышками, по одной с каждой стороны от вазы и ароматической палочкой, помещенной внутри и позади перцев в вазе.

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Псевдодым

Еще один трюк. Возьмите зубную нить, немного перетрите ее и привяжите к фонарику или маленькому фонарику, чтобы свет просвечивал по всей длине нити на объект съемки. Теперь установите длинную выдержку, во время которой нужно держать нить постоянно в движении. Получится «бездымный дым».

Как сделать интересные абстрактные фотографии дыма

Похоже на дым, но это не так

Чувствуете какое поле для того, чтобы развернуться во всю ширь творческой натуре? Дерзайте!

Фото тега дымка. 35photo.pro

11 апр, 2017
Comments / View: 5348

714

31 авг, 2016
Comments / View: 2786

362

13 май, 2018
Comments / View: 1159

249

24 окт, 2016
Comments / View: 1136

223

11 ноя, 2012
Comments / View: 15643

222

01 авг, 2016
Comments / View: 875

222

29 мар, 2016
Comments / View: 1810

218

05 янв, 2019
Comments / View: 873

202

02 янв, 2016
Comments / View: 1689

197

14 янв, 2017
Comments / View: 806

187

24 ноя, 2017
Comments / View: 978

186

21 мар, 2016
Comments / View: 832

172

05 окт, 2012
Comments / View: 8356

154

01 фев, 2016
Comments / View: 1508

153

01 мар, 2015
Comments / View: 1245

152

26 янв, 2019
Comments / View: 435

137

24 янв, 2017
Comments / View: 572

136

25 фев, 2012
Comments / View: 10435

134

15 мар, 2016
Comments / View: 639

133

17 дек, 2017
Comments / View: 399

132

10 ноя, 2015
Comments / View: 719

125

19 мар, 2016
Comments / View: 840

125

03 сен, 2018
Comments / View: 382

125

10 окт, 2016
Comments / View: 551

Кача

© Дмитрий Антипов

124

13 окт, 2019
Comments / View: 240

122

23 янв, 2011
Comments / View: 7369

120

11 сен, 2016
Comments / View: 741

120

23 сен, 2017
Comments / View: 450

113

01 май, 2016
Comments / View: 598

112

04 окт, 2016
Comments / View: 605

111

15 янв, 2018
Comments / View: 368

111

10 ноя, 2015
Comments / View: 1038

110

08 фев, 2018
Comments / View: 292

108

07 апр, 2017
Comments / View: 589

105

20 янв, 2019
Comments / View: 352

105

18 окт, 2015
Comments / View: 716

104

10 сен, 2018
Comments / View: 331

97

02 май, 2017
Comments / View: 388

96

24 июн, 2018
Comments / View: 384

***

© Сергей Шабуневич

95

24 янв, 2019
Comments / View: 313

92

11 авг, 2014
Comments / View: 2532

89

19 апр, 2017
Comments / View: 247

89

02 мар, 2018
Comments / View: 293

Инэ

© Ольга Потапова

89

01 апр, 2013
Comments / View: 1826

87

25 ноя, 2017
Comments / View: 1027

87

24 окт, 2010
Comments / View: 5573

86

13 авг, 2018
Comments / View: 235

84

11 июн, 2016
Comments / View: 466

83

18 май, 2016
Comments / View: 554

82

23 янв, 2019
Comments / View: 176

82

23 окт, 2018
Comments / View: 152

81

26 май, 2018
Comments / View: 237

79

25 сен, 2017
Comments / View: 291

77

15 фев, 2018
Comments / View: 244

Сон

© Ольга Потапова

77

03 фев, 2012
Comments / View: 1889

76

01 июн, 2019
Comments / View: 292

76

13 янв, 2012
Comments / View: 4583

75

17 янв, 2019
Comments / View: 221

75

21 авг, 2019
Comments / View: 205

75

08 янв, 2018
Comments / View: 191

74

17 июн, 2018
Comments / View: 228

74

04 июл, 2018
Comments / View: 277

74

31 янв, 2019
Comments / View: 245

74

13 авг, 2013
Comments / View: 3620

73

05 фев, 2015
Comments / View: 1088

73

09 фев, 2018
Comments / View: 153

73

31 мар, 2015
Comments / View: 726

73

25 фев, 2015
Comments / View: 721

72

09 дек, 2017
Comments / View: 235

71

28 янв, 2019
Comments / View: 172

71

02 ноя, 2018
Comments / View: 183

70

26 мар, 2013
Comments / View: 1949

69

30 янв, 2017
Comments / View: 271

69

18 дек, 2018
Comments / View: 190

69

01 мар, 2019
Comments / View: 141

69

03 дек, 2018
Comments / View: 171

68

16 янв, 2018
Comments / View: 173

67

14 ноя, 2019
Comments / View: 149

67

15 май, 2019
Comments / View: 285

66

04 янв, 2016
Comments / View: 451

66

фотографии, история игрушки, мастерицы, музеи и выставки.

«Не свисти — денег не будет». Эта примета точно не работает в Дымковской слободке. Вот уже 400 лет здесь делают глиняные свистульки — дымковскую игрушку.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках.

Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.


Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.

Мастерица Анна Мезрина

Анна Афанасьевна Мезрина. Мастерица, которая в 20-х годах ХХ века спасла промысел от вымирания. Ремесло перестало кормить, и лишь она в то время в Дымкове лепила и расписывала игрушки. Товарки перешли на более выгодную работу — с гипсовыми изделиями.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

В годы Великой Отечественной войны ремесло почти забросили. Но яркие фигурки с радостью покупали эвакуированные, и в 1942 году мастерицы снова взялись за работу. А спустя два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный.


Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка


Праздник Преображения в дымковском стиле. Работа Людмилы Верещагиной. В основу легли реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря. В композиции — храмы, крестный ход, сценки из городской жизни. Всего 120 фигурок.

Дымковская игрушка — среди музейных экспонатов Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга. Выставляется «дымка» по всему миру: от США до Японии. А полвека назад расписные глиняные фигурки пополнили фонд Международной академии керамики в Женеве.

Нынешний Киров (бывшая Вятка) — город дымковский. Скульптура «Семья» выполнена по канонам «дымки», в местном театре — балет «Дымковская игрушка». К 640-летию раскрасили город в узнаваемые цвета. Даже снеговики зимой здесь дымковские. Дети — они что видят, то и рисуют.

Киров - город Дымковской игрушки

Скульптурная композиция «Семья» в Кирове

Киров - город Дымковской игрушки

Балет «Дымковская игрушка»

Киров - город Дымковской игрушки

Стелу с надписью «Киров» раскрасили под «Дымку»

Как убрать дымку с фотографии

При съемке пейзажей и захватывающих панорам фотограф часто сталкивается с тем, что легкая голубовато-синяя дымка обволакивает все объекты вдали и, таким образом, портит всю картинку. В жаркий солнечный день дымка возникает из-за висящих в атмосфере микроскопических капелек, образующихся в процессе испарения влаги с поверхности водоемов или из почвы. Эти мельчайшие капельки создают едва видимую дымку, которая рассеивает проходящие через нее солнечные лучи, что оборачивается потерей контрастности удаленных объектов на фотографиях. Иногда эта дымка идет во благо фотографии, позволяя улучшить восприятие глубины пространства и подчеркнуть многоплановость картинки.

Однако в большинстве случаев она становится серьезной проблемой. Из-за дымки удаленные планы обесцвечиваются, теряется детализация кадра, поэтому конечный результат от съемки прекрасного пейзажа зачастую вызывает у фотографа только острое чувство досады. Можно ли убрать синюю дымку с фотографии в процессе постобработки, и какие способы решения этой проблемы существуют? Попробуем дать несколько рекомендаций начинающим фотографам на примере работы с Photoshop.

Исходное изображение (все изображения кликабельны)

В редакторе Photoshop есть несколько путей для удаления дымки с фотоизображений. Наиболее простой и быстрый способ – это использование опций Autocontrast или Autotone, доступ к которым открывается через меню «Image». Однако нужно помнить о том, что функции Autocontrast и Autotone обеспечивают глобальную корректировку фотоизображения, вследствие чего результат может просто не оправдать Ваших ожиданий. В большинстве случаев дымка и, как следствие проблемы с детализацией и контрастом, присутствует лишь на определенной области фотографии, поэтому использование функций Autocontrast или Autotone оказывается не слишком целесообразным.

Лучше воспользоваться фильтром Unsharp Mask (Нерезкая маска), который обычно применяется для повышения резкости изображения. Данный фильтр открывает доступ к трем параметрам – Amount (Степень повышения резкости или сила воздействия фильтра), Radius (Радиус) и Threshold (Порог). Чаще всего при работе с фильтром Unsharp Mask пользователь двигает ползунок настройки Amount для того, чтобы добиться большей резкости кадра.

Используем Unsharp Mask

В случае же с дымкой ключевым параметром становится Radius. Попробуйте поэкспериментировать с настройками, установив высокие показатели Radius (50), небольшой процент Amount (порядка 20 процентов) и порог Threshold равный 0. Это лишь примерные значения, оптимальные настройки в зависимости от размеров и особенностей фотоизображения Вы сможете определить только на практике. Фильтр Unsharp Mask позволит Вам избавиться от дымки на фото и повысить резкость отдельных областей или всего фотоизображения в целом.

Применяем настройки

Отдельно для программы Photoshop существует плагин Neutral Hazer, который благодаря специальным алгоритмам способен определять плотность воздуха в каждом пикселе для распознавания заднего и переднего плана фотоизображения. Убрать дымку с заднего плана, оставляя передний план нетронутым, и устранить расплывчатость можно регулируя интенсивность корректировки. Плагин Neutral Hazer также дает возможность изменять резкость переднего плана и фона, корректировать взаимодействие заднего плана с передним. Neutral Hazer – это удобный и мощный инструмент для обработки фотографий, который придется по вкусу, в первую очередь, опытным фотографам, заботящимся о высоком качестве своих изображений.

Результат использования Unsharp Mask

Еще один способ избавления от дымки предполагает корректировку значений в Levels (Уровни) – Red, Green и Blue. Этот способ оптимально применять тогда, когда, помимо присутствия синей дымки, фотоизображение отличается недостаточной контрастностью. Сначала используется инструмент Пипетка (Eyedropper) на панели инструментов, который позволяет достичь более точных результатов. В параметре размера образца указывается среднее значение (5х5). Далее в палитре слоев создается новый корректирующий слой и выбирается пункт Уровни (Levels), в котором от Вас потребуется вручную отрегулировать каждый из трех цветовых каналов по отдельности (Red, Green и Blue).

Вы можете регулировать ползунки по своему усмотрению, следя за тем, как корректируются цвета и изменяется фотография. В большинстве случаев бегунок просто помещают в начало гистограммы на каждом из каналов. Далее приходит время работать с пипеткой. Вы должны найти  на изображении ту область, которая имеет средний серый цвет. После чего необходимо открыть окно настройки уровней, выбрать канал RGB и щелкнуть на пиктограмму – установка точки серого. Затем щелкните пипеткой на выбранное место на снимке.

Если после вышеупомянутых действий Вы не заметите каких-либо значительных изменений изображения, то значит, настройка каналов прошла удачно. Если на изображении остались небольшие участки с синей дымкой, то для их устранения необходимо создать новый корректирующий слой и воспользоваться опцией Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность). В настройках следует выбрать – синие, и далее щелкнуть пипеткой на ту область фотоизображения, которая имеет синий цвет. Также изменяем насыщенность на -50, что позволит окончательно убрать с фото нашу дымку.

Еще один быстрый способ удалить дымку это провести коррекцию уровней в бесплатном редакторе FastStone Image Viewer .

Открываем исходное изображение.

В меню выбираем «Коррекция уровней».

Коррекция уровней в FastStone Image Viewer

Справа от изображения видим гистограмму. Двигая рычажок слева от гистограммы мы удаляем дымку, но теряем в яркости, поэтому необходимо подвигать также и правый рычажок.

Подвигав рычажки вы достигнете баланса убрав дымку и не потеряв яркости изображенияКонечное изображение после коррекции уровнейДо (слева) и после (справа) редактирования

Напоследок, стоит дать еще один совет тем, кто любит фотографировать вблизи моря или в горных районах. В этих местах часто образуется пресловутая голубая дымка, которая снижает контраст и приглушает цвета на фотографиях. Чтобы убрать этот неприятный эффект, достаточно просто использовать при съемке ультрафиолетовый или поляризационный фильтр, накрутив его на объектив фотоаппарата. Поляризационный фильтр убирает дымку, делает цвета более насыщенными и помогает лучше прорисовать фактуру облаков или удаленных объектов. Благодаря применению такого фильтра Вам не нужно будет впоследствии тратить много времени на постобработку фотографий в графическом редакторе.

Как фотографировать дым

Фотографировать дым довольно непросто, однако, если у вас есть свободное время или вы, к примеру, сидите дома в холодный, дождливый день, то вполне можете попробовать освоить эту технику. Для этого не потребуется дорогое оборудование, будет достаточно вашей камеры, вспышки и нескольких бытовых предметов.

“Smokey Mountain”
Автор фотографии: Peter Emmett

Все, что нужно – это хорошее понимание взаимодействия между предметом съемки, освещением и фоном. И еще одним немаловажным компонентом любого удачного снимка является терпение фотографа. А, ну и камера, конечно!

Нет правильного или неправильного метода съемки дыма. Я пользуюсь собственной наработанной техникой и советами других. Идеальный способ для себя возможно найти, только постоянно экспериментируя.

В этом уроке я поделюсь с вами собственным опытом, расскажу, как фотографирую дым я, а вы возьмете что-то себе на заметку.

Шаг 1: Необходимое оборудование

Помимо камеры и вспышки, без которых уж точно ничего не получится, можно внедрять и другое оборудование для улучшения качества снимка. Я буду приводить примеры во время урока, но не стоит расстраиваться, если в вашем арсенале не найдется того или иного предмета.

Итак, необходимое оборудование:

  1. Фотокамера с контролем режима съемки. Желательно цифровая зеркальная, в таком случае вы сможете вручную настраивать выдержку, диафрагму и фокус.
  2. Внешняя вспышка или строб.

“smokeRED”
Автор фотографии: dimitri hepburn

  1. Ароматические палочки и держатель. Ароматические палочки прекрасно подходят для нашей цели, от них исходит приятный аромат, а шлейф дыма получается четкий, непрерывный и  длинный.  Также не обойтись без держателя, если у вас нет специального держателя, то подойдет любой предмет, который закрепит палочку.
  2. Вам понадобится черный фон. На черном или темном фоне другого цвета дым будет смотреться наиболее выигрышно благодаря контрасту. Также это поможет вам избежать длительной постобработки в редакторах. Если у вас нет специального фона, то используйте бумагу, картон или даже ткань.
  3. Штатив. Я лично часто фотографирую с рук, но в рамках этого урока мы использовали штатив.
  4. Отражатель — Рефлектором или отражателем также вы можете воспользоваться на собственное усмотрение, если хотите отразить больше света на дым.
  5. Портативный свет. Может понадобиться, чтобы осветить дым во время наведения фокуса.

“chaos starting”
Автор фотографии: Javier Álvarez Jiménez

  1. Хорошо проветриваемое помещение. Даже не стоит пытаться фотографировать дым в маленьком помещении с одним окном. Комната должна быть просторной и с хорошей вентиляцией, иначе помещение наполнится дымом в считанные минуты, а это отразится на качестве снимков и вашем самочувствии. 
  2. Зажигалка. Нужно же поджечь палочку.
  3. Терпение и спокойствие!

Шаг 2: Подготовка к съемке

Теперь пару слов об установке оборудования. Позаботьтесь о том, чтобы на фон и вашу камеру не попадал свет.

  • Установите фон черного цвета или другого цвета, но обязательно темный.
  • Расположите ароматическую палочку примерно в 3-4 футах от фона.
  • Установите вспышку или строб по правую или левую сторону от палочки в 1-2 футах.
  • Если вы пользуетесь светоотражателем, то расположите его по другую сторону
  • Камеру разместите на штативе в 2-3 футах от объекта съемки

“Smoke”
Автор фотографии: Peter Emmett

Вы можете расположить оборудование под  углом относительно фона, главное удостоверьтесь в том, что на фон не попадают лучи света. Это действительно немаловажно, серый дым должен контрастировать с темным фоном. Также убедитесь, в том, что во время срабатывания вспышки свет не попадает в объектив камеры, это может вызывать нежелательные блики.

Блики являются нежелательным эффектом, и от них легко избавиться во время пост-обработки.

Шаг 3: Настройки камеры и вспышки

Чтобы сделать хорошую фотографию дыма, важно помнить и соблюдать следующие установки:

  • Короткая выдержка. Дым постоянно движется, не замирает на месте ни на секунду, поэтому чтобы сделать максимально четкий снимок, выдержка должна быть короткой.
  • Закрытая диафрагма.  Для большей глубины резкости.
  • Низкое ISO. Дым и без того будет отображаться на фотографии зернистым, а большое значение ISO только усугубит ситуацию.
  • Свет. Короткая выдержка, низкое ISO и закрытая диафрагма – все эти факторы требуют интенсивного света.

Беря во внимание описанные выше необходимые условия, настройте свой фотоаппарат.

Ниже я приведу настройки для своего фотоаппарата Nikon D300 и вспышки Nikon SB-900.

  • Режим работы камеры – Ручной
  • Выдержка — 1/250
  • Диафрагма – между  f/8 – f/16
  • ISO – 100 (или меньше, если позволяет камера)
  • Ручная фокусировка
  • Баланс белого – Авто или Вспышка
  • Фокусное расстояние – на ваше усмотрение, в зависимости от картинки, которую вы хотите получить.

Мощность вспышки желательно установить наполовину.  

“smoke unprocessed”
Автор фотографии: dimitri hepburn

Рекомендую использовать белую карту, а если нет карты, то можно самому прикрепить кусок картонки или бумаги белого цвета к корпусу вспышки. Карта должна выступать примерно на 2-3 фута.

Шаг 4: Фотографируем

Теперь все готово, чтобы начать съемку. Все двери и окна должны быть закрыты. Малейшее дуновение ветра взывает изменение дымового шлейфа и, как следствие, порождает нечеткую картинку, поэтому проследите, чтобы ничто не помешало вам во время съемки.

Зажгите палочку.  Если вы хотите получить более объемный столб дыма, то зажгите сразу две, установив их рядом друг с другом. Выключите режим автофокуса на фотоаппарате, он будет только мешать.

“smoke”
Автор фотографии: Raul Ospina

Дым постоянно движется, поэтому после того, как вы погасите свет, настроить фокус будет проблематично. Следите за потоком дыма и настраивайте фокус вручную, я советую наводить фокус на область в 2-3 сантиметрах от кончика палочки. Вы можете пользоваться дополнительным освещением для облегчения процесса фокусировки.

Прежде чем сделать снимок выключите весь свет в комнате. Впрочем, не обязательно оставаться в кромешной тьме, но для достижения лучших результатов лучше снимать в темном помещении.

Сделайте несколько пробных снимков, чтобы проверить экспозицию. Смысл в том, что фон должен быть недоэкспонирован, чтобы получился чистый черный цвет (RGB 0, 0, 0), а самая яркая область дыма  должна быть белой.

Для меня важно запечатлеть гладкую, струящуюся форму потока дыма в мельчайших подробностях и с разных углов. Все фотографии дыма, которые вы можете увидеть в моей галереи, были сделаны без использования штатива. Я приближаюсь, отдаляюсь и выбираю разные углы в процессе съемки.

С дымом можно и нужно экспериментировать. Вы можете влиять на его форму, установив над кончиком палочки, какой-нибудь предмет, к примеру, ложку. Создавайте различные узоры, если фотографировать неизменный столб дыма становится скучно.

И не забывайте проветривать комнату каждые 10-15 минут. Из-за большой плотности дыма в помещении, создастся серая дымка, из-за которой снимки будут менее контрастными. И к тому же работать в таких условиях просто некомфортно.

Заключение

Как я уже говорил ранее, не существует правильного или неправильного способа для съемки дыма. Экспериментируя, прислушиваясь к советам других, вы найдете собственный, удобный лично вам метод. Успех достигается только методом проб и ошибок.

Автор: Jay Hoque — фотограф из Лондона, снимающий портреты и Азиатские свадьбы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *