Дизайн-мышление
Как развивать бизнес, когда со всех сторон окружают конкуренты? Как выделиться из серой массы однообразных предложений и создать что-то действительно классное? Ответ на этот вопрос нашёл американский учёный Герберт Саймон в 1969 году и назвал его design thinking, что переводится на русский как «дизайн-мышление». В нашем бесплатном курсе вы узнаете, что это такое, как его правильно применять в бизнесе, образовании и менеджменте, а также разберетесь во многих других его деталях.
Содержание:
Что такое дизайн-мышление
Первое, что приходит на ум при слове «дизайн» – это творческий человек, который сидит за столом, что-то рисует, проектирует, чертит, а потом воплощает нарисованное в виде красивых зданий, комнат, автомобилей и т.д. На самом же деле, дизайн – это не просто рисование и проектирование. Дизайн – это преобразование существующего в желаемое.
Дизайн-мышление – это метод разработки продуктов и услуг, направленных на решение существующих проблем потенциальных клиентов.
В отличие от аналитического мышления, дизайн-мышление – творческий процесс генерации и реализации идей. Главная задача design thinking заключается в том, чтобы выйти за пределы стереотипов (think outside box) и создать что-то по-настоящему ценное.
Принципы дизайн-мышления
В основе дизайн-мышления лежат следующие принципы:
1 |
Эмпатия. Умение сопереживать, «залезать в голову», понимать мысли и чувства другого человека. |
2 |
Нестандартное мышление. Способность придумывать новые интересные идеи. |
3 |
Использование прообразов. Умение создавать прототипы своих решений. |
4 |
Разумный минимализм. Отметание лишнего. |
5 |
Любовь к неудачам. Навык легко справляться с неудачами и выносить из них уроки. |
6 |
Ориентация на пользовательский опыт. Умение преобразовывать технические характеристики продукта в достоинства. |
Кроме того, дизайн-мышление – процесс, предполагающий прохождение нескольких этапов.
Этапы дизайн-мышления
По Герберту Саймону, дизайн-мышление состоит из 7 этапов:
Герберт Александер Саймон — американский учёный в области социальных, политических и экономических наук, один из разработчиков гипотезы Ньюэлла — Саймона. Ученый изучал принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получил фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 году оценен Нобелевской премией, до психологии и искусственного интеллекта.
Подробнее в Википедии…
1 |
Определение проблемы. |
2 |
Исследование проблемы. |
3 |
Генерация идей (способов решения). |
4 |
Прототипирование (моделирование) идей. |
5 |
Выбор лучшего варианта решения. |
6 |
Внедрение этого решения. |
7 |
Оценка полученных результатов (денег, количества продаж, положительных отзывов). |
Именно эти 7 этапов мы и взяли за основу нашего курса. Но прежде чем мы расскажем о том, что вам предстоит узнать, ненадолго обратимся к истории.
История дизайн-мышления
Впервые идея о том, что дизайн может быть способом мышления, была озвучена Гербертом Саймоном в книге «Мысли об искусственном» в 1969 году. В 1975 году Уильям Ханнон основал Институт управления дизайном, цель которого заключалась в том, чтобы соединить дизайн с бизнесом, клиентами и культурой.
В 1987 году он же написал книгу «Дизайн-мышление», где описал методы, которые применяют в своей работе дизайнеры и архитекторы. В 1991 году Дэвид Келли основал организацию IDEO и с тех пор помогал многим компаниям (в том числе и Apple) создавать новые, прорывные продукты, услуги и сервисы.
В 1995 году Роджер Мартин (декан Школы менеджмента при Университете города Торонто) выпустил книгу «Дизайн бизнеса», в которой написал о том, как дизайн-мышление позволяет достигать небывалых конкурентных преимуществ.
В 2004 году Дэвид Келли и его партнёр Хассо Платтнер открыли дизайн-школу Hasso Plattner Institute Design и стали обучать людей своему подходу ведения бизнеса. В 2015 году Тим Огилви (главный директор компании Peer Insight) с Жанной Лидткой (профессором менеджмента при Виргинском университете) издали бестселлер «Думай как дизайнер».
На сегодняшний день дизайн-мышление является очень актуальным и востребованным в деловом и творческом мире направлением. Также оно прочно вошло во многие сферы жизни.
Где используется дизайн-мышление
Дизайн-мышление используется в самых разных областях бизнеса и маркетинга. Чтобы не быть голословными, давайте разберём несколько примеров:
1
General Electric
General Electric – американская компания-производитель локомотивов, газовых турбин, медицинского оборудования, бытовой техники и оружия с более чем 100-летней историей.
Как ей помогло дизайн-мышление:
- Компания определила проблему: «МРТ-сканер – это очень неудобное замкнутое пространство, которое издаёт много громких и неожиданных звуков, а ещё заставляет лежать неподвижно. Страшно не только детям (пациентам клиники), но и взрослым».
- Провела исследование. Опросила детей. Подсчитала, во сколько может обойтись замена оборудования.
- Начала генерировать идеи.
- Выбрала лучшую идею – сделать каждый кабинет и МРТ-сканер клиники частью какой-то истории.
- Протестировала её на небольшой группе детей.
- Приступила к процессу внедрения. Перекрасила кабинеты. Один – в пиратском стиле (обои с морской водой и облаками). Другой – в стиле трансформеров. В первый кабинет дети стали заходить в шляпе пирата и ложиться в МРТ-сканер, который с виду напоминал руль на пиратском корабле.
- Оценила результаты. Маленькие пациенты перестали бояться ходить в клинику и начали даже просить вернуться туда во второй раз. Количество используемых успокоительных снизилось на 18%.
Решение удалось. И на эту тему предлагаем посмотреть небольшое видео:
2
Банк ВТБ
В России дизайн-мышление оказалось не менее эффективным, чем заграницей, и прямое тому доказательство – Банк ВТБ:
- Банк выявил проблему своих клиентов – высокие ежедневные расходы.
- Провёл исследование проблемы. Постарался понять, насколько она актуальна.
- Провёл мозговой штурм
- Решил, что лучшая идея – создать дебетовую мультикарту со встроенной картой «Тройка», позволяющую получать до 5% кэшбэка с оплаты транспортных услуг.
- Создал прототип карты.
- Выпустил её.
В итоге ВТБ победил в номинации «Банковская карта 2017 года» премии «Банк года», ежегодно организуемой интернет-порталом «Банки.ру».
3
Правительство Москвы
Мэрия города Москва, исходя из результатов опроса на портале «Активный гражданин», решила создать кабины виртуального обслуживания в местных парках, чтобы люди могли во время прогулок подавать заявления на оформление загранпаспортов, узнавать о своих штрафах и т.д.
Если захотеть, можно найти не один десяток примеров успешного применения дизайн-мышления в самых разных областях. Но суть нашего урока не в этом, а в том, чтобы показать вам, что дизайн-мышление – это не только нужно каждому из нас, но и под силу любому человеку.
Как этому можно научиться?
Научиться дизайн-мышлению можно самостоятельно или с помощью нашего бесплатного курса. Преимущества, как мы полагаем, находятся на стороне второго способа, потому что мы уже собрали всю нужную информацию в одном месте и вам не придётся тратить десятки часов своего времени на её поиски. Всё, что нужно делать – это проходить курс и применять полученные знания на практике. И как раз самое время рассказать о том, что же за знания вас ждут.
Уроки по дизайн-мышлению
Курс состоит из 7 уроков, каждый из которых соответствуют определённому этапу дизайн-мышления (в соответствии с этапами, предложенными Гербертом Саймоном):
Урок 1. Обнаружение и определение проблемы
Из урока вы узнаете:
- Что такое «проблема».
- Что нужно знать, чтобы выявлять проблемы.
- Почему в основе любой проблемы лежат противоречия.
- Как использовать для обнаружения проблем эмпатию.
- Какие бывают проблемы.
- 7 лучших техник выявления проблем.
Урок 2. Исследование проблем
Из урока вы узнаете:
- 9 наиболее эффективных методов исследования проблем.
- Что такое Customer Development и чем он может пригодиться.
- Что такое бенчмаркинг и как его применять.
- Как применять в исследовании проблем ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач).
Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей
Из урока вы узнаете:
- Что такое креативность.
- Как развивать креативность.
- Что говорят о процессе поиска идей такие люди как Джони Айв (бывший главный дизайнер компании Apple) и Пол Арден (легендарный рекламист и бизнесмен).
- 5 индивидуальных (самостоятельных) методов генерации идей.
- 3 командных метода поиска идей.
- Как использовать для придумывания идей бенчмаркинг.
- 10 советов для творчества от автора книги «Кради как художник».
Урок 4. Прототипирование
Из урока вы узнаете:
- Что такое Product Evolution Canvas.
- Как создавать прототипы материальных продуктов, сайтов, программ и приложений.
- Как прототипировать пользовательский опыт.
Урок 5. Выбор лучшего решения
Из урока вы узнаете:
- Какие типы мышления существуют (быстрое и медленное мышление). Почему с первым нужно бороться, а второй нужно приветствовать и активно применять.
- Как шаг за шагом выбирать решение.
- 4 метода оценки идей.
- 7 врагов правильных решений.
- 11 ментальных ловушек.
- 7 когнитивных искажений.
Урок 6. Внедрение решения и преодоление сопротивления
Из урока вы узнаете:
- 8 этапов внедрения любого решения.
- 4 проблемы, которые могут возникнуть при реализации решения.
- Что такое синдром утёнка у покупателей и как с ним бороться.
- Зачем нужно взаимодействовать с потенциальными клиентами.
- 9 способов взаимодействия с пользователями.
Урок 7. Оценка результатов
Из урока вы узнаете:
- Как оценить эффект от внедрённого решения.
- Что такое юзабилити.
- 10 способов повысить юзабилити.
- 15 способов измерить пользовательский опыт.
- Как определить успех решения.
- Как измерить качество продукта по модели Дэвида Гарвина.
- Как оценить сервис по модели RATER.
- Как исследовать лояльность клиентов по модели ANA и SERVQUAL.
- Когда можно остановить внедрение решения.
- Как постоянно улучшать свой продукт или услугу с помощью HADI-циклов.
Но, естественно, чтобы получить от прохождения курса максимальную пользу, проходить его нужно определенным образом. Далее мы расскажем, как это следует делать.
Как проходить курс
Обучение дизайн-мышлению – не такой лёгкий процесс, как кажется. Но если уж вы решили им заняться, то наш бесплатный тренинг станет вашим надёжным помощником. Курс имеет теоретическую и практическую направленность.
С теорией всё просто: вы читаете, проходите уроки и тесты, обдумываете и осознаёте прочитанное. С практикой чуть сложнее: полученные знания надо применять. Однако если вы будете следовать нашим советам и рекомендациям, то обучение будет намного проще и интереснее.
Уроки проходить лучше в том порядке, в котором они идут в курсе. Если вы будете проходить по-другому, вы рискуете ничего не понять и остаться «с кашей в голове». Поэтому рекомендуем придерживаться установленной последовательности.Пройти все уроки можно и за один день, и за месяц. Длительность обучения зависит от того, что вы хотите получить в конце. Если вам нужна информация, которая так и останется лежать мёртвым грузом в голове, можете прочитать всё за один день и вернуться к обычным делам.
Если же ваша цель – создать полезный и инновационный продукт (или хотя бы понять, как это делается), то один день отводите конспектированию прочитанного и ещё два-три дня (а, возможно, и больше) уделяйте практике.
По сути, это все, о чем мы хотели сказать во вводном уроке к курсу по дизайн-мышлению. Придерживайтесь наших рекомендаций – и результат не заставит себя долго ждать. А еще мы настоятельно рекомендуем вам взять на заметку несколько тематических книг – их не обязательно читать прямо сейчас, но они в любом случае пригодятся вам в дальнейшем.
Книги о дизайн-мышлении
В предлагаемых ниже произведениях собрана важнейшая информация о дизайн-мышлении, а их авторами являются признанные профессионалы своего дела:
Поверьте: к тому времени, когда вы осилите этот список, вы и сами уже будете иметь за плечами впечатляющие результаты.
Видео о дизайн-мышлении
Чтобы получить дополнительный заряд мотивации, а также устранить некоторые пробелы в знаниях, рекомендуем посмотреть несколько интересных видеороликов о дизайн-мышлении:
Будет замечательно, если мы познакомитесь с этими материалами в самое ближайшее время.
Цитаты известных людей о дизайне
И в заключение – несколько интересных мыслей о том, что думают о дизайн-мышлении выдающиеся личности:
Дизайн-мыслящие фирмы стоят особняком в своей готовности участвовать в решении задач, непрерывно перепроектируя свой бизнес… создавать достижения и в области инноваций, и в области эффективности – комбинация, которая порождает самые мощные конкурентные преимущества.
Роджер Мартин
Дизайн-мышление – это способ мышления, который стимулирует творческий подход и инновации в продуктах и сервисах, а также новые подходы к построению бизнеса.
Эй Джи Лафли
Дизайн-мышление – это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее.
Тим Огилви
Быстро, дешево и хорошо – из этих трех вещей нужно всегда выбирать две. Если быстро и дешево, это никогда не будет хорошо. Если это дешево и хорошо, никогда не получится быстро. А если это хорошо и быстро, никогда не выйдет дешево. Но помни: из трех все равно придется всегда выбирать две.
Том Уэйтс
Упаковка важна так же, как и продукт. Иногда даже важнее.
Джек Траут
Мы не обсуждаем дизайн. Мы обсуждаем: решена задача, которая перед нами была поставлена, или не решена.
Артемий Лебедев
Красиво оформленное глупое предложение пойдет намного дальше, чем неудачно оформленная замечательная идея.
Скотт Адамс
Хороший дизайн – инновационный. Хороший дизайн делает продукт полезным. Хороший дизайн – эстетичен. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным. Хороший дизайн – ненавязчив. Хороший дизайн – честен. Хороший дизайн – надёжен. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей. Хороший дизайн беспокоится об окружающей среде. Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна.
Дитер Рамс
Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает.
Пол Рэнд
А теперь предлагаем перейти к первому уроку нашего онлайн-курса.
Дизайн-мышление
Дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированных в первую очередь на интересы пользователя. Формула «польза для человека + возможности технологий + учет интересов бизнеса» дает в результате устойчивый продукт.
Евангелисты дизайн-мышления верят, что применять инструменты метода можно для всех сфер без ограничений — для решения задач бизнеса, в образовательных проектах, даже при воспитании детей и планировании поездки в Грецию.
Брать и применять: набор практических инструментов для каждого этапа — в методичке от лаборатории Wonderfull.
Герберт Саймон озвучил идею дизайн-мышления в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позже этот подход, основанный на наблюдениях, экспериментах и быстрых изменениях, проникает в менеджмент. Уже в 90-х годах Дэвид Келли основывает IDEO. Официальная доктрина компании — дизайн-мышление.
Приведем несколько примеров проектов, которые нас вдохновили и заставили полюбить дизайн-мышление.
Решение из шариков и веревочек
Пообщавшись с автомобилистами, сделали открытие — в поисках свободного места на парковке те тратят уйму времени и «накручивают» по асфальту до 15 лишних км в месяц. Это была сильная боль и проблема, не связанная напрямую с продажей бензина. В S-Oil придумали элегантное дешевое решение из желтых шариков-стрелочек, которые показывали, где есть свободное место на парковке. В результате S-Oil: 1) позаботилась о пользователях, 2) повысила продажи, 3) заработала имидж компании, экономящей нефть и неравнодушной к экологии.
Пиратский квест во время МРТ-обследования
В госпитале Питтсбурга каждый кабинет и МРТ-сканер — это своя история. Путешествие на корабле пиратов, ракете или в подводное царство Русалочки. Обычно сканер выглядит пугающе, но только не здесь. Теперь дети ждут не дождутся процедуры — это же приключение! Никто не боится, многие просятся прийти еще раз. Маленьким пациентам стали давать успокоительное на 19% реже. И все это без переделки дорогостоящего аппарата. Кейс компании IDEO для GE.
Инструкция «Из коробки» от Samsung
Стандартный дизайн инструкций и зашифрованная терминология отпугивали пользователей. Настроить свои мобильные телефоны было сложно. А вот руководство по телефону в виде набора книг позволило пользователям чувствовать себя комфортно и не бояться исследовать свой мобильный телефон.
Переговорка «Рабочее место будущего»
В компании Wonderfull решили улучшить переговорную, применив дизайн-мышление. Для этого провели исследование: посадили людей в старую переговорную, моделировали разные ситуации и наблюдали за происходящим. Замечали, какие есть проблемы. Сделали прототип из картона, протестировали его — и улучшили. Затем еще раз и еще. Тесты прототипа показали, что такое решение помогло улучшить качество переговоров. Они проходят быстрее, люди меньше устают и чувствуют себя комфортнее.
Это может быть создание автомата для кофе, веб-интерфейса или даже планирование отпуска. Не имеет значения сфера деятельности, размер бизнеса или количество людей в команде.
Дизайн-мышление в МИФологии
Отслеживаем современные тренды, которые нам нравятся, и рассказываем о них простыми словами. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать о выходе новых страниц.
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Курсы и тренинги дизайн-мышления — записаться на обучение
Дизайн-мышление — это метод создания новых продуктов и услуг, ориентированных на человека. В последние несколько лет дизайн-мышление у всех на устах: его используют в самых разных областях деятельности от рекламы для разработки компьютерных игр.
PwC имеет разнообразный глобальный опыт применения метода дизайн-мышления. В России мы начали использовать его на клиентских и инновационных проектах, при разработке новых продуктов обучения и развития персонала.
Обучаясь дизайн-мышлению у нас вы:
- Получите практическое понимание процесса дизайн-мышления;
- Вдохновитесь подходом, который влияет на человеческий опыт;
- Определите сферы применения подхода в вашей работе и жизни.
Ключевые эксперты:
Татьяна Титова
На данный момент Татьяна выполняет такие функции, как: Татьяна обладает квалификацией в области дизайна-мышления. |
Описание тренинга
«Дизайн-мышление – это метод создания новых продуктов и услуг, ориентированных на человека».
Расписание и стоимость
Курс «Дизайн-мышление» для детей и подростков – школа программирования Coddy в Москве
Термин, дизайн-мышление, или DesignThinking, появился в Стэнфорде несколько лет назад и быстро стал популярным среди дизайнеров всего мира.Понятие «дизайн» подразумевает проектирование и создание новых, оригинальных и необычных продуктов. В основе этого процесса всегда лежит креативное мышление. Но дизайнер не может, как художник, забросить проекты в ожидании вдохновения – современный мир постоянно требует от него новых идей.
Чтобы мозг заработал и начал генерить идеи, необходимо его «включить». Сделать это помогает метод дизайн-мышления – своеобразный подход к решению задач, который позволяет регулярно выдавать новые решения, ориентированные на потребности людей. Иначе говоря, технологии дизайн-мышления помогают найти как можно больше возможных решений проблемы и выбрать наиболее оптимальное из них.
Дизайн-мышление для детей
Нужно ли дизайн-мышление детям? Обязательно ли развивать в них креативность и учить творческому подходу к решению задач? Преподаватели курса дизайн-мышления для детей в нашей школе уверены, что эти навыки необходимы в нашем постоянно меняющемся мире. Умение пересмотреть привычный взгляд на вещи, быстро сориентироваться и найти неожиданный выход из ситуации в школе и дома – огромное преимущество, согласитесь?В процессе обучения дизайн-мышлению ребята познакомятся с его основными принципами:
- Эмпатия. На занятиях мы будем учиться понимать ценности и потребности целевой аудитории, смотреть на мир ее глазами, мыслить без шаблонов и идти против уже известных схем.
- Фокусировка. Нашими главными инструментами станут анализ информации, выделение главного, фокус на истинных потребностях.
- Идея. Мы будем генерить идеи в формате мозгового штурма, во время которого научимся взаимодействовать в команде, подхватывать и развивать идеи друг друга, сотрудничать.
- Прототипирование. На занятиях мы будем создавать прототипы продуктов, связанных с информационными технологиями: игр, сайтов, мобильных приложений.
- Тестирование. Мы будем проверять каждый прототип на практике: получать обратную связь от реальных людей и обрабатывать полученный результат.
- Презентация. Мы научимся представлять и защищать свои решения, рассказывать истории создания проектов и делиться опытом.
По завершении курса каждый ребенок:
- научится творчески интерпретировать и переосмысливать привычный взгляд на вещи и задачи;
- проявит свою индивидуальность, креативные способности, сильные и слабые стороны;
- получит возможность развить самостоятельность и научиться принимать решения;
- изучит основы информационных технологий, применяя инструменты дизайн-мышления в собственных ИТ-проектах;
- поймет, из чего состоит процесс создания игр/сайтов/мобильных приложений;
- создаст прототип, который позже сможет воплотить в жизнь и, возможно, сделать перспективным стартапом.
Как мы понимаем, что учащийся освоил программу?
Во время обучения мы оцениваем как практическую сторону вопроса (как это сделать?), так и понимание темы (почему и зачем).
Ученики демонстрируют свои знания, решая задачи своим собственным способом, объясняя алгоритмы своими словами, помогая одногруппникам исправлять ошибки и создавая презентации по своим законченным проектам.
Стэнфордский виртуальный курс по дизайн-мышлению: hsw_mba — LiveJournal
Дизайн-мышление (design thinking) – это методика создания инноваций, которую можно применять ко всем областям бизнеса и не только. Если вы увидите толпу студентов возле доски, на которой приклеено множество разноцветных бумажных стикеров с надписями на них, знайте, что в данный момент они решают ту или иную проблему методом дизайн-мышления.
Вот конкретный пример методики дизайн-мышления. Студенты Стэнфорда подметили, что велосипедистам на кампусе университета очень неудобно рулить и одновременно держать и пить кофе. Для решения этой проблемы они использовали дизайн-мышление. В результате, появилось кольцо (наподобие внутреннего кольца от изоленты), в которое ставили стакан с кофе, примотанное изолентой к стойке руля. А в пустой стакан от кофе можно было легко поставить баночку от газированного напитка. Конечно, это достаточно примитивное решение, но ведь любая профильная компания теперь может по аналогии изготовить и выпустить на рынок держатель для стаканов с кофе с настоящим промышленным дизайном и креплением.
Дизайн-мышление используют многие известные компании в мире: Apple, P&G и другие. Сама методика дизайн-мышления состоит из 5 ключевых элементов:
понимание (empathize) или эмпатия. Этап погружения в саму проблематику, наблюдение. Это умение взглянуть на мир глазами других людей, понять их потребности, желания и т.д. Важно понимать людей, что важно для них, почему люди поступают так, а не иначе. Наблюдение за людьми дает понимание того, что они думают и чувствуют. Следовательно, это помогает узнать их потребности. 3 основных вопроса здесь — что? как? почему? Именно так действовала компания Apple, когда создавала свою операционную систему. Если взять вышеуказанный пример с велосипедом, то на данном этапе команда студентов наблюдала за велосипедистами на кампусе университета (как они ездят, как пьют кофе, как держат стакан, как его ставят и т.п.), старалась понять их.
Дизайн-мышление в Стэнфорде (фото с сайта Flickr.com)
фокус (define). Этап анализа. Появляется много информации, которую нужно проанализировать и синтезировать, выбрать то, что необходимо в дальнейшем изучить и на чем сосредоточить свои усилия, понять суть проблематики, более узко сформулировать задачу, которую предстоит решить. Коллективное обсуждение приводит к выводу, что студентам нужно приспособление для перевозки стакана с кофе.
идеи (ideate). Этап генерации идей. Нужно сгенерировать большое количество самых разнообразных идей, отобрать часть идей для дальнейшего тестирования. Хорошие идеи исходят из хороших вопросов. Здесь важно сторониться очевидных решений. Идеи не являются окончательными и более качественные решения будут придуманы во время следующего этапа. Для генерирования идей можно использовать мозговой штурм. Самый популярный вопрос – HMW (how might we?), т.е. как бы мы могли сделать то или иное. Идеи можно сразу записывать на бумажных стикерах и приклеивать на доску. У студентов из примера выше появляется идея, что устройство можно использовать не только для перевозки кофе, но также и баночек из-под газировки.
прототип (prototype). Этап создания прототипа для отобранных идей, во время которого можно сгенерировать новые идеи, улучшить старые, получить более четкое представление о проблеме и ее решении. В качестве прототипа может выступать доска с разноцветными стикерами, эскизы на бумаге и т.п. Дискуссия на этом этапе прекращается, начинается строительство, идеи перебираются из головы в физический мир. Из вышеуказанного примера студенты создали 4 прототипа держателя для стакана с кофе.
тест (test). Этап получения отзыва о решении. Желательно воспроизводить тестирование с реальными физическими предметами или в реальных местах. Нужно стараться больше показывать, а не рассказывать. В нашем примере, прототипы были продемонстрированы студентам-велосипедистам Стэнфордского университета, были получены их отзывы. В результате, был скорректирован дизайн устройства и еще раз проведено его тестирование студентами-велосипедистами, получены положительные отзывы.
Видео как все происходило и что в результате получилось можно посмотреть здесь.
Вот вкратце, что представляет собой методика дизайн-мышления. Законодателем моды в данной области является Стэнфордская школа дизайна (d.school). Понятно, что далеко не каждый сможет съездить на кампус Стэнфордского университета, чтобы узнать методы преподавания дизайн-мышления так сказать из первых рук. Да и дорогое это удовольствие. Например, 3-х дневный курс Design Thinking Boot Сamp в рамках программы Executive Education Стэнфордcкой высшей школы бизнеса стоит порядка 9500 USD. И это без учета проживания. Для тех, у кого нет возможности посетить кампус Стэнфордского университета Стэнфордская школа дизайна (d.school) разработала специальный виртуальный курс по дизайн-мышлению Virtual Crash Course. Причем, пройти его можно абсолютно бесплатно, а полученные знания применить затем на практике, как в личной, так и в профессиональной жизни. Курс содержит 80-ти минутное вводное видео, касающееся проекта Gift-Given Project (т.е. того, как люди дарят подарки своим близким), пошаговые инструкции, учебное пособие и обучающие материалы по всем 5-ти ключевым элементам методики, перечисленным выше, листы участника, которые нужно распечатать, и т.д.
ВНИМАНИЕ. С начала 2017 г. запустил новый сайт The Geeker http://thegeeker.xyz Чему учат в топ-10 бизнес-школах мира.
Курс, семинар, тренинг Дизайн-Мышление. Тренинг практикум.
Цель тренинга: обучить участников методологии дизайн-мышления.
После тренинга участники
Будут знать:
- принципы и этапы дизайн-мышления;
- основные методы, используемые на разных этапах процесса дизайн-мышления
Будут уметь:
- организовывать работу команд по методологии дизайн-мышления;
- создавать инновационные решения, используя спектр методов дизайн-мышления.
Хорошо, когда ты креативный гений с задатками провидца. Тогда ты с легкостью нагенеришь множество ценных идей развития, а также придумаешь новые продукты и услуги для своего бизнеса. И все это «выстрелит», заработает, понравится твоим клиентам…
Если же все это, — прорывные идеи, новые продукты, симпатии клиентов, — тебе нужно, но как все это получить не очень понятно, то тебе поможет методология дизайн-мышления.
Дизайн-мышление – это поэтапная последовательность действий для придумывания, проверки и создания прототипа чего-то нового. Причем для каждого из этапов есть набор конкретных прикладных инструментов, использование которых гарантированно дает результат, даже если вчера ты еще не чувствовал в себе потенциал великого инноватора.
- Суть, принципы и этапы дизайн-мышления
- Этап ЭМПАТИЯ: как исследовать чаяния будущего пользователя?
Изучение и отработка методов: «Карта стейкхолдеров», «Что? Как? Почему?», «Экспресс-интервью», «Пять Почему», «Карта эмпатии», «Персона»
- Этап АНАЛИЗ И СИНТЕЗ: как получить список инсайтов и сформулировать задачу для будущего инновационного решения?
Изучение и отработка методов: «Наполнение пространства», «Группировка», «Двумерные матрицы», «Лестница потребностей», «Маршрут пользователя»
- Этап ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ: как получить большой набор возможных решений сформулированной задачи?
Изучение и отработка методов: «Фокальных объектов», «Номинальных групп»
- Этап ПРОТОТИПИРОВАНИЕ: как создать прототипы инновационного решения?
Изучение и отработка методов: «Раскадровка», «Ролевая игра», «Прототипирование»
- Этап ТЕСТИРОВАНИЕ: как минимизировать риск провала инновационного решения?
Изучение и отработка методов: «Тестирование с пользователем», «Матрица тестирования»
- Этап СТОРИТЕЛЛИНГ: как воодушевить найденным решением других людей?
Правила, сценарии и приемы сторителлинга: изучение и отработка
Савина Елена
бизнес-тренер
Образование:
- Московский Государственный Университет им. Ломоносова, факультет психологии — диплом с отличием.
- Курсы видео-тренеров Таллинн, сертификат.
- Институт психотехнологий СПб, технологии форсайта – диплом.
- Coursera (Desing thinking)
- Coursera и DO Learning Hab (Gemification)
Профессиональный опыт: Работа в качестве ведущего бизнес-тренера в консалтинговой компании «Ars Vitae», работа в качестве бизнес-тренера в «ЦВ Протек»;
Среди клиентов компании: Фармацевтическая компания «Рош», «ЦВ Протек», Фармацевтическая компания «Ново Нордиск», Группа компаний «Лакра», «Научно-техническая инвестиционная компания», Производственная компания «Симплекс», L’Or?al, «Банк Москвы», «Сбербанк России», «Кадо» (элитные ткани), «Центр развития туризма», ООО «Лукойл-Информ», ЗАО «ФармФирма «Сотекс», Компания «Лечива», «Ваш надежный партнер» (юридические услуги), «КРКА» (производство и продажа фарм препаратов), ООО «Спецдизайн Инженерные Системы», Рекламное агентство «Red Meteors», «Номос банк», «Дарнел Менеджмент Групп», Группа компаний «BENE» (офисные интерьеры), «Дейлайт» (текстиль), «Аудит плюс» (бухгалтерские, аудиторские, юридические услуги), «Морон» (оптовая продажа медикаментов), «Катрис», ОАО «Газпромбанк».
Образование: Московский Государственный Университет им. Ломоносова, факультет психологии — диплом с отличием. Курсы видео-тренеров Таллинн, серти…
Резюме преподавателяДизайн-мышление: развитие креативных навыков — Повышение квалификации 48 ч. Дневная группа — месяц (9 занятий
Первая школа «дизайн мышления» была открыта в 2005 году в Стэнфордском университете. С тех пор подобные программы реализуют многие ведущие университеты мира.
Парадокс это или нет, но выпускников школ дизайн мышления охотно нанимают как стартапы, так и крупные компании. Среди рекрутеров — Procter & Gamble, Google, Nike, Deutsche Bank. В России профессионалы по дизайн мышлению работают в Сбербанке и Альфа банке, в Яндексе. Их услугами пользуются авиакомпании и железные дороги, а также во многие компании различных сфер деятельности, которые применяют цифровые сервисы. Дизайн мышление – рабочий инструментарий при разработке услуг. Вспомните новую систему навигации в метро. При ее создании учитывался тот факт, что люди веками привыкли смотреть под ноги. Дизайн мышление ставит в центр внимания не технологии, а человека.
Дизайн мыслители не сидят в библиотеках и не серфят интернет в поисках одного единственно правильного решения. Они сначала идут с своему пользователю, внимательно изучают его поведение, ищут и задают правильные вопросы. Затем генерируют много идей, часть из которых работает, а часть – нет. Для проверки идей создаются быстрые и недорогие прототипы, которые тестируются вместе с пользователями. При этом сразу становится ясно – работает решение, или нет.
Такой подход приводит к решениям, о которых вы никогда не мечтали, когда начинали. «Правильные» исследователи берутся только за те проблемы, решение которых они способны найти. Дизайн мыслители не боятся ошибок, потому что ошибки зачастую дают новые знания и открывают путь к правильному решению для конкретных пользователей. Люди меняются, меняются их привычки и поведение.
Согласно данным Всемирного экономического форума, «креативность» – одно из важнейших качеств, которые ценятся работодателями и будут наиболее востребованы в ближайшие годы.
Мы не обещаем вам ученых степеней, скучных лекций и длинных текстов. Учебная группа будет состоять из небольших проектных команд по 3-5 человек. Будет трудно, потому что каждый проект, с которым вы будете работать – уникальный, и решений, которые вы будете искать, нет в учебниках. Эти решения мы будем искать вместе с вами и проверять (тестировать) вместе с пользователями.
В результате освоения программы у слушателя формируются следующие компетенции:
- умение работать с плохо структурированной постановкой задачи создания продукта, выявлять реальные проблемы пользователя;
- навыки анализа поведения пользователя продукта для выявления стереотипов восприятия и поведения;
- умение визуализировать информацию, идеи и концепции;
- навыки создания быстрых прототипов, освоение методов и инструментов прототипирования;
- навыки тестирования прототипов и поиска путей совершенствования решения.
Формулировка проблемы и цели проекта. Изучение целевой аудитории, обработка собранных данных и фокусирование. Генерация идей для создания решения, создание прототипа изделия или услуги. Тестирование прототипов и анализ результатов тестирования. Подготовка итоговой презентации продукта и хода работы над проектом.