Плакаты дизайн графический дизайн: Полное руководство по дизайну плаката: более 80 советов и шаблоны на все случаи жизни – Лучшие из лучших в графическом дизайне

Содержание

Лучшие из лучших в графическом дизайне

10 — 2004

Ксения Бабченко

Art Directors Club of New York

American Institute of Graphic Arts

Good Design

Cannes Lions

Golden Drum

Индустриальный дизайн

Международный конкурс дизайна в Японии

Плакат — король графического дизайна

Золотая пчела

Epica Awards

Тактика и стратегия

В последнее десятилетие использование компьютеров вызвало к жизни новый язык графического дизайна, кардинально изменив менталитет профессионалов. Однако доступность электронных средств стала причиной увеличения количества специалистов в этой области при явном снижении общего уровня работ. В таких условиях различные мероприятия в мире дизайна: фестивали, конкурсы, церемонии награждения — становятся своего рода проверкой качественных показателей, поскольку там демонстрируется все самое лучшее.

В настоящее время проводится бессчетное число международных конкурсов всевозможных форматов — концептуальных и тематических, платных и бесплатных, заочных и демонстрационных, с четко сформулированными условиями и вообще без оных. Подобные турниры могут иметь жесткие возрастные ограничения либо привлекать к участию всех желающих — от студентов до маститых дизайнеров. Награды тоже бывают самыми разнообразными: от призов в виде всевозможных материальных благ до простого объявления победителей венчается лаврами славы (впрочем, как известно, имя для профессионала зачастую является лучшим трофеем).

Однако какими бы многоплановыми ни были дизайнерские конкурсы, на любой из них возложена важная культурная миссия, ведь помимо соревновательного момента это еще и прекрасный способ представления и осмысления тех ценностей, которые не всегда осознаются в будничной работе. Возможно, конкурсные архивы и списки награжденных дизайнеров станут для культурологов, искусствоведов и психологов далекого будущего прекрасным источником информации о нашем времени.

Art Directors Club of New York

Это одно из первых сообществ, объединившее дизайнерскую братию со всего света, было создано в 1920 году в Нью-Йорке как небольшой внутрицеховой союз. Позднее Клуб арт-директоров Нью-Йорка (Art Directors Club of New York, ADCNY) стал одним из самых влиятельных объединений дизайнеров.

Сегодня ADCNY дает возможность всем желающим высказаться на тему дизайна. Организуя различные семинары, конференции, международные проекты и таким образом позволяя креативным лидерам рекламистов и дизайнеров обменяться актуальными наработками, Клуб формирует информационное поле профессии посредством интеграции высококлассных визуальных технологий и с помощью новых тенденций дизайна. «Наша задача — регулярная поставка визуального топлива», — так формулируют свою миссию нынешние лидеры ADCNY.

Ежегодно ADCNY организует конкурс дизайнерских работ по направлениям «телевизионная, печатная и радиореклама», «Корпоративный, рекламный и редакторский дизайн», «Дизайн книг, упаковки, постеры», «Графика кино и видео», «Фотографии и иллюстрации», «Дизайн new media/interface», «Art direction и copywriting».

Работа, победившая на конкурсе AIGA в этом году

Работа, победившая на конкурсе AIGA в этом году

Следует отметить относительную доступность этого конкурса: так, в прошлом году вступительный взнос за возможность выставить работу в номинации «Графический дизайн» в группе «Печатные работы, упаковка, оформление окружающей среды» за отдельную работу равнялся 60 долл., за серию работ — 80 долл. На оптимистичный лад любого конкурсанта может настроить и тот факт, что количество победителей в любой номинации не ограничено. Работы обладателей золотой и серебряной наград публикуются в ежегодном выпуске «Art directors annual». Кроме того, призеры выставляются в ADC Gallery в Нью-Йорке, а это дорогого стоит. Выставка, проходящая под эгидой Клуба, является одной из известнейших и старейших выставок дизайнерского искусства в США. Ежегодно она стартует в Нью-Йорке, а затем отправляется в путешествие по ведущим выставочным центрам, дизайн-школам и университетам США. Дубликаты выставочных работ отправляются в турне по странам Европы, Южной Америки и Азии. Например, в прошлом году мы имели возможность любоваться работами призеров этого престижнейшего конкурса: 82-я по счету выставка впервые посетила Россию, начав работу на Дальнем Востоке и финишировав в московском ЦДХ.

В программе ADClNY существует проект Young Guns — шоу-бьеннале, представляющее молодых дизайнеров до 30 лет. В этом году победители конкурса будут выставляться в ADC Gallery c 10 сентября по 25 октября.

Номинант фестиваля рекламы Golden Drum

Номинант фестиваля рекламы Golden Drum

Нельзя обойти молчанием «Зал славы», основанный в ADCNY в 1972 году. По замыслу устроителей — это место, где можно отдать дань уважения выдающимся новаторам-визуалистам, чьи работы не просто оказали влияние на мировой дизайн, но стали точкой отсчета в системе стандартов современного дизайна. Лауреаты определяются каждую весну специальным комитетом.

Vision Award — еще одна престижная награда NY, учрежденная в 1954 году. Ее присуждают компаниям и личностям, оказавшим серьезное влияние на формирование принципов современного дизайна и на понимание функции дизайна в социальных системах: в коммуникации, образовании, коммерции, социальных движениях. В разное время эта награда присуждалась компаниям IBM, Volkswagen, RCA, Levi-Straus, Ford, MTV и т.д.

Идею основанного в Нью-Йорке сообщества вскоре переняли и другие регионы, и со временем появилась целая сеть клубов арт-директоров. Так, Брюссель стал базой Европейского клуба арт-директоров (EADC), объединившего дизайнерские клубы 12 европейских государств. А в Сан-Франциско с 1961 года существует Западный клуб арт-директоров (WADC), приглашающий к участию всех проживающих в странах тихоокеанского бассейна.

Плакатная работа с выставки «Золотая пчела»

Плакатная работа с выставки «Золотая пчела»

American Institute of Graphic Arts

Американский институт графических искусств был основан в 1914 году как небольшой элитарный клуб для профессионалов, работающих в сфере дизайна. В 90-е годы на волне всплеска популярности профессии дизайнера исполнительный директор AIGA Рик Греф превратил неприбыльную организацию во влиятельную и хорошо организованную структуру. Институт стал законодателем моды в мире дизайна в его экономическом, социальном, практическом, культурном и творческом контексте. Сегодня членами AIGA являются более 16 тысяч дизайнеров из разных стран. Медаль Института, которую смело можно назвать символом высочайшего престижа, присуждается в знак признания исключительных заслуг. При этом в расчет берется не только создание визуальных образов, но и работа на преподавательской ниве, и идейное лидерство в профессии. Награды часто присуждаются дизайнерам посмертно. Награжденный может быть гражданином любой страны, главное условие: работа должна оказать большое влияние именно на американскую дизайнерскую культуру. Так, первым европейцем, который получил награду AIGA в 1954 году, был Ян Чихольд — уроженец Лейпцига, в свое время совершивший переворот в способах типографского набора. Его педагогическая деятельность и созданные им книги оказали сильное воздействие на многие поколения художников и полиграфистов Европы и США.

Кроме того, ежегодно AIGA проводит конкурс по 13 основным направлениям — иллюстрация, создание бренда и фирменного стиля, дизайн для ТВ и видео, оформление печатных СМИ, экодизайн, типографика и оформление книг. В этом году из 4200 представленных работ жюри выбрало 92 победителя в разных номинациях.

В Институте издается каталог самых выдающихся работ, участвовавших в основных проектах в течение года. В этом удивительном издании представлены наиболее успешные работы по всем вышеперечисленным направлениям, и каждая сопровождается подробной информацией о ее создателях, а также комментариями членов жюри.

Good Design

Этот международный конкурс работ графических и промышленных дизайнеров учредила одна из старейших и заслуженных организаций в области визуальных искусств — Чикагский атенеум (Chicago Athenaeum), основанный в Музее архитектуры и дизайна, единственном музее архитектуры и дизайна в США. Основателем был Эдгар Кауфманн, бывший куратор Музея современного искусства.

Работы финалистов фестиваля Epica публикуются в престижнейших рекламных изданиях Европы

Работы финалистов фестиваля Epica публикуются в престижнейших рекламных изданиях Европы

Раз в год Chicago Athenaeum приглашает всех желающих принять участие в конкурсе «Хороший дизайн» (Good Design), который, как правило, проводится в двух категориях — «Промышленный дизайн» и «Графический дизайн». Вступительный взнос — 175 долл. В своих решениях жюри основывается на эстетических критериях, сформулированных еще в программе 1950 года: новизна, форма, материалы, конструкция, концепция, функциональность и удобство использования. Кроме того, учитываются внешний вид и эстетическая составляющая. Работы-победители участвуют в ежегодной выставке награжденных работ, а затем направляются в постоянную коллекцию Chicago Athenaeum. Нынешняя выставка откроется осенью и продлится до конца января 2005 года.

Cannes Lions

Бесспорно, «Каннские львы» — один из самых популярных и престижных в мире интерактивных конкурсов графического дизайна, имеющих рекламную направленность. В 1954 году, находясь под впечатлением от успеха Международного Каннского кинофестиваля, европейская группа рекламистов, продающая рекламное время в кинотеатрах, справедливо решила, что изготовители рекламных роликов заслуживают не менее пристального внимания и признания, чем их коллеги из киноиндустрии. Так был основан фестиваль рекламных роликов, который поначалу проводился попеременно то в Каннах, то в Венеции, а с 1977 года избрал постоянным местом дислокации французский город Лион.

Номинант фестиваля Epica в категории «Продвижение финансовых услуг» (надпись: «Наконец-то кто-то позаботился о семье») Номинант фестиваля Epica в категории «Продвижение финансовых услуг» (надпись: «Наконец-то кто-то позаботился о семье») Номинант фестиваля Epica в категории «Продвижение финансовых услуг» (надпись: «Наконец-то кто-то позаботился о семье»)

Номинант фестиваля Epica в категории «Продвижение финансовых услуг» (надпись: «Наконец-то кто-то позаботился о семье»)

В 1992 году произошло знаменательное для дизайнеров-графиков событие: организаторы расширили рамки фестиваля, включив туда новую номинацию Press&Poster. В этом конкурсе участвуют печатные работы — реклама в прессе и наружная реклама. Победители награждаются призами: «золотым», «серебряным» и «бронзовым львом». Обладателем гран-при становится лучший из получивших «золотого льва». Не так давно список призов пополнился еще одной престижной наградой — «титановым львом», который вручается за новации в дизайне, медиамышлении, за видение и развитие новых форм коммуникации. В нынешнем году на суд жюри было представлено около 10 тыс. работ в категории «Наружная реклама» и более полутора тысяч Интернет-сайтов и онлайн-рекламы из 40 стран мира. Гран-при за лучшую печатную рекламу получило агентство DDB London, представившее плакат «Копы» для Volkswagen: вокруг машины Volkswagen Polo скопилась большая толпа полицейских; слоган рекламного объявления — «Маленький, но сильный!». Гран-при в номинации «Лучшая наружная реклама» достался агентству J Walter Thompson (Малайзия) за работу под названием «Реактивная машина»: летящие вслед за машиной реактивные ракеты при ближайшем рассмотрении оказываются воздушными шариками, привязанными к заднему бамперу.

С 1992 года в рамках каннского фестиваля рекламы, как и в рамках ADCNY, существует специальная программа для молодых создателей рекламы. К участию в конкурсе от каждой страны допускается команда из двух человек моложе 28 лет: копирайтер и арт-директор. Обязательными условиями являются знание английского языка и опыт работы с графическими программами на Apple Macintosh. Работы оценивает жюри по номинации Press&Poster. Этим летом молодым креаторам было дано задание от Global Business Coalition in Europe — сделать плакат и/или сайт на тему участия международных корпораций в борьбе против СПИДа. В конкурсе приняли участие команды из 37 стран. «Золото» досталось итальянцам, которые изобразили на светлом фоне пробирку, а под ней слоган: «Первый анализ должен показать негативный результат. Присоединяйтесь к нам в борьбе со СПИДом!». Второе место заняли американцы, третье — турки. Россию представляли Ирина Бажанова (журнал «Креатив») и Виталий Шепелев (РА Adventa Lowe), но их работу, жюри, к сожалению, не оценило.

Golden Drum

Острая конкуренция, великая школа, сумасшедшая тусовка и дьявольский вызов — так характеризуется фестиваль «Золотой барабан» его устроителями. На просторах от Триеста до Владивостока и от Хельсинки до Тель-Авива «Золотой барабан» — наиболее значительное интерактивное мероприятие, на котором происходит подведение итогов работы восточноевропейских рекламистов. Впрочем, сегодня оно входит в число главных рекламных событий не только Европы, но и всего мира. Этот фестиваль часто называют «восточноевропейскими Каннами», однако, в отличие своего западного коллеги, использующего лозунг: «More work, no beach» («Больше работай, меньше загорай»), здесь руководствуются иным принципом: «More work, more fun» («Больше работы, больше веселья»). Действительно, по отзывам участников, место проведения фестиваля — курортные городки Порто-рож и Пиран на словенском побережье Адриатики с прекрасной кухней и гостеприимными местными жителями — отличается атмосферой удивительного дружелюбия. Благодаря неформальной обстановке участники завязывают огромное количество профессиональных и деловых связей.

Если в 1994 году на первый фестиваль съехалось 500 участников с 533 работами, то на юбилейном 10-м форуме, состоявшемся в прошлом году, рассматривалось уже 2109 работ от 1500 делегатов. Время проведения нынешнего 11-го международного фестиваля «Золотой барабан» — с 3 по 8 октября. Программа фестиваля обещает быть насыщенной: помимо конкурса, здесь ожидается множество образовательных мероприятий, которые проведут мировые рекламные «гуру».

Следует особо отметить, что в прошлом году московским рекламным агентствам (McCann-Erickson, Leo Burnett, BBDO) сопутствовала удача в номинации роликов — они получили золотые и серебряные «барабанные палочки». Так держать!

Индустриальный дизайн

Графический дизайн нельзя отделить от единой дизайнерской парадигмы, поэтому конкурсные номинации, оценивающие работу графиков, присутствуют не только на рекламных фестивалях, но и в более специализированных состязаниях по промышленному дизайну. График-дизайнер может отослать свою работу в Ганновер на IF Design Award Hannover и получить награду этого престижного конкурса, так как там, кроме номинаций «Промышленный дизайн» и «Транспортный дизайн», существуют и такие, как «Коммуникационный дизайн», «Дизайн упаковки» и «Социальный дизайн».

В текущем году этому форуму исполнилось 50 лет. Как на большинстве немецких конкурсов, здесь имеются серьезные, четко прописанные условия и работает компетентное жюри. Чтобы получить представление о масштабах мероприятия, скажем, что на последнем фестивале присутствовало 1458 участников из 32 стран. Кроме того, три года назад была учреждена специальная студенческая номинация «Концепции» для работ молодых дизайнеров, которые еще не нашли своего производителя, но являются свежими и актуальными. Кстати, это единственная категория, за участие в которой не надо платить вступительного взноса. В нынешнем году в данной номинации победил российский дизайнер Вадим Кибардин. Его работа «Dictionary-T-Shirt» основана на концепции информационного поля, пронизывающего всю нашу жизнь. Как рассказывает Вадим, на момент создания работы для него весьма интересной оказалась тема изучения английского языка, поэтому идея познавательного потенциала каждой вещи (помимо утилитарной и эстетической функций) лично ему была очень близка.

Говоря об индустриальных дизайнерских конкурсах, нельзя не рассказать о фестивале Red Dot, входящем, по оценке журнала Page, в десятку самых значительных дизайнерских конкурсов. На последнем конкурсе жюри оценивало свыше 4 тыс. работ из более чем 40 стран мира. Конкурс представленных работ проходит по двум категориям, оценивающимся отдельно друг от друга: индустриальный (product) и коммуникационный (communication) дизайн. Главными критериями оценки являются новаторство, практичность и качество исполнения. Победившие работы включаются в каталог International Yearbook и представляются в Интернете (International Design Exhibition, IDA). Высшая награда конкурса Red Dot: гран-при в 10 тыс. евро присуждается только в номинации «Графический дизайн». В номинация «Red Dot: junior prize» победитель получает 2,5 тыс. евро. Для того чтобы не обойти вниманием достойных участников, учрежден и дополнительный приз — «Лучший из лучших», которым отмечаются самые значительные работы-претенденты в каждой категории.

Международный конкурс дизайна в Японии

Этот конкурс, организованный Японским фондом дизайна (Japan Design Foundation, JDF), заслуживает упоминания из-за своей подчеркнутой концептуальности: главную цель устроители видят в визионерском поиске идей для будущего человечества. Так, на последнем фестивале главной темой было «Переосмысление потребления». По мысли организаторов, эта ключевая для экономики XX столетия проблема явно требует переосмысления и в новом веке она должна решаться вкупе с проблемами защиты окружающей среды. Задача конкурсантов — предложить такие дизайнерские решения, которые будут содействовать формированию нового понимания культуры потребления вообще и категорий «богатство» и «высокое качество жизни» в частности.

Пиктограммы для Олимпийских игр в Афинах тоже стали участниками EpicaПиктограммы для Олимпийских игр в Афинах тоже стали участниками EpicaПиктограммы для Олимпийских игр в Афинах тоже стали участниками Epica

Пиктограммы для Олимпийских игр в Афинах тоже стали участниками Epica

При этом условия участия — самые демократичные: конкурс не требует вступительного взноса, открыт для проектов из любой области дизайна и для всех участников независимо от возраста и страны проживания. Правда, критерии оценки, на наш взгляд, довольно субъективны — точное представление современного общества и нашего времени; новизна и значимость для будущего; полезность и применимость при создании новых возможностей для бизнеса.

Призы последнего конкурса весьма щедрые: Гран-при — 20 тыс., золотой приз —10 тыс., два серебряных приза — по 5 тыс. и бронзовый приз — 3 тыс. долл.

Плакат — король графического дизайна

Профессионалам, работающим в сфере визуальной культуры, плакат дает самую высокую степень свободы для самовыражения. Здесь дизайнер не ограничен никакими рамками: ни требованиями заказчика, ни канонами деловой дизайн-этики, поэтому плакату, как квинтэссенции современного концептуального дизайна, посвящено большое количество различных фестивалей. Варшавский международный бьеннале плакатов (International Biennale of Posters, IBP) — пожалуй, самый известный и престижный конкурс этого плана. Идея регулярного подведения итогов в плакатном дизайне возникла у польских графиков еще в начале 60-х годов, окончательная ее материализация произошла в 1966 году, а уже через несколько лет конкурс завоевал репутацию наиболее престижного турнира в своей области, связанного с выдающимися дизайнерскими именами.

Последний бьеннале, состоявшийся в июне этого года под эгидой Icograda (International Council Graphic Design Associations), принес радостную весть: высшую награду в мире плакатного дизайна — золотую медаль IBP — завоевал российский дизайнер Владимир Чайка, награжденный в номинации «Культурный плакат» за работу «Маяковский», сделанную для плакатной акции фестиваля «Маяковский продолжается».

Еще одно крупное мероприятие, связанное с плакатным искусством, — Hong Kong International Poster Triennial. На триеннале проводятся различные образовательные мероприятия и, конечно же, конкурс плакатов по разным категориям: идеология, освещение событий культурной жизни, коммерция и реклама, тематические плакаты. В каждой категории присуждаются золотые, серебряные и бронзовые награды, то есть три плаката в каждой категории. В этом году состоялся очередной триеннале, а выставка победивших работ пройдет с ноября 2004-го по май 2005-го в Музее культурного наследия Гонконга (Hong Kong Heritage Museum). Участие в конкурсе бесплатное. Главные критерии оценки работ — оригинальность, эстетика, эффективность, креативность и техническое воплощение.

В числе значительных событий в жизни дизайнеров-плакатников — ежегодный конкурс плакатов Poster Design Annual 2004, учрежденный американским журналом Graphis.

Этот журнал, существующий с 1958 года, занимается поиском самого лучшего, что есть в рекламе, дизайне и фотографии, и помещает все это на свои страницы, создавая библиотеку профессиональных работ. Труды победителей, естественно, тоже публикуются в журнале, причем каждый участник получает 50-процентную скидку на ежегодное издание. Конкурс проводится по следующим номинациям: архитектура, образование, события, выставки, мода, фестивали, музыка, фотографии, self-promotion, типографика и др. Взнос за участие невелик — 25 долл. за выставление отдельных работ и 50 долл. за серию.

Золотая пчела

В мире русского дизайна бьеннале «Золотая пчела» — редкостное событие. У этого фестиваля, учрежденного в 1992 году, были и тяжелые времена, когда, казалось, он проходит в последний раз. Но, пережив своих спонсоров и несколько собственных возрождений, фестиваль отметил в первой декаде сентября свое шестилетие.

Это мероприятие задумывалось как фестиваль плакатного искусства, но начиная с «Золотой пчелы-3» дополнялось разными номинациями, особо актуальными на тот момент для отечественной профессиональной среды. Так, на третьем бьеннале это были «Шрифты» и «Логотипы», на четвертом — «Визитные карточки» и «Журналы», на пятом — «Ти-шот–дизайн» и «Брошюры и буклеты». В выборе актуальных тем помогали «Маленькие пчелки» — серии предварительных выставок-конкурсов, проводимых по отдельным жанрам графического дизайна.

Название Golden Bee созвучно англоязычному Golden Biennale, и потому «Золотая пчела» начиная с третьего бьеннале стала присуждать специальную награду «Всему золоту мира» — плакатам, удостоенным гран-при, золотых медалей или первых премий на других международных дизайнерских конкурсах и фестивалях за последние два года, то есть подводить итоги бьеннального цикла. Таким образом, «Золотая пчела», пристроившись в ряд мировых турниров, собирает лучший нектар с лучших дизайнерских состязаний.

Заявок на участие в шестом Московском бьеннале было подано множество: отборочная комиссия рассмотрела более 4 тысяч работ из 56 стран мира. Работы принимались в четырех номинациях: «Плакат», «Типографика», «Студенческий дизайн», «Антитеррор». Как было отмечено на открытии, сами устроители и предположить не могли, что тема антитеррора будет столь болезненно актуальна в сентябрьской Москве.

В рамках этого мероприятия проводились и мастер-классы ведущих мировых дизайнеров и состоялась выставка «Московский концептуальный плакат 90-х годов» в Третьяковской галерее. Кроме того, в Центре современного искусства «М’АРС» была организована выставка произведений членов международного жюри. А жюри на этот раз состояло из таких звезд мирового дизайна, как Александр Гельман, Евгений Добровинский, Вернер Екер, Данела Хауфе и Детлеф Фидлер.

Epica Awards

Цель этого праздника европейского креативного мира — демонстрация высших достижений европейской рекламы. Агентствам, дизайн-студиям и фотографам предоставляется возможность получить известность в этой части Старого Света. Акция проводится при поддержке целого ряда престижных европейских рекламных изданий (более 30 журналов из 23 стран), и потому работы победителей публикуются во всех европейских странах.

Количество представленных на нынешний конкурс работ — около 5 тыс. В этом году церемония награждения победителей проходила в Дублине. Местом следующего проведения выбран Будапешт. Вступительный взнос — 200 евро для компаний плюс 160 евро за каждую рекламу и/или ролик. По сравнению с другими конкурсами заявленных критериев оценки совсем немного — оригинальность идеи и качество ее воплощения. Во всех номинациях жюри выбирает победителей и финалистов. В качестве приза вручается пирамидка Epica, символ конкурса. Лучшие работы публикуются в специальном издании Epica Book. «Эта книга расскажет вам, как делать рекламу. Эта книга расскажет вам, как не делать рекламу», — гласит рекламный текст на сайте Epica.

Итак, вы решили попробовать свои силы в дизайнерском конкурсе. Что же можно получить от участия? Много чего — новый опыт, поддержание творческой формы, отвлечение от повседневной рутины, приглашение на стажировку или работу, возможность участия в международных конференциях и конгрессах, публикации в прессе и ссылки в Сети, личные контакты на высшем профессиональном уровне, гранты, крупные денежные призы и т.д. и т.п. Понятное дело, уровень запросов ограничивает количество вариантов. Да и финансовая сторона, особенно для студентов, по важности будет стоять отнюдь не на последнем месте, но, к счастью, немало конкурсов предполагает бесплатное участие.

Прежде всего следует оценивать организаторов: четкое техническое задание, прозрачные критерии оценки присланных работ — признак серьезности организаторов. Нелишне будет проанализировать и мотивы учредителей конкурса: что они рассчитывают получить — собрать свежие идеи, отработать гранты какого-нибудь фонда, найти рабочие руки и светлые головы, а может, раскрутить вокруг себя громкую PR-кампанию? Наиболее предсказуемы в этом отношении регулярные конкурсы: можно ознакомиться с историей конкурса, узнать, какие работы побеждали и почему. Кроме того, следует внимательно изучить состав жюри, ведь, как известно, результатом объективного голосования является сумма субъективных мнений, и чем авторитетнее персона, тем весомее будет ее точка зрения. Поэтому, зная особенности творчества и вкусы этой персоны, легко сделать некоторые поправки в соответствующем направлении… Хотя место проведения не слишком влияет на результаты (как правило, жюри бывает интернациональным), порой все же чувствуется воздействие национальной культуры.

(Вспомним, например, итальянский темперамент, английскую изысканность и минимализм, немецкую лаконичность, японскую экологичность решений.)

В заключение — пара слов о призах. Главное правило: если за потраченное на подготовку к конкурсу время вы можете сами заработать сумму, сопоставимую с размером главного приза, то овчинка выделки не стоит. Правда, в иных соревнованиях одно лишь участие способно с лихвой окупить все затраты…

КомпьюАрт 10’2004

Глава 6. Дизайн плакатов Настоящее испытание для дизайнера. Двумерная…: lazy_sergeant — LiveJournal

Настоящее испытание для дизайнера. Двумерная и не перегруженная композиция плаката применяется повсеместно – от рекламы и продвижения товаров и услуг до информирования о предстоящих событиях.

Создатель плаката преследует в своей работе несколько важных целей, которые стоит реализовать – надо привлечь внимание, донести информацию и даже сподвигнуть зрителя на действие. Всё это надо сделать в доли секунды, ведь с плакатами мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Самые удачные из них сразу понятны нам – мы мгновенно принимаем и понимаем их образ и главное сообщение, а дополнительную информацию можем получить позднее.


Разработчик курса: Пайпер Нильсон (Piper Nilsson). Глава составлена на основе лекций Пайпер Нильсон, графического дизайнера и архитектора (Нью-Йорк).

Рис. 6.1. Плакат разработан Габриэлой Монрой (Gabriela Monroy). Баланс композиции, повторы и прочие интригующие приёмы делают работу эффективной и сохраняющейся в памяти зрителя.

В этой главе:

  • Базовые методы в дизайне плакатов, применяемые для эффективного донесения сообщений;
  • Методы создания единого целого в итоговом плакате: группировка, повтор, направленность, цвет подложки;
  • Как и зачем создавать симметричные и асимметричные композиции;
  • Как разные способы балансировки составляющих элементов композиции влияют на конечный эффект плаката;
  • Три типа ритма в композиции плаката;
  • Пропорции в искусстве, природе, дизайне;
  • Особенности применения правил типографики при разработке плаката;
  • Разработка плаката для музыкального фестиваля с использованием рассмотренных приёмов.

Основы плакатного дизайна

Постеры существуют ровно столько, сколько людям приходится информировать друг друга, и никуда пока исчезать не собираются. Почему же это так, ведь казалось бы, реклама по ТВ и огромные биллборды куда эффективнее? Сложно объяснить, но хорошо продуманная графическая работа всё ещё имеет неведомую способность захватывать наше сознание.

Рис. 6.2. Строительные компании обычно запрещают расклейку плакатов на своих площадках. Однако стоит только появиться ограждениям – тут же на них появляются и плакаты.

Особенность плаката – необходимость донести минимальной информации до максимальной аудитории. Иногда дизайнеров даже просят абсолютно урезать текстовые данные – перенести их в область графических образов. И наоборот – когда дизайнер решает задачу одними только средствами типографики. Особый случай – необходимость представления больших объёмов как текстовой, так и графической информации.

Ключевой момент в разработке – выбор общего визуального образа плаката – способа упрощения подаваемого сообщения, чтобы не пришлось перегружать читателя обилием текста. Ошибка здесь может «завалить» плакат о самом интересном событии в жизни всех землян. Как правило, образы представляют либо продвигаемый объект, либо производителей, либо тех, для кого он предназначен. Это своеобразный «ярлык» для обозначения сложных понятий, которые в словесном описании выглядят слишком громоздко. Пример: «Выдача кредитов представителям среднего класса для покупки дома, который иным путём просто не может быть приобретён».

Рис. 6.3. Как можно выложить список из фамилий множества композиторов и исполнителей, не перегрузив рабочее пространство плаката? Оформите его в стилизованное и привлекательное произведение искусства! Это плакат для Линкольн-центра (Lincoln Center), грамотная шрифтовая работа в сочетании с выразительным фотоснимком вызывает интерес прохожих и привлекает их подойти прочитать написанное.

У дизайнера плакатов должна быть хватка и в области работы с шрифтами. Это может звучать неожиданно, ведь текст не так часто используется в плакатах (в сравнении, скажем, с различными изображениями). Тут надо не забывать про неписанное правило дизайна: чем меньше элементов вы используете, тем большее внимание следует обращать на проработку каждого из них. Часто плакат решает задачу сообщения определённого текста: «Концерт U2 в пятницу» или «Проходная закрыта на ремонт». В этих случаях особое значение имеет способность дизайнера выбрать правильную гарнитуру, кегль, расположения текста на общем панно, сочетаемости его с изображением. Всё это влияет на итоговую эффективность и запоминаемость ключевого сообщения.

Кстати:

Общность, целостность, единство плаката имеют огромное значение, но нельзя забывать и о первоначальном воздействии на зрителя. Часто постер оказывается в поле зрения на доли секунды, но некоторые составляющие его элементы обязаны захватывать внимание и оставаться в памяти.

Запомните главное – композиция плаката должна содержать интригу, привлекать наше внимание. Даже самые простейшие образы и незамысловатые текстовые слоганы могут потеряться в непродуманной композиции. Как же стать дирижёром дизайна? Как направить зрителя по нужному вам пути – от главного ко второстепенному? Как заставить его запомнить всю работу в целом? За всё это отвечает композиция и классические её приёмы мы рассмотрим далее в этом параграфе.

Достигаем единства

Для начала о грустном: разработка плаката, как и любая другая графическая работа, может быть настоящим хаосом. Фотографы? Куда-то пропали. Копирайтеры? Сражаются со своим вдохновением и надвигающимся дедлайном. Маркетологи? У этих ребят ход мысли скачет каждые две минуты.

Где-то на этом этапе дизайнер должен появиться на белом коне и внести в общий раздрай порядок. Буквально. Т.е. дизайнеру каким-то образом надо создать нечто единое из набора разбросанных там и сям заголовков, кусков текста, фотографий, логотипов. Без этого единства постер будет всё той же мешаниной – абсолютно нечитаемой, конечно же. Все составляющие части должны воссоединиться и родить целое.

Как же нам создать целостную композицию? Давайте обратимся к классике и посмотрим, как решали эту задачу в прошлом.

Группировка

Первый принцип – группировка. Она основана на законах самой природы – вещи, находящиеся рядом, имеют друг к другу отношение. Если мы видим на странице сгруппированные объекты, то подсознательно объединяем их в нечто единое, взаимосвязанное. Причём, это происходит без всякой зависимости от того, что это за объекты и насколько они схожи или разнородны. Это чем-то похоже на ассоциативное мышление.

Принцип группировки может работать на дизайнера несколькими путями. Прежде всего, группа из людей, объектов и текста может усиливать основное сообщение. Представьте себе рекламный щит, на нём: фото покупателя, продукта и слоган. Все элементы сгруппированы. Если шрифтовая работа выполнена на должном уровне, вся эта композиция будет звучать как «Я всегда пользуюсь продуктом компании Имярек», а не «Рекламодатель Имярек хочет, чтобы вы пользовались его продуктом».

Далее. Группировка элементов создаёт на плакате мощную область, хорошо привлекающую внимание. Когда несколько объектов расположены на небольшом друг от друга расстоянии (например, модельный ряд наручных часов), взгляд медленно «плывёт» от одного к другому. Все объекты становятся единым пятном, несущим единое сообщение – у зрителя не возникает лишних вопросов и ему не приходится додумывать потаённый смысл дизайнера, раскидавшего объекты по углам плаката.

Сгруппированные объекты создают некий каркас, на котором держится композиция всего плаката. Они гарантированно привлекают внимание и остальные элементы воспринимаются во вторую очередь.

Рис. 6.4. Взгляните на рисунок и обратите внимание на то, как ваш взгляд переходит от одной окружности к другой. Отдельные мелкие объекты распознаются частями большого целого – получаем выделенный центр всей работы.

Повтор

Ещё один способ создания единства – повтор образов, цветов, прочих элементов. В случае разбросанных повторяющихся объектов наш глаз также связывает их друг с другом. Ещё одна особенность восприятия, которую остаётся только принять и использовать во благо.

Простейший путь применения повторов – создание фоновой подложки из повторяющихся элементов. Такой фон может стать интересным в плане цельного восприятия плаката – таким образом можно точнее выделить и выразить связи между основными объектами работы. В этом случае повтор является второстепенным в общей композиции.

Другой путь – создание линии из повторяющихся элементов для направления взгляда зрителя. Такая дорожка может вызвать у глаза здоровый интерес – куда же она приведёт? Так можно вести целые повествования, постепенно заостряя внимание на тех моментах, которые вам кажутся ключевыми.

Рис. 6.5. Цепочка гусениц ведёт взгляд прямиком к логотипу INNU. Повтор на этом кончается и трансформируется в группу бабочек – вот так вы преобразитесь после посещения рекламируемых салонов.

Повтор может эффективно работать даже в том случае, если речь идёт не о повторе неких объектов. Простой и продуманный повтор цветовых пятен может также стать связующими звеньями общей композиции. Такой приём даёт простор для фантазии. К примеру, плакат с рекламой нового лака для ногтей может содержать огромную каплю этого лака в качестве частичного фона. Где-то в ином месте этот же цвет может приковывать внимание к ногтям модели и к бутылочке лака. Даже не осознавая этого, мы сохраним в памяти связь этих элементов.

Рис. 6.6. Здесь точки, являющиеся ключевыми элементами логотипа, повторяются на иллюстрации, хорошо привлекая внимание и подтверждая сам логотип.

В дизайне рекламных постеров товаров широкого потребления повтор может быть хорошим ключом, приглашением зрителя к сравнению аналогичных товаров. К примеру, постер может быть заполнен множеством пар обуви разных моделей. Основное сообщение (обувь!) легко понять по этому множеству однородных предметов. Вместе с тем, достигается и побочный эффект – зритель может понять, что у него есть возможность выбора.

Ещё один популярный приём – вывод ряда идентичных объектов с одним выбивающимся из общего ряда. К примеру, сетка из 15 квадратов, 14 из них – синие, а ещё один – ярко-розовый и содержит логотип компании. Держу пари, на какой квадрат люди обратят внимание. Такой приём очень подходит для подчёркивания уникальности продукта, компании, события. Остальные повторяющиеся объекты выглядят второстепенными, скучными, однообразными.

Также стоит заметить, что повторы создают некую последовательность, логичность изложения, которая крайне важна при разработке серии плакатов – при этом не важно, будет ли серия просматриваться сразу целиком, либо постепенно. Набор постеров, посвящённых одному событию, должен работать как сплочённая команда – глядя на один, зритель должен вспоминать и остальные. Повторы в позиционировании, цветовой гамме, масштабировании, подборе образов могут создать из серии некий единый объект влияния, который точнее и полнее передаст общее сообщение.

Направленность

Какие же ещё методы существуют для создания единства композиции? Направленность – ещё один способ привлечения внимания и направления взгляда. Часто она используется вместе с повторами и это было видно на примерах выше. Суть заключается в том, что дизайнер выстраивает элементы таким образом, чтобы взгляд по ним скользил в нужном направлении.

Метод использует особенность восприятия линий – когда мы видим линию, взгляд инстинктивно следует по ней, пытаясь найти место, куда она ведёт. Края объектов могут быть использованы таким же образом. Объекты, просто помещённые на лист, могут казаться разрозненными. Зрителю придётся прилагать усилия, чтобы понять замысел и конечное сообщение. Выравниванием объектов по неким направляющим (горизонталям, вертикалям, диагоналям – не важно) можно выстроить всю композицию.

Рис. 6.7. В этом постере приём используется для направления взгляда по вертикали – от текста к букве U и наоборот. Края буквы U и строки выше хорошо выровнены относительно друг друга. А если вы хорошенько присмотритесь, станет заметно, что «PE» и «CE» в слове «PEACE» выровнены ещё и относительно ширины штриха буквы U.

Эта техника отлично работает в графических работах, направляя глаз к логотипам и прочим визуальным образам, но и в случае работы с текстом тоже может быть весьма полезна. Направленность даёт ясное понятие, какие элементы (заголовки, подзаголовки, фотографии и подписи к ним) следует воспринимать вместе.

Фоновый цвет

Как можно объединить композицию из разнообразных объектов, у которых нет общности ни в форме, ни в цвете, ни в краях, по которым их можно было бы выровнять? Простейший путь – поместить их на однородный цветной фон.

Тут возникает вопрос – а зачем вообще использовать в постере такие разные объекты и создавать себе лишние проблемы? Да, обычно такого не бывает. В большинстве рекламныъ постеров, которые призваны быстро и чётко донести некое сообщение, используется набор однородных, схожих объектов.

Рис. 6.8. На этом плакате «Red» – не только название постановки и аллюзия на политическую направленность, но ещё и основной цвет, связывающий ключевые элементы. (Автор ещё пишет про грамотное применение повторов, но мне в этих звёздах видится китайский флаг – учитывая, что драма посвящена эпохе Мао и действие происходит в Китае, этот приём вряд ли можно считать повтором. Но он и правда очень удачен.)

Для представления творческих мероприятий, а также в работах, на изучение которых у зрителя будет больше времени, чем на рекламные листовки, внедрение разнородных элементов может создать интересный эффект, интригу. Иногда и рекламодатели просят привнести нотку сюрреализма в рекламный постер. В этом случае фоновый цвет может стать хорошим подспорьем для привязки объектов друг к другу, так что зритель не потеряется в общем хаосе.

Внимание:

Не пытайтесь использовать фоновый цвет в качестве средства от всех недугов. Он не спасёт вас от необходимости правильного планирования композиции и позиционирования объектов.

Достижение баланса

Баланс или отсутствие такового – мощный инструмент в разработке плаката. Всё потому, что дисбаланс вызывает раздражение. С детства мы постепенно отучаемся карабкаться по деревьям и скалам – ведь это потенциальные источники опасности. Дисбаланс в дизайне вызывает схожие чувства: а что если мы упадём? а что если что-то упадёт на нас?

По умолчанию в композиции мы ожидаем увидеть некую центральную вертикальную ось и равное содержимое по обе стороны от неё. Баланс особенно важен в дизайне плакатов, так как конечное изделие часто выставляется в одиночестве – и никакой антураж или интерьер не сможет поддержать композицию плаката. В противовес можно привести пример рекламы в журналах – она может быть подкреплена и уравновешена соседней страницей или неким элементом поблизости.

Симметричный баланс

Природа полна примерами симметрии. Бабочки, кленовые листья, снежинки – все они могут быть симметрично поделены по центральной оси. Людей тянет к симметричным вещам в том числе и потому, что сами наши тела тоже отчасти симметричны (в большинстве случаев).

Дизайнеры смело играют с этими врождёнными ожиданиями. При создании постера он часто помещает текст, изображение вдоль вертикальной оси, равномерно распределяя содержимое по обеим сторонам. В этом случае зритель чувствует себя комфортно – всё подано в привычной и ожидаемой форме. Если помещаемый в сцену объект является лицом или телом, то симметричное расположение помогает зрителю быстрее установить эмоциональные связи со всей композицией.

Часто баланс достигается симметричным помещением повторяющихся групп объектов вдоль всё той же вертикальной оси. Таким образом использованием повторов и симметрии создаётся сбалансированный и крепко сбитый дизайн.

Рис. 6.9. Замечательный дизайн постера Champion Athletic практически полностью основан на симметрии вокруг вертикальной оси. Поэтому и дизайн, и продукт, и брэнд выглядят солидно и комфортно. Мощные линии, сплошные цвета делают изображение ещё сильнее.

Кстати:

Симметрия по горизонтальной оси может также создать баланс. Однако в этом случае нельзя говорить о том же уровне комфорта для зрителя.

Тем не менее, у симметрии есть и отрицательные стороны. Ведь нам не всегда нужен сбалансированный и крепко сбитый дизайн, который создаёт комфорт и расслабляет зрителя. По своей природе постеры часто предназначены для рекламы и представления новых продуктов, событий, идей – одной из целей является мотивация зрителя на совершение действия. Для таких случаев нужна более энергичная композиция. Заметьте, речь не идёт о тотальном хаосе – баланс нужен и здесь, просто использовать его надо иначе.

Асимметричный баланс

Привычное средство для привнесения в постер привлекательности, энергетики. Дизайнеры используют цвета, размеры, формы для балансировки разных объектов, не допуская при этом хаоса. Настоящей асимметрии трудно добиться, если размеры, цвета объектов различаются лишь немного.

Рис. 6.10. Асимметрия в этом постере Trackstar Motorsports акцентирует внимание на изображении. Можно практически ощущать, как мотороллер двигается слева направо.

Давайте рассмотрим несколько примеров асимметричного баланса и изучим способы их реализации.

Баланс цвета
Никогда не задумывались в чём особый шарм датского художника Пита Мондриана (Piet Mondrian)? Дело в том, что он уделял огромное влияние соотношению цветов в своих полотнах. К примеру, одна из его работ состоит из множества белых пятен, в верхнем левом углу находится большое жёлтое пятно, а в правом нижнем – маленькое синее. Эта синяя область прекрасно гармонирует с жёлтой. Для достижения такого баланса Мондриан двигал пятна по модульной сетке, пока не получал желаемый результат.

Рис. 6.11. В этом постере выставки дизайна большое жёлтое поле уравновешено чёрной полоской с цветными фотографиями у нижней границы.

Балансировка цветов – занятие почти инстинктивное, так что тут необходима практика. Вот несколько напутствий:

  • Малая окрашенная область может уравновесить большую неокрашенную. Дело в том, что цвета привлекают взгляд куда лучше «пустых» областей, поэтому и получается, что разные по размеру участки имеют одинаковый вес в глазах зрителя.
  • Тёплые цвета выглядят солиднее, тяжелее холодных. Оранжевые и красные объекты буквально кидаются на нас, в то время как голубые и зелёные как бы отходят на задний план. Таким образом, большие участки холодных цветов нужны для равновесия с малыми тёплыми.
  • Насыщенность цвета также меняет его вес. Глубокий синий цвет будет куда тяжелее блёклого. Как это можно использовать? Сочетайте области одного цвета, но разной насыщенности.
Баланс яркости
Асимметричный баланс основывается на раздражении взгляда, привлечении его к выдающимся предметам. Один из элементов, которым можно выделить элемент композиции – контраст, соотношение света и тени. Чёрный приковывает внимание на белом. Серый образ на этом же полотне не будет так заметен и выделен.

Кстати:

Если вы не уверены насчёт этого соотношения в используемых вами цветах, переведите изображение в градации серого. Такое отображение – когда перед вами только белый, чёрный и градации между ними – даст вам полное ощущение баланса света и тени.

Как же можно управлять этими величинами в дизайне плакатов? Здесь тоже можно довериться инстинкту – как и при общем позиционировании элементов на листе. Проверяйте своё чутьё путём скрытия сомнительных участков и оценки оставшегося полотна. Затем снова откройте скрытое и убедитесь, стало ли соотношение света и тени лучше.

Рис. 6.12. В этом постере Cub Scouts хорошо виден рассматриваемый приём. Голубые точки на белом фоне создают иллюзию светло-голубой заливки, которая воспринимается легче солидного красного фона нижней части. Ключевые элементы также подчинены тому же правилу – почти чёрный грузовик и ослепительно белые буквы текста.

Такой контраст в двух частях постера вызывает повышенный интерес, появляется даже некая напряжённость. Зритель переходит от одной части к другой и подсознательно пытается увязать их. Эта энергетика и подсознательное давление достигается простым сочетанием контрастных элементов.

Баланс формы и положения на листе
Ещё один способ достижения единства композиции. Большая и простая форма (или изображение, блок текста) может быть уравновешена более мелкими и сложными элементами. Большой образ привлечёт первичное внимание, остальные могут вовсе остаться незамеченными зрителем, но тем не менее они работают на благо всего плаката.

Рис. 6.13. Здесь детально изображённое звёздное небо в балансе с простой и единой волной.

Рис. 6.14. Такой способ балансировки характерен для постеров с фотоматериалами. Большая, чёткая и простая фотография парня в кроссовках балансирует с удалённой, детальной сценой улицы города.

Позиционирование также играет роль в балансе. Чем дальше объект расположен от физического центра листа, тем большим весом он обладает в глазах зрителя. Такие ассоциации порождены примерами баланса окружающего мира. К примеру, на качелях ребёнок, сидящий на самом краю бревна, вполне может перевесить взрослого, сидящего у самого центра.

Рис. 6.15. Эта уличная реклама доходчиво изображает возможность выбора нужного размера. Баланс между футболками размеров XL и XS хорошо привлекает внимание к постеру.

Простой и малый по размеру элемент вполне может перевесить большой объект (группу объектов), если будет помещён в самый край листа. К примеру, небольшой логотип может быть помещён вдоль правого края постера, а вся левая часть будет занята одной большой фотографией модели. И хотя логотип никак не может тягаться по размерам с фотографией, тем не менее его ключевая позиция делает дизайн всего плаката завершённым.

Эти приёмы работают и для угловых композиций. В этом случае направленный в один угол объект чаще всего должен быть уравновешен иным объектом, направленным в противоположную сторону. Иначе весь постер будет казаться сгорбленным и кривым.

Ритм

Основой музыки является ритм – повтор и вариации сочетаний нот. При прослушивании мы воспринимаем длительность каждой ноты и запоминаем промежутки между ними. Если ритм запоминаем, мы будем его узнавать далее в ходе всей композиции.

В дизайне ритм работает по тем же принципам. Когда вы помещаете сочетание объектов, вы можете ритмично их выстроить – сделав таким образом запоминаемыми и движимыми. Этот принцип выходит за принцип повтора, рассмотренный ранее, так как визуальные ритмы можно создавать разными путями.

Повторяющийся ритм
Под ним понимается удачное появление группы неких объектов. Каждое новое появление группы должно сопровождаться лёгкой вариацией в самой группе. Опять вспомним музыку: композитор, реализуя одну коду, тем не менее может играть с длительностью нот и даже целых фраз. Нельзя забывать и о паузах – слушатель должен иметь возможность осмыслить один набор нот, прежде чем получит следующий.

Как дизайнер, вы можете, к примеру, в одной композиции повторить один и тот же объект 20 раз. Возьмём обычный круг. Будут повторяться все основные параметры формы: размер, цвет, содержание. Вариативность будет достигаться чередованием кругов разных цветов.

Рис. 6.16. Круги в этой композиции – повторяющиеся элементы, расположенные в причудливом порядке, развлекающем зрителя.


Рис. 6.17. Здесь круги – не только структурные, но и тематические элементы. Они создают интригующие образы и в то же время реализуют основное сообщение о защите детей.

Альтернативный ритм
В этом случае два и более мотива чередуются, создавая некую последовательность. Если снова обратиться к музыке, то это похоже на пение дуэтом, когда певцы по очереди исполняют строчки текста. Если в своём плакате вы используете изображение ряда людей, для создания альтернативного ритма вы можете задать их одежде (или коже) чередующиеся цвета.

То же относится и к текстовым материалам. Если у вас в наборе используются две гарнитуры или два основных цвета текста, можно их чередовать для создания ритма. Наши глаза настолько привыкли к скучной выключке влево, что любое отклонение в типографике безусловно привлечёт внимание.

Рис. 6.18. Голубые и коричневые полоски своим чередованием задают композиции альтернативный ритм. Особый интерес добавляет постепенное увеличение ширины полосок.

Запомните, что чередующиеся элементы не обязательно должны быть тотально разными. Даже небольшие вариации (к примеру, игра с ростом людей в шеренге) может добавить постеру интерес. Зритель может даже и не осознать этот ваш приём, но он поможет привлечь внимание и скорее всего отложится где-нибудь в подсознании.

Прогрессивный ритм
Здесь мы реализуем идею поступательного развития одной и той же формы. В продолжении ритма форма становится более или менее интенсивной. Это может выражаться, к примеру, в насыщенности цвета. Этот эффект можно сравнить с крещендо (переход к бурному темпу) и диминуэндо (постепенное ослабление силы звучания) в музыке.

Рис. 6.19. Каскад танцующих пар украшают этот постер, посвящённый школе танцев. Градация создаёт визуальное крещендо, направляющее взгляд от левого верхнего угла к правому нижнему.

Элементы, составляющие прогрессивный ритм – не важно, текст это или изображения – должны иметь как общие, так и различные качества. К примеру, можно пустить по диагонали ряд бабочек, которые схожи по форме, но различаются цветом, размером, углом наклона. Либо серия идентичных слоганов, постепенно угасающих и сливающихся с фоном.

Такой ритм может добавить глубины в плоские композиции – в основном это касается решений с двумерными иллюстрациями, либо лишённых иллюстраций вовсе. Ощущение чего-то надвигающегося, меняющегося может сделать постер более живым и интересным.

15 трендов в графическом дизайне

Philip VanDusen – дизайнер с более чем 20-летним опытом работы. Он сотрудничает с крупнейшими мировыми компаниями. На сегодняшний день Philip является директором Verhaal Brand Design. Фирма специализируется на разработке фирменного стиля, бренда, инновациях, трендах и маркетинге. И в этой статье Philip поделится с нами 15 трендами в графическом дизайне за 2018 год.

Использование трендов – это возможность сделать бренд более заметным для потенциальных клиентов. Так что тренды сложно переоценить. А для дизайнеров и других творческих профессий понимание и способность грамотно распознавать и использовать тренды еще важнее. Вы должны знать, что предлагать заказчикам, показывать, что вы идете в ногу со временем, уделяете внимание деталям и можете создать такой дизайн, который увеличит узнаваемость бренда. Давайте ближе к делу.

1. Несвязанный текст

Несвязанный текст – очень интересный визуальный прием. Он заключается в распределении отдельных букв так, что они больше похожи на абстрактные элементы. Это отличный способ добавить в дизайн текст, при этом сохранив сам визуальный посыл и выдвинув на первый план именно изображения, а не то, что можно прочесть.

2. Яркость

Использование большого количества ярких цветов придаст вашей работе эффект 80-х. Кричащие неоновые цвета могут создать интересный контраст между элементами дизайна.

3. Помехи

Это один из моих любимых эффектов. Сегодня его часто используют. Но в предыдущие годы помехи редко добавляли в дизайн. Результат выглядит так, как будто картинку испортили с помощью какого-либо цифрового вмешательства.

4. Цветовой канал

Еще один интересный тренд, связанный с использованием цветов. Если вы возьмете несколько картинок, разобьете их на отдельные цветовые каналы (CMYK или RGB), а затем наложите один канал на другой с уменьшенной непрозрачностью, то получите необычный эффект. Его используют как с текстом, так и с фото.

5. Разрезанный текст

Разрезанный текст похож на несвязанный текст, только в нем целые слова, а не отдельные буквы, разбиваются на части, а затем определенным образом совмещаются в какую-нибудь композицию. В результате может получиться интересный коллаж. А используя только текст, можно создать интересный эффект, который будет привлекать внимание зрителя.

6. Интеграция

Интеграция – один из моих любимых эффектов. Он заключается в тесном комбинировании текста или отдельных букв/цифр с фотографией. Как будто фото и текст находятся в одном физическом пространстве, переплетаясь друг с другом, а не просто накладываясь друг на друга.

7. Жидкость

С помощью жидкости можно получить очень необычный и интересный текстовый эффект. Если добавить контрастные блики, то получится 3D-эффект. Но жидкость можно использовать и в двухмерном стиле. Например, как на постере в начале нижнего ряда с символом амперсанд в виде слоев вырезанной бумаги или словом LIQUID по центру нижнего ряда. Существует очень много возможностей и вариантов использования такого эффекта.

8. Текст в виде иллюстрации

Использование текста (слов, букв или цифр) в качестве элементов иллюстрации может создать интересное сочетание. Например, фигурная скобка и восклицательный знак на плакате справа визуально напоминают лицо. А буква S слева на постере «Черный лебедь» похожа на голову лебедя.

9. Iconification (превращение в иконку)

Iconification – это упрощение фото или рисунка с помощью линий и создание своеобразного эффекта значка.

10. Театральная афиша

Я называю этот тренд «театральная афиша». Это дизайн в стиле старых бойцовских или музыкальных постеров 20-30-х годов или даже 70-80-х. Такой стиль выражается в наслоении текста, различных фигур с разным поворотом, и подходит для упаковок, постеров.

11. Текстовый дизайн

Этот тренд похож на текст в виде иллюстрации, но, в отличие от первого, здесь в качестве элементов дизайна используется исключительно текст без каких-либо фото или других элементов. Для придания уникальности, можно использовать необычные и декоративные шрифты, менять масштаб каждой буквы, накладывать их одна на другую, разрезать на части, чтобы визуально сделать более интересными.

12. Систематические цвета

Когда вы разрабатываете логотип или дизайн бренда (визитки, конверты и т.д.), то используйте определенную цветовую палитру и расположение блоков, чтобы весь дизайн выглядел как одно целое. Это создает систематичность и единство дизайна всех элементов бренда.

13. Деконструктивизм

Деконструктивизм отсылает нас к русскому направлению в архитектуре 20-х годов. Деконструктивизм выражается в использовании строгого монохромного текстового дизайна с вкраплениями черно-белых фотографий и ярких цветов, рубленых букв и, возможно, сочетания их в коллаж.

14. Фотомаска

Еще один из моих любимых трендов в дизайне. Фотомаска похожа на интеграцию, но использует текстовые элементы и цветные фигуры, чтобы креативно и необычно замаскировать фото. В некоторых случаях, как на примере сверху в центре, в качестве маски используется другая фотография. Мне часто попадаются элементы фотомаски в разных сферах дизайна: упаковка, музыка, журналы.

15. Прозрачность

Прозрачность – это, по сути, тот же цветовой канал, но здесь мы используем полупрозрачные цвета. Этот тренд выражается в использовании полупрозрачных цветных геометрических фигур, которые накладываются в основном на черно-белые фото и создают стильный контраст.

На этом все! Не забывайте, что важно не только знать тренды, но и правильно их использовать. Надеюсь, вам понравился материал.

 

Автор: Philip VanDusen
​Перевод: Максим Енин
​Источник: YouTube

6.7. Плакат. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий

Одна из наиболее интересных областей графического дизайна – плакат. Его основная функция – невербальный способ передачи сообщения, когда более половины информационной нагрузки приходится не на текст, а на изображение. Один и тот же текст на плакате будет восприниматься по-разному в зависимости от используемой картинки, графического оформления, выбранного шрифта. Хорошие, образные рекламные плакаты – произведения искусства.

6.7.1. История рекламно-плакатной графики

Сначала – несколько слов о родственниках плаката, рекламной графике «малых форм»: фирменных бланках и открытках.

Предшественником фирменных бланков послужила иллюстрированная почтовая бумага, которая появилась в начале XIX века во Франции, а в 1830-х годах и в России. На первой русской почтовой бумаге были литографии достопримечательностей Петербурга и Москвы. Для деловой переписки в начале XX века стали широко использоваться фирменные бланки (рис. CD-6.55).

Украшенные виньетками пригласительные карточки появились во Франции в середине XVIII века, а в 1795 году в Англии художником Добсоном была выполнена первая серия поздравительных карточек к Рождеству. Через несколько лет они продавались повсеместно, наряду с почтовой бумагой. Сначала их отправляли только в конверте, но 1869 году в Австрии была выпущена первая в мире карточка с почтовой маркой. Ее отправляли в открытом виде, поэтому и стали называть открыткой.

В России первые открытки были напечатаны Почтовым ведомством в 1871 году. На рубеже XIX–XX веков плакаты и открытки создавались художниками-иллюстраторами книг и журналов, этим и определялся их особый «русский стиль». Большая конкуренция заставляла искать новые сюжеты, стилистику, способы воспроизведения (рис. CD-6.56). Зачастую в открытках повторялись рисунки с торговых, рекламных и благотворительных афиш.

Во второй половине XIX века в связи с развитием рекламы и появлением новых технологий печати возникла новая форма графического искусства – плакат. Первооткрывателем этого направления считают французского графика и театрального художника Жюля Шере (1836–1932). В 1866 году он создал собственное литографическое издательство и начал выпускать концертные и театральные афиши. Благодаря плоским формам, ярким цветовым пятнам, сложным волнистым линиям и декоративному шрифту они выглядели очень декоративными, динамичными и эмоциональными (рис. CD-6.57). Это было новое и доступное искусство.

Стиль плакатов Жюля Шере был подражанием Тулуз-Лотреку. Сам Тулуз-Лотрек, будучи уже известным художником, зарабатывал рекламными афишами на жизнь (рис. CD-6.58). Парижане сдирали их со стен, пока не высох клей, и коллекционировали.

Замечательные декоративные плакаты в это же время создавали Альфонс Муха, Пьер Боннар, Густав Климт (рис. CD-6.59, CD-6.60). Афиши этих художников – классический образец композиционно-декоративного решения большой графической формы. Они вошли в число произведений искусств, признанных во всем мире. В них ярко проявился стиль Ait Nouveau с характерными пластическими и цветовыми приемами.

Общеевропейские стилевые искания на рубеже веков не могли обойти Россию. До начала эпохи модерна, во второй половине XIX века, художники, изображая натуру, воспроизводили все тонкости и частности. Будучи реально видимыми, эти детали не воспринимались все одновременно. В модерне художники начали фиксировать обобщенное впечатление от предмета. Избавление от ненужных деталей, увеличение отдельных элементов и искажение общей формы рождало особую целостность восприятия. Огромную роль играли выразительные особенности графики. Сложная изысканная графическая линия объединяла все виды искусств, она доминировала и в архитектуре, и в текстиле, и в декоративно-прикладном творчестве.

Стиль Ait Nouveau имел в России свою направленность: в нем ярко прослеживалась национальная идея, поэтому так самобытны и неповторимы произведения русского модерна. В книжной, журнальной, плакатной, открыточной графике ярко проявились особенности нового стиля. Художественную атмосферу конца XIX – начала XX века невозможно представить без плаката, афиши, рекламы, которые необычайно быстро распространились в те времена. Плакатная графика подчеркивала зрительную активность образа. Расклеенные на тумбах, рекламных щитах и стенах домов, выставленные в витринах листы с объявлениями влияли на восприятие зданий и улиц, формировали городскую среду. В 1897 году в Петербурге была устроена Международная выставка афиш. На ней экспонировались листы Тулуз-Лотрека, Грассе, Форена, Гейне. В этих работах ясно читались уже сложившиеся традиции плакатного мастерства. Выставка дала толчок развитию искусства плаката в России.

В первые годы XX столетия в России резко возросло число издаваемых плакатов, увеличились тиражи, расширилась область применения. Особенно интересными и яркими образцами отличались театральная и выставочная афиша. В этом жанре работали такие мастера, как Бакст, Лансере, Сомов, Врубель, Серов (рис. CD-6.61).

У русских афиш, в отличие от европейских, много общего с книжной и журнальной графикой. Иногда это были просто увеличенные обложки каталогов или журнальных заставок. Очень интересны шрифтовые афиши, в них активную роль играет не рекламная информация, а смысловое содержание (рис. CD-6.62).

Особую роль играла афиша-приглашение – нечто среднее между плакатом, театральной программкой и пригласительным билетом. Часть поля листа была занята изображением, а другая часть оставалась свободной. Ее нужно было заполнить в дальнейшем рукописным текстом. Близкими по графическому решению были бланки счетов крупных торговых домов (рис. 6.63).

После Февральской революции основной темой плакатов и открыток в России становится политическая агитация (рис. CD-6.64).

Октябрьская революция круто изменила жизнь страны. Многие издательства закрылись, остальные были национализированы. Вся художественная жизнь попала под строгий контроль государства: было создано Центральное агентство по распределению произведений печати ВЦИК (Центропечать). Главнейшей задачей всех видов печатной продукции стала агитация трудящихся масс для борьбы с внутренним и внешним врагом. Первостепенное значение приобрели политический плакат и газетно-журнальная графика, массовые театрализованные действия, росписи агитпоездов и оформление улиц в дни революционных празднеств. Агитационные плакаты тех лет яркими пятнами захватывали стены домов, заборов, стен учреждений. В них наиболее явно проявились новаторская, независимая форма и взрывная энергия.

Рис. 6.63. Счет Поставщика Двора Его Императорского Величества фабрики музыкальных инструментов Циммермана

Художники искали новые формы, новые образные средства. В декоративных композициях использовались характерные атрибуты классического искусства: колесницы, лавровые венки, трубящие ангелы. Революционная тематика раскрывалась в символических и аллегорических образах, взятых из арсенала античного искусства (рис. CD-6.65).

Создавались героические образы новых хозяев земли: рабочих и крестьян. Стилизованные фигуры, яркие краски, угловатые плоские формы задавали новый беспокойный ритм (рис. CD-6.66—CD-6.68).

Оформляя площадь Зимнего дворца к празднованию 7 ноября 1918 года, Альтман применил прием противопоставления. «Я не стал украшать ее. Творения Растрелли и Росси не нуждались в украшениях. Не гармонии со старым я искал, а контраст ему» (рис. CD-6.69).

Изменилась и торговая реклама. Ее стиль соответствовал духу нового времени (рис. CD-6.70).

В 20-е годы угар революции начал утихать. Жизнь возвращалась в обычное русло. Вновь появляются афиши, характерные для мирной жизни: реклама сельскохозяйственной выставки, плакаты об охране материнства и детства, листы в поддержку строительства дирижаблей (рис. CD-6.71).

В 1929-30 годах меняется система идеологического воздействия на массы. В постановлении ЦК ВКП(б) от 11 марта 1931 года «О плакатной литературе» отмечается ряд недостатков идейно-политического и художественного характера: оторванность от жизни, узость тематики. Рекламно-торговый плакат возвращается к «мелкобуржуазности» дореволюционного времени. «Идейное единство» и забытая многими реалистическая манера уничтожают индивидуальность нового русского плаката. С 30-х годов стал падать полиграфический уровень (рис. CD-6.72—CD-6.74).

Плакаты военного времени отражали беды и чаяния людей воюющей страны. Полиграфическое качество было низким, но это компенсировалось остроумным решением, выразительными образами (рис. CD-6.75).

Советский плакат 1950—1990-х годов, как правило, плакат жанровый (рис. CD-6.76, CD-6.77). Историко-революционные темы уходят на второй план. Со временем агитационно-массовая пропаганда теряет свои позиции, а рекламный плакат не получает развития по причине отсутствия рекламируемых товаров.

Современный плакат в России мало чем отличается от европейского и американского. Реклама везде, ее много, иногда слишком много. А количество иногда приводит к качественным изменениям. Это и произошло на Западе.

В конце 1950-х – начале 1960-х Западная Европа и Северная Америка переживали экономический подъем и сопровождавший его потребительский бум. Набитые товарами супермаркеты требовали рекламы, и она буквально затопила города, став основным объектом массовой культуры. Экспансия рекламы послужила основой для возникновения нового направления в искусстве – поп-арта. Представители этого направления возвели в культ обывательские ценности. Коллаж из картинок и рекламных объявлений американских газет, выполненный англичанами Гамильтоном и Паолоцци, стал программным произведением (рис. CD-6.78).

Но настоящее развитие поп-арт получил в Америке. Рекламная индустрия Америки разрасталась со скоростью эпидемии. Именно из графической рекламы вышли такие основатели поп-арта, как Энди Уорхолл и Джеймс Розенквист. Получая огромные гонорары за свои рекламные щиты, они захотели, чтобы то, чем они занимаются, было признано искусством. Предметом изображения поп-арта стала не реальность, а ее тиражированные образы: фотографии, этикетки, упаковки, рекламные плакаты. Способы создания произведений поп-арта также заимствованы из рекламы. Имитирование тиражных технологий стало основным приемом. Энди Уорхолл использовал технику шелкографии, Эд Руш строил свои коллажи на использовании фирменных знаков крупных кинокомпаний. «Моя живопись выглядит так, потому что я хочу быть машиной», – говорил Уорхолл (рис. CD-6.79). Пожалуй, мы подошли к теме, которая выходят за рамки этой книги.

Возвращаясь к вопросу создания графической рекламной продукции, нужно отметить, что разнообразие приемов, используемых в мировой рекламе, огромно, поэтому проанализировать их все не представляется возможным. Рассмотрим основные, не забывая при этом, что успех рекламного плаката чаще всего зависит от новизны идеи и необычности исполнения.

6.7.2. Приемы, используемые в современном плакате

В отличие от художников монументального или декоративно-прикладного искусства, художники-рекламисты должны разбираться в тонкостях потребительской психологии. Итак, первый шаг – выбор идеи, рождение образа плаката. Затем идет работа над композицией, в результате которой нужно добиться единства, целостности и соподчинения всех ее элементов. На этом этапе приходится перебирать множество вариантов размеров и взаимного расположения текста, заголовка, иллюстрации, фирменного блока. Эту работу удобно выполнять за компьютером.

Проанализировав современные тенденции в искусстве плаката, можно выделить следующие закономерности.

Большим успехом пользуются плакаты с одним доминирующим изображением, занимающим 60–70 % площади объявления. Если на плакат нужно поместить несколько картинок, выделите одну главную, а остальные сделайте более мелкими и расположите их блоком. Эти цифры весьма условны, картинка может занимать до 85 % площади (рис. CD-6.80, а) или быть совсем маленькой. В этом случае главную роль в композиции играет поле листа (рис. CD-6.80, б). Изобразительная часть плаката может быть реалистичной фотографией (рис. CD-6.80, в) или рисованной (рис. CD-6.80, г)  – все определяется темой.

Следующий элемент, привлекающий внимание, – заголовок. Он должен быть коротким и емким (лучше, если он занимает одну строку). Заголовок может располагаться в любом месте плаката, но учтите, что если он расположен ниже иллюстрации, вероятность прочтения больше. Чаще всего заголовок занимает 10–15 процентов площади листа.

Фирменный знак может занимать не более 10–15 % площади. Часто он располагается внизу плаката, но могут быть и другие варианты (рис. CD-6.81, CD-6.82).

Следование традиционным приемам позволяет создать качественное произведение, но не забывайте, что неожиданные решения иногда дают гораздо более интересный результат. Фотография плаката фирмы Weyerhaeuser Credit Union выполнена в два цвета, а заголовок и фирменный знак напечатаны зеленым. Этот стильный плакат резко выделяется на фоне многоцветных и ярких собратьев (рис. CD-6.83). Поделитесь на страничке

Следующая глава >

4 главных принципа создания ‹ Виртуальная школа графического дизайна

Всем привет!

Вы наверняка видели на улицах своего города, по телевизору или в социальных сетях плакаты, которые призывают вас задуматься на многие животрепещущие темы — насилие в семьях, безопасность на дорогах, загрязнение морей. И такие плакаты действительно заставляют нас задуматься об этих вещах. Что это за плакаты и в чем их секрет? Давайте об этом поговорим.

Речь идет об отдельном разделе графического дизайна — социальном плакате.

Целевая аудитория этого раздела не классифицируется по возрастам, сферам деятельности и другим признакам. Задача  жанра – затронуть эмоции каждого человека, взглянувшего на такой плакат.

И как вы уже поняли, социальная реклама сегодня распространена повсеместно — в сети, в печатной продукции, на улицах города. А способов подачи информации — великое множество. Поэтому дизайнер, который выбрал данное направление, не ограничен какими-либо рамками.

Стоит отметить отдельно, что социальная реклама не несет в себе коммерческой составляющей. Она ориентирована на более духовные и общечеловеческие сферы жизни — охрана окружающей среды, пропаганда здорового образа жизни, осмысленное потребления природных ресурсов, семейные ценности и так далее.

А раз получение прибыли не стоит во главе угла, мы видим особую миссию социального плаката. Какую? Привлечение внимания общественности к насущным проблемам, формирование новых полезных привычек у людей, побуждение к нужному действию (или бездействию). По сути, это инструмент изменения отношения человека к миру.

Безусловно, это благородная цель. Но если вы хотите создать плакат этого жанра, вам следует понимать, что для такого формата нельзя использовать избитые фразы и стандартное оформление — на это никто не обратит внимания. Поэтому важно донести информацию своевременно, корректно и при этом нетривиально.

Графический дизайнер, выбравший это направление, просто обязан искать яркую идею, в которой изображение, текст, и их подача усиливают влияние на аудиторию.

А чтобы облегчить задачу воздействия на человеческие эмоции и сознание через плакаты на социальную тему, были разработаны несколько базовых принципов. Именно об этом и поговорим. Итак…


Принцип 1. Необходимость однозначного толкования образа

В разработке социальной рекламы любые отступления от основной мысли недопустимы. Поэтому дизайнеры, художники, отсекая все лишнее, оставляют самую суть послания. А для того, чтобы сделать эту суть еще более очевидной, вишенкой на торте становится емкий текстовый комментарий, представляющий собой слоган или лозунг.


Принцип 2. «На злобу дня»

Социальный плакат – это беспристрастное зеркало, которое отражает происходящее в нашей повседневной жизни. Поэтому он должен быть злободневным, точным, честным и актуальным во все времена. Он призван быть тем самым знаком для человека, который мотивирует покончить с отговорками и воображаемыми препятствиями, и начать изменения здесь и сейчас.


Принцип 3. Лаконичность

Ритм жизни современного человека очень высок. Мы все время на бегу. В таких условиях долгое созерцание дизайнерского шедевра попросту невозможно. Только яркий образ и хлесткий текст, выбивающиеся из общей серой массы, могут оторвать человека от спешки и заставить его взглянуть на проблему, которую дизайнер пытается донести.

Надо понимать, что улицы города – не картинная галерея, где знатоки разглядывают мельчайшие детали. Социальная реклама должна подчиняться современным эргономическим требованиям. Эти требования основаны на знаниях психологии и физиологии человека, поэтому важно использовать эти инструменты при создании композиций. И, конечно, подкреплять всё креативным подходом.


Принцип 4. Соотношение изображения и текста

Вариант 1: Главное — картинка

 

В центре внимания в этом варианте — изображение. Визуальное решение, подкрепленное короткой фразой, складывается в композицию, которая доступно и красноречиво доносит основную мысль работы.

Вариант 2: Главное — текст

В противоположность первому варианту, здесь картинка отсутствует полностью, существует только фон, подчеркивающий текстовую часть. Доминанта текстовой части, игра слов и отсутствие визуального шума – главные принципы разработки подобного рода рекламы.

Вариант 3: Баланс текста и картинки

Этот вариант представляет собой сочетание визуальной части плаката и его текстового наполнения в равной степени. Обе этих составляющих взаимодействуют и дополняют друг друга, тем самым увеличивая степень воздействия на смотрящего.


Чек-лист успешного социального плаката

Итак, давайте резюмируем всё вышесказанное и составим небольшой чек-лист успешного (в теории) социального плаката.

Он должен:

  • привлекать внимание;
  • понятно доносить смысл послания;
  • моментально восприниматься и запоминаться;
  • иметь хорошую видимость на больших расстояниях;
  • обладать четким и понятным кадром, на котором акцентировано внимание;
  • быть выполнен в эффектной и эффективной цветовой гамме.

При соблюдении всех перечисленных принципов и требований, каждый человек, который ознакомится с посланием правильно выполненного социального плаката, сформирует свое отношение к сути отражаемой проблемы. При этом не обязательно, что он должен согласиться с автором социального плаката. Главное, что человек увидел и зафиксировал Ваш посыл! Ведь именно это момент подготавливает почву для реального действия в отношении какой-либо проблемы.


Выбери свой путь

Поделиться в соц. сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *