Как пользоваться цветовым кругом — Записки преподавателя
Цветовой круг Йоханесса Иттена разработан в соответствии с законами теории цвета, поэтому является указателем правильного сочетания цветов. Эта статья поможет вам разобраться в схемах сочетания цветов. Используя это понимание, вы уже без труда сможете использовать генераторы онлайн по подбору цвета
Основой круга Иттена есть красный, желтый и синий. Путем смешивания получаются все остальные цвета и оттенки. Фиолетовый, зеленый и оранжевый – цвета, которые при соединении дают внешний круг на схеме Иттена (12 цветов), сами получаются из сочетания базовых. Это наглядно изображено на схеме:
В любой сфере (дизайн, мода, искусство фотографии) правильным считается комбинирование трех цветов по принципу (60×10×30). Это позволяет изделиям любого профиля выглядеть органично и выразительно.
Чтобы правильно сочетать цвет с помощью круга Иттена, необходимо использовать:
Рассмотрим подробнее подбор цветового сочетания при помощи цветового круга Иттена.
- Монохромная схема. Подбор оттенков одного цвета (смотри схему выше «Аналоговые цвета»)
- При подборе дополнительного (комплиментарного) цвета нужно ориентироваться на противоположные цвета в круге Иттена. Это подбор контрастирующего цвета. Так, красный сочетается с зеленым, желтый — с фиолетовым, синий — с оранжевым и т.п. Если эти цвета находятся рядом, то они усиливают эффект друг друга, а при смешивании их — гасят. Например, если смешать зелёный и красный, то получится серый цвет.
- Классическая триада. Цвета подбираются из треугольника. Нарисуйте воображаемый равнобедренный треугольник, вершины которого будут располагаться в сочетаемых цветах.
Близкий вариант к предыдущему — так называемый «акцент аналогии». Подбирается три родственных цвета и один контрастный с противоположной стороны цветового круга. - Тетрада. Подбор четырех контрастирующих цветов. Они расположены на противоположных сторонах цветового круга и составляют прямоугольник или квадрат.
Родственные цвета (последовательная схема, или принцип аналогии). Подбираются три родственных цвета, расположенных в соседних секторах. Например, фиолетовый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый.
>
Помощь в подборе цвета вам поможет, так называемый, цветовой калькулятор. Это генератор. Вы вводите нужный вам цвет, нажимаете на схему подбора цвета и для вас генерируются гармоничные цвета.
При работе с оттенками благоприятно выглядят:
- Ахроматические сочетания черного с красным, белым или желтым, белого с синим, красным и черным, серого с синим, красным и цветом фуксии.
- Монохроматические сочетания с использованием тонов одного цвета.
- Сочетания контрастов (на круге Иттена их можно найти, применяя схему Х, квадрата или прямоугольника).
Использование теплых цветов базируется на:
- Красном с белым, черным, желтым, синим, зеленым.
- Оранжевого с оливковым, блекло-зеленым, лиловым.
- Пурпурный
- Розового с белым и черным, оттенками зеленого и голубого.
- Желтом с серым, черным или синим.
Основой использования холодных цветов являются:
- Оливковый с оранжевым, светло-коричневым.
- Синий с желтым и красным.
- Зеленый с желтым, черным и серым.
- Лиловый с белым, розовым и желтым.
- Голубой с белым, серым, красным и желтым, розовый.
Холодные и теплые оттенки следует использовать с осторожностью, ведь они призваны вызывать ассоциации (снег и мороз, солнце и тепло). В практике дизайна не рекомендуется сочетание такие цветовые комбинации: черный/коричневый, синий/зеленый, красный/лиловый, насыщенный синий/черный.
Использование круга Иттена и базовых законов теории цвета помогут создавать удивительные творения в любой сфере, пробудить необходимые чувства и эмоции.
Смотрите видео по теме:
Оригинал: Мир графики
Респект и уважуха
Цветовой круг — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 24 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 24 правки.Цветовой круг — способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета.
Цветовые круги (а их несколько и их появление связано с появлением различных теорий цвета начиная с 17-18 веков мистические теории и физические теории) мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, и отображать схематично различные цветовые модели. Как правило цвета представленные в круге это условные цвета максимальной цветовой насыщенности, выбранные из поля цветового охвата цветовой модели. В модели RYB цвета в цветовом круге это своего рода символы цветов — условные обозначения цветов без учёта их измеряемых характеристик. Для дизайнеров — цветовой круг построен на цветовой модели HSB.
Первый цветовой круг появился вместе с ранними мистическими теориями цвета. Он присутствует в трудах мистиков и физиков исследователей 17-20 века: Гете, Иттена (мистика), Ньютона, Манселла, Филда (физика). Мистические традиционные цветовые круги имели практическое применение в живописи и были первой ненаучной попыткой объяснения того как взаимодействуют красители. Так по теории Гёте цвета происходили от борьбы света и тьмы и первыми из этого столкновения появлялись цвета первого порядка — их называют первичными. Ими были красный (Red), жёлтый (Yellow) и синий (Blue) (RYB). Цветовой круг цветового пространства RYB это условный круг, модели с существенно ограниченным цветовым охватом (это видно если наложить цветовой охват RYB на цветовой охват LAB и RGB) в учебных учреждениях лояльных к мистическому учению Гёте он до сих пор изучается в теории цвета, используется художниками и дизайнерами при подборе весьма приблизительных цветовых схем. Современная теория цвета представлена несколькими цветовыми моделями и соответствующим им кругами — например RGB (а так же другими цветовыми моделями разработки CIE laboratory например LAB и другими использующимися в промышленности для точного измерения цвета). В основе RGB лежит модель описания цветового пространства на базе опорных цветов красный, зелёный и синий. Цветовой круг RGB заметно отличается от круга RYB цветовым охватом (в цветовой модели RYB а так же цветовом круге RYB отсутствует существенная часть цветового охвата). Более того в круге RYB представлены не дополнительные цвета а так называемые «противоположные» или «комплементарные» как их определяет мистическая теория цвета Гёте.
Одним из следов системы RYB в культуре является популярное предубеждение, что красный и зелёный являются дополнительными цветами. В действительности, при аддитивном и субтрактивном синтезах красного и зелёного результирующие цвета не получаются ахроматическими.
Наиболее распространён восьми секторный цветовой круг RGB. Он включает 7 цветов радуги и пурпурный. Опорными цветами в этом круге считают красный, зелёный, голубой, и добавляют к ним четыре «промежуточных» цвета (оранжевый, циановый, фиолетовый и пурпурный). В «ньютоновском» цветовом круге напротив располагаются дополнительные цвета. В цветовом круге RYB на равном расстоянии друг от друга расположены чередующиеся первичные (цвета первого порядка — первые появляющиеся из борьбы света и тьмы) и цвета второго порядка производные от цветов первого порядка. По предположению Гёте сложение двух первичных цветов даёт вторичный цвет, расположенный между ними.
Цветовой круг в некоторых эстетических концепциях делят на тёплую и холодную половины. Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, циановый, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный. Другие эстетические концепции предполагают, что бывают «холодный желтый», «теплый синий» и так далее.
Пары цветов, расположенные на круге друг против друга, в круге RYB называются комплементарными (например, зелёный — красный, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый)., или дополнительными в физических системах RGB
Дополнительные цвета — при смешивании дают воспринимаемый ахроматический цвет.
- смешивание двух любых комплементарных цветов в равных пропорциях не даёт нейтральный серый тон (из за ограниченного цветового охвата RYB, наибольшая погрешность в зелено — красной паре RYB)
- смешивание двух любых дополнительных цветов в равных пропорциях даёт нейтральный серый тон
- дополнительный цвет стимулирует в восприятии смотрящего парный дополнительный и вызывает эффекты последовательного и симультанного контраста[1], но в силу физиологии восприятия цвета круг контрастных цветов немного отличается от круга дополнительных цветов. В части спектра пары дополнительных и контрастных цветов не совпадают. На свойстве цветового контраста основан так же эффект хроматической стереоскопии, когда цветные объекты на фоне другого цвета кажутся наблюдателю расположенными ближе, что часто используется в полиграфии.
Свойство дополнительных цветов дополнять друг друга до ахроматического в восприятии зрителя используется при настройке отображения цвета мониторами (модели RGB, sRGB, adobeRGB). Наиболее точной цветовой моделью является модель LAB, так например в операционных системах цвет записывается в системе LAB и при конверсии между программами и устройствами — принтерами, графическими картами, мониторами цветовые характеристики переводятся в LAB а затем исходя из цветового профиля устройства пересчитываются заново в например sRGB. Поэтому цветовые круги выглядят по-разному на разных мониторах и разных устройствах печати. Чтобы синхронизировать цвет и видеть его идентично недостатки цветопередачи устройств и красителей координируют тщательной настройкой всех цветовых профилей устройств и эталонами печатных и промышленных красок с помощью эталонной системы LAB.
В цветовом круге не представлено ахроматических цветов, в том числе чёрного цвета (см. также серая шкала).
- Данашев М. Х. Цветовой круг между наукой и живописью // Вестн. Карачаево-Черкес. пед. ун-та. — 2000. — № 3. — С. 153—163.
Учимся подбирать цвета. Работа с цветовым кругом
С детства мы усваиваем правила сочетания цветов, вроде «черный подходит ко всему», или «розовое с зеленым — ужасно» (это еще Чехов разъяснил, хотя, если судить по модным показам, нынешней весной это сочетание будет на пике актуальности). Так как эти вещи усваиваются в бессознательном возрасте, потом, уже будучи в сознательном, мы не размышляем, почему плохо зеленый с розовым, и правда ли черный подходит ко всему, зато активно пользуемся усвоенными сочетаниями и избегаем цветов, про которые ничего не знаем. И если даже купим такую вещь, то потом она пылится в шкафу.Два года назад я в каком-то странном порыве купила изумрудно-зеленые джинсы, с чем их сочетать кроме черного и белого, я тогда решительно не знала. Теперь для этих джинсов у меня есть 1)прекрасный бордовый свитер, серый кардиган+белая рубашка, 3) сиреневая футболка принтом, 4) рыжие сапоги, правда, пока я все это нашла, джинсы уже износились))). Если бы, когда я покупала джинсы, у меня была книжка по сочетанию цветов (приобрела такую на одной полиграфической выставке, куда ходила вместе с мужем), то я бы вписала свои джинсы в гардероб гораздо раньше. Но в общем, для начала можно обойтись и без книжки, так как правила сочетания цветов хорошо понятны на примере цветового круга, который доступен в интернете.
Добавлю так же, что правила эти действуют всегда, как закон Всемирного тяготения. Это значит, что если какие-то цвета сочетаются в природе или на картине великого художника, то они будут сочетаться и в одежде, и в интерьере. Другое дело, что в разные времена становятся актуальными разные типы сочетаний: например, еще пару лет назад очень модно было сочетать оттенки одного цвета, то с прошлого года на первый план вышли тенденции контрасных сочетаний (красный с зеленым, оранжевый с синим и т.д.).
Основные правила работы с цветовым кругом довольно толково описаны у marriba at Учимся подбирать цвета — часть1. Цитирую:Сегодня я расскажу вам, как грамотно работать с цветом. Я использую это применительно к своим вальдорфским куклам. Даже если ваша деятельность не связана с работой с цветом, вы успешно можете использовать эту информацию для подбора гардероба 🙂
(Копировать просьба без изменений текста и со ссылкой на мой блог.)
Обещаю не углубляться в дебри колористики 🙂 а дать вам простой и понятный способ гармонично сочетать цвета. Мы с вами будем пользоваться известной «теорией времен года» о цветовых типах внешности (согласно теории, таких типов 4: зима, весна, лето, осень), а так же цветовым кругом.
Цветовой круг.
Цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания. Просто заглядывайте в эти схемы, как в шпаргалку 🙂(Помимо самих сочетаний, обратите внимание на указание о контрастности — это нам понадобится позже).
2 противоположных цвета: сочетание с высоким контрастом.
красный+зеленый
синий+оранжевый
фиолетовый+желтый
Зеленый+красный.
3 цвета: классическая триада, цвета располагаются треугольником.
изумрудный зеленый+желто-оранжевый+фиолетовый
кобальтовый синий+салатовый+оранжевый
лазурный синий+лимонный+красный
голубой+желтый+розовый
Пример: голубой+желтый+розовый
3 контрастных цвета: два цвета практически родственные, один — контрастный.
Пример: зеленый+желтый+розовый.
Очень близкий вариант:
4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный.
Пример: желтый+синий+фиолетовый+розовый.
3 родственных цвета: слабоконтрастное сочетание.
Пример: сиреневый+оттенки розового.
4 цвета: по два взаимно усиливающих.
Пример: голубой+салатный зеленый+розовый+вместо оранжевого теплый беж.
Сложно подобрать пример 🙂
Это актуально скорее для комплекта одежды в целом.
Каждый цвет можно использовать в разной степени насыщенности. В цветовом круге ниже каждый цвет делится на 6 рядов — от светлых пастельных до приглушенных, в середине — яркие и чистые цвета.
Наиболее контрастными будут сочетания:
1. Ярких цветов.
2. Пастельных и приглушенных цветов.
3. Пастельных и приглушенных оттенков одного цвета.
Сочетания со слабым контрастом.
1. Между пастельными цветами.
2. Между приглушенными цветами.
3. Между оттенками одного цвета, близкими друг другу по насыщенности.
Конечно, есть еще черный, серый, белый цвета. Сочетания с ними тоже рассматриваем по принципу контрастности.
На фотографиях слева контраст выше, справа — ниже.
Сайт для работы с цветовым кругом
http://colorschemedesigner.com
UPD. для удобства собрали все правила работы с цветовым кругом и другие варианты сочетания цветов в один пост.
Цветовой круг для правильного сочетания цветов
Удачное сочетание цветов – основа формирования стильного, гармоничного и целостного интерьера. Для удобства работы дизайнера, художника, а также модельера был придуман цветовой круг – условная форма системы подбора цвета, существующая в виде разных образцов.
Определение цветового круга
Цветовой круг (колесо) широко используется в дизайне и колористике. По сути, это особое правило, помогающее ориентироваться в многообразии красок, создавать нужные оттенки в любой цветовой модели. Иными словами, круг представляет собой способ непрерывности цветовых переходов. Секторы фигуры окрашены в различные тона, которые размещены в особом порядке. Их взаимное расположение обусловлено законами колористики (теории цвета), поэтому круг помогает производить подбор гармоничных сочетаний оттенков.
Дизайнеры воспринимают цветовое колесо как «шпаргалку», в которой отражены все возможные колористические схемы. Его можно посмотреть онлайн либо взять в руки в печатном виде. Тем не менее, на подбор оттенков с учетом данных круга влияет ряд сторонних факторов. Специалисты отмечают, что спектр цвета воспринимается субъективно и сильно зависит от остальной композиции в помещении. Также на восприятие цвета влияет размер окрашенных поверхностей, их форма, поэтому в каждом случае приходится принимать решение индивидуально.
к содержанию ↑Устройство круга
Сейчас цветовой круг является базовым инструментом цветового конструирования. Его основу составляют 3 тона: красный, синий, желтый. Результатом их комбинирования являются прочие оттенки, которые тоже отражены в «шпаргалке».
к содержанию ↑Существуют разные виды цветовых кругов, различающиеся количеством присутствующих в них секторов. Любой круг включает теплую и холодную зоны, что можно заметить визуально: красный, оранжевый, желтый относятся к первой зоне, синий, голубой, зеленый – ко второй.
Цветовой круг Иттена
Именно эта форма представления цветов является сейчас самой популярной. В цветовом кольце Йоханесса Иттена впервые было выделено 12 секторов, поэтому теперь оно считается классическим. Все 12 цветов расположены по окружности так, что контрастирующие тона находятся в противоположных друг другу зонах.
В центре кольца Иттена – треугольник с базовыми тонами (синий, желтый, красный), которые при смешивании позволяют получить все остальные цвета. Треугольник окружен шестиугольником, в котором прорисованы три оттенка, полученные путем смешивания равных долей базовых цветов (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Следующим слоем по окружности расположились другие оттенки зеленого, желтого, синего, красного, оранжевого, фиолетового спектров.
к содержанию ↑Цветовой круг Гете
Поэт, мыслитель Гете тоже имел свой взгляд на построение цветового круга. Он отмечал существование так называемых «чистых тонов», которые нельзя получить путем смешивания красок. В круге Гете эти цвета чередуются с дополнительными (оранжевый, фиолетовый, зеленый), которые получены путем попарного соединения основных. Несмотря на то, что кольцо Гете на этом замыкается, он тоже отмечал получение всех остальных оттенков при комбинировании предыдущих.
Цветовой круг Гете конца 17 векаСовременный цветовой круг Гётек содержанию ↑Цветовой круг Освальда
Большой круг Освальда основан на гармонии цветовых сочетаний, то есть на приятных ощущениях, которые испытывает человек при оценке комбинации тонов. Для определения таких сочетаний ученый провел множество исследований, результатом которых стало упорядочивание существующих оттенков.
Как и в прочих системах, в этом круге выделяется основная палитра в центре, но в нее включаются красный, синий, зеленый (на данных тонах строится современная цветовая модель RGB). Затем круг делится на 12 секторов (12 оттенков), каждый из которых состоит из нескольких слоев в порядке увеличения интенсивности цвета к краям. В данной и иных моделях нет черного и белого цветов, поскольку первый воспринимается как максимально возможная насыщенность тона, а второй – как его отсутствие.
к содержанию ↑Цветовое колесо Ньютона
Исаак Ньютон был первым, кто попытался привести все видимые цвета в единую систему и нарисовать цветовой круг. Кольцо Ньютона включает семь секторов – красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, фиолетовый. Позже ученый добавил к кругу пурпурный, расположив его между красным и фиолетовым.
Несмотря на недочеты, которые потом исправил Иттен (круг последнего считается самым удобным для дизайнеров и художников), именно Ньютон сформулировал первые законы оптического смешивания. Также ученый определил, что при соединении фиолетового и красного получается пурпурный, и ввел его в цветовую модель. Он же обозначил идею самого смешивания тонов при наблюдениях за разложением луча света.
Цветовая система Ньютона из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.к содержанию ↑Круг Иттена и цветовые гармонии — как пользоваться
Опытные дизайнеры уже редко используют круг, они имеют особое чутье и ценные навыки работы, поэтому способны формировать гармоничный интерьер даже без теоретических знаний. Новичкам поможет круг Иттена – самая удобная модель цветовых сочетаний, позволяющая правильно подбирать простые и сложные комбинации.
Как пользоваться кругом Иттена? Есть несколько типов сопоставления цветов, которые получаются путем вращения модели. Сочетать тона можно описанными ниже способами.
к содержанию ↑Монохромная комбинация
Данная схема считается наиболее простой в применении. Она включает оттенки одного цвета – более насыщенные и светлые. Например, если работать в онлайн-программе, то при наведении стрелки на синий тон в окне появляются разнообразные оттенки синего.
к содержанию ↑Комплементарное или контрастное сочетание
Дополнительные (комплементарные) цвета противоположны друг другу на цветовом круге, потому еще называются контрастными (пример контраста – красный и зеленый). Их комбинация всегда смотрится ярко, интересно, многие сочетания напоминают природные: стоит только взглянуть на грядку с клубникой. Для организации такой цветовой схемы нужно брать оттенки с максимальной насыщенностью, хотя соблюдение чувства меры является обязательным. В противном случае столь контрастные дуэты могут вызвать раздражение.
Контрастное или комплиментарное сочетаниек содержанию ↑Классическая триада – сочетание 3 цветов
Триада цветов образуется путем объединения в интерьере оттенков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, то есть равноудаленных. Такая комбинация смотрится эффектно, в том числе – при использовании пастельных оттенков. Тем не менее, для гармоничности образа нужно выбрать один цвет и сделать его основным, а два других – применить для акцентов.
к содержанию ↑Аналоговое сочетание 2-5 цветов
В круге Иттена расположенные рядом тона при объединении дают спокойное, располагающее, уютное впечатление. Их может быть от двух до пяти, при этом идеальным считается применение двух-трех. Три цвета – это аналоговая триада. Аналоговые комбинации широко встречаются в природе, являются гармоничными, приятными для глаз (пример – желтый, желто-оранжевый, желто-зеленый цвета в одном интерьере). Любой из цветов также стоит сделать главным, остальные – дополнительными или акцентными.
Сочетание 2-5 аналогичных цветовк содержанию ↑Раздельно-комплементарное сочетание или контрастная триада
Здесь вместо противоположных тонов применяются соседние цвета. В итоге получается контрастный, но не слишком напрягающий глаза интерьер. Самый простой вариант – применять контрастную триаду в виде основного и двух дополнительных родственно-контрастных цветов (они находятся справа и слева от дополнительного тона).
к содержанию ↑Тетрада – прямоугольная схема
Эта модель состоит из четырех тонов, каждая пара является комплементарной (контрастной друг к другу). Вариантов в применении такой комбинации множество. Можно получить даже самые яркие сочетания, которые понравятся ребенку, но один тон обязательно должен быть основным, а остальные – дополнительными. В противном случае интерьер не будет выглядеть гармонично.
к содержанию ↑Квадратная схема
Схема квадрата напоминает прямоугольную, но все тона в ней равноудалены по кругу. Облик комнаты будет живым, динамичным. Примером является включение в интерьер сине-зеленого, желтого, красно-оранжевого, фиолетового.
к содержанию ↑Шестиугольная схема
Обычно такую схему применяют только опытные дизайнеры, поскольку она считается самой сложной. В цветовой круг тут вписывают шестиугольник, и базой становятся три пары дополнительных цветов.
к содержанию ↑Сочетания отдельных тонов
Каждый сектор круга градуирован на светлые и более темные тона, начиная от центра и направляясь к краю. Также все отраженные в круге цвета можно поделить на теплые, холодные и нейтральные, что поможет с подбором нужных комбинаций.
Нейтральные тона
К категории нейтральных относятся серые тона, а также черный и белый цвета. Они подходят к любым оттенкам, прекрасно комбинируются между собой. Тем не менее, интерьер, выполненный только в одном из нейтральных цветов, считается скучным, а порой и мрачным, поэтому к нему обязательно надо добавлять яркие детали. Например, если решено оформить помещение в серых тонах, стоит ввести акценты таких оттенков:
- розовый;
- малиновый;
- желтый;
- оранжевый;
- красный.
Теплые цвета
Спектр теплых тонов в цветовой модели широк. Они благоприятно воспринимаются глазом, дарят ощущение уюта и света. Тем не менее, выбрать удачные сочетания только из этой группы не всегда возможно. Например, к теплому красному лучше добавить нейтральный белый, черный или холодный синий. Также отлично будет смотреться комбинация бордового с серым, синим или прохладным зеленым.
к содержанию ↑Красивые комбинации теплых цветов также встречаются. Например, идеально выглядят вместе коричневый и персиковый, светло-оранжевый. Довольно модным считается тандем желтого, красного, оранжевого. Но чаще всего при оформлении интерьера применяются именно тепло-холодные дуэты, например, шоколад и мята, розовый и голубой, оранжевый и бирюзовый.
Холодные оттенки
Цвета, расположенные в круге от зеленого до фиолетового, считаются холодными. Это ассоциация с водой, травой, они навевают прохладу, освежают в жаркий день, дарят ощущение покоя. Хорошим сочетанием для дома признается темно-синий цвет с красным, разбавленные белым.
К холодной бирюзе стоит добавить розовые, оранжевые, рыжие, коралловые детали, получится невероятно стильная композиция. Удачным считается такой тандем, как синий и желтый цвета: они прекрасно подходят для создания весеннего настроения. Если внимательно посмотреть на цветовой круг и воспользоваться одной из описанных моделей, наверняка получится подобрать идеальную красочную палитру для своего дома, находиться в котором будет приятно и радостно!
к содержанию ↑Цифровой круг онлайн
Онлайн приложение позволяет подобрать сочетание цветов по всем вышеперечисленным цветовым схемам.
Цветовой круг. Теория на практике
Цветовой круг поможет вам разобраться как взаимодействуют между собой тона: их построение; простые, действенные схемы сочетаний цветов. Фото.
Цветовой круг Иттена – это модель взаимодействия оттенков между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по длине волны, на холодные и теплые тона, а так же выстраивает порядок сочетания.
Цветовой круг был придуман как инструмент работы с красками для начинающих художников. Эта небольшая картинка показывала родительские свойства основных цветов: желтого, синего и красного. Треугольники по бокам центральной фигуры – дочерние тона. Так зеленый – это результат смешивания желтого с синим, а оранжевый – красного с желтым, в свою очередь пурпурный – красного с синим. Оболочка, в виде круга, описывает спектр (зависимость цвета от световой волны): от красного (самая длинная волна) до фиолетового (самая короткая), связь между двумя ее концами осуществляет пурпурный цвет, который не имеет волну. Получается, что пурпурный тон объединяет положительную и отрицательную бесконечность, тем самым описывая биологическую особенность взаимоотношения цвета с глазом человека: если на сетчатку глаза попадает одновременно красный и фиолетовый, мы видим фантомный пурпурный цвет.
Цвета цветового круга
Однако цветовой круг – это плоское (в прямом смысле слова) представление общей цветовой модели, мы не ограничены 12 цветами, а пользуемся тысячами и тысячами оттенков. Полная модель выглядит в виде шара, где оттенки цветового круга – экватор, а полюсами являются белый и черный цвет:
А разворот уже будет содержать информацию о взаимодействии оттенков в цветовом шаре: от пастельных тонов до темных.
Внутри этого шара есть ось: от белого до черного – средне-серого цвета. Это позволяет при любом разрезе шара видеть градиент от серого до светлого или темного тона любого цвета.
Если представить не утрированно сегментированный шар, а с радужным градиентом, то в него поместятся все возможные оттенки.
Круг цветовых сочетаний
Несмотря на то, что инструмент был разработан давно, его практическое применение до сих пор актуально. Он не просто дает представление о цвете и построении оттенков, но и учит эффективно сочетать их.
Круг цветовых сочетаний имеет набор цветовых схем.
Двухцветная гармония дополнительных цветов. Если смешать такие цвета на палитре, то они дадут грязно-коричневый оттенок, но в теории при их смешивании должен получаться серый. Эти оттенки наиболее контрастны друг к другу, порой смотрятся вызывающе. Такие комбинации чаще используют в искусстве, чтобы добиться более ярких образов.
Предельно удаленные пары. Такое сочетание яркое, но более мягкое в отличие от дополнительных цветов. Оно более приемлемо для одежды и интерьера.
Смежные и похожие цвета не образуют контраста, но могут поддержать гармонию. Их используют для подчеркивания основного оттенка или как дополнение в многоцветной гармонии.
Триадное сочетание по цветовому кругу начинается с подобных оттенков, которые как и два подобных не создают контраст, но поддерживают гармонию.
Классическая триада и контрастная триада – это схема трехцветного сочетания по цветовому кругу по принципу треугольника: равностороннего и острого. Самые красивые сочетания можно создать по принципу острого, однако равносторонний дает мягкие, сбалансированные сочетания.
Существует 4 варианта четырехцветного сочетания по цветовому кругу:
Это четырехцветная контрастная гармония: она создана на основе контрастной триады и является ее близкий родственником. Такие сочетания броские, импозантные.
Четырехцветная классическая гармония родственник гармонии основанной на равностороннем треугольнике. Она более мягкая, но полная по тонам.
Квадратная гармония и прямоугольная гармония – это четырехцветные сочетания, как и две прямоугольные, имеют туже зависимость. Определение цветов с помощью квадрата дает более мягкую гамму, нежели прямоугольный метод.
Шестицветная гармония создается с помощью фигуры равностороннего шестигранника. Это сложное сочетание, которое очень сложно подобрать самостоятельно, поэтому полезность этого инструмента очевидна.
Составления сочетаний – довольно сложная работа и далеко не все, даже профессионально связанных с цветом люди, могут построить в голове идеальную гармонию, которая устраивала бы их по всем параметрам. Поэтому для того чтобы в любых условиях можно было работать с цветом существует картонный инструмент — цветовой круг.
Если брать во внимание цветовой шар, то сам цветовой круг может содержать множество оттенков, для которых принципы сочетабельности по классическому кругу будет актуальным.
Читайте дальше: по каким еще принципам строятся комбинации цвета?
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)
Цветовой круг сочетание цветов
Еще несколько веков назад художники при создании палитры руководствовались только интуитивным чувством прекрасного. Однако позже для упрощения трудоемкого подбора цветов и, соответственно, для снижения временных и материальных затрат, был сформирован цветовой круг, который с течением лет стал основным инструментов мастеров живописи и всех специалистов, так или иначе связанных с графическим искусством.
Речь о художниках, дизайнерах интернет-сайтов, компьютерных моделей, печатной продукции, интерьера и различных изделий, в том числе одежды и аксессуаров, стилистах, фотографах, визажистах, колористах и многих других. Каждый из них, во всяком случае, поначалу регулярно используют цветовой круг, сочетание цветов при помощи которого определять значительно быстрее, что способствует ускорению созданию гармоничной красоты.
Что такое цветовой круг
Это основное приспособление для подбора гармонично сочетаемых друг с другом оттенков цветов. Расположение цветов аналогично видимому спектру светового излучения. Семь базисных колеров дополнены оттенками, создающими более плавный градиентный переход. Кроме того, имеются различия по степени интенсивности.
цветовой круг — сочетание цветов
Цветовая система Ньютона
Впервые упорядочить цвета в определенную систему попытался Исаак Ньютон, но идея создания круга пришла ему вследствие долгих наблюдений за распадом луча солнечного света. Он состоял из 7-и секторов с основными цветами (так называемыми «радужными»).
Исаак немалое время экспериментировал с их смешением, и в результате обнаружил некоторые закономерности. К примеру, смесь фиолетового и красного дает пурпурный оттенок, отсутствующий в спектре. Выявив и другие оттенки, он пришел к выводу, что цветовое множество является континуальным и замкнутым.
Также Ньютон обнаружил, что слияние несмежных цветов влечет снижение насыщенности. Он не стал автором всех оптических закономерностей, но внес существенный вклад в развитие такого раздела знаний.
Цветовой круг Гете
В конце 18 века эстафету перенял Иоганн Вольфганг фон Гёте, а если точнее, то в годы с 1790 по 1810. Он не был согласен с теориями Ньютона, поэтому стал разрабатывать собственный труд под названием «Учение о цвете». Его считают основоположником физиологической оптики, а также теории о психологическом воздействии цвета.
В процессе разработки им был создан новый цветовой круг, в котором сочетание цветов определялось иначе. Собственно, он и был совсем другой: состоял из 6-и секторов, цвета которых делились на чистые и производные, чередующиеся друг с другом.
Основными являются красный, желтый и синий, а дополнительными – оранжевый, зеленый и фиолетовый. Дополнительные оттенки получаются путем смешения двух смежных чистых.
Также Гете сгруппировал их по «характерности» сочетаний.
К «характерным» относились пары, расположенные напротив друг друга. Эти пары по его мнению наиболее гармоничны. Также допустимы тройные симметричные комбинации. Он считал, что каждый из цветов привносил свою интересность. В то время как союзы двух смежных основных или дополнительных оттенков были избыточно обыденны или чересчур эксцентричны.
К «нехарактерным» он относил рядом расположенные цвета, полагая, что они создают невыгодное впечатление. И каким бы в итоге оттенок ни получался, он неизменно приставлял к нему слово-приставку «пошло-».
Цветовой круг Иттена
Теоретик Йохансен Иттен раскритиковал 6-спекторный круг Гете и создал 12-частный круг сочетания цветов, ныне считаемый классикой. Он также основывается на 3-х чистых колерах – красном, желтом и синем. Затем следуют производные, полученные слиянием двух смежных чистых. Остальные образовываются таким же образом.
По сей день его активно используют дизайнеры, фотографы, парикмахеры и визажисты.
Цветовой круг Освальда
Так же популярна и цветовая система Вильгельма Освальда. Он представляет собой непрерывную спектральную окружность, также основанную на 3-х цветах, но вместо желтого – зеленый, остальные два остались неизменными: красный и синий. Этот круг является основой аддитивной цветовой модели RGB.
Эта современная система цветопередачи применяется для излучающих свет источников, таких как монитор компьютера, экран телевизора, дисплей смартфона и прочие. Белый интерпретируется как нулевая интенсивность цвета, а черный – как максимальная.
Многими пользователями интернета периодически используется такой цветовой круг – сочетание цветов онлайн, при этом для каждого оттенка высвечивается его код, а иногда и его наименование. Белый и черный как таковые в нем не присутствуют.
Схемы сочетания цветов на цветовом круге
Различают следующие методы определения приемлемых цветовых сочетаний:
Монохромное – сочетание разных оттенков одного цвета.
Аналогичное – сочетание от 2 до 5 оттенков из трех рядом расположенных секторов.
Комплиментарное – сочетание основного и противоположного ему цвета.
Сплит-комплиментарное – сочетание основного и пары противоположных ему цветов.
Триада – сочетание 3-х цветов, равноудаленных друг по отношению другу.
Тетрада – две пары секторов, расположенных напротив.
Квадрат – четыре равноудаленных сектора.
круг — сочетания цветов
Установлено, что наиболее удачны для человеческого зрения комбинации 2-3 цветов. Тем не менее, творческие люди при создании графических образов довольно часто основывают образ на большем количестве цветовых оттенков.
Сочетаемые и не сочетаемые между собой цвета в интерьере
Перед началом ремонта следует вдумчиво определить цветовую комбинацию, в которой будет оформлено то или иное помещение. Следует иметь в виду, что отнюдь не каждая вольется в избранный стиль интерьера. Например, для стиля хай-тек не подойдет сочетание насыщенного коричневого, бордового и золотистого; это характерно для классики.
Для того чтобы упростить подбор, можно воспользоваться памятками. Они, возможно, сумеют помочь либо натолкнуть на интересную идею.
А также примеры некоторых цветовых комбинаций.
Известно, что цвета воздействуют на настроение, поэтому при подборе оптимально ознакомиться со значением и ассоциациями к ним.
При интегрировании их в интерьер следует учитывать размеры помещений, а также качество и интенсивность освещения. Иначе помещение может визуально сузиться, а яркие цвета вместо того, чтобы выглядеть пикантно и привлекательно, могут казаться наоборот тусклыми и заурядными.
Каждый дизайнер, создавая проект интерьера, применяет цветовой круг, сочетания цветов, определяемые с его помощью. Взяв их за основу, они разрабатывают концепцию, учитывающую предпочтения и наиболее выраженные черты характера домовладельцев, габариты и степень освещенности помещений.
Сочетание цветов и цветовой круг (гармоничные цвета)
- Категория: Цвет в интерьере
Здравствуйте уважаемые посетители и студенты школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я хочу рассказать вам об основных правилах сочетания цветов в дизайне интерьера. Из сегодняшнего урока вы узнаете, какие цвета бывают в природе, как они образуются и как сочетаются между собой.
Очень многих начинающих заботит сочетание цветов, как правильно их сочетать, какой цвет лучше сочетается с другим цветом и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратиться к теории цвета и познакомиться с правилами их образования. Однако начинающие дизайнеры очень не любят теорию, им подавай сразу готовые решения. Но чтобы действительно стать профессионалом в выборе цвета необходимо, всё-таки, знать теорию, а главное, постоянно применять её на практике.
Сегодня я расскажу вам основные правила в теории цвета, а вы сами решайте: пригодятся вам эти правила или нет в самостоятельном дизайне интерьера.
Чтобы хорошо и грамотно сочетать различные цвета между собой, необходимо, прежде всего, знать какие они бывают в природе и как «устроены». Ещё в 17 веке Исаак Ньютон ставил опыты по преломлению солнечного света через прозрачную призму (помните школьную физику?). На основе этих опытов он открыл цветовой спектр, который должен был знать каждый школьник. Звучит он так: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», т.е. солнечный свет через призму преломляется на семь спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
Это всё что касается физики, а в художественной среде художники и учёные шли немного в другом направлении. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это привело к появлению так называемого хроматического (т.е. цветного) цветового круга, т.е. взяли все цвета спектра, за исключением голубого и сложили из него «колесо», в котором цвета расположены в определённой последовательности, напротив друг друга. Таким образом, и получился первый 6-частный цветовой круг.
Из практики также было известно, что всё многообразие цветов образуются на основе всего лишь трёх хроматических: красный, жёлтый, синий, которые называются основными в цветовом круге.
Если в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещё три, которые носят название составные: это зелёный, оранжевый, фиолетовый.
Таким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета, тогда получим так называемые третичные:
Теперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы получим уже 12-частный цветовой круг, который лёг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов.
Такой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбора гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т.е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.
Такой эффект цвета называется насыщенностью, и соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга, добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чёрного.
Если мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цветовая «растяжка», то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов.
Гармоничные сочетания цветов
Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. Первое гармоничное сочетание цветов одноцветное (монохромное). Выполняется оно на основе оттенков в пределах одного сектора цветового круга.
Второе гармоничное сочетание это сочетание соседних цветов оно называется аналогичное или аналогичная триада.
Третье гармоничное сочетание называется дополнительное сочетание, т.е. два цвета противоположные друг другу на цветовом круге.
Если к двум гармоничным дополнительным цветам цветового круга добавить соседние, то получим сочетание, называемое разбитое дополнение.
И последнее гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга.
Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам, а для начинающих достаточно и сочетаний на основе трёх, тем более что правило трёх цветов в интерьере нам чётко об этом говорит.
Итак, благодаря именно этим знаниям вы сможете грамотно сочетать различные хроматические цвета между собой. На основе перечисленных выше правил вы сможете собрать для любой комнаты квартиры или дома палитру гармоничных друг другу цветов. Однако для того чтобы превратить выбранную палитру гармоничных цветов в цветовую композицию, вам следует ещё узнать о правилах её (цветовой композиции) создания. Но об этом немного ниже, а сейчас по порядку мы должны ещё познакомиться с хроматическими цветами.
Если вам уже удалось уяснить принцип сочетания хроматических цветов цветового круга, то у вас может возникнуть резонный вопрос: «А с какими цветами сочетается белый, серый, чёрный и, конечно же, наш любимый коричневый цвет?» Давайте разберёмся с ними, тоже, по порядку.
Ахроматические цвета, коричневый цвет, цветовые гармонии и композиция
Как вы уже могли заметить, что ни белый, ни чёрный, ни серый цвет не входят в состав цветового круга, а всё потому, что они являются, во-первых не спектральными, а во-вторых ахроматическими (т.е. не цветными). Так вот, ахроматические цвета: чёрный, белый и их оттенок – серый, очень хорошо сочетаются со всеми спектральными цветами цветового круга, так как являются нейтральными к хроматическим, и имеют всего одну качественную характеристику – светлоту. Они отлично дополняют хроматические цвета, подчёркивают их, и вносят дополнительную гармонию в цветовую гамму. На практике вы можете использовать и сочетать ахроматические цвета вместе с хроматическими в любом количестве.
Что же касается коричневого цвета, то тут всё несколько сложнее. Поскольку он, является третичным цветом, т.е. смешанным, то большое значение имеет то, от какого именно цвета он произошёл. Если коричневый образован на основе подмешивания чёрного в любой из этих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, то сочетание этих цветов создаётся по общим правилам цветового круга.
А если коричневый создан на смешении основных цветов, например красного и зелёного, то необходимо руководствоваться ещё одним правилом сочетания цветов: не стоит использовать в композиции одновременно чистые и смешанные («грязные») цвета. Это означает, что коричневый цвет и его оттенки будет плохо сочетаться с основными цветами цветового круга, т.е. красным, синим, жёлтым, а также с вторичными цветами цветового круга: зелёным, оранжевым и фиолетовым.
При этом, любой из оттенков коричневого, так же как и любые другие хроматические, лучше всего будет сочетаться с ахроматическими и смешанными третичными цветами. Надеюсь, что я не запутал вас окончательно.
Ну а теперь вам необходимо ещё узнать кое-что о цветовых гармониях. Цветовые гармонии – это хроматические и ахроматические гармоничные цвета, собранные в единую цветовую композицию на основе принципов контраста либо нюанса.
Когда вы при помощи цветового круга выберите подходящую цветовую палитру гармоничных друг другу цветов, их ещё следует сгруппировать в композицию. Цветовая композиция, как же, как и архитектурная композиция, строится либо на основе контраста, либо нюанса. Начнём с нюансной композиции. Если вы выбрали аналогичную триаду цветов (т.е. три соседних на цветовом круге) и в одинаковой насыщенности, то у вас получится нюансная композиция, т.к. как все цвета одинаковой насыщенности и среди них нет доминанты, а также они мало чем, кроме цветового тона, отличаются.
Контрастные цветовые композиции, напротив, строятся на сильном различии цветов друг от друга, как по цвету, так и по насыщенности. Причём контрастная цветовая композиция может быть построена даже в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Например, чёрный и белый цвет сильно контрастны. А если вы возьмёте какой-нибудь хроматический цвет в разной насыщенности, например, тёмно-синий и светло-синий, то они также будут контрастны (сильный контраст), хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга.
И последним гармоничным контрастным сочетанием цветов (сильный контраст) является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге: например: зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности.
А на этом наш сегодняшний урок по принципам сочетания цветов окончен. До скорых встреч в школе дизайна Studyas.com.
Похожие материалы:
♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети: