Звуковой дизайн: Звуковой дизайн — Википедия – советы и приемы по саунд-дизайну

Содержание

Звуковой дизайн — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Звуковой дизайн (саунд-дизайн) — это процесс определения, управления или создания звукошумовых эффектов. Он используется в различных областях, включая кинопроизводство, ТВ-производство, театр, звукозапись, живое исполнение, искусство звука, пост-продакшн и разработку компьютерных игр. Звуковое оформление чаще всего включает в себя манипуляции из ранее составленного или записанного аудио, подобного музыке или звуковым эффектам. Иногда оно может включать в себя комбинирование или манипуляцию с аудио, для создания нужного эффекта или настроения.

В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. Sound Design — дизайн звука, саунд-дизайн) — вид творческой деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Сама формулировка «звуковой дизайн» указывает на деятельность, относящуюся к сфере производства звуков и акустических сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных проектов, проектированию и разработке звукошумового сопровождения экранных и мультимедийных продуктов, в первую очередь для коммерческого и массового использования.

Звуковой дизайн (в экранных искусствах) — вид творческой деятельности по моделированию звуковых пространств и созданию специальных звуковых эффектов для экранных и мультимедийных произведений.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках — все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.

Звуковой дизайн востребован в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, на телевидении, в сфере брендинга и рекламы, на радио, в театральном искусстве и в современных жанрах музыки.

Дизайнер звука (саунд-дизайнер) — это творческая профессия, которая подразумевает хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии, поэтому среди специалистов по дизайну звука много профессиональных звукорежиссёров, звукооператоров и композиторов. Дизайнер звука должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность.

Образование в области звукового дизайна[править | править код]

В сфере российского образования первые эксперименты по введению преподавания предмета «Звуковой дизайн» в гуманитарных институтах проводились начиная с 2003 года. В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов профессором Н. И. Дворко было организованы занятия по предмету «Звуковой дизайн мультимедиа-программ» в рамках вузовской специальности 050200, режиссура, специализация «Режиссура мультимедиа-программ». В этом же году Н. И. Дворко было выпущено несколько методических работ по преподаванию «Звукового дизайна».

В московских учебных заведениях преподавание предмета «Звуковой дизайн» становится регулярным с 2008—2009 гг. Так с 2009 года в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания имени М. А. Литовчина предмет «Звуковой дизайн» изучается в рамках подготовки по специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» и курируется канд. культурологии, доцентом А. А. Деникиным. Предмет «Звуковой дизайн» введен и во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК). Осенью 2013 года состоялось открытие факультета «Звукового дизайна и звукорежиссуры» в Московской школе кино.

С 2015 года в Москве существует Институт звукового дизайна. Это образовательный проект Василия Филатова, специально созданный для подготовки профильных специалистов в области звука.

Одна из номинаций Киноакадемии — Лучший звуковой монтаж в фильме. Лауреатами премии стали такие саунд-дизайнеры, как:

  • Бысько М. В. Шумология. // ЭНЖ «Медиамузыка». № 3 (2014).
  • Деникин А. А. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа. — М.: ГИТР, 2012. — 394 с. — ISBN 975-5-94237-046-6.
  • Деникин А. А. Звуковой дизайн в видеоиграх. Технологии «игрового» аудио для непрограммистов. — М.: ДМК Пресс, 2012. — 696 с. — ISBN 978-5-94074-234-0.
  • Деникин А. А. К вопросу о специфике звукового дизайна кино. // Медиамузыкальный блог ЭНЖ «Медиамузыка» 23.04.2014.
  • Уайатт Х., Эмиес Т. Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве. Знакомство с технологиями и приемами/ пер. с англ. П. Смоляковой; под ред. А. Чудинова. —
    М.
    : Изд-во ГИТР, 2006. — 272 с.
  • Beauchamp R. Designing Sound for Animation. — Waltham, MA: Focal Press, 2005.
  • Gibbs T. The Fundamentals of Sonic Art & Sound Design. — UK: Fairchild Books, 2007.
  • Miranda E. Computer Sound Design: Synthesis Techniques and Programming / second ed.. — Oxford: Focal Press, 2002.
  • Sonnenschein D. Sound design: The expressive power of music, voice, and sound effects in cinema. — Studio City, CA: Michael Wiese Production, 2001.
  • Viers R. The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style Sound Effects. — Studio City, CA: Michael Wiese Production, 2008.
  • Whittington W.
    Sound design and science fiction. — Austin: University of Texas Press, 2007.

Профессия Sound designer

Ableton Live c 0 до PRO

  1. Введение

    Как проходит курс (организационные моменты) Как добавиться в чат курса
  2. Начало работы с программой

    Что нужно знать перед началом работы и что потребуется в процессе
    Основные возможности и области применения программы Основные настройки, создание и сохранение проекта Настройка и сохранение default-состояния плагинов Меню настроек, создаём оптимальную конфигурацию
  3. Знакомство с интерфейсом

    Device / clip view, работа с piano roll и окном эффектов
    Браузер: файловая структура и быстрая навигация 3 типа каналов: audio, midi и return треки Обзор эффектов: встроенные, vst/au и midi плагины Работаем с аудио- и midi-материалом через браузер и piano roll Добавляем и группируем эффекты Формируем и наполняем категорию “избранное” в браузере
  4. Монтаж аудио в Arrangement view

    Воспроизведение, разделение и объединение файлов Расставление маркеров, функция insert / delete time Warping и его алгоритмы Настройки сетки, цветовое обозначение дорожек и файлов, выбор default-состояния в меню настроек Клавиатурные комбинации для ускорения процесса работы Организация рабочих файлов на диске компьютера
    Импорт файлов в проект
    Организация структуры проекта Slicing и квантизация аудио-материала
  5. Создание партии ударных

    Способы создания партии ударных: drum rack, impulse, расположение семплов на аудио-дорожках Создание ритмического рисунка: поиск и добавление drum-китов, основные и добавочные звуки
    Применение грувов, взаимосвязь ритма и грува, адаптация ритмического рисунка под темп проекта
    Midi-эффекты для создания разнообразия партии ударных Лееринг ударных, pitching и transient shaping Групповая обработка шины ударных Midi-клипы: создание, перемещение midi-нот, клавиатурные комбинации Функция convert audio to drums, настройки и применение Добавление аудио-эффектов для модификации тембра Сохранение пресетов
  6. Мелодические инструменты

    Поиск инструментов, вкладка sounds Работа с piano roll и midi-нотами: stretching, reverse, inverse, квантизация и velocity Запись midi-клипов с клавиатуры, overdub, перезапись, step-recording Обзор мелодических midi-эффектов Функция convert audio to melody / chords Фиксация мелодии Создание instrument rack: лееринг инструментов внутри одной дорожки .alc файлы: сохранение и применение
  7. Создание вариативности

    Переигрывание партий вручную Дополнительные слои перкуссии Автоматизации на микро- и макро-уровнях Midi эффекты в связке с синтезаторами и семплерами Детюн синтезаторов, LFO-генераторы Добавление перкуссионных слоёв поверх существующих партий ударных Работа с автоматизациями между и внутри частей трека Переаранжировка отдельных партий с добавлением midi-эффектов LFO-mapping параметров
  8. Секция аудио-эффектов

    Краткий обзор встроенных плагинов Группировка эффектов в rack, создание macros Параллельная обработка внутри одной дорожки или любого плагина, mapping параметров Режимы автоматизации в arrangement view и midi-клипе, параметры и применение Создание и сохранение собственной цепи эффектов Работа с макросами и диапазонами значений Сохранение пресетов
  9. Session view

    Перенесение материала из arrangement view в session view Расположение midi- и аудио-клипов в проекте: дорожки и сцены Запуск клипов, режим legato, follow actions, синхронизированное и не синхронизированное переключение Управление темпом сцен, color coding и группировка Создание не повторяющихся звуковых текстур Перенесение материала в session view Создание цепочки воспроизведения аудио- и midi-клипов Запись происходящего в arrangement view
  10. Работа с программными и аппаратными midi-контроллерами

    Функционал протокола midi, список передаваемых команд Аппаратные контроллеры различных видов, программные аналоги Алгоритм привязки параметров к внешнему контроллеру, midi-скрипты, ручное назначение параметров на энкодеры Grid-контроллеры для session view Виды управления программой с помощью контроллера Импортирование мэпинга или выбор из готовых в control surface Назначение и группировка параметров, работа с макросами
  11. Автоматизации

    Определение и контекст применения автоматизаций Запись, удаление и прорисовка автоматизаций в arrangement и session view Базовые формы автоматизаций, стретчинг форм Добавление/удаление блоков сетки Автоматизация темпа проекта Внесение точных значений параметров Ввод значений инструментом “карандаш” и редактирование результатов Запись автоматизаций в реальном времени
  12. Создание синтезаторных тембров

    Основные блоки синтезатора на примере operator и wavetable Разнообразие волн осцилляторов Типы фильтров Виды синтеза (additive, subtractive, fm, wavetable, granular) Выбор формы волны и звуковысотности Настройка огибающих в соответствии с характером звука Выбор типа и частоты среза фильтра Сохранение и категоризация патчей
  13. Применение эффектов после синтезатора

    Использование плагинов не по назначению Художественная сатурация Автоматизация параметров фильтра Feedback и характеристики времени в эффектах пространственной обработки Effect stacking и звуковые артефакты: резонанс, feedback и само-осцилляция Выбор и группировка эффектов Настройка макросов Сохранение пресетов эффектов и effect racks Применение цели эффектов на разных звуковых источниках
  14. Неочевидные функции

    Запись midi-эффектов Warping звуковысотного материала Функция convert to midi с неправильными настройками Синтезаторы в drum rack Замена неподходящих семплов в окне аранжировки Использование созданного патча и цепи обработок для записи звукового материала Создание звуковых текстур из случайного материала Создание fx drum rack
  15. Сведение аудио-материала

    Задачи звукорежиссера при работе с материалом Три измерения при расположении звуковых объектов в миксе Пространственная обработка: принципы использования и моделирование физических процессов Частотная и динамическая обработка: уточнение заданного пространственного образа Создание движения, предотвращение статичности микса Организация материала в проекте Маршрутизация сигнала, работа с группами и шинами, color coding Построение музыкального баланса инструментов Создание у уточнение пространственного впечатления Автоматизации для избавления от статичности микса
  16. Мастеринг

    Что такое мастеринг и для чего он нужен Технические требования и параметры Обзор стандартов измерения уровня громкости Подготовка и экспорт проекта для мастеринга Порядок действий и цепь плагинов при мастеринге Работа с референсами Эквализация и устранение резонансов Стерео-обработка Многополосная компрессия Насыщение гармониками Максимизация с опорой на референсы
  17. DJ-ing в Ableton Live

    Сходства и различия программного и классического диджеинга Принцип построения dj-сета, необходимые навыки диджея Настройки каналов и эквалайзеров, midi-mapping Добавление собственных аудио-файлов (эффекты, ритмы) и использование их в dj-сете Подготовка своих треков для использования в dj-сете, группировка каналов и stem-экспорт Подготовка треков: особенности загрузки аудио в проект Расставление сетки темпа — warping, алгоритмы, быстрая подготовка материала Создание собственной цепи эффектов, направление аудио-потоков, создание macros
  18. Дипломная работа: пишем трек и готовим его к выступлению

    Создаем структуру трека из наброска Дооформляем переходы Делаем сведение и мастеринг Экспортируем и добавляем в проект dj-сета

Sound Design c 0 до PRO

  1. Введение

    Что вас ждёт в курсе Как проходит курс (организационные моменты) Как добавиться в чат курса
  2. Обзор индустрии

    Обзор индустрии звукового дизайна Известные саунд-дизайнеры Примеры интересных работ из мира кино, анимации и игр Саунд-дизайн ивентов и интерактивных инсталляций Обзор портфолио, краткий разбор кейсов. Поиск примеров интересной работы со звуком в медиа Составление папки вдохновения и референсов
  3. Основы музыкальной теории

    Понятия нот, интервалов, аккордов, тональности Общие понятия о ладе и его элементах, мажор, минор, разрешения интервалов и аккордов Запись музыкального материала: длительности, паузы, системы обозначения звуковысотности Типовые последовательности аккордов, основы гармонии Основы владения фортепиано: особенности звукоизвлечения и исполнительские техники Создание и гармонизация мелодии
  4. Основы инструментоведения и оркестровки

    Разновидности и составы оркестров, классификация инструментов Исполнительские особенности и музыкальная транскрипция Основы оркестровки: распределение музыкального материала между инструментами Основы аранжировки: организация материала по вертикали и во времени, понятие тембра Музыкальная риторика: обзор средств музыкальной выразительности и композиторских приемов Переложение нотного материала для разных составов
  5. Основы Ableton Live

    Навигация в проекте: рабочее пространство, горячие клавиши, браузер, организация файлов Основы монтажа: импорт файлов, работа с таймлайном, консолидация файлов, warping Работа с инструментами: типы плагинов, быстрое добавление в проект, группировка, работа с макросами Управление эффектами и автоматизациями: окно автоматизаций, ввод значений, стретчинг огибающих, автоматизация внутри midi-клипов Основы сведения: построение баланса, создание пространственного впечатления, работа с плагинами обработки Добавление аудио-материала и инструментов в проект, создание инструментальных партий Автоматизация параметров эффектов Создание громкостного баланса Работа с пространственным впечатлением
  6. Студийное оборудование

    Тракт звукозаписи и звуковоспроизведения: составные элементы Минимально необходимое оборудование и то, без чего можно обойтись Типы микрофонов, диаграммы направленности Студийные мониторы и наушники: классификация, критерии выбора, модельный ряд Аудиоинтерфейсы: классификация, возможности, модельный ряд Аудио-рекордеры: возможности, разновидности, модельный ряд. Составление индивидуальной конфигурации необходимого оборудования.
  7. Работа с sfx и акустическими источниками

    Понятие sfx, синтетическая и акустическая природа звука Классификация типов звуков Форматы записи, файл-менеджмент Основы записи: выбор микрофона и аудио-интерфейса, микрофонный приём Подготовка к записи, настройка роутинга сигналов Настройка оборудования Запись, импорт файлов и монтаж
  8. Обработка записанного материала

    Классификация приборов обработки Цепь плагинов для акустических источников Работа с атаками и спектром сигнала Создание пространственного впечатления. Удаление лишних составляющих сигнала Создание слоёв для более полного звучания Помещение звука в виртуальное пространство.
  9. Синтез звука

    Исторический контекст, устройство и функции синтезатора Осцилляторы, виды волн ADSR-огибающие: параметры времени Типы фильтров, принцип работы и использование Виды синтеза: аддитивно-субтрактивный, wavetable, fm, гранулярный. Определение характера желаемого звука, выбор подходящего вида синтеза, формы волны и звуковысотности Настройка огибающих, использование и автоматизация фильтров Сохранение и категоризация патча.
  10. Звуковой дизайн музыкальной композиции

    Выявление концепции и функции произведения Подбор средств звуковой и музыкальной выразительности, понятие тембра Создание звуковой палитры из акустических и синтетических звуков, сохранение пресетов, использование .alc файлов Проработка аранжировки, заполнение пустого пространства Работа с частями композиции на макро-уровне, создание переходов. Поиск и создание необходимых тембров согласно звуковой концепции произведения Проработка аранжировки с использованием звуковой палитры Проработка тембров инструментов, лееринг.
  11. Звуковой дизайн видеоряда

    Анализ визуального ряда, определение общей концепции и стилистики произведения Нахождение элементов, требующих звукового сопровождения Природа аудио-источников, композитные звуки Запись и подбор необходимых звуков Обработка полученного аудио-материала Синхронизация звука и видеоряда Выбор видеоролика для озвучивания Импорт материалов в проект, работа с раскадровкой Составление звуковой раскадровки
  12. Звуковой дизайн индивидуальных объектов

    Типы звуковых объектов: помещения, окружающая среда, люди, животные,неодушевленные предметы Движение и статика: характерные звуковые элементы Категории персонажей и окружающей среды: реальные и не существующие в действительности, особенности звуковой выразительности Подходы к звуковому изображению в зависимости от концепции: реализм, стилизация и абстракция Взаимосвязь тембровых характеристик с выбранной стилистикой звукового и визуального решения Категоризация звуковых объектов в выбранном материале Составление монтажного листа
  13. Звуковое оформление персонажа

    Определение контекста произведения и функции персонажа Анализ визуального оформления для выбора стилистики звукового решения, составление ассоциативных связей визуального ряда и звука Составные элементы персонажа: из чего он состоит и что необходимо подзвучить, выявление физических параметров объекта Аксессуары / предметы, с которыми персонаж взаимодействует, влияние на звуковой образ Поиск, запись и синтез необходимых звуков, организация материала. Определение стилистики, составление психологического портрета персонажа Подбор, запись и синтез необходимых тембров Синхронизация фаз движений с видеорядом.
  14. Оформление неодушевленного предмета

    Анализ визуального решения произведения, выявление характеристик объекта Наделение объекта человеческими качествами, добавление персональности объекту Возможность использования тонального материала наряду с шумовыми компонентами Запись и синтез необходимых звуковых текстур Монтаж, обработка и синхронизация звуковой дорожки Выявление основных звучащих элементов Определение второстепенных элементов, окружения Создание звукового ряда
  15. Объекты в движении

    Стилистики движения объектов Классификация звуков движения Разбор типовых звуков с точки зрения записи и синтеза, необходимый инструментарий Типовые параметры синтезаторов и эффектов Временной состав звуков движения, особенности синхронизации звука и видеоряда при работе с движущимися объектами Создание каталога звуков Расположение индивидуальных звуков на таймлайне Проверка синхронизации звука с видеорядом
  16. Акустика помещений

    Законы оптики, применимые для описания звуковых процессов Физические процессы формирования звукового поля Влияние параметров помещения и материалов отделки на слуховые впечатления Объективные и субъективные параметры оценки акустики помещений Плагины обработки, параметры и типовые настройки для воссоздания помещений разных объемов Выбор помещения и воссоздание пространственного образа в компьютерной среде Помещение звукового объекта в созданное виртуальное пространство
  17. Основы психоакустики

    Структура слуховой системы, особенности обработки и восприятия сигналов Пороги слуха, громкость, кривые равной громкости Маскировка звука, нелинейные свойства слуха Пространственная локализация Особенности восприятия звуковых сигналов. Корректировка свойств персонажа и помещения с учетом психоакустических законов.
  18. Колористика

    Интервалы, аккорды, ритм и цвет Цветовая символика, психологическое воздействие цвета на человека Взаимосвязь цветовых и звуковых образов, идеи композиторов-синестетиков Драматургия цвета, виды воздействия Контраст и гармонии цвета. Составление палитры цветовых ощущений Анализ выбранного визуального фрагмента по принципам цветовой теории.
  19. Ассоциативное мышление

    Типы ассоциативных рядов Использование методики при поиске визуально-звуковых образов Кросс-сенсорное восприятие Упражнения для развития ассоциативного мышления Принципы составления и использования ментальных карт Составление цепи ассоциаций Поиск недостающих ассоциаций Составление ментальных карт
  20. Работа с кейсами

    Детальный разбор кейса 1 Детальный разбор кейса 2 Создание проекта 1 (анимационный ролик) Создание проекта 2 (рескор и ре sfx фрагмента известного фильма) Создание проекта 3 (рескор и ре sfx фрагмента известного мультфильма)
  21. Эксперименты

    Теория аффектов, классификация вызываемых чувств, соотнесение с музыкальными средствами выразительности Золотое сечение в музыке: применение относительно музыкальной структуры и тонального баланса Музыкальная психология: направления, области применения и навыки Различные виды музыкальной темперации, барочные строи и психоакустические эффекты Применение эффектов обработки сигнала не по назначению.

Как стать дизайнером звука. Советы, полезные видео, книги, программы.

Сегодня мы с вами разберем еще не до конца знакомую нам профессию “саунд-дизайнер”. Вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся звуки в видеоиграх и фильмах? Мы имеем в виду специфические звуки перезарядки автомата, звук, с которым меч разрезает воздух и подобное. Возможно, вы думали, что при надобности записать звук шагов по снегу, записывают именно хождение по свежему снежному покрову, но это не так. То, как человеческое ухо слышит окружающие звуки, кардинально отличается от восприятия этих же звуков аппаратурой.

Дизайнер звука – это достаточно узкое направление в звукорежиссуре, но далеко не самое простое. Саунд-дизайнер должен обладать аудиальным восприятием мира, он должен уметь ассоциировать меж собой различные звуки. Такой дизайнер создает не просто аудио оболочку для игры, ролика или фильма, он вдыхает в них жизнь. Вы когда-нибудь пробовали подобрать звук к беззвучному видеоролику? Замечали, как плоская и безэмоциональная картинка оживает в тот момент, когда вы добавляете к ней звуковые эффекты и музыку?

От саунд-дизайнера требуется невероятно развитое творческое мышление. Достаточно несложно записать звуки сыплющегося песка или пение птицы. Куда большая креативность понадобится, если перед вами поставят записать, например, звуки борьбы на световых мечах, как в фильме “Звездные войны” или крики динозавров как в “Парке Юрского Периода”.

Монтаж звукового многопластового эффекта для озвучения сцены  обледенения из к/ф «Послезавтра» (реж. Р.Эммерих)Монтаж звукового многопластового эффекта для озвучивания сцены
обледенения из к/ф «Послезавтра» (реж. Р.Эммерих)

Василий Филатов об устаревшем образовании

Василий Филатов, саунд-дизайнер, композитор, основатель студии Sound Designer, Василий Филатов, саунд-дизайнер, композитор, основатель студии Sound Designer,

“Саунд-дизайнер должен знать все: режиссуру, звукорежиссуру, историю музыки и визуальных искусств. Помимо этого он должен быть хорошим менеджером, ведь часто для определенных проектов требуется команда ассистентов, которым нужно четко поставить задачи и проследить за правильным их выполнением.

Также дизайнер звука должен обладать навыками программирования, хотя бы базовыми. Тембр на синтезаторе или процессоре обработки не всегда совпадает с поставленной задачей, и зачастую нужно написать его с ноля.

К сожалению, на постсоветском пространстве мало профильных учебных заведений, да и классическая система образования настолько устарела, что толку от нее мало. Стремительный рост технологий превращает в старье то, что было актуально каких-то пару лет назад. Система, которая планирует программу обучения на пять лет вперед, уже не подходит. А вот небольшие профильные школы, которые чутко реагируют на изменение рынка, являются необходимыми.

Конечно, можно отмахнуться от посещения школы тем, что в интернете есть масса информации, но зачем самостоятельно искать то, что за тебя уже давно нашли? Если вы все-таки решили посвятить себя звуковой индустрии, вы должны постоянно и безостановочно учиться, экспериментировать и реализовывать свои самые смелые фантазии. К счастью, базовый рекордер и микрофон на сегодняшний день стоят достаточно немного, поэтому их приобретение должно стать для вас первоочередной целью. Записывайте различные фактуры, прослушивайте их, не жалейте удалять неудачные. Таким образом вы наработаете свою фонотеку. А если и не получится составить свою библиотеку звуков, то вы хотя бы на практике узнаете, как работает микрофон и реакцию аппаратуры на определенные звуки.”

Александр Лейфа о чуткости к звуку и любви к музыке

Александр Лейфа, диджей, саунд-дизайнер, преподаватель факультета звукорежиссуры и саунд-дизайна Московской школы киноАлександр Лейфа, диджей, саунд-дизайнер, преподаватель факультета звукорежиссуры и саунд-дизайна Московской школы кино

“Саунд-дизайн для меня – это продолжение работы над произведением искусства, создание полноценного аудиомира, вселенной, которая живет по своим, особенным правилам. Дизайн звука и музыка неразрывны, поэтому музыкальные навыки являются необходимыми для саунд-дизайнера. И, конечно, если вы окончили музыкальную школу, то вам будет гораздо проще.

Если вы не испытываете искренней любви к музыке и звукам, то вам в этой сфере делать совершенно нечего. Вы должны ловить кайф от создания звуковых полотен, использования различных аудио фактур, синтеза звука и т.д. Вы должны быть врожденным экспериментатором. В ином случае, вам больше подойдет спокойная работа с офисе на стабильное пособие, известное, как зарплата.

Успешность в сфере дизайна звука напрямую зависит от вашей чуткости ко всему, что касается аудио оболочки нашего мира, а также неутомимой любознательности и работоспособности. Вы должны научиться мыслить звуковыми образами. Интересуйтесь, каким образом создан тот или иной звуковой эффект, почему трек любимого исполнителя так на вас действует. Вы должны стремиться озвучивать каждый аспект своей жизни (как насчет саундтрека к завтраку?). Ваша база звуков должна расти не по дням, а по часам, а рекордер или семплер буквально должен стать частью вашего организма.”

Для того, чтобы вы смогли более близко ознакомиться с этой профессией, мы подобрали для вас несколько видеороликов о рабочем процессе саунд-дизайнера:

Дневники Саунд Дизайнера №1

Дневники Саунд Дизайнера №2

Mass Effect 3 – звуковой дизайн игры

Запись звука – DOPE Audio Desing

Небольшая документалка о том, как проходит рабочий процесс саунд-дизайнера

Итак, мы поняли, в чем заключается суть профессии “дизайнер звука” и теперь перейдем к теоретической стороне саунд-дизайна. К сожалению, книг на русском языке катастрофически мало (в нашем списке их всего две). Но, как ни крути, приходится довольствоваться тем, что есть.

1. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа

1

Данная книга является весьма подробным экскурсом в мир звуковых образов кинематографа, мультимедиа  видеоигр. Она расскажет читателю о том, как создавались различные звуки для отечественных и зарубежных фильмов и откроет секреты лучших специалистов по звуку. Также книга содержит в себе практические указания, как самостоятельно работать со звуком, записывать и обрабатывать его, как создавать голоса фантастических персонажей и синтезировать необычные звуковые эффекты.

2. Звуковой дизайн в видеоиграх

2

Еще одна книга Антона Деникина о звуковом дизайне, только здесь раскрывается более узкий профиль – звук в видеоиграх. Она расскажет вам о технологиях и секретах, которые доступны достаточно небольшому количеству специалистов на постсоветском пространстве. В книге вы найдете полезные рекомендации и поэтапное объяснение всех процессов саунд-дизайна.

3. The Sound Effect Bible

3

Данная книга не зря носит столь громкое название. Она является полноценным пособием по записи и обработке звуков и действительно является “Библией звуков”. Она поможет вам понять все тонкости рабочего процесса дизайна звука. В целом, эта книга вполне подходит для настольной книги саунд-дизайнера.

4. Designing Sound

4

Этак книга учит понимать и создавать звуки с чистого листа. В нее входят процессы создания звукового оформления для фильмов, медиа, видеоигр и анимации. В книге объясняется изначальная природа звуков. Особенной ее ценность является систематичность и последовательность уроков.

5. Sound Design: The Expressive Power of Music, Voice and Sound Effects in Cinema 

5

Достаточно просто написанная книга, которая рассказывает читателю о том, как составлять истории, развивать персонажей и вызывать у зрителей эмоции, создавая звуковое оформление картины. Помимо теоретической части, в этой книге вы найдете отличные упражнения, которые помогут развить и усовершенствовать нужные навыки.

И в заключение мы хотим вам немного рассказать о программах, которые понадобятся дизайнеру звука.

1. Adobe Audition

01-screenshot

Одна из самых популярных программ для работы со звуком. Имеет очень и очень широкий спектр функций и позволяет делать со звуком практически все, что душе угодно. Большинство звукорежиссеров пользуются этой программой. Она является классическим ПО для работы со звуком.

2. Sound Forge

paulbrown-acid

Sound Forge – это полноценный конкурент Adobe Audition. Обладает все теми же функциями и так же широко используется в профессионально работе со звуком. Поддерживает работу с несколькими треками одновременно и умеет сохранять звуки в огромном количестве форматов.

3. Omnisphere

controls

Эта программа содержит в себе массу функций для синтеза звука. Также, здесь есть и стоя библиотека звуков, которая, к слову, достаточно обширна. Программа позволяет миксовать звуки, синтезировать новые, и при этом предоставляет отличное звучание за счет мощного движка.

4. Traction

imgext

Еще одна многофункциональная программа с историей в целых 12 лет. Хороша тем, что не слишком требовательна к характеристикам компьютера. Обладает массой функций микширования, большим количеством эффектов, а также позволяет записывать различные звуки.

5. Reaktor

reaktor_lazerbass

Эта программа позволяет с чистого листа построить нужный звук, не “пачкая руки” записью настоящего звука. Возможно, заменить натуральное звучание и не удастся, но создать какие-то нереальные и футуристические звуки здесь вполне можно. Хотя, кто знает, может именно у вас и получится создать естественное звучание с помощью программы.

Я хочу стать саунд-дизайнером — что дальше? — Look At Me

Также важно быть эмпириком и экспериментатором, быть очень усидчивым — в прямом смысле слова. Уметь концентрироваться на монотонной работе, а её будет очень много. Например, при отборе фонов к полнометражной картине можно провести не один полный день, отслушивая, отбирая, систематизируя и монтируя звуки города, ветра или моря, которые, по большому счёту, звучат все так: «шшшшшшшшш-шшшшшшш». Будет неплохо, если вы при этом ещё и не уснёте. Хотя, конечно, можете, потому что основные составляющие этих фонов, так называемый розовый и коричневый шумы — наиболее естественные для человеческого уха успокоительные звуки. Небольшой лайфхак для молодых родителей: если ваш ребенок плачет или не может уснуть, включите фен, и он сразу успокоится. 

Когда я учился во ВГИКе, у нас была единственная доступная фонотека, состоящая из 40 дисков по 99 треков в каждом. Мы все ею активно пользовались, и, кроме того что все наши фильмы стали звучать одинаково, ещё долгое время после окончания института я мог с уверенностью назвать номер трека и диска, с которого звучала какая-нибудь птичка в сериале по ТВ. Поэтому очень важно собирать собственную фонотеку. 

Профессия саунд-дизайнера является достаточно узкой специализацией звукорежиссуры. В России исторически сложилось, что специалист, работающий со звуком, должен уметь и провода спаять, и музыку написать, — то есть быть просто на все руки мастером. Таких до сих пор учат во ВГИКе, СПБГУКиТе и других государственных вузах страны, где есть кафедра звукорежиссуры. Западная традиция подразумевает разделение на множество специализаций: звукорежиссёр озвучания, звукорежиссёр записи звука на площадке, специалист по записи синхронных шумов и т. д. В нашей стране процесс сепарации начался с приходом западных технологий производства аудиовизуальной продукции. Непосредственно саунд-дизайну у нас учат только в Московской школе кино. Если душа лежит больше к работе с людьми, в студии или на площадке, или же просто очень хочется в волшебный мир кино, то можно записаться на бесплатные курсы при Мосфильме. Там вам дадут много практики и помогут с трудоустройством».

Звуковой дизайн — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Звуковой дизайн (саунд-дизайн) — это процесс определения, управления или создания звукошумовых эффектов. Он используется в различных областях, включая кинопроизводство, ТВ-производство, театр, звукозапись, живое исполнение, искусство звука, пост-продакшн и разработку компьютерных игр. Звуковое оформление чаще всего включает в себя манипуляции из ранее составленного или записанного аудио, подобного музыке или звуковым эффектам. Иногда оно может включать в себя комбинирование или манипуляцию с аудио, для создания нужного эффекта или настроения.

Определение

В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. Sound Design — дизайн звука, саунд-дизайн) — вид творческой деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Сама формулировка «звуковой дизайн» указывает на деятельность, относящуюся к сфере производства звуков и акустических сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных проектов, проектированию и разработке звукошумового сопровождения экранных и мультимедийных продуктов, в первую очередь для коммерческого и массового использования.

Звуковой дизайн (в экранных искусствах) — вид творческой деятельности по моделированию звуковых пространств и созданию специальных звуковых эффектов для экранных и мультимедийных произведений.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках — все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.

Звуковой дизайн востребован в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, на телевидении, в сфере брендинга и рекламы, на радио, в театральном искусстве и в современных жанрах музыки.

Дизайнер звука (саунд-дизайнер) — это творческая профессия, которая подразумевает хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии, поэтому среди специалистов по дизайну звука много профессиональных звукорежиссёров, звукооператоров и композиторов. Дизайнер звука должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность.

Представители профессии

Образование в области звукового дизайна

В сфере российского образования первые эксперименты по введению преподавания предмета «Звуковой дизайн» в гуманитарных институтах проводились начиная с 2003 года. В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов профессором Н. И. Дворко было организованы занятия по предмету «Звуковой дизайн мультимедиа-программ» в рамках вузовской специальности 050200, режиссура, специализация «Режиссура мультимедиа-программ». В этом же году Н. И. Дворко было выпущено несколько методических работ по преподаванию «Звукового дизайна».

В московских учебных заведениях преподавание предмета «Звуковой дизайн» становится регулярным с 2008—2009 гг. Так с 2009 года в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания имени М. А. Литовчина предмет «Звуковой дизайн» изучается в рамках подготовки по специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» и курируется канд. культурологии, доцентом А. А. Деникиным. Предмет «Звуковой дизайн» введен и во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК). Осенью 2013 года состоялось открытие факультета «Звукового дизайна и звукорежиссуры» в Московской школе кино.

С 2015 года в Москве существует Институт звукового дизайна. Это образовательный проект Василия Филатова, специально созданный для подготовки профильных специалистов в области звука.

Лауреаты премии «Оскар»

Одна из номинаций Киноакадемии — Лучший звуковой монтаж в фильме. Лауреатами премии стали такие саунд-дизайнеры, как:

Литература

  • Бысько М. В. Шумология. // ЭНЖ «Медиамузыка». № 3 (2014).
  • Деникин А. А. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа. — М.: ГИТР, 2012. — 394 с. — ISBN 975-5-94237-046-6.
  • Деникин А. А. Звуковой дизайн в видеоиграх. Технологии «игрового» аудио для непрограммистов. — М.: ДМК Пресс, 2012. — 696 с. — ISBN 978-5-94074-234-0.
  • Деникин А. А. К вопросу о специфике звукового дизайна кино. // Медиамузыкальный блог ЭНЖ «Медиамузыка» 23.04.2014.
  • Уайатт Х., Эмиес Т. Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве. Знакомство с технологиями и приемами/ пер. с англ. П. Смоляковой; под ред. А. Чудинова. — М.: Изд-во ГИТР, 2006. — 272 с.
  • Beauchamp R. Designing Sound for Animation. — Waltham, MA: Focal Press, 2005.
  • Gibbs T. The Fundamentals of Sonic Art & Sound Design. — UK: Fairchild Books, 2007.
  • Miranda E. Computer Sound Design: Synthesis Techniques and Programming / second ed.. — Oxford: Focal Press, 2002.
  • Sonnenschein D. Sound design: The expressive power of music, voice, and sound effects in cinema. — Studio City, CA: Michael Wiese Production, 2001.
  • Viers R. The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style Sound Effects. — Studio City, CA: Michael Wiese Production, 2008.
  • Whittington W. Sound design and science fiction. — Austin: University of Texas Press, 2007.

Ссылки

Звуковой дизайн — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Звуковой дизайн (саунд-дизайн) — это процесс определения, управления или создания звукошумовых эффектов. Он используется в различных областях, включая кинопроизводство, ТВ-производство, театр, звукозапись, живое исполнение, искусство звука, пост-продакшн и разработку компьютерных игр. Звуковое оформление чаще всего включает в себя манипуляции из ранее составленного или записанного аудио, подобного музыке или звуковым эффектам. Иногда оно может включать в себя комбинирование или манипуляцию с аудио, для создания нужного эффекта или настроения.

Определение

В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. Sound Design — дизайн звука, саунд-дизайн) — вид деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Сама формулировка «звуковой дизайн» указывает на деятельность, относящуюся к сфере производства звуков и акустических сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных проектов, проектированию и разработке звукошумового сопровождения экранных и мультимедийных продуктов, в первую очередь для коммерческого и массового использования.

Звуковой дизайн (в экранных искусствах) — вид творческой деятельности по моделированию звуковых пространств и созданию специальных звуковых эффектов для экранных и мультимедийных произведений.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках — все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.

Звуковой дизайн востребован в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, на телевидении, в сфере брендинга и рекламы, на радио, в театральном искусстве и в современных жанрах музыки.

Дизайнер звука (саунд-дизайнер) — это творческая профессия, которая подразумевает хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии, поэтому среди специалистов по дизайну звука много профессиональных звукорежиссёров, звукооператоров и композиторов. Дизайнер звука должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность.

Представители профессии

Образование в области звукового дизайна

В сфере российского образования первые эксперименты по введению преподавания предмета «Звуковой дизайн» в гуманитарных институтах проводились начиная с 2003 года. В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов профессором Н. И. Дворко было организованы занятия по предмету «Звуковой дизайн мультимедиа-программ» в рамках вузовской специальности 050200, режиссура, специализация «Режиссура мультимедиа-программ». В этом же году Н. И. Дворко было выпущено несколько методических работ по преподаванию «Звукового дизайна».

В московских учебных заведениях преподавание предмета «Звуковой дизайн» становится регулярным с 2008—2009 гг. Так с 2009 года в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания имени М. А. Литовчина предмет «Звуковой дизайн» изучается в рамках подготовки по специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» и курируется канд. культурологии, доцентом А. А. Деникиным. Предмет «Звуковой дизайн» введен и во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК). Осенью 2013 года состоялось открытие факультета «Звукового дизайна и звукорежиссуры» в Московской школе кино.

С 2015 года в Москве существует Институт звукового дизайна. Это образовательный проект Василия Филатова, специально созданный для подготовки профильных специалистов в области звука.

Лауреаты премии «Оскар»

Одна из номинаций Киноакадемии — Лучший звуковой монтаж в фильме. Лауреатами премии стали такие саунд-дизайнеры, как:

Литература

  • Бысько М. В. Шумология. // ЭНЖ «Медиамузыка». № 3 (2014).
  • Деникин А. А. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа. — М.: ГИТР, 2012. — 394 с. — ISBN 975-5-94237-046-6.
  • Деникин А. А. Звуковой дизайн в видеоиграх. Технологии «игрового» аудио для непрограммистов. — М.: ДМК Пресс, 2012. — 696 с. — ISBN 978-5-94074-234-0.
  • Деникин А. А. К вопросу о специфике звукового дизайна кино. // Медиамузыкальный блог ЭНЖ «Медиамузыка» 23.04.2014.
  • Уайатт Х., Эмиес Т. Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве. Знакомство с технологиями и приемами/ пер. с англ. П. Смоляковой; под ред. А. Чудинова. — М.: Изд-во ГИТР, 2006. — 272 с.
  • Beauchamp R. Designing Sound for Animation. — Waltham, MA: Focal Press, 2005.
  • Gibbs T. The Fundamentals of Sonic Art & Sound Design. — UK: Fairchild Books, 2007.
  • Miranda E. Computer Sound Design: Synthesis Techniques and Programming / second ed.. — Oxford: Focal Press, 2002.
  • Sonnenschein D. Sound design: The expressive power of music, voice, and sound effects in cinema. — Studio City, CA: Michael Wiese Production, 2001.
  • Viers R. The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style Sound Effects. — Studio City, CA: Michael Wiese Production, 2008.
  • Whittington W. Sound design and science fiction. — Austin: University of Texas Press, 2007.

Ссылки

Звуковой дизайн — это… Что такое Звуковой дизайн?

Звуковой дизайн (саунд-дизайн)— это процесс определения, приобретения, управления или создания звуковых элементов. Он используется в различных областях, включая кинопроизводство, ТВ-производство, театр, звукозапись, живое исполнение, искусство звука, пост-продакшн и разработку компьютерных игр. Звуковое оформление чаще всего включает в себя манипуляции из ранее составленного или записанного аудио, подобного музыке или звуковым эффектам. Иногда оно может включать в себя комбинирование или манипуляцию с аудио, для создания нужного эффекта или настроения.


В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. Sound Design – дизайн звука, саунд-дизайн) – вид дизайнерской деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Сама формулировка «звуковой дизайн» указывает на деятельность, относящуюся к сфере производства звуков и акустических сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных проектов, проектированию и разработке звукошумового сопровождения экранных и мультимедийных продуктов, в первую очередь для коммерческого и массового использования.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках – все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.

Звуковой дизайн востребован в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, на телевидении, в сфере брендинга и рекламы, на радио, в театральном искусстве и в современных жанрах музыки.

Дизайнер звука – это творческая профессия, которая подразумевает хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии, поэтому среди специалистов в области дизайна звука много профессиональных звукорежиссеров, звукооператоров и композиторов. Дизайнер звука должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность.

Литература

Деникин А. А. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа. – М.: ГИТР, 2012. – 394 c. ISBN 975-5-94237-046-6. ББК 76.032. Д33.
Деникин А. А. Звуковой дизайн в видеоиграх. Технологии «игрового» аудио для непрограммистов. – М.: ДМК Пресс, 2012. — 696 с. ISBN: 978-5-94074-234-0. ББК 77.563.4с515
Уайатт Х., Эмиес Т. Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве. Знакомство с технологиями и приемами / пер. с англ. П. Смоляковой; под ред. А. Чудинова. – М.: ГИТР, 2006.

Beauchamp R. Designing Sound for Animation. – Focal Press, 2005.
Gibbs T. The Fundamentals of Sonic Art & Sound Design. – AVA Pudlishung SA, 2007.
Miranda E. Computer Sound Design: Synthesis Techniques and Programming. – Publisher: Focal Press. Second edition, 2002.
Sonnenschein D. Sound Design. Studio City. – CA: Michael Wiese Production, 2001.
Viers R. The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style Sound Effects. – Michael Wiese Productions, 2008.
Whittington W. Sound design and science fiction. – Austin: University of Texas Press, 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *