Хохлома производство официальный сайт: Хохломская роспись — интернет-магазин хохломских изделий из города Семенов – Золотая Хохлома — Предприятие сегодня

Золотая Хохлома — Предприятие сегодня

Предприятие в цифрах и фактах

604 сотрудника

340 мастеров

25

Заслуженных художников РФ, и Заслуженных мастеров НХП

2000

более наименований изделий

20

всероссийских и международных экспозиций и выставок ежегодно

Рынок сбыта

85

регионов России

Инфраструктура:

  • два музейных комплекса
  • фирменный магазин в Нижнем Новгороде
  • представительство в Вене

Ордена «Знак Почета» АО «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем изделий народно-художественных промыслов в России. Изделия с хохломской росписью – это визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей страны в целом, а Семеновская матрешка, выпускаемая на нашем предприятии, для многих людей в мире олицетворяет символ России. В настоящее время предприятие работает стабильно. Хохломские изделия поставляются на внутренний российский рынок от Калининграда до Владивостока, а также во многие страны мира, где высокий интерес к ним не угасает на протяжении многих столетий.

Территория основного производства составляет 11 га и располагается в г. Семенове Нижегородской области. В состав предприятия входят большие цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий.

Туризм — Музейные комплексы

Туристические объекты «Золотой хохломы» 


Удивительную атмосферу творчества подарит само производство. Воочию можно наблюдать «рождение» хохломских изделий, этапы его изготовления. Вживую увидеть, как работают руки художников, ощутить запах дерева и красок, прочувствовать магическое действие ушедших эпох и поколений, унаследованное мастерами и удивиться новым, современным работам.

Ассортиментный кабинет АО «Хохломская роспись». 

С момента создания в 1964 году творческой лаборатории на фабрике, открыт для доступа гостей ассортиментный кабинет. Отличие его от музеев в том, что это действующее подразделение, в котором собраны и бережно хранятся образцы-эталоны производимой предприятием продукции. Именно здесь можно застать проходящий художественно-экспертный совет фабрики, увидеть работы художников по проводимым два раза в год конкурсам профессионального мастерства «Душа мастера» и «Зимняя сказка», открыть для себя художественный почерк именитых мастеров.

Телефоны для заказа экскурсий:

(83162) 5-57-57, 5-57-27
[email protected]


МТЦ «Золотая хохлома»

В 2008 году радушно распахнул свои двери музейно-туристический центр «Золотая хохлома». Экспозиционные залы познакомят посетителей с истоками искусства хохломы и самой большой в стране коллекцией предметов с хохломской росписью XIX – первой половины XX веков. «Царская комната» поразит поистине монаршим размахом и богатством современной хохломы, а символы международного фестиваля «Золотая хохлома» удивят своими размерами.

Телефоны для заказа экскурсий:
(83162) 5-61-41, 5-63-33, +7-920-252-72-00


[email protected]

3D-тур по МТЦ «Золотая хохлома»

мтц 4.jpg

Музей народного быта «Дом Семена — ложкаря»

Во время празднования Х Международного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая хохлома» в 2013 году был открыт самый молодой музей «Дом Семена-ложкаря». Как жил мастер заволжских лесов, как работал, чем занимался, какие использовал орудия труда, обо всем этом повествует композиция комплекса. Но самой главной изюминкой «Дома Семена — ложкаря» можно назвать его интерактивные программы, затейницы-хранительницы расскажут о давно забытых, удивительных вещах, порадуют местным говорком и легендами.

Телефоны для заказа экскурсий:
(83162) 5-61-41, 5-63-33, +7-920-252-72-00 
[email protected]

3D-тур по Дому Семена — ложкаря

музей быта 5.jpg дом быта интерактив.jpg

Салон-магазин «Жар – птица»

Специально для туристов, не располагающих временем выехать за город с целью посещения производства в Семенове, нами был разработан тур «Жар – птица». За час, полтора можно прикоснуться к национальным традициям в нашем салоне-магазине «Жар – птица» в Нижнем Новгороде. Это уникальная культурная площадка, где можно познакомиться с разнообразим промыслов России, принять участие в мастер-классе от профессиональных художников, продегустировать особое меню в русских традициях, приобрести оригинальное изделий лучших российских предприятий.

3D-тур по Магазину «Жар – птица»

zhara 2.jpg


Золотая Хохлома — История

В Древней Руси дерево играло очень важную роль. Из него строили жилища, изготавливали мебель и посуду. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в X-XII веках русские ремесленники делали чаши, ковши, черпаки, а старинные описи монастырских хозяйств часто упоминают токарей, ковшечников, судописцев. Среди посуды, изготавливаемой ремесленниками, существовала особая, окрашенная киноварью и покрытая золотом. Она подавалась на княжеских пирах и царских приемах. Как правило, она производилась при монастырях. Среди ремесленников Троице-Сергиевой лавры были приписанные крестьяне из заволжских сел. Густые, непроходимые леса по берегам реки Керженца с давних времен укрывали беглых крестьян, стрельцов. Сюда же устремились и старообрядцы в период раскола Русской церкви. Именно пришельцы – переселенцы поспособствовали развитию на Нижегородчине посудного промысла и созданию здесь новой оригинальной обработки дерева с имитацией золочения.

Возникновение промысла хохломской росписи

Архивные материалы и научные исследования определили, что во второй половине XVII века в Семеновском округе возник промысел изготовления посуды, ставший основой развития особого вида декоративной росписи по дереву. Первое упоминание о расписной посуде относится к 1659 году, когда боярин Б.И. Морозов требовал собрать с заволжских вотчин блюда разных размеров и братины на «оловянном деле». В XVII веке олово применялось для золочения в художественных ремеслах, а боярину Морозову принадлежало «селишко Семеновское». Именно в нем, а также вокруг сел Хохлома и Скоробогатовское сформировался промысел хохломской росписи.

Развитие

Развитию промысла способствовала близость волжского торгового пути и соседство с крупнейшей в России Макарьевской ярмаркой. Качество посуды, вырабатывавшейся в Семеновском уезде, было высоким, и в 1764 году производство деревянной посуды было отмечено как «главный всех жителей промысел». О продукции крестьян из Семеновского уезда говорили так: «Товар их легок, чист, крепок и светел», а семеновский городничий Блюммер писал, что в городе жители «земледелием не занимаются. В течение года они выделывают разной деревянной, крашенной и лаковой посуды…». Село Хохлома, волостное село в Семеновском уезде, становится торговым пунктом, где продавалась деревянная посуда, с необычной окраской.

Связь с культурой

На протяжении двух столетий хохломская посуда удовлетворяла потребности народа и являлась важной частью отечественной художественной культуры. Во второй половине XIX века возрастает интерес к промыслу, как к искусству. В моду входит «русский стиль», и у образованного общества просыпается интерес к произведениям народных промыслов. В 1853 году хохломские изделия впервые были представлены на Всероссийской промышленной выставке в Москве, и далее чередой шли успешные выставки в Париже, Петербурге, Нижнем Новгороде. К хохломской росписи начинает проявлять интерес и царская семья. Восхищенная творчеством народных мастеров, императрица Мария Федоровна в 1882 году наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами за искусство. Хохломская продукция широко продается на базарах и ярмарках, а после получения в 1889 году Гран-при на Всемирной выставке в Париже, резко увеличился и экспорт продукции.

Семеновская школа хохломы

Спрос на хохлому во второй половине XIX века вызвал появление скупщиков. Они требовали дешевый, низкий сорт товара, что привело к упрощению и снижению качества продукции. Это вызвало беспокойство образованного общества и властей. По общему мнению, следовало наладить обучение мастеров новым приемам и технологиям. В 1913 году Главное управление землеустройства и земледелия организовало инструкторскую школу по токарно-посудному и мебельному промыслам в городе Семенове. Нижегородское губернское земство также внесло свой вклад в совершенствование искусства народных мастеров и завело особую должность художника. А в 1916 году по инициативе и на средства Нижегородского городского головы Д.В. Сироткина в городе Семенове открылась Школа художественной обработки дерева во главе с художником Г.П. Матвеевым. После Великой октябрьской социалистической революции школа не только была сохранена, но и нашла значительную поддержку новой Советской власти. Выпускники школы внесли в роспись новые элементы, школа объединила разрозненных кустарей, оживила промысел и нацелила выпуск изделий для продажи на иностранных рынках.

АО «Хохломская роспись» 100 лет деятельности

Развитие Семеновской школы обработки дерева шло очень активно. В 1924 году школа преобразуется в объединение «Кустарь-художник»; в 1931 году оно преобразовывается в артель «Экспорт». В 1934 году в Семенове основан музей кустарно-художественных изделий. В годы Великой Отечественной войны многие мастера артели ушли на фронт и погибли, а предприятие работало на нужды фронта, изготавливало лыжи, ящики для боеприпасов и ложки для солдат. Ежедневно изготавливалось более 10 тысяч ложек для фронта. Героический трудовой подвиг в тылу вынесли хрупкие женские плечи. Именно женщины заменили не вернувшихся с фронта художников-мужчин, и с тех пор они стали играть в коллективе фабрики главную роль.

В 1950 году у мастеров «Хохломской росписи» (так стала называться артель) формируется новый почерк, появляется тенденция к усложненности росписи, нарядности. В 1960 году артель перерождается в крупную фабрику «Хохломская роспись», происходит техническое переоснащение, вводятся в действие новые цеха. В 1964 году на базе предприятия создается творческая лаборатория, которую возглавила художник Е. Н. Доспалова. Разрабатываются новые формы изделий и виды письма, адаптированные к быту горожан. Многочисленные всемирные выставки в Монреале (1967г.), Осаке (1970г.), Париже, на ВДНХ приносили в копилку фабрики награды и дипломы и делали ее всемирно-известной. В 1992 году предприятие открывает подразделение по производству матрешки, 1993 году — мастерскую миниатюрной росписи, в 2004 году – участок живописи. В 2014 году городу Семенову присваивается статус столица Золотой хохломы. С этого же года начинается Международное фестивальное движение «Золотая хохлома». В 2015 году запускается новое направление производства модных аксессуаров с элементами хохломской росписи.


Туризм — Мастер-классы

Мастер – классы от АО «Хохломская роспись» — это оригинальный экспресс – метод обучения приемам традиционной росписи.
Устав от повседневной работы и суеты, иногда так хочется окунуться в творчество, отойти от обычного к художественному, что-то сделать своими руками, вспомнить теплые минуты детских поделок…

Но не только! У нас Вы получите не просто урок росписи, мы предоставим Вам возможность узнать историю росписи, сведения о применяемых материалах, о том, как их правильно применять. Наши уроки – авторские. Преподавание осуществляют действующие художники фабрики, готовые поделиться своими секретами мастерства.

Предки наших мастеров заложили в культуру нашей Родины удивительные традиции и умения, а тяга к прекрасному должна с малолетства закладываться в каждом из нас, поэтому мастер-класс для детей и подростков – это особая ответственность, которую на себя берут наши наставники. Позитивные, отзывы и радостные лица маленьких гостей уверяют нас в интересе к творчеству и своим истокам.

Приобретенный в ходе мастер-классов опыт каждый сможет применить, своим близким сделав уникальные подарки, собственноручно изготовив эксклюзивные сувениры.

Мы проводим следующие мастер-классы:

  • роспись в технике хохломы;
  • роспись Семеновской матрешки;
  • роспись деревянных магнитов к различным праздничным датам;
  • роспись в технике Городецкой росписи, технике Гжель (по предварительному заказу).
Туризм

Кроме того, ведущие наставники предприятия проводят выездные открытые уроки в детских образовательных учреждениях по истории возникновения, географии и значимости в национальной культуре народных художественных промыслов.

Туризм

Проведение массовых мастер-классов от художников «Золотой хохломы» могут стать значимыми украшениями любого масштабного мероприятия самого высокого уровня. Опыт подобных мероприятий наработан на Олимпийских играх в Сочи, Летней универсиаде в Казани, новогодних мероприятиях в Москве («Путешествие в Рождество», «ГУМ – каток»).

Путин

Хохлома — Википедия

Хохломская роспись шкатулки Марка СССР, 1979 г.

Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома (с XVIII века по 1929 г. в составе Ковернинской волости Макарьевского уезда Костромской губернии, с 1929 г. по 1936 г. — Ковернинского района Нижегородской области РСФСР и Нижегородского (Горьковского) края и с 1936 г. по 1990 г. Горьковской области, ныне в составе Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области)[1]. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону[2].

Хохломская роспись на разделочной доске.

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

  • Изделия с Ковернинской хохломской росписью

  • Набор изделий с хохломской росписью

  • Ларец, расписанный под Хохлому

Карта Костромской губернии

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи[источник не указан 832 дня] Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия[источник не указан 832 дня], оттуда и пошло название росписи[3][неавторитетный источник?].

Так как ближайшей железнодорожной станцией от Ковернино была станция Семёнов, то этот вид росписи в начале 20-го века приобрёл там значительное развитие[источник не указан 832 дня]. Тем не менее, родиной хохломы считается Ковернино[источник не указан 832 дня], что отражено в утверждённом гербе района.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывалось старообрядцам. Ещё в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало старообрядцев, то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды ещё в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества[4]. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» (будущий город Семёнов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла[4].

Хохломская роспись в декоре велосипеда

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, сёла Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сёл вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно сёла Хохлома и Скоробогатово стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: гружённые «щепным» товаром, суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

После распада СССР хохломская роспись пережила трудные времена — сокращение число мастеров. Если в советский период промыслом было занято 2,5 тыс. человек, то к 2008 году — 1,5 тыс., а в 2017 году лишь 650 мастеров[5]. Из этих цифр видно, что менее, чем за 10 лет (с 2008 по 2017 годы) количество мастеров хохломской росписи уменьшилось более, чем в два раза.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись»[6] и «Семёновская роспись», и деревня Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник»[7], объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. «Хохломский художник» активно продвигает свою продукцию[8]. В Сёмино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).

В Семёнове школу хохломской росписи основал Г. П. Матвеев.

Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши и ложки, поставцы и чашки — основа для росписи, называются «бельё».

Изготовление «белья»

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой. После грунтовки изделие 7—8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3—4 раза. Последний слой сушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и чёрным цветом и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остаётся золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода

Расписанные изделия 4—5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3—4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

  1. ↑ Хохлома, Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978 гг.
  2. ↑ Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 1472. — 1600 с.
  3. ↑ Название же деревни связано, очевидно, с бродом, у которого она стоит (фин. kahlaamo «брод»).
  4. 1 2 Емельянова Т. Рождение Хохломы, журнал «Народное творчество», № 1, 1992, стр. 19-20.
  5. ↑ Огонек. — 2017. — № 26 (5472). — С. 15.
  6. ↑ Фабрика «Хохломская роспись»
  7. ↑ Доклад народного художника России Н. А. Гущина, директора Музейно-выставочного центра «Отчина»
  8. ↑ «Золото Хохломы». Выставка Хохломы в Мытищинской галерее (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 февраля 2018. Архивировано 13 февраля 2018 года.
  • Хохломские художественные изделия // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1960. — Т. IX. — Стб. 313—318

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *