Выделение уточнения: Парные запятые и тире при уточнении – Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

Содержание

«Хитрые» члены предложения (об уточнении, присоединении и пояснении)

«Хитрые» члены предложения (об уточнении, присоединении и пояснении)

Одно из самых сложных, на наш взгляд, правил в русском языке – знаки препинания при уточняющих, присоединительных и пояснительных членах предложения — несколько незаслуженно обходится в учебных пособиях. В самом деле, полезнее объяснить правило на правописание «не» с частями речи или сложного предложения с несколькими придаточными. Правило же об употреблении знаков препинания при уточняющих членах предложения вытеснено как бы на периферию русского языка. Остается только гадать, почему ежегодно на вопрос, адресованный абитуриенту: «Почему здесь стоит запятая?», экзаменаторы слышат: «Это уточнение». Причем данный ответ абитуриенты «подгоняют» и под обособленные определения, и под обстоятельства, и, чаще всего, под приложения. Что касается самостоятельных письменных работ школьников, то там особым успехом пользуется выделение «уточняющего» члена любого уровня – от однородного подлежащего и дополнения до обстоятельств и «слов, похожих на вводные». При разборе таких работ постоянно слышишь объяснения: «Это уточняющий член». Корень ошибок заключается в нетвердом понимании сути уточнения, да еще в построении наших пособий, изобилующих примерами из художественной литературы, но не обучающих реальному русскому языку.

Итак, в первую очередь надо определить, что такое уточнение, чем отличается уточнение от присоединения и пояснения, какие члены предложения могут оказаться в функции уточняющих, присоединительных и пояснительных.

«Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому», — определяет «Справочник по пунктуации» под редакцией Д. Э. Розенталя (Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации. – М. АСТ, 1997, с. 79). (В другом пособии известного автора (Розенталь Д.Э. Русский язык. – Ульяновск, Москва, 1997, с.239) уточняющие члены – это слова, «уточняющие смысл слов»). Но, кроме этого определения, в тексте указанного выше пособия мы встречаем и однородные члены, которые «носят характер уточнения», и «уточняющие замечания» в группе однородных членов, и добавочное «уточняющее значение» обособленных определений; приложения, которые поясняют или уточняют нарицательные существительные; обороты со значением уточнения или присоединения. Само понятие «уточнения», «уточняющего члена» размывается. Изучающий пособие школьник либо выбрасывает из памяти кучу «ненужных примечаний», либо распространяет понятие «уточнения» на любое употребление двойной запятой (ведь в каждом случае обособленных членов он читает про добавочные уточняющие оттенки смысла). Кажется, зачем учить несколько страниц про обособление определений, если есть волшебное слово «уточнение»?

Другая проблема – примеры, которые приводят авторы пособий. Часто увидеть разницу в «уточняющем» и просто обособленном члене практически невозможно Сравните: В небе, густо-синем, таяла серебряная луна. И минут через пять лил сильный дождь, обложной. Это примеры из разных разделов правила на обособление одиночного определения. Обособление в первом случае объясняется так: «несет на себе значительную смысловую нагрузку и может быть приравнено к придаточной части сложноподчиненного предложения»(Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М. АСТ, 1997, с.49), а во втором случае – как имеющего уточняющий смысл. Еще пример: Затем Дашу удивила «доморощенность» всего этого, так нашумевшего, дерзновения. Даша ждала всего, но только не этой покорно склоненной головы. Во втором примере уточняющего смысла нет, в первом, с точки зрения автора, он был. Как же различить? Не знаю, как у вас, но, по-моему, у большинства старшеклассников должно сформулироваться такое правило: «Любой член предложения, который я как пишущий хочу выделить, может быть обособлен, а объяснить это можно либо как особенную смысловую нагрузку, либо как его уточнение». Другой вариант правила, может быть, более опасный для школьника: «В каждом правиле на необособление есть специальное исключение – уточняющий смысл требует обособления, поэтому я на всякий случай буду обособлять – вдруг пропущу этот уточняющий смысл».

Вторая придуманная нами формулировка начинает срабатывать при выполнении заданий из пособий. Например, даны несколько предложений, в которых необходимо расставить знаки или указать те, где знаков нет.Сравните: «Года через два, в начале сентября, мне пришлось снова побывать в этих местах. Однажды весной я слышал в аромате почек благоухающую беседу березы с черемухой. На другой день рано поутру я отправился к Косову. К утру, еще затемно, они должны быть на месте» (Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. 2 часть. – М. Айрис, 1998, упр. 89-91). Школьники должны решить, где бы знаки поставить, а где нет. Правда, в упомянутом выше справочнике Розенталя указано, что решать, утоняющий член или нет, — воля автора. Но поставьте себя на место тех проверяющих свои знания, которые не угадали волю автора в предложенных им фразах из произведений классиков. А угадают ли они впоследствии волю экзаменатора? Вот и начинают школьники обособлять что ни попадя и объяснять это уточняющим характером второстепенного члена или оборота.

Как результат мы имеем следующие крайне распространенные ошибки в сочинениях и изложениях:

*Эти, сделанные Белинским, наблюдения актуальны и в наши дни.

*В своем кабинете, в Петербурге, Онегин держит разные, ненужные ему, предметы.

*В кабинете Манилова лежала пыльная, заложенная на 14 странице, книга.

*Один раз, на охоте, ему удалось подстрелить матерого волка.

В практике преподавания русского языка на подготовительных курсах и подготовительном отделении МГУ автор приводила слушателям подобные примеры как верные и предлагала объяснить смысл обособления. Абитуриенты легко находили объяснения, абсурдность которых не требует комментария: так как сделаны Белинским; именно в том, который в Петербурге; именно те, которые ему не нужны; пыльная, потому что заложена, то есть не читается; что произошло на охоте (трудно себе представить, что убить волка можно во время бала!). Но к поиску подобных объяснений приводит ребят необходимость объяснять волю авторов, а не самим расставлять запятые.

Думается, что настало время точнее определить правило обособления уточняющих членов, не прибегая при этом к реформированию правил правописания.

1. Уточняющим будет считаться такой член предложения, который, находясь после своего синтаксического аналога, будет сужать передаваемое понятие или ограничивать его в каком-то отношении. Иными словами, уточняющее обстоятельство времени должно идти после обстоятельства времени, определение – после определения, но смысл второго должен быть уже и конкретнее первого. В роли уточняющих членов выступают обстоятельства места, времени, образа действия, определения и приложения.

2. Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь. В этом случае идущее далее обстоятельство времени обособляется, так как конкретизирует время действия – Тогда, в детстве, даже мороженое казалось слаще. На другой день, 15 марта, была назначена итоговая контрольная работа.

Второе обстоятельство времени может ограничивать время первого, давать ему более точные и узкие границы. Сравните: Прием посетителей по вторникам и пятницам с 11 до 18. – в данном случае оба временных обстоятельства указывают на широкое время совершения действия.В пятницу, с 11 до 11.30, будет происходить раздача талонов на бесплатные обеды. – время ограничено очень узко, что отмечено и интонацией предложения, и пунктуационно. Сразу отметим, что и в первом предложении мы имеем возможность указать на сужение границ времени – прием происходит только по пятницам, с 11 до 18. Предложения, в которых второе обстоятельство обособлено, требуют более внимательного отношения к точному времени, а не только к общему времени предложения. Каждое утро с 7 до 10 я посещаю тренажерный зал. – в данной фразе нет уточнения по отношению к точному времени, оно обычно, именно такое время для большинства людей ассоциируется с понятием «утро». Ранним утром, в начале шестого, Маша бегает вокруг своего дома. Понятие «раннее утро» достаточно расплывчато – для кого-то это шесть часов, для кого-то восемь, поэтому его надо уточнить. В самый час пик, в три часа дня, я намертво застряла на Тверской. – к сожалению, реальность нашей жизни такова, что, произнося «час пик», мы уточняем его время. В больших городах он иногда растягивается на сутки.

Обстоятельство времени может точнее описывать время совершения действия, давая ему более подробную и даже образную характеристику: Я впервые приехала в Париж весной, в солнечный и теплый день. Зимой, в холодный и промозглый вечер, мне пришлось как-то час добираться до дома пешком.

Обособление обстоятельств времени в других случаях зависит от воли автора и от смысла, который мы хотим дать всему предложению: Осенью, в грозу, ходить по этому мосту опасно. Истолковать фразу можно приблизительно так: во время гроз ходить по мосту опасно, а самые сильные и продолжительные грозы бывают именно осенью. Записывая чужой текст, можно услышать интонационное выделение уточняющего члена. Автор не рекомендует школьникам создавать предложения, где уточняющий смысл требует столь долгого толкования, и по мере возможности перефразировать его («во время осенних гроз…»).

3. Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределенно: там, оттуда, везде. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими – Там, в Москве, Татьяна нашла свою судьбу. Сверху, со смотровой площадки, город кажется нарисованным.

Часто уточняющим обстоятельством места будет точное название местности по отношению к более широкому району – Я жил тогда в Испании, в Барселоне. Они каждое лету отдыхают в Европе, в Австрии. Он получил квартиру на юге Москвы, в Тропарево.

Большинство обстоятельств места обособляются либо нет в зависимости от субъективных, экстралингвистических факторов:Во дворе, между песочницей и качелями, расположилась клумба. – По наличию уточняющего члена мы точно знаем картину двора. Впереди на дороге располагался блокпост. – говорящий тоже находится на дороге.

4. Обстоятельства образа действия уточняются, так как несут дополнительную информацию об образе совершения действия, причем эта информация имеет более конкретный характер – Она одевалась уныло, по-старушечьи. Только так, в тишине, она могла работать.

5. Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чем уточняемое определение (согласованное), которое выражает признак в его общем виде. Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст –Она была в светлой, бледно-голубой, юбке. В комнату вошла молодая, лет восемнадцати, девушка.

Почти во всех пособиях приводятся примеры на уточняющие определения при местоимениях тот, этот, такой. Между тем в тексте правил на обособления определений отмечено, что определительный оборот после этих слов тесно примыкает к ним по смыслу и не должен быть обособлен (см., например, Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. С. 47). И хотя авторы пособий всегда указывают на возможность обособления при уточняющем характере определения, нам кажется, что при обучении практической грамоте можно было бы отказаться от разбора таких примеров. Путаясь в обнаружении уточняющего или неуточняющего смысла, школьник делает больше ошибок, чем могло бы появиться, выучи он только одно правило. Примеры на обособление определений при указательных местоимениях встречаются преимущественно в художественной литературе, целиком зависят от воли автора, и применение подобных случаев при написании сочинений и изложений самими школьниками маловероятно. В диктантах же, по уже сложившейся практике, обособление уточняющего определения при названных местоимениях может быть рассмотрено как факультативный знак, необособление, на наш взгляд, предпочтительнее.

6. Формальными средствами выделить уточняющий член предложения оказываются слова вернее, точнее, скорее, иначе (когда к ним можно добавить «говоря»), более того. Эти слова обособляются сами, стоящий после них уточняющий член не выделяется запятыми. Таким образом эти слова оказываются вводными, что, собственно, и отражено пособиями. На наш взгляд, дублирование их в правиле на уточняющие члены приводит к появлению ошибок, когда школьник начинает обособлять указанные выше слова вместе со стоящими после них членами предложения:

Его честность, точнее, его правдивость не давала ему возможность хитрить. Я сразу же понял, вернее, почувствовал свою причастность к происходящему.

Слово скорее не обособляется в значениях «лучше сказать», «лучше», «охотнее» — Его не обрадовал, а скорее удивил её комментарий. Она скорее согласилась бы уволиться, но не выполнить абсурдное требование начальницы.

Приведем в качестве примера текст, на котором можно рассмотреть разные случаи обособления уточняющих членов:

Обычно учреждения работают в предпраздничные дни с 10.00 до 15.00. Никто, точнее, большинство из людей предпочел бы в такие дни не работать вовсе, ведь надо навести порядок в доме, приготовить праздничный обед, более того, привести себя в порядок. В главном офисе компании «Весь мир» 31 декабря дежурила молоденькая незамужняя секретарша, (запятая факультативна, учитывая конец предложения, можно воспользоваться тире или обойтись без знака препинания) Лидочка Сергеева. Она должна была отправить подтверждения на приезд групп наших туристов в теплые страны, Испанию и Грецию, для встречи праздника под горячими лучами солнышка. Там, на курорте, встреча Нового года должна была стать для кого-то особенным, незабываемым (может быть как однородным членом предложения, так и уточняющим) праздником. Лидочка побывала в Испании весной, в мае, и сейчас, в разгар холодной зимы, с удовольствием вспоминала эту поездку. Сегодня девушка отправляла факсы без привычной зависти, с жалостью. Уже неделю, с 23 декабря, новостные программы сообщали о невиданном похолодании в Европе, особенно в Афинах и в Барселоне. Отсюда, из замерзшей Москвы, их минус один кажется смешным, но им, беднягам, (обособленно приложение при личном местоимении) наверное, грустно.

Хлопнула дверь и в комнату вошла подруга Лиды, Катя Петрова, девушка лет двадцати пяти. По случаю праздника она была в нарядном, светло-голубом, платье. Обычно она одевалась по-деловому, блекло и серо. С порога Катя начала шумно, громко и визгливо, рассказывать что-то смешное про коллег по работе. Лида нахмурилась: она могла работать только в тишине, спокойно и не отвлекаясь, и не любила участвовать в этих глупых и бессмысленных (в данном случае возможно обособление определений после «этих» в качестве авторского знака, правила это позволяют) разговорах. Поэтому Лидочка прервала свою подругу и перевела разговор на проблемы Европы, вернее, её южных стран.

Через полчаса, примерно в полдень, Лида с помощью Катюши закончила отправлять факсы и присоединилась к шумной, молодой и веселой, толпе своих сослуживцев. Работа на сегодня подошла к концу и сотрудники туристической фирмы приступили к совместному празднованию радостного, веселого и всеми любимого праздника.

Приведенный текст показывает некоторые типичные случаи употребления в речи уточняющих членов предложения. Но не менее важной будет работа по анализу собственных ошибок пишущих. Склонность одних к излишнему выделению обстоятельств времени, других – образа действия, неразличение группы однородных членов и уточняющего и уточняемого члена должно быть предметом внимания преподавателей, учителей школ и преподавателей разных подготовительных курсов. Работа над такими ошибками должна строиться по пути создания индивидуальных заданий, а не текстов из художественной литературы, в которых школьник ставится перед необходимостью не просто применить правило пунктуации, но и «угадать» индивидуальную волю автора.

Теперь перейдем к рассмотрению правил на выделение пояснительных членов предложения. Пояснение – это обозначение одного и того же понятия разными словами. Пояснительным может быть практически любой член предложения и даже целое предложение. Для введения пояснительного члена используются сочинительные пояснительные союзы а именно, именно, то есть, или (=то есть). Если эти союзы не употреблены в предложении, они могут быть вставлены. Пояснительный член выделяется запятой, но может быть выделен тире, особенно если стоит в конце предложения.

Основное правило: пояснительный член предложения выделяется запятыми с двух сторон вместе с пояснительным союзом. Сам пояснительный член от союза не отделяется. – На следующей неделе, то есть с седьмого по тринадцатое марта, я буду занят подготовкой к конференции. Его новая квартира, а именно двухуровневые 150- метровые апартаменты, были предметом зависти всех знакомых. Между пояснительным союзом и собственно пояснительным членом могут оказаться вводные слова и вводные конструкции – Его кузина, или, если быть точным, троюродная сестра, является президентом крупной фирмы по торговле недвижимостью.

Пояснительный смысл часто имеет приложение. Во-первых, это может быть собственное имя при нарицательным существительном, если перед именем без изменения смысла можно вставить а именно, то есть, а зовут его –Его младшая дочь, Лариса, отличалась от сверстников своим тихим и спокойным характером. В этом случае пунктуация часто зависит от передаваемого смысла. К примеру, в приведенном примере допустимо предположение, что слушающий/ читающий впервые получает информацию о чьей-то дочери или нетвердо помнит её имя. Или –Она уехала в гости к сестре Ларисе. – можно предположить, что у нее несколько сестер и говорящему важно указать на выбор одной. В случае, если сестра одна, мы уточним её имя и поставим запятую. Во-вторых, уточняющими приложения становятся в случаях, когда более точно называют участников речи или предметы речи, а определяемое слово носит более общий характер – Оба, отец и сын, увлекались рыбалкой.

В предложении может быть пояснительный член, введенный без пояснительного союза (его можно вставить без изменения смысла). Пунктуация в этом случае остается та же. –Для этой комнаты другие, светлые и в мелкую полосочку, обои подошли бы больше этих, красных и в цветочки.

Если пояснительный член вводится без использования союза, при этом стоит в конце предложения, может быть использовано тире –Ему хотелось одного – поесть. У него была единственная мечта – увидеть еще хоть раз свой родной город. На выполнение заказа он потратил больше времени, чем ему выделили заказчики, — три месяца.

Если пояснительным оказывается целое предложения, а перед ним стоит союз «а именно», то после союза может быть употреблено двоеточие –При выполнении домашнего задания следует учитывать одно обстоятельство, а именно: оформить работу следует строго в соответствии с экзаменационными требованиями.

Возможные трудности с пунктуацией при пояснительных членах связаны со следующим:

При использовании союза «или» следует различать случаи его употребления как пояснительного союза (в значении «то есть») и как разделительного (=»либо»). – Присоединение префикса, или приставки, не влияет на изменение частиречной принадлежности слова. – здесь «или» употреблено в значении «то есть», вводит пояснительный член и обособляется вместе с ним. Присоединение суффикса или суффикса вместе с приставкой часто изменяет принадлежность слова к части речи. – здесь «или» употреблен в разделительном значении. Сравни также: Карманное издание книги, или pocket book, пользуется повышенным спросом из-за относительно низкой цены. Издатели еще не решили, издать им карманный или обычный формат книги.

Пояснительные определения отделяются от определяемого слова, но после них запятая не ставится (то есть они не обособляются) –В поэме «Мертвые души» показаны негативные, страшные и уродливые стороны российской действительности. Воспоминания о прежней, разбитой машине больше не тревожили его.

Задание. Расставьте знаки препинания, используя изложенные выше правила.

Мы то есть дети 70-х годов привыкли считать джинсовую одежду роскошью.

Четвертая последняя часть романа «Война и мир» оказывается непрочитанной почти всеми школьниками.

Нектарины или гибрид персика и абрикоса – это искусственно выведенный фрукт.

На столе всегда лежали нектарины или персики, потому что это были любимые фрукты Кати.

Его дом считался элитным а именно на первом этаже располагался бассейн и тренажерный зал, во дворе располагалась охраняемая стоянка только для жителей и гостей, в каждой квартире был зимний сад.

У него с детства а именно с 11 лет была единственная мечта стать великим хоккеистом, а потом олимпийским чемпионом.

Его дачный участок десять соток, крохотный домик и построенная им самостоятельно банька были местом ежегодного сбора всех друзей.

Фигурное катание на лыжах или фристайл один из самых сложных, но вместе с тем и очень красивых видов спорта.

В этом году объявлен набор в группы желающих изучать корейский или тайский язык, а также персидский или фарси.

То ли он решил, что она не придет решила больше не встречаться с ним, то ли просто обиделся, но Иван ушел с места встречи, не дождавшись девушки.

Присоединительными членами предложения считаются те члены, которые содержат дополнительные разъяснения или замечания. Они вводятся в середину или в конец предложения и выделяются запятыми, хотя может быть использовано тире. Обычно присоединительный член вводится словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, притом, причем, и (=и притом), да и, да и вообще, да и только, в том числе…

Основное правило: присоединительный член и присоединительное предложение выделяются запятыми вместе с вводящим этот присоединительный оборот словом. – Все, особенно студентки первого курса, ходили на его лекции, чтобы посмотреть на первого красавца факультета. Он всегда читал, даже испортил зрение, но совершенно не мог рассказать, о чем он прочитал. Одноклассники посмеивались над ним, и поделом. Квартира у него была маленькая, и притом очень обшарпанная и в непрестижном районе, так что он стеснялся приглашать туда знакомых.

Для того, чтобы обособить присоединительный член (выделить его с двух сторон), часто приходится рассматривать всю структуру предложения. Мы обособляем присоединительный член, если его изъятие не нарушает общей структуры предложения, и не обособляем, если при изъятии присоединительного члена нарушается структура всего предложения – В этом романе, да и в предыдущем, писателю удалось создать удивительно точный образ нашего современника. – в этом примере изъятие присоединительного члена не нарушит структуры предложения.В этом, да и в двух предыдущих романах главной героиней стала майор милиции Петрова. – при изъятии присоединительного члена структура нарушается – «в этом…романах».

В роли присоединительного члена может выступить целое предложение:Я не любил ходить в школу, да и никто из моих друзей не горит желанием учиться.

Кстати, к союзу «да и» следует относиться очень внимательно. Он может выступать не только в присоединительном значении, но и как соединительный (= «и») – Он пошел в лес да и заблудился. – в этом случае перед союзом запятая не ставится. «Да и» может находиться в составе конструкции «взял да и сделал», которая представляет собой единое сказуемое, поэтому внутри конструкции запятая не стоит – Поспорив с друзьями, Вася взял да и съел поганку. Устойчивым сочетанием, внутри которого не ставится запятая, оказывается конструкция «нет-нет да и» -Павел нет-нет да и вспоминал о своей спокойной жизни дома.

Задание. Расставьте пропущенные знаки, используя изложенное правило:
Все мои одноклассники особенно Катя болеют за меня.

Я не хотел ее видеть да и незачем нам больше встречаться.

У тебя большой опыт работы с детьми причем именно с малышами поэтому мы рекомендовали тебя.

В моей да и в двух соседних квартирах после капитального ремонта нашего дома обвалилась с потолка штукатурка.

Наиболее опытные из спортсменов в том числе и ветераны вызвались помочь в организации детского спортивного лагеря.

Я упал и так больно что заплакал.

За неделю моего отсутствия пол подоконники да и вообще все свободные поверхности в комнате покрылись пылью.

В моем дворе да и в соседнем хулиганы сломали все скамеечки.

Наши спортсмены главным образом лыжники будут нашей надеждой на предстоящей Олимпиаде.

Я от скуки взял да и пошел на конкурс но неожиданно выиграл.

Задание 2.

В предлагаемом тексте встречаются обособленные члены предложения, вводные слова, уточняющие, присоединительные и пояснительные члены. Расставьте пропущенные знаки и объясните их.

На большой расчищенной от деревьев поляне построили заяц и лиса в начале зимы долгой и холодной особенно для лесных зверушек два домика. Все конечно удивились такому странному соседству но заяц и лиса встречаясь друг с другом ежедневно в результате даже подружились точнее научились не ссориться. Безусловно лиса была бы не против поужинать зайчиком поселившимся неподалеку но до поры до времени пыталась сдержать хищный инстинкт. По утрам с семи до девяти соседи занимались расчисткой территории вокруг домиков убирая наваливший за ночь снег после чего заяц перекусывал хрустящей запасенной еще с осени морковкой а лисичка вероятно нанюхавшись приятного запаха молодой зайчатинки бежала воровать кроликов в деревне расположенной в миле или в полутора километрах от лесной опушки. Там в деревне лисичке иногда удавалось несмотря на все предпринятые хозяйками предосторожности прихватить на обед курочку. Лисичка успокаивалась лишь проглотив свою добычу и насытившись шла к соседу поболтать. Удовлетворенная едой она и не замечала что перед ней возможно ее завтрашний обед. Так за разговорами вечер пролетал незаметно и лисичке и зайцу двум заклятым лесным врагам удалось окончательно сдружиться.

Теперь закончив экспозицию следует перейти к характеристике главных героев истории то есть зайца и лисы. Заяц был зверем серьезным и положительным. Свою избу он построил из досок главным образом сосновых полученных от бобров за помощь оказанную на лесозаготовках. Крепкая и прочная избушка должна была простоять не один год а кроме того начиная с весны заяц собирался приступить к ее расширению. Вынашивая планы о женитьбе заяц не мог не понимать необходимости иметь теплый и в особенности в холодное время года дом. Поэтому он не покладая рук работал всю зиму отвлекаясь только на обед и на ежевечерние разговоры с лисой. Кстати разговаривая с лисой заяц думал о том времени когда маленькие и пушистые будут бегать по полянке зайчатки и надеялся что отношения с соседкой дружеские и теплые помогут ему уберечь своих причем еще не рожденных детишек.

Теперь поговорим о соседке то есть о лисичке. Рыжая хитрюга как называли ее знакомые она строила свои отношения с соседом на совершенно других основаниях. Дело в том что решив сэкономить на стройматериалах лисица выстроила свой домишко из самого непрочного материала то есть из льда. Звери посмеивались над хотя и хитрой но все же глупой лисой и справедливо. Все сразу в один голос заговорили о предстоящем глобальном потеплении климата и начали принимать ставки большей частью «на зайчиков» когда домик начнет таять. Но не понимая причин хихиканья лесных обитателей лисица твердила только одно а именно: «У зайца избушка темная а у меня лисички светлая». Хотя сейчас в начале марта даже глуповатой лисичке стало ясно что надо дружить с соседом. Поэтому лиса стала использовать каждый вечер свободный от своих личных дел и встреч с подружками-лисичками для налаживания добрых почти семейных отношений с зайцем.

Успокоенный мнимой дружелюбностью соседки заяц невозмутимо жил до прихода настоящей весны. За одну такую короткую неделю снег растаял а вместе с ним пришел неминуемый да еще и прогнозируемый конец выстроенному из светлого под мрамор льда домику лисы. Она жестокая не стала ничего особенного предпринимать и проситься притом бессмысленно в дома своих даже ближайших подруг. Просто зайдя в один вечеров поболтать с соседом лисичка не стала рассказывать о своих большей частью надуманных проблемах не стала спрашивать о планах на жизнь зайца романтических и сентиментальных а просто вкусно поужинала заодно приватизировав удобный построенный с расчетом на большую семью домик несчастной жертвы своих хищных замыслов.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Конспект «Знаки препинания при уточняющих членах предложения»



Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями. В настоящем конспекте рассматривается тема «Знаки препинания при уточняющих членах предложения«. Для изучения остальных тем раздела «Знаки препинания в простом осложнённом предложении» необходимо перейти по ссылке.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Основные правила:

1. Обособляются и выделяются запятыми
ПравилоПримеры предложений с уточняющими членами предложения
а) уточняющие определения, обстоятельства времени, места и другие члены предложения (первое имеет общее значение, второе — более конкретное)Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.

Вверху, над вершинами дубов, где ровно синела глубина неба, собирались облака.

Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день.

б) пояснительные члены предложения со словами то есть, (а) именно, или (— то есть), иначе и т. п.Она была воспитана по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками… 

В то время, именно год назад, я ещё сотрудничал по журналам.

По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по местному, торосъя.

в) присоединительные члены предложения со словами и (= и притом), и то, да и, даже, особенно, в особенности, (и) в частности, в том числе, главным образом, например, причём и т. п.Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами, так что сбиться было невозможно.

Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана, что он был четыре раза тяжело ранен.

Рассказы были крайне любопытны, даже с драматизмом, и производили сильное впечатление.

В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах.

Некоторые казаки, и Лукашка в том числе, встали и вытянулись.

 

2. Не обособляются
Уточняющие члены предложения со словами вернее, точнее, скорее. Эти слова имеют значение вводных и сами выделяются запятымиЯ исправлю, вернее, уточню материал статьи.

Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее, по следу, проложенному крестьянскими санями.

Голос или, скорее, шёпот был едва слышен.



3. Уточняющие члены предложения могут выделяться ТИРЕ.

 Ямкин сам был наставником и вовсе не в старом возрасте — сорока лет — на Дальнем Востоке. Мы выполнили обязанность гостей — рассказали городские новости — и заночевали у казака.



Схема. Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Таблица. Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Знаки препинания при уточняющих членах предложения


Конспект урока «Знаки препинания при уточняющих членах предложения».

Следующая тема: «Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)».

Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

В данной главе:

Обособление уточняющих и поясняющих членов предложения — это интонационное выделение их в устной и пунктуационное — в письменной речи.

 

 

§1. Уточнение

Обособление запятыми

Уточняющие члены предложения обособляются запятыми в следующих случаях:

1) уточнение относится к уточняемому слову, стоит после него и отвечает на вопросы: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. подобные, например:

Внизу, на самом дне ущелья, шумел ручей.

(уточняемое слово передаёт информацию более общего характера, а уточняющее — более конкретного)

2) уточнение вводится словами и, и притом, и то, да и, даже, особенно, в особенности, и в частности, в том числе, главным образом, например, причем и т.п.

Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.

Обособление другими знаками препинания

Уточнение может также выделяться тире либо скобками, например:

По шкале твёрдости из 50 европейских и экзотических пород древесины липа стоит на первом месте (самая мягкая).

 

§2. Пояснение

Пояснение обособляется:

1) пояснение вводится союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), например:

Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.

(пояснение не добавляет новых фрагментов информации, а поясняет, делает более понятным то, что уже сказано)

Пояснение не обособляется:

1) если вводятся словами вернее, точнее, скорее. Это вводные слова, к ним легко можно подставить слово говоря, и они выделяются запятыми.

Небольшой городок, точнее, поселок утопал в зелени.

 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Уточняющие члены предложения ℹ️ правила написания пояснительных и присоединительных членов предложения, примеры обособления обстоятельств, знаки препинания в тексте

Уточняющие пояснительные члены предложения

Важные особенности

Такие члены предложения используются для определения любой информации. Чаще всего они отвечают на тот же вопрос, что и конкретный текст, подлежащий уточнению. Термин, определяющий отдельные компоненты предложения, обычно применяется в широком смысле для обозначения поясняющих, объясняющих и соединяющих частей. Эти члены могут быть как первичными, так и вторичными по расстановке.

Уточняющий термин — это член, отвечающий на тот же вопрос, что и другая составная часть предложения, после которого он стоит. Он служит для объяснения и имеет способность быть кумулятивным.

Определённая часть предложения может что-нибудь уточнять и подчёркиваться, например, писаться это может так:

  • Меня поразил его интеллект, точнее, скорость реакции.
  • Внизу, в тени, протекает река.

Чаще всего условия пространства и времени настаивают на том, чтобы просить разъяснений, потому что они могут быть указаны довольно широко, с такими словами: там, впереди, сзади, везде, тогда, когда, в данный момент, это.

Эти совместные ссылки на время и место обычно необходимо засвидетельствовать и перенести из широкой концепции в более узкую.

Примеры обособленных уточняющих обстоятельств места в предложении:

  • Сейчас, после наводнения, это была большая река.
  • Нижний мох хрупкий, куст сероватый.
Примеры обособления обстоятельств на письме

Пояснительный однородный термин в русском языке — это часть, которая относится к тому, что является мнением, фактически объяснением. Уточнения рассматриваются для объединения союзом (то есть).

В этом случае довольно часто пояснительные (основные и дополнительные) части связаны с введением слов, но только в определённом количестве, например:

  • В частности, в имени лидера есть псевдоним.
  • Иногда, всё же, нет соединительных участков, но можно сделать их самостоятельно.

Компаньон считается именно членом предложения, содержащего вспомогательные объяснения или комментарии, сообщаемые по пути, как дополнение к содержанию основного выражения. Присоединяя к членам, как правило, добавляют слова, конструкции оборота: в том числе, в каком количестве, не считая таковых, и, да, вообще, только.

Пунктуация в предложениях

Разъяснение членов, относящихся к тому или иному тексту в предложении, сужает воплощённое в нём понятие или ограничивает его во всех отношениях. Члены уточняющего предложения, синонимы разделяются запятыми.

Примеры — знаки препинания при уточняющих членах предложения:

Правила их написания и пунктуации, примеры
  • Внизу, в зале, свет начал исчезать.
  • В роще, за плотиной, Крюк Горького.
  • И теперь серебряные пятна были далеко от горизонта, на лугах.
  • Восьмого июля, в пятницу, Елизаров прозвал костыль, а Алекс вернулся из Казани.
  • Голоса под лаймами теперь звучали тише, особенно, вечером.
  • Везде, вверху и внизу, поют жаворонки.
  • Наконец, где-то в середине дня, через реку, в тумане, как каждый раз, свет вспыхивал и гаснул.
  • Стог сена был неровным и, к сожалению, выглядел чёрным.

У уточняющих предложений с пояснением по содержанию есть возможность быть определением и вещью. Как правило, слова относятся к возрасту, цвету, объёму и т. д.

Обособленное уточняющее обстоятельство — примеры:

  • Через минуту они прошли мимо вялого стола, добрались до бездонного, связанного песка, и тихо сели в пыльной кабине.
  • На расстоянии нескольких миль тень падала с гор, в степь.
  • На днях, перед вихрем года, был какой-то важный посредственный случай для Ивана Матвеича.

Пояснительные члены, которые могут подчёркивать в большей степени и что-либо можно писать, получая обособленность. Они необязательно выделяются в тексте знаками:

  • Сергей Сергеевич подошёл к Андрею, мучительно похлопал его по щеке.
  • Там на горизонте, где в небе плавало облако, светился бледно-розовый световой след.

В уточняющих сравнительных определениях можно показать значение местоимений: это, что, такое. Например:

  • Люди, зная о Чичикове, были несколько озадачены, отчасти резким определением его знаний.
  • Голубые глаза и пепельно-светлые волосы однажды украсили этот, не совсем видимый, дефект.

Пояснительный характер членов предложения может зависеть и подкрепляться специальными словами: а точнее, по-разному (они имеют значение вводных слов). Они отличаются и сопровождаемы запятой:

  • Каждая ежегодная сессия Академии — это, конечно, прежде всего честный доклад учёных.
  • Отчёт о том, какие высоты или, вернее, глубины, был достигнут, при познании таблицы.

Объяснение смысла термина в предложении может быть демонстративным, как ситуационное совпадение, но прямые значения слов не показывают эту связь.

Уточняющие пояснительные и присоединительные члены предложения:

  • И вдруг, в конце месяца, мы заметили более высокую, влажную, высшую и обескураживающую фигуру в мантии, непростой старухи.
  • На этот раз, помимо того, что он был прикован к постели матери, Султанмурат ещё более остро осознавал опустошение жизни без создателя.
Присоединительные члены предложения в тексте

Временное значение композиции облегчает пространственное понятие словаря, с точки зрения событий. Эти члены, хотя и защищают свою ценность, не сильно требуют смыслового распределения.

Правила написания

Пояснительные предложения членов разделяются запятыми. Они могут стать ведущими частями и неосновными. Такими считаются второстепенные члены по отношению к первостепенным, объяснённые имена, которые выражают определённую теорию. Эти предложения, как правило, могут иметь ссылку на их объяснительный характер, т. е. специальные союзы.

Например:

  • Кто-то вышел из жилища, и затормозил на крыльце.
  • Это Александр Тимофеич, гость, приехавший из столицы.
  • Для Константина Левина деревня была пространством жизни, то есть веселья, страданий, работы.
  • В связи с этим для них обоих произошло одно довольно веское событие, и только Кити встретилась с Вронским.
  • От Невского проспекта дорога ведёт к бывшему Михайловскому замку, то есть к Русскому музею, по короткой и широкой улице.

Если есть текстовое предупреждение об уточнении, ставится тире. Это правило соблюдать обязательно:

  • Он всегда хотел быть добродушным — от всего сердца.
  • Не так давно — месяц назад, он занялся живописью.
  • Задача подразделения была одинаковой — добраться до леса к рассвету.
  • Байкал славен и свят для других — со своей удивительной, животворящей силой.
Варианты написания обособленных, уточняющих членов предложения

Однако правило с этими объяснениями используется не всегда, что можно рассматривать как вариант с более подробным уточнением:

  • Поставить муниципальное задание: защитить коммерческую дорогу до Бухары, Хивы.
  • Настроение портится, чтобы работать, но нужно сделать свою задачу.

Между пояснительными частями существует непротиворечивое определение с пояснительным значением. Они не отличаются по характеру, но отделяются от уточнений запятой:

  • Подснежники были особой, неотразимой страстью популярности.
  • Абсолютно другие звуки мегаполиса были слышны, снаружи и изнутри квартала.

Уточнение может появиться и в другой ситуации, когда первое определение считается безоговорочно определённым, оно выражается другими словами.

Уточняющие члены предложения

Если понимается термин «уточнение» в широком смысле, как интонационно-семантическое разделение слов в предложении, то при выделении можно иметь правильные части, что подразумевают особую синтаксическую ассоциацию, которая передаёт характер взаимодополняемости информации и передаётся существующим формам. Это члены предложения, приложенные в дополнение к тому, что на самом деле указано.

Итак, уточняющее предложение имеет свою функцию — слова установлены или показывают некоторую предыдущую долю предложения. Они обладают способностью выполнять ту же синтаксическую функцию. Уточнение играет важную роль, разъясняя, что на самом деле имеет место.

Кроме того, объяснение каждый раз считается более узким мнением. Чаще всего уточняющие члены потребуются с учётом событий пространства и времени и также могут быть указаны другие части, такие как определение. А также необходимо использовать местоимения с ориентировочным значением. В речи это предложение отличается тональностью, отделяется запятыми, другими знаками пунктуации, которые нужны для выделения характеристики.


2. Обособленные обстоятельства, обособленные уточняющие члены

Обособленные обстоятельства

Обстоятельства:

 обособляются, если выраженыпримеры
1.одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами

Месяц, /золотясь/, спускался к степи.

Старик улыбнулся,  /хитро прищурив левый глаз/

2.

существительными с производными предлогами

несмотря на, невзирая на

/Несмотря на сильную усталость/, заснуть я не мог.

/Невзирая на сильный ливень/, мы продолжили путь

 

Обрати внимание!

Не обособляются фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: сложа руки, затаив дыхание, не покладая рук и др.

Примечание

С целью усиления могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными с производными предлогами благодаря, согласно, по причине, с целью и др., если они распространены и стоят между подлежащим и сказуемым.

Пример:

сравни: «Благодаря сильным дождям природа ожила». — «Природа, /благодаря сильным дождям/, ожила».

Культура речи

При использовании деепричастного оборота необходимо помнить, что он указывает на действие того же лица, действие которого обозначено сказуемым. Поэтому предложение «Открыв окно, в комнату влетел воробей» построено неправильно, т. к. в нём предполагается действие двух субъектов: того, кто открыл окно, и воробья.

 

Исправить можно следующим образом: «Когда я открыл окно, в комнату влетел воробей», т. е. перестроить в сложноподчинённое предложение.

Обособленные уточняющие члены предложения

Уточняющий — член предложения, с помощью которого говорящий уточняет или поясняет какое-либо слово в предложении.

Пример:

«Утром (Когда именно?), /часов в семь/, пошёл сильный дождь».

Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми на письме.

Пример:

«В лесу ребята разложили костёр». — «В лесу (Где именно?), /на поляне/, ребята разложили костёр».

 ОбособляютсяПримеры
1.чаще всего обстоятельства времени и места, стоящие после главного слова

Внизу (Где именно?), /под обрывом/, синело море.

По утрам (Когда именно?), /до восхода солнца/, мы шли на озеро и встречали рассвет

2.другие обстоятельства, если у них более широкое значение, чем уточняющее

Он наивно (Как именно?), /по-детски,/ вытер пальцами глаза (Л. Толстой)

3.определения со значением цвета, возраста, размера и др.Катер шёл в чёрной (Какой именно?), /почти чернильного цвета/, темноте
4.дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, наряду с и др.Все засмеялись (Кроме кого?), /кроме Петра/

Источники:


Гаврилина М. «Русский язык: 8 класс. Практика». 2006. — 372 с.

понятие, таблица, употребление :: SYL.ru

Что такое обособленные члены предложения? Какие они бывают? Когда вообще члены предложения обособляются, а когда нет? В данной статье мы разберемся с тем, что такое обособленные члены предложения, на какие категории они подразделяются, а также с тем, какие существуют правила обособления.

Понятие об обособленных членах предложения

Итак, начнем, как положено в таких случаях, с определения. Обособленные члены предложения это такие второстепенные члены, которые выделяются интонацией и смыслом. Выделение делается, чтобы они приобрели “самостоятельность” в рамках всей фразы.

обособленные члены предложения

Как выделяются обособленные члены предложения?

Выделение при устном разговоре происходит при помощи интонации. Если же говорить о письме, то там дело обстоит несколько иначе. Для выделения обособленных членов предложения в тексте применяют запятые.

Сравнение обособленных членов с необособленными

Стоит отметить один простой факт: синтаксический вес обособленных членов значительно больше, чем у их противоположностей. Следовательно, возрастает и стилистическая выразительность. Нельзя не сказать и о логическом выделении.

Что можно обособить в русском языке?

Из всех членов предложения обособить можно только второстепенные. Главные члены в предложении никогда не обособлялись, и в ближайшем будущем такого не предвидится.

обособленные уточняющие члены предложения

Зачем нужно обособление?

Оно позволяет привлечь внимание к тому или иному информационному фрагменту. К тому же фрагмент можно представить более детально, прибегнув к обособлению. Как говорилось ранее, обособленные второстепенные члены предложения обладают большим весом и большей самостоятельностью. Сразу отметим, что обособления могут быть самыми разными. Это и дополнения, и обстоятельства, и определения. Дальше постараемся разобраться с каждой из этих категорий, привести конкретные примеры для каждой группы.

Обособление уточнений

Прежде всего разберемся с тем, что такое обособленные уточняющие члены предложения и зачем они нужны. Как понятно из названия, такие второстепенные члены предложения служат для конкретизации, уточнения. Они неразрывно связаны синтаксической функцией с тем или иным членом предложения, смысл которого они, по сути, и поясняют.

тест обособленные члены предложения

Когда обособляются уточняющие члены предложения?

1. Обособленные уточняющие члены предложения могут быть выражены определением. Пример: “Вокруг было темно, даже очень темно, я бы сказал. Настолько, что, казалось, кто-то в этом мире просто выключил весь свет”. В данном случае оборот “даже очень темно” имеет уточняющее значение и с двух сторон выделяется запятыми.

Стоит отметить, что определения с уточняющим значением могут при письме выделяться при помощи тире. Пример: “В доме было очень много вещей – как его личных, так и принадлежавших явно не ему”.

2. Обособляются обстоятельства, имеющие соответствующее значение. Они могут быть выражены существительными с предлогами, а также наречиями. Например:

  • “Прошла всего секунда – и где-то близко прогремел взрыв, прямо за его спиной”.
  • “Когда-то и здесь, в тихой, мало кому знакомой деревне, протекала жизнь”. Третий пример: “Это случилось совсем недавно, буквально пару дней назад”.

Пояснение: в первом и втором примере уточнение носит характер места. В третьем – характер времени. Частенько обособление уточнений зависит от самого автора места.

3. Обособляются уточнения, присоединяемые при помощи слов “или”, “то есть”, “именно”. Например:

  • “Как его только ни звали. Ходили слухи, что он или волшебник, или маг, или сверхчеловек”.
  • “Это было взвешенное, индивидуальное, то есть не навязанное ему никем, решение”.
  • “Очень многое говорило о страшном бое, произошедшем здесь, а именно: каски и обрывки обмундирования, воронки от артиллерийских снарядов, гильзы”.

4. Обособляются уточняющие члены предложения, которые присоединяются при помощи таких слов, как “даже”, “особенно”, “в том числе”, “в частности”. Например:

  • “Все помнят, что одержать победу над магом не удавалось никому, даже тем, кто пытался сделать это толпой”.
  • “Победа стала радостью для всех, особенно для тех, кто многим ради этого пожертвовал”.
  • “Еще секунда – отряд пошел на прорыв, и он в том числе”.
  • “Многие страны принимают российских туристов с большой радостью, в частности это сейчас делает Турция”.

Обособление дополнений

Виды обособленных членов предложения включают в себя группу дополнений. Это есть не что иное, как падежные формы, примененные к существительным. Они употребляются с такими сочетаниями, как “за исключением”, “вместо”, “кроме”, “наряду с”, “исключая”, “помимо”. Таким образом, можно заметить, что словосочетания в таком употреблении имеют значения, соответствующие замещению и включению, исключению.

признаки обособленных членов предложения

Обособление происходит в зависимости от того, какая имеется смысловая нагрузка, имеет ли желание автор выделить данный фрагмент:

  • “Он чувствовал себя уже более или менее стабильно, за исключением того, что еще чуть-чуть болела нога”.
  • “Кроме обещанного накануне дождя, небо озарилось ветвями фиолетовых молний, на мгновение оставлявших свой яркий след на сетчатке глаза”.
  • “Наряду с вопросами, которые ждали своего разрешения на работе, нужно было делать что-то и с домашними делами”.
  • “Помимо всего этого, был еще один существенный недостаток в товаре, который решающим образом удерживал от покупки”.
  • “И все было хорошо, исключая, конечно, некоторые пункты”.

Отметим, что если предлог “вместо” употребляется в значении “взамен”, то он не обособляется. Пример: “Взамен всех обещанных, как он думал, друзьями денег он получил только обещания, слова и ничего больше”.

Обособление обстоятельства

Обособленными членами предложения называются, как мы выяснили раньше, второстепенные члены, выделяемые интонационно и при помощи знаков препинания. Когда же обособляются обстоятельства? Вот об этом дальше и пойдет речь.

понятие об обособленных членах предложения
  1. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастным оборотом. Пример: “Вдвоем они, затаившись и затаив дыхание, ожидали, пока тень проскользнет дальше, мимо них”. Пояснение: здесь “затаившись и затаив дыхание” – однородные и обособленные члены предложения, выраженные деепричастным оборотом. Есть из этого правила исключение. Деепричастный оборот не обособляется, если он представляет собой фразеологизм.
  2. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастием одиночного типа. Пример: “Он уходил, не оборачиваясь, хотя и понимал, что он сейчас сделал”. Пояснение: здесь “не оборачиваясь” выступает в роли одиночного деепричастия. Тут также есть исключение. Одиночное деепричастие не обособляется, если оно сливается с наречием по своему смыслу. Пример: “Пока мне кто-то что-то говорил, я стоял призадумавшись”.
  3. Обычно два деепричастных оборота, соединенные союзом “и” (как и два одиночных деепричастия) обособляются в качестве одного оборота. Пример: “Я, несмотря на ошибки других и не прислушиваясь к здравому смыслу, продолжал настойчиво вытаптывать свою дорогу”. Пояснение: здесь “несмотря на ошибки других” и “не прислушиваясь к здравому смыслу” – однородные деепричастные обороты. При этом они относятся к одному и том же слову, поэтому они равноправны. Следовательно, запятая между ними не ставится.
  4. Обстоятельство обособляется, если оно представлено в качестве сравнительного оборота. Обычно в сравнительных оборотах употребляются слова наподобие “точно”, “будто”, “как”. В обособлении сравнительных оборотов есть некоторые исключения, они обособляются не во всех случаях. Вообще обособление сравнений и сравнительных оборотов относится к обособлению второстепенных членов предложений только иногда, поэтому много разговаривать об этом в данной статье мы не будем. Пример: “Голова болела, как будто по ней прошлись чем-то массивным”.

Есть в российском синтаксисе такое понятие – факультативно. Это значит “на усмотрение автора”. Так вот, факультативно обособляются обстоятельства в двух случаях:

  1. Если обстоятельство представлено в виде существительного. При этом предлог может быть, а может и отсутствовать. Но больше всего случаев, когда обособляются обстоятельства, которые выражены сочетанием существительных с определенными предлогами. Это: “благодаря”, “несмотря на”, “вопреки”, “в соответствии с”, “в зависимости от”, “во избежание”, “ввиду”. Примеры:

    — “Благодаря наличию свободного времени, он смог решить почти все свои проблемы”.
    — “Несмотря на дождь, они все же решили отправиться на пикник”.
    — “Вопреки угрозам, он ничуточки не изменил свою политику”.
    — “В соответствии с планом, все задания были выполнены в обозначенные сроки”.
    — “В зависимости от того, какое будет принято решение, его ждала разная участь”.
    — “Во избежание драки, находившиеся рядом люди развели их по разным углам”.
    — “Ввиду непредвиденных обстоятельств, нужно было что-то быстро решать, но продуманно”.

  2. Если есть уточнение места, времени. Пример: “И все же невозможно было не заметить, что здесь, в этом забытом цивилизацией помещении, некогда работала и процветала какая-то компания”.

Как в тексте можно найти обособленные обстоятельства? Для этого необходимо сначала найти обыкновенное обстоятельство. А потом посмотреть, действительно ли оно обособлено знаками препинания. После этого можно приступать к разбору вопроса о том, чем выражено обособленное обстоятельство. Легче всего начать поиск с деепричастных оборотов, а также одиночных деепричастий. Не хуже просматриваются и сравнительный обороты, которые, как вы помните, также являются обособленными обстоятельствами наравне с уточнениями места и времени, образа действия лица. Есть опросник, который называется “Тест “Обособленные члены предложения”. В нем обычно даются задания на поиск обособлений. Там есть задание, по которому в тексте необходимо найти обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Логично, что там будет не одно деепричастие, а некоторый набор зависимых слов. Уточняющие обстоятельства найти можно так же легко. Для этого проведите просто поиск слов, которые выражены существительными, стоящими в косвенных падежах. Рядом с ними должны быть и наречия, предлоги. Это, в большинстве случаев, и есть обособленные обстоятельства, выраженные уточнениями места и времени.

Признаки обособления

Согласно правилам русского языка, признаки обособленных членов предложения можно условно разделить на четыре группы. Первая группа – смысловые признаки. Вторая – грамматические. Третья – интонационные (то есть паузы и выделяющая интонация). И последняя, четвертая группа — это пунктуационные признаки. Как говорилось ранее, чаще всего в качестве пунктуационных признаков выступают такие знаки препинания, как запятые. Но не исключено, что обособление будет производиться при помощи тире. Авторские знаки препинания – вещь все-таки достаточно сложная.

обособленные члены предложения таблица

Роль обособления в русском языке

Обособление часто позволяет наделить тот или иной фрагмент текста или фразы некоторым особенным смыслом, придать ему информационный вес, отличный от того, который имеется у других частей предложения. То есть за счет обособления делается своеобразный акцент на некоторые факты. Во время разговора мы нередко, рассказывая о чем-либо, сами того не замечая, выделяем некоторые слова и даже фразы интонацией. Соответственно, мы пытаемся добиться внимания к этим фрагментам, они играют какую-то особую роль в той или иной ситуации. Это может вносить некоторые уточнения также. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что роль обособленных членов предложения кроется в усилении информационной нагрузки.

Тест “Обособленные члены предложения”

Перед тем как перейти к заключительной части статьи, где мы будем подводить ее итоги, хотелось бы написать свой, уникальные тест с предложениями, чтобы помочь читателю закрепить полученные знания об обособлении второстепенных членов. Возможно, кому-то тест может показаться легким, но на самом деле именно такого рода задания применяются для выявления знаний у учеников средних образовательных учреждений. Далее будет задание, на которое нужно дать ответ, затем варианты ответов, а после этого пояснение для тех, кто ответил на задание неправильно и правильный ответ.

1. Какие цифры правильно обозначают ВСЕ запятые, которые должны стоять в тексте? “Он подошел к озеру(1) которое переливалось на солнечном свету(2) и уходило куда-то дальше”.

Варианты: а) только 1; б) только 2; в) 1 и 2.

Объяснение: “которое переливалось на солнечном свету и уходило куда-то дальше”- конструкция, состоящая из двух причастных оборотов. Причастный оборот – один из примеров обособленного определения. “Переливалось на солнечном свету” и “уходило куда-то дальше” – два равноправных причастных оборота, которые относятся к одному и тому же слову. Значит, запятая между ними не ставится.

Правильный ответ: а.

2. Во всех следующих случаях будет сразу написано предложение, в котором нужно правильно расставить запятые. “Все было хорошо(1) за исключением того(2) что на горизонте уже маячила(3) собравшаяся в одно целое группа туч(4) предрекающая грозу(5) и сильный ливень”.

Варианты: а) 1, 2, 5; б) 1, 3, 4; в) 2, 5; г) 1, 2, 4.

Пояснение: “за исключением” – пример обособленного дополнения. Он стоит не в начале предложения и не в конце, поэтому обособляется сразу с двух сторон. “Собравшаяся в одно целое группа туч” – распространенное определение, которое выражено причастным оборотом. На месте пропуска (3) никакого обособления не будет. А вот между “туч” и “предрекающая” необходимая запятая. “Грозу” и “ливень” – два равноправных дополнения, которые относятся к одному и тому же слову. Поэтому между ними запятая не нужна.

Правильный ответ: г.

3. “Небо(1) постепенно(2) темнело(3) изредка озаряясь разветвлениями молний(4) а где-то вдалеке(5) слышались раскаты грома(6) предвещающие непогоду”.

Ответы: а) 1, 2, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 3, 4, 6; г) 1, 5, 6.

Пояснение: пропуски 1 и 2 не будут содержать запятой, потому как никакого уточнения там нет. “Изредка озаряясь разветвлениями молний” – распространенное обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно будет обособляться с двух сторон. “Предвещающие непогоду” – причастный оборот, стоящий в конце предложения. Он обособляется с одной стороны.

Правильный ответ: в.

Заключение

Итак, что же мы выяснили в ходе данной статьи?

  • Во-первых, употребление обособленных членов предложения делается с целью наделения обособляемого фрагмента самостоятельностью и повышенной информационной нагрузкой.
  • Во-вторых, для обособления в пунктуации используются запятые и тире, а при разговоре – интонация.
  • В-третьих, обособленные члены предложения могут быть только второстепенными.

Обособленные члены предложения, таблица по которым будет представлена далее, могут иметь цель уточнения времени и образа действия, места. Часто они выражаются также деепричастиями, причастиями и оборотами. Не исключаются вовсе и случаи со сравнениями.

виды обособленных членов предложения

Один из разделов синтаксиса – именно обособленные члены предложения. Русский язык предполагает наличие таких второстепенных обособленных членов, как: дополнения, обстоятельства, определения, уточнения и сравнения.

Русский язык. Пунктограммы. № 10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Уточняющие члены предложения на письме обособляются запятыми (выделяются с обеих сторон, а при произношении выделяются интонационно. К вопросу можно добавить слово ИМЕННО.

 

Запятая при уточняющих членах предложения.

 

·        Обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры. Могут использоваться слова вернее, точнее, иначе.

Примеры.

Мы встретились вечером, точнее часов в семь (во сколько именно?)

Встреча была назначена в центре города, под часами (где именно?)

Побеседовали хорошо, по-дружески (как именно?)

·        Дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др.

          Примеры.

           Он, помимо основной работы, занимался созданием поделок из  дерева (занимался помимо чего?)

·        Уточняющие приложения.

Пример.

Учитель, Николай Иванович, был явно чем-то расстроен.

·        Уточняющие определения.

Пример.

              Катер шел, всё время подвигаясь в черной, почти чернильного цвета, тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Сим.)

·        Уточняющие члены могут иметь слова: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др.

 

ТИРЕ ПРИ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

Уточняющий член выделяется тире, если подчёркивает смысл сказанного.

Примеры.

·        Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий до щиколотки (В. Бык.) ( уточняется сказуемое).

·        Они были расставлены прямо на земле и на газонах — без пьедесталов в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) (уточняется обстоятельство).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *