Творческий рисунок это: Творческий Рисунок (Отличия от Других Видов Рисунка) – Классический академический рисунок и современный рисунок, в чём разница? Часть 1.

История рисунка — математика и искусство

ВИДЫ РИСУНКА

В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусства. При сравнении рисунка, например, с чертежом становятся очевидными его замечательные особенности. Во-первых, рисунок выполняют от руки. Это ускоряет выполнение изображения и, следовательно, дает возможность быстро откликаться на различные события текущей жизни. Во-вторых, рисунок делают на глаз, запечатлевая предмет не только как он есть, но и как кажется. Этот зримый образ понятен и доступен всем. В-третьих, рисунок нагляден; он иллюзорно передает основные внешние признаки предмета, его материальность, объем, ос-вещенность, пространственное расположение и пр. В-четвертых, рисунок не только изображает многообразные внешние признаки предмета и среды, но через их отношения выражает внутреннее содержание этого предмета и среды и вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.

Для более полноте) изучения особенностей рисунка условно выделяют несколько видов, отличающихся по изобразительным, материально-техническим средствам и по назначению.

По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными и тоновыми.

Линейный рисунок бывает, как правило, светлым, легким, обобщенным. Линиями создается худог жественный образ, выполняются таблицы, схемы, рисунки на классной доске .

Рисунки тоном дают более полную характеристику предмета и среды Передачей объемности, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такие рисунки называют светотеневыми и тоновыми или тональными.

В массе и контуре некоторых предметов очень ярко выражается характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид тонового рисунка — силуэт — контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном.

По технике выполнения рисунки бывают оригинальные и печатные.

Оригинальные рисунки выполняются художником от руки в одном экземпляре. Печатные делают с клише оттиском на бумаге и называют эстампами. Существует не-сколько разновидностей эстампа. Основными считают гравюру (на дереве — ксилография, на линолеуме , — линогравюра, на металле — офорт) и литографию (оттиск с литографского камня, на котором сделан рисунок литографским карандашом и травлением кислотами).

По целевому назначению различают академические рисунки и творческие.
Академический рисунок — это длительный рисунок, выполняемый с целью обучения рисованию, освоению приемов изображения и изучения различных форм и признаков. Ему свойственна фиксация всех главных черт, определяющих внешний облик предмета изображения.

Творческий рисунок — это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника.

В учебной и творческой работе широко применяют набросок, этюд, эскиз.
Наброском называют краткосрочный рисунок. Основным средством выполнения наброска служит линия, дополняемая редкой штриховкой или ее растиркой. Подробное изучение предмета изображения или его части осуществляется через этюд. В нем прослеживаются и отмечаются в течение сравнительно длительного времени важнейшие внешние и внутренние свойства и признаки объекта.

Изученный в этюдах и набросках живой материал действительности используется для создания творческого рисунка или картины, сочинение которых начинается с предварительного рисунка —

эскиза.

Мастер класс: Рисунок академический и творческий

   При достаточной ко-дифицированности понятия “академический рисунок” остается непроясненным часто употребляемый термин “рисунок творческий”, редко используемый самодостаточно и употребляемый чаще всего как антитеза “академическому”, “школьному”. Каждый высказывающийся о “творческом” рисунке обычно опирается на собственные представления, из противоречивого многообразия которых единственно общим является противопоставление двух видов рисунка. Осознанно или по бытовой привычке пользуясь определением “творческий рисунок”, следует помнить о его изначальной некорректности, превращающей любой другой в пугающе “нетворческий”. Выбор термина и практика его применения свидетельствуют, что мы имеем дело не столько с явлением, обладающим сущностными признаками, сколько с идеологией. Видимо, имеет смысл попытаться обнаружить реальные основания разделения понятия “рисунок” на отдельные виды и, что не менее важно, понять природу искусно создаваемой мифологии разделения “академического” и “творческого” рисунков.

    Европейские академические системы научения искусству возникли как реакция на цеховое, ремесленное обучение, заменив освоение приемов и методов отдельных мастеров изучением общих начал, определяющих природу формообразования в изобразительном искусстве. Рисунок довольно поздно обрел самостоятельность, оставаясь долгое время лишь подготовительным этапом при создании произведений либо образцом-прописью. Прежде чем стать отдельным направлением в искусстве, рисунок бытовал как скрытое профессиональное знание, как наиболее формализованный способ объективизации изображения. Рисунку изначально присущи аналитические функции, ставящие целью изучение и фиксацию отдельных составляющих предметного мира. Свойства рисунка в силу его прикладного значения и использования, в том числе и для обучения, стали предметом разработки правил и норм. Постепенно сформировалось представление о базовой ценности рисунка как основания всех зобразительных искусств.

    В “доавангардный” период можно лишь условно отделить “учебный” (“академический”) рисунок как стадию освоения форм, приемов, техники и постижения профессиональных принципов от стадии свободного владения ими. У большинства мастеров вплоть до середины XIX в., а у тех, кто исповедует ценности реализма и до сих пор, мы не видим стремления к преодолению “школы”. “Школьный” рисунок и рисунок мастера в системе ценностей, чтущей грамотность, отличаются лишь качеством и образуют единство, отделяющее профессию от искренности любительства. Не случайно даже сейчас “умение рисовать” служит критерием принадлежности к корпоративной среде художников.

Рисунок в “школе” формирует профессионала через систему последовательно усложняющихся заданий, укладывающихся примерно в 13 -15 лет постоянного обучения. Первые задания оказываются наиболее аналитическими, приучают видеть в окружающем многообразии “геометрическую” первооснову, “прозрачность” конструкции, “круглую” объемность отдельных предметов. Освоение “культуры гипсов” формирует классически строгие представления о гармонии. На каждом этапе обучения идет открытие способов изображения пространства с помощью линии, рельефа, тщательно разработанных тональных отношений. Постепенно формируется умение объединять “аналитику” в композиционное единство, согласующее пространство “листа” и пространство изображения. Можно перечислять еще многие и многие задачи “академического” рисования, зафиксированные в исторически сложившихся, эволюционно развивающихся программах. Восхищаясь грандиозным совершенством сложившейся конструкции обучения, с удивлением слышишь высказывания о необходимости “преодоления” полученного опыта в последующей, уже “творческой” жизни. Возникает вопрос — а что собственно следует преодолевать? Каким способом? С какой целью?

    Отношение к “академическому” рисунку — тот своеобразный тест, с помощью которого разделяются сознание, почитающее традицию и канонические ценности, видящие смысл в их постепенном сущност-ном приращении — развитии, и сознание, аффектированно ценящее “новаторство”, “инаковость”, гипертрофированное авторское самоутверждение. Любя и ценя достоинства классического образования, следует анализировать несовершенство его современного состояния. Особенность “академической школы” — способность к саморефлекции, проявляющаяся в признании недосягаемости совершенства отобранных временем образцов. Совестливость такого отношения позволяет оценивать сиюминутную работу в сравнении со зримыми камертонами из предшествующей истории учебного рисунка. 

    

    Одной из проблем сегодняшнего обучения является забвение сущностного смысла ряда фундаментальных заданий. Не говоря обо всех учебных заведениях, но будучи знаком со многими из художественных училищ и институтов России, решаюсь обратить внимание на нарастание имитационных форм рисования, недопонимание значения первичных аналитических заданий (объемно-пространственное, конструктивное рисование геометрических тел), упадок культуры рисования “гипсов”, некачественную проработку, а иногда и просто исчезновение такого задания, как “контрапост”, “вымирание” сложно проработанного тонального рисунка. Осознание немощей, их публичное обсуждение ни в коей мере не ставят под сомнение саму необходимость многотрудного освоения “академических” программ. Наоборот, в то время, когда “академическая” школа оказалась лишь одной из систем художественного образования, возрастает ее роль как эталона, относительно которого можно оценивать любые новации, а главное -сохранять стабильность образовательного процесса.     Не было бы никаких проблем противостояния “старого” и “нового”, если бы, как в мудром Китае, одновременно и параллельно развивали свои достоинства разные школы. Мы же наблюдаем вторую волну идеологического давления на сам смысл академического рисования, объявляемого консервативно-вчерашним. Можно не вдаваться в полемику, а лишь обратить внимание, что в российской культуре последнего полувека практически нет значимых имен, не прошедших в той или иной форме и степени “академического” научения искусству, какой бы потом ни была благодарность за полученные уроки. Если же говорить о “статичности” “академического” рисунка, то следует помнить и о “плодотворности консерватизма”, под которым скрыто приращение фундаментальных ценностей, а также о том, что каждое десятилетие меняет эстетику этой кажущейся малоподвижности. Достаточно сравнить одинаковые по названию и даже по методологическим основаниям задания, выполненные в 1950-е, 1960-е… 1990-е годы, чтобы с очевидностью убедиться в динамике развития. Помимо изменения во времени “академический” рисунок весьма различен в отдельных школах:“суриковской”, “репинской”, “строгановской”, “мухинской”… »     Еще один распространенный миф — параллельность программ обучения в художественных училищах и институтах, порождающая “повтор и скуку”. Решающиеся утверждать подобное либо никогда не держали в руках различных программ, либо, увлекаясь пылом борьбы, добавляют “неточный” аргумент, в обоснование необходимости изменения вузовской части обучения. На самом деле программы разных уровней (включая и раннюю селекцию) тесно увязаны друг с другом и в современных формах воспроизводят начальные академические принципы последовательно-возрастного,многоуровневого образования, в котором каждое звено исторически нашло свое место. Под понятием “академия” мы часто подразумеваем некую абстракцию, забывая, что русская школа неоднократно реформировалась за 240 лет своего “академического” существования. Если внимательно взглянуть на нынешнюю конструкцию тесной связи детской художественной школы с училищем и училища с институтом, проанализировать неразрывную зависимость программ и методик, то с очевидностью обнаружишь родовые черты начальной последовательности обучения откласса “образцов“ к “гипсо-фигурному”, “головному”, “фигурному” классам. Мечтая об обновляющих изменениях, следует помнить, что упразднение сложившихся связей может привести к исчезновению “академической” школы как таковой.

    Помимо крупных заблуждений либо искусных лукавств, повсеместно бытуют более мелкие. Например, каждый оппонент “академического” рисования обычно утверждает, что в нем “много тушуют”, “тушуют фоны” и т.п. Видимо, это отголосок актуальной для конца XIX в. и во многом несправедливой борьбы с “брюлловизмом”. В нашидни ситуация совершенно иная. Наиболее редким, вымирающим видом стал именно тщательно проработанный тональный рисунок. Столь же редко встречаем качественное освоение пространства и формы линией. Основным методом учебного рисунка остаются рельеф либо различные имитации, о которых не следует говорить как о не имеющих отношения к профессиональной деятельности. Рельеф с его принципом повтора светотеневых характеристик вне зависимости от разнообразия изображаемых объектов и снятием проблемы тональной материальности — действительно универсальный метод моделирования изображения средствами рисунка, но лишь один из трех основных. Школа должна беспокоиться о сохранении полноты разнообразия способов формообразования.

    Оказывая достоинства “академического” рисунка, можно увлечься и забыть попросить оппонентов предъявить зримые достижения “творческого” рисования в школе. Многочисленные “творческие” опыты обычно не поддаются даже приблизительной оценке, их бессмысленно анализировать с точки зрения пропорций, конструкции, техники, передачи материальности и многих других критериев. Обычно мы имеем дело с различными формами искажающих трансформаций, декларативно не считающихся с исторической нормативностью, и произвольной оценкой достигнутых результатов. Главное достоинство “творческого” рисунка — его “инаковость” по отношению к “академическому”. Реальное существование двух подходов к рисованию — отражение более общей проблемы, заключающейся в вопросах: чем заниматься в школе, учить или творить? При кажущейся очевидности ответа (и учить, и творить либо учить творить) реальный опыт свидетельствует о невозможности органического слияния двух оказывающихся разными направлений. Традиционный путь “академии” -учить, формировать, как минимум, профессионала. Используя “обезличенные” программы и методики, “академическая” школа подготовила абсолютное большинство известных, отличных друг от друга художников. В то же время разнообразные “творческие” методы, тесно связанные с именами их создателей, чаще порождают однообразных учеников-сателлитов. К тому же от “вечности” “академизма” инновационные программы невыгодно отличаются тем, что обычно прекращают существовать уже во втором поколении их адептов.


    Реально “академический” рисунок всегда авторский и отличается от “творческого” тем, что признает согласование общих понятий и определение пределов, за которыми они исчезают. В означенных границах, которые существуют в виде зримых образцов, иллюстрирующих программные положения, каждый педагог в работе с учениками выстраивает собственную систему преподавания. Разнообразие авторских программ в “академической” школе требует специальной фиксации в виде альбомов и пособий. Если бы такая работа была проделана, то даже для стороннего взгляда стал бы ясен подлинно творческий характер “академического” рисования и то, что не следует употреблять само понятие “творческий” по отношению к деструктивным экспериментам над изобразительной формой.
    Что касается “творческого” рисунка уже за стенами школы, то часто встречающиеся разговоры о том, что после института надо все начинать сначала, следует отнести к профессиональным анекдотам. Действительно, редко кто выполняет длительные задания по собственной воле, но когда-то достигнутые результаты в снятом виде присутствуют в каждом рисунке, выполняющемся с конкретной целью, и последствия строгого научения проявляются в свободном разрешении разнообразных конкретных задач. Творчество каждого художника столь разнообразно, что говорить о “творческом” рисунке как о целостном понятии не представляется возможным. Очевидно, следует каждый раз определять особенности рисования конкретного мастера. Впрочем, это в большей степени имеет отношение к живописцам и скульпторам, которые чаще обращаются к   вспомогательному рисунку и редко создают специально законченные произведения. Но в XX в. рисунок добился автономии и выделился в особый вид — графическое искусство со специализированной предварительной подготовкой. В профессиональной графике сохраняются принципы многотрудного рисования, столь обязательные для школы. Поэтому художники-графики реже рассуждают о “разделении рисунка”, о “преодолении школы” и т.п.

    “Рисунок после института”, видимо, следует рассматривать как демонстрирующий различные стилевые направления либо бесконечную авторскую многоликость. Наверное, можно для удобства использовать термин “творческий”, понимая под этим свободную волю при выборе задач, свободное использование разнообразия графических средств, не замечая при этом, как воздух, лежащую в основании строгую выучку. Наиболее продуктивным видится не противопоставление “творческого” (как иерархически более высокого) и “академического” рисунка, а понимание их непрерывной связи, разрушение которой даже просто на уровне декларации приводит к размыванию характерных для русской культуры основ предметного видения и переживания гармонии окружающего мира.

Статья проиллюстрирована колллекцией академических рисунков из фонда ХГАДИ (Харьковская Государственная Академия Дизайна и Искусств)


Презентация по изобразительному искусству «Виды рисунка»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству «Виды рисунка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Рисунок – основа изобразительного искусства Рисунок - это изображение на плос Описание слайда:

Рисунок – основа изобразительного искусства Рисунок — это изображение на плоскости, созданное c помощью графических средств.

2 слайд Графические материалы карандаш И.В. Голицин. Ваня рисует Рафаэль. Наброски фи Описание слайда:

Графические материалы карандаш И.В. Голицин. Ваня рисует Рафаэль. Наброски фигур уголь тушь В. Ваг Гог. Море П. Рубенс. Портрет сына сангина

3 слайд ВИДЫ РИСУНКА Набросок Зарисовка Учебный рисунок Эскиз Творческий рисунок Техн Описание слайда:

ВИДЫ РИСУНКА Набросок Зарисовка Учебный рисунок Эскиз Творческий рисунок Технический рисунок

4 слайд Набросок Это рисунок, сделанный очень быстро, через набросок художник выражае Описание слайда:

Набросок Это рисунок, сделанный очень быстро, через набросок художник выражает основную идею, мысль. Это идея будущей картины

5 слайд Зарисовка П.П.Кончаловский. Зарисовка пейзажа Вспомогательный рисунок. Зарисо Описание слайда:

Зарисовка П.П.Кончаловский. Зарисовка пейзажа Вспомогательный рисунок. Зарисовка различных деталей, через зарисовку художник изучает детали будущей картины.

6 слайд ВИДЫ РИСУНКА Учебный рисунок –освоение правил изображения Описание слайда:

ВИДЫ РИСУНКА Учебный рисунок –освоение правил изображения

7 слайд Один из первых набросков картины К. Брюллов «Последний день Помпеи» Эскиз - п Описание слайда:

Один из первых набросков картины К. Брюллов «Последний день Помпеи» Эскиз — подготовительный набросок, поиск наилучшего воплощения творческого замысла

8 слайд Творческий рисунок Это стремление художника выразить то, что ему интересно Описание слайда:

Творческий рисунок Это стремление художника выразить то, что ему интересно

9 слайд Технический рисунок – это рисунок, который объясняет как устроен прибор. Описание слайда:

Технический рисунок – это рисунок, который объясняет как устроен прибор.

10 слайд Определите вид рисунка Описание слайда:

Определите вид рисунка

11 слайд Манера исполнения рисунка: затушевка штрих линия пятно Описание слайда:

Манера исполнения рисунка: затушевка штрих линия пятно

12 слайд Учитесь наблюдать! Форма трав удивительно разная Описание слайда:

Учитесь наблюдать! Форма трав удивительно разная

13 слайд Дюрер «Травы» Юнь Шоупин «Бабочка и травы» Описание слайда:

Дюрер «Травы» Юнь Шоупин «Бабочка и травы»

14 слайд Дюрер «Травы» Юнь Шоупин «Бабочка и травы» Описание слайда: 15 слайд Дюрер «Травы» Юнь Шоупин «Бабочка и травы» Описание слайда: Дюрер «Травы» Юнь Шоупин «Бабочка и травы»

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Дюрер «Травы» Юнь Шоупин «Бабочка и травы»

Курс повышения квалификации

Дюрер «Травы» Юнь Шоупин «Бабочка и травы»

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-252105

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

зачем современному человеку рисовать после работы

Современный человек очень быстро устает психологически. И практически без толку советовать ему расслабиться, отпустить мысли, дав им вольно «летать» в голове, чтобы быстрее найти ответ. Мозг цепко хватается за причину беспокойства и не отпускает ее даже во сне.

Как вы думаете, что помогает мозгу успокоиться? Чтение, путешествия, йога, фрирайтинг и … рисунки. Рисование – простой и доступный метод отвлечься, расслабиться, выплеснуть моции, «разблокировать» себя изнутри. Причем вам вовсе не нужно уметь делать это красиво, как художник. Достаточно овладеть одной из техник креативного рисования. Предлагаем обзор самых популярных.

Зачем брать в руки карандаш?

Знаете, кто активно рисовал среди «не-художников»? Например, Уинстон Черчилль, чтобы спасти себя от нарастающего беспокойства, рисовал маслом. К слову, за всю свою жизнь он написал 500 картин. В Сети есть книжка Presidential Doodles, где собраны наброски ковбоев и футболистов Рональда Рейгана. Он страстно изрисовывал свободные бумажки на своем столе. Писатель Чарльз Буковски, как и главный герой его книг, был зациклен на себе – очень часто работы писателя дополнялись карикатурными автопортретами.

уинстон черчилль

Техник креативного рисования – очень много, и каждая призвана разбудить вашего спящего гения, помочь расслабиться и найти ответ на ваш вопрос. При этому не нужно быть художником, знать законы композиции и перспективы. Важно лишь то, что вы легко создаете сложные узоры и рисунки с помощью простых форм – овалов, кругов, треугольников, линий точек.

Ваши рисунки могут быть самых разных форматов: пиктограммы, скетчи, комиксы, картины, графика или даже просто каляки-маляки. все это – удобные способы компактного хранения информации, мощный инструмент полученияя визуального и эстетического удовольствия, простейший способ снять напряжение, развить мозг, моторику, создать новое.

Такие рисунки показывают ваше нынешнее психологическое состояние. Так, нарисуйте рисунок с плохими образами, исчеркайте лист, порвите и выбросьте. Теперь нарисуйте что-то с позитивными элементами. Чувствуете, как перестраивается внутреннее состояние? Вот ради этого люди и рисуют.

К тому же, ученые подсчитали, что рисование во время беседы увеличивает объем запоминаемой информации на 30%! Свободная мысль, не имея рамок и границ, случайным образом находит эффективные ответы на вопросы или же рождает новые оригинальные решения.

Читайте еще: Советы успешных людей, как найти баланс между работой и личной жизнью

Рисунков много не бывает

Давайте поговорим о то, что доступно вам здесь и сейчас. Что позволит вам, непрофессионалу в рисовании, создать смешную, интересную, полезную и красивую картинку? Какие существуют техники для развития креативности, поиска решения с помощью рисунков? Разбираемся.

1. Дудлинг: неосознанные абстракции

дудлинг

Рисовали когда-нибудь на полях книжки? Значит, дудлинговали!

Дудл (doodle – машинально чертить, рисовать) – это абстрактный рисунок, который создается неосознанно во время какого-либо основного действия, например, разговора, переговоров, лекции. Дудлы чаще всего создаются на основе повторения каких-то элементов.

Суть неосознанного рисования в блокировке тех участков мозга, которые останавливают процесс размышления, включают внутреннего редактора, как бы говоря «сложно/непонятно/невозможно/нерационально….», тем самым отвлекая от сути. Рисуя, вы без усилий воспринимаете на 30% больше информации, держите мозг в тонусе, пока кто-то занудно вещает в течение долгого времени, и одновременно расслабляетесь.

дудлинг

дудлинг

Любая «закорючка», которая появилась на клочке бумаги, повторилась, была украшена зубчиком, тенью, листочком и так хаотично разрослась в красивую картинку – это пример дудлинга. В качестве самого простого дудла выступает многократиное написание своего имен, пересечение окружностей, перья, листочки, цветочки.  Рисунок может быть черно-белым, цветным, иметь любую форму, но в нем всегда легко выделить основные элементы – они просты, заметны и легко повторимы.

Причем вы можете рисовать дудлы как самостоятельно, так и можете приобрести/скачать уже готовые шаблоны для разукрашивания. Это своеобразные раскраски для взрослых. Также существуют целые схемы и шаблоны для дудлов. По ним можно научиться рисовать простейшие элементы. К тому же, шаблоны подскажут вам, какие узоры в принципе можно рисовать. Новичку в этом деле подсказки точно необходимы.

Читайте еще: 13 приемов поиска нестандартных решений из книги «Гениальность на заказ»

2. Скетч: рисованный конспект

скетч

Скетч – это эскиз, набросок, шаблон. Для чего хороши скетчи? Они прекрасно подходят для составления конспектов и изучения языка, ведения дневника и визуализации основной идеи чего-либо. В них не важны детали, нужен только фокус на ключевых идеях.

Как и во всех случаях непрофессионального рисования, у вас не получится идеальный рисунок. Поэтому ваша цель – создать понятный набросок, где криво-косо, но зафиксирована основная мысль, а, может быть, только намек на то, что здесь появится в будущем.

скетч

Вспомните, мы часто хватаем салфетку и ручку, чтобы «по-быстрому сейчас все объясню» вместо того, чтобы долго рассказывать о своей идее. Рисунок занимает у нас в разы меньше времени, а передача информации поражает глобальностью и эффективностью, ясностью и полнотой.

Вот видео от Майка Роуди, автора книг о визуальном мышлении и роли рисунков-заметок в жизни и карьере любого человека. Здесь очень доходчиво объясняется суть визуальных заметок.

3. Арт-терапия: гармония при помощи кисти

арт-терапия

Сегодня очень популярен этот метод гармонизации внутреннего состояния. Но на уроках арт-терапии человек понимает, что рисунок – это игра, удовольствие и в итоге отпускает себя, позволяя себе начать рисовать. Оказывается, что любой может орудовать карандашом и красками без долгих лет обучения в художественной школе. Причем в итоге будет довольно симпатичный рисунок, легкий и свежий.

Что вообще можно рисовать для терапии? Как правило, на первом занятии арт-терапевты не предлагают тему, и, анализируя вольный рисунок, позже предлагают конкретные темы для вас. И даже определенными инструментами – красками, углем, мелом, фломастерами. Часто на мастер-классах по арт-терапии рисуют мандалы – разукрашивают уже готовые шаблоны или создают свои. Вы можете рисовать свои страхи и тут же их победить на листе бумаги. Как рисовать страх? Нарисуйте таким, каким вы его видите!

Боитесь сделать первый мазок, испортить холст? Полотно для этого и создано. Смело берите кисть побольше, карандаш поярче, и «ляпайте» от души. Постепенно зажимы мозга ослабеют, и вы почувствуете себя свободнее. Вы отвлечетесь от рутины, вскроете внутренние запасы энергии и креатива.

Читайте еще: Думать, как Дали: как использовать свой мозг на полную

4. Схемы: «препарирование» своих мыслей

майндмэп

Какой конспект выглядит интереснее: полотно сплошного текста или майндмэпы, инфографика, схемы со стрелочками и рисунками? Конечно, второй. Это отличный способ сохранить логику мысли, учесть все нюансы и увидеть неозвученные перспективы. Информация для автора не теряет логику со временем, мысли в виде рисунков быстрее и надольше запоминаются, вызывая нужные ассоциации, использование цвета улучшает связи между элементами, делая их более понятными и логичными.

Например, майндмэпы – это конспект, основная мысль которого записана в центре листа, а от нее будто лианы-ответвления отмечены все выводы, вторичные мысли, новые идеи в виде ключевых слов. Вы увидите, что такие «ветки» могут возвращаться к основной мысли, обнаруживать совершенно новые ракурсы проблемы, показывать связи между отдельными блоками.

2

Еще один удобный способ вести конспект таков. Разделите лист на три части: широкое поле слева – для заметок, условных знаков, рисунков, основная часть, разделенная на две горизонтальных части, – для самого конспекта. Верхнее поле – для записей, нижнее – для тезисной записи содержания этой страницы.

Еще вести записи можно, разделив лист на несколько квадратов, каждый из которых фиксирует текстом и/или схемой отдельно взятую мысль с выводами или несколько логично связанных тезисов. Возможно, один квадрат вы выделите для вопросов, которые необходимо задать лектору или тренеру, второй – для важных цифр, третий – для описания идеи, которая пришла к вам в голову во время слушания. Ваш конспект – ваши квадраты, т.е. ваши правила.

Читайте еще: Укрощение памяти: как всегда помнить о самом важном

5. Зентангл: медитация в рисовании

 зентангл

Создание рисунков-зентанглов (zen –  концентрация, rectangle –прямоугольник) сродни написанию иероглифов. В отличие от дудлинга, вам нужно сосредоточиться на процессе, отбросить все дела и лишние мысли – в идеале это принесет вам успокоение, удовольствие, научит концентрации и подарит красивый абсолютно уникальный рисунок.

Это абстрактный прямоугольный рисунок черными чернилами, без верха и низа, с множеством повторяющихся элементов: точки, линии, овалы, круги и т.д.

зентангл

Рисование зентангла – долгий, умиротворяющий процесс с концентрацией на каждом отдельно взятом моменте времени, с осознанием красоты мгновения и удовольствия от жизни. Вы не придумываете, что будет в конце. По идее сами элементы (сначала рамка, затем основная линия, потом повторяющиеся элементы отдельного сегмента) должны вести вашу мысль. Вам не нужно уметь рисовать. Вам нужно только сосредоточиться на процессе и повторах.

Методическая разработка темы «Творческий рисунок в ДХШ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Детская художественная школа

Методическая разработка

Творческий рисунок в ДХШ

hello_html_3e0c93f5.jpg

Разработала преподаватель ДХШ высшей категории

Фисенко Светлана Викторовна

г. Пятигорск

2016

Введение

Рисунок один из важнейших в образовании художественной школе предмет. Он по праву занимет ведущую роль в изобразительном искусстве. Знания и умения по рисунку тесно переплетаются с живописью и композицией.

Художественные материалы для занятий по рисунку разнообразны: традиционный графитный карандаш, тушь, фломастеры, гелиевые ручки, мягкий материал — уголь, сангина, соус, мел, пастель. Учащиеся художественной школы должны знать и уметь работать многими графическими материалами.

Учебная программа «Рисунок» включает раздел «Работа мягкими материалами». Изучение особенностей мягкого материала в практической деятельности учащихся художественной школы вызывает повышенный интерес. Возможности мягкого материала очень велики — от выполнения наброска до сложной длительной работы.

Человечеству мягкий материал знаком еще с древнего мира. Обугленные палочки, минералы позволяли древнему художнику изображать картины видимые ему миры. До сегодняшнего времени сохранились изображения животных. А сколько интересных изображений не сохранилось, о них можно только догадываться.

Основной материал, используемый в рисунке — графитный карандаш. Для каранадаша характерна штриховая техника, чёткость. При работе мягкими материалами требуется иной подход к работе, скорее более «живописный», более творчекий.

В изобразительной деятельности появились такие терминологии как рисунок «академический», он же учебный, так и «творческий» рисунок. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Рисунок» в области изобразительного искусства «Живопись», начиная с первого класса, внимание обращается на изучение «творческого» -тонально-живописеного рисунка: Раздел 4, «Живописный рисунок. Фактура и материальность» в задании «Тональная зарисовка чучела животного»; во втором классе — первое полугодие — Раздел 1, «Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами» в решении натюрморта с комнатным растением на светлом фоне, во втором полугодии в Разделе 4, «Живописный рисунок. Фактура и материальность» — «Зарисовка чучела птицы», «Зарисовка предметов, различных по материалу»; третий класс — первое полугодие, Раздел 1, «Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами» — «Тематический натюрморт «Осенний»; четвёртый год обучения, первое полуголие, Раздел 2, «Живописный рисунок. Фактура и материальность» — натюрморт с металлической и стеклянной посудой. Для выполнения таких заданий применение мягких материалов будет способствовать расширению изучения графического материала и опыта в практическом применении этих материалов.

Тонально-живописный рисунок

Для выявления особенностей единства рисунка необходимо соспоставить анализ объёмно-конструктивного и тонально-живописного рисунков в изображении предметов. Эти рисунки представляют два наиболее важных подхода в процессе обучения академическому рисунку — объёмно-конструктивный и тонально-живописный. В своей основе они (рисунки) отличаются значительно друг от друга, но и дополняют друг друга.

Достоинства академического рисунка в том, что позволяет изучить особенности конструктивного строения предметов и натуры, определять линии перехода одной простой формы в другую, выявлять линии светотеневой границы при выявлении объёма свето-тенью. Тон в этом рисунке вторичен. (Приложение 1, рис. 1 )

Тонально-живописный рисунок обладает не только качествамихудожественного рисунка, но и решает задачи учебного рисунка. Основным изобразительным средством тонально-живописного рисунка является тональное пятно с его градациями. а линия вторична. Данный рисунок позволяет решать и конструктивные задачи., но с своей технике. Здесь нет необходимости выявлять подробно конструктивные формы, достаточно лишь задать опорные точки. Использование тонально-живописного рисунка в качестве учебного рисунка позволяет усвоить учащимся навыки и умения в применении тона и тональных отношений при изображении световоздушной среды ии пространства.

Для решения тонально-живописных задач в тонально-живописном рисунке хорошо использовать мягкий материал, технику «сухая кисть». Работа разнообразными материалами позволяет более свободно, эмоционально относится к заданию, натуру воспринимать через образы и тем самым, раскрывать в учащихся индивидуальные особенности.

Материал и технические приёмы

Уголь.

Уголь имеет широкое применение в рисовании. Его готовят особым образом — сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы, берёзы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь — материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у графитного карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно, провести тонкую линию и почти молниеносно покрыть большую плоскость тоном, затем облегчить его в нужных местах, стряхивая уголь щетинной кистью или тряпочкой. Уголь легко стирается и осыпается при неосторожном обращении. Поэтому, работая углём требует ответственности от рисующего. Углём можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.

Держат уголь во время работы тремя пальцами — большим, указательным и средним, слегка оприаясь на рисунок только мизинцем. Срезают уголь наискось только с одной стороны. При работе углём пользуются растушёвкой или ваткой. (Рис. 2)

Бумага под уголь берётся относительно малопроклеенная. Для набросков пригодна обёрточная. Чтобы сохранить уголный рисунок, его закрипляют фиксативом или прозрачным лаком для волос. Рисунок кладут горизонтально и распыляют закрепителем равномерно несколько раз, но после просыхания нанесённого слоя.

Углём можно работать двумя способами. Первый — ближе к работе карандашом, когда рисуют линией и штрихом. Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон углём держа его плашмя к поверхности бумаги. Можно применить и немного другой способ — прорисованный детально рисунок растирают ребром ладони руки, затем снова сверху рисуют, выбирая мягкой булкой ( мякиш батона хлеба) освещённые места (ластика применять нежелательно, т. к. после него уголь ложится на поверхность неровно).

Для проведения тонких линий уголь затачивается косо на край. Маленький кусочек угля можно вставить в держатель.

hello_html_2f8dec65.jpghello_html_m19b06fd8.jpg

Рис. 2

Методика работы углём.

Знакомство с углём необходимо начинать с выполнения упражнений, где происходит знакомство с различными приёмами работы углём. Это простые упражнения, напоминающие упаражнения графитными карандашами, с которыми учащиеся ДХШ знакомятся на первых занятих по рисунку в первом классе: упражнения на проведение линий, штриховки, разными способами, растушёвки, получение раличных тонов, мягкого перехода меду тонами. (Рис. 3)

Подбор натуры для учащихся необходим для правильного выбора необходимого приёма в работе.

hello_html_42ac1235.jpghello_html_m6234ae44.jpg

hello_html_m100d3d32.jpghello_html_m32a262d2.jpg

hello_html_m603236b4.jpg

Рис. 3 Упражнения на технику рисунка углём.

Для передачи особенностей меха, оперения птиц или фактура букета из сухих трав и веточек требуется различный приём в работе, который отрабатывается на занятиях, начиная с младшего возраста по программе раннего эстетического обучения, конечно, если ребёнок посещает занятия в группе раннего эстетического обучения, но если обучение в ДХШ начинается позже, то этому обучению — работы мягким материалом отводятся часы, начиная с первого класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Рисунок» в области изобразительного искусства «Живопись». Постепенно от года в год, после приобретённых знаний и навыков в работе мягкими материалами усложняются задания и натурные постановки. (Рис. 4)

hello_html_dd58d4.jpghello_html_m69aeb707.jpg

Рис. 4 Работы учащихся мягким материалом (из фонда ДХШ г. Пятигорск)

Рисунки углём

hello_html_m64f81d2a.jpg

Рис. 5 Набросок

hello_html_68d27a77.jpg

Рис. 6 Пейзаж

hello_html_m2256ac4c.jpg

Рис. 7 Длительный тональный рисунок натюрморта

hello_html_147e6f28.jpg

Рис. 8 В. Шварц «Иоанн Грозный у тела убитого им сына»

Сангина, соус, пастель

Кроме угля художники для рисования применяют и такие художественные материалы как сангина, соус, пастель. (Рис.9)

hello_html_59115d29.jpg

hello_html_54c54a37.jpg

hello_html_m4bdfe3c6.jpg

Рис. 9 Художественные материалы

Сангина — сыпучий. как уголь, материал, но цвет сангины красновато-коричневый, делают её из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать так же, как и углём: линией, штрихами, точкой, пятном, используя приём растирания (растушёвки).

Прессованный уголь и соус (чёрный) — материалы жирные, глубокого чёрного тона. Но не только соус чёрный, он может представлять и другие цветовые оттенки — коричневые, серые. Соус имеет ту особенность, что им можно работать по-сухому, растирая и разводя его кистью в воде.

Пастель — материал, применимый в живописи и графике. Выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющими форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. В технике «сухой» пастели широко используется метод «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов. Так же можно использовать акварельную бумагу, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. Так же используют ластик или кусочек хлеба (батон).

Для защиты рисунков, выполненые сангиной, соусом, пастелью их фиксируют специальным фиксатором или лаком. Рисунок пастелью при этом немного теряет свою пастельность , цвета становятся более глубокими.

Часто в работе художники используют смешенный материал: уголь, сангина, мел или пастель, уголь. (Рис.10 а, б)

hello_html_4b12aca.jpg

Рис. 10 а) Работы детй ДХШ г. Пятигорск. Просмотр 2016

hello_html_m4f087a37.jpghello_html_268a53a8.jpg

hello_html_m348a7ee1.jpg

Рис. 10 б). Работы учащихся (2012 — 2013 уч. год), пр. Фисенко С. В.

«Сухая кисть»

Сухая кисть — живописный и графический приём в изобразительном искусстве. Основой этой техники является нанесение краски, малонасыщенным связующими веществомами, с помощью кисти на фактурную поверхность. Подходит для рисования сухой кистью бумага для акварели. В качестве красителя можно использовать гуашь, тушь, акрил, темперу, масло.

Основой приёма в технике «сухая кисть» является применение очень незначительного количества связующих веществ (вода), так, чтобы кисть оставалась почти сухой. Кисти выбираются жёсткие — натуральная щетина. До начала работы краска наносится кистью на политру и растирается до однородной массы. Кисть после растирания должна быть практически сухой. Начинать работу надо большой кистью, прорабатывая основные тона, мелкими кистями ведётся работа над небольшими формами. деталями. В завершении, с помощью ластика (или мела) просветляются детали и наносятся блики. Блики можно нанести белилами или мелом. (Рис. 11 а, б)

hello_html_3820499d.jpg

Рис. 11 а). Дадашева Елизавета, 13 лет. пр. Фисенко С. В.

hello_html_m11e397e7.jpg

Рис. 11 б). Саркисян Ангелина, 14 лет, пр. Фисенко С. В.

«Творческий» рисунок в третьем классе натюрморта «Осенний»

Учебные задачи рисунка натюрморта включают следущее: освоение принципов последовательности ведения рисунка. умение доводить рисунок до определённой степени завершённости; овладение навыками целостного видения натуры; развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Материал исполнения — уголь.

Натюрморт состоит из табурета, предмета быта — глиняный горшок, натуральные овощи: кабачок, тыква, связка лука (муляж), луковицы, однотонная драпировка. Постановка находится на полу, линия горизонта высокая. Общая продолжительность работы над натюрмортом 12 часов.

Рисунок над натюрмортом «Осенний» выполняется в несколько этапов. Работы учащихся 2014 — 2015 учебного года иллюстрируют этапы работы над тематическим натюрмортом «Осенний», преподаватель Фисенко Светлана Викторовна.

( Приложение 2, рис. 2 — 7)

Приложение 1

Линейно-конструктивный рисунок

hello_html_m7e24ff3e.jpg

Рис. 1 Линейно-конструктивный рисунок натюрморта «Осенний», бум., граф. кар.

Приложение 2

Тонально-живописный рисунок. Последовательность работы над натюрмортом «Осенний».

hello_html_m5cd2d322.jpg

Рис. 2 Натюрморт «Осенний», бум., уголь, 1-й этап

hello_html_50edb651.jpg

Рис. 3 Натюрморт «Осенний», бум., уголь, 2-й этап

hello_html_24d399a4.jpg

Рис. 4 Натюрморт «Осенний», бум., уголь, 3-й этап

hello_html_3303026c.jpg

Рис. 5 Натюрморт «Осенний», бум., уголь, 4-й этап

hello_html_7b31abce.jpg

Рис. 6 Натюрморт «Осенний», бум., уголь

hello_html_65a60fc6.jpg

Рис. 7 Натюрморт «Осенний», бум., уголь

Литература

1. Ломоносова М. Т. «Графика и живопись» Москва АСТ «Астрель» 2002

2. Щипанов А. С. «Юным любителям кисти и резца» Москва «Просвещение» 1981

3. Беда Г. В. «Основы изобразительной грамоты» Москва «Просвещение» 1981

4. Ли Н. «Основы учебного академического рисунка» Москва ЭКСМО 2005

5. Сафаралиева Д. А. «Учебный рисунок в академии художеств» Москва «Изобразительное искусство» 1990

6. Тонконог С. С. «Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке» статья, Хабаровск 2010

Что же такое рисунок? | Творческие проекты и работы учащихся

Рисунок — изображение на плоскости, созданное с помощью средств графики.
Художесвенный рисунок или академческий рисунок — вид графики, является основой всех видов изобразительного искусства.


Без знания основных требований академического рисунка, художник не сможет грамотно работать над художественным произведением. В виде графической основы рисунок присутствует в любом изображении на плоском объекте (бумаге), в этом значении произведение оценивается с точки зрения качества.

Рисунок может выполняться как самостоятельное, отдельное произведение графики, либо быть дополнительным и вспомогательным этапом при создании картин живописи, графических работ, скульптур или архитектурных объектов. Рисунки или предварительные наброски для создания настоящих произведений живописи нередко имеют самостоятельное, колоссальное художественное значение и ценность.

Рисунки являются технической основой изобразительного искусства, поэтому искусство грамотного рисунка глубоко изучается всеми художниками, скульпторами и архитекторами в раках предмета «академический рисунок».

Рисунки пишут в процессе изучения натуры, при поиске композиционных решений графики, живописи и скульптурных произведений, при разметке живописной картины как подготовительный этап под живопись.


Графический станковый рисунок

Станковый рисунок — самостоятельное прозведение, является в европейском искусстве отдельным видом графики. Станковыми рисунками являются также известные нам рисунки огромной эстетической ценности, первоначальное предназначение которых и неважно.

С живописью рисунок объединяет его уникальность, в то время как гравюры и литографии могут распространяться и иметь большое количество равнозначных экземпляров.

Части рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, собственная тень (менее освещенная часть рисунка) и отбрасываемая тень (падающая на поверхность, на которой находится предмет), полутени (тени между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (наиболее яркий и освещенный участок рисунка).

С помощью графического рисунка художники передают не только форму и степень прозрачности и освещенности объекта, но и цвет, — посредством черно-белого оттенка(для черно-белых рисунков), соответствующего данному цвету.

Пишутся рисунки в основном на белой бумаге. В станковом рисунке используются различные графические материалы: уголь, соус, сангина, цветные мелки, краски с помощью кисти и пера, тушь, чернила, карандаши, капиллярные пишущие узлы.
В учебном рисунке в настоящее время используется графитный карандаш и уголь.

Перейти к стр.5 С чего начинать учиться рисовать?

11 Причин, Почему Рисование Так Нужно Взрослым

Все дети очень любят рисовать, и родители знают, что раскраска — это лучшее занятие для ребенка. Прошли годы, и сейчас многие взрослые люди сами начинают интересоваться рисованием. Интернет пестрит курсами и мастер-классами по рисунку, а магазины завалены раскрасками для взрослых. Но это не только модное хобби, а еще и очень полезное занятие! И сейчас мы расскажем вам, почему.

11 Причин, Почему Рисование Так Нужно Взрослым, фото № 1

1. Рисование пробуждает творческий потенциал.

Рисуя или раскашивая, вы раскрываете свои творческие способности, развиваете фантазию и креативность. А эти качества хороши при решении любых жизненных проблем.

2. Рисование очищает от негативных мыслей.

Рисование — это как йога для нашего мозга. Когда человек рисует, его полушария работают гармонично и слаженно. Все лишние мысли уходят, и это очень расслабляет и позволяет нам забыть о любом негативе.

3. Повышается концентрация внимания.

Наше внимание постоянно направленно на множество задач, забот и обязанностей. Рисование помогает сфокусировать внимание на одном деле и спокойно довести его до конца. Таким образом, развиваются способности концентрации, которые можно применить в любой сфере.

4. Рисование дает уставшему мозгу отдохнуть.

Когда вы рисуете, ваш мозг воспринимает это как медитацию. Именно каждодневное рисование помогает гармонизации работы мозга.

5. Рисование — отличный способ расслабиться в любое время и в любом месте.

Скучно в самолете? Рисуйте. Испытываете стресс на работе? Рисуйте (только в обед, а не в рабочее время). Нечем заняться дома? Рисуйте. Это здорово! Вы можете делать это где угодно.

6. Рисование улучшает двигательные навыки.

Раскрашивание рисунка внутри линий совершенствует моторно-зрительную координацию и двигательные навыки. Рисование помогает развить «твердость» руки и четкость движений.

7. Рисование избавляет от беспокойства и напряжения.

Рисование — это самый действенный способ, чтобы снять стресс. Не верите? Проведите за рисованием хотя бы полчаса и вы удивитесь результату.

8. Рисование приносит в жизнь удовлетворение и радость.

Когда вы рисуете и у вас получается отличная картина, вы испытываете радость и гордость за свои успехи. Чувство удовлетворения и самодостаточности от своих достижений — гарант положительных эмоций.

9. Рисование развивает чувство прекрасного и позволяет иначе взглянуть на мир.

Когда вы постоянно рисуете, то окружающий мир становится ярче и интереснее. Вы чаще замечаете краски жизни там, куда раньше бы даже не посмотрели.

10. Рисование помогает в освоении других видов деятельности.

Доказано, что рисование приносит положительный результат и для другой деятельности. Например, помогает в изучение иностранных языков. А если вы хотите развить память, нарисовать информацию — лучший способ ее запомнить.

11. Рисование поможет вам изобразить ваш внутренний мир.

Ваше видение мира, ваши интересы и увлечения, ваше душевное состояние и эмоции теперь вы сможете изображать на бумаге. И это очень важно, выразить то, что порой нельзя сказать словами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *