Титры в кино: 10 культовых вступительных титров к фильмам – Титры фильма

Титры фильма

Когда кинокартина выходит к зрителю, сразу же приобретают значение мелкие детали. Все они влияют на восприятие, на общее качество итогового результата. Потому об этих мелочах можно и нужно говорить. В настоящей статье обратим внимание на то, какое место в кино занимают титры фильма.


Помимо драматургии, режиссуры, монтажа и других основополагающих элементов, в существе кинофильма присутствуют и многочисленные не столь заметные детали, которые значительным образом влияют на облик и восприятие конечного результата.

И так как речь идёт будто бы о мелочах, многие начинающие авторы попросту не придают им должного значения, как чему-то второстепенному, не слишком важному. Зритель же, сознательно или бессознательно, всегда подмечает мелочи. И пренебрежение к мелочам может в итоге вылиться в пренебрежение зрителем. Не зря говорят, что Бог (или Дьявол) кроется в деталях. В настоящей статье мы хотим поговорить об одной из таких мелочей и выясним, чем важны

титры фильма.

Создание титров существует немногим больше, чем живёт сам кинематограф. Многие зрители знают, что в эпоху немого кино повествование иногда прерывалось вставками с поясняющими титрами, чтобы аудитория могла правильно трактовать происходящие на экране события (такой вид титров назывался интертитром). Тогда и в Голливуде, и в любой другой кинематографии для этой работы даже существовала отдельная специальность.

Интертитр из фильма -Нибелунги-

Специалисты должны были обеспечить такой дизайн вставок с титрами, чтобы они состояли в эстетическом единстве с остальным кинематографическим материалом. Уже тогда сформировалось понимание того, что титры – не просто некая условная текстовая информация

, а также средство художественной выразительности. И режиссёры немого кино пытались даже теоретически осмыслять значение интертитров.

«Неожиданная «информирующая» чтица — кстати сказать, простой сколок с обязательного в японском театре Кабуки чтеца — совершенно органически вплеталась титром в ткань фильма еще в эпоху немого кино. <…> Неоднократно делались попытки идти в этом направлении дальше и вовлекать титры в самую гущу действий, драматизируя их монтажом и разницей кадрового размера. Вспомним хотя бы, например, монтажно-титровое начало «Старого и нового», достаточно эмоционально ритмизированное и вводящее в атмосферу фильма (см. рисунок)»

Сергей Эйзенштейн, из статьи «Гордость»

Схема последовательности титров фильма -Старое и новое-

Но вместе с исчезновением с экранов беззвучных картин, ушли в прошлое и интертитры. С этого момента в кинофильмах сохранились только титры в конце фильма и в начале.

Исторически их облик видоизменялся. Так, примерно до начала 60-х годов (а в лентах стран социалистического лагеря и далее), вся информация записывалась в открывающие титры, а заключительные состояли из одной лишь формулировки «Конец фильма».


Затем более или менее устоялся современный вариант титров c наиболее заметными членами съёмочной команды (режиссер, сценарист, оператор, актеры и т.д.) в начале картины и длинными исчерпывающими данными в финале.

Впрочем, нас не так уж сильно интересует история явления. Значительно более важной нам представляется непосредственная работа с титрами, как художественным явлением.

Встреча по одёжке

Приходится вспомнить банальную поговорку о том, что встречают по одёжке, потому что она справедлива. И одёжкой фильма зачастую становятся титры – именно они, как правило, предстают перед зрителем в самом начале.

Мой зрительский опыт показывает, что режиссёры короткометражного кино очень часто при работе над титрами не утруждают себя даже сменой стандартного шрифта в монтажной программе (особенно узнаваемый шрифт – из Adobe Premiere, он сразу бросается в глаза). Когда титры фильма сделаны столь небрежно, то внутренне сразу задаёшься вопросом: «Неужели автор настолько не уважает собственное кино, что не счёл нужным поискать другой шрифт?». После этого все остальные элементы фильма будут вызывать сомнение, дополнительный скепсис и критическое отношение.

Подобные смешанные чувства также вызывают титры, созданные излишне вычурно, если они при этом никак не соответствуют содержанию предложенного фильма. Представим, что титры сделаны с использованием большого количества визуальных эффектов и графики, а затем зритель получает скупую, не слишком хорошо снятую камерную историю. Естественным образом это вызовет раздражение.

Однако стоит сказать, что скромные, сбалансированные титры вряд ли могут повредить киноленте любого формата. Достаточно вспомнить сдержанные белые буквы на чёрном фоне, успешно встраивающиеся в эстетику как блокбастеров Кристофера Нолана, так и комедий Вуди Аллена.

Разумеется, чтобы более или менее успешно выбирать эстетику своих титров, нужно заострить внимание на том, какими они бывают вообще.

Нордическая сдержанность и безудержный пафос

Есть целая категория весьма скромных вариантов того, какими могут быть титры фильма.

Мы уже упоминали самые обыкновенные белые буквы на чёрном фоне. В определённой степени их использование – беспроигрышный вариант, потому как сами по себе они нейтральны, и им можно придать любую интонацию (особенно поработав над соответствующим звуковым и музыкальным сопровождением).

Иногда такой вид титров может усложняться сменой цвета шрифта. Например, мы все знаем знаменитые титры Квентина Тарантино, которые нередко сделаны в жёлтых или оранжевых тонах на чёрном фоне.

Многие наверняка помнят агрессивные титры «Заводного апельсина», сопровождающиеся знаменитой музыкой. Значительную долю эффекта в них играет сменяющийся яркий цветной фон.


Не менее запоминающимися стали титры фильма Джона Карпентера «Хэллоуин» — опять же, благодаря потрясающему саундтреку и причудливо выбранному фону с хэллоуиновской тыквой.

Простые титры можно сделать разнообразнее, если наложить их не на статичный задник, а поверх происходящего на экране действия. Кстати говоря, этот метод эффективно можно применять в короткометражном кино, т.к. часто в короткометражках приходится бороться за сокращение хронометража, а наложение титров поверх материала позволяет сразу же начать движение истории, экономя время на открывающей заставке. Например, во время титров культовой картины Роберта Родригеса «От заката до рассвета» персонажи братья Гекко характерными действиями раскрывают свои образы (один пьёт виски за рулём прямо из горлышка бутылки, другой рассматривает огнестрельную рану на ладони, после чего заматывает её обыкновенным скотчем).

Наконец, иногда открывающие титры превращаются в самостоятельный полноценный номер. Клип, если угодно. Первой на ум приходит, конечно же, франшиза о Джеймсе Бонде, знаменитом агенте 007, потому что броские и пафосные титры – в значительной мере визитная карточка серии картин про похождения сотрудника MI-6. Причём эти титры каждый раз специально разрабатываются под новый фильм, поэтому теперь, за десятки лет существования франшизы, мы имеем кладезь ярких открывающих заставок.


Рискнём предположить, что бондиана многое сделала для того, чтобы в современных телесериалах открывающие титры превратились в самостоятельные произведения. Действительно, сериалы сегодня могут соревноваться между собой в вычурности начальной заставки. «Настоящий детектив» предлагает одно, «Мир Дикого Запада» другое, «Чёрное зеркало» — третье. Но всегда это стильные, эффектные и с должным вниманием сделанные титры.

Порой встречаются и уникальные варианты титров, заключающие в себе совсем необычные приёмы. Лично автору статьи вспоминаются открывающие титры ленты Пьера Паоло Пазолини «Птицы большие и малые». В них вся информация пелась в виде бодрой песни на фоновом саундтреке, что сразу же задавало зрителю нужное настроение.

Титры после фильма редко отличаются большим разнообразием, потому что мало кто из зрителей их смотрит. В подавляющем большинстве случаев это просто проезжающая снизу вверх вереница текста, в которой учтены все участники процесса от исполнителей главных ролей до водителей и поваров, перечислены все цеха и компании, а также обозначены обязательные дежурные слова вроде случайности совпадений с реальной жизнью, защищённостью прав и годом производства. Иногда эта информация может возникать не с прокруткой, а отдельными блоками, а рядом может идти поддерживающий материал (фотографии со съёмок, неудачные дубли или что-то в этом роде), но сути заключительных титров подобные косметические меры не меняют.

В любом случае, ключевым вопросом при выборе стиля титров остаётся единство формы и содержания. Титры должны гармонично взаимодействовать со всем остальным материалом фильма, не отпугивать зрителя, в лучшем случае готовить аудиторию к предстоящему действу.

Весьма прискорбно видеть ситуации, в которых режиссёр халатно относится к работе над титрами – таким образом, он только наносит вред своему детищу. Однако мы надеемся, что люди, читающие эти строки, будут с умом подходить и к процессу разработки титров в том числе.

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

Самые красивые титры в кино

Вступительные титры (заставки, вступления) — неотъемлемая часть любых фильмов/сериалов: они знакомят нас с командой, усердно трудившейся над проектом, оповещают о начале «кина» и дают небольшое время зрителям подготовиться к просмотру — можно успеть порыться в телефоне или сбегать за едой. Иногда режиссеры предпочитают обходиться без длинных вступлений, показывая лишь название фильма и сразу переходя к делу. В других же случаях мы слушаем нудный голос актера озвучки, перечисляющий одно за другим имена cast and crew, всплывающие на черном фоне. Но порой создатели используют титры для того, чтобы уже в первые несколько минут полностью погрузить зрителя в атмосферу фильма и произвести на него неизгладимое впечатление. И тогда мы получаем самые настоящие маленькие шедевры, которые хочется пересматривать снова и снова.

В связи с этим мне захотелось представить вам список своих любимых заставок, которые я с удовольствием пересматриваю отдельно от фильмов, к которым они относятся.

1. Казино Рояль (Реж. Мартин Кэмпбелл, 2006)

Фильм, повествующий о том, как Бонд стал Бондом, начинается с яркой и красочной заставки, в которой зритель оказывается за покерным столом и наблюдает за тем, как враги шпиона рассыпаются на символы карточных мастей. И вся эта красота сопровождается великолепной песней Криса Корнелла «You know my name».

2. Хранители (Реж. Зак Снайдер, 2009)

Один из самых серьезных и мрачных фильмов о супергероях начинается с пересказа истории США после Второй мировой войны в альтернативной реальности, в которой Брюс Уэйн не становится Бэтменом, президент Кеннеди погибает от пули одного из супергероев, а победу над Японией отметила поцелуем совсем другая парочка. И все это происходит под «The Times Are a-Changin'» Боба Дилана, упоминавшуюся, кстати, в самом первоисточнике.

3. Девушка с Татуировкой Дракона (Реж. Дэвид Финчер, 2011)

Признаюсь честно, этот фильм я пока так и не посмотрела. Однако шикарную, эффектную и динамичную заставку к нему под великолепный кавер на «Immigrant Song» легендарных Led Zeppelin я пересматриваю постоянно, хоть и не совсем понимаю, что в ней происходит. Креативный директор Blur Studio Тим Миллер, работавший над титрами, сказал, что его целью было отразить важные события, происходившие в книгах, и показать развитие главной героини. Судя по тому, в каком восторге от заставки пребывали читавшие (как и нечитавшие) книгу зрители, ему это удалось. А вот самим фильмом многие были разочарованы, особенно после такого многообещающего начала.

4. Человек-паук 2 (Реж. Сэм Рэйми, 2004)

Титры ко всем частям трилогии Рэйми начинаются начинаются одинаково, под ту самую эпичную тему, написанную Дэнни Элфманом, и, без сомнений, все три вступления очень красиво сделаны. Однако, по моему мнению, именно у второй части самая красивая заставка, ведь о событиях из первой нам напоминают при помощи картинок из комикса, нарисованного художником Алексом Россом, в качестве персонажей в котором изображены актеры из самого фильма.

5. Запределье (Реж. Тарсем Сингх, 2006)

Сюрреалистичное, оригинальное, великолепно снятое вступление завораживает мгновенно, а от Симфонии номер 7 Бетховена бегут мурашки по коже. По словам самого Тарсема, он всегда хотел использовать в его работах именно это произведение и, хотя ему сложно объяснить, чего он хотел добиться, примерно это можно описать так: «A lot of chaos, but without much energy». Лишние комментарии не нужны, однозначно смотреть и пересматривать — как титры, так и сам фильм.

6. Поймай меня, если сможешь (Реж. Стивен Спилберг, 2002)

Мне было 10 лет, когда мы с сестрой пошли на этот фильм, и я помню, как уже во время титров я шепнула ей: «Кажется, это мой новый любимый фильм.» И ведь стал же таковым — в какой-то мере благодаря красивому вступлению. Интригующая шпионская тема, написанная Джоном Уильямсом, и захватывающая анимированная история противостояния Фрэнка Эбегнейла-мл. и Карла Хэнрэтти мгновенно очаровывают зрителя, позволяя ему окунуться в стильные 60-е.

7. История одного вампира (Реж. Пол Вайц, 2009)

Темное, местами жутковатое, но веселое вступление представляет собой путешествие двух марионеток по главным местам действия фильма — мрачному лесу, кладбищу и цирку уродов, попутно знакомя зрителя с персонажами, однако при этом ни капли не раскрывая сюжета.

8. Семь (Реж. Дэвид Финчер, 1995)

Честно говоря, я боюсь этих титров. Они словно предупреждают, что вас ждет поистине страшная история, так что если вы не готовы к ней, то лучше выключайте фильм прямо сейчас. Но выключать не хочется и ты завороженно досматриваешь, как маньяк создает и «украшает» один из своих дневников. Конечно же, особую атмосферу титрам придает микс песни «Closer» группы Nine Inch Nails, особенно выкрикнутая в самом конце строчка «You get me closer to GOD!»

9. Большой куш (Реж. Гай Ричи, 2000)

В титрах к этому фильму мне больше всего нравится вторая часть, в которой по очереди представляют каждого персонажа при помощи индивидуальных постеров. Над ними работали дизайнеры Стюарт Хилтон и Йен Кросс, почерпнувшие эту идею из книги о Мохаммеде Али, в которой было полным-полно винтажных постеров с рисованными шрифтами. Идея всем понравилась, а персонажные постеры получились очень эффектными. Как и в целом титры, которые выполнили свою задачу на 100%, показав, что нас ждут очень крутые герои и такой же крутой запутанный сюжет.

10. 007: Координаты Скайфолл (Реж. Сэм Мендес, 2012)

Двадцать третий по счету фильм Бондианы начинается с того, что рука тянет главного персонажа ко дну, намекая на наступающий кризис в жизни суперагента. Заставка, наполненная множеством символов, точно следует за текстом одноименной песни Адель, показывает нам эмоциональное состояние потерявшегося, ослабевшего Бонда, знакомит нас с местами действия фильма, включая его родной дом в Шотландии — Скайфолл, а также намекает на трагический исход судьбы одного из героев фильма.

10. 007: Координаты Скайфолл (Реж. Сэм Мендес, 2012)

Двадцать третий по счету фильм Бондианы начинается с того, что рука тянет главного персонажа ко дну, намекая на наступающий кризис в жизни суперагента. Заставка, наполненная множеством символов, точно следует за текстом одноименной песни Адель, показывает нам эмоциональное состояние потерявшегося, ослабевшего Бонда, знакомит нас с местами действия фильма, включая его родной дом в Шотландии — Скайфолл, а также намекает на трагический исход судьбы одного из героев фильма.

Итак, вот мои 10 любимых заставок, которые я готова без устали пересматривать и каждый раз находить в них нечто новое. На самом деле этот список гораздо больше, да и по мере просмотра мной новых (и старых) фильмов он будет постоянно увеличиваться. А пока что будет интересно узнать, какие вступления к фильмам вы считаете самыми красивыми и оригинальными. 🙂

Как создать качественные титры для фильма

Портал Premium Beat рассказал о главных ошибках, которые совершают авторы независимых фильмов при создании титров.


Разница между фильмами, снятыми за десять тысяч и за миллион долларов, стремительно исчезает. Все же, вне зависимости от того, насколько хорошими становятся камеры, есть некоторые детали, которые способны выдать низкобюджетный фильм с головой. Одна из них — титры.

Обычно авторы низкобюджетных фильмов выбирают один из двух путей:

1. Пытаются создать сложные анимированные титры в After Effects

2. Стараются пользоваться простыми средствами, накладывая титры поверх изображения или на черный фон

Если вы не профессиональный пользователь After Effects, лучше придерживайтесь второго варианта. Попытки сделать сложные титры самостоятельно проваливаются в 99% случаев, а большинству проектов это просто не нужно. Сейчас большинство фильмов стремится уменьшить количество титров в самом начале, а также к минималистичному дизайну в целом.

Хотя универсального решения не существует, эти советы помогут сделать титры стильными и профессионально.

1. Используйте маленький размер шрифта

Часто авторы независимых фильмов используют шрифт неподходящих размеров, что сразу же отпугивает зрителя. Нет никаких причин пускать титры на половину экрана, если вы не стремитесь к определенному стилю (например, блок текста, который перекрывает большую часть изображения).

Найдите размер шрифта, которого будет достаточно, чтобы прочитать надписи не приглядываясь, но не больше. Исключение из правила — название фильма, которое можно сделать гораздо крупнее. В остальном же — никогда не увеличивайте шрифт, если в этом нет необходимости.

2. Выберите изящный шрифт

Это может показаться очевидным, но чаще всего авторы плохо выбирают вид шрифта. Главный совет здесь — не используйте текстурные шрифты, поскольку они могут выглядеть очень дешево.

Опять же, у этого правила есть исключения, но чистые и простые шрифты всегда лучше. Помните, что если ваш фильм станет успешным, его будут смотреть в течение многих лет, поэтому не стоит использовать шрифт, который быстро устареет впоследствии.

3. Не анимируйте титры

Несколько лет назад в кино появилась тенденция — анимировать титры, чтобы они совпадали с изображением. Например, титры могли следовать за автобусом, который ехал по улице. Она быстро исчерпала себя, но многие независимые режиссеры все еще пытаются анимировать свои титры, считая, что так их фильмы будут выглядеть дороже. Чаще всего, лучше упростить.

4. Следите за кадрированием

Можно сразу сказать, когда монтажер не следил за кадрированием титров. Надписи будут сменять друг друга, при этом следующий блок будет слегка передвинут в сторону. Или же название фильма, которое должно быть расположено по центру, оказывается чуть смещено.

5. Избегайте оттенения

Оттенение может выглядеть хорошо в случае, если вы используете его для поддержания определенного визуального стиля, но не стоит им пользоваться только для того, чтобы выделить титр на общем фоне.

Например, если вы пытаетесь разместить титры на высококонтрастном фоне, идея добавить оттенение может показаться заманчивой. Это логично, но может повредить общему стилю. Если без оттенения не обойтись — используйте его, но убедитесь, что оно присутствует на всех титрах, чтобы они казались цельными.

 

 

8 чудесных импровизаций в современном кино — Попкорн

Талантливый актер талантлив во всем. Он будет худеть и толстеть для роли, носить громоздкий костюм и тяжелый грим, быть в образе 24/7. Но порой актеры выходят за рамки своих ролей и сценария и делают чудесное — импровизируют. И их бесподобные экспромты входят в финальный монтаж.

Съемки финальной сцены битвы за Хогвартс в «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II» заняли недели. Камера снимала не переставая, и Рэйф Файнс старался не выходить из образа. Под конец он уже начал говорить не по сценарию — никто из съемочной команды не знал, что скажет Тот-Кого-Нельзя-Называть в следующую секунду. Один из самых запоминающихся его диалогов — до нападения Невилла — был полностью сымпровизирован.

Warner bros.

Сцена ужина в «Логане» показалась режиссеру Джеймсу Мэнголду скучноватой, и он попросил Хью Джекмана и Патрика Стюарта рассказать побольше о своих героях, раскрыть их. Так из восьмиминутного экспромта появился добрый диалог о школе Ксавьера для одаренных подростков.

Marvel

Тот самый «двойной удар» Генри Кавилла из «Миссии невыполнима: Последствия» был импровизацией. Она отлично «переключала» настроение героя и всю атмосферу сцены, и режиссер решил ее оставить.

Bad Robot

Между дублями открывающей сцены «Джокера» Хоакин Феникс так сильно растянул губы до боли, что пустил слезу. У режиссера было еще несколько вариантов, но он оставил именно этот.

DC

Во время экспрессивного монолога Кэлвина Леонардо ДиКаприо так сильно сдавил бокал в руке, что порезал руку. Актер не вышел из роли и продолжил играть, что отлично вписалось в образ героя и вошло в финальный монтаж. Не говоря уже об уважении партнеров по съемкам и неподдельном ужасе на их лицах.

The Weinstein Company

Вся сцена смерти Тони Старка в «Мстители: Финал» была придумана актерами. У братьев Руссо были раскадровки и общие идеи, как завершить сюженую арку героя. Но все детали продумать и воплотить в жизнь режиссерам помогли Дон Чидл, Гвинет Пэлтроу и Роберт Дауни мл.

Marvel

В финальном кадре «Назови меня своим именем» Тимоти Шаламе нарочно ломает «четвертую стену». Сам актер признается, что это оммаж «Отрочеству», но получилось намного эффектнее, чем простая отсылка к другой картине.

Frensy Film Company

На съемках «Тоня против всех» в сцене знакомства мамы Тони и Джеффа Эллисон Дженни отошла от сценария и задала актером парочку неприличных вопросов. Эта неловкая сцена идеально вписалась в повествование.

LuckyChap Entertainment

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Титр (в кино) — это… Что такое Титр (в кино)?

  • ТИТР (в кино) — ТИТР (франц. titre, от лат. titulus надпись), в кино надпись в фильме. Внутрикадровые титры субтитры используются обычно для иностранных фильмов, выпускаемых без дублирования …   Энциклопедический словарь

  • Титр (в кино) — …   Википедия

  • ТИТР — 1) вес шелковых нитей определенной длины; 2) в химии крепость раствора, измеряемая весом растворенного вещества в кубическом сантиметре (или другой объемной единице) его раствора. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Титр — Титр: Титр раствора в химии. Титры в кино и телевидении. Титр бактерий Титр в иммунохимическом анализе Титр в текстильной промышленности …   Википедия

  • ТИТР — ТИТР, титра, муж. (франц. titre от лат. titulus). 1. Надпись, содержащая пояснительный текст или передающая слова действующих лиц в кинокартине (кино). 2. Мера тонины шелковой нити определенной длины, выраженная в весовых единицах (спец.). Титр… …   Толковый словарь Ушакова

  • титр — а; м. [франц. titre] 1. Надпись на кадре в фильме, передающая слова действующих лиц или содержащая пояснительный текст. Титры кинофильма. Внутрикадровый т. (субтитр). 2. Хим. Концентрация раствора, употребляемого для титрования. Т. раствора. * *… …   Энциклопедический словарь

  • ТИТР — (франц. titre от лат. titulus надпись), в кино надпись в фильме. Внутрикадровые титры субтитры используются обычно для иностранных фильмов, выпускаемых без дублирования …   Большой Энциклопедический словарь

  • Титр — I (от франц. titre качество, характеристика)         в аналитической химии (См. Аналитическая химия) концентрация раствора, выраженная количеством (в граммах) растворённого вещества в 1 мл раствора или количеством какого либо вещества,… …   Большая советская энциклопедия

  • Титры — У этого термина существуют и другие значения, см. Титрование. Титр в кино  надпись в фильме; бывают заглавные, или вступительные, промежуточные и заключительные титры, а также внутрикадровые надписи  субтитры, использующиеся при… …   Википедия

  • КОЭН (братья) — КОЭН (Coen) братья Джоэл (р. 29. 11. 1954) и Этан (р. 21. 09. 1957), американские сценаристы, режиссеры и продюсеры. Хотя в титрах их фильмов Джоэл указан как режиссер, а Этан как продюсер, на деле братья совмещают эти функции, и сами пишут… …   Энциклопедия кино

  • Зачем нужны сцены после титров? — Статьи на КиноПоиске

    Стингеры, которые стали привычным сюрпризом в фильмах Marvel (новые «Стражи Галактики» не исключение), появились еще на заре кино.

    В «Стражах Галактики 2», которые выходят в российский прокат 4 мая, будет целых пять сцен после титров, чего не скрывает режиссер фильма Джеймс Ганн. Продюсер Кевин Файги и его коллеги создали целую вселенную, склеивая ее кусочки с помощью маленьких полуминутных эпизодов. Для фильмов Marvel Studios этот формат не редкость, однако изобрели его далеко не там. КиноПоиск обратился к истории стингеров и обнаружил, что этот феномен возник очень давно, еще на заре кинематографа.

    «Идите домой. Пока!»

    У сцены после титров есть много названий. Чтобы не использовать громоздкое словосочетание из трех слов, было придумано несколько терминов: стингер, эпилог, хвост (tag), десерт (credit-cookie) и пасхалка (egg). Каждое из этих слов обозначает сцену, которая следует за завершением рассказа и кульминацией. При этом вовсе не обязательно, чтобы эпизоду вне повествования предшествовали титры. К примеру, первый стингер в истории кинематографа обошелся без таковых.

    Дело было в 1903 году, когда Эдвин Портер снял классический вестерн «Большое ограбление поезда». В этом фильме, как и во многих других того периода, вообще нет титров. Картина во многом стала инновационной: впервые в сюжете было больше одной линии, использовался параллельный монтаж (когда показываются события, происходящие одновременно, но в разных местах), а для концовки специально сняли дополнительную сцену — тот самый стингер.

    «Большое ограбление поезда» провожает зрителя стрельбой главного героя в экран. Эта сцена, как и сам фильм, сейчас хранится в Библиотеке Конгресса США как часть американского культурного наследия. Спустя почти 90 лет дань истории отдал Мартин Скорсезе, использовав в «Славных парнях» точно такой же прием, но в зрителя на этот раз стрелял Джо Пеши.

    Другой стингер, который стал классикой и до сих пор живет на экранах, появился в 1960 году в фильме «Одиннадцать друзей Оушена». Он также идет вразрез с современным пониманием послетитровой сцены, потому что сцена вне повествования развивается как раз в тот момент, когда по экрану снизу вверх бегут имена актеров и создателей. Фрэнк Синатра, сыгравший тогда Дэнни Оушена, идет по бульвару Лас-Вегаса под песню Сэмми Дэвиса «Ee-O Eleven». Друзья постепенно расходятся, а титры близятся к концу.

    Финальная проходка перекочевала в новые фильмы про Дэнни Оушена. Провернув дело, герои обязательно собираются в одном месте, томно переглядываются под музыку, а потом расходятся с набитыми карманами. Разница с вариантом 1960 года лишь в том, что сбор происходит не во время титров, а предвосхищает их.

    Еще один стингер, датированный 1963 годом, тоже не укладывается в современный канон. Речь о второй серии легендарной бондианы «Из России с любовью» с Шоном Коннери в главной роли. Никакой полноценной сцены нет, а есть лишь текст, который появляется после титра «The end» и сообщает: «Не совсем конец. Джеймс Бонд вернется в следующем фильме по произведению Яна Флеминга „Голдфингер“».

    Полноценная добавочная сцена в таком виде, в каком мы ее знаем, появилась лишь в конце 1970-х. Именно в те времена титровая простыня растянулась до неимоверных размеров, потому что профсоюзы обязали студии указывать абсолютно всех, кто приложил руку к созданию ленты. Перечень лиц и организаций и так мало кто досматривал до конца, но для тех немногочисленных зрителей, которые по каким-то причинам решили задержаться в кинозале, сюрприз приготовили «Маппеты». Красное мохнатое существо прокричало зрителям: «Идите домой. Пока!» Этот стингер перекочевал и в современные фильмы про маппетов.

    Послетитровый бум случился в Голливуде в 1980-е. Стингеры взяли на вооружение комедии и фильмы ужасов. Чаще всего добавочные сцены использовались, чтобы пошутить напоследок или напугать. Однако с тех пор функционал стингеров сильно расширился.

    «Дадим ему еще 20 минут»

    Некоторые фильмы хотят оставить собственное послевкусие, поэтому, даже когда история закончилась и все точки над «i» расставлены, они подкидывают зрителям еще одну сцену, дабы закрепить эффект. Яркий пример — любая часть «Мальчишника в Вегасе» с ее сумасшедшим слайд-шоу или женской грудью бедолаги Стю. В «Смертельном оружии 3» есть сцена, которая могла бы стать хорошим завершением франшизы. Она не несет никакой смысловой нагрузки, лишь подкидывает еще одну шутку и в очередной раз заставляет героя Дэнни Гловера сказать легендарную фразу «Я слишком стар для этого дерьма».

    Если обратиться к семейному кино, то в качестве примера можно привести «Кунг-фу Панду», где По и мастер Шифу мило трапезничают. Затем камера отъезжает, и мы видим, что семена, посаженные Шифу, проросли. Тем самым мультфильм еще раз повторяет свою мораль: «Терпение, всему нужно время».

    В комедии Бена Стиллера «Солдаты неудачи» после титров смаковали персонажа Тома Круза, которому эта роль подарила номинацию на «Золотой глобус». Круз порадовал зрителей тремя минутами уморительных танцев в исполнении Лу Гроссмана.

    Но самая необычная развлекательная сцена после титров пока на счету у «Адреналина». Создатели сделали полноценную 8-битную игру, в которой Чив Челиос разбирается со своими обидчиками. Жаль, что никто на просторах интернета не собрал веб-версию этой двухмерной стрелялки.

    Стандартные двухчасовые рамки фильма порой слишком тесны для авторов. Подчас создатели киноленты не успевают рассказать вам обо всех героях: кого-то бросили посреди повествования, кого-то лишь однажды упомянули и больше не называли по имени и т. д. К счастью забытых персонажей, им нашлось место в стингерах. Первым о герое, потерявшемся между строк сценария, напомнил фильм 1980 года «Аэроплан». После титров нам показали человека, который сел в такси к главному герою, но так никуда и не уехал, потому что водитель ушел по своим делам. За время фильма на счетчике такси набежало уже больше 100 долларов, но мужчина все равно упорствует: «Дадим ему еще 20 минут, но на этом все».

    С тех пор появилось бесчисленное множество сцен, объясняющих, что же произошло с тем или иным персонажем. Из последних — злобное снежное чудище с ледяными шипами из «Холодного сердца», ставшее снежной королевой.

    Краб Таматоа из «Моаны» так и не смог подняться со спины, потому что ему никто не помогает.

    Нарезки с неполучившимися кадрами — это визитная карточка Джеки Чана. Это не только смешные или пугающие моменты, но и взгляд по ту сторону кадра на то, как выполнялись самые умопомрачительные трюки в истории кинематографа. Смешными дублями порой отмечаются комедии вроде «Между ангелом и бесом» и даже мультфильмы. Кинотрадицию забавно обыграли в «Истории игрушек 2».

    Все та же «История игрушек» умудрилась отметиться после титров «Корпорации монстров». В стингер поместилось камео непутевого динозавра. Это еще один вид дополнительной сцены, когда в финале появляется звезда, которую создателям или зрителям хотелось увидеть в фильме, но по определенным причинам это не случилось.

    В мюзикле «Продюсеры» вне повествования объявился Мел Брукс со своим «Вот и всё!». Рокеры из Blue Oyster Cult в финале «Обкуренных» безуспешно пытаются продать фанатам футболки с лого своей группы, Аланис Мориссет появляется в образе бога (отсылка к «Догме») в продолжении «Джея и Молчаливого Боба», а по окончании ремейка «Зловещих мертвецов» на экране виден сам Эш в исполнении Брюса Кэмпбелла. Тогда это была лишь дань уважения, но вышло так, что стингер стал анонсом возвращения Эша и полноценного сериала.

    Впрочем, далеко не всегда послетитровая сцена рассказывает нам о побочных персонажах. Порой до конца титров стоит досидеть, чтобы узнать судьбу главного героя. Если бы мы не были столь терпеливыми, мы бы не узнали, что Лиам Нисон в «Схватке» поборол волка и выжил.

    Киллиан Мёрфи в «28 днях спустя», наоборот, умер. Сцену, опубликованную в Британии на DVD, показали в некоторых американских кинотеатрах после титров.

    Однако премию за самый неожиданный твист после титров впору отдавать «Проклятию Чаки», в котором древнему злу досталось по заслугам. Казалось бы, Чаки может вернуться, но, если вы видели стингер последнего фильма, то знаете, что едва ли это возможно. В нем вспомнили Энди Барклая из фильма 1988 года, и он поставил точку раз и навсегда. Наверное.

    После титров удобно анонсировать продолжение фильма. С одной стороны, дополнительная сцена — практически самостоятельная единица, и, если вдруг фильм не окупится или не понравится зрителям, про нее можно будет забыть. В конце концов, ее видела меньшая доля зрителей. С другой стороны, стингер с анонсом — это приятный бонус, который продлевает эффект от фильма и подогревает ожидания. Первым возможное продолжение анонсировал «Молодой Шерлок Холмс» в 1985 году. Злодей, якобы погибший в концовке, оказался живым и здоровым. Более того, он хорошо нам знаком, и его зовут Мориарти.

    Увы, сиквел «Молодого Шерлока Холмса» так и не случился. Такой же обманчивый стингер поселился в 1987 году в «Повелителях вселенной», где скелет сказал, что он вернется, но так и не вернулся.

    Обед с обязательным чизкейком

    «Мистер Старк, вы часть большей вселенной», — сказал в 2008 году Ник Фьюри после титров «Железного человека» и запустил необратимый процесс. Marvel Studios переосмыслила стингеры. В руках Кевина Файги и его коллег послетитровые сцены стали клеем, который связал между собой уже 14 фильмов. Новые «Стражи Галактики» станут пятнадцатыми в списке.

    «Железный человек»

    Стингер как мостик для построения вселенной работает не так, как стингер для сиквела. Во-первых, он не анонсирует продолжение того фильма, который вы только что посмотрели. Он уводит вас в сторону, намекая, что знакомый герой окажется в иной обстановке и в компании других персонажей. Как говорит продюсер Marvel Кевин Файги, их послетитровые сцены, по сути, рассчитаны на 5% аудитории.

    «Все наши стингеры сделаны по следующей схеме. Если вы не знаете, кто такой Ник Фьюри, для вас после „Железного человека“ появился всего лишь Сэм Джексон с повязкой на глазу. Кто-нибудь попозже скажет вам, кто это был, — утверждает Файги в интервью Slash Film. — Если вы не знаете, что такое Мьельнир, то увидите просто молот в кратере. „Что это значит? В чем вообще суть?“ — спросите вы. „Это космический куб. Оу, Локи еще жив“, — так отреагировало большинство на концовку „Тора“. Мне понравилось идея с тонким намеком на Феникса, который Брайан [Сингер] сделал в маленьком эпизоде. Во время первых уик-эндов я и Джосс [Уидон] заглядываем в зал, чтобы посмотреть реакцию. Примерно один из 150—200 фанатов вскрикнет: „О боже! Это же…“ Или: „Что это? Свет под водой? Что это такое?“ Все, что нам нужно, — это 5% аудитории, которая разберется в показанном и всем расскажет. Так было с Ником Фьюри».

    Файги признается: ему приятно, что киновселенная Marvel приучила людей досматривать титры до конца. Таких в конце ждет маленькая награда. Вслед за Файги и Уидоном свои вселенные принялись мастерить Sony с «Человеком-пауком», Fox с «Людьми Икс» и Warner Brothers с «Лигой справедливости». Делают они это с разным успехом.

    В современном кино дошло до того, что отсутствие сцены после титров — уже более громкое заявление, чем ее наличие. Режиссер «Логана» Джеймс Мэнголд обдуманно отказался от стингера, так как хотел, чтобы его фильм воспринимали как самостоятельное произведение, а не как часть целой вселенной.

    «Логан»

    «После каждого приема пищи нужно всегда съедать чизкейк, неужели? Это что, новое правило такое? Я не могу подать дома обед без чизкейка? — объясняет на пальцах Мэнголд свое решение. — Есть множество причин поступить иначе. Серьезно, что из себя представляют сцены после титров, если не рекламу следующего фильма? Мы пытаемся сделать кино, которое начинается и заканчивается как самостоятельное произведение. Нам больше нечего сказать, потому что мы все уже сказали».

    В данный момент полноценно развернутыми киновселенными можно назвать только «Звездные войны» и комиксовые франшизы «Мстителей», «Лиги справедливости», «Людей Икс». Еще дюжина киновселенных в планах или на стадии одного-двух фильмов. Среди них «Лего», «Трансформеры», вселенная монстров, стартующая в этом году с «М

    Вступительная заставка — Википедия

    Вступительная заставка или опенинг (англ. title sequence, opening, сокращённо OP) — художественный метод, посредством которого в фильмах (телевизионных передачах и компьютерные играх) представляется название произведения, имена создателей и актёров. В основном вступление отражает визуальное содержимое, знакомит с персонажами и в некотором смысле кратко передает концепцию сюжета,[1] используя при этом художественные приёмы и стиль произведения. Не перечисленные во вступительной заставке ключевые персоны (участвовавшие в производстве фильма), указываются в идущих после вступительных титрах, являющиеся наложением текста на происходящее действие.

    Название произведения обычно стилизовано, в основном отражая суть передаваемого содержимого.

    С момента изобретения кинематографа вступительные музыкальные заставки были использованы в началах фильмов для того, чтобы определить, какие кинопроизводственные компании участвовали в его создании и в качестве сигнала о том, что фильм начался.

    С конца 1950-х годов, вступительная заставка фильма выделилась отдельной ветвью современного дизайна и иллюстрации. Как концептуальное направление, её стали впервые развивать Сол Басс и Морис Биндер, они же вдохновили многих подражателей как в кино, так и в телевидении.

    Однако некоторые ранние фильмы имеют довольно необычные и особенные разработки вступительных заставок. К примеру в «Бот Шоу» (англ. Show Boat) 1936 года, как заставка используется постепенное накладывание на экран маленьких вырезанных бумажек с текстом[2]. Её создал Джон Харкридер (John Harkrider), который создал костюмы для оригинальной бродвейской постановке мюзикла 1927 года[3].

    Вступительные заставки для полнометражных фильмов в настоящее время не очень распространены, в основном, она присутствует в многосерийных телевизионных фильмах и представляет собой короткую нарезку ключевых кадров. Их использование в полнометражном кино сейчас считается атрибутом архаичности, но некоторые фильмы, грамотно используя метод, добиваются эффектного зрелища.

    Известные примеры[править | править код]

    Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
    • Сейлор Мун (1992—1997, 2004) — под звуки мелодии «Попкорн» главная героиня сериала, Усаги Цукино, восстанавливает разрушенное Лунное Королевство после битвы с Королевой Берилл. Это второй опенинг сериала из трех возможных вариантов.
    • Игра (1997) — под звуки пианино проигрывается старое семейное видео главного героя.
    • Угнать за 60 секунд, 2000 — камера облетает фотографии главных героев, автомобильные модельки и запчасти в красно-черных тонах под композицию Moby — Flower.
    • Женщина-кошка (2004) —одновременно со вступительными титрами с помощью старинных гравюр, документов и газетных статей рассказывается о предшественницах главной героини от Древнего Египта до начала XX века.
    • Коралина в Стране Кошмаров (2008) — зрителям показывают процесс изготовления тряпичной куклы (одновременно проходят вступительные титры).

    Сериалы, так как вступительные заставки идут в самом начале эпизода, как правило, включают сцены из предыдущих эпизодов, после которого проигрываются короткие клипы, представляющие ключевых персонажей, кульминационные моменты и т. п. В настоящее время вступительная заставка для сериала является визитной карточкой. Многие современные западные сериалы имеют собственные узнаваемые видеоряд и музыкальное сопровождение.

    Известные примеры[править | править код]

    Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
    • Остаться в живых (2004) — пролетающее за камеру слово «LOST» на чёрном фоне, изменяющее оптический фокус. Если присмотреться, то легко можно заметить низкополигональность фигур, а также кратковременный графический артефакт Z-буфера в букве O.
    • Доктор Хаус (2004) — совокупность видеонарезки из сериала и старых медицинских чертежей.
    • Декстер, 2006 — представляет собой монтажную нарезку с элементами макросъёмки, в которой повседневные действия, такие как бритьё, чистка зубов и приготовление завтрака, визуально отражают тёмную сущность главного героя.
    • Во все тяжкие (2008) — коллаж из кадров эпизодов, плюс игра слов с химическими элементами периодической таблицы. Например, Br и Ba в заголовке сериала.
    • Игра Престолов (2011) — камера пролетает над трёхмерной картой мира сериала, останавливаясь на тех местах, где происходит действие предстоящего эпизода. На каждой остановке сооружения поселений возводятся из мелких деталей, подобно часовому механизму, и буквально вырастают из поверхности карты.

    В аниме вступительную заставку принято называть опенингом (от англ. opening, сокр.: OP).[4] Его, как правило, показывают после короткой завязки сериала, либо после краткого содержания предыдущих серий, он представляет собой анимацию, изображающую главных героев аниме.

    Стилистически большая часть заставок — это анимационные клипы на песни, написанные специально для аниме, последующая продажа которых отдельными дисками даёт авторам существенный доход.[1]

    Длится опенинг, как правило, ровно полторы минуты. В течение всего времени ролика демонстрируются титры[1] — имена создателей аниме, композитора, автора первоисточника (если сериал снят по манге или ранобэ), имена озвучивающих актёров (сэйю) и другая информация связанная с производством или сюжетом аниме.

    Иногда вступительный ролик также включает в себя субтитры с текстом песни на японском языке, предлагая таким образом зрителю петь.

    В некоторых случаях заставка не показывается в первой (первых) серии аниме, если по замыслу авторов не планируется сразу раскрывать внешний облик персонажей или какие-либо элементы сюжета.

    После начала тенденции сопровождения игры кинематографическими элементами вступительную заставку принялись внедрять в игровой процесс. Раньше, например, название игры просто отображалось во вступительном видеоролике, проигрываемой после запуска игры, или просто в игровом меню. В игре Fahrenheit опенинг запускается сразу после начала новой игры, и словно в фильмах, отображаются начальные титры под главную тему игры. Некоторые игры, избегая игровых меню и начальных роликов, сразу начинают игровой процесс, ассоциируя его с коротким эпизодом перед началом вступительной заставки, при этом на экране пробегают начальные титры — всё это создаёт эффект просмотра кино, нынче популярного приёма среди разработчиков игры. Примером такого использования является видеоигра по фильму The Lord of the Rings: The Return of the King от EA: геймплей почти неразрывно (без игровых меню, уровня обучения) начинается после заставки, показывающей моменты предыдущего фильма.

    Известные примеры[править | править код]

    Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
    • TRON 2.0 (2003) — после короткого эпизода, объясняющего, как герой попал в компьютер, следует заставка под главную музыкальную тему, совмещённая со вступительными титрами — из разных блоков и полигонов собирается название игры.
    • Half-Life 2 (2004) — G-Man показывает спящему Гордону Фримену последствия его действий.
    • Fahrenheit (2005) — на чёрном фоне падают лепестки роз, показываются названия издателя и разработчика игры (по аналогии продюсера и производителя фильма), главный герой произносит монолог и рассказывает нам свои воспоминания: вся игра является его пересказом произошедших событий. Дальше под музыку главной музыкальной темы над Нью-Йорком летит ворон.
    • The Elder Scrolls IV: Oblivion, 2006 — император Уриэль Септим произносит монолог под музыку главной темы, в то время показывается видеоряд, иллюстрирующий слова императора. После монолога камера летит над Имперским городом, показывается название игры.
    • Остаться в живых (2008) — вся игра построена на эпизодах, схожих с теми же в сериале. Каждый эпизод, кроме первого, начинается перечислением ключевых моментов игры («В предыдущих эпизодах игры»), при этом все ролики срежиссированы подобно сериалу, после которого следует знаменитая заставка пролетающего слова «LOST». Примечательно, что авторы игры следуют, хотя бы художественным, канонам оригинального источника: игра начинается с показом глаза главного героя с близкого расстояния — в сериале таким образом представляли каждого нового персонажа.
    • Prototype (2009) — игроку кратко рассказывается о событиях игры словами протагониста, а также демонстрируются его возможности.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *