Конвертер и декодер Брайля / Обучение / АНО «Центр полномочных представителей общественных объединений инвалидов «ЭКСПЕРТ»
Конвертер и декодер Брайля / Обучение / АНО «Центр полномочных представителей общественных объединений инвалидов «ЭКСПЕРТ» — nko-expert.ruАвтономная
некоммерческая
организация
Безбарьерная среда для
людей с ограничениями
Поддержать нас
Конвертер и декодер по системе Брайля
Конвертер шрифта по системе Брайля
Для вашего удобства при обследовании объектов вам пригодятся наши конвертор и декодер шрифта Брайля.
С помощью нашего конвертера вы сможете перевести любой текст на шрифт Брайля и наоборот.
Для этого вам нужно ввести текст на русском языке в поле конвертирования и автоматически он переведтся на текст шрифтом Брайля. Благодаря конвертеру шрифта по системе Брайля вы можете переводить неограниченное количество текстов, а также использовать инструмент для тренировки визуального чтения текста Брайлем.
Перевод на шрифт по системе Брайля:
Версия для печатиШрифт Брайля – это рельефно-точечный тактильный шрифт, который был изобретён незрячим тифлопедагогом Луи Брайлем в 1821 году. В его основе 6 выпуклых точек, расположенных вертикально в два ряда по три. Различные комбинации этих точек и формируют буквы, цифры, знаки препинания и т.д.
Декодер шрифта по системе Брайля
С помощью декодера шрифта Брайля вы можете перевести текст, написанный шрифтом Брайля на русский язык.
С нашим декодером вы можете тренироваться в обучении шрифту Брайля, а также дистанционно общаться с слабовидящими и незрячими людьми.
Введите текст по системе Брайля:
Перевести на русский Перевести на английскийРезультат перевода:
Шрифт Брайля – это рельефно-точечный тактильный шрифт, который был изобретён незрячим тифлопедагогом Луи Брайлем в 1821 году. В его основе 6 выпуклых точек, расположенных вертикально в два ряда по три. Различные комбинации этих точек и формируют буквы, цифры, знаки препинания и т.д.
АНО По исследованию и экспертизе доступной среды для людей с инвалидностью «Центр «Эксперт».
Все права защищены. 2019 — 2021
Контент временно отсутствует!
Контент временно отсутствует!
Сообщить об ошибке Нашли ошибку?Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.
Журнал «Шрифт» • Гражданский шрифт и кириллический Киш
3 сентября 2013
правление царя Петра I (16891725) в России произошла реформа кириллического шрифта. Полуустав, применявшийся ранее, был сохранён только для набора религиозной литературы. Для всех остальных изданий был введён шрифт, по форме подражавший латинской антикве и позднее названный гражданским. Был также частично изменён состав русского алфавита, утверждено применение европейских (арабских) цифр, упорядочены пунктуация и применение прописных литер в наборе. Кириллица, таким образом, приобрела форму антиквы, примерно так же как Московское царство было переодето в одежды европейской империи. В сущности, введение гражданского шрифта означало адаптацию кириллицы, приспособление кириллических букв к формам латинской антиквы. Однако реформированная Петром кириллица получилась бы значительно качественнее с точки зрения современного искусства шрифта, если бы ее создатели опирались в своей деятельности на лучшие образцы латинских шрифтов XVII начала XVIII века.
В 1689 году семнадцатилетний Пётр I был провозглашён единоличным царём и правителем России. С самого начала царствования вся его невероятная энергия была направлена на реформирование российского государства, его армии, экономики, управления, культуры. В результате этих сверхчеловеческих усилий Петру удалось за 30 с лишним лет своего правления совершенно изменить течение российской истории, превратив Россию из замкнутой и самодостаточной азиатской страны в довольно открытое и ориентированное на Европу государство. Хотя эти реформы насаждались сверху насильственно и стоили больших жертв, тем не менее в результате Российская империя стала фактом общеевропейской истории. В этой ориентации России на культуру наиболее развитых стран огромную роль сыграла петровская реформа кириллического шрифта 17081710 годов, которая приблизила кириллицу к форме латинской антиквы.
Пётр I в Голландии. Неизвестный гравёр. Офорт. 1717. Российская национальная библиотека.
Единственным видом кириллического наборного шрифта в конце XVII века был полуустав. По форме он мало изменился с середины XVI века, со времён московского первопечатника Ивана Фёдорова. По своей структуре это было средневековое рукописное письмо, достаточно чёрное и очень декоративное, но малопригодное для потребностей нового времени. Буквенный состав алфавита уже не вполне отвечал фонетике живого русского языка. В полууставе применялось множество надстрочных знаков (ударений, знаков придыхания, буквенных сокращений). Это сильно усложняло работу наборщика по сравнению с набором латиницы. Кроме того, числа по традиции обозначали буквами с особыми значками (титлами), что затрудняло восприятие научных и технических текстов. Издания, набранные полууставом, имели вид средневековой рукописной книги и внешне очень отличались от европейской книги XVII века. Однако за неимением другого шрифта полууставом печатали и церковную, и светскую литературу, в том числе буквари и учебники, а также первую русскую газету «Ведомости», вышедшую в начале 1703 года.
В 1703 году была издана «Арифметика» Леонтия Магницкого. В этот учебник были включены сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии, а также таблицы логарифмов. В нём впервые вместо славянской цифири (обозначения чисел буквами) были применены европейские (так называемые арабские) цифры. Основной текст был набран полууставом, но для математических терминов применялась латинская антиква, а также греческий. Все эти шрифты были не согласованы друг с другом как по цвету, так и по характеру рисунка. При сравнении этого учебника с западными образцами Петру, возможно, и пришла идея о реформировании кириллицы и приближении её к латинице, об отказе от полуустава и создании более «чистого», то есть более светлого шрифта, который позднее получил название гражданского.
Страница из «Арифметики» Леонтия Магницкого. Москва. 1703.
Научная библиотека МГУ. Электронная копия библиотека МНЦМО.
В деле шрифтовой реформы у Петра был непосредственный августейший предшественник и даже, возможно, образец для подражания. Французский король Людовик XIV, Король-Солнце во второй половине своего правления тоже занимался реформированием шрифта. По его приказу была образована королевская комиссия по стандартизации ремёсел, которая на своём первом заседании в январе 1693 года начала с упорядочения типографского ремесла. Для этого в качестве «идеального алфавита» инженер Жак Жожон (Jacques Jaugeon) спроектировал и затем пуансонист Филипп Гранжан де Фуши (Philippe Grandjean de Fouchy) нарезал так называемый Romain du Roi (королевскую антикву), которым в 1702 году в Королевской типографии в Париже была набрана роскошная иллюстрированная книга «Медали в честь важнейших событий правления Людовика Великого» (Medailles sur les principaux evenements du regne entier de Louis le Grand). Экземпляр этой книги был в библиотеке Петра. Возможно, что шрифтовая деятельность Короля-Солнца отчасти послужила примером для российского царя. Однако королевская антиква не отличалась так радикально по рисунку от современных и предшествующих ей шрифтов, как отличался гражданский шрифт от своих кириллических предшественников. Это была вариация всё того же латинского шрифта антиквы. Кроме того, французский король не собирался изменить в одночасье все шрифты во Франции. Он хотел получить новый шрифт для собственной типографии. У будущего российского императора были более глобальные замыслы.
Возможно, французский король Людовик XIV стал для Петра I образцом для подражания в деле шрифтовой реформы. Но если Король-Солнце лишь хотел получить новый шрифт для собственной типографии, то замыслы будущего российского императора были значительно шире.
Титульный лист книги «Медали в честь важнейших событий правления Людовика Великого», набранный королевской антиквой (Romain de Roi). Париж. 1723. Национальная библиотека Франции, BnF.
Тем не менее петровская реформа шрифта в России не была закономерной, как, например, было закономерным введение наборной антиквы в Италии в конце XV века. Антиква была основана на гуманистическом минускуле массовом почерке образованных людей того времени. В основе же гражданского шрифта не было единого, устоявшегося массового письма. Рукописных почерков в это время было несколько: традиционная скоропись с росчерками, более медленное письмо (так называемое гражданское), которым писались официальные документы, и многочисленные переходные формы. Скорописные почерки развились во взаимодействии и под влиянием киевской и западнорусской скорописи, а также под влиянием латинских рукописных почерков, но единого общепринятого письма ещё не сложилось. Реформа шрифта скорее опиралась на волю монарха, которой нельзя было прекословить, чем на созревшую общественную необходимость. Одни и те же идеологические мотивы лежали в основе таких действий Петра, как приказание подданным брить бороды, курить табак и носить голландское платье, как строительство европейской столицы посреди лесов и болот, как издание книг, набранных кириллическим эквивалентом антиквы. Царь хотел, чтобы страна выглядела по-европейски. И, возможно, насильственная реформа русского шрифта была вызвана главным образом его желанием иметь на русском языке книги, подражающие по форме и структуре книгам, изданным на Западе.
Гражданское письмо. 1703.
Скоропись. Грамота об избрании на Московское государство Михаила Фёдоровича Романова. XVII век. РГБ.
Реформа шрифта 17081710 годов была не первой попыткой Петра приблизить кириллицу к латинице. Гражданскому шрифту хронологически предшествовали гравированные надписи на книжных титулах, географических картах и других образцах печатной продукции, а также русские шрифты голландских типографий, печатавших в конце XVII начале XVIII века по заказам Петра русские книги и карты. По характеру и те и другие представляли собой противоречивое соединение прописных литер латинского алфавита, аналогичных кириллическим, и специфических знаков кириллицы, заимствованных из строчного печатного полуустава XVII века.
Кириллические прописные буквы, изготовленные в словолитне Тесинга. Амстердам. 16991707.
Строчные буквы голландских шрифтов походили на гражданское письмо и полуустав. Поэтому результаты голландского книгоиздания, очевидно, в конечном итоге не удовлетворили Петра, и он решил перенести проектирование нового шрифта в Россию.
Состав знаков петровского гражданского шрифта и их формаВ результате петровской реформы состав знаков в русском алфавите сократился до 38 букв вместо 45. Были выброшены знаки, унаследованные из греческого алфавита, омега и пси, а также лигатуры от и ос, юс большой, юс малый и вариант знака земля. Вместо знака е открытое была введена буква э, а знак [йа] заменила буква я. Были отменены также надстрочные знаки, знаки сокращений, славянская цифирь (обозначения чисел буквами), введены европейские минускульные цифры и знаки препинания, а также упорядочено применение прописных знаков. Если в полууставе прописные применялись только в начале абзацев, то в книгах, набранных гражданским шрифтом, прописными обозначаются начала предложений, а также имена собственные, географические названия и некоторые особо важные понятия. Активно стали применяться переносы длинных слов, характерных для русского языка, с помощью дефиса. Таким образом, внешний облик петровской книги был максимально приближен к виду книги европейской.
Шрифт, утвёржденный Петром, в обоих его вариантах (1708 и 1710 годов) достаточно един по характеру рисунка. Пропорции его знаков, степень контрастности, соотношение прописных и строчных литер, характер овалов, форма засечек и других деталей явно навеяны барочной голландской антиквой старого стиля, особенно по сравнению с полууставом. Это заметнее всего в знаках, общих для латиницы и кириллицы, а также в первоначальных вариантах н, р, т. Большинство знаков, специфических для кириллического алфавита, тоже переработаны в стиле антиквы. Некоторые знаки нового шрифта имеют рисунок, близкий к соответствующим буквам русской скорописи и гражданского письма или их элементов. Нижние правые штрихи у К, к и нижние левые штрихи у Я, я имеют мягко изогнутую волнообразную форму, напоминающую форму аналогичного штриха знака R королевской антиквы (Romain du Roi). Несколько знаков нового шрифта сохранили форму полуустава, хотя и они частично были перерисованы в стиле антиквы.
Тем не менее, несмотря на внешнее сходство с голландской антиквой эпохи барокко, при ближайшем рассмотрении гражданский шрифт достаточно сильно отличается от неё, так что некоторые исследователи относят его к шрифтам переходного стиля. По цвету он несколько светлее большинства современных ему голландских шрифтов, его засечки довольно тонкие и почти не скругляются в местах примыкания к основным штрихам, подобно засечкам королевской антиквы. В крупном размере петровского шрифта только несколько букв по рисунку похожи на латинские аналоги, но и в них наблюдаются существенные различия в деталях. Строчная а нового шрифта без капли на конце левого верхнего штриха и с выпуклой вверх полуовальной частью вообще не похожа на аналогичные литеры латиницы, и только в рукописных образцах 1570 года Джованни Франческо Креши (Giovanni Francesco Cresci) встречается подобная форма.
Гражданский шрифт крупного кегля. 1707.
В голландской наборной антикве конца XVII начала XVIII века прописная М, как в римском капитальном письме, всегда имеет наклонные боковые штрихи, а диагонали соединяются в районе линии шрифта. В петровском шрифте боковые штрихи М совершенно вертикальные, а диагонали соединены почти в середине высоты знака. Подобная конструкция встречается только в прописных М амстердамской типографии Яна Тесинга (Jan Thesing), печатавшей русскую литературу в начале XVIII века по заказу Петра I, а также в гравированных надписях на русских картах, книжных титулах и календарях того же времени. Формы прописной С без засечки на конце нижнего штриха и двусторонних засечек в С, S, s встречаются в латинской антикве начала XVIII века, но они не очень характерны для наборных шрифтов этого времени и тоже находят аналогии в гравированных надписях на русских картах и календарях. В латинской наборной антикве выраженные двусторонние засечки у С и в особенности S, как правило, появляются к концу первой трети XVIII века, а форма М с вертикальными боковыми штрихами возникает только к середине XVIII века.
Конструкция некоторых букв петровского шрифта при внимательном рассмотрении отличается от конструкции аналогичных латинских знаков. Например, в литерах А, У, у, Х, х отсутствуют внутренние засечки на концах основных диагональных штрихов. В знаках Ц, ц, Ш, ш, Щ, щ отсутствуют внешние нижние засечки. Наконец, завершение левого верхнего штриха у первоначальных вариантов П, п, Р, p, т совершенно не похоже на антиквенные аналоги. Человек, знакомый с латинской графикой, не мог изобразить литеры подобной формы. Можно подумать, что желание нарисовать латинские буквы с характерной левой треугольной засечкой натолкнулось на полное непонимание её конструкции.
Почему в литерах гражданского шрифта встречаются отклонения от традиционной формы антиквы? И разве амстердамским мастерам, гравировавшим пуансоны для российского самодержца, не проще было использовать знакомую форму латинских букв? Очевидно, дело было в оригиналах этих знаков.
Всё это относится к крупному кеглю гражданского шрифта (приблизительно равен 36 пунктам). В комплектах среднего (приблизительно равен 12 пунктам) и мелкого (приблизительно равен 10 пунктам) кеглей прописные А, П, Р, Т и строчные п, р, т приобретают привычную форму голландской антиквы. Форма строчных а и у в среднем и мелком кегле тоже приближается к латинской. Только Х и х упорно сохраняют отсутствие засечек. Интересно, что у прописной и строчной К в крупном кегле верхний диагональный штрих кончается двусторонней горизонтальной засечкой, как в соответствующем латинском знаке, а у аналогичных букв в среднем и мелком кегле на этом месте появляется каплевидное окончание.
Эти отклонения от традиционной формы антиквы не могут быть случайными. Ведь амстердамским мастерам, гравировавшим пуансоны для российского самодержца, гораздо проще было использовать знакомую форму латинских букв. Очевидно, дело было в оригиналах этих знаков.
Краткая история создания гражданского шрифтаКак известно из сохранившихся писем Петра, первые рисунки новых русских букв трёх размеров в январе 1707 года сделал военный инженер, чертёжник и рисовальщик Куленбах (Kuhlenbach), работавший при штабе русской армии под командованием Меншикова. Шла война со шведами, и штаб армии перемещался в зависимости от хода военных действий. Эскизы новых букв передал Куленбаху сам Пётр, приехав в конце 1706 года в штаб, который тогда находился в Жолкве недалеко от Львова. Не исключено, что эскизы букв сделал сам Пётр. Несмотря на разнохарактерные источники гражданского шрифта (антиква, гражданское письмо, полуустав), его автор проявил незаурядное творческое начало и изобретательность, конструируя знаки, характерные для кириллицы, и добился известного графического единства. Однако автором эскизов не мог быть никто из известных нам современных Петру художников-гравёров, хотя форма некоторых букв гражданского шрифта напоминает надписи на гравюрах Адриана Схонебека (Adriaan Schoonebeeck), Питера Пикарта (Pieter Piquart), Алексея Зубова и других гравёров петровского времени. Ведь они должны были знать конструкцию букв антиквы и изображать засечки в необходимых местах. Но рисунки самого царя, конечно, никто не решился бы исправлять. Поэтому Куленбах повторил их буквально. В таком случае большее сходство букв гражданского шрифта в мелких кеглях с голландской антиквой объясняется тем, что разницу в формах мелких литер труднее заметить, и Куленбах нарисовал их более привычными.
Фрагмент титульного листа из Брюсова календаря. Гравюра. 1709.
По эскизам были сделаны оригиналы 32 строчных букв и 4 прописных (А, Д, Е, Т) в трёх размерах. Оригиналы остальных прописных литер не были выполнены, очевидно, из-за недостатка времени, поэтому их надо было сделать по эскизам строчных в соответствии с размерами прописных. Первоначально Пётр хотел пригласить в Москву голландцев, чтобы они сделали на месте новый шрифт и наладили книгопечатание по европейскому образцу, выучив русских мастеров. Однако пригласить пуансониста оказалось слишком дорого, к тому же в Амстердаме в то время работало всего два таких мастера, которые были загружены заказами и не хотели ехать в далёкую Москву. Поэтому было решено заказать в Амстердаме по рисункам Куленбаха полный комплект пуансонов и матриц в трёх кеглях. Копии рисунков были переданы также мастерам московского Печатного двора для параллельного изготовления новых букв.
Образец строчных литер амстердамской работы. 1707.
В июне 1707 года, как явствует из писем Петра, им получены из Голландии оттиски шрифта среднего кегля, а в сентябре оттиски набора крупного и мелкого кеглей. Быстрота и техническое качество изготовления пуансонов, матриц и литер нового шрифта говорит о профессиональной квалификации амстердамского пуансониста (мы не знаем его имени). Но мастер, выполнявший заказ, даже не задумался о форме букв, которые он вырезал, повторив за Куленбахом строго по оригиналам все нелепости рисунка: и отсутствие засечек у части знаков, и странную форму а, р, п и т, очевидно, увидев в этом особенности кириллического шрифта.
На московском Печатном дворе в это время словолитцы Михаил Ефремов, Григорий Александров и Василий Петров по присланным рисункам делали пуансоны и матрицы своего варианта нового шрифта. Однако сравнение с присланными из Амстердама оттисками было не в пользу московских словолитцев, и их работа была остановлена до прибытия на Печатный двор голландского шрифта.
К концу 1707 года три приглашённых голландских типографа вместе со шрифтом, типографским станком и другими принадлежностями уже добрались до Москвы через Архангельск. Первая книга, набранная новым гражданским шрифтом, «Геометриа славенски землемерие», была напечатана в марте 1708 года, за ней последовали несколько других.
Но работа над шрифтом не закончилась. По результатам наборных проб царь решил изменить форму некоторых литер и добавить несколько пропущенных букв традиционного алфавита. Характерно, что эскизы дополнительных знаков, присланные Петром в апреле 1708 года в Могилёв, куда переехал штаб армии, видимо, были такого качества, что Куленбах не увидел разницы в рисунке по отношению к первоначальным буквам и повторил оригиналы этих знаков по старым эскизам. Недовольный Пётр прислал эскизы снова и велел переделать работу. По новым рисункам, сделанным Куленбахом в Могилёве в июле 1708 года, Пётр заказал дополнительные литеры в Москве на Печатном дворе и параллельно в Амстердаме.
Титульный лист книги «Геометриа. Славенски землемерие». Москва. 1708.
В Москве к осени 1708 года были изготовлены в среднем кегле 21 прописная и 21 строчная литеры, а в мелком кегле только 17 строчных. Их делали словолитцы Печатного двора Григорий Александров и Василий Петров, поскольку самый лучший мастер Михаил Ефремов весной 1708 года умер. В Амстердаме в 1709 году было сделано по 18 дополнительных строчных букв во всех трёх кеглях. И те и другие представляли собой частью варианты уже выполненных, частью буквы, опущенные ранее. В новых вариантах наиболее странные черты рисунка были, как правило, изменены в сторону меньшей оригинальности, и в общем шрифт стал гораздо спокойнее. Вместе с тем форма некоторых литер потеряла в выразительности, например, строчная д стала просто повторять прописную, а очаровательная рукописная форма с петлей внизу была отменена. Если сперва прописные литеры делались по рисункам строчных, то после корректуры, наоборот, некоторые строчные (д, и, п, т) были сделаны по рисункам прописных. Строчные буквы среднего кегля использовались как прописные мелкого кегля (25 букв из 34 совпадают по рисунку). Среди строчных крупного кегля в наборе петровских книг попадаются прописные А, Б, Д, Е, Т московской работы, по росту совпадающие со строчными. Есть предположение, что это были капительные знаки. Но мне кажется, что это следы петровских экспериментов по увеличению количества кеглей шрифта. (Вряд ли царь осознавал в то время потребность в капительном наборе, если вообще знал о его существовании.) Благодаря всем этим изменениям кириллическая антиква стала состоять преимущественно из прямоугольных форм, и её строчные литеры до сих пор по рисунку незначительно отличаются от прописных.
Дополнительные строчные литеры гражданского шрифта, изготовленные в Амстердаме. 1709.
В Голландии дополнительные литеры делались в этот раз около года. Московские буквы за это время несколько раз доделывались и переделывались. Этих корректур было не менее четырех. Корректировка Петром гражданского шрифта проходила во время главных событий Северной войны, поскольку 27 июня 1709 года под Полтавой была разгромлена сухопутная армия шведского короля Карла XII. И только в сентябре 1709 года пуансоны амстердамских дополнительных литер прибыли в Москву. В октябре, видимо, был исправлен и отпечатан окончательный вариант азбуки, включивший исправленные и доделанные буквы как амстердамской, так и московской работы. 18 января 1710 года Пётр I посетил Печатный двор и одобрил оттиски азбуки. Затем он провел последнюю корректуру: вычеркнул старые знаки печатного полуустава от, омега, пси и первые варианты знаков нового шрифта и собственноручно на внутренней стороне переплётной крышки написал: «Симы литеры печатать исторические и манифактурныя книги. А которыя подчернены, тех вышеписанных книгах не употреблять» («Этими литерами печатать исторические и технические книги. А которые вычеркнуты, тех в вышеупомянутых книгах не употреблять»). На первом листе этой эталонной азбуки стоит дата: «Дано лета Господня 1710, Генваря в 29 день» (29 января 1710 года). Таким образом, реформа кириллического алфавита завершилась. Однако первоначальные формы букв петровского гражданского шрифта, отменённые царём-реформатором, применялись вместе с утвержденными до 40-х годов XVIII века, когда появились новые кириллические шрифты.
Поскольку европейские минускульные цифры начали применяться ещё раньше петровской реформы шрифта, очевидно, их не заказывали специально. Наверное, пуансоны и матрицы цифр и знаков препинания вместе с латинскими шрифтами приобретались в Европе агентами русского царя вместе с другим оборудованием, материалами, книгами и предметами роскоши. Возможно также, что по заказу Петра их привозили западные купцы. Известно, что ещё в 1703 году словолитец Михаил Ефремов отливал латинские шрифты, очевидно, импортного происхождения. Уже в первых книгах, набранных новым шрифтом, применялось не менее 3 кеглей минускульных цифр из нескольких шрифтов, латинские точки, запятые, двоеточия, точки с запятой, дефисы, квадратные и круглые скобки, а также фигурные линейки. То, что в первых изданиях они не всегда соответствуют по размеру основному набору и не всегда держат линию шрифта, доказывает, что в наборе вначале применялись подходящие по кеглю цифры и знаки препинания из других комплектов латинских шрифтов. Хотя этот вопрос ещё недостаточно исследован, однако, судя по позднейшим изданиям, можно предположить, что к концу правления Петра, когда в новой столице России Санкт-Петербурге работало уже несколько типографий, русские мастера освоили самостоятельное производство цифр и знаков препинания.
Первая страница гражданской азбуки с исправлениями Петра I. Москва. 1710.
Реформированная Петром кириллица позднее получила название «гражданский шрифт», поскольку применялась для набора светской литературы. За время правления Петра I гражданским шрифтом было напечатано около 400 книг. Церковнославянский полуустав в дореформенном виде сохранился только для нужд церкви.
Со времён петровской реформы шрифта латинизированная форма кириллицы вот уже почти 300 лет является для России традиционной, а развитие кириллического шрифта с тех пор пошло параллельно развитию латинского, повторяя практически все этапы его развития и смены стилей (классицизм, романтизм, модерн, конструктивизм, постмодернизм и др.).
Продолжение следует.
Инициал Мария Дореули.Дополнительные иллюстрации к статье можно посмотреть в нашем Pinterest-архиве.Библиография
- Bringhurst R. The Invisible Hand. Part I. Neoclassical Letterforms // Serif, No. 4, Claremont, Calif., 1996.
- Haiman G. Nicholas Kis. A Hungarian Punch-Cutter and Printer. San Francisco, 1983.
- Kaldor I. The Genesis of the Russian Grazhdanskii Shrift or Civil Type, Parts I & II // The Journal of Typographic Research. Vol. III. No. 4. 1969. Vol. IV. No. 2. Cleveland, 1970.
- Шицгал А. Г. Русский гражданский шрифт (17081958). М., 1959.
- Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт (вопросы истории и практика применения). Изд. 1-е: М., 1974. Изд. 2-е: М., 1985.
- Шицгал А. Г. Репертуар русского типографского гражданского шрифта XVIII века. Ч. I. Гражданский шрифт первой четверти XVIII века 17081725. М., 1981.
- Stauffacher J. The Transylvanian Phoenix: the Kis-Janson Types in the Digital Era // Visible Language. Vol. XIX. No. 1. Cleveland, 1985.
- Ефимов В. В. Драматическая история кириллицы. Великий петровский перелом // Да!. № 0. М., 1994.
- Zhukov M. The Pecularities of Cyrillic Letterforms: Design Variations and Correlation in Russian Typefaces // Typography Papers. No. 1. 1996. University of Reading, Great Britain.
Текст в Фигма. Работа с текстом в Figma
В Фигме есть хорошие возможности для работы с текстом через специальный тип слоёв. Чтобы создать текстовый слой, нажимаем T и кликаем в нужное место, либо растягиваем блок как прямоугольник или фрейм и в нем уже можно писать.
Круто: в Фигме по умолчанию доступна вся библиотека шрифтов Google Fonts,
Не круто: нельзя динамически просматривать как будут выглядеть эти шрифты. Чтобы увидеть, как будет выглядеть шрифт в проекте его обязательно нужно применить. не удобно — факт. Лично я просматриваю шрифты на самом сайте гуглфонтс, копирую название подходящего и применяю его в Figma.
Если ты используешь десктопную версию, то все шрифты с твоего компьютера подтянуться автоматически в фигму. подробно о загрузке локальных шрифтов в браузерную версию программы описано в отдельной статье http://figmaweb.ru/kak-zagruzit-v-figma-shrifty/
Режимы текстового слоя в Figma
• Horizontally — Текстовый блок обволакивает текст по горизонтали( если нет перехода на новую строку — текст выстроится в линию)
• Vertical — обводка текста по вертикали
• Fixed -фиксированный размер текстового блока вне зависимости от количества текста.
Так же ты можешь всегда уменьшить размер текстового блока до размера самого текста дважды кликнув по обводке
Основные настройки текста
Если выделен текстовый слой, справа мы увидим панель работы с текстом.
Справа вверху блока иконка Text Styles — всплывающее меню стилей текста. Подробнее о создании стилей для текста читай в отдельной статье.
Далее идут поля:
• Typeface — само название шрифта
• Weight – выбор начертания
• Size не знаю что это такое))
• Line Height – межстрочное расстояние. В мае 2019 пофиксили баги этой настройки и теперь она работает, как нужно.
• Letter Spacing — трекинг, межбуквенное расстояние или разрядка.
• Paragraph Spacing — отступ между параграфами, разделёнными обрывом строки, Enter
• Paragraph Indentation — красная строка, абзац.
Нравится Figma? — подпишись на нас в вк и инстаграме
Так же тут у нас есть возможность выравнивать текст по левому краю, центру и по правому краю. Но что более примечательно — есть настройки по вертикальному выравниваю, что просто невероятно круто и полезно.
Настройка текстового блока в фигмаВ доп меню за тремя точками скрывается более подробная настройка выравнивания текста внутри блока по вертикали и горизонтали
Красным выделен блок в котором можно настроить все буквы заглавные, строчные, каждое слово с большой буквы, подчеркнутый и зачеркнутый текст.
Блок Font Features
Содержит дополнительные возможности шрифта для…. блин, я не знаю для кого)) Это супер редко используемые фишки.
Discretionary and historical ligatures — использовать ли дискретные и исторические лигатуры.
Fractions – дроби. Соединять ли такие значения как 1/2 в один глиф с дробью.
Выставление степеней и числовых подписей
Numbers
Тут можно выбрать размеры ячейки для каждой буквы. Например, сделать так, чтобы каждая буква занимала определенную ширину или чтобы занимала ширину равную своему размеру. полезно для табличек и перфекционистов, имхо.
Как создать стиль текста в фигме
В начале тебе нужно выставить все настройки текста(выбрать шрифт, его размер, начертание и тд). После этого кликаешь на вот эту иконку (выделена красным) после кликаешь на плюсик и даешь название своему стилю текста в Figma.
Создать стиль текста в фигмаПолезные статьи по типографике для новичков
Термины в типографике
Основа типографики
Горячие клавиши в работе с текстом в Фигма
В начале ответы на популярные вопросы:
Как вставить текст в Фигма? — CTRL+v (удивительно)
Как растянуть текст в Фигме? — выбирай scale tool (K) и растягивай текст, как нужно. Он будет растягиваться пропорционально.
ctrl+с копировать
ctrl+v вставить
ctrl+d сделать дубль (дубль появляется мгновенно поверх копируемого элемента)
ctrl+alt+c копировать свойства текста(цвет, тени, обводку, для шрифта — размер, начертание, керлинг и тд.)
ctrl+alt+v вставить свойства
ctrl+shift+v вставить текст со свойствами текстового блока, в который ты вставляешь сам текст
ctrl+b текст станет жирным
ctrl+i текст станет наклонным
ctrl+u текст станет подчеркнутым
Текст и тень | htmlbook.ru
Одно время на текст с тенью была определённая мода и подобный эффект можно было встретить практически на любом сайте. В графическом редакторе тень добавляется просто, выглядит отлично, вот текст с тенью и пихали на веб-страницы независимо от стиля сайта и чувства меры дизайнера. Когда же большинство браузеров стало дружно поддерживать стилевое свойство text-shadow, мода уже прошла и теперь текст с тенью встречается довольно редко. Впрочем у text-shadow есть ряд других неявных способов применения, о которых мало кто подозревает. С помощью этого свойства можно делать контурный текст, «выдавливать» его, создавать свечение, размытие и многое другое.
Использование text-shadow
В качестве значений пишется четыре параметра: цвет тени, смещение по горизонтали и вертикали и радиус размытия тени (рис. 1).
Рис. 1. Параметры text-shadow
Цвет допускается писать в начале или в конце всех параметров в любом подходящем формате CSS. Так что можно сделать и полупрозрачную тень через формат rgba. Положительные значения смещения «отбрасывают» тень вправо и вниз, а отрицательные, соответственно, влево и вверх. Чтобы тень была вокруг текста, достаточно задать нулевые значения смещения. Радиус размытия устанавливает, насколько тень будет резкой. Чем больше радиус размытия, тем мягче выглядит тень.
Большим плюсом text-shadow является возможность добавлять сразу несколько разных теней, перечисляя их параметры через запятую. Эта особенность, в основном, и позволяет делать разные эффекты.
К сожалению, IE до версии 10.0 не поддерживает text-shadow, так что в этом браузере мы никаких красивостей не увидим.
Контурный текст
Контурный текст характерен тем, что каждая буква обводится линией, цвет которой отличается от цвета текста (рис. 2). Лучше всего этот эффект смотрится с рубленым шрифтом большого размера, например, заголовков. Для основного текста применение контура лишь ухудшает читабельность.
Рис. 2. Контурный текст
Контур можно создать двумя методами. В первом методе устанавливаем нулевое смещение тени и небольшой радиус её размытия, буквально, 1-2 пиксела (пример 1). Повышение значения размытия превращает контур в свечение вокруг текста, а это уже другой эффект.
Пример 1. Контурный текст
HTML5CSS3IE 9IE 10+CrOpSaFx
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<meta charset="utf-8">
<title>Текст</title>
<style>
.stroke {
font: 2em Arial, sans-serif;
text-shadow: red 0 0 2px;
}
</style>
</head>
<body>
<p>Контурный текст</p>
</body>
</html>
Контур, сделанный этим методом, продемонстрирован на рис. 1. Контур получается слегка размытым, поэтому для тех, кто хочет получить чёткую линию, предназначен второй метод. Он заключается в использовании четырёх резких теней одного цвета, они смещаются в разные углы на один пиксел (пример 2).
Пример 2. Четыре тени для контура
HTML5CSS3IE 9IE 10+CrOpSaFx
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<meta charset="utf-8">
<title>Текст</title>
<style>
.stroke {
font: 2em Arial, sans-serif;
text-shadow: red 1px 1px 0, red -1px -1px 0,
red -1px 1px 0, red 1px -1px 0;
}
</style>
</head>
<body>
<p>Контурный текст</p>
</body>
</html>
Вид такого контура показан на рис. 3. Заметно, что контур получается более выразительным.
Рис. 3. Контур с помощью четырёх теней
Трёхмерный текст
Для добавления эффекта трёхмерного текста показанного на рис. 4 применяется одновременно несколько теней которые смещаются относительно друг друга на один пиксел по горизонтали и вертикали.
Рис. 4. Трёхмерный текст
Лично мне подобный текст напоминает надписи в стиле ретро и опять же лучше всего он подходит для заголовков, а не для основного текста веб-страницы.
Число теней зависит от того, насколько вы хотите «выдвинуть» текст вперёд. Большее количество повышает «глубину» букв, меньшее, наоборот, понижает трёхмерность. В примере 3 используется пять теней одного цвета.
Пример 3. Тень для добавления трёхмерности
HTML5CSS3IE 9IE 10+CrOpSaFx
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<meta charset="utf-8">
<title>Текст</title>
<style>
.stroke {
font: bold 3em Arial, sans-serif;
color: #0d3967;
text-shadow: #cad5e2 1px 1px 0, #cad5e2 2px 2px 0,
#cad5e2 3px 3px 0, #cad5e2 4px 4px 0,
#cad5e2 5px 5px 0;
}
</style>
</head>
<body>
<h2>Десятикамерный холодильник</h2>
</body>
</html>
Для всех теней ставим нулевой радиус размытия и одинаковый цвет. Различаются тени только значениями смещения.
Тиснение текста
Для создания эффекта тиснения текста или, по-другому, рельефа, цвет текста должен совпадать с цветом фона. Одна часть «выступающих» над поверхностью букв словно освещена, другая же часть находится в тени (рис. 5).
Рис. 5. Рельефный текст
Для добавления подобного эффекта нам понадобится две тени — белую тень мы смещаем влево вверх на один пиксел, а тёмно-серую вправо вниз (пример 4).
Пример 4. Рельефный текст
HTML5CSS3IE 9IE 10+CrOpSaFx
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<meta charset="utf-8">
<title>Текст</title>
<style>
body {
background: #f0f0f0; /* Цвет фона веб-страницы */
}
.stroke {
font: bold 3em Arial, sans-serif;
color: #f0f0f0; /* Цвет текста, совпадает с цветом фона */
text-shadow: #fff -1px -1px 0,
#333 1px 1px 0;
}
</style>
</head>
<body>
<h2>Рельефный текст</h2>
</body>
</html>
Рельеф выигрышнее всего смотрится именно на сером фоне, поэтому эффект подойдёт не для каждой цветовой схемы сайта. Кстати, легко получить вдавленный, а не выдавленный текст, достаточно поменять местами цвета тени.
text-shadow: #333 -1px -1px 0,
#fff 1px 1px 0;
Свечение
Свечение вокруг текста — это та же самая тень, только она яркая и контрастная. Таким образом, для создания эффекта свечения достаточно изменить цвет тени и поставить желаемый радиус размытия. Поскольку свечение вокруг текста должно быть равномерным, то смещение тени надо задать нулевым. На рис. 6 показан пример свечения разных цветов.
Рис. 6. Свечение текста
Пример 5. Свечение
HTML5CSS3IE 9IE 10+CrOpSaFx
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<meta charset="utf-8">
<title>Текст</title>
<style>
.light {
text-shadow: #5dc8e5 0 0 10px; /* Свечение голубого цвета */
color: #0083bd;
}
.dark {
text-shadow: red 0 0 10px; /* Свечение красного цвета */
}
</style>
</head>
<body>
<h2>Светлая сторона</h2>
<h2>Тёмная сторона</h2>
</body>
</html>
Размытие
Тень сама по себе размывается, так что если оставить только тень, а сам текст скрыть, то мы получим размытые буквы (рис. 7), причём степень размытия легко регулировать через параметр text-shadow.
Рис. 7. Текст с размытием
Для сокрытия оригинального текста достаточно задать цвет как transparent (пример 6). Цвет тени после этого выступает цветом текста, а радиус размытия устанавливает степень нерезкости букв.
Пример 6. Размытие текста
HTML5CSS3IE 9IE 10+CrOpSaFx
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<meta charset="utf-8">
<title>Текст</title>
<style>
.blur {
text-shadow: #000 0 0 5px;
color: transparent; /* Прозрачный цвет текста */
}
</style>
</head>
<body>
<h2>Нерезкий текст</h2>
</body>
</html>
Тень и псевдоклассы
Тень не обязательно добавлять непосредственно к тексту, свойство text-shadow прекрасно сочетается с псевдоклассами :hover и :first-letter. За счёт этого получаются интересные эффекты с текстом вроде контурной первой буквы абзаца или свечения ссылки при наведении на неё курсора мыши. В примере 7 показаны такие приёмы.
Пример 7. Использование псевдоклассов
HTML5CSS3IE 9IE 10+CrOpSaFx
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<meta charset="utf-8">
<title>Текст</title>
<style>
a:hover { /* Вид ссылки при наведении на неё курсора */
text-shadow: #5dc8e5 0 0 5px;
color: #000;
}
p:first-letter { /* Первая буква абзаца */
font-size: 2em;
text-shadow: red 1px 1px 0, red -1px -1px 0,
red -1px 1px 0, red 1px -1px 0;
}
</style>
</head>
<body>
<p>Нишевый проект тормозит <a href="1.html">традиционный канал</a>, не считаясь с
затратами. Структура рынка, отбрасывая подробности, стабилизирует
департамент маркетинга и продаж, используя опыт предыдущих кампаний.
Построение бренда, безусловно, спонтанно отталкивает конвергентный
PR, отвоевывая рыночный сегмент. Инвестиция синхронизирует ролевой
социальный статус, повышая конкуренцию. Торговая марка естественно
обуславливает план размещения, используя опыт предыдущих кампаний.</p>
</body>
</html>
В России впервые в мире создан ГОСТ на шрифт Брайля
+ A —
Теперь слабовидящим и слепым людям будет проще читать разные виды текста
Подстраивать книги, напечатанные шрифтом Брайля, под чувствительность кожи незрячих людей, придется издательствам. Этого от них требует новый ГОСТ.
Как рассказали «МК» во ФГУП «Стандартинформ», стандарт «Рельефно-графические изображения для слепых. Технические характеристики» был создан в нашей стране впервые и не имеет аналогов в мире. Все рельефно-графические изображения ГОСТ разделил на четыре категории сложности. К первой относятся точки и их комбинации, а также линии. Ко второй — геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежат простые формы: флажок, велосипедное колесо, ключ от дверного замка. Третья категория — изображение предметов, растений и животных. Самые сложные изображения – схематические. Это географические карты, схемы и чертежи.
Все элементы рельефного «текста» по стандарту должны быть скругленными, без острых травмоопасных краев. Кроме того, издателям книг, пособий и навигации для слепых придется укладывать каждую мысль в максимально короткие предложения. Длину строки стандарт строго ограничивает: не более 80 знаков. В идеале – от 24 до 40 знаков. Не менее важное требование к качеству рельефа. Как отмечают авторы ГОСТа, с возрастом чувствительность кожи пальцев снижается. Поэтому все элементы текста должны быть выпуклыми. Особенно четко издателям придется обозначать границы между объектами при плавном переходе одного к другому. Окраска рельефно-графических пособий для слабовидящих должна быть яркой и контрастной, без тоновых переходов.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Комментирует председатель Санкт-Петербургской общественной организации Всероссийского общества слепых Алексей Колосов: «До создания ГОСТа у разных издательств были свои технические условия и правила. Для простых пользователей это создавало трудности. Один и тот же текст, по-разному напечатанный, интерпретируется по-разному. В художественной литературе нюансов меньше, а вот с прочтением нот или технических пособий возникают проблемы. Бывает, что издатель просто не расставляет абзацы в тексте. Такое вообще непонятно, как читать»
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28305 от 8 июля 2020
Заголовок в газете: Шрифт Брайля смогут «прочесть» даже самые грубые пальцы
Эффективная работа с типографикой в Figma — UXPUB
Типографика составляет основу дизайна так же, как цвета и компоненты. Поэтому на ранних этапах построения дизайн-системы вам нужно создать паттерны для согласованной, разборчивой типографики. Это облегчит масштабирование типографики между несколькими приложениями и устройствами, не усложняя процесс передачи проектов от дизайнеров разработчикам.
В этой статье мы рассмотрим, что вы должны учитывать, при работе со шрифтами в Figma. Мы предложим улучшения рабочего процесса, чтобы сделать использование стилей текста более эффективным, как для дизайнеров, так и для разработчиков.
Основы стиля текста
В Figma функциональность стилей текста позволяет легко применять к текстовым объектам набор свойств (например, интерлиньяж и размер). Вы можете поместить эти стили в библиотеку, а затем легко делиться ими со своей командой или компанией.
Стили текста вносят ясность в процесс проектирования. Если в ходе улучшения или редизайна, один из текстовых параметров необходимо изменить, вы можете отправить обновления этих стилей во все файлы, где они были использованы (просто опубликовав обновление в исходной библиотеке Figma).
Прежде чем мы продолжим, я кратко опишу, какие свойства являются частью текстовых стилей Figma, а какие нет.
Свойства, определяемые стилем текста Figma:
- Семейство шрифтов, вес, размер
- Интерлиньяж
- Межбуквенный интервал, интерлиньяж абзацев и структурирование текста
- Украшение (зачеркнутый и подчеркнутый текст)
- Преобразование (прописные, строчные буквы и капитализация)
- Другие функции Open Type (табличные данные, капители и т.д.)
Свойства, не входящие в стиль текста Figma
- Цвет
- Выключка (влево, вправо, по центру, или по формату)
- Выравнивание текстового поля (по верху, по центру или по низу)
- Изменение размера текстового поля (горизонтально, вертикально или фиксировано)
Если вы привыкли работать в другом инструменте дизайна, вам может показаться странным, что в Figma стили текста не содержат таких свойств, как цвет или выключка. Хотя к этому нужно привыкнуть, надеюсь, преимущества данного подхода быстро станут очевидными.
Когда вы поддерживаете стили в упрощенном формате, это сокращает время, которое вы тратите на их создание – вам больше не нужно учитывать все возможные комбинации текста, цвета, выравнивания и т. д. Это также уменьшает объем работы, необходимой для их обслуживания, поскольку, если что-то изменится в вашей системе, вам надо обновлять меньше стилей. Вы можете настроить выравнивание текста отдельно от стиля.
Установка шрифтов, размеров и наименование
Чтобы стандартизировать шрифты в своих проектах, вам нужно создать систему шрифтов с определенными размерами и интерлиньяжем. Ваши стандарты должны охватывать все: от типографики заголовков до основного текста , с учетом различных экранов. Вам понадобится достаточно разнообразия для поддержки всех вариантов использования, но не так много вариантов, когда дизайнеры не знают какие стили в каких случаях использовать.
Спецификации шрифтов
Множество факторов влияет на то, какие шрифты использовать в вашей системе. Вы должны учитывать следующее:
- Производительность приложения: есть ли у вас бюджет производительности? Сколько шрифтов вам нужно загрузить? Будете ли вы использовать шрифты, которые уже установлены на разных платформах?
- Индивидуальность: У вас есть фирменные шрифты, как часть визуальной идентичности компании, которые имеет смысл использовать?
- Несколько систем: решите, нужна ли одна общая система шрифтов или различные стратегии для разных вариантов использования: например, продукт или маркетинговый веб-сайт (где индивидуальность бренда может иметь больший вес).
- Сочетания пар шрифтов: Можете ли вы получить нужный типографический диапазон от одного семейства шрифтов? Рассмотрим сочетания пар шрифтов. Вы можете зарезервировать декоративные шрифты для текста большого размера, которые вы используете экономно, а разборчивые шрифты оставить для основного текста. Если вы используете бесплатные шрифты Google, мы также создали ресурс, который поможет вам легко изучить различные возможности с помощью этих палитр сочетания.
Масштабирование
Помимо выбора правильных шрифтов для вашей системы, вам также необходимо указать для них правильный интерлиньяж. Например, вы должны использовать иной подход к настройке интерлиньяжа основного текста, чем для заголовков. Ниже я подробнее расскажу, что следует учитывать в этих двух случаях использования.
Основной текст
Чтобы сделать типографику основного текста удобочитаемой, вы можете позволить себе немного больше пространства между строками. Основной текст плотный, и иногда пользователи тратят много времени на его прочтение. В качестве отправной точки для определения правильного интерлиньяжа, я рекомендую умножить размер шрифта основного текста на 1,5. Затем оцените, достаточно ли разборчив полученный результат.
Оптические эффекты
При определении интерлиньяжа основного текста вы также должны учитывать цветовую схему текста и его фона. У вас в приложении положительный текст (темный текст на светлом фоне) или негативный (светлый текст на темном фоне)? Стиль с одинаковыми свойствами может выглядеть по-разному в зависимости от контекста и оптических эффектов.
Например, в собственной дизайн-системе Figma у нас есть отдельные стили текста как для положительного, так и для отрицательного текста. Основное различие между этими стилями заключается в небольшом изменении расстояния между буквами, увеличивая пространство между буквами для стилей, используемых на темном фоне.
Заголовки
Вам не понадобится так много места между строками или буквами шрифта, как для основного текста. Таким образом, вы захотите уменьшить межстрочный интервал для заголовков. Если используемый вами шрифт имеет определенные варианты для дисплеев разных размеров, разработчик шрифта, скорее всего, уплотнил интервал, сделав это частью дизайна шрифта.
При выборе шрифта я рекомендую установить подобие водопада, чтобы организовать размер текста от большего к меньшему. Это даст вам обзор всей системы.
Типографические шкалы
Не существует магического числа, определяющего, сколько стилей или размеров вам понадобится. Например, в этой статье креативный директор Дэн Молл подробно рассказывает о своем опыте, получения широкого диапазона на основе всего 7 размеров. Это может стать отличной отправной точкой для вас.
Нет недостатка в теории, как определить, какими будут эти размеры, но вот несколько общих подходов (вместе с соответствующими ссылками, чтобы узнать больше о каждом из них):
Система сетки 8-pt с базовой линией 4-pt
В системе сетки 8-pt все интервалы и размеры кратны 8. Дизайнеры часто используют сетку 8-pt для определения размеров и интервалов с базовой сеткой 4-pt для типографики. Базовые линии шрифта будут лежать на сетке 4-pt. Чтобы добиться этого, нужно уделять больше внимания интерлиньяжу, а не точным размерам шрифтов.
Цель этой системы состоит в том, чтобы все значения интерлиньяжа были кратны 4, чтобы они соответствовали размеру сетки. Это облегчает регулирование вертикального ритма (верхний и нижний интервал между элементами) и поддерживает вертикальное выравнивание текста по столбцам.
Плюсы: Это один из моих любимых подходов определения типографической шкалы. Простая математика путем сложения, вычитания, деления и умножения значений. Перемещение объектов по холсту во время процесса проектирования можно значительно упростить путем настройки параметра «Big nudge» на 8px в Figma.
Совет: Хотя этот подход может показаться недостаточно гибким, я рекомендую использовать 8-pt сетки в качестве ориентира в процессе проектирования, но не обязательно усиливать их до n-й степени при проверке качества ваших дизайнов в ходе разработки. В коде нет базовой сетки, к которой привязываются объекты. Это, в сочетании с большим разнообразием разрешений устройств (которые не всегда делятся на 8), несомненно, нарушит ваши измерения!
Модульная шкала
В этом подходе выбирается базовый размер шрифта (обычно размер, который вы будете использовать для основного текста). В качестве отправной точки многие будут использовать настройки браузера по умолчанию и начинать с 16px (или 1 rem). Отсюда размеры шрифта рассчитываются на основе определенного множителя.
Минусы: если вас раздражает неприятный вид шрифтов с размерами, содержащими десятичные дроби, эта система вам не подойдет ?. Это мой наименее любимый, но все же достойный подход.
Советы: при использовании модульной шкалы с некоторыми множителями (например, с использованием золотого правила, как показано ниже) вы получите размеры шрифта и интерлиньяж, которые не являются целыми числами. Как вы с этим разберетесь, зависит от вас: один из вариантов – округлить до ближайшего целого числа. В Figma, если у вас включена привязка к пикселям, высота текстовых полей (на основе интерлиньяжа) будет округлена до ближайшего целого числа. Если вы не хотите этого, убедитесь, что вы отключили привязку к пикселям.
Передача разработчикам: в разработке эти нюансы не будут иметь большого значения, однако, если все размеры текстовых полей в Figma не являются целыми числами, это может стать серьезной проблемой для разработчиков, которые проверяют ваши дизайны (так как они не увидят целых чисел при измерении расстояний к текстовым объектам и от них). Я рекомендую изучить такие инструменты, как modular scale или type scale. Они отлично подходят для быстрой визуализации диапазона размеров и могут помочь вам определить, насколько они читабельны.
Внимание: вы обнаружите, что с увеличением множителя, особенно свыше 1,4 или 1,5, большие размеры станут действительно большими, часто слишком большими! (как показано ниже). Интерлиньяж, рассчитанный инструментами, будет соответствовать этому примеру, поэтому вы можете выбрать другое соотношение размеров экрана и интерлиньяжа отдельно от меньших размеров шрифта.
Процентная система
При таком подходе размеры шрифта определяются в пикселях, а интерлиньяж определяется в процентах. Это работает по тому же принципу, что и модульная шкала, но намного проще в реализации (особенно если размеры шрифта и проценты – круглые числа).
Плюсы: с этим методом вам не нужно явно устанавливать разные значения интерлиньяжа (для каждого размера шрифта). Например, вы можете установить все меньшие стили на 150%, а фактический интерлиньяж будет рассчитываться, как 150% от указанного размера шрифта.
Осторожно: хотя может быть соблазнительно упростить задачу, используя одинаковое процентное значение для всех размеров, при переходе к более крупным размерам шрифта это может привести к непривлекательным сочетаниям. Когда размер шрифта станет больше, увеличьте межстрочное расстояние, и вы столкнетесь с такими проблемами, как заголовки, занимающие две строки.
Совет: в этом случае вы можете решить использовать 2 (или даже 3) разных процента для размеров основного текста и заголовков. Приведенный ниже пример был смоделирован после того, как опытный пользователь Figma Jonathan Simcoe использовал процентный подход, о котором вы можете узнать подробнее здесь. Вы увидите сдвиг в значении интерлиньяжа со 150% до 110% при больших размерах текста, которые используются для заголовков и подзаголовков.
Я предлагаю вам потратить время на изучение этих трех различных подходов. Когда вы сможете быстро сравнить варианты рядом на холсте в Figma, вы получите представление о том, какой из них вам больше подходит. Я также рекомендую провести стресс-тест различных вариантов в реальных макетах экрана. Получив набор шрифтов и размеров, вы можете начать создавать свои стили шрифтов в Figma, а затем публиковать их и делиться ими с товарищами по команде.
Далее мы рассмотрим некоторые предложениях по именованию и организации ваших стилей текста.
Наименование и организация стилей текста
Наименование стилей текста
Правильное название может помочь дизайнерам понять, когда и где использовать стиль текста, а также помочь разработчикам определить, является ли применяемая ими типографика частью дизайн-системы.
Пройдите процесс именования ваших текстовых стилей в тандеме с разработкой, чтобы обеспечить согласованную терминологию между вашими проектами в Figma и рабочим кодом. Имена текстовых стилей будут отображаться в представлении режима кода в Figma, как в виде комментария в представлении CSS, так и в виде наименования в табличном представлении. Заранее скоординировав названия текстовых стилей с командой разработки, вы значительно упростите процесс передачи проекта разработчикам.
Вы можете использовать несколько разных подходов к именованию стилей текста:
- Система именования на основе размеров (XS, S, M, L, XL)
- Система семантических имен, соответствующая HTML-тегам в разработке (заголовок, абзац, h2, h3)
- Описательная или функциональная система именования, которая объясняет предполагаемое использование стилей (alert, modal-header, button-label)
Описательный подход к именованию может помочь вам понять, где эти стили используются. В конечном итоге вы создадите больше стилей с этим подходом (поскольку некоторые стили могут иметь одни и те же свойства), скрытых за более описательным именем, чтобы помочь определить их предполагаемое использование.
Организация стилей текста
Сила префиксов
Чтобы облегчить просмотр своих стилей, вы можете добавить префикс, отделенный от имени стиля слэшем (префикс / имя-стиля), который сгруппирует стили по подзаголовкам в палитре стилей.
Отдельные библиотеки
Чем больше стилей текста вы добавите, тем длиннее будет список выбора. Чтобы упростить анализ, вы можете разделить стили текста на отдельные библиотеки вместо одной централизованной. Это стоит сделать, если дизайнеры используют разные стили для разных проектов, чтобы им не приходилось просматривать стили, которые им не нужны.
Например, у вас есть отдельный набор стилей шрифтов для нативного мобильного приложения и стили текста, ориентированные на адаптивный веб-интерфейс. Возможно, вы захотите хранить эти стили в двух разных библиотеках, поэтому люди, работающие над адаптивным веб-проектом, смогут просто просматривать конкретную библиотеку.
Сочетание стилей цвета и стилей текста
Как я уже упоминал ранее, в Figma цвет не является частью стиля текста, но вы можете применить отдельный стиль цвета к текстовому объекту или даже применить несколько стилей цвета к различным частям текста (в одном и том же текстовом поле!). Хотя применение цветового стиля является дополнительным шагом, вашу систему будет намного проще поддерживать, если вам не придется создавать текстовый стиль для каждой возможной цветовой комбинации.
В связи с растущей потребностью дизайна в доступных цветах, многие команды будут тщательно подбирать цветовые сочетания для цвета текста и фона. Одной из стратегий создания таких пар является сохранение цветовых стилей специально для текста; затем использование описания стилей, чтобы указать соответствующий цвет фона, для которого они предназначены.
Другой подход к управлению цветовыми сочетаниями заключается в создании компонентов. Это особенно полезно, если у вас есть согласованные текстовые схемы, используемые во всех ваших проектах.
Например, если у вас есть конкретная схема текста и цвета для цитат, вы можете применить все необходимые стили текста и цвета к образцу цитаты, и преобразовать его в простой компонент для повторного использования. Даже, если у дизайнера возникнет необходимость отсоединить компонент для изменения фактического текста, все стили текста будут по-прежнему применяться.
Изменение размера текстового поля в Figma
Вы еще читаете? Мы уже много чего рассмотрели. Поскольку ваши текстовые стили готовы, у меня есть последний совет.
При создании текстовых полей в Figma, к ним можно применить три основных режима изменения размера:
- Увеличение по горизонтали (по умолчанию при нажатии один раз, чтобы создать новое текстовое поле)
- Увеличение по вертикали
- Фиксированное изменение размера (по умолчанию при нажатии и перетаскивании для создания нового текстового поля)
На ранних стадиях вашего проекта есть вероятность, что некоторые из этих свойств могут измениться. Например, если у вас установлено увеличение размера текстового поля по горизонтали, изменение его размера по вертикали автоматически изменит режим на «Фиксированное». Это всегда будет случаться на исследовательских этапах проектирования, когда вас меньше заботит точность.
По мере того, как вы приближаетесь к разработке и начинаете требовательнее относиться к дизайну, я рекомендую по возможности устанавливать текстовые поля в режим увеличения по вертикали прежде, чем приступить к разработке. Использование этого параметра гарантирует, что высота текстовых полей будет соответствовать высоте строки, указанной в вашем стиле шрифта. При переключении в этот режим текстовое поле, размер которого слишком велик для его содержимого, автоматически изменит размер до нужной высоты.
Почему это важно? Когда разработчики проверяют ваши файлы, они должны иметь возможность точно измерить расстояние между текстовыми объектами и другими объектами на холсте. Если текстовые поля не имеют точного размера, интервал между элементами, несомненно, будет отключен после реализации.
Например, в видео ниже у нас есть заголовок с размером шрифта 48px и высотой строки 64px. В приведенном выше примере размер текстового поля был изменен вручную (что изменило его поведение при изменении размера на фиксированное). Вместо высоты 64px (определяется высотой строки), высота была установлена на 74px путем изменения размера.
Когда разработчик проверяет файл, чтобы понять, как далеко друг от друга находятся два текстовых объекта, расстояние рассчитывается от нижней части текстового поля, содержащего заголовок, и составляет 6px. В коде высота заголовка будет рассчитываться на основе высоты строки (которая в данном случае составляет 64px). Таким образом, на самом деле, в производственном процессе элементы будут на 10px ближе друг к другу и будут визуально несовместимы с тем, что задумал дизайнер.
Во втором примере, установив поведение изменения размера на увеличение по вертикали, мы увидим, что высота регулируется в соответствии со значением высоты строки текстового стиля. Теперь, когда разработчик проверяет расстояния между двумя объектами, он видит, что расстояние составляет 16px – более точное значение отношений между этими элементами, как это было бы в коде.
Если вы хотите узнать больше об изменении размера, наша справочная статья подробно раскрывает этот вопрос, и если вы хотите узнать больше о наших недавних улучшениях обработки высоты строки, обязательно прочтите этот пост.
В погоне за мечтой ?
Я надеюсь, что эти советы будут полезны при настройке набора стилей шрифтов, как части вашей дизайн-системы. Не стесняйтесь делиться своими советами, подходами и опытом в нашем сообществе на Spectrum.
%d0%b2%d1%8b%d0%bf%d1%83%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%8f%20%d0%bf%d0%b5%d1%87%d0%b0%d1%82%d1%8c — со всех языков на все языки
Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнский языкАканАлтайскийАрагонскийАрабскийАстурийскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБагобоБелорусскийБолгарскийТибетскийБурятскийКаталанскийЧеченскийШорскийЧерокиШайенскогоКриЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧувашскийВаллийскийДатскийНемецкийДолганскийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГэльскийГуараниКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийВерхнелужицкийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнупиакИнгушскийИсландскийИтальянскийЯпонскийГрузинскийКарачаевскийЧеркесскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийКомиКиргизскийЛатинскийЛюксембургскийСефардскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМаньчжурскийМикенскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийКомиМонгольскийМалайскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийНауатльОрокскийНогайскийОсетинскийОсманскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийАрумынскийРусскийСанскритСеверносаамскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиШумерскийСилезскийТофаларскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийТувинскийТвиУдмурдскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийУзбекскийВьетнамскийВепсскийВарайскийЮпийскийИдишЙорубаКитайский
Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнский языкАлтайскийАрабскийАварскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийКаталанскийЧеченскийЧаморроШорскийЧерокиЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧувашскийДатскийНемецкийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГалисийскийКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнгушскийИсландскийИтальянскийИжорскийЯпонскийЛожбанГрузинскийКарачаевскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийЛатинскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийМонгольскийМалайскийМальтийскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПуштуПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийРусскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиТамильскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийУдмурдскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийУзбекскийВодскийВьетнамскийВепсскийИдишЙорубаКитайский
Зеркало OFFicial store Стекло 5,25 дюйма с выпуклым левым корректором C LH
Зеркало OFFicial store Glass 5,25 дюйма с выпуклым левым основанием Spotter C LHC, Выпуклое, дюймовое, боковое, стекло, LH, Spotter, / antimeric802098.html, Зеркало, левое, www.sylfoundation.org, 27 долларов США, с, 5,25, драйвер, автомобильная промышленность, запасные части 27 долларов США Зеркальное стекло 5,25 дюйма с выпуклым датчиком со стороны водителя Левая сторона LH C Автозапчасти Зеркало ОФИЦИАЛЬНЫЙ магазин Стекло 5,25 дюйма с выпуклым левым датчиком со стороны водителя C LH C, выпуклый, дюймовой, боковой, стеклянный, LH, Spotter, / antimeric802098.html, Зеркало, слева, www.sylfoundation.org, 27 долларов США, с, 5,25 долларов США, Драйвер, Автомобиль, Запасные части 27 долларов США Зеркальное стекло 5,25 дюйма с выпуклым корректором Сторона водителя Левая левая C Автозапчасти Зеркало Официальный магазин Стекло 5,25 дюйма с выпуклым левым датчиком Боковой драйвер C LH
$ 27
Зеркальное стекло 5,25 дюйма с выпуклым датчиком со стороны водителя, левая C
Зеркальное стекло 5,25 дюйма с выпуклым датчиком со стороны водителя, левая сторона C
Словарь, энциклопедия и тезаурус — бесплатный словарьhttps: // www.thefreedictionary.com
Для печатиБесплатный словарь
Слово дня
Статья дня
Ежедневный урок грамматики
Викторина по грамматике
Блог бесплатного словаря
Этот день в истории
Сегодняшний день рождения
Сегодняшний праздник
Цитата дня
Идиома дня
Spelling Bee
Игра с палачом
Match Up Game
Mismatch Game
Поиск в реальном времени
WordHub
Что внутри
Для серферов
Для веб-мастеров
A — Z
Мои закладки
Flashcards
English Forum
Синдицированные новости
Весь мир
США
Бизнес
Развлечения
Наука и техника
Искусство и культура
Спорт
Здоровье
BBC Health NewsGoogle Health News
Разное
ПогодаГороскоп
Недавние поиски
Эл. Почта
TheFreeDictionary.com теперь позволяет вам создавать свою личную домашнюю страницу, добавляя и удаляя, перетаскивая и «используя или теряя» существующие окна содержимого. Кроме того, вы можете добавлять свои собственные закладки, информацию о погоде, гороскоп и RSS-каналы из любого места в Интернете. |
убрать это поле с домашней страницы | ||||||||||||
Сопоставьте каждое слово в левом столбце с его антонимом (напротив) справа.Когда закончите, нажмите «Ответить», чтобы увидеть результаты. Удачи! |
убрать это поле с домашней страницы | ||||||||||||
Сопоставьте каждое слово в левом столбце с его синонимом справа.Когда закончите, нажмите «Ответить», чтобы увидеть результаты. Удачи! |
предлагает повторно нанять прибыль, оправданную связями с Китаем.
Ноксвилл, штат Теннесси. — Университет Теннесси в Ноксвилле предложил восстановить на работе профессора, который был оправдан по федеральным обвинениям, которые обвиняли его в сокрытии своих отношений с китайским университетом при получении В письме, полученном Knoxville News Sentinel, говорится о грантах НАСА на исследования.
Газета сообщает, что в письме от 14 октября проректор и старший вице-канцлер Джон Зомчик предложили Аньмингу Ху занять штатную должность профессора инженерного дела, а также некоторую задолженность и оплату услуг иммиграционного поверенного. Согласно отчету, Ху также предложили 200 000 долларов в течение трех лет для восстановления его исследовательской программы и объяснение поддержки университетом его рабочей визы в качестве натурализованного гражданина Канады.
Ху был арестован в феврале 2020 года по обвинению в мошенничестве с использованием электронных средств связи и даче ложных показаний.Судья объявил неправильное судебное разбирательство после того, как в июне присяжные зашли в тупик. Прокуратура подала уведомление о своем намерении возобновить рассмотрение дела, но в прошлом месяце судья оправдал Ху.
Арест был частью более широкой кампании Министерства юстиции под руководством тогдашнего президента Дональда Трампа против университетских исследователей, подозреваемых в сокрытии своих связей с китайскими учреждениями.
Ху начал работать в UT Knoxville в 2013 году, а позже был приглашен другим профессором для подачи заявки на исследовательский грант от НАСА.Эта заявка на грант не была удовлетворена, но две последующие заявки были удовлетворены. Закон 2012 года запрещает НАСА сотрудничать с Китаем или китайскими компаниями. Правительство интерпретировало этот запрет как включение китайских университетов, и Ху был преподавателем Пекинского технологического университета в дополнение к своей должности в UT.
Прокуратура пыталась доказать, что Ху умышленно скрывал свою должность в китайском университете при подаче заявки на исследовательские гранты, финансируемые НАСА. Адвокат Ху, Филип Ломонако, утверждал на суде, что Ху не думал, что ему нужно указывать свою летнюю работу неполный рабочий день в форме для раскрытия информации, и сказал, что никто в UT никогда не говорил ему об обратном.
Ранее в этом месяце Ломонако сообщил корреспонденту Knoxville News Sentinel, что Ху хочет вернуть себе работу.
Судья постановил, что, даже если предположить, что Ху намеревался обмануть свою принадлежность к этому второму университету, нет никаких доказательств того, что Ху намеревался нанести вред НАСА. Они также отметили, что НАСА получило от Ху исследование, за которое оно заплатило, и нет никаких доказательств того, что Ху брал какие-либо деньги из Китая или что кто-то в Китае работал над проектами.
Кроме того, судья привел доказательства неясности ограничений финансирования НАСА.