Русские дореволюционные шрифты: Старославянские шрифты | Шрифты онлайн – Всѣмъ, желающимъ писать въ русской національной орѳографіи

Содержание

Всѣмъ, желающимъ писать въ русской національной орѳографіи

Всѣмъ, желающимъ писать въ русской національной орѳографіи (она же дореволюціонная, она же дореформенная, она же царская) въ ЖЖ и не только.

Необходимо ознакомиться вотъ съ этимъ матеріаломъ:


Есть спеціальный переводчикъ съ современной пореформенной орѳографіи (которая офиціально используется съ 1918 года) на русскую національную. Этотъ переводчикъ встраивается въ MS Word въ видѣ плагина и послѣ установки управляется изъ меню Word. Къ сожаленію онъ работаетъ только въ версіяхъ Windows не позже Windows XP (т.е. въ Vista уже не работаетъ).
Раньше эта программа была доступна на сайтѣ автора программы:
http://members.shaw.ca/abaka/spell/ru/index.html
Къ сожаленію этотъ сайтъ недоступенъ уже больше года. Но въ любомъ случаѣ ниже по ссылкамъ можно скачать самъ переводчикъ, у него есть своя справка.
http://www.onlinedisk.ru/file/613247/
http://narod.ru/disk/8102585001/RussianSpellingConversion.rar.html

Также можно скачать сдѣланную мной раскладку съ утраченными буквами (ять, ѳита, ѵжица, і «десятеричное») для Windows XP (она работаетъ и въ болѣе позднихъ версіяхъ Windows, напримѣръ въ Windows 7):
http://community.livejournal.com/ijitsa_ru/111945.html

Дополнительно нужно установить шрифты. Необходимы шрифты съ поддержкой юникода — Old Standard TT, Palatino Linotype, Arial Unicode MS, Royal Times New Roman, MS Mincho, Code2000, Lucida Sans Unicode и др.
Рекомендую шрифтъ Palatino Linotype. Онъ по умолчанію присутствуетъ въ Windows, если же у Васъ его не оказалось, то его можно скачать здѣсь

Но наличіе переводчика не отмѣняетъ знанія правилъ русской національной орѳографіи – переводчикъ нерѣдко выдаетъ варіанты написанія, нужно выбрать изъ нихъ правильный.

Для публикаціи въ сѣти текста въ русской національной орѳографіи необходимо при написаніи текста заключать его въ слѣдующій html-кодъ:
Старая орфография
Такимъ образом:
Написание сообщения в старой орфографии

Существуетъ ЖЖ сообщество любителей русской національной орѳографіи:
http://community.livejournal.com/ijitsa_ru/

Ссылки на ресурсы по дореволюцiонной орѳографiи:
http://arhivarij.narod.ru/do_revoliucii.html

Хорошій онлайнъ-словарь дореволюціонной орѳографіи:
http://www.dorev.ru/
Изначально оцифрованъ съ изданія 1914 г. и постоянно пополняется.


Дореволюционный шрифт


   

№972

32 843 просмотра

17 октября ’11
понедельник
8 лет 113 дней назад

Сейчас народ выродился и не понимает, что каждый шрифт — это отдельная эпоха.

Молодёжь, с самого рождения получившая компьютеры и не познавшая радость олдскульных деревянных кубиков, думает, что шрифты генерируются сразу такой монолитной кучей на торрентах, бери любой наугад. И только избранные знают, откуда они берутся на торрентах — их туда заливают археологи с бытовавших некогда в древности пиратских дисков с Митино, Горбушки и развалов у метро.

В результате везде на уличных вывесках и рекламе, в полиграфии царит шрифтовая эклектика. Когда стилизация под военные плакаты делается непременно авангардистским шрифтом Родченко-Стенбергов, а в современный хайтековый дизайн вклеивается дореволюционный шрифт эпохи модерна.

Особый период: шрифты конца XIX – начала XX века. Это и стимпанковский викторианский стиль, утянутый из западных типографий и переведённый на русский, и ар-нуво с его эллинистической биоорганикой, и конструктивизм и модернизм и неоклассицизм, и смесь всего этого, бытовавшая в ту эпоху.

Шрифты примерно такой стилистики применяли в первой половине XX века в сначала Царской, а потом внезапно Советской России:

  • New Standard — Обыкновенная. Великая гарнитура, несмотря на своё скромное название.
  • Kuzanyan — гарнитура Кузаняна.
  • Swordsman — Кларендон.
  • Standard Poster — на основе английских жирных шрифтов середины XIX века фирмы Леман, С.-Пб.
  • Reforma Grotesk — на основе рисунков дореволюционных ручных шрифтов Узкий Тонкий Гротеск, Полужирный Книжный Гротеск, Реформа словолитных заведений Лемана и Бертгольда в Санкт-Петербурге.
  • Karolla — на основе шрифтов немецкого модерна.
  • Hill — очередной модерн в стилистике логотипа органа ЦК КПСС газеты Правда.
  • Gothic 725 — версия знаменитого шрифта Akzidenz-Grotesk, породившего все эти ваши прочие сухие утилитарные гельветики, словолитни Berthold, Берлин, 1898 год.
  • Elizabeth — Елизаветинская, широко применялась в советских книгах, кстати.
  • Etienne — латинский шрифт XIX века с неожиданными для него завитушками.
  • Clarendon — ещё Кларендон.
  • Bruskovaya — Брусковая газетная египетская, что как бы отсылает нас к началу XIX века и корсиканскому дядьке Бонапарту.
  • Black Grotesk — тот самый эпический дубовый шрифт (Газетный чёрный) Лемана. И реконструкция, на мой вкус, исполнена тоже предельно дубово, что как бы символизирует.
  • Bloc — жирный немецкий акцидентный гротеск.
  • Bernhard — на основе работ Люциана Бернхарда, 1912. И они уже задрали его в вывесках и рекламе использовать. Да, он отличный, но он не для повседневного использования.
  • Josephine, Pravda, Grenader
  • Brokgauz & Efron Regular — весьма поверхностная реконструкция шрифта вероятно того же Лемана, которым была напечатана знаменитая энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
  • Old Standard — ещё одна отличная реконструкция дореволюционной Обыкновенной, менее реформированная, чем шрифт Владимира Ефимова.
  • Atlas 1904 — реконструкция наборных антикв начала XX века. Заметны некоторые неточности, но забавно и, возможно, даже аутентично — в те времена тоже не особо вылизывали пропорции букв.


шрифты конца XIX – начала XX века дореволюционные революционные советские сталинские

   









Дореволюционные шрифты России, или приключения «ять» и «йоты»

В начале XVIII века, в 1708 году по указу Петра I было введено на Руси обязательное применение нового русского шрифта. Этот шрифт для гражданского пользования состоял из смешения традиционных форм русского и латинского шрифтов тех времен.

С петровских времен и вплоть до революции шрифты подвергались совершенствованию, видоизменялись и реконструировались. Информация, передаваемая с помощью печати, востребована человеком ежедневно. Поэтому так важен вопрос качества используемых гарнитур, как в книгоиздательстве, так и в периодике.

Дореволюционный шрифт восемнадцатого века

Основным достоинством любого шрифта является ясность и простота формы букв, удобство для чтения.

Ладно разработанный шрифт способствовал распространению грамотности в России. Ведь даже первой книгой, выпущенной в комплексе использования гражданских шрифтов для обучающих книг, была «Геометрия». Она была выпущена в 1708 году Печатным двором Москвы.

первый гражданский шрифт в Геометрии

На протяжении всего восемнадцатого века шрифт дореволюционной России совершенствуется, становится более лаконичным и удобочитаемым. Убираются ненужные декоративные элементы в написании букв, укорачиваются или вовсе убираются громоздкие линии.

Стремление к единству и строгости рисунка букв становится основным принципом для улучшения качества шрифтов. Гражданский шрифт петровских времен не изменялся вплоть до середины 18-го века.

Новый стиль и художественная ценность

На историю создания русских шрифтов не могли не оказать влияния художественные ценности века и новые стили. Так, возникший на рубеже XIX-XX веков стиль модерн, повлиял на создание интересных образцов шрифтовых гарнитур, используемых в книгоиздании.

Особый интерес представляют елизаветинская, академическая и латинские гарнитуры. Эти шрифты были более компактны, чем петровские, и изображены с контрастным содержанием штрихов.

Влияние на графику и дореволюционный шрифт оказали в эти годы французские мастерские, отливающие знаки и буквы (литеры) в слова и целые фразы. Эти мастерские находились в Петербурге и принадлежали Плюшару и Равильону.

На фото: дореволюционный шрифт, образцы и варианты написания в различных гарнитурах.

различные шрифты

Недостающие буквы

Навсегда исчезли из современного шрифта такие буквы русского алфавита, как «ять», «ижица», «фита». Буквы «i», «u» не имели отношения к латинскому алфавиту.

Все происходило из-за того, что совершенствовалась грамматика и правила правописания, те знаки и буквы, которые считались лишними и только загромождающими написание, или видоизменялись, или вовсе упразднялись.

Конечно, процесс формирования дореволюционного шрифта шел постепенно, под влиянием мод и мастерских, которые принадлежали в основном иностранным компаниям.

В начале девятнадцатого века возникли александровские дореволюционные шрифты с «ять».

С середины и до конца XIX века роль законодателей мод в области литья букв и знаков играли немецкие типографии Петербурга, Риги, Тифлиса, Москвы, такие как отделения Бертольда, Кребса, Лемана. Эти типографии владели мастерством не только литья русских шрифтов, но и могли выполнить литье гравюр и рисунков русских художников.

шрифт дореволюционной азбуки

Развитие типографского мастерства

Русские мастера, граверы и художники принимали горячее участие в развитии дореволюционного шрифта. Так, в первой половине девятнадцатого века интересное написание букв наподобие «антиквы» предложил мастер шрифта Петр Волков. По эскизам гравера были отлиты тексты для «Новой российской азбуки» издания 1819 года.

В русских типографиях до революции господствовали европейские шрифты: различные виды «антиквы», египетский, «гротеск», к которым добавлялись недостающие буквы русского алфавита.

В конце девятнадцатого века на конкурентный рынок немецких типографий выходит типография Академии наук. Императорской типографической мастерской удалось разработать шрифты, которые используются с небольшими новшествами, модернизацией и в наши дни различными издательствами.

Ныне употребляемый академический вариант шрифта был впервые отлит в 1910 году.

объявления 1912 года

Дореволюционный шрифт и современность

Интерес к развитию типографского искусства не ослабевает и в наше время. По-прежнему актуальны такие качества шрифта, как красота, изящество, читаемость, возможность многократного воспроизведения.

Все русские дореволюционные шрифты на заре развития типографского искусства набирались вручную. Это требовало больших сырьевых и трудовых затрат.

В первой половине XX века начинают использоваться строкоотливные наборные машины. Конечно, унификация печати потребовала и упрощения шрифтов. В первые два месяца после революции из алфавита были изъяты такие «бесполезные», по мнению молодой власти, знаки и буквы, как i, ъ («ять») и Q («фита»).

Кроме того, требовалось унифицировать алфавит для обучения тех присоединенных народов в результате политических преобразований, у которых вообще не существовало современной письменности.

Требования времени наложило свой отпечаток и волю на дореволюционные шрифты, повлияло на графику букв, когда основной упор делался на простоту типографского письма.

100 коллекций шрифтов из разных стилей и эпох: rentafont — LiveJournal

Это пятый из десяти постов с коллекциями шрифтов Rentafont, описанных разными способами.

Одно из главных преимуществ Rentafont – шрифтовой поиск с очень детальным описанием шрифтов из 12000 уникальных ключевых слов и опций на русском, английском и украинском языках. Таким способом описано более 3000 шрифтов с латиницей и кириллицей.

Такие данные будут полезны при обучении начинающих дизайнеров и искусственного интеллекта. Если вы генерируете дизайн с помощью алгоритмов или нейросетей, исходя из параметрического ТЗ, вам пригодятся шрифты, релевантные разным видам деятельности, техническим параметрам и особенностям аудитории.

Шрифты в разных стилях

Шрифты разных времен

Эти коллекции являются ответами на поисковые запросы из одного ключевого слова.

Уникальный поиск Rentafont состоит из 4 групп фильтров и базы словесных описаний, повторяющих и значительно дополняющих эти фильтры.

Чтобы проверить, есть ли в этом посте нужное вам описание, используйте поиск текста в браузере. Если не нашли то, что искали, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

По поводу доступа к полной обновляемой базе описаний шрифтов, API шрифтового поиска, датасетам для обучения нейросетей пишите на [email protected].

Другие посты из серии

  1. 200 коллекций шрифтов разной формы
  2. 200 коллекций шрифтов по возрасту, полу, настроению
  3. 200 коллекций шрифтов для разных отраслей
  4. 100 коллекций шрифтов для различного применения в дизайне

60 Русских шрифтов

60 Русских шрифтов Раздел: Русские шрифты • Автор Эрадж Шамс • • Нет комментариев

Теги: шрифты, кириллические шрифты, типография, русские шрифты

Свежая подборка великолепных русских шрифтов в количестве 60-и штук. Здесь есть декоративные шрифты, шрифты прописью, классические шрифты, под старину и так далее. Все шрифты тщательно проверены и отобраны мной. Каждый шрифт я проверял в фотошопе, делал из него картинку и архивировал. Скачать эти прекрасные русские шрифты вы можете абсолютно бесплатно.

AllegroScript

60 Русских шрифтов

Скачать

Amadeus

60 Русских шрифтов

Скачать

AndantinoScript

60 Русских шрифтов

Скачать

Annabelle

60 Русских шрифтов

Скачать

Aquarelle

60 Русских шрифтов

Скачать

AriadnaScript

60 Русских шрифтов

Скачать

Ariston

60 Русских шрифтов

Скачать

AuroraScript

60 Русских шрифтов

Скачать

AvalonMedium

60 Русских шрифтов

Скачать

BikhamCyrScript

60 Русских шрифтов

Скачать

BoleroScript

60 Русских шрифтов

Скачать

Boyarsky

60 Русских шрифтов

Скачать

CalligraphiaOne

60 Русских шрифтов

Скачать

Carolina

60 Русских шрифтов

Скачать

Cassandra

60 Русских шрифтов

Скачать

CeremoniousOne

60 Русских шрифтов

Скачать

Champagnecyr

60 Русских шрифтов

Скачать

CeremoniousTwo

60 Русских шрифтов

Скачать

Connetable

60 Русских шрифтов

Скачать

CopyistThin

60 Русских шрифтов

Скачать

Corinthia

60 Русских шрифтов

Скачать

Coronet

60 Русских шрифтов

Скачать

CyrillicRibbon

60 Русских шрифтов

Скачать

EnglishScript

60 Русских шрифтов

Скачать

EseninScriptOne

60 Русских шрифтов

Скачать

Gloria

60 Русских шрифтов

Скачать

HeatherScriptOne

60 Русских шрифтов

Скачать

HeinrichScript

60 Русских шрифтов

Скачать

Isabella-Decor

60 Русских шрифтов

Скачать

Isadorascc

60 Русских шрифтов

Скачать

Linoscript

60 Русских шрифтов

Скачать

Majestic

60 Русских шрифтов

Скачать

MargaritaScript

60 Русских шрифтов

Скачать

MarkizDeSadScript

60 Русских шрифтов

Скачать

MenuetScript

60 Русских шрифтов

Скачать

OlgaCTT

60 Русских шрифтов

Скачать

OuvertureScript

60 Русских шрифтов

Скачать

PGIsadoraCyrProRegular

60 Русских шрифтов

Скачать

Pompadur

60 Русских шрифтов

Скачать

Pushkin

60 Русских шрифтов

Скачать

RomanaScript

60 Русских шрифтов

Скачать

RomanticaSc

60 Русских шрифтов

Скачать

RosamundaOne

60 Русских шрифтов

Скачать

RosamundaTwo

60 Русских шрифтов

Скачать

RoundScript

60 Русских шрифтов

Скачать

Rurintania

60 Русских шрифтов

Скачать

Saksonia

60 Русских шрифтов

Скачать

Scriptorama

60 Русских шрифтов

Скачать

ScriptThinPen

60 Русских шрифтов

Скачать

Shellyallegroc

60 Русских шрифтов

Скачать

StudioScriptCTT

60 Русских шрифтов

Скачать

Venecia

60 Русских шрифтов

Скачать

VenskiSadTwo

60 Русских шрифтов

Скачать

VeraCrouz

60 Русских шрифтов

Скачать

WolfgangAmadeusMozart

60 Русских шрифтов

Скачать

ZeferinoThree

60 Русских шрифтов

Скачать

 

Надеюсь сборка из этих кириллических русских шрифтов пришлась вам по вкусу и пригодилась в работе. Также вы можете посмотреть предыдущую мою сборку из русских шрифтов. По просьбам трудящихся сделал архив всех шрифтов в этой статье и теперь вы можете его скачать, нажав на кнопку Скачать внизу статьи. Всего наилучшего! ))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *