Рисунок это определение: Рисунок — это… Что такое Рисунок?

Рисунок — это… Что такое Рисунок?

        какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в Р. достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Р., как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов. Сфера применения Р. чрезвычайно обширна и включает как многообразные виды Р. научно-вспомогательного, прикладного, технического характера, так и художественный — одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства. Р. лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Он составляет обычно начальную стадию выполнения произведений живописи и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином «Р.» обозначается вообще совокупность линейно-пластических элементов живописи, определяющая структуру и пространственное соотношение форм. Р. как самостоятельная область художественного творчества является основным разделом графики. На основе искусства Р. развиваются и другие виды графики — гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, Р. (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования.

         Существуют многочисленные разновидности Р., различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения. Р. может выполняться как самостоятельное по значению (станковое) произведение графики или служить вспомогательным материалом для создания живописных, графических, реже скульптурных произведений. Подсобные Р. (наброски, эскизы, этюды) часто имеют выдающуюся художественную ценность. Особое место занимают Р., фиксирующие архитектурный замысел.

         В технологическом отношении различаются Р. сухими и жидкими красящими веществами. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Известные ещё со времён античности, в 12—16 вв. получили широкое распространение металлические (свинцовые, серебряные) штифты. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («красный мел»). С 16 в. применяется графит, с конца 18 в. — современного типа карандаши в деревянной оправе. В качестве жидких красящих средств, наносимых пером (тростниковым, птичьим, металлическим) или кистью, употребляются главным образом тушь, бистр, сепия, чернила. Основой, на которую наносится Р., служат самые разнообразные материалы. В древнем мире широко употреблялся папирус, в средние века — пергамент, иногда покрывавшийся специальным грунтом. С эпохи Возрождения основным материалом для Р. служит бумага, изобретённая в Китае и известная в Европе с 10—12 вв. Бумага также нередко грунтуется и окрашивается в разные цвета (на цветной бумаге рисуют итальянским карандашом, углём, выделяя светлые места мелом или белилами). Разнообразие применяемых в Р. материалов и способов их использования, возможность комбинирования тех и других способствуют необычайному богатству изобразительных приёмов и художественных разновидностей Р. — от беглых, быстро исполненных набросков (т. н. кроки) до тщательно законченных, проработанных в деталях; от чётких линеарных Р. карандашом или пером (в которые элементы светотени и тона вводятся штриховкой, растушёвкой или размывкой) до чисто тоновых Р. кистью, приближающихся по характеру к живописи. Условность грани, разделяющей Р. и живопись, определяется и тем, что наряду с монохромными и подцвеченными Р. существуют многоцветные. Акварель, гуашь, пастель, соус, тушь могут служить средством для создания как Р., так и собственно живописных произведений.

         Р. — один из древнейших видов искусства. В первобытном искусстве Р., неотделимый от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки (процарапывание на кости, камне, глине), является вполне жизненным в эпоху палеолита (изображения животных и сцен охоты), а затем схематизируется в эпоху неолита, часто переходя в орнамент. Синкретизм первоначальных форм изобразительного и орнаментально-декоративного творчества сохраняется в Р., входящем в искусство ранних рабовладельческих культур. Вместе с тем организующая роль Р. как основы изображения на плоскости яснее выступает в настенных росписях и рельефах Древнего Египта и древневосточных цивилизаций; Р. уже становится чистой графикой на древнеегипетских папирусах периода Нового царства (16—11 вв. до н. э.). Особой пластичностью отличается Р. в древнегреческой вазописи классического периода (например, Р. в росписи «белых» лекифов, 3-я четверть 5 в. до н. э.). Тонкость наблюдения реальной жизни присуща Р. тушью на шёлке и бумаге, создававшимся с 4 в. до н. э. в Китае, а впоследствии также в Японии и др. странах Дальнего Востока (пейзажи, изображения людей, животных, цветов).

         В эпоху средневековья линейный Р. развивается как архитектурный чертёж и графический образец для создания деталей архитектурного декора, в монументальных росписях служит начальным контуром изображения (наносимым каким-либо твёрдым инструментом или кистью на сырую штукатурку), является «прорисью», подлинником лицевым (См. Подлинник лицевой) (иконографическим образцом) при выполнении сложных композиций (например, в иконописи) и в целом носит схематичный и орнаментальный характер. Специфика Р. как вида графики полнее определяется в оформлении средневековых манускриптов (см. Книга, Миниатюра). В эпоху Возрождения (См. Возрождение)
закладываются теоретические и практические основы всей последующей творческой и учебной методики европейского Р. (изучение законов перспективы, светотени, пластической анатомии). Большое развитие получает рисование с натуры. Наряду с этюдами, эскизами, набросками, анатомическими и естественно-научными штудиями возникает станковый Р. и намечаются его основные жанры (историческая и жанровая композиция, портрет, пейзаж). В Италии точность и пластическая ясность Р., характерная вместе с некоторой суховатостью и подробной детализацией для мастеров 15 в. (Пизанелло, А. Поллайоло, А. Мантенья, В. Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, А. дель Сарто). В противоположность строгой линейно-пластической манере большинства итальянских рисовальщиков римско-флорентинского круга, венецианские художники 16 в. (Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) создают свободный живописный, несколько эскизный стиль. В нем. Р. 16 в., на фоне которого выделяются универсальная широта, линейно-штриховая чёткость работ А. Дюрера и живописность штудий М. Нитхардта (Грюневальда), в целом преобладает линейное начало. Линия — лаконичная, иногда усиленная штриховкой, нередко становится почти каллиграфической [В. Хубер, А. Альтдорфер, Х. Бальдунг (Грин), У. Граф]. Блестящее развитие в 15—16 вв. получает карандашный портрет, тонко фиксирующий физиономические особенности модели (Я. ван Эйк в Нидерландах, Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. и Ф. Клуэ во Франции). Обострённую выразительность, своеобразную хрупкость линии приобретает Р. у представителей маньеризма (Понтормо, Пармиджанино, Л. Камбиазо в Италии и др.). Именно с 16 в. начинается собирание Р. выдающихся мастеров — как образцов для штудий молодых художников и как произведений, имеющих самостоятельное эстетическое значение (одна из первых коллекций такого рода была создана историографом и биографом итальянского Возрождения Дж. Вазари). С конца 16 в. вырабатывается (итальянцем Аннибале Карраччи и др.) «академический» рисовально-учебный процесс, продержавшийся в АХ многих стран вплоть до конца 19 в.: на первом этапе ученик копировал «оригиналы» — Р. признанных мастеров, затем учился передавать объёмную форму, рисуя с гипсовых слепков античных статуй, и лишь на третьем этапе допускался к рисованию с живой натуры. Этот метод, дававший твёрдые систематические навыки Р., уводил в то же время от живого, непосредственного восприятия действительности. В противовес ясному, отчётливому, но отвлечённому академическому Р. в 17 в. создаются необычайно глубокие по замыслу, смелые и свободные по манере рисунки Рембрандта, верные натуре Р. пейзажистов Я. ван Гойена и Я. ван Рёйсдала, жанристов А. ван Остаде, Г. Терборха, Г. Метсю в Голландии, полные жизни, энергичные рисунки П. П. Рубенса во Фландрии, произведения крупнейших французских рисовальщиков — острые, гротескные наброски Ж. Калло, проникнутые глубоким внутренним чувством, свободные и живописные рисунки Н. Пуссена и К. Лоррена. В Италии 17 в. академическому Р. противостоят беспокойные динамичные Р. мастеров барокко Л. Бернини и Гверчино. В 18 в. выдвигается ряд блестящих мастеров виртуозного, богатого тонкими наблюдениями и живописными эффектами Р. — натурного, жанрового, пейзажного и т. д. (А. Ватто, Ф. Буше, Г. де Сент-Обен, Ю. Робер, О. Фрагонар во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди в Италии, Т. Гейнсборо в Англии). Выступая против изысканности Р. рококо, представители Классицизма 18 в. во Франции во главе с Ж. Л. Давидом возрождают строгий, мужественный стиль Р., чёткость линий и отточенную пластичность моделировки. В 19 в. традиции классицистического Р. с его культом контурной линии развивает французский рисовальщик Ж. О. Д. Энгр, но в целом это направление быстро вырождается в холодный безжизненный академизм. Изучение Р. старых мастеров зачастую уточняет их творческую манеру, более известную по живописным произведениям, раскрывает оттенки предварительного замысла того или иного художника, помогает проследить эволюцию художественных принципов определённых направлений, школ, стилей.          Начиная с 19 в. стилистика Р. у его ведущих мастеров всё более непосредственно соотносится с общим развитием изобразительного искусства, с распространением передовых художественных идей. На рубеже 18 и 19 вв. испанец Ф. Гойя посвящает свои страстные, темпераментные, острые по исполнению Р. народной жизни и освободительной борьбе. Принципы свободного, проникнутого дыханием жизни, выразительного Р. утверждают французские романтики Т. Жерико и Э. Делакруа и особенно крупнейший французский рисовальщик 19 в. О. Домье, в творчестве которого острогротескные Р., разоблачающие буржуазно-дворянскую реакцию, сочетаются с мощными народными образами (Домье-карикатуристу следуют Поль Гаварни и ряд др. французских мастеров Р.). Французский Р. 19 в. представлен также тонкими пейзажными зарисовками К. Коро и художников барбизонской школы, реалистическими и вместе с тем широко обобщёнными набросками Ж. Ф. Милле, чутко передающими момент движения, живую пластику человеческого тела листами Э. Мане, импрессионистов Э. Дега, О. Ренуара и др. Среди крупных европейских рисовальщиков 19 в. — К. Д. Фридрих, А. Менцель, В. Буш в Германии, У. Тёрнер, Э. Берн-Джоне, У. Моррисв Великобритании, И. Исраэлс и Я. Б. Йонгкинд в Голландии, И. Манес и М. Алеш в Чехии, А. Орловский, Я. Матейко, А. Гротгер в Польше. В конце 19 — начале 20 вв. вырабатывается специфический Р., отличающийся подчёркнутой графичностью и рассчитанный на воспроизведение в новой для той поры фотомеханической технике на страницах книг, журналов, газет. Мастерами такого Р., как правило, испытавшего влияние стиля «Модерн», явились О. Диц, Т. Т. Хейне и др. в Германии, О. Бёрдсли и др. в Великобритании, Ф. Ропс в Бельгии. Своеобразный вклад в Р. «модерна» вносят архитекторы, обратившиеся к книжной и журнальной графике и придавшие ей особый конструктивный характер (П. Беренс в Германии, И. Ольбрих в Австрии). Наряду с этим типом в искусстве постимпрессионизма развивается Р., графически адекватный содержанию и манере живописи того или иного художника (во Франции — П. Сезанн, А. де Тулуз-Лотрек и голландец В. ван Гог, в Норвегии — Э. Мунк). С конца 19 — начала 20 вв. получает распространение политический Р., направленный против социального угнетения и нередко проникнутый революционным пафосом (Т. Стейнлен во Франции, Г. Цилле, Х. Балушек, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии). С начала 20 в. Р. развивается под отчётливым воздействием сменяющих друг друга направлений. В Р. многих художников 20 в. — представителей авангардистских направлений в искусстве (Экспрессионизма, Кубизма, Футуризма, абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство), Сюрреализма и др.) профессиональное мастерство рисовальщиков, острая выразительность форм часто входят в противоречие с нарочитой деформацией предметного мира, самодовлеющим экспериментом. Таковы рисунки Э. Л. Кирхнера, Э. Нольде, Ж. Гроса и О. Дикса (Германия), А. Кубина и О. Кокошки (Австрия), А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Брака, Х. Гриса, Ф. Леже (Франция). В 20 в. традиции реализма продолжаются в рисунках А. Фужерона, Б. Таслицкого во Франции, П. Хогарта в Великобритании, Л. Мендеса, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейроса в Мексике, К. Портинари в Бразилии, Р. Гуттузо, Д. Пурификато, А. Сальваторе в Италии, В. Зитте и В. Клемке в ГДР, Т. Кулисевича в Польше, М. Швабинского в Чехословакии, Ш. Эка в Венгрии. Мастерами острого сатирического Р. являются Р. Майнор, Ф. Эллис, У. Гроппер в США, Ж. Эффель во Франции, Х. Бидструп в Дании. Особое место в истории Р. 20 в. принадлежит П. Пикассо во Франции, создававшего свои Р. в широкой амплитуде манер (от тонко линеарной, антикизирующей до обобщённо лапидарной). Острое чувство пластического начала отличает Р. скульпторов конца 19 — 20 вв. — О. Родена, А. Майоля во Франции, Э. Барлаха, Г. Кольбе в Германии, Г. Мура в Великобритании, М. Марини в Италии, Г. Маркса в ФРГ, Ф. Кремера в ГДР.

         В России натурный и композиционный Р. уже во 2-й половине 18 — начале 19 вв. благодаря усилиям рисовальщиков-педагогов петербургской АХ — А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, К. П. Брюллова занял важное место в художественной культуре. Классическое совершенство формы и жизненная убедительность, глубокое изучение натуры присущи рисункам О. А. Кипренского, М. И. Козловского, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. П. Толстого, Брюллова. Синтетизм, сочетание строгого академического начала с трепетной жизненностью, лаконические линии с живописностью тона, характерен для рисунков А. А. Иванова. Большое место в развитии искусства Р. в России занимают работы жанристов, сатириков, иллюстраторов — в 18 в. И. А. Ерменёва, в 19 в. поляка А. О. Орловского, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, украинца Т. Г. Шевченко, А. А. Агина, П. М. Шмелькова, П. П. Соколова. Подъёму искусства Р. в 19 в. во многом способствовала борьба за реалистическую методику его преподавания, за приближение Р. к действительности, которую вели Венецианов, И. Н. Крамской и особенно П. П. Чистяков (учениками последнего были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, Д. Н. Кардовский). Р. играет существенную роль в творчестве передвижников (жанровые рисунки К. А. Савицкого, В. Е. Маковского, Н. А. Касаткина, портреты работы Крамского, Н. А. Ярошенко, пейзажи А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева). Точностью наблюдений, блестящим мастерством отличаются рисунки Репина, лаконичные, виртуозные рисунки Серова, натурные штудии и иллюстрации Врубеля с их живописной выразительностью и своеобразной «кубистической» штриховой моделировкой. Изощрёнными рисовальщиками являются мастера «Мира искусства», проявившие себя прежде всего в книжной графике, а также в портрете, пейзаже, исторической композиции (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. А. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, И. Я. Билибин, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин). История и жизнь народов СССР определили новое содержание сов. Р. Опираясь на реалистические традиции искусства, руководствуясь методом социалистического реализма, сов. художники развивают своеобразные виды станкового Р. — композиционный Р. (часто составляющий серии и циклы) на темы социалистического строительства, героической истории сов. народа, борьбы народов за мир (Д. А. Шмаринов, Е. А. Кибрик, В. А. Серов, Б. И. Пророков, К. И. Финогенов, А. М. Лаптев, П. В. Мальков, Н. А. Пономарев и др.), портретный Р. вождей и деятелей СССР, рабочих, колхозников, интеллигенции, комсомольцев, воинов Советской Армии (Н. И. Альтман, Н. А. Андреев, И. И. Бродский, Г. С. Верейский, Н. П. Ульянов, Д. Н. Кардовский, Е. А. Кацман, А. И. Лактионов, В. А. Фаворский и др.), пейзаж (В. В. Мешков, А. А. Дейнека и др.), а также жанр художественно-документальной зарисовки, иллюстрации произведений советской и классической литературы (Лансере, Кустодиев, Кукрыниксы, Шмаринов, Б. А. Дехтерев, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин, П. В. Митурич, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин, Н. Н. Купреянов, С. В. Герасимов, М. С. Родионов, Н. Н. Жуков, В. В. Лебедев, Д. А. Дубинский, О. Г. Верейский, В. Н. Горяев). В Великую Отечественную войну 1941—45 был создан особый тип фронтового Р., глубоко патриотично запечатлевший подвиг сов. людей и трагические сцены пережитых ими бедствий. Широко распространён жанр путевых зарисовок, документально точно повествующий о повседневной жизни и быте сов. страны и народов зарубежных стран. Искусство Р. успешно развивается во всех республиках СССР (В. И. Касиян, М. Г. Дерегус на Украине, С. Г. Романов в Белоруссии, А. Азимзаде в Азербайджане, И. М. Тоидзе в Грузии, М. М. Абегян в Армении, А. Н. Волков в Узбекистане, Л. А. Ильина в Казахстане и др. Важное агитационно-политическое значение приобрели с первых лет Великой Октябрьской социалистической революции плакат, карикатура, газетно-журнальная графика (В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, А. М. Каневский, Л. В. Сойфертис и др.).

        

         Лит.: Сидоров А. А., Рисунок старых русских мастеров, М. — Л., 1956; его же. Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX века), М., 1960; Соловьёв А. М., Смирнов Г. Б., Алексеева Е. С., Учебный рисунок, М., 1953; Гращенков В. Н., Рисунок мастеров итальянского Возрождения, [М., 1963]: Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970]; Флекель М. И., Великие мастера рисунка, М., 1974; Meder J., Die Handzeichnung. lhre Technik und Entwicklung, 2 Aufl., W., 1923; Grassi L.; Storia del disegno, Roma, 1947; Boekhoff Н., Winzer F., Das grosse Buch der Graphik, Braunschweig, 1968; Kenin R., The art of drawing from the dawn of history to the era of the impressionnists. N. Y. — L., 1974. см. также библиографию к ст. Графика.

         А. А. Сидоров.

        Тициан (Италия). «Группа деревьев». Перо. Ок. 1516—18. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

        Тициан (Италия). «Группа деревьев». Перо. Ок. 1516—18. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

        «Фараон на военной колеснице» (Древний Египет). Рисунок на терракоте. 12 в. до н.э. Египетский музей. Каир.

        «Фараон на военной колеснице» (Древний Египет). Рисунок на терракоте. 12 в. до н.э. Египетский музей. Каир.

        В. Хубер (Австрия). «Ущелье в Преттигау». Перо, акварель. 1552. Юниверсити-колледж. Лондон.

        В. Хубер (Австрия). «Ущелье в Преттигау». Перо, акварель. 1552. Юниверсити-колледж. Лондон.

        Леонардо да Винчи (Италия). «Фигура, иллюстрирующая пропорции человеческого тела согласно Витрувию». Бистр, перо. Ок. 1492. Галерея Академии. Венеция.

        Леонардо да Винчи (Италия). «Фигура, иллюстрирующая пропорции человеческого тела согласно Витрувию». Бистр, перо. Ок. 1492. Галерея Академии. Венеция.

        Т. н. мастер У. Д. С. (Франция). «Габриель Д

        Т. н. мастер У. Д. С. (Франция). «Габриель Д’Эстре». Итальянский карандаш, сангина. Ок. 1597. Национальная библиотека. Париж.

        «Придворный карлик Мурада III в образе планеты Марс» (Персия). Тушь, золотая краска, перо. Конец 16 в. Музей Фогга. Кембридж, США.

        «Придворный карлик Мурада III в образе планеты Марс» (Персия). Тушь, золотая краска, перо. Конец 16 в. Музей Фогга. Кембридж, США.

        Виллар де Оннекур (Франция). «План апсиды и фигура Христа». Чернила, перо. 13 в. Национальная библиотека. Париж.

        Виллар де Оннекур (Франция). «План апсиды и фигура Христа». Чернила, перо. 13 в. Национальная библиотека. Париж.

        Т. н. мастер Ахиллеса (Древняя Греция). Рисунок на аттическом лекифе из Эретрии. Ок. 450 до н.э. Национальный археологический музей. Афины. Фрагмент.

        Т. н. мастер Ахиллеса (Древняя Греция). Рисунок на аттическом лекифе из Эретрии. Ок. 450 до н.э. Национальный археологический музей. Афины. Фрагмент.

        Т. Кулисевич (Польша). «Белые животные» (из серии «Индия»). Тушь, перо. 1956.

        Т. Кулисевич (Польша). «Белые животные» (из серии «Индия»). Тушь, перо. 1956.

        О. Домье. «Дон Кихот и Санчо Панса». Уголь, тушь, кисть. Ок. 1870. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. (Франция).

        О. Домье. «Дон Кихот и Санчо Панса». Уголь, тушь, кисть. Ок. 1870. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. (Франция).

        А. Матисс. «Женский портрет». Тушь, перо. 1944. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

        А. Матисс. «Женский портрет». Тушь, перо. 1944. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

        Ж. Сёра. «Мост Курбевуа». Графитный стержень. 1880-е гг. Собрание Ф. Кеттанех. Нью-Йорк.

        Ж. Сёра. «Мост Курбевуа». Графитный стержень. 1880-е гг. Собрание Ф. Кеттанех. Нью-Йорк.

        П. П. Рубенс (Бельгия). «Геркулес душит немейского льва». Сангина, мел, чернила, белила, кисть. После 1630. Художественный институт Кларка. Уильямстаун.

        П. П. Рубенс (Бельгия). «Геркулес душит немейского льва». Сангина, мел, чернила, белила, кисть. После 1630. Художественный институт Кларка. Уильямстаун.

        Ф. Гойя (Испания). «Щёголь» (из серии «Нескромное зеркало», 1792—97). Тушь, перо. Прадо. Мадрид.

        Ф. Гойя (Испания). «Щёголь» (из серии «Нескромное зеркало», 1792—97). Тушь, перо. Прадо. Мадрид.

        Ж. О. Д. Энгр. «Семья Гийон-Летьер». Карандаш. 1819. Бостонский музей изящных искусств.

        Ж. О. Д. Энгр. «Семья Гийон-Летьер». Карандаш. 1819. Бостонский музей изящных искусств.

        Рембрандт (Голландия). «Стоящий натурщик». Бистр, белила, перо, кисть. Ок. 1646. Альбертина. Вена.

        Рембрандт (Голландия). «Стоящий натурщик». Бистр, белила, перо, кисть. Ок. 1646. Альбертина. Вена.

        Г. С. Верейский. «В саду Русского музея. Ленинград». Тушь, кисть, камышовое перо. 1925. Третьяковская галерея. Москва.

        Г. С. Верейский. «В саду Русского музея. Ленинград». Тушь, кисть, камышовое перо. 1925. Третьяковская галерея. Москва.

        В. Н. Горяев. Фронтиспис к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя. Карандаш. 1966. Русский музей, Ленинград.

        В. Н. Горяев. Фронтиспис к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя. Карандаш. 1966. Русский музей, Ленинград.

        Д. А. Шмаринов. «Возвращение» (из серии «Не забудем, не простим!»). Черная акварель, уголь. 1942. Третьяковская галерея. Москва.

        Д. А. Шмаринов. «Возвращение» (из серии «Не забудем, не простим!»). Черная акварель, уголь. 1942. Третьяковская галерея. Москва.

        М. А. Врубель. «После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель». Пастель, уголь. 1905. Третьяковская галерея. Москва.

        М. А. Врубель. «После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель». Пастель, уголь. 1905. Третьяковская галерея. Москва.

        И. Е. Репин. «Л. Н. Толстой, пишущий за круглым столом в Ясной Поляне». Графитный карандаш. 1891.

        И. Е. Репин. «Л. Н. Толстой, пишущий за круглым столом в Ясной Поляне». Графитный карандаш. 1891.

        П. А. Федотов. «Квартальный и извозчик». Графитный карандаш. 1848—49.

        П. А. Федотов. «Квартальный и извозчик». Графитный карандаш. 1848—49.

        К. А. Сомов. «Профиль». Графитный карандаш. 1896. Третьяковская галерея. Москва.

        К. А. Сомов. «Профиль». Графитный карандаш. 1896. Третьяковская галерея. Москва.

        А. А. Иванов. «Мальчик, играющий на свирели». Этюд к картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Итальянский карандаш. Ок. 1831—34. Третьяковская галерея. Москва.

        А. А. Иванов. «Мальчик, играющий на свирели». Этюд к картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Итальянский карандаш. Ок. 1831—34. Третьяковская галерея. Москва.

        И. Скородумов. Автопортрет. Бистр, перо. 2-я пол. 18 в. Местонахождение неизвестно.

        И. Скородумов. Автопортрет. Бистр, перо. 2-я пол. 18 в. Местонахождение неизвестно.

        Микеланджело (Италия). Этюды к фигуре Ливийской сивиллы (фреска Сикстинской капеллы в Ватикане). Сангина. 1511. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

        Микеланджело (Италия). Этюды к фигуре Ливийской сивиллы (фреска Сикстинской капеллы в Ватикане). Сангина. 1511. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

        А. Дюрер (Германия). «Смерть-всадник (Помни обо мне)». Уголь. 1505. Британский музей. Лондон.

        А. Дюрер (Германия). «Смерть-всадник (Помни обо мне)». Уголь. 1505. Британский музей. Лондон.

        Н. Пуссен (Франция). «Анжелика и Медор». Бистр. Середина 17 в. Лувр. Париж.

        Н. Пуссен (Франция). «Анжелика и Медор». Бистр. Середина 17 в. Лувр. Париж.

        Лян Кай (Китай). «Поэт Ли Бо». Тушь. 12 — нач. 13 вв. Национальный музей. Токио.

        Лян Кай (Китай). «Поэт Ли Бо». Тушь. 12 — нач. 13 вв. Национальный музей. Токио.

        Таддео Гадди (?) (Италия). «Введение Марии во храм». Темпера, белила, кисть. 1330-е гг. Лувр. Париж.

        Таддео Гадди (?) (Италия). «Введение Марии во храм». Темпера, белила, кисть. 1330-е гг. Лувр. Париж.

        Ф. М. Матвеев. «Пейзаж с пиниями». Сепия, тушь, итальянский карандаш. 1810-е гг. Третьяковская галерея. Москва.

        Ф. М. Матвеев. «Пейзаж с пиниями». Сепия, тушь, итальянский карандаш. 1810-е гг. Третьяковская галерея. Москва.

Рисунок — Википедия

Рису́нок (через польск. rysowac из ср.-верх.-нем. rizen — резать, чертить) — структурная основа зрительно воспринимаемой формы. В этом значении близко понятию абрис, контур, очерк. Художник раннего итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа в «Трактате о живописной перспективе» (ок. 1482 г.) писал: «Под рисунком разумеем мы профили и очертания, кои заключаются в вещи» [1].Однако рисунок есть не только «очертание», но также представление конструкции предмета в его трехмерных качествах. Рисунок как структурный образ наблюдаемого объекта складывается в сознании рисующего еще до начала изобразительного процесса, и поэтому он несет в себе рациональное, интеллектуальное начало. Рисование в изобразительном искусстве является структурной основой графической, живописной, скульптурной и архитектурной формы. Рисование также представляет собой отдельный вид изобразительного искусства, разновидность графики.Его история восходит к глубокой древности [2].

Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение

Академи́ческий рисунок — это рисунок, выполняемый в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству, с использованием методически-обоснованных способов и технических приемов изображения объемных форм на плоскости, на основе сознательного отношения к структуре изобразительного процесса, понимания конструктивных особенностей объекта, выполняемый с целью решения определенных линейно-конструктивных, свето-теневых, тональных, композиционных и других учебных задач. Академический рисунок ведется поэтапно, с четким соблюдением требований знания формы, умения изображать объем, тональным соотношением, и самое главное передает общую целостность восприятия работы.

История

История живописи и рисунка охватывает, по крайней мере, 30 тысяч лет жизни человека на Земле и является практически соседкой истории музыки. Первые рисунки, нанесённые углём и охрой на стены пещер, где проживали древние, изображали, в основном, стада диких животных — быков и лошадей. Также кроманьонцы (люди современного типа, вид, появившийся 40 000 лет назад) наносили на стены отпечатки рук. Такие рисунки находят во всей западной Европе — во Франции, Испании и прочих странах, и называют их наскальной живописью. Позже, в разгар Неолита, появляется орнамент на керамике, посуда украшается узорами.

Техника

В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, студии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).

Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.

Элементы рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, тень (собственная (самый неосвещенный участок рисунка) и отбрасываемая (падает на поверхность, на которой находится предмет), полутени (между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (самый освещенный участок).

С помощью графического рисунка можно передать не только форму и степень прозрачности и освещенности тела (с помощью вышеназванных элементов), но и «передать» цвет, — посредством черно-белого (в случае черно-белого рисунка) оттенка, соответствующего данному цвету.

Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребляемы графитный карандаш и уголь.

См. также

Литература

Ссылки

  • ↑ Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство. 1965-1970. Т.2. C.74.
  • ↑ В. Г. Власов . Рисование, рисунок // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2004-2010. Т. 8, 2008 C.190-195
  • Рисунок — Википедия. Что такое Рисунок

    Рису́нок (через польск. rysowac из ср.-верх.-нем. rizen — резать, чертить) — структурная основа зрительно воспринимаемой формы. В этом значении близко понятию абрис, контур, очерк. Художник раннего итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа в «Трактате о живописной перспективе» (ок. 1482 г.) писал: «Под рисунком разумеем мы профили и очертания, кои заключаются в вещи» [1].Однако рисунок есть не только «очертание», но также представление конструкции предмета в его трехмерных качествах. Рисунок как структурный образ наблюдаемого объекта складывается в сознании рисующего еще до начала изобразительного процесса, и поэтому он несет в себе рациональное, интеллектуальное начало. Рисование в изобразительном искусстве является структурной основой графической, живописной, скульптурной и архитектурной формы. Рисование также представляет собой отдельный вид изобразительного искусства, разновидность графики.Его история восходит к глубокой древности [2].

    Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение

    Академи́ческий рисунок — это рисунок, выполняемый в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству, с использованием методически-обоснованных способов и технических приемов изображения объемных форм на плоскости, на основе сознательного отношения к структуре изобразительного процесса, понимания конструктивных особенностей объекта, выполняемый с целью решения определенных линейно-конструктивных, свето-теневых, тональных, композиционных и других учебных задач. Академический рисунок ведется поэтапно, с четким соблюдением требований знания формы, умения изображать объем, тональным соотношением, и самое главное передает общую целостность восприятия работы.

    История

    История живописи и рисунка охватывает, по крайней мере, 30 тысяч лет жизни человека на Земле и является практически соседкой истории музыки. Первые рисунки, нанесённые углём и охрой на стены пещер, где проживали древние, изображали, в основном, стада диких животных — быков и лошадей. Также кроманьонцы (люди современного типа, вид, появившийся 40 000 лет назад) наносили на стены отпечатки рук. Такие рисунки находят во всей западной Европе — во Франции, Испании и прочих странах, и называют их наскальной живописью. Позже, в разгар Неолита, появляется орнамент на керамике, посуда украшается узорами.

    Техника

    В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

    Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, студии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).

    Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.

    Элементы рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, тень (собственная (самый неосвещенный участок рисунка) и отбрасываемая (падает на поверхность, на которой находится предмет), полутени (между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (самый освещенный участок).

    С помощью графического рисунка можно передать не только форму и степень прозрачности и освещенности тела (с помощью вышеназванных элементов), но и «передать» цвет, — посредством черно-белого (в случае черно-белого рисунка) оттенка, соответствующего данному цвету.

    Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребляемы графитный карандаш и уголь.

    См. также

    Литература

    Ссылки

  • ↑ Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство. 1965-1970. Т.2. C.74.
  • ↑ В. Г. Власов . Рисование, рисунок // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2004-2010. Т. 8, 2008 C.190-195
  • Рисунок — Википедия

    Рису́нок (через польск. rysowac из ср.-верх.-нем. rizen — резать, чертить) — структурная основа зрительно воспринимаемой формы. В этом значении близко понятию абрис, контур, очерк. Художник раннего итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа в «Трактате о живописной перспективе» (ок. 1482 г.) писал: «Под рисунком разумеем мы профили и очертания, кои заключаются в вещи» [1].Однако рисунок есть не только «очертание», но также представление конструкции предмета в его трехмерных качествах. Рисунок как структурный образ наблюдаемого объекта складывается в сознании рисующего еще до начала изобразительного процесса, и поэтому он несет в себе рациональное, интеллектуальное начало. Рисование в изобразительном искусстве является структурной основой графической, живописной, скульптурной и архитектурной формы. Рисование также представляет собой отдельный вид изобразительного искусства, разновидность графики.Его история восходит к глубокой древности [2].

    Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение

    Академи́ческий рисунок — это рисунок, выполняемый в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству, с использованием методически-обоснованных способов и технических приемов изображения объемных форм на плоскости, на основе сознательного отношения к структуре изобразительного процесса, понимания конструктивных особенностей объекта, выполняемый с целью решения определенных линейно-конструктивных, свето-теневых, тональных, композиционных и других учебных задач. Академический рисунок ведется поэтапно, с четким соблюдением требований знания формы, умения изображать объем, тональным соотношением, и самое главное передает общую целостность восприятия работы.

    История

    История живописи и рисунка охватывает, по крайней мере, 30 тысяч лет жизни человека на Земле и является практически соседкой истории музыки. Первые рисунки, нанесённые углём и охрой на стены пещер, где проживали древние, изображали, в основном, стада диких животных — быков и лошадей. Также кроманьонцы (люди современного типа, вид, появившийся 40 000 лет назад) наносили на стены отпечатки рук. Такие рисунки находят во всей западной Европе — во Франции, Испании и прочих странах, и называют их наскальной живописью. Позже, в разгар Неолита, появляется орнамент на керамике, посуда украшается узорами.

    Техника

    В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

    Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, студии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).

    Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.

    Элементы рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, тень (собственная (самый неосвещенный участок рисунка) и отбрасываемая (падает на поверхность, на которой находится предмет), полутени (между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (самый освещенный участок).

    С помощью графического рисунка можно передать не только форму и степень прозрачности и освещенности тела (с помощью вышеназванных элементов), но и «передать» цвет, — посредством черно-белого (в случае черно-белого рисунка) оттенка, соответствующего данному цвету.

    Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребляемы графитный карандаш и уголь.

    См. также

    Литература

    Ссылки

  • ↑ Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство. 1965-1970. Т.2. C.74.
  • ↑ В. Г. Власов . Рисование, рисунок // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2004-2010. Т. 8, 2008 C.190-195
  • Основные понятия и термины рисования


    Испанский художник Пабло Хурадо Руис за работой

    Абстрактный рисунок — изображение предмета или явления реального мира, характеризующееся изолированностью, резкостью или намеренным преувеличением изображаемого объекта. Под абстрактным рисунком также иногда понимают композицию линий, форм и цветов, которая слабо связана с предметами и явлениями реального мира.

    Видоискатель — приспособление, используемое художниками для выбора удачного вида и определения границ композиции; в фотографии видоискатель является элементом фотоаппарата, который показывает границы будущего снимка.

    Воображать — представлять себе, мысленно вызывать в воображении объекты и образы, недоступные в данный момент для восприятия органами чувств.

    Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

    Граница — воображаемая линия на рисунке (к примеру, линия горизонта, отделяющая небо от земли) либо реальная линия (контур), определяющая границы фигур или отделяющая фигуру от окружающего ее пространства.

    Изображение — образ, возникающий на сетчатке глаза в результате получения мозгом от зрительной системы информации о воспринимаемом объекте.

    Интуиция — непосредственное постижение истины без логического анализа; суждения, знания или мысли, которым не предшествует процесс размышлений; знание, которое приходит как внезапное озарение.

    Картинная плоскость — воображаемая плоскость, подобная оконной раме. Картинная плоскость всегда расположена параллельно вертикальной плоскости, в которой находится лицо художника, и перпендикулярно лучу зрения (направлению взгляда на объект). Через картинную плоскость объект видится так, как он будет выглядеть на бумаге. В фотографической камере роль картинной плоскости играет светочувствительный слой.

    Когнитивный сдвиг — смена преобладающего типа мышления, к примеру, переход от аналитического (связанного с функцией левого полушария) к пространственно-образному (связанному с функцией правого полушария) мышлению или наоборот.

    Композиция — упорядоченное соотношение межу частями или элементами произведения искусства. В учебном рисунке композиция означает правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

    Контур — линия, определяющая границы фигур или отделяющая фигуру от пространства.

    А-режим — способ переработки информации о реальности, при котором задействуются линейный, аналитический, вербальный и логический режимы мышления.

    Левое полушарие — левая половина головного мозга. Является преобладающим полушарием у большинства правшей и отвечает за абстрактно-логическое (вербальное) мышление.

    Леворукость — преобладающее использование левой руки для рисования и письма; левши составляют приблизительно 10% всех людей. При этом доминирующим полушарием для левшей, как и для правшей, может являться левое полушарие.

    Линия глаз — воображаемая линия на портрете, которая делит голову пополам по горизонтали. На этой линии располагаются глаза. В пейзаже под линией глаз подразумевается линия горизонта.

    Негативное пространство — пространство вокруг объектов рисунка. Границы негативного пространства совпадают с границами рабочей поверхности. Внутренние границы негативного пространства могут совпадать с границами объектов рисунка.

    Определение пропорций — проверка соотношения элементов или частей формы между собой с помощью подручных предметов (чаще всего используется обычный карандаш, удерживаемый на вытянутой руке). Таким образом определяется положение одной части рисунка относительно другой, величина углов по отношению к горизонтали или вертикали, а также размеры частей рисунка относительно основного элемента.

    Основной элемент — начальный элемент или часть композиции, которая помогает сохранить правильные пропорции в работе. При расчете пропорций основной элемент всегда принимается за единицу.

    П-режим — способ переработки информации о реальности, при котором задействуется визуальный, пространственно-образный режим мышления. Этот режим мышления отвечает за одномоментное восприятие и оценку объекта и ориентирован на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

    Перекрестное штрихование — способ создания тона или объема с помощью непрерывных линий, проведенных в двух и более направлениях.

    Перспектива и пропорция — изображение объектов на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. В более узком смысле перспективой называют изображение, построенное на горизонтальной или вертикальной плоскости, а пропорцией — соотношение между частями рисунка.

    Правое полушарие — правая половина головного мозга. У большинства правшей правое полушарие отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов.

    Ракурс — положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удаленных от переднего плана частей.

    Реализм в живописи — стремление как можно более точно и объективно передать действительность. Иногда используется как замена термина «натурализм».

    Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещенности, создающей шкалу яркостей. Различают следующие элементы светотени: свет, падающая тень, рефлекс и собственная тень.

    Символическая система — в живописи — набор символов, последовательно используемых для создания образа, к примеру, лица или фигуры. Символы обычно взаимосвязаны, поэтому использование одного символа влечет за собой следующий (подобно ассоциациям, возникающим при написании знакомых слов). Символическая система в рисовании обычно формируется в детском возрасте и, как правило, остается постоянной на протяжении всей жизни, если только не работать над ее изменением целенаправленно.

    Сознание — способность воспринимать объекты, людей и окружающий мир. Близкими по смыслу словами будут «видение» или «познание».

    Твердость грифеля. Карандаши различаются по твердости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами. Т (или Н — от англ. hard) — твердый, М (или В — от англ. black) — мягкий. Карандаш средней твердости (твердо-мягкий) будет обозначен буквами ТМ или НВ. Дальнейшее деление происходит таким образом: карандаш с пометкой 8Н будет самым твердым, а 8В — самым мягким. Промежуточными значениями будут, к примеру, такие: 6Н, 4Н, 2Н, НВ, 2В, 4В, 6В. В отличие от Европы и России, в США для указания твердости используется числовая шкала, поэтому простой карандаш стандартной твердости НВ в Америке будет промаркирован как № 2 или 2В.

    Тип мышления — вид мыслительной деятельности; в зависимости от преобладающего полушария выделяют абстрактно-логическое (или вербальное) и пространственно-образное мышление.

    Формат — может означать форму листа для рисования (прямоугольный, квадратный, треугольный и так далее) или соотношение длины и ширины прямоугольного листа.

    Характеристики цвета — светлота и яркость цвета. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится черным, а при максимальном увеличении светлоты становится белым.

    RelatedPost

    Как нарисовать приглашение на свадьбу в Adobe Illu…

    Светлана Беловодова: миниатюрная живопись на камне…

    Диснеевские героини в стиле корейской живописи…

    Творческое и интересное занятие — рисов…

    Рисунок — Википедия. Что такое Рисунок

    Рису́нок — изображение на плоскости, созданное средствами графики.

    Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение

    Академи́ческий рисунок — это рисунок, выполняемый в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству, с использованием научно-обоснованных приемов и методов изображения объемного пространства на плоскости, а также линейно-конструктивных знаний и понимания формы, выполняемый с целью решения определенных линейно-конструктивных, свето-теневых, тональных, композиционных и других учебных задач. Академический рисунок ведется поэтапно, с четким соблюдением требований знания формы, умения изображать объем, тональным соотношением, и самое главное передает общую целостность восприятия работы.

    История

    История живописи и рисунка охватывает, по крайней мере, 30 тысяч лет жизни человека на Земле и является практически соседкой истории музыки. Первые рисунки, нанесённые углём и охрой на стены пещер, где проживали древние, изображали, в основном, стада диких животных — быков и лошадей. Также кроманьонцы (люди современного типа, вид, появившийся 40 000 лет назад) наносили на стены отпечатки рук. Такие рисунки находят во всей западной Европе — во Франции, Испании и прочих странах, и называют их наскальной живописью. Позже, в разгар Неолита, появляется орнамент на керамике, посуда украшается узорами.

    Техника

    В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

    Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, студии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).

    Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.

    Элементы рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, тень (собственная (самый неосвещенный участок рисунка) и отбрасываемая (падает на поверхность, на которой находится предмет), полутени (между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (самый освещенный участок).

    С помощью графического рисунка можно передать не только форму и степень прозрачности и освещенности тела (с помощью вышеназванных элементов), но и «передать» цвет, — посредством черно-белого (в случае черно-белого рисунка) оттенка, соответствующего данному цвету.

    Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребляемы графитный карандаш и уголь.

    См. также

    Литература

    Ссылки

    определение рисунка в Свободном словаре

    рисование •

    (ˈdrɔ ɪŋ)

    n.

    1. поступок человека или предмета, который рисует.

    2. графическое представление линий, тонов или цветов объекта или идеи. Галерея продает рисунки карандашом, ручкой, углем, пастелью и акварелью.

    3. такое представление, изображающее форму без ссылки на цвет: она делает рисунки, а не картины.

    4. визуальное представление в виде плана или дизайна с помощью эскиза или законченной визуализации.

    5. графическое изображение, созданное на компьютере со специализированным программным обеспечением.

    6. искусство или техника их изготовления.

    7. что-то решено путем жеребьевки; лотереи.

    8. выбор или время выбора шансов на выигрыш или шансов, проданных лотереей или лотереей.

    [1275–1325]

    Рисование

    Техника создания рисунков и офортов, которые выглядят вырезанными в низком рельефе. — анаглиптографический , прил. .

    циклограф.

    1 . Архаическая . искусство гравировки на медных пластинах, особенно для печати.
    2 . искусство рисования мелом или пастелью.

    художник, который специализируется на рисунках или набросках углем.

    — это техника рисования или рисования с использованием света и тени для достижения трехмерного качества.- , хироскурист , и .

    инструмент для рисования дуг с гибкой дугообразной частью, соединенной по бокам с растяжимой прямой планкой. Также называется arcograph .

    — устройство, используемое для механического воспроизведения планов, контуров и т. Д. В масштабе, отличном от оригинала.

    искусство графического изображения или рисования. — , графические, , и .

    искусство или ремесло письма или разграничения.- , графолог . n .

    1 . рендеринг горизонтального сечения объекта в масштабе.
    2 . визуализация плана здания в определенном масштабе. — ичнографический, ичнографический , прил. .

    рендеринг объекта или плана этажа в масштабе, если смотреть под заданным углом. Ср ортографическая проекция .

    аппарат, используемый для миниатюрного письма или рисования. — , микрография , и .

    Устаревший , эскиз или чертеж в общих чертах без цвета.

    — рендеринг объекта или плана здания в масштабе, если смотреть перпендикулярно сверху. Ср изометрическая проекция .

    художник, который специализируется на использовании пастели.

    плохо выполненное или неточное разграничение.

    Редкий . искусство рисования карт или планов. — , планографист , и . — , планографический, планографический , прил. .

    рендеринг объекта на перспективной плоскости. — , сценограф , и . — сценографический, сценографический , прил. .

    1 . техника сглаживания контура тени, создаваемой объектом для создания графического произведения или графа тени.
    2 . создание скиаграмм на пленке с рентгеновскими лучами. — скиаграмма , n . — , лыжник , и .

    искусство представления форм твердых тел на плоской поверхности.- , стереограф , и . — стереографический, стереографический , прил. .

    искусство рисования, письма или гравюры со стилем или подобным инструментом. — стилографический, стилографический, прил. .

    искусство или техника создания рисунка или рисунка на куске дерева путем сжигания его острым острым предметом. Также называется покерная живопись .

    Определение ничьей от Merriam-Webster

    Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.

    \ ˈdrȯ \ drew \ ˈdrü \; нарисованный \ ˈdrȯn, ˈdrän \; рисунок

    переходного глагола

    1 : , чтобы заставить двигаться непрерывно к или после заранее приложенной силы : потяните, потяните свое кресло вверх у огня: например,

    и : , чтобы двигаться (что-то, например, покрытие ) над или в одну сторону вытянуть шторы

    b : , чтобы вытащить или вытащить из розетки или места, где сидят или несут взять воду из колодца вытащить пистолет и : , чтобы вызвать выход из контейнера или источника взять воду для ванны медсестра взяла образец крови рана взяла кровь

    2 : до причина идти в определенном направлении (как ведущий) потянул его в сторону

    b : , чтобы ввести или собрать из определенной группы или области колледж, который привлекает своих студентов из многих штатов

    d : , чтобы выявить в качестве ответа : выявить привлекло приветствий из аудитории

    e спортивные состязания : , чтобы получить в ходе игры Тесто привлекло ходьбы.Нарисуйте фол

    5a : , чтобы извлечь сущность из выпить чай

    b : потрахаться и вытащить гуся перед тем, как готовить

    c : , чтобы получить пользу черпал вдохновение от старых мастеров

    6 морских : требовать (указанная глубина) плавать в корабль, который берет 12 футов воды

    b : , чтобы взять (деньги) с места вклада привлек $ 100 из банка

    c : , чтобы использовать их для удовлетворения спроса на наличные снятие чека с его счета

    d : для получения регулярно или в установленном порядке взять зарплату

    8a карточные игры : взять (карты) из колоды или у дилера возьмите четыре карты

    b : , чтобы получить или взять случайно выиграл выигрышный номер

    9 стрельба из лука : согнуть (лук), потянув за струну натянул лука и нацелился на цель

    10 : , чтобы вызвать сжатие, сжатие или сжатие втяните колени в грудь. Ее лицо было , нарисовано с болью.

    11 видов спорта

    a : , чтобы нанести удар (мяч), чтобы сделать обратный поворот : для создания сходства или представления путем создания линий на поверхности нарисуй картинку нарисуй вазу с фруктами нарисуй мел мелом

    b : записать в должной форме составить завещание

    c : для разработки или подробного описания : сформулировать сопоставления ничьих 14 : для вывода из доказательств или предпосылок сделать вывод

    15 : растянуть или удлинить (металл) молотком или путем вытягивания через штампы, а также : для придания формы (материала, такого как пластик) растяжением или вытягиванием через штампы

    непереходный глагол

    1 : приходить или уходить постепенно или постепенно ночь приближается к

    2a : , чтобы что-то переместить, потянув вытягивание скважины

    b : для приложения силы притяжения игра хорошо рисует

    3a стрельба из лука : , чтобы оттянуть тетиву

    b : , чтобы вытащить оружие привлек , прицелился и выстрелил

    4a : , чтобы произвести тягу труба хорошо рисует, тянет на сигаре

    b морская : , чтобы раздуваться на ветру все паруса рис.

    5a : для складок или стягиваний : для сокращения

    b : для изменения формы путем вытягивания или растяжения

    6 медицинский : для локализации крови или гноя в одной точке 7 : для создать сходство или рисунок в очертаниях : Эскиз любит рисовать и плохо рисовать

    8 : выходить даже на соревнованиях они привлек 3–3

    9a : , чтобы подать письменную заявку на выплату денег на депозит

    b : для получения ресурсов (по состоянию на информацию) черпая из общего фонда знаний

    , нарисуйте шарик на жеребьевке

    : , чтобы не получить желаемый объект (например, искомую информацию), а также : , чтобы не думать о чем-то, что

    привлекает или привлекает

    : для использования в качестве источника питания привлечь все сообщество для поддержки

    привлечь соломинки

    : решить или назначить что-либо с помощью лотереи, в которой используются соломинки неравной длины

    нарисовать линию или нарисовать линию 1 : , чтобы исправить произвольно (см. Произвольно смысл 1б) граница между вещами, которые имеют тенденцию смешиваться проведя линию между хорошим и плохим искусством

    2 : , чтобы установить границу, исключая то, что человек не потерпит или не допустит помогает убирать дом, но рисует линию при мытье окон.

    1 : акт или процесс рисования (см. пункт 1 розыгрыша): например,

    a : — всасывающее усилие на чем-то, удерживаемом губами затянулся над своей сигаретой

    b : — быстрое извлечение пистолета из кобуры при розыгрыше c : обратный бросок мяча при ударе по нему ниже центра — сравните, следуйте

    2 : что-то, что является ничья: например,

    ,

    , : , лот или случайный случай единственный главный приз лотерейного розыгрыша

    b : отбор участников спортивного мероприятия также : расстановка участников спортивного мероприятия по порядку розыгрыша жеребьевки для теннисного турнира

    c : a карта, вытянутая для замены сброса в покере 3 : состязание, оставленное нерешенным или заблокированным : ничья 5 стрельба из лука

    b : сила, необходимая для полного вытягивания лука

    7 : сделка в покер дро для улучшения руки игроков после сброса 8 футбола : игра, которая имитирует игру паса, так что бегун может пройти прямо посередине мимо проходных пасов 10 : вбрасывание в хоккей на льду выиграл вничью и отбросил шайбу назад.
    является определение чертежа | Английский определение словарь

    чертеж


    n

    1 изображение или план, сделанные с помощью линий на поверхности, особенно сделанный карандашом или ручкой без использования цвета

    2 эскиз, план или набросок

    3 искусство делать рисунки; рисование

    подробный чертеж
    n отдельный крупномасштабный чертеж небольшой части или части здания, машины и т. Д.

    чертежный счет
    n (U.S) счет, с которого сотрудник, партнер или продавец может снять средства для покрытия расходов или в качестве аванса в счет ожидаемого дохода

    чертежная доска
    n

    1 гладкая плоская прямоугольная доска, на которой размещены бумага, холст и т. Д. Для изготовления рисунков

    2 ♦ вернуться к чертежной доске вернуться на более раннюю стадию на предприятии, потому что запланированное предприятие провалилось

    чертежная карта
    n (U.S. and Canadian, Theatre) исполнитель, актер и т. Д., Несомненно, для привлечения большой аудитории

    канцелярская кнопка
    n (Brit) короткая лента с широкой гладкой головкой для крепления бумаги к чертежной доске и т. Д. (США и канадское название) канцелярская кнопка

    гостиная
    n

    1 комната, где посетителей принимают и развлекают; гостиная; гостиная

    2 Архаический торжественный или формальный прием, особеннов суде

    рисование линий
    n чертеж, выполненный только с линиями, градация тона обеспечивается расстоянием и толщиной линий

    механический чертеж
    n чертеж в масштабе машины, детали машины, архитектурного плана и т. Д., Из которых можно извлечь размеры

    специальные права заимствования
    pl n иногда ограничивает резервные активы Международного валютного фонда, на которые государства-члены могут использовать пропорционально их взносу в Фонд (Abbrev.) СДР

    технический чертеж
    n учеба и практика, особенно в качестве предмета, преподаваемого в школе, основных приемов рисования, используемых в механическом рисовании, архитектуре и т. д. (сокращ.) TD

    вымыть рисунок
    n рисунок пером и чернилами, слегка смазанный водой, чтобы смягчить линии

    рабочий чертеж
    n чертеж в масштабе детали или сборки, который предоставляет руководство по изготовлению

    ,

    определение рисунков в Свободном словаре

    рисование •

    (ˈdrɔ ɪŋ)

    n.

    1. поступок человека или предмета, который рисует.

    2. графическое представление линий, тонов или цветов объекта или идеи. Галерея продает рисунки карандашом, ручкой, углем, пастелью и акварелью.

    3. такое представление, изображающее форму без ссылки на цвет: она делает рисунки, а не картины.

    4. визуальное представление в виде плана или дизайна с помощью эскиза или законченной визуализации.

    5. графическое изображение, созданное на компьютере со специализированным программным обеспечением.

    6. искусство или техника их изготовления.

    7. что-то решено путем жеребьевки; лотереи.

    8. выбор или время выбора шансов на выигрыш или шансов, проданных лотереей или лотереей.

    [1275–1325]

    Рисование

    Техника создания рисунков и офортов, которые выглядят вырезанными в низком рельефе. — анаглиптографический , прил. .

    циклограф.

    1 . Архаическая . искусство гравировки на медных пластинах, особенно для печати.
    2 . искусство рисования мелом или пастелью.

    художник, который специализируется на рисунках или набросках углем.

    — это техника рисования или рисования с использованием света и тени для достижения трехмерного качества.- , хироскурист , и .

    инструмент для рисования дуг с гибкой дугообразной частью, соединенной по бокам с растяжимой прямой планкой. Также называется arcograph .

    — устройство, используемое для механического воспроизведения планов, контуров и т. Д. В масштабе, отличном от оригинала.

    искусство графического изображения или рисования. — , графические, , и .

    искусство или ремесло письма или разграничения.- , графолог . n .

    1 . рендеринг горизонтального сечения объекта в масштабе.
    2 . визуализация плана здания в определенном масштабе. — ичнографический, ичнографический , прил. .

    рендеринг объекта или плана этажа в масштабе, если смотреть под заданным углом. Ср ортографическая проекция .

    аппарат, используемый для миниатюрного письма или рисования. — , микрография , и .

    Устаревший , эскиз или чертеж в общих чертах без цвета.

    — рендеринг объекта или плана здания в масштабе, если смотреть перпендикулярно сверху. Ср изометрическая проекция .

    художник, который специализируется на использовании пастели.

    плохо выполненное или неточное разграничение.

    Редкий . искусство рисования карт или планов. — , планографист , и . — , планографический, планографический , прил. .

    рендеринг объекта на перспективной плоскости. — , сценограф , и . — сценографический, сценографический , прил. .

    1 . техника сглаживания контура тени, создаваемой объектом для создания графического произведения или графа тени.
    2 . создание скиаграмм на пленке с рентгеновскими лучами. — скиаграмма , n . — , лыжник , и .

    искусство представления форм твердых тел на плоской поверхности.- , стереограф , и . — стереографический, стереографический , прил. .

    искусство рисования, письма или гравюры со стилем или подобным инструментом. — стилографический, стилографический, прил. .

    искусство или техника создания рисунка или рисунка на куске дерева путем сжигания его острым острым предметом. Также называется покерная живопись .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *