Леттеринг и типографика — 35 отличных примеров
Леттеринг и типографика — два оригинальных направления графического дизайна, которыми увлекаются, в основном, только дизайнеры и художники. В этой статье вы найдете 35 отличных примеров леттеринга и типографики разных авторов.
Леттеринг и типографика — 35 отличных примеров
Леттеринг — это искусство создание красивых и оригинальных букв и шрифтов. Типографика — художественное оформление текста. Леттеринг и типографика очень тесно связаны, потому что шрифты и буквы, созданные с помощью леттеринга, используются в типографике. Это искусство часто применяется в рекламе и художественном оформлении обложек книг и журналов. Его корни растут из древнего искусства каллиграфии. С его помощью можно визуально изобразить самые красивые языки мира: итальянский, французский, испанский, португальский, китайский (мандарин), английский, русский и другие.
Мне очень нравятся работы с афоризмами или цитатами знаменитостей, которые выполнены в этой технике. Многие работы просто хочется распечатать на большом формате, оформить в рамочку и повесить на стену. Однажды я встретил интересную идею оформления интерьера, где слово, написанное красивым шрифтом, было вырезано из пенопласта или дерева и подвешено на стену в изголовье кровати. Получилось довольно необычно и очень классно. Думаю, что вы и сами легко сможете придумать немало вариантов того, как можно использовать леттеринг и типографику в повседневной жизни.
Леттеринг — отличный способ «одушевить» ваш проект
Большая обзорная статья от дизайнера Александра Кочеванова, который подробно рассмотрел отличия шрифта, леттеринга и каллиграфии, а также способы и особенности применения каждого в проекте.
Также Александр сделал подборку для вдохновения из 30 лучших создателей каллиграфии и леттеринга.
Смотря фильмы про будущее мы очень часто видим такую картину: одинаковые, словно клонированные, люди в одинаковой одежде. Их окружают одинаковые автомобили и дома на одинаковых улицах. Люди трудятся на благо огромных корпораций, осуществляя монотонные телодвижения перед компьютерами или перекладывая бумажки с места на место.
Все вокруг бездушное и унылое, преобладают голубые, серые и белые оттенки с небольшими вставками ярких цветов для ключевых героев фильма. Наверняка это сделано для придания большей ироничности сюжету фильма. И, конечно, я отдаю себе отчет в том, что это утопия и в обозримом будущем такого не случится. Но одно я знаю точно. Я и подавляющее большинство людей никогда бы не захотели жить в таком мире.
Но некоторые отголоски такой картины можно наблюдать и сегодня. При решении многих задач мы используем шаблоны: фреймворки, конструкторы, шаблонные сайты, интерфейсы, логотипы, предметы быта и прочее. Все направлено на удешевление производства и быстрый выход на рынок. Выгода с экономической точки зрения, конечно, очевидна. Но со стороны потребителя становится скучно и однообразно.
Существует много способов «одушевить» продукт: придумать зверюшку-символ, использовать образы людей, фотографии, иллюстрации. Я расскажу вам о леттеринге. Осторожно — много картинок!
В первую очередь, нужно различать 3 понятия.
Шрифт — набор из символов, которые могут использоваться в любом порядке и служат для написания слов, предложений и текстов большого объема.
Леттеринг — уникальное рисование слова или словосочетания, изредка целых фраз, которое составляет единую композицию и предназначенное для конкретной ситуации.
Каллиграфия (с греческого «красивый почерк») это тоже ручная надпись, но, в отличие от леттеринга, все буквы должны придерживаться единого стиля и образовывать читабельный блок текста. Каллиграфией можно писать большие тексты, например грамоты или письма.
И леттеринг и каллиграфия создаются долгим и кропотливым трудом мастера. Но только леттеринг основан на вырисовывании букв и поиске уникального неповторимого сочетания символов, в то время как каллиграфия — это огромное количество повторений одних и тех же букв с целью написания текста в едином стиле.
Немного истории
Сначала были наскальные рисунки, в Древнем Египте были различные символы, потом появились буквы и цифры — человечество научилось писать. Ручное письмо было повсюду: личные письма, книги, приказы и законы. Все писалось с помощью перьев: так зародилась каллиграфия. С появлением печатных машин и, вслед за ними, компьютеров начали появляться шрифты. Это очень способствовало повышению уровня образования. Книги стали более доступны, даже простые крестьяне и рабочие, со временем, научились читать и писать. Тем временем, леттеринг с появлением письменности развивался постоянно. Нужно было как-то оформлять вывески, афиши, этикетки, обложки.
Вконтакте есть пабик “Советский леттеринг“. Там много примеров чудесных работ былой эпохи.
Приятная тенденция
Я считаю, что сегодня, если и не пик, то рост использования леттеринга точно. Сегодня многие компании стараются сделать свои бренды «живыми». Появляются не магазины и бутики, а лавки: творческие, мясные, булочные, швейные и прочие. Это, в некоторой степени, возврат к прошлому. Оформляются логотипы таких заведений именно леттерингом. Внутри очень часто можно встретить меловые стены с меню или просто с изображением продукции. Потому что, это создает атмосферу тепла и уюта. И мне это нравится.
Ровно год назад в новогодние дни на первом канале транслировались крутые вставки созданные с помощью доски и мела.
Процесс создания можно посмотреть на сайте Игоря Мустаева. Очень интересно.
Мировые СМИ и такие печатные издания как Time, Esquire, Vogue, Forbes по полной используют этот инструмент.
Огромное количество логотипов создано с помощью леттеринга. Конечно, Вы можете сказать, что их намного меньше чем классических логотипов, набранных каким-нибудь шрифтом. И вы будете абсолютно правы. Многие хотят выглядеть серьезно и в некоторых случаях это даже необходимо. Но очень многому количеству компаний был бы к месту именно «ручной» логотип.
И не подумайте, что я призываю все бросить и везде подряд использовать рисованные буквы. Я просто прошу обратить на это внимание, как на прием воздействия на потребителя. Но если, все-таки леттеринг вам интересен, листайте дальше.
Кто поможет с леттерингом?
Некоторое время назад, заинтересовавшись леттерингом, мне потребовалось место, где бы я мог складировать все найденное интересное. Я кидал все в этот паблик.
Мне попадалось много “забугорных” мастеров, но я решил сконцентрироваться на русскоязычных каллиграфах, леттерерах, дизайнерах и иллюстраторах. Находятся они, в большинстве своем, в России и на постсоветском пространстве. Попадались люди разной квалификации. Ниже я приведу список всех 226 человек. Но в первую очередь 30 тех, кто на мой взгляд круче.
Очевидно, кто-то мог не попасться мне на глаза, если есть дополнения, смело пишите в комментах.
1. Александр Стэн
2. Андрей Мартынов
3. Андрей Хобб
4. Виктор Пушкарёв
5. Виктор Севрюков
6. Виктория и Виталина Лопухины
7. Владимир Егошин
8. Гоша Бондарев
9. Даша Левчук
10. Дмитрий Ткачёв
11. Евгения Пестова
12. Иван TAKNADO Fans
13. Игорь Ветошкин
14. Игорь Мустаев
15. Катерина Рахманова
16. Кирилл Плотников
17. Макс Брис
18. Мария Скопина
19. Михаил Левченко
20. Миша Новожилов
21. Назим Исмагилов
22. Никита Райзвих
23. Ольга Васик
24. Родион Илюхин
25. Сергей Шапиро
26. Стас Курап
27. Эрик Мусин
28. Юлия Тасито
29. Evgeny Tkhorzhevsky
30. Kirill Richert Mihailovich
Есть еще один мастер, которого я сначала вообще не хотел включать в этот список, но потом решил упомянуть. Потому, что его работы, как правило, носят декоративный характер, и не имеют практического применения. Его работы — это искусство, смотря на которые можно только получать эстетическое удовольствие. Речь идет о Покрасе Лампасе.
Источник: habrahabr.ru
Как влипнуть в леттеринг раз и навсегда: zapolzun_as — LiveJournal
Едва ли я претендую на звание мастера и профессионала леттеринга, шрифта или каллиграфии. Эта статья – опыт самообучения и ведения группы с домашними заданиями. Я считаю, что за три месяца мои каракули перестали напоминать голубиные какашки и, более того, их покупают. Посему хочу поделиться информацией с теми, кто, как и я когда-то, блуждал в темноте и лени.
Сперва разберемся с понятиями. Леттеринг – это когда буквы рисуют, Каллиграфия – когда их красиво пишут, а дизайн шрифта – трудоемкий процесс создания набора букв, цифр и множества других знаков (welcome to Unicode!). Отсюда, кстати, brush-lettering считаю каллиграфией, однако про него тоже будет абзац.
Надо заметить, что объект у нас один – буквы, а различаются только способы создания – ну, я и сплела воедино все три области, пока училась.
Т.к. подход у нас фундаментальный, поделим все на теорию и практику.
Теорию лучше изучать между практическими заданиями, иначе всё выветривается. Создавать буквы придумали не вчера, поэтому имеем хорошую литературную базу:
— по истории шрифта, письменности, каллиграфии (Виллу Тоотс, Леонид Проненко, Владимир Фаворский, Альберт Капр, для въедливых – гуглите пособия по палеографии). Тут вы узнаете, откуда взялись засечки, научитесь различать фрактуру, текстуру и швабахер (и узнаете, что всё это готическое письмо), кто такой бустрофедон и что прописные и строчные не сразу пристроились в одном слове.
— строение букв (те же, что сверху + Александра Королькова (книга Живая типографика, дневник в жж), Юрий Гордон «Буквы от А до Я»).
— форма и типографика (Йоханнес Иттен «Искусство формы», Эмиль Рудер «Типографика»).
— композиция (моя личная вершина горы, никак не доберусь, скажу только, что хвалят Логвиненко «Декоративная композиция», там есть упражнения).
Сильно советую не пренебрегать изучением формы. Те, кто хорошо чувствуют форму, держат баланс между формой и содержанием, могут заставить слова скакать как козлятки, а могут показать такую страсть в паре строчек, что вы прыгнете в сугроб из окна.
Инструменты – хотя бы одна рука и голова.
Хотя кое-что еще может понадобиться. Главное не зацикливаться и помнить, что не инструмент делает работу, а человек. Наши прадеды вообще выстругивали калам из тростника и выдергивали перья из птиц. А в советское время умудрялись создавать каллиграфические шедевры рейсфедером.
Так что набор параллелпенов мастера из вас не сделает.
Но нахомячивать богатства никто не запрещал, итак, маст-хев: карандаш, ластик, линейка, бумага, нешариковая ручка, тушь или чернила, кисти, по желанию металлические перья (если да, то понадобится держатель).
Сверху можете наложить что угодно: брашпены разных фирм и форм, аквабраши, маркеры, маркеры для каллиграфии, ручки с плоскими наконечниками и т.д. и т.п.
Не буду советовать, что взять – ручку-кисточку от Pigma или Tombow, потому что для разных целей подходят разные инструменты, плюс еще кому как в руку ляжет. Пробуйте. Хорошая тема – идти от популярных или от недорогих ручек. Многое можно найти на алиэкспрессе, если на то пошло.
Скажу только за перья – тонкое перо №11 Звездочка + простой деревянный держатель + баночка туши Гамма – это дешевый и приличный заменитель линера. Перо при должном уходе прослужит вам до самой старости. Ко всему прочему, перья испытаны поколениями и это настолько капризный инструмент, что одолев его, вы съедите любую ручку.
Самая мякотка – практика. Ух, я прям чувствовала первое время биение одногруппников о мониторы. Хе-хе. Два момента: придется привыкнуть, что не все работы пойдут в продажу – необходимая боль и еще очень рекомендую делать упор на кириллицу. Потому что кириллица это забор, это сложно для восприятия и красиво одновременно. Если вы сумеете хорошо рисовать кириллицу, латиница будет раз плюнуть.
Практика делится: на оттачивание руки и на выражение формы. А сами задания на объемные и попроще. Разберем первую группу.
Копирование. Студенты-художники должны знать. Узнаете и вы. Берете бумагу поплотнее, карандаш, ластик, линейку, линер или перо, маркер или кисть (лучше меньше, белка от 1 до 3 подойдет) и тушь. И букву – для начала одну, но посложнее. Гротески не подойдут, лучше всего старостильную антикву вроде палатино или данте. Последовательность применения инструментов – набросок карандашом, обводка ручкой, заливка чернилами. Высота буквы примерно 10 см, можно больше. Вот моя, кстати.
Копировать придется строго и на глаз. Посмотрели на линию на экране, нарисовали такую же на бумаге, посмотрели – нарисовали. Потом приложили эскиз к экрану, поматюкались, стерли и рисуем заново. Не дайте себе схалтурить, буква должна быть идентичной. Обращайте внимание на то, как линии переходят одна в другую, обратите внимание на вертикальный штамб (в таких шрифтах он, как правило, неровный). И не бросайте все на карандашном эскизе, работать ручками и кистями тоже надо учиться.
Мы с группой брали букву В и О, кто-то для тренировки еще Р делал. Из хитрых возьмите еще М и К.
В общей сложности можно скопировать букв 10 таким образом, у меня где-то так и вышло. Не знаю, копировали в свободное время другие ребята.
После тренировки одиночных букв, возьмитесь за слова. Я писала КОМОК, LOVE и еще фразу.
Кроме копирования самих букв важно обратить внимание на расстояние между буквами. Чтобы быть увереннее в этом вопросе, почитайте про кернинг и межбуквенные просветы. Можно, конечно, понадеяться на предустановленные значения в шрифте, но не всегда они хороши.
Копируйте не только буквы. Хорошо набивается рука, если копировать декоративные элементы с изгибами. Кренделёчки всякие и завитушки.
Копирование без фанатизма – этим способом предлагается изучать разные шрифты. Больше это похоже на срисовку, поставьте себе цель, чтобы начертание хотя бы можно было опознать. Самый прямой способ этого задания – нарисовать весь алфавит. Инструменты те же, что и в предыдущем задании. Если скучно – пишите панграммой (предложения, часто бессмысленные, в которых есть все буквы алфавита, используется для демонстрации шрифта в работе). Постарайтесь попробовать как можно больше типов шрифтов: антикву (всех стилей), гротеск (тоже), брусковые (aka египетские), моноширинные, акцидентные разные, курсивы.
Копирование как отдых. Это задание предполагается выполнять в качестве ежедневного. Без напряга любой ручкой или фломастером, или чем удобно срисовывать понравившийся леттеринг. Пока рисуете, хорошо бы подумать, почему автор применил тот или иной шрифт или стиль, что в содержании фразы, какой иллюстративный ряд, какое настроение и пр.
+ Копирование чужих сложных для вас работ (в стол ясен пень) – проглатывание слона, если по-простому. Тут поделите работу на несколько частей и вперед. Не так страшен черт.
Копирование стилей и исторических форм. Это вообще веселуха и пригодиться всегда. Можно копировать постеры или объявления, можно отдельные шрифты. Можно взять свой текст и скопировать только стиль. Покопайтесь глубже слова ретро или готика, есть разные периоды, континенты, движения. Для желающих попрактиковать композицию – обратите внимание на дадаистов. Можно пойти по отдельным авторам, в том числе и современным. Не забывайте анализировать.
Выражение содержания формой. Простое на первый взгляд задание, но хитрое. Необходимо графически выразить слово. Начинайте от простого – материального и обыденного, а заканчивайте нематериальным и абстрактным. Экстраважно не пользоваться иллюстративными приемами, идти не от буквы к образу, а от образа к слову. В качестве примера задания: изобразите огонь, воду, воздух и землю. После этого поделите понятия на 3-4 субпонятия: огонь на искру, костер, молнию, пожар; воду на ручей, море, дождь, каплю; воздух на ветер, тайфун, ураган, смог; землю на остров, могилу, поле, дорога. И там уже можно разойтись, поделив субпонятия на суб-субпонятия. Изображать можно поистине, что душе угодно: крик, невесомость, стриптиз, плавание, звон, грация, борьба.
Здесь вы пытаетесь выломать собственные границы, быть смелее, быть безумнее, тренируете тактильность.
Горизонтально писать слова сильно не рекомендую. Хотя себя-то не раз ругала за такое.
Композиция в леттеринге. Композицию отрабатываем на разного рода фразах и предложения: цитаты, ваши собственные мысли, стоковые фразочки опять же. Рисуйте наконец леттеринг и пристраивайте слова друг другу в разных композиционных решениях:
— композиции в геометрических формах: круги, квадраты, прямоугольники и т.д. Тип письма или шрифта: от одного до 3-5. Вообще не рекомендуют сочетать больше трех. Сначала возьмите один шрифт и несколько его начертаний (т.е. нормальное, светлое, полужирное, курсивное, …), затем больше. Можно сперва сделать мини-эскиз, или, если есть сложности с размещением – сделать пробу в фш или илле, к примеру. Сами фигуры рисовать необязательно, точнее, нафига.
— леттеринг вписанный в формы: предметы, животные, люди, фотографии – просторы широчайшие. И то же, оставьте хоть на пару раз горизонтали, кому они нужны. Играйте со словами, вспоминайте упражнение на выражение формы. Определите заранее, какие и сколько шрифтов вы используете.
— композиции с центральной осью, лево- и правосторонней.
— эксперименты с основными линиями шрифта: базовая (скачущая см. modern calligraphy, изогнутая, диагональная), изменение средней линии шрифта (где обычно находятся все горизонтальные линии и стыки полуовалов и разных диагоналей).
Отдельно про курсив (скрипт)
Курсивное начертание или почерк, если угодно, также можно нарисовать, а можно написать (это уже каллиграфия, но кто ж нас остановит?). Самое главное, что стоит помнить – линии, идущие вверх, соединительные элементы или росчерки тонкие, а линии идущие вниз – толстые. Как только вы овладели этим принципом, можно смело его нарушать – но не из баловства, а во имя ритма и гармонии.
Если ваш инструмент пишет, а не рисует, то перед тем как приступить к собственном написанию слов, попишите, как в первом классе, палочки, черточки, закорючки, полуовалы, овалы. Затем буковки в ряд и слоги. Затем диктанты.
В курсиве мы тренировали разные почерки и шрифты, росчерки, композиции с росчерками (где последние должны быть ключевым элементом), скачущую базовую линию. Также пользовались разными инструментами, в основном выбирали кисть, но я рекомендую попробовать ещё перья, поролон, ватные палочка, кола-пен, деревянные палочки (заточенные лучше), пальцы, разные маркеры, кота, морковку, пучок петрушки – в общем, что под руку попадется. Необязательно при этом иметь художественный магазин в своем городе, правда?
На одном виде бумаги, кстати, тоже грех зацикливаться. А те, кто может себе позволить, попробуйте и на меловой доске мелом. Как вариант, найти доску или фанеру и заказать бумагу, имитирующую поверхность меловой доски. На алишке есть.
План работы.
Идти всё-таки лучше от элементарного к сложному. Сперва вникните, начните читать. Пока читаете, постройте для себя план и приступайте к выполнению: кто-то наверняка сможет копировать по букве ежедневно, а кто-то только раз в неделю.
В идеале, я считаю, за неделю нужно успеть выполнить хотя бы одно сложно задание на копирование + одно на форму + мелкие задания на копирование желательно ежедневно.
Если не уверены, не ныряйте в композицию сразу, как вариант – отработайте сначала разные типы шрифтов и стилей, чтобы быть увереннее.
А можно и так: скопировали антикву – тренируем её в деле. Тут комбинаций может быть море.
Дисциплина.
Половину этого я в принципе знала осенью, но мне было лень. И я забывала постоянно, что напланировала, вроде как есть дела и поважнее, а потом просто вылетало.
Но потом забились с ребятами в скайпе, сварганили группу в вконтакте, я публиковала задания и мы вместе их выполняли. Строгости ради грозились выгонять всех, кто не сдавал вовремя. Все были замотивированы, но всё одно к настоящему моменту состав группы поменялся наполовину. Но те, кто остался, показывают хороший прогресс.
Вдохновение.
Считаю, что мудборды – это тоже маст наряду с карандашом. Хоть у себя в папке на компе, хоть в блокнот вклеивайте, мне удобнее на пинтересте. Есть доски с примерами композиции, стилей, шрифтов и пр. Искать лучше самостоятельно по всему интернету, иначе внутри самого пинтереста можно закоксоваться. Любители материального могут заморочиться на книжках – каталоги шрифтов, символов, мотивов, дизайнерских проектов.
И ещё немного.
Вариться в собственном соку плохо – смотрите уроки на ютубе, курсы на скиллшаре, ускоренные видео процесса работы, если есть возможность, сходите на курсы каллиграфии и/или леттеринга в вашем городе, на выставки. По каллиграфии знаю точно два имени, который дадут вам мощный творческий пинок: Леонид Проненко (ищите в Краснодаре) и Евгений Добровинский (ищите в Москве).
Несколько примеров до занятий в группе
И несколько примеров после начала занятий
Пожалуй, пока всё, что имею сказать. Если вам есть что дополнить или поругать – милости прошу в комментарии. Надеюсь, вы не заснули где-то на середине этой скатерки.
Танец букв: 20 интересных фактов о леттеринге
Олеся Ахмеджанова
Хотите познакомиться с леттерингом? Держите два десятка интересных фактов из книги «Буква к букве» — читайте, вдохновляйтесь и создавайте буквенное волшебство!
1. Леттеринг и каллиграфия — это не одно и то же
Каллиграфия — это идеально ровный шрифт, как на свадебных приглашениях. А леттеринг — рисование каждой буквы в отдельности.
2. Полёт фантазии
В леттеринге не используют готовые шрифты и можно рисовать буквы как угодно.
Источник
3. Да здравствует свобода!
Леттеринг — это свобода, творчество и естественность. Тут можно нарушать форму, пропорции, так, что знаки будут едва узнаваемы, смешивать стили.
Из книги «Буква к букве»
4. Структура→красота
Хотя буквы не должны быть ровными, всё-таки в работе должна прослеживаться структура и логика. Тогда фраза будет выглядеть эстетично.
5. Творим, что хотим
Буквы можно рисовать практически на любых поверхностях — на бумаге, дереве, стекле, зеркале, доске, и камешках. И самыми разными инструментами: ручками, маркерами, карандашами, мелом, даже кистями.
Источник
6. Да выпей чаю!
Хотите попрактиковаться в леттеринге прямо сейчас? Нарисуйте фразу «Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю!» Это панграмма, то есть фраза, в которой использованы все буквы алфавита.
Источник
7. Прописи — наше спасение
Сейчас мы очень мало пишем, чаще набираем тексты на клавиатуре или на экране телефона. Поэтому многим сложно воспроизвести даже простой школьный почерк. Так что прописи — идеальный вариант для занятий леттерингом.
Из книги «Буква к букве»
8. Рукописные завитки
Плохо даётся каллиграфия? Попробуйте её имитировать с помощью леттеринга. Скрипт — условная группа шрифтов, которые похожи на рукописные.
Источник
9. Любовь к Helvetica
Самый известный шрифт группы неогротесков — Helvetica. Использован в логотипах многих компаний и является, можно сказать, классикой шрифтового дизайна.
Бренды, в логотипах которых использована Helvetica. Источник
10. Цитаты
Часто на этапе выбора фразы для леттеринга возникает пауза, за которую можно растерять весь энтузиазм и так и не начать ничего делать. Постепенно вы соберёте свою базу фраз, а пока используйте что-то готовое (например, из нашего блога).
Источник
Источник
Источник
11. Цифровые шрифты
Цифровые технологии подарили нам свободу. Известные исторические шрифты были оцифрованы, появились их новые версии и возникли шрифты, создание которых было раньше невозможно.
12. Что такое «гротеск»?
Гротеск — это такой тип шрифта без засечек, рубленый. Его название произошло от слова «причудливый».
13. Что такое «антиква»?
Антиква — это рисунок шрифта с засечками. Существует огромное количество антикв с разными формами засечек, пропорциями и контрастностью.
14. Логотипы и леттеринг
С помощью леттеринга можно создать логотип. Следите за тем, чтобы шрифт подходил компании по смыслу: например, динамичный наклонный — для службы доставки, а нарядный витиеватый — для кондитерской.
15. Словесная нить
Один из известных приёмов леттеринга — когда все слова превращаются в «нить».
16. Привет из прошлого
Винтажный леттеринг — это те надписи, что мы видим на старинных открытках, плакатах, обложках книг, упаковке товаров.
Источник
17. Завитки, флажки, засечки
Винтажный леттеринг — это диагональные и изогнутые базовые линии, декорированные шрифты (объем, тени, фигурные засечки, графика на штрихах), декоративные элементы — завитки, точки, рамки, орнаменты, флажки.
Из книги «Буква к букве»
18. Винтажное вдохновение
Источник
19. Что такое «современный» леттеринг?
«Современный» леттеринг — разный. Это неконтрастные скрипты и гротески, буквы, превращенные в силуэты, жирные линейки, баблы, плашки. Можно считать его противоположностью «винтажного».
Источник
20. Всё о шрифтах
По материалам книги «Буква к букве»
Обложка поста отсюда
Что такое леттеринг? Отличия от каллиграфии и типографики
Слово «ЛЕТТЕРИНГ» звучит сейчас везде и всюду, однако не все понимают, что это такое и чем он отличается, например, от каллиграфии.
Начнем с того, что «леттеринг» происходит от английского слова «letter» , что означает «буква» .
Буквы можно изображать тремя способами: с помощью каллиграфии, леттеринга или типографики. Ниже мы разберем в чем их различия.
Иллюстрация из книги «Буква к букве»Каллиграфия
Каллиграфия — искусство красивого написания букв. Их форма зависит от выбранного инструмента, нажима или поворота. Для каллиграфии используются плоское или острое перо, различные кисти, аквамаркеры. Можно использовать даже простые маркеры, карандаши и ручки, но это уже называется «псевдокаллиграфией».
Иллюстрация с сайта thepostmansknock.comКаллиграфия — это буквы и надписи, что мы выводили в детстве в школьных прописях. Это поздравление на открытке, которую мы старательно подписывали, приглашение на свадьбу или стихотворение в скетчбуке.
Леттеринг
Леттеринг — это рисование букв и знаков в любом стиле: от имитации шрифтов до индивидуального авторского стиля. Это нарисованная или изготовленная шрифтовая композиция, актуальная для одного конкретного случая.
by Casa de Firulas
Буквы не обязательно должны быть нарисованы, их можно вышить, выложить из камней, сложить из кубиков, вылепить из пластилина или бумаги. Однако, основные инструменты для работы — простой карандаш, черный маркер, линер и ластик.
Иллюстрация из книги «Буква к букве»
Композиция создается карандашом, обводится маркером или линером и очищается от карандашных линий с помощью ластика.
Если необходимо, композиция сканируется и оцифровывается для дальнейшей работы или продажи.
Леттеринг — это буквы, которые мы рисовали в детстве в школьной тетради, заметки и фразы, оставленные в блокноте во время телефонного разговора или скучного урока.
Типографика
Типографика — искусство расположения готовых наборных шрифтов, шрифтовая композиция.
Готовыми шрифтами можно набирать заголовки и большую массу текста много раз и совершенно в разных текстах.
Преимущества леттеринга перед типографикой
В леттеринге, в отличие от типографики, не используются готовые шрифты, буквы можно компоновать и рисовать как угодно, укладывая в нужную композицию.
Иллюстрация из книги «Леттеринг для начинающих»Например, эти буквы хорошо смотрятся в этой композиции. Но если картинку разобрать по буквам и попробовать написать другое слово, то ничего не получится: буквы не будут так красиво складываться в определенную фигуру и их нельзя будет использовать повторно для другой ситуации.
Из изложенного понятно, что леттеринг актуален лишь в конкретной ситуации и что это ручная работа, которая стоит дорого, и использовать ее нужно с умом.
Подборка авторских Instagram-каналов по леттерингу
Рассматривая работы признанных леттереров, можно развить вкус и свой стиль.
Mylettering.co
Abedazarya
Kaish_calli
https://www.instagram.com/p/B6N_e5VHoSq/
Как «одушевить» продукт? Леттеринг / Habr
Смотря фильмы про будущее мы очень часто видим такую картину: одинаковые, словно клонированные, люди в одинаковой одежде. Их окружают одинаковые автомобили и дома на одинаковых улицах. Люди трудятся на благо огромных корпораций, осуществляя монотонные телодвижения перед компьютерами или перекладывая бумажки с места на место. Все вокруг бездушное и унылое, преобладают голубые, серые и белые оттенки с небольшими вставками ярких цветов для ключевых героев фильма. Наверняка это сделано для придания большей ироничности сюжету фильма. И, конечно, я отдаю себе отчет в том, что это утопия и в обозримом будущем такого не случится. Но одно я знаю точно. Я и подавляющее большинство людей никогда бы не захотели жить в таком мире.
Но некоторые отголоски такой картины можно наблюдать и сегодня. При решении многих задач мы используем шаблоны: фреймворки, конструкторы, шаблонные сайты, интерфейсы, логотипы, предметы быта и прочее. Все направлено на удешевление производства и быстрый выход на рынок. Выгода с экономической точки зрения, конечно, очевидна. Но со стороны потребителя становится скучно и однообразно.
Существует много способов «одушевить» продукт: придумать зверюшку-символ, использовать образы людей, фотографии, иллюстрации. Я расскажу вам о леттеринге. Осторожно — много картинок!
В первую очередь, нужно различать 3 понятия.
Шрифт — набор из символов, которые могут использоваться в любом порядке и служат для написания слов, предложений и текстов большого объема.
Леттеринг — уникальное рисование слова или словосочетания, изредка целых фраз, которое составляет единую композицию и предназначенное для конкретной ситуации.
Каллиграфия (с греческого «красивый почерк») это тоже ручная надпись, но, в отличие от леттеринга, все буквы должны придерживаться единого стиля и образовывать читабельный блок текста. Каллиграфией можно писать большие тексты, например грамоты или письма.
И леттеринг и каллиграфия создаются долгим и кропотливым трудом мастера. Но только леттеринг основан на вырисовывании букв и поиске уникального неповторимого сочетания символов, в то время как каллиграфия — это огромное количество повторений одних и тех же букв с целью написания текста в едином стиле.
Немного истории
Сначала были наскальные рисунки, в Древнем Египте были различные символы, потом появились буквы и цифры — человечество научилось писать. Ручное письмо было повсюду: личные письма, книги, приказы и законы. Все писалось с помощью перьев: так зародилась каллиграфия. С появлением печатных машин и, вслед за ними, компьютеров начали появляться шрифты. Это очень способствовало повышению уровня образования. Книги стали более доступны, даже простые крестьяне и рабочие, со временем, научились читать и писать. Тем временем, леттеринг с появлением письменности развивался постоянно. Нужно было как-то оформлять вывески, афиши, этикетки, обложки.
Вконтакте есть пабик «Советский леттеринг». Там много примеров чудесных работ былой эпохи.
Приятная тенденция
Я считаю, что сегодня, если и не пик, то рост использования леттеринга точно. Сегодня многие компании стараются сделать свои бренды «живыми». Появляются не магазины и бутики, а лавки: творческие, мясные, булочные, швейные и прочие. Это, в некоторой степени, возврат к прошлому. Оформляются логотипы таких заведений именно леттерингом. Внутри очень часто можно встретить меловые стены с меню или просто с изображением продукции. Потому что, это создает атмосферу тепла и уюта. И мне это нравится.
Ровно год назад в новогодние дни на первом канале транслировались крутые вставки созданные с помощью доски и мела.
Процесс создания можно посмотреть на сайте Игоря Мустаева. Очень интересно.
Мировые СМИ и такие печатные издания как Time, Esquire, Vogue, Forbes по полной используют этот инструмент.
Огромное количество логотипов создано с помощью леттеринга. Конечно, Вы можете сказать, что их намного меньше чем классических логотипов, набранных каким-нибудь шрифтом. И вы будете абсолютно правы. Многие хотят выглядеть серьезно и в некоторых случаях это даже необходимо. Но очень многому количеству компаний был бы к месту именно «ручной» логотип.
И не подумайте, что я призываю все бросить и везде подряд использовать рисованные буквы. Я просто прошу обратить на это внимание, как на прием воздействия на потребителя. Но если, все-таки леттеринг вам интересен, листайте дальше.
Кто поможет с леттерингом?
Некоторое время назад, заинтересовавшись леттерингом, мне потребовалось место, где бы я мог складировать все найденное интересное. Я кидал все в этот паблик.
Мне попадалось много “забугорных” мастеров, но я решил сконцентрироваться на русскоязычных каллиграфах, леттерерах, дизайнерах и иллюстраторах. Находятся они, в большинстве своем, в России и на постсоветском пространстве. Попадались люди разной квалификации. Ниже я приведу список всех 226 человек. Но в первую очередь 30 тех, кто на мой взгляд круче.
Очевидно, кто-то мог не попасться мне на глаза, если есть дополнения, смело пишите в комментах.
1. Александр Стэн
2. Андрей Мартынов
3. Андрей Хобб
4. Виктор Пушкарёв
5. Виктор Севрюков
6. Виктория и Виталина Лопухины
7. Владимир Егошин
8. Гоша Бондарев
9. Даша Левчук
10. Дмитрий Ткачёв
11. Евгения Пестова
12. Иван TAKNADO Fans
13. Игорь Ветошкин
14. Игорь Мустаев
15. Катерина Рахманова
16. Кирилл Плотников
17. Макс Брис
18. Мария Скопина
19. Михаил Левченко
20. Миша Новожилов
21. Назим Исмагилов
22. Никита Райзвих
23. Ольга Васик
24. Родион Илюхин
25. Сергей Шапиро
26. Стас Курап
27. Эрик Мусин
28. Юлия Тасито
29. Evgeny Tkhorzhevsky
30. Kirill Richert Mihailovich
Есть еще один мастер, которого я сначала вообще не хотел включать в этот список, но потом решил упомянуть. Потому, что его работы, как правило, носят декоративный характер, и не имеют практического применения. Его работы — это искусство, смотря на которые можно только получать эстетическое удовольствие. Речь идет о Покрасе Лампасе.
Остальные 196 человек можно посмотреть в записи блога. Поленился копировать такое огромное количество ссылок.
Ниже можете проголосовать за любых понравившихся Вам леттереров. Спасибо за внимание. Удачных новогодних выходных.
«Стильный леттеринг с Анной Рольской»: 17 заданий и 10 классных шрифтов
Творчество
«Стильный леттеринг с Анной Рольской»: 17 заданий и 10 классных шрифтов3 октября 2018 5 539 просмотров
Олеся Ахмеджанова
Если вы давно мечтали научиться делать красивые надписи, самое время начать: у нас выходит бомбическая новинка — «Стильный леттеринг с Анной Рольской». О, об этой книге не просто хочется рассказать — её хочется показать. Без лишних предисловий: смотрите.
О буквах, стилях и декоре
«Стильный леттеринг с Анной Рольской» — новая книга для тех, кто мечтает научиться рисовать красивые, пухлые, изысканные и затейливые буквы.
В ней — 17 уроков и заданий с подсказками, которые помогут освоить 10 разных, классических и оригинальных, шрифтов.
Разворот из книги
Автор книги Анна Рольская — дизайнер, иллюстратор, международный леттерер и каллиграф, основатель школы леттеринга. Она живет в Португалии и учит рисовать с нуля студентов со всего мира: проводит мастер-классы в Сингапуре, Дубае, Лиссабоне, Мадриде, Москве. В 2017 году у нас вышла первая книга Анны «Основы каллиграфии и леттеринга. Прописи», которая стала бестселлером.
Анна Рольская
Каждая глава новой книги о стильном леттеринге — это выжимка из профессионального опыта Анны Рольской.
Без воды: только то, что поможет научиться рисовать в любом направлении и быть готовым к любому творческому проекту. О буквах, стилях, композиции и декоре.
Рисуем первую «А»
Рисовать буквы можно по-разному: карандашами, маркерами, мелом на грифельной доске, на планшете. Выбрать какой-то способ заранее невозможно — тут нужно пробовать.
Вот такие красивущие надписи в книге. И вы можете научиться их рисовать!
Анна рассказывает, как подобрать правильные инструменты, которые помогут создавать классные надписи. Вот несколько советов, что выбрать для своих рисунков.
- Карандаш. Механический карандаш Pentel 0,5, мягкость 2В. Его не нужно точить и отвлекаться на уборку стружек!
- Маркеры. Подойдут перманентные маркеры (например, Uni Posca, Molotow One4all), которые не смываются водой, и меловые маркеры (Uni Chalk, Edding).
- Линейка. Линейка — важный инструмент в работе леттерера. Для обучения по этой книге она вам точно пригодится.
После обзора инструментов Анна рассказывает, как сделать гармоничной самую мелкую единицу леттеринга — букву. Базовые линии, скелет, ось, засечки и межбуквенные просветы — вы разберете каждый элемент и тут же сможете построить свою первую «А».
Рисуем первую букву
От анткивы до гротеска: практика с десятью шрифтами
А дальше — самое интересное. Шрифты. Широкие, узкие, утонченные, забавные — одним словом, разные. Вот несколько примеров шрифтов, которые вы освоите вместе с Анной:
— антиква,
— викторианский стиль,
— гротеск,
— надписи в стиле 70-х.
— леттеринг на основе каллиграфии,
Каждому шрифту посвящена отдельная глава. В ней автор разбирает тонкости создания надписей: композицию, декор, тени. Учит рисовать флориши (украшения, похожие на виньетки), рамки и уголки. Вы не просто изучаете отдельные приемы, а создаете настоящий творческий проект.
Книга — одна сплошная практика. Уже к концу первой главы вы создадите эффектную шрифтовую композицию!
Самые красивые идеи
В конце книги есть раздел «Приложения»: в нём Анна собрала многолетние наработки и самые-самые идеи.
Анна делится знаниями о сочетании цветов и шрифтов и показывает несколько вариантов алфавитов, которые можно применять для необычных композиций.
Вот несколько советов про фоны и сочетания цветов.
- Темный фон (темно-серый, синий, бордовый) используют, чтобы «зажечь» цветные буквы: на нем они смотрятся выразительнее.
- Белый фон будет смотреться изящно, но порой может восприниматься, как набросок, скетч.
- Фон «молочный шоколад» делает композицию теплой, основательной, законченной. Это отличное решение для дизайна упаковки сладостей. Или даже для обложки детской книги или открытки новогодней тематики.
Леттеринг — искусство, которое требует мастерства. И в то же время оно дарит просто невероятное количество радости, творческих идей, энергии и сил. Хотите ещё больше советов, которые помогут освоить рисование букв? Открывайте «Стильный леттеринг».