Как стать художником иллюстратором: Хочу стать иллюстратором: с чего начать? – Пошаговая инструкция: как стать художником-иллюстратором

Содержание

Пошаговая инструкция: как стать художником-иллюстратором

Осваиваем творческую профессию: как стать иллюстратором

От автора: привет, друзья! Сегодняшнюю свою статью, я, пожалуй, посвящаю всем творческим людям, склоняющимся к выбору профессии иллюстратора. Я расскажу вам, как стать мастером своего дела, и с чего следует начать. Если вы задаетесь вопросом, как стать иллюстратором, то эта статья будет вам полезна.

В чем заключается профессия иллюстратор?

Иллюстратор — это творческий человек, создающий образы к написанным текстам и историям для журналов и книг, а также для интернет-ресурсов. Разумеется, эти иллюстрации должны не просто сухо передавать смысл текста, а визуализировать идеи, эмоции и мысли автора. Это и есть суть профессии иллюстратора — понятно, емко и кратко выразить в изображении замысел автора текста. Наиболее востребованы художники-иллюстраторы широкого профиля, умеющие создавать красивые картинки, делать дизайн, обрабатывать фотографии, находить и дорабатывать изображения.

Что входит в обязанности иллюстратора?

К основным должностным обязанностям художника-иллюстратора можно отнести:

создание иллюстраций и коллажей;

ретушь и обработку фотографий и изображений;

Осваиваем творческую профессию: как стать иллюстратором

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Узнать подробнее

разработку шрифтов;

цветокоррекцию;

работу с растровыми и векторными изображениями.

Дополнительными функциями иллюстратора могут быть создание персонажей и отрисовка кадров для мультфильмов, разработка фирменного стиля и прочие задачи.

Что должен знать каждый художник-иллюстратор?

Суть работы иллюстратора — разработка готовых работ и эскизов для заказчиков. Перед тем как начать обучение ремеслу художника-иллюстратора, обратите внимание на такие техники рисования:

Графическая иллюстрация. Создание рисунка по технике графики черным или простым карандашом. При создании иллюстрации используются штрихи и пятна. Основное требование графики: присутствие линий одного цвета.

Техническая иллюстрация. Это чертежи, сопровождающие всю инженерную документацию.

Ботаническая иллюстрация. Такие картинки являются изображением описываемых объектов и обычно применяются в учебниках для школ и вузов.

Иллюстрации, выполненные особыми техниками. К таким иллюстрациям можно отнести вышивку, лепку, оригами, аппликацию и др.

Иллюстратору желательно овладеть всеми вышеперечисленными техниками, ведь заказчики могут предъявлять абсолютно разные требования к работе. К основным требованиям к художнику-иллюстратору также можно отнести:

умение рисовать в таких графических редакторах, как CorelDraw, Adobe Illustrator, Photoshop;

знание различных программ, например, Power Point;

умение фотографировать, делать коллажи, обрабатывать фотографии, накладывать эффекты и т. д.

Осваиваем творческую профессию: как стать иллюстратором

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Узнать подробнее

Желательно конечно выработать свой собственный, хорошо узнаваемый стиль. Некоторые издательства хотят иметь свое лицо и нанимают иллюстраторов с «изюминкой» для длительного сотрудничества.

Плюсы и минусы профессии художник-иллюстратор

Если вы настроены решительно и уже планируете пойти на курсы иллюстратора, то прежде чем это сделать, рекомендую ознакомиться с недостатками и преимуществами профессии. Возможно вы подумаете, что я не с того начинаю, но делаю я это осознанно. Да, сначала хочу перечислить минусы работы художника-иллюстратора, чтобы вы сразу понимали, готовы ли вы следовать своему призванию, несмотря ни на что.

Итак, если ваша цель — слава и легкие деньги, то советую вам выбрать другую профессию. В большинстве случаев заказчик платит за конечный продукт и никого не интересует, сколько часов вы потратили на работу.

Также иногда попадаются такие клиенты, которые очень любят вносить поправки и изменения. Плюс ко всему финансовая нестабильность. Сегодня вы не знаете, за какую работу хвататься, а завтра — затишье. Не стоит становиться иллюстратором, если вы не умеете подстраиваться под проект, клиента, ситуацию и не переносите критики.

Данная профессия, увы, предполагает первое место для клиента, поэтому придется «плясать под его дудку». Забудьте о таких вещах, как отпуск и больничный, ведь все это планируется вокруг рабочего графика. Ну и в конце концов, помимо рисования, вам регулярно придется заниматься саморекламой, вести блоги, участвовать в конкурсах, обновлять вебсайты.

Что касается преимуществ, то их намного меньше, но, если работа художника-иллюстратора — ваше призвание, они значительно перевесят недостатки.

Профессия иллюстратор не имеет языковых барьеров и географических границ. Вы можете работать для любых стран и в любой точке земли.

Эта профессия не позволит вам скучать, ведь каждый следующий проект не будет похож на предыдущий. С каждым заданием вы будете совершенствоваться и познавать массу новой полезной информации. Вы будете заниматься любимым делом и при этом еще получать денежки!

Но самым главным плюсом работы художника-иллюстратора является осознание того, что вы превращаете скучные буквы в прекрасные картинки. Поверьте, уж очень приятно лицезреть свои работы на сайтах, в журналах и книгах! :)

Где можно выучиться на иллюстратора?

Для того чтобы стать иллюстратором, нужно научиться техникам рисования. Получить необходимые навыки и знания можно, поступив в художественное училище или закончив художественную школу. Так как такой вид обучения требует достаточно много времени и финансовых вложений, поэтому большинство людей задаются вопросом, как стать иллюстратором без образования.

И тут на помощь приходят компьютерные курсы, видеоуроки и дистанционное обучение на иллюстратора. С их помощью вы сможете получить все необходимые знания, не выходя из дома.

Как устроиться на работу по специальности иллюстратор?

Профессия художника-иллюстратора достаточно востребована. Даже если не будет вакансий в ведущих компаниях, у вас всегда будет возможность поискать заказчиков в Интернете. Специальность иллюстратор-художник может быть востребована в следующих направлениях бизнеса:

полиграфические компании, редакции, издательства;

рекламные агентства;

зарубежные организации;

частные лица и компании.

Вам будет достаточно просто найти работу в какой-нибудь из этих организаций. Для этого следует периодически просматривать вакансии в интернете, фрилансерские форумы и каналы, дизайнерские сайты.

Если профессия иллюстратора вас привлекает, но вы не уверены, что сможете найти работу легко — не волнуйтесь, подработок в интернете достаточно, главное, создать себе качественное портфолио. Не стоит ожидать мгновенного признания, просто получайте удовольствие от своей работы, и мир улыбнется вам!

Если вам понравилась моя статья, жмите лайк и делитесь с друзьями!

Осваиваем творческую профессию: как стать иллюстратором

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Узнать подробнее :)

Веб-дизайн. Быстрый старт

Изучите курс и узнайте, как создать дизайн и протопип сайта в Figma!

Смотреть видео

Хочу стать иллюстратором. С чего начать?

Допустим вы любите рисовать и хотели бы стать иллюстратором, но вы еще в самом начале пути и не знаете, с чего начать. У вас пока нет портфолио, своего сайта, выработанного стиля, понятия о том, как и куда двигаться дальше. Зато вполне возможно у вас уже есть другая специальность, работа, семья, дети, и куча совершенно не творческих обязанностей. У вас мало свободного времени, и вы не понимаете, с какой стороны подступиться к этому огромному миру под названием детская иллюстрация. И есть ли вообще вам место в этом мире.

Кстати, все, что написано ниже, применимо к любому начинанию, и не только творческому. Это полезно понимать ВСЕМ!!!! Так что читаем дальше внимательно 🙂

Итак, если смотреть на картину в целом, то да……  Страшно, непонятно, и похоже, невозможно… Но давайте не будем сразу пугаться и расстраиваться. Любую проблему можно разобрать на составляющие. Когда мы поймем, что делать с каждой из составляющих, проблема станет не такой большой и страшной.

Давайте попробуем!

Иллюстрация – это не только про искусство. Это в такой же степени про бизнес.

Любой бизнес нуждается в инвестициях и планировании. Вы не можете, вложив в ваш бизнес минимум времени, сил и денег (ага, денег),  ожидать какие-то колоссальные успехи на следующей неделе. Так не бывает.

Именно поэтому очень быстро сдуваются и исчезают новички. Им кажется – что если они нарисовали красивую картинку, а никто ее не купил, значит нет им места в иллюстрации. Конкуренция слишком велика, а их талант не был принят и оценен по достоинству. И все… И с гордо-поднятой головой они уходят в туман…

Если вы знаете, что вы – предприниматель, а иллюстратор – это как раз частный предприниматель, то вы смотрите на проблему шире. Дело не в таланте. Давайте вообще не будем его трогать. Это субстанция весьма эфемерная и субъективная.

Поговорим о составляющих вашего бизнеса – 

  1. Ваши творения (грубо – товар). Что именно вы предлагаете? Или что хотите предлагать? У вас уже есть этот товар? Или его еще нужно создать?
  2. Ваша компетенция (то есть знания и умения в иллюстрации). Есть ли у вас достаточная база, чтоб начать создавать качественный товар? Возможно сначала прийдется подучиться и попрактиковаться.
  3. Ваше время. Сколько времени вы реально готовы тратить в день на развитие нового бизнеса? Если у вас есть всего пара часов в день, вам понадобится год, а может и пару лет, чтоб выйти на прибыль в иллюстрации. Если у вас есть 4-5 часов, возможно вам понадобится пол года. Если у вас есть 8+ часов, то и за 3 месяца можно горы свернуть.
  4. Ваши ресурсы. Есть ли у вас рабочее место, где вы можете спокойно рисовать? Есть ли у вас чем рисовать, на чем рисовать, есть ли компьютер, все необходимые программы, сканер, или планшет? В конце-концов, есть ли у вас здоровье и энергия, чтоб этим заниматься?
  5. Ваш настрой. Это самое важное. Основная проблема, затык и камень преткновения на пути к карьере иллюстратора – это не отсутствие таланта, инструментов или знаний. Это ваш настрой и отношение к себе и собственному творчеству.

Поэтому, прежде чем вы ринетесь работать по всем вышеперечисленным направлениям, разберитесь с главным. Вы считаете, что достойны быть художником? Вам есть, что дать миру? Вы верите в себя и свои силы? Вы готовы впахивать и карабкаться в заданном направлении каждый день не смотря на отказы, критику и непонимание окружающих? Потому что это будет! Это я могу гарантировать.

Но это есть в любом бизнесе. И любой бизнес обречен, если его создатель не верит в успех собственного начинания.

Вы должны верить всем сердцем. Если есть вера в себя и собственные силы, все остальное можно наработать. Можно найти время, собрать ресурсы, подучиться, и фигачить по картинке в день развивая собственное портфолио. Если вы в себя не верите и считаете, что ваше творчество никому не нужно, так оно и будет!

А если с настроем все в порядке, давайте чуть подробней по каждому пункту:

ВАШИ ТВОРЕНИЯ

  • Соберите папку – Вдохновение. Это работы других художников и иллюстраторов, глядя на которые вы восклицаете –  “Вот! Вот как я хочу рисовать!” В какой нише работают эти иллюстраторы? Это ми-ми-ми? Фэнтези? Гротеск? Фолк? В чем их фишка? В чем ваша? Что вы можете позаимствовать у них? Что можете добавить своего?
  • Рисуйте КАЖДЫЙ ДЕНЬ! Даже если только по пол часика, но Каждый День! Начинайте откладывать лучшие работы в портфолио. Очень подробно о создании Портфолио и что туда должно входить я рассказываю в лекции “Портфолио Иллюстратора”.
  • Показывайте ВСЕ свои работы в соц сетях. Инстаграм, Фейсбук, Пинтесест, Беханс, личный блог. Фигачьте все, что у вас есть в прямой эфир. Показывайте не только лучшие работы, но и эскизы, и процесс, рабочее место, делитесь проблемами, просите совета, обсуждайте материалы и техники. Будь вы миллион раз потрясающим художником, но если вы рисуете в стол, о вас никто никогда не узнает, и ничего вам не закажет!

ВАША КОМПЕТЕНЦИЯ

  • Протягивайте ножки по одежке. Если у вас нет возможности идти учиться в ВУЗ – не парьтесь. Сейчас есть масса альтернатив. В частности – мои лекции. Вот серьезно и без преувеличения, – в этих лекциях достаточно практической информации, чтоб начать работать профессиональным иллюстратором.

ДЕТСКАЯ КНИГАздесь абсолютно всё, с чего надо начать! Вы научитесь создавать, оформлять книгу и презентовать ее издательствам.

ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬздесь узнаете, как выработать личный почерк, а так же пошагово разберете этапы формирования творческого стиля на примере всемирно известных иллюстраторов!

СЕКРЕТЫ ИЛЛЮСТРАЦИИэто основательный и КРАЙНЕ ВАЖНЫЙ комплект уроков, который даст вам фундаментальные знания по построению рисунка. Основы Основ, без которых невозможно выйти на профессиональный уровень.

ПРОФЕССИЯ ИЛЛЮСТРАТОР –  просто супер-содержательная лекция для тех, кто хочет понять, какая ниша в иллюстрации для них, какие есть источники дохода, как находить клиентов, как наладить творческий и рабочий процессы, как защитить свое авторское право, и многое многое другое.

  • Если у вас есть возможность идти учиться – обязательно идите! Потому что образование – это не только получение теоретических знаний. Вы сможете окунуться в творческую среду и познакомиться с единомышленниками. Это очень вдохновляет и стимулирует рабочий процесс.
  • Начинайте скетчить. В лекции “Живой Рисунок” подробно рассказано, как это делать и зачем вам это нужно. Скетчинг для иллюстратора – золотое дно! Вы начнете интуитивно “понимать” перспективу, анатомию, композицию без лишней скучной теории! Скетчи на улице хотя бы раз в неделю и через год уровень ваших иллюстраций будет в разы выше!
  • Развивайте насмотренность. Смотрите, что делают другие, читайте наш БЛОГ. В нем масса бесплатных статей на все темы, касающиеся иллюстрации, интервью с крутыми художниками, издателями, инсайты по процессам и материалам. Вы должны знать, чем дышит мир иллюстрации. Вы должны быть “в теме”.

ВАШЕ ВРЕМЯ

  • Объективно оцените, сколько времени в день у вас есть на ваш новый бизнес.
  • Составьте конкретный реалистичный план действий на год и на первые пару месяцев исходя из имеющегося времени. Корректируйте план на каждую следующую неделю в конце предыдущей в зависимости от того, сколько у вас будет времени.
  • В этот план обязательно должно входить время на рисование, время на продвижение (соц сети, сайт, блог, чуть позже – контактирование издателей и агентов), и время на обучение. Рисование и продвижение – это РАВНЫЕ части по времени. А не так, что мы рисуем 90% времени, а продвигаемся 10%. Вас в сети должно быть много! Это тоже работа. Важная.

ВАШИ РЕСУРСЫ

  • Проведите инвентаризацию имеющегося
  • Напишите список недостающего, составьте на него скромный бюджет. Не вкладывайтесь в супер дорогое. Возможно что-то можно купить сэконд-хэнд, что-то взять взаймы у друзей. Дорогое докупить и позже успеете. Пока вам главное – собрать минимум, чтоб комфортно начать.
  • Договоритесь со своими домочадцами, чтоб они вас не трогали, пока вы рисуете. А еще лучше – поддерживали в новом начинании. Объясните им, что это не просто хобби. Вы работаете над развитием собственного бизнеса. Вы инвестируете время и ресурсы в будущую карьеру своей мечты. Ведь главный ваш ресурс – ваша энергия. Ее надо беречь.

ВАШ НАСТРОЙ

Вот и все! Я и не говорила, что будет легко, но я надеюсь что теперь стало более понятно, о чем нужно думать и что делать в первую очередь. Если у вас остались какие-то вопросы – пролистайте список Лекций и бесплатный статей в блоге. Вполне возможно, что я уже очень развернуто и содержательно ответила на ваш вопрос ;). А если нет – милости прошу в комментарии! Буду рада нашему общению и постараюсь ответить на все вопросы!

Поделиться с друзьями:

Оксана Батурина или как стать крутым иллюстратором

Инстаграм, все-таки, великая сила! Какое количество талантов я там нашла, вы даже не представляете! Хотя постепенно начнете представлять, потому что всеми своими самыми выдающимися открытиями я обязательно буду делиться с вами, дорогие мои читатели!

Итак, очередная потрясающая находка – Оксана Батурина! Оксана рисует очень крутые вещи, и выкладывает в свой Инстаграм не только сами рисунки, но и процесс их создания. И вот на этих видео я просто подвисаю, и не могу оторваться. За одно и технику можно подсмотреть. А техника классная! Я уже давно наблюдаю за работами Оксаны, вижу как трансформируется ее стиль, как оттачивается мастерство композиции и передачи настроения. Как она все круче рассказывает ИСТОРИЮ в картинках. Оксана – одна из немногих художников, которые никогда не останавливаются на достигнутом. Каждый новый проект – своеобразный новый вызов, еще одна ступенька вверх к профессионализму самой высокой марки.

Ну а вы знаете, если мне кто-то понравился, я его (ее) обязательно достану, и попрошу дать интервью. Уж очень мне интересно узнать, кто же прячется за такими классными работами. А потом обязательно рассказать и ВАМ. Так что знакомьтесь – Оксана Батурина.

1 – Расскажите немного о себе. Где вы родились, где живете, когда начали рисовать, и что для вас – рисование.

Я лягушка – путешественница! Меня придумали в Волгограде, родили в Нерюнгри, растили и воспитывали в Кировограде и Южно-Сахалинске, потом наконец-то отпустили, и вот я в Санкт-Петербурге с 1999 года! Всегда было интересно, как чувствуют себя люди, всю жизнь прожившие в одном городе!
Творчество так или иначе было рядом со мной с самого раннего детства. Помню, отец приносил домой всякие сабли и клинки и чеканил прямо руками и каким то резцом на них узоры. А я наблюдала за стружкой, она так увлекательно скручивалась в процессе…
Думаю, рисую я неспроста!))

2 – Есть ли у вас художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора.
Высшего художественного образования у меня нет, только гены и худ. школа. Сейчас так много интересного можно найти в инете! Думаю, при большом желании вполне достаточно самообразования!

3 – С чего все началось? Как вы стали иллюстратором? Как к вам пришел первый проект? Что это было?
Началось всё с анимации. В 2002 г я случайно увидела объявление в газете и отправилась на курсы анимации на студию “Мельница”, после которых работала на проекте “Карлик Нос”. Всё это чудом совмещала с учебой в ” очном” институте. Думала, буду пс

Как стать иллюстратором (-кой). О шляпах, лодках и всякой всячине

Привет! Меня зовут Фай, я иллюстраторка, и в начале моего пути мне мечталось, что кто-то лично поделится со мной своим опытом и расскажет, как стать иллюстратором (а точнее — иллюстраторкой). И что в итоге путь окажется простым и линейным, подходящим конкретно мне, и пойду я по нему такая крутая, без страха и упрёка.

Само собой, такого волшебства не произошло. Да, интернет полон всяческих инструкций и чек-листов «Как стать иллюстратором»: с чего начать, куда пойти учиться, что купить, на каком планшете лучше рисовать. Но весь секрет не в этом. А в том, что единого пути становления не существует.

Он формируется в течение вашей жизни и зависит от взгляда на мир через призму вашего собственного опыта. События и контент, которые мы пропускаем через себя, — это то, что формирует наш взгляд! Поэтому я решила поделиться с вами значимыми моментами своей жизни, взглянув на которые, можно отправляться в собственный путь — со страхом, критикой и упрёками. Но это не так страшно, как кажется!

Нужно ли образование и какое

Вот вы стоите и с тяжестью в сердце думаете: «Стану художником, что дальше? Какое образование мне необходимо? Нужно ли идти в художественную школу? Кто я вообще? Точно ли я этого хочу?» Оглядываясь назад, я считаю, что это не те вопросы, которые нужно было задавать себе в первую очередь. И сейчас расскажу почему.

Меня пугал выбор того, чем заниматься по жизни, потому что я не знала, в чём хороша. Создавалось ощущение, что вообще ни в чём! Все расселись по лодкам своих успехов и как поплыли вперёд, а я одна в своей уродливой шляпе стою на берегу, и рядом нет ни лодки с местом для меня, ни указателей. Я стою и в панике смотрю в разные стороны — а стоять на месте нельзя, надо идти! Как тут не запаниковать?

В художественную школу я не ходила, но много рисовала в стол и для друзей. Это был мой единственный скилл, и тот был совсем негодный. Можно было полагаться только на метод проб и ошибок — рисование своих первых уродливых картинок. Несмотря на это, я не позволила себе затонуть на этом этапе и кое-как выбралась на берег.

Ещё в старшей школе я немного изучила рисование в Adobe Photoshop, начала пользоваться графическим планшетом. Потом испробовала ещё кучу программ для рисования и надолго залипла в Paint Tool Sai, потому что у него очень удобный набор функций для художников: ничего лишнего, и сама программа летает на ПК, даже склеенном скотчем из палок. Рекомендую попробовать в нём рисовать! Я называю его ленивым Фотошопом.

После школы я поступила в вуз на художника компьютерной графики и анимации и ненадолго смогла почувствовать себя увереннее, начав реальную практику в рисунке. И… получалось ужасно! Но почему-то даже саркастичные похвалы от нашего мастера по рисунку заставляли меня лишь посмеяться и продолжать уродовать холст. Я знала, что ничего у меня не получается, но необходимо было продолжать гнуть свою «волосатую» линию (у меня на рисунках были очень «волосатые» линии! Кто начинает рисовать, знает это чувство).

На первых курсах я осознала, что знания, которые давал мой вуз, несвежи и далеко на них одних не уплывёшь. Никакая общая теория и базовые практики в рисунке, в живописи и в прогах не сделают ваши работы привлекательными и стильными, не дадут им жизни или уникальности.

Поэтому, чтобы разобраться, как стать иллюстратором, и начать делать годные картинки, нужно добывать знания и опыт самостоятельно. К счастью, сейчас есть много курсов, как платных, так и бесплатных. И даже у многих платных курсов есть хотя бы бесплатные промоуроки. Выполняя задания в процессе обучения, вы создадите несколько завершённых работ, которые можно смело положить в портфолио. А это уже очень поможет вам на фрилансерском поприще. Ведь без хорошего портфолио при поиске клиентов приходится туго. Помимо этого рисуйте как можно больше для себя и друзей и добавляйте самые лучшие работы в портфолио.

Итак, вы получили общие знания, чувствуете себя уже лучше, стилус из руки не роняете, что-то получается рисовать — так держать! Но всё ещё что-то не то… Нет ощущения целостного образа себя в деле.

Быть художником — это размытое понятие. Такое же размытое, как ваше сознание после вуза — куча всякого непонятно чего. Направлений в профессии очень много, и лучше с самого начала узнать про них: так сказать, примерить разные шляпы и посмотреть, какая вам больше всего нравится, — постараться попробовать себя в каждом направлении и выяснить, какое из них соответствует вашему реальному «я».

Для примера, сейчас востребованы такие специализации: диджитал-художники, гейм-дизайнеры, дизайнеры персонажей, аниматоры, концепт-артисты, книжные художники-иллюстраторы, комиксисты — и это далеко не все пути, на которых художники могут найти себя.

Из всего этого я попробовала несколько направлений и поняла, какие из них мне интересны. На мой взгляд, это единственный способ выяснить, к чему лежит душа и на что вы способны. А уж после того, как выясните, дело пойдёт проще: вы будете знать, какие знания надо углублять и какие именно навыки нужно осваивать.

Сейчас есть много материалов и узкоспециализированных курсов по любому художественному направлению, а само арт-комьюнити очень большое. Регулярно следите за художественной тусовкой в соцсетях, вступайте во всевозможные крупные сообщества и подписывайтесь на крутанов. Помимо того что вы будете в курсе всех трендов и вообще всего, что происходит в иллюстраторском мире, так ещё и сможете обзавестись полезными знакомствами, если будете проявлять активность.

Как-то раз я стихийно попала в чатик художников, которые хотели рисовать для игр. Там мне удалось познакомиться со многими единомышленниками. Мы обсуждали работы друг друга, устраивали челленджи на разные темы, сами ставили дедлайны и стремились в них уложиться. Меня сильно мотивирует осознание того, что все работают и стараются над своими рисунками. Тогда мне тоже хочется быть как минимум не хуже, не отставать от других. Жаль только, что срок жизни подобных чатиков недолгий и риск слиться весьма велик. В любом случае это очень интересный опыт, из которого что-то можно унести себе в экспириенс-копилку. Так что не время сидеть на месте — время очень сильно сидеть на месте и рисовать уже сейчас!

Что делать и что понадобится

Первым делом начните рисовать как можно больше. Научитесь пользоваться диджитал-инструментами. Рекомендую Adobe Photoshop, Paint Tool Sai для растровой графики и Adobe Illustrator для векторной. Многие иллюстраторы приобретают iPad и рисуют в Procreate, потому что это суперудобно и мобильно, — но это недёшево. Как по мне, в начале своих отношений с рисованием не стоит заморачиваться и искать лучший в мире профессиональный планшет, подойдёт и любительская модель хорошего бренда, например Wacom.

Поначалу я советую сосредоточиться только на Adobe-продуктах. Они содержат универсальный набор функций для работы с растровой и векторной графикой, изучив которые, вы сможете легко освоить и любые другие программы. На старте не стоит распыляться и перебирать кучу программ для рисования. Лучше попробуйте себя, например, в Фотошопе, разберитесь с ним, а затем плавно переходите к остальным инструментам.

Чтобы получать деньги за иллюстрации, никакие сертификаты и дипломы не нужны. При трудоустройстве в компанию или на фрилансе больше всего вам поможет портфолио и реальная практика. Соберите все свои работы в одном месте: может подойти Dribbble, Behance или ваша любимая социальная сеть типа Tumblr, Instagram или даже свой паблик во ВКонтакте. Будьте готовы показать свои иллюстрации и рассказать о них.

Если у вас нет высшего образования — не беда. Однако это не означает, что учиться не нужно, образование лишним не будет. Более того, нужно много ошибаться и двигаться вперёд. Чтобы понимать, что вы делаете правильно, а что нет, вам необходим фидбэк от специалистов и много-много практики. В этом как раз и помогут курсы или «вышка».

В крупных городах вузы постоянно развивают свои направления и стараются давать наиболее актуальные знания, стремясь сделать из вас крутых специалистов с разнообразным портфолио, готовых к решению боевых задач. Более того, нет ничего лучше, чем живое общение и работа в команде со своими креативными товарищами как в рамках высшего образования, так и при обучении на различных курсах. Такое обучение особенно нужно, когда самообразование даётся со скрипом! Изучение основ рисования и время, безусловно, необходимы, чтобы осознать свои желания и заниматься ими углублённо. Так что учитесь и пробуйте всё, что доступно.

Насмотренность как обязательный навык для иллюстратора

Насмотренность — это наш персональный визуальный опыт. Это наша визуальная библиотека, относительно которой мы принимаем решение о том, что круто, а что нет. Прокачивается она в течение нашей жизни всегда, когда мы видим что-то новое. Всё вокруг так или иначе оставляет отпечаток на нашем вкусе.

Насмотренность важна в любой креативной профессии, а не только для художников. Поэтому помните, что каждый раз, залипая на понравившуюся работу и анализируя её, вы не просто прокрастинируете, а прокачиваете свой вкус! При этом, просматривая различные дизайнерские работы, важно сохранять критическое мышление, иначе можно запутаться, что выглядит действительно круто, а что нет. Рано или поздно насмотренность придёт на помощь — в сознании отзовутся виденные ранее образы и принесут с собой нужное решение.

Как только в детстве у меня появился первый компьютер, я начала собирать картинки разных авторов и крепко держалась за свою коллекцию. Возможно, уже тогда это чему-то меня научило. Кстати, по сохранёнкам можно легко понять вкус любого человека. Удобная штука!

Чтобы собрать коллекцию, многие художники и дизайнеры используют Пинтерест. Но лично мне он неудобен, и я использую его нечасто. Мне больше по душе то место, где я чаще обитаю, — Инстаграм. Не так давно там ввели функцию сохранения публикаций — можно сохранять в своём аккаунте чужие публикации и сортировать их в различные подборки.

Инстаграм — отличная платформа для художников. В ней есть всё: от аккаунтов маленьких магазинов на ваших улицах до профилей именитых анимационных студий. В Инстаграме удобно следить за авторами со всего мира, а им, в свою очередь, удобно общаться со своей аудиторией. Многие художники находят признание и предложения о работе именно благодаря этой соцсети. Лично я отдаю своё предпочтение именно этой платформе как в качестве места для общения и проведения досуга, так и в качестве инструмента для прокачки насмотренности.

Теперь, когда я осознала, какое направление мне наиболее интересно, я стала более осознанно подбирать каждый «камешек» в свою коллекцию. Рассматривая её, можно заметить, что я в основном собираю картинки в упрощённом стиле, потому что и сама стремлюсь к этому. Обожаю работы, которые максимально просты, смешны и передают суть!

Что нужно иллюстратору для прокачки насмотренности

Выберите удобную для вас платформу (Инстаграм, Dribbble, Behance и т. п.), где обитают любимые художники. Следите на ней за тем, как художники ведут свои аккаунты, какой постят контент, какими стилевыми особенностями обладают их работы. Радуйтесь хорошей всплывающей рекламе и сохраняйте её как референс, это может пригодиться в работе. Я, например, часто собираю скриншоты рекламы из сториз в Инстаграме.

Чтобы действительно развить насмотренность, необходимо глубоко анализировать чужие картинки и понимать, что именно в них цепляет. Возможно, это просто манера художника рисовать какие-то повторяющиеся формы из работы в работу. Но именно эта черта свойственна только ему и делает его работы живыми. Где бы они вам ни встретились, вы всегда сможете определить автора.

Реши, в чём ты крутан, и фигачь

Объясню на очень абстрактном примере.
Вот есть художник Вася, и он очень круто рисует картинки красным мелком на картоне в позе лотоса под звуки губной гармошки. А, допустим, фотореалистичного тигра под пальмой он не нарисует. Такие тигры, считает Вася, моветон, не в его вкусе. Если Васе прилетит такой заказ, он, скорее всего, будет долго мучиться с ним, может быть, даже впадёт в уныние. Но не надо уныния и страданий! Поэтому Васе лучше не брать на себя такого тигра в пальмах. А что же можно сделать? Лучше взять тигра и нарисовать его красным мелком на картоне в позе лотоса и под звуки губной гармошки — всё как Вася любит. Но и о желаниях клиента забывать не стоит! Если возможно найти компромисс между стилевым пожеланием клиента и навыками Васи, то стоит на него пойти. Но если заказчик непреклонно требует фотореалистичного тигра, то тут уж лучше отступить и не брать такой заказ.

Не нужно распыляться и проходить курсы рисования «фотореалистичных тигров» или чертежей футуристических кораблей в векторе. Хватаясь за всё подряд, можно не преуспеть вообще ни в чём. Лучше достичь продвинутого уровня в «рисовании мелом в любой позе, на любом покрытии» и стать в этом деле уверенным и уникальным. А затем уже можно думать, в чём прокачиваться дальше.

Художник не должен уметь рисовать «в стиле другого художника» или в куче разных техник — на одной голове лучше не носить сразу десять шляп. Можно, конечно, но категорически не рекомендую. Главное суметь выполнить задачу, адаптировав её под свои навыки так, чтобы результат смотрелся хорошо и уместно.

Круто, когда заказчики не загоняют в рамки создания иллюстрации в стиле каких-то других художников. Нужно стремиться, чтобы люди приходили за вашими работами в вашем видении. Это я и считаю успехом.

Как стать иллюстратором с уникальным стилем

Тема поиска стиля для художников всегда нелегка! Все вопрошают, как же этого добиться, ведь «так много вокруг всего, все такие крутаны со своими узнаваемыми картинками, а как же я?»

Этим вопросом часто озадачиваются и те, кто ещё только раздумывает, как стать иллюстратором, и те, кто уже уверенно себя чувствует. Так вот: тем, кто только учится, придётся потерпеть, потому что это не «заработает» сразу. А вот тем, кто уже чувствует, что что-то может, но не знает, как «заворачивать» свои работы в узнаваемую красивость, — добро пожаловать к столу вопрошающих.

Благо в наше время есть много художников, которые делятся мыслями по этому поводу, делают видео и рассказывают о своих любимых авторах с уникальными стилями. Если всё это резюмировать, то можно выделить следующие выводы:

  • Детали, которые повторяются из работы в работу, — это и есть так называемый стиль, т. е. те черты, по которым можно узнать художника.
  • Развитие насмотренности, наличие любимых художников и наблюдение за тем, что они сейчас делают, — обязательны. Так и складывается представление о том, что и как делается у других, какие детали в их рисунках наиболее узнаваемы и привлекательны для вас как для их аудитории.
  • Стиль наработается со временем, в ходе постоянной практики. Лишнее «отклеится», нужное найдётся.
  • Рисовать нужно так, как удобно вам! Если какие-то вещи вы рисуете не задумываясь, легко и быстро, чувствуете, что знаете, как это делать, и, главное, видите успешный результат — это уже говорит о том, что у вас есть какие-то наработки собственного стиля.
  • Хорошая практика — это рисование одного и того же героя или объекта в разнообразных стилистиках и их смешивание. Так находятся интересные решения. Главное не прекращать рисовать!
  • Важно начинать искать стиль только тогда, когда вы уже однозначно осознаёте, что рисуете сносно. Непонимание анатомии и отсутствие скиллов не замаскировать отмазкой, что «это такой стиль!».

Критика и работа в команде как главная движущая сила

Я придерживаюсь мнения, что художнику нужен человек, исполняющий роль менеджера, который будет давать конструктивную критику. Кто-то, чьему мнению вы доверяете. Ведь когда вы работаете над проектом долгое время, то оцениваете свою работу лишь с одной точки зрения. Вы легко можете прочесть заложенный вами же смысл. Но нужно понять, как видят «картину» другие, та ли это реакция, которую вы ожидали. Причём желательно, чтобы это был взгляд человека, заинтересованного в проекте и замотивированного хорошенько вас покритиковать.

Поэтому художникам, работающим в команде, гораздо проще. Ведь команда — это та самая сила, которая сможет пропустить через себя вашу работу и укажет на моменты, которые стоило бы улучшить.

Если вы иллюстратор-фрилансер, то с этим моментом гораздо сложнее. Ведь взаимодействие зачастую происходит напрямую с заказчиком, и вы выполняете сразу и менеджерскую функцию. Борьба с клиентскими правками ложится на неготовые к критике иллюстраторские плечи. С одной стороны вы, конечно, закаляетесь, с другой — в угоду заказчику начинаете принимать неуместные правки, которые не удалось оспорить. Так желание отстаивать свой авторский подход может пропасть совсем, что довольно удручающе! Подобное, к сожалению, происходит постоянно, и избежать этого можно двумя способами.

Первый — стать компетентным менеджером своих проектов: грамотно отстаивать своё мнение или уметь работать с правками так, чтобы выполнять проект без потерь для авторского подхода. Второй способ — иметь большую аудиторию и авторский стиль, за которым идут именно к вам. И то и другое довольно сложные задачи, которые требуют от художника умения совмещать навыки разнопрофильных специалистов.

Радует, что мы живём в век информационных технологий: художник может легко найти профессиональную компанию, присоединиться к ней, набираться опыта и получать конструктивную критику. А имея аккаунты в различных профильных платформах, например на Patreon, можно получить поддержку своей лояльной аудитории.

Patreon — это платформа, где автора можно поддержать платной подпиской на его аккаунт и получать от него за это ништяки в виде дополнительного контента. К примеру, если автор — художник, это могут быть видео о том, как он создаёт работы, или скетчи с концептами, или любая другая обучающая информация. Если у автора большая фан-база, готовая его поддерживать, то аккаунт на Патреоне станет отличным местом для вложения его времени и труда.

Иллюстрации — это когда рисуешь «чтобы что-то»

Иллюстраторское ремесло тесно связано с умением рассказывать истории. По сути, это и есть рассказ, но не устный, а визуальный. Вот почему художник должен хорошо разбираться, какие визуальные ассоциации нужны для поддержки истории и погружения в неё.

Чтобы развить навык «иллюстрирования слов», нужно прокачивать насмотренность и читать любую литературу, связанную со сценарным мастерством, и о том, как можно использовать его в комиксах и в кино.

Я, например, регулярно тренирую себя в создании коротких историй. Очень хорошо работает метод, когда задаёшь сама себе начальную и финальную точки повествования, а затем выстраиваешь между ними «смысловой мостик». Либо же знаешь цель истории, её мысль, мораль или результат. Если обозначить эти основные точки, будет гораздо проще придумать «начинку» истории, перипетии и путь к развязке.

В тему к этому хочу порекомендовать книгу А. Соколова «Монтаж, кино, телевидение, видео». В ней автор даёт полезную теорию для кинорежиссёров, сценаристов и аниматоров. Я уже не раз убедилась, что эта информация дала мне чёткое понимание того, что такое монтажный кадр, как выстраивать в нём композицию, как вообще грамотно подавать историю. Книга адресована в первую очередь тем, кто осваивает видеомонтаж, но и тем, кто размышляет о том, как стать иллюстратором, она будет не менее полезна.

Как стать иллюстратором в итоге-то

Как? Рисовать! И показывать свои работы. Например, когда-то я работала с блогерами Ютуба и иллюстрировала их ролики. Многие из этих блогеров рекомендовали меня своим товарищам по цеху. Это был очень любопытный для меня опыт. Именно сарафанное радио является для многих иллюстраторов главным источником заказов и помогает найти проекты, о которых они даже не мечтали.

Моя встреча с EMAILMATRIX тоже произошла интересным образом. Я хотела изучить веб-дизайн, поэтому пришла в EMAILMATRIX на их дизайнерский курс. Я не была уверена в своих дизайнерских навыках и не рассчитывала, что смогу понравиться компании и что мне предложат работу. Но, видимо, наличие иллюстраторского опыта сыграло свою роль. В итоге на собеседовании все смотрели и хвалили мои иллюстрации, хотя я тогда совершенно на это не рассчитывала!

Таким образом в EMAILMATRIX я смогла раскрыться как иллюстраторка: практически каждый день я рисую, например, для нашего блога или для группы в Фейсбуке.

Мне нравится, что здесь я развиваюсь сама и помогаю компании развивать её внутренние проекты. К моим идеям всегда прислушиваются и дают возможность их реализовать. Так, например, коллеги из отдела маркетинга заметили мой стиль и решили привести обложки статей в блоге к единому виду. Теперь я регулярно делаю иллюстрации к нашим статьям и помогаю развивать блог.

А недавно мы оформляли дайджест для нашей рассылки в формате комиксов. Это тоже была очень крутая практика. Надеюсь, что ещё не раз такое буду делать.

В процессе подобной работы часто приходится быть самому себе копирайтером, адаптировать текст и смыслы, заложенные в нём, под образ или шутку. Круто, что в этом плане есть определённая доля свободы для творчества и принятия решений. Я очень благодарна моим коллегам за такое доверие! (И за их поддержку моих проектов! Танец «Спасибо-спасибо-спасибо»! Это очень вдохновляет!)
P. S. Танец «Спасибо»:

как стать иллюстратором

Ну всё, пока, удачи! Надеюсь, вам хотя бы немного стало понятнее, как стать иллюстратором, и все, кто хочет, станут ими и будут жить вечно и иногда вспоминать мою средней полезности историю.

Как стать Иллюстратором. 9 признаков профессионализма.

Вы знаете, какое качество ценится больше всего не только в иллюстрации, но и вообще в любой сфере деятельности? ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Даже уборщица может выполнять свою работу виртуозно и профессионально, и даже хирург или адвокат может оказаться непрофессиональным криворуким дилетантом.

Вы можете рисовать примитивно (палка-палка-огуречик) или создавать сложные детализированные картины, но если вы не умеете вести свой творческий бизнес качественно, профессионально и уважительно ко всем его участникам, это сильно усложнит вам жизнь. И, разумеется, не только вам. Причем количество проработанных на иллюстраторском поприще лет тоже не является гарантом профессионализма.

Даже если вы совсем еще новичок, и ищете свои первые заказы, ничто не мешает вам работать как профессионал (“Fake it till you make it”, как говорят в Англии).  Тут дело даже не в опыте, а в понимании элементарных принципов поведения в мире креативного бизнеса. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Итак, 9 признаков, которые отличают профессионала от аматора.

  1. Вы отвечаете на имейлы клиентов в тот же день. Если это не очень важно – максимум на следующий день. 

Советую брать в привычку проверять почту каждое утро и отводить время на ответы всем прямо с утра. Лучше делать это сразу, а не растягивать на весь день, или неделю. Это очень экономит время и освобождает место в голове для более важных дел. Кто работает с издательствами знает, как они заняты, и как важна скорость в передаче информации. Нет ничего хуже ждать ответа от художника, когда целый отдел, а то и несколько зависят от этого ответа. Но даже если вы работаете с мелким клиентом, быстрый ответ на его запрос – это элементарное проявление уважения к его времени. Проверять почту не обязательно каждый час. 2 раза в день – утром и вечером вполне достаточно. Иначе вы там можете весь день просидеть.

2. Вы не исчезаете с планеты Земля и не уходите в глубокое подполье.

Этот пункт частично вытекает из первого, и казалось бы, само собой разумеющийся факт, но тем не менее вы будете удивлены, как часто мне жалуются заказчики на “пропавших” художников. Вот так работали-работали с человеком, а потом он взял, и исчез на половине проекта. На письма и звонки не отвечает, признаков жизни не подает. И что теперь делать? Если вы “застряли” и проект не идет, если у вас проблемы с клиентом, если у вас изменились жизненные обстоятельства, если вы заболели, чтобы не произошло, вы должны сообщить об этом клиенту и предложить ему ваши варианты решения проблемы. Художники иногда предпочитают прятать голову в песок, и претворяться, что заказа нет, и проблемы, соответственно тоже. Опасная стратегия, которая до добра не доведет.

3. Вы никогда не отвечаете на имейлы в порыве раздражения, злости, или даже ненависти (и такое бывает). Вы даете себе время “остыть” и обдумать достойный профессиональный ответ. 

Мы все знаем, что клиенты могут вынести мозг. Особенно те, которые сами молодые и неопытные и не знают, чего хотят. Иногда издательства вносят слишком много правок, иногда идеи заказчика нельзя натянуть не то, что на голову, но даже на большой палец левой ноги. И вот тут главное – не сорваться и не наговорить гадостей, и не выбросить все игрушки из кроватки. Это непрофессионально. Отложите ответ на утро следующего дня. Продумайте свои аргументы. Никогда не говорите НЕТ. Говорите ДА, НО….. И приводите свои взвешенные обоснованные аргументы. Иногда обдумывая то, что написал заказчик, или арт директор, вы начинаете понимать, что не так уж он и неправ, что и в его словах есть рациональное зерно, и в принципе, можно встретиться где-то посередине. Вы должны уметь вести культурный диалог. Если вы не можете найти общего языка с заказчиком, вы можете сказать, что вы боитесь вы ему не подходите. Не он вам, а вы ему. Вы всегда должны быть на высоте.

4. Вы предоставляете работу в срок, а лучше за пару дней до окончания срока.

Это вообще святое. Дело в том, что скорее всего проект уже расписан – когда верстка, когда печать, когда день публикации, все делается заранее, печатаются рекламные буклеты, делаются предзаказы. Рабочий график многих людей зависит от того, когда художник предоставит рабочий материал. Вы – одно из звеньев большой цепи. Вы не делаете работу вовремя – летит весь проект. Это недопустимо! Почему лучше предоставлять работу на пару дней раньше срока? Потому что скорее всего в день сдачи проекта (или его стадии) в издательстве совещание, где должны быть предоставлены ваши работы. Прислав их чуть раньше, вы даете возможность дизайнеру, или арт директору ознакомиться с ними до совещания, и быть более к нему подготовленным. Это приятная мелочь, так сказать. Признак профессионализма.

5. Вы задаете ВСЕ вопросы по проекту ДО начала работы, а не пытаетесь догадаться, что имел в виду заказчик.

Как ни странно, но многие, особенно начинающие иллюстраторы, боятся задавать вопросы, потому что думают, что это показатель непрофессионализма. Хотя все как раз наоборот. Перед началом каждого проекта у вас должен быть содержательный список вопросов вашему клиенту. (Возможно скоро я опубликую здесь этот список). Но все должно быть обговорено заранее – форматы, сроки, тех задание, материалы, оплата. Если у вас есть в чем-то неуверенность или сомнения – уточняйте! Ни в коем случае не пытайтесь “догадаться” и не думайте, что вы “должны” это знать. Вы должны только одно – выполнить работу качественно и в срок, и если для этого нужно что-то спросить у заказчика, каким бы бестолковым ваш вопрос ни казался, его нужно задать, получить ответ, и спокойно работать дальше, точно зная, чего от вас хотят.

6. Качество вашей работы НЕ зависит от размера гонорара.

Если вас не устраивает оплата, не беритесь за работу. Если вы взялись за работу, вы гарантируете 100% качество своего продукта. ВСЕГДА! Вы не можете делать для клиента по-меньше работу на тяп-ляп, лишь бы побыстрее отстреляться, а для клиента по-больше выпрыгивать из трусов. Качество каждого вашего проекта – это ваша репутация. Каждый ваш клиент заслуживает уважения в равной степени. Помните, что ваш потенциальный клиент в интернете может наткнуться как на хорошую вашу работу, так и на плохую. Плохая работа сослужит вам плохую службу! Я, к сожалению, не раз слышала фразу типа – “за такие деньги, пусть скажут спасибо, что я и так нарисовал(ла)”. Это непрофессионально. Вы всегда выкладываетесь по максимуму, или не беретесь за работу вообще.

7. Презентация вашей работы всегда на самом высоком уровне.

Вы предоставляете заказ клиенту именно в таком объеме, формате, резолюции, какую от вас попросили, плюс можете вложить парочку дополнительных форматов на всякий случай (мелочь, а приятно). Если вы работаете в цифровом формате, вы оформляете все файлы надлежащим образом. Все должно быть структурировано и подписано. Если вы отправляете оригиналы на слоях, слои должны быть подписаны и объединены в группы, чтоб дизайнеру было удобно работать с вашим рисунком. Подумайте о людях, которым прийдется ковыряться в вашей работе, и искать, на каком слое вы эту лишнюю закорючку  нарисовали. Если вы отправляете оригиналы рисунков на бумаге, они тоже должны быть идеального качества, а не так, что тут мы чай пили, а там рыбу заворачивали. Упаковывайте так, чтоб ничего не помялось и не испортилось. Если сканируете свои работы сами, убедитесь, что ваш сканер имеет резолюцию 600 dpi, и не забудьте довести рисунки до ума в фотошопе.

8. Ваше общение с клиентом всегда вежливо и приветливо.

Я не говорю, что вы должны затевать душещипательные беседы о погоде и природе, но индустрия детской книги, да и вообще издательский бизнес, это очень своеобразный бизнес, в котором работают в основном очень милые, хоть и безмерно занятые люди. У нас принято спросить, как прошли выходные, и пожелать хорошего дня в конце письма, например. Это мелкий знак внимания и уважения, и более личный подход к людям, вместе с которыми вы создаете КНИГИ, то есть несете в мир доброе, светлое, вечное. Вам ничего не стоит быть чуточку внимательнее и приветливее к человеку с другой стороны компьютерного экрана. Это признак хорошего тона.

9. Вы способны отказаться от проекта, если знаете, что он НЕ ВАШ

Опять же, большинство новичков хватается за все, что только можно, лишь бы получить опыт и первые деньги. И это, конечно, правильно. Но есть исключения, и у вас должно хватать мудрости и смелости говорить НЕТ. В каких случаях?

Тут есть хорошее правило, которым я часто пользуюсь. У вас есть 3 составляющих вашей заинтересованности в проекте –

  • Проект вам искренне интересен, и вы ХОТИТЕ этим заниматься
  • Проект перспективен, поднимает ваш статус, признание и популярность
  • Проект прибылен, вы за него получите хорошие деньги.

Если есть все 3 компонента – берем сразу, тут думать нечего. Если есть 2 – подумаем, и тоже берем. Если есть один – подумаем дважды, и если ничего лучшего на горизонте пока нет – скорее всего возьмем. А вот если в предложенном проекте нет ничего из вышеперечисленного – смело говорите – НЕТ, и не насилуйте ни себя, ни клиента.

Как стать востребованным и успешным иллюстратором

Дизайн-бюро по всему миру отмечают растущую популярность иллюстраций в медиа и коммерческой сфере: рисунки привлекают клиентов гораздо больше, чем фотографии. Однако большая часть иллюстраторов работает от заказа к заказу, и далеко не каждому удается найти свою нишу в модной сегодня профессии. Соцсети пестрят остроумными картинками, но кто из их авторов действительно способен прокормить себя иллюстрацией? Куда идти учиться, где найти первых заказчиков и в чем секрет стабильных заработков на фрилансе — T&P поговорили с представительницей британской Ассоциации иллюстраторов Лу Боунс, которая приехала в Москву, чтобы провести мастер-класс в Британской высшей школе дизайна.

— В фильме «Форма воды» Гильермо дель Торо один из героев, коммерческий художник, страдает оттого, что иллюстрация сдает свои позиции: ее заменила более реалистичная фотография. А сейчас все, кажется, наоборот. Почему?

— Вероятно, потому, что в последние 3–5 лет меняются запросы коммерческих компаний. Если раньше все использовали графический дизайн или фотографии, то сегодня многие заказчики понимают, что иллюстрации более точно отвечают их потребностям. Например, wellness-индустрия как будто создана для работы с иллюстраторами: все ее направления — йога, веганство, здоровое питание, органическая косметика — предлагают вернуться к истокам, к самым простым вещам и одновременно стремятся установить очень личный контакт с потребителем. Для этого скорее подойдет честная, может быть даже наивная иллюстрация, а не холодный графический дизайн. Такие заказчики хорошо платят и постоянно возвращаются с новыми предложениями.

Большой спрос, конечно, заметен среди производителей детской продукции и книжных издателей. Все чаще родители стремятся отвлечь детей от компьютеров, проводить с ними больше времени — тут приходят на помощь иллюстрированные книги.

В медиа также растет интерес к рисункам — особенно если это карикатуры или иллюстрации к материалам о социальных или экологических проблемах. Такое изображение как бы обращается к читателю напрямую.

— Судя по социальным сетям, особенно по картинкам в инстаграме, число иллюстраторов тоже растет.

— Да. Многие люди всегда любили рисовать, но, возможно, никогда не думали, что смогут зарабатывать на этом деньги. А сейчас, когда все больше клиентов используют рисунки в рекламных кампаниях, а в социальных сетях видно все больше аккаунтов успешных иллюстраторов, возможность построить карьеру в этой сфере кажется все более реальной. И, конечно, интернет делает возможным работу с заказчиком любого уровня из любой точки мира, что тоже прибавляет профессии привлекательности.

Это отмечают и те профессионалы, которые занимались графическим дизайном из рациональных соображений, но в душе всегда были иллюстраторами. Решаясь сменить направление, они, конечно получают большое преимущество — знают, как работает индустрия, и умеют грамотно общаться с клиентами.

— Иллюстратор — это вообще кто? Чем он отличается от художника или дизайнера?

— Иллюстрация — это всегда работа на заказчика. Когда появляется клиент с конкретными требованиями, искусство становится иллюстрацией. Что касается жанра, совершенно не важно, работаешь ты масляными красками, в 3D или делаешь анимацию, — эта сфера очень разнообразна, в отличие от графического дизайна или типографики, где правила более строгие.

— На каких сферах лучше сосредоточиться, чтобы быть востребованным на рынке?

— 3D, детская иллюстрация, векторные изображения, медиа — вот самые перспективные направления сегодня. Работать в 3D не так сложно, тут главное — научиться рисовать среду и развивать пространственное мышление.

© Лу Боунс

Портфолио и соцсети

— Нужно ли получать специальное образование, чтобы работать иллюстратором? Или можно научиться всему самому? Может быть, обойтись классическим художественным образованием?

— Я знаю довольно много иллюстраторов-самоучек с хорошей техникой, которые не понимают, как встроиться в индустрию, выбрать свою нишу и общаться с клиентами, — из-за того, что не услышали об этом от преподавателей или коллег.

Я бы рекомендовала отучиться хотя бы на годичных курсах — даже не для развития мастерства, а для понимания, как устроена индустрия. Лучше не затягивать, а разобраться с этим раз и навсегда.

При этом во время учебы очень важно думать наперед и ставить цели, не имеющие отношения к университетским проектам. Когда вы выпуститесь, преподавателей не будет рядом. Сосредоточьтесь на портфолио: постарайтесь, чтобы к концу учебы в нем были не только учебные работы.

— А как получить первые заказы, не имея опыта?

— Составьте список из клиентов, с которыми вы бы мечтали работать, найдите контакты их арт-директоров и подпишитесь на них в соцсетях. Так будет проще понять, что им нравится, подходите ли вы им, и, возможно, как-то откорректировать свое портфолио. Для того чтобы понравиться клиенту, мало классных иллюстраций — они должны бить прямо в цель.

Перед рассылкой портфолио я рекомендую распечатать лучшие работы — все клиенты обожают бумажные материалы.

Если денег немного, лучше напечатать меньше, но в более высоком качестве и отправить самым любимым командам. Напоминайте о себе где-то раз в полгода: «Привет, видела ваш последний проект, не хотите со мной поработать?» Когда появятся первые клиенты, не стесняйтесь писать им снова, чтобы показать свои последние работы и, возможно, снова посотрудничать.

Раньше считалось, что успешному иллюстратору нужно обязательно сотрудничать с агентством, потому что без него клиентов не найти. Сегодня это не обязательно. К тому же, прежде чем обращаться в агентство, стоит удостовериться в качестве своего портфолио: есть негласное правило, что обычно хорошее агентство находит вас, а не вы его. Сегодня крупные агентства берут около 30–35% от одного заказа, более мелкие — 12–15%. Выгодная это сделка или нет — зависит от общего объема заказов и ниши, в которой вы работаете. Например, иллюстрации для медиа стоят меньше, чем коммерческие заказы, — в этом случае я бы не рекомендовала работать через посредника. В любом случае лучше сосредоточиться на портфолио, чем искать агентов: они не решат всех ваших проблем.

— Как я понимаю, соцсети очень важны для иллюстратора. Как их вести, чтобы привлечь как можно больше хороших заказчиков?

— Обязательно зарегистрируйтесь в фейсбуке, твиттере, инстаграме. У клиентов или поклонников должна быть возможность сослаться на ваш профиль в любой из этих сетей, если они захотят выложить какую-то работу. Будьте особенно активны в инстаграме и твиттере. Пожалуй, последний даже важнее, потому что там можно связаться с потенциальным клиентом напрямую.

Не врите, выкладывайте не только финальные версии работ, но и наброски и просто повседневные фотографии. Будьте привлекательны не просто как иллюстратор, но и как обычный человек из инстаграма: это всем нравится.

Хорошая идея — зарегистрироваться на Behance, сайте для портфолио, где сидят другие иллюстраторы и агентства (заказчиков там, как правило, нет). Это отличное место, чтобы следить за индустрией в целом, обсуждать плюсы и минусы своих работ.

© Лу Боунс

Грамотно пишите, внимательно читайте

— Чему стоит научиться, чтобы не испортить репутацию на первых порах?

— Многие иллюстраторы отлично рисуют, но плохо ведут дела. Поэтому, прежде чем приступать к работе, разберитесь, как вести себя с клиентами. Научитесь писать грамотные письма, внимательно читайте контракты, чтобы предотвращать конфликты, а не решать их. Столкнувшись с первыми проблемами, новички начинают грубить заказчикам и злиться — так делать не надо. Сфера очень узкая, а арт-директора постоянно переходят с места на место и всех запоминают. И, конечно, помните, что прямолинейность — это не грубость, говорите как профессионал, даже если вы работаете только два дня.

— На что стоит обратить внимание, выбирая потенциальных заказчиков?

— Иллюстраторы планируют от месяца к месяцу, дизайнеры — год от года: берите с них пример. Подумайте, какие клиенты и проекты могут обеспечить стабильный заработок. Иллюстрация к самиздату за 300 фунтов? Вряд ли. Мелкие подработки не помогут много заработать, а погрязнув в них, будет тяжело перескочить на крупные заказы: тем, кто делал только мелочовку, ее же будут заказывать и дальше.

Цельтесь в крупных клиентов и проекты — не рисуйте один логотип, думайте, как отрисовать всю книгу или даже рекламную кампанию. Даже если у хорошего заказчика не хватает на что-то бюджета и он предлагает не много работы, будьте инициативны, предложите то, на что точно хватит денег, но все же увеличит объем. Не работайте на клиента, работайте вместе с клиентом.

Обратите внимание на работу для медиа: там небольшие деньги, но хорошие шансы запомниться и получать регулярные (что особенно ценно) заказы.

Избегайте индивидуальных предпринимателей, молодых стартапов и т. д. Эти люди очень милые, но ничего не понимают в договорах и авторских правах, могут постоянно переносить дедлайны, требовать новых и новых правок, не вовремя платить гонорары.

Будьте внимательны с американскими заказчиками: они любят нанимать иллюстраторов на зарплату, но взамен часто просят отказаться от авторских прав (это сразу нет).

И ни при каких обстоятельствах не копируйте работы других иллюстраторов по просьбе заказчика: это сразу стоп-лист.

— Всегда ли нужно настаивать на сохранении авторских прав?

— Всегда. А если готовы отказаться, подумайте: за какие деньги вы бы отказались от базовых прав человека (в их число, безусловно, входит копирайт)? Отдавая авторские права, вы соглашаетесь, что с вашей работой смогут сделать все что угодно, — по сути, вы не сможете добавить ее в портфолио. Учтите, что копирайт распространяется на время вашей жизни плюс еще 70 лет, — это огромная куча денег! Я не вижу смысла связываться с клиентами, которые не соблюдают авторское право, когда полно тех, кто все делает грамотно и ни на что не претендует.

— Как правило, иллюстраторы работают на фрилансе, что для многих может быть непросто. Как оставаться мотивированным и дисциплинированным в такой ситуации?

— Многим кажется, что работать дома очень приятно, но лучше снять студию в складчину с коллегами или найти коворкинг и заканчивать каждый день в одно и то же время. Это помогает не прокрастинировать и работать больше. Вам может казаться, что дома вы занимаетесь заказами вообще все время, — это не так. Вы отвлекаетесь на кошку, холодильник, соседей, а делом занимаетесь гораздо меньше, чем думаете.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Где можно учиться по теме #дизайн

10 Важных Причин НЕ стать Иллюстратором

Итак, мы обсудили, чем замечательна и прекрасна профессия иллюстратора, и картина вырисовалась довольно радужная. Но, как вы понимаете, эта медаль имеет и обратную сторону, о которой нельзя не упомянуть. Если вы хотите славы и больших, а главное – легких денег – подумайте о другой профессии. Серьезно заниматься иллюстрацией имеет смысл только если это ваша страсть, хобби и самое любимое дело на свете, и своей жизни без него вы не представляете. И даже тогда еще не факт, что вам понравятся иллюстраторские будни.

Дело в том, что для того, чтоб быть успешным иллюстратором, мало таланта и желания. Вы должны обладать целым рядом определенных качеств.

Итак, 10 причин задуматься, а подходите ли вы для подобной профессии, и подходит ли она для вас:

  • Работа Иллюстратора (фрилансера) очень непостоянна. Сегодня она есть, а завтра ее может и не быть. Сможете ли вы справиться со стрессом нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне? Для некоторых людей нестабильность смерти подобна. В нашей работе очень сложно оставаться на гребне волны, и даже если вы сегодня мега-популярны, завтра может все измениться.
  • Финансовая нестабильность вытекает из первого пункта. Нет работы – нет денег. Вам придется совершенно-по-другому рассчитывать свой бюджет. Получая гонорар за проделанную работу, вы постоянно должны откладывать какую-то сумму на черный день/неделю/ месяц и т.д., потому что они случаются. Или вы должны иметь план Б и дополнительную статью дохода.
  • Работа Иллюстратора – очень одинокое занятие. Большинство из нас работает  дома. Некоторые работают в студиях, но за них нужно платить аренду, до них нужно добираться, а это лишние траты. Так вот, иллюстраторы – как раки-отшельники. Они могут неделями не вылазить из-за рабочего стола. Иногда это угнетает. Не у кого спросить совета, некому пожаловаться, не с кем посплетничать. Как вы переносите одиночество?
  • Работа Иллюстратора – это колоссальная самодисциплина! Как у вас с этим делом? Можете ли вы делать, что надо и когда надо, если над вами никто не стоит ни с кнутом ни с пряником? На некоторые проекты, как например, на книги, дается много времени. Это не значит, что можно пол года плевать в потолок, а потом за 2 недели все нарисовать. Надо работать каждый день. Вы сможете себя заставить? Ведь захочется лишний часок поспать, и на кофе с друзьями сходить, и за молоком и сосисками выбежать, и домашних дел всегда хватает.
  • Если вы – сам себе командир, это так же значит, что вы сам себе секретарь, менеджер, бухгалтер, маркетолог и промоутер. Если вы любите рисовать, но терпеть не можете заниматься администрацией и продвижением себя в соц сетях, вам придется очень туго. В нашей профессии 50% – творчество и 50% – бизнес. Вы ту часть, которая “бизнес”, потянете? Будь вы 100 раз безумно талантливым художником, если вы не умеете общаться с клиентами, придерживаться сроков, заключать договоры, контролировать финансы, у вас ничего не выйдет. В нашем деле в первую очередь пользуется спросом не самый талантливый, а самый шустрый. Из самых шустрых на следующую ступень к успеху вскарабкиваются самые профессиональные, а вот на олимп из этих шустрых и профессиональных уже взбираются самые талантливые. Так что наличие таланта и умение рисовать – это еще не гарантия успеха.

  • Иллюстратор и художник – это разные вещи. Если у вас болезненное эго, и вы не переносите критики, или не умеете подстраиваться под клиента, ситуацию, проект, то тоже подумайте дважды. В данной профессии – главная роль отводится не вам, как художнику, а вашему клиенту, и плясать вы должны под его дудку… Да, нужно быть дипломатом и уметь культурно и доходчиво объяснять свою концепцию и идею, но если вас просят нарисовать зеленого динозавра, а вы рисуете фиолетовую свинку, потому что вашему творческому “Я” свинка кажется более привлекательной – то тогда лучше творите как свободный художник, выставляйте своих свинок в галлереях и ищите на них покупателей.
  • Работа Иллюстратора – это ненормированный рабочий день, и если вы будете заниматься этим серьезно, а не порисовывать для друзей, то у вас будут бесконечные горящие сроки. Очень многие издательства имеют ограниченное время на выполнение работы, и вы должны будете в него вписаться. А вы сами понимаете, что далеко не всегда рисуется сразу все правильно и как надо, и быстро и именно то, что клиент хотел. Это творческий, иногда весьма мучительный процесс, который требует времени и сил. Часто этого времени у вас будет в обрез, и рисовать придется ночью, рано утром, и по 12 часов в сутки, если надо. Вы к этому готовы?
  • Вы должны уметь себя продавать. Если вы скромны и застенчивы, и не любите навязываться, вам будет сложно, потому что вам постоянно будет нужно заниматься саморекламой, участвовать в конкурсах, вести блоги, обновлять вебсайты, представлять себя различными способами, приставать к издательствам и агентам со своим портфолио, и думать каждый день о том, чтоб ваши рисунки были всегда на глазах или перед носом у потенциального клиента.
  • Иллюстрация – это очень много работы.  Нарисовать рисунок – это всего-лишь вершина айсберга. Сначала вам нужно клиента найти и заинтересовать, потом идет длительное обсуждение, работа над контрактом, наброски, правки, переписка, снова правки. И даже когда кажется, что за один рисунок – это неплохие деньги, если вы разделите эту сумму на все часы, которые вы потратили на то, чтоб создать этот рисунок в его конечном виде, то цена получится весьма скромная.
  • У вас кожа должна быть толще, чем у слона. Мы, как люди, предлагающие свои услуги, стучимся во многие двери. Далеко не все двери откроются, некоторые приоткроются и вы услышите о своих работах много нелестного, но в некоторые вас обязательно впустят. Так что если вы мнительный человек и вас легко обидеть, а художника обычно очень легко обидеть, то опять же, вам будет тяжело. Тут главное – не зацикливаться на неудачах и критике, а продолжать делать свое дело, расти, развиваться и стучаться в новые двери. Дорогу осилит идущий.

Ну вот, собственно говоря, и все страшилки. Если вы очень сильно испугались и собираетесь отказаться от этой затеи, советую прочитать статью “10 Важных Причин стать Иллюстратором” для полноты картины, так сказать, потому что конечно не все так плохо. Моя же задача рассказать вам все, что знаю сама и предупредить о всех возможных сложностях, потому что осведомлен, значит вооружен! Удачи!

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *