Метаданные для организации хранения фото-архива / Habr
Привет, хабр!Наверное, не ошибусь, если скажу, что у многих пользователей хабра скопился небольшой архив фото- и видео- материалов, которые хранят воспоминания о различных моментах собственной жизни, или жизни близких людей. У некоторых этот архив, возможно, уже занимает не один жёсткий диск. Но многие ли из вас задумывались, как лучше хранить все эти фотографии, как с архивом распорядятся ваши дети? Хочу затронуть скользкую и не очень тематическую тему «организации хранения личного фото-архива», в которой много вопросов и мало ответов, много текста и мало картинок.
Предисловие
Скорее всего, у каждого в семье есть старый «побитый временем» альбом с чёрно-белыми фотографиями, который достался ещё от бабушки. Возможно, вы его уже даже оцифровали. Но насколько ценной будет свалка изображений в одной папке? Ответ — и много и мало одновременно. Всё зависит от того, насколько эта фотография «касается» вашей жизни, и на сколько она «информативна». Давайте порассуждаем относительно этих двух критериев.Фотография может касаться вас в различной степени, от «это я на изображении, и очень хорошо тут получился», до «это соседний гараж, брата двоюродной сестры друга из Питера». Естественно, вас интересует больше всего то, что касается лично вас (ваши изображения, или снимки вашего авторства), во вторую очередь, вас будут интересовать фотографии ваших близких, ведь их жизнь вам тоже важна и интересна, не так ли?
А вот на счёт информативности остановимся поподробнее.
Информативность фотографии
Что ещё несёт фотография, помимо самой картинки? Если вы сами лично её снимали, или на ней есть вы, то часто при одном только взгляде на это изображение, вы сразу вспомните (хотя бы приблизительно) множество «сопутствующей информации» к снимку: кто в кадре, когда он был сделан, в каком месте, что это было за событие. Это, конечно, всё прекрасно, но почему вся эта информация хранится в голове, отдельно от самого изображения? Именно это и является «информативностью» фотографии, и эта информативность может существенно повысить ценность снимка, если не для вас, то для других людей точно. В частности, эта информация может оказаться крайне полезной для ваших детей и внуков, к которым перейдёт ваш архив «по наследству».Вы наверняка встречали в «бабушкином альбоме» множество таких фотографий, где изображены почти незнакомые вам люди, неизвестно где и неизвестно когда сделанных. Какая ценность у такого изображения для вас? Практически нулевая! В лучшем случае фотокарточки в старых альбомах подписывали коротенькими фразами, и подписывали год — это хоть немного, но увеличивало её ценность. А теперь представьте, что у вас была бы полная информация о каждом участнике на снимке и его отношении к вашим близким, подробное описание события и точная координата места? Например, «вот дедушка, и мужик с усами — двоюродный брат дедушки, в командировке, 16 мая 19xx года 12:36:00, недалеко от Архангельска, координаты xxx,yyy». Конечно, в первую очередь важно само изображение и его отношение к вам, но сопутствующая информация тоже немало в себе несёт, и порой объясняет что-то очень важное.
Повышаем информативность, EXIF
Дата и время
Необходимость пометить дату на фотографии — это, наверное, первая очевидная необходимость, которая возникла перед фотографами. Дата может многое рассказать о снимке. На протяжении практически всей истории плёночных фотоаппаратов приходилось наносить её вручную, и лишь позже, практически в конце эпохи плёнки, появились аппараты, способные автоматически «выжигать» дату прямо на изображении. Более того, дату обычно наносили на задней поверхности фотокарточки, после того как полностью отсняли плёнку, и после процесса проявки плёнки и фотобумаги, поэтому её часто наносили неточно (например, «лето 2000 года»), а если и точно, то нередко были случаи ошибок на пару дней. О времени кадра практически никто тогда не беспокоился.Но даже если дата «выжигалась» — тут есть небольшой недостаток в том, что эти цифры незначительно перекрывают полезную площадь снимка. С появлением цифровых фотоаппаратов, появилась возможность хранить дату в цифровом виде, вместе с кадром. Возникла необходимость в стандарте, который бы утвердил единый способ хранения для всех производителей. Так появились стандарты метаданных: IPTC, EXIF и XMP.
Сейчас даже самая простая «мыльница» и мобильный телефон умеют записывать дату кадра в EXIF, и практически все программы её считывать и использовать. Тут главное, чтобы владелец правильно выставил время на устройстве, и в дальнейшем он может практически забыть о таком параметре, как время. Практически, потому, что на Земле есть много часовых поясов, а стандарт EXIF, к сожалению, не до конца продумал этот момент. Дело в том, что стандартом не предусмотрено хранение часового пояса и времени UTC, что по сути заставляет хранить в снимке лишь местное время. Но «местное время» абсолютно не раскрывает реального времени UTC, так как для того, чтобы узнать мировое время, нужно как минимум знать смещение часового пояса. То есть, даже в текущем стандарте EXIF понятие «время» не точное, и в нём нет никаких указаний на точное мировое время. В XMP такой проблемы нет, но он крайне не распространён, в отличие от EXIF. Конечно, производители могут использовать свои поля для хранения временной зоны (или даже задействовать аттрибут GPSTimeStamp, который предназначен для геотэггинга), но к сожалению программы их не поймут.
Подпись, комментарии, тэги
Внедрение метаданных в цифровой снимок позволило хранить в нём не только время, но и другую информацию. Более того, технически EXIF позволяет хранить в нём вообще произвольные данные (но без стандартов, эти данные могут прочитать лишь узкоспециализированные программы). В частности можно подписать фотографию, описать события происходящие в нём. Во времена плёнки, сзади карточки подпись указывали почти также часто, как и дату, но сейчас эти атрибуты практически не используются, так как обычно подписью для всего альбома фотографий обычно является название папки, в которой они находятся, а процесс этот никак не автоматизируешь.Параметры съёмки
Возможность сохранения произвольных данных в EXIF не могли не воспользоваться для хранения параметром съёмки — выдержка, диафрагменное число, чувствительность. Хотя эти данные интересны в основном любителям и профессиональным фотографам, тем не менее по некоторым из этих данных можно тоже подчерпнуть некоторую информацию, например о завышенной чувствительности, и как следствие сильных шумах.Местоположение снимка
Раньше в подписи в фотокарточках могли указать город. Хотя его указывали в основном, когда человек делал снимок где-то вне родного города, т. к. родной город и дом «можно узнать и так». В наше время с появлением GPS в фотоаппаратах и смартфонах появилась возможность автоматизации привязки фотографий к карте, процесс, называемый «геотэгингом». Что это может дать? Помимо самой информации о местоположении, во-первых благодаря геотэггингу можно быстро найти все снимки в архиве, которые были сделаны в каком-то месте. Во-вторых, сейчас соц. сети умеют читать эти данные из метаданных и показывать другим местоположение на карте. В-третьих, на будущее, кто знает, может в будущем изобретут алгоритм, который по набору фотографий сможет автоматически создать модель местности, разве не интересно сейчас походить по смоделированной Москве какого-нибудь 15 века?К сожалению, даже наличие GPS в устройстве не гарантирует привязки снимка к местности, т. к. для работы GPS нужен разогрев до 10 минут (без A-GPS) на открытом небе.
Привязка людей
Отметки о людях на фотографии — это один из самых «информационных» параметров снимка. Ведь действительно, снимают в основном людей, и ничто так не просветит, что за человек в кадре, как не подпись. Все знакомы с такими перечислениями в подписях — «На фото слева на право: Вася, Оля, Миша, Катя». В социальных сетях, эту идею активно развили, дав возможность пользователям отмечать друзей на фотографиях, более того, это, наверное, одна из самых главных функций в соц. сети, благодаря которой, они получили такое распространение. К сожалению, вне рамок социальных сетей привязкой людей к снимкам практически никто не занимается. Во-первых, из-за отсутствия в прошлом систем автоматизации; во-вторых, из-за отсутствия стандартов хранения этой информации в EXIF; ну и в третьих, обычно такая информация предполагает наличие некой «базы данных людей», а в каждый снимок базу не встроишь.После появления системы распознавания лиц в Picasa эта программа заработала огромную популярность, ведь действительно это очень удобно, когда Picasa, с небольшой вашей помощью, сама находила людей на фотографиях. В дальнейшем, эту программу очень удобно использовать для поиска снимков какого-то конкретного человека (вместо того, чтобы просматривать все фото в поисках его). Естественно, алгоритмы распознавания образов распознают людей далеко не всегда (в основном только для чётких, больших фотографий в «фас», желательно без очков), и много фотографий нужно потом отмечать вручную, но это лучше, чем ничего.
Что всё это даёт?
Конечно, в первую очередь это даёт возможность быстро найти интересующие снимки. Если раньше плёнка вынуждала сто раз подумать, прежде чем сделать снимок, то сейчас человек практически ничем не ограничен в фотографировании. Как результат — огромные архивы снимков, где трудно что-то найти. Банальная задача — найти хорошую аватарку друга/подруги для того, чтобы поставить его в телефонную книгу на смартфоне — становится сложной. А если есть привязка людей к фотографиям, эта задача на порядок упрощается.А если данные идеально заполнены, становится возможным делать даже сложные запросы: найти все фотографии Васи и Тани Пупкиных (там, где они вместе), сделанные в Москве в период с 2005 по 2008 год.
Где хранить архив?
В век облачных технологий так и хочется дать совет — хранить всё в облаке, а лучше в нескольких. Но для рядовых пользователей это может влететь в копеечку, т. к. современный архив фотографий может занимать не одну сотню гигабайт. Поэтому для большинства скорее всего подойдёт хранение на компьютере или NAS. Главный совет — делать бэкапы, и крайне желательно его хранить где-то очень отдельно — крайне неприятно потерять весь свой архив из-за пожара или катастрофы.По поводу структуры папок, могу лишь дать совет. Разбивать все фотографии на альбомы/папки по некому смыслу, а в качестве наименования папки использовать формат «2000-12-31 Название». Такой способ отсортирует все альбомы в виде единой временной линии. Если альбомов много, то можно их дополнительно разбить на папки по годам.
Чем смотреть?
Тут очень печальная тема. Достойных программ, которых могут каталогизировать архив фотографий, использовать и редактировать все информативные параметры фотографий и имеет систему распознавания лиц — немного. Я знаю только две — Picasa и iPhoto, причём вторая работает исключительно на MacOS.Кроме-того, крайне важно, чтобы вся информация о снимке хранилась внутри самого снимка, а не в базе данных программы. Т. к. не факт, что программу не забросят, или база данных не повредится. Google Picasa с версии 3.9 это умеет, путём установки галочки «Хранить метаданные в файлах» в настройках программы. Благодаря этому, можно не беспокоиться, что однажды привязанные люди к фотографии не исчезнут после переустановки системы, перемещении папки или вообще на чужом компьютере.
Помимо этого, Picasa имеет множество других полезных функций, например, синхронизируется с адресной книгой аккаунта Google, т. е. если вы пользуетесь Android, у вас уже будет база данных людей. Из Picasa можно легко задать аватарки для людей в этой адресной книге. Плюс куча возможностей выгрузки веб-альбомов, и многое-многое другое.
А как быть с видео?
Это ещё более печальная тема. К сожалению, для видео нет вообще никаких общепринятых единых стандартов, по типу EXIF, поэтому тут сложно что-либо советовать. И хотя Picasa умеет работать с метаданными некоторых контейнеров видео, не факт, что это будет всё работать в будущем.Рассуждения о будущем..
Как видно из данного топика, сейчас очень не хватает принятия некоторых стандартов, для универсализации и повышения информативности фотографий, а для видео вообще следовало бы, хотя бы, внедрить текущие стандарты EXIF. Например, очень необходимо решить вопросы со временем UTC в EXIF, а также, возможно, расширить поля местоположения. Например, ввести поле «Направление снимка», что позволило бы на карте отобразить не только точку, но и, собственно, куда был направлен объектив. Тем более что уже сейчас в телефонах есть электронные компасы. Так же, очень нужен стандарт в хранении меток людей внутри EXIF, тогда вполне возможно, что в будущем фотоаппараты научатся сами отмечать людей в кадре (ведь фотоаппараты уже достаточно мощные, и уже имеют системы «распознавания улыбок», а с недавних пор на них стали внедрять Android, что облегчит разработку таких алгоритмов).Заключение
Конечно, личные фотографии в первую очередь рассчитаны на самого владельца, и вряд ли внуки, а тем более правнуки, будут хранить весь ваш фотоархив, но повышение информативности снимка, безусловно, повысит полезность хотя бы некоторых снимков для них. Кроме того, все описанные способы повышения информативности позволят облегчить пользование архивом и вам.Фотография — Википедия
Фотогра́фия — технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя. В отличие от некоторых других языков, в русском слово «фотография» используется только применительно к неподвижным изображениям. В то же время, в профессиональном кинематографе этот термин обозначает изобразительное решение фильма, создаваемое кинооператором. Фотографиями также называются конечные отпечатки фотографического изображения, изготовленные на фотобумаге химическим способом или принтером.
На технологиях фотографии основано фотоискусство, которое считается одним из видов изобразительного искусства и занимает ключевое место в современной массовой культуре. Первое устойчивое фотографическое изображение было создано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней[1][2]. Датой изобретения технологии по решению IX Международного конгресса научной и прикладной фотографии считается 7 января 1839 года, когда Франсуа Араго сделал доклад о дагеротипии на заседании Французской академии наук
Человек, осуществляющий фотосъёмку, называется фотографом. В большинстве случаев он же выполняет все остальные стадии создания фотоизображения, однако часто техническая часть работы выполняется фотолаборантами, ретушёрами, фоторедакторами и представителями других профессий. В профессиональной студийной фотографии некоторые обязанности фотограф перепоручает своим ассистентам.
Сеанс съёмки в фотоателье. 1920-е годыСам термин «фотография» (фр. photographie от др.-греч. φῶς (род. п. φωτός) «свет» и γράφω «пишу»; светопись — техника рисования светом) появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер[7]. В Российской империи довольно долго использовали буквальный перевод «светопись» этого же термина, но он в конце концов уступил место общепринятому.
Изобретение фотографии стало возможным благодаря объединению нескольких открытий, сделанных задолго до этого. Древнекитайский философ Мо-цзы ещё в V веке до нашей эры описал действие камеры-обскуры[8]. Возможно, упоминание о камере-обскуре встречаются у Аристотеля, который задавался вопросом, каким образом может возникать круглое изображение Солнца когда оно светит через квадратное отверстие[9]. Художники начали использовать это приспособление для создания перспективных картин уже в средние века, а среди художников эпохи Ренессанса камера-обскура была широко известна под названием «тёмная комната».
В 1694 году Вильгельм Хомберг описал фотохимические реакции, когда вещества изменяют окраску под действием света. Он же обратил внимание на чувствительность к свету нитрата серебра, открытого тремя столетиями раньше Альбертом Великим
Изобретение фотографии[править | править код]
Бумажный негатив первого фотоснимка Тальбота «Окно аббатства Лекок». 1835 годПервая известная попытка фиксации изображения химическим способом предпринята Томасом Веджвудом и Гемфри Дэви. Уже в 1802 году они могли получать фотограммы при помощи солей серебра, не зная способа их закрепления
14 декабря 1829 года Ньепс заключил нотариальный договор о дальнейшей совместной работе с создателем первой диорамы Луи Дагером, проводившим собственные опыты в области закрепления изображения
Практически одновременно англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл негативно-позитивную технологию получения фотографического изображения, которую назвал «калотипия». В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Процесс позволял тиражировать позитивное изображение с помощью контактной фотопечати. Получаемый позитив уступал дагеротипу в качестве из-за отображения волокнистой структуры бумаги и грубых полутонов. Этот факт наряду с необходимостью патентных отчислений за пользование технологией сыграл ключевую роль в том, что дагеротипия надолго стала доминирующим фотопроцессом. Одним из её главных применений стало портретирование. Уже к середине 1840-х годов дагеротипный фотопортрет почти полностью вытеснил портретную миниатюру, заставив большинство художников этого направления переквалифицироваться в фотографы
Практически неизвестным в истории фотографии остался Ипполит Байар, в 1839 году представивший фотографии, полученные с помощью собственного прямопозитивного метода[17]. Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал, и о его исследованиях стало известно лишь в 1970-х годах[18].
Дагеротипия и калотипия использовались до второй половины XIX века, уступив место мокрому коллодионному процессу, соединившему преимущества негативно-позитивного метода Тальбота и высокой светочувствительности. Появившаяся тогда же альбуминовая печать давала высококачественные бумажные отпечатки со стеклянных коллодионных негативов. Главным недостатком мокрого коллодия оказалась необходимость экспонирования и лабораторной обработки влажных фотопластинок в течение нескольких минут после полива эмульсии, пока светочувствительный слой остаётся проницаемым для обрабатывающих растворов. Проблема была решена только после изобретения английским врачом Ричардом Меддоксом в 1871 году желатиносеребряного процесса и так называемых «сухих» фотопластинок
Завершающей инновацией стала возможность использования в качестве подложки гибкого целлулоида вместо стекла, благодаря изобретению Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя в 1887 году[20]. Так место фотопластинок в начале XX века заняла листовая и рулонная фотоплёнка с желатиносеребряной эмульсией, доминирующая в аналоговой фотографии до сегодняшнего дня.
Цветная фотография[править | править код]
Первые попытки получить фотографическое изображение в натуральных цветах начались сразу же после изобретения фотографии. Ещё Ньепс пытался зафиксировать цвет напрямую, опираясь на свойство некоторых веществ менять окраску под действием цветного излучения. Первым результатом в этом направлении исследований стала «гелиохромия», которую пытался запатентовать в 1853 году американец Ливай Хилл[21]. Однако, подробности технологии изобретателем не раскрывались, а большинство современников считали его мошенником, выдающим раскрашенные дагеротипы за цветную фотографию[22][23]. Известны работы, проводившиеся в этом же направлении Александром Беккерелем, в 1849 году получившим на хлорированной серебряной пластинке цветное изображение видимого спектра, быстро выцветающее под прямым освещением[24]. Логическим завершением этих исследований стало изобретение в 1891 году липпмановского процесса, который обеспечивал физически точное воспроизведение цвета, но оказался непригодным для практического применения[25].
Основные усилия по разработке цветной фотографии сосредоточились в области трёхцветных технологий, основанных на теории цветоощущения, созданной в 1855 году Джеймсом Максвеллом. Она опиралась на теорию Гельмгольца-Юнга о существовании трёх видов светочувствительных колбочек в сетчатке человеческого глаза. По этой теории свет должен разделяться на три основных составляющих, которые отдельно регистрируются, а затем вновь объединяются, давая полноцветное изображение за счёт явления метамерии. Первый устойчивый цветной фотоснимок «Тартановая лента» был сделан Томасом Саттоном по этому методу в 1861 году. Однако, существовавшие на тот момент фотоматериалы были нечувствительны к зелёному, жёлтому и красному свету, позволяя регистрировать лишь сине-фиолетовую и ультрафиолетовую составляющие спектра. Поэтому, вторым важнейшим шагом на пути к созданию цветной фотографии стало открытие в 1873 году немецким фотохимиком Германом Фогелем явления спектральной сенсибилизации с помощью веществ, способных сообщать серебряным соединениям чувствительность к длинноволновым участкам спектра[26].
Цветной снимок Прокудина-Горского и пластинка с цветоделёнными позитивамиПрогресс сенсибилизации фотоматериалов шёл поэтапно, начавшись с получения ортохроматических эмульсий Иосифом Эдером с помощью эритрозина[27]. Полностью весь видимый спектр стал доступен для регистрации только после открытия Бенно Гомолкой красного сенсибилизатора пинацианола в 1906 году[28]. Лишь после этого трёхцветная фотография смогла полноценно отображать натуральные цвета объектов съёмки. Появились многочисленные конструкции «цветных» фотоаппаратов, осуществлявших цветоделение последовательной или одновременной съёмкой за разными светофильтрами. Наиболее популярный тип фотоаппаратов для последовательной съёмки на удлинённую панхроматическую фотопластинку сконструировал немецкий учёный Адольф Мите, а массовый выпуск наладил Вильгельм Бермполь[29]. Камерой Бермполя-Мите русский фотограф Сергей Прокудин-Горский создал одну из наиболее масштабных для своего времени коллекций цветных фотографий[30][31].
Наряду с раздельной съёмкой частичных цветоделённых изображений с начала XX века стали активно развиваться растровые методы цветной фотографии, фиксирующие разные составляющие спектра на общем фотоматериале. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластинки «Автохром» братьев Люмьер, позволяющие получать цветные диапозитивы обычным фотоаппаратом. Несмотря на многочисленные недостатки (низкое разрешение и невозможность тиражирования), метод быстро завоевал популярность, и до 1935 года во всём мире было произведено 50 миллионов автохромных пластинок. Большинство недостатков ранних технологий цветной фотографии удалось устранить лишь в многослойных фотоматериалах, регистрирующих частичные изображения в разных эмульсионных слоях, расположенных друг над другом. Решающую роль сыграло изобретение хромогенных фотоматериалов, синтез цвета в которых происходил в соответствии с принципами, реализованными немецкими учёными Рудольфом Фишером и Иоганном Зигристом в 1912 году[32]. Полноценное воплощение процесс получил в 1936 году, благодаря компании Agfa, выпустившей обращаемую фотоплёнку «Agfacolor Neu»[33][34]. Практически одновременно увидела свет фотографическая версия аналогичной киноплёнки «Kodachrome», выпущенной в США годом раньше[35].
Тиражирование и фотоиллюстрация[править | править код]
Одной из главных проблем дагеротипии оказались практически непреодолимые трудности тиражирования фотографического изображения, изготавливавшегося в единственном экземпляре. Очень быстро появились фотоаппараты с несколькими объективами, позволявшими получать такое же количество готовых дагеротипов. Тем не менее, полноценное тиражирование оказалось доступным для калотипии, позволявшей печатать с одного негатива неограниченное количество позитивных копий. Тальбот немедленно этим воспользовался, выпустив в 1844 году фотоальбом «Карандаш природы» из отпечатанных вручную фотографий[36]. Однако, такой способ оказался слишком дорогостоящим, поскольку кроме печати требовал тщательной лабораторной обработки. Удешевить процесс пытался Луи Дезире Бланкар-Эврар, организовав поточную фотопечать с чётким разделением труда на разных стадиях. Но даже сниженная таким образом себестоимость конечного отпечатка оказалась неприемлемой для массового распространения фотопроизведений, быстро приведя мастерскую Эврара к разорению[37][38]. Исследования в направлении полиграфического воспроизведения фотоизображения с высоким качеством велись в рамках конкурса, организованного в 1856 году меценатом Оноре д’Альбер де Люином[39].
Обложка одного из крупнейших иллюстрированных журналов «Life» за 1944 годКардинальным решением проблемы стали фотомеханические процессы, позволяющие тиражировать полутоновое изображение с помощью типографского клише[38]. Исторически первой в 1855 году Альфонсом Пуатвеном (фр.)русск. была запатентована фототипия, в оригинальном виде недостаточно совершенная для практического применения. Первый серьёзный успех был достигнут в 1865 году с изобретением вудберитипии, пригодной для глубокой печати фоторепродукций. Фототипия получила массовый рынок под новым названием «коллотипия» после усовершенствований, внесённых в 1868 году Йозефом Альбертом[38]. Замена литографского камня стеклянной подложкой позволила увеличить тиражеустойчивость клише, с которого стали печатать до 1000 дешёвых оттисков высокого качества[40]. Таким способом, остававшимся в употреблении вплоть до конца XX века в некоторых отраслях полиграфии, печатались открытки, эстампы и книжные иллюстрации[41]. Наиболее высококачественным способом тиражирования фотографий стала фотогравюра, усовершенствованная в 1878 году художником Карелом Кличем[42].
Тем не менее, даже фототипные отпечатки были слишком дороги, особенно для использования в периодической печати. Прорыв в этой области был достигнут в 1880-х годах, одновременно с усовершенствованием цинкографии, объединённой с принципами изобретённой в 1878 году Шарлем Гийомом Пети автотипии[43]. Газетные иллюстрации с регулярным растром позволяли воспроизводить фотографии с невысоким качеством, однако цинкографические клише обладали большой тиражеустойчивостью и были достаточно дёшевы. Первым периодическим изданием, где ключевую роль играли фотоиллюстрации, в 1901 году стал немецкий еженедельник «Berliner Illustrirte Zeitung». Ежедневную публикацию фотографий в 1904 году начала лондонская газета «Daily Mirror» под лозунгом «»[44]. Современный вид типографское тиражирование фотографий приобрело с появлением в 1905 году офсетной печати, позволившей точно воспроизводить полутона при невысокой себестоимости[45]. С усовершенствованием полиграфических технологий связано широкое распространение и расцвет иллюстрированных изданий, сыгравших одну из решающих ролей в развитии фотожурналистики и фотографии в целом.
Моментальная фотография[править | править код]
Устройство фотокомплекта «Момент» советского производства. 1 — рулон светочувствительного материала; 4 — капсула с проявляюще-фиксирующей пастой; 5 — поверхность эмульсии, ограниченная кадровой рамкой бумажного ракордаМоментальной фотографией называется разновидность аналоговой фотографии, позволяющая получать готовые позитивные изображения в течение нескольких минут без обработки в фотолаборатории. Первый патент на фотоаппарат, пригодный для моментальной фотографии, был получен в 1923 году Самуэлем Шлафроком[46]. Устройство представляло собой громоздкую комбинацию съёмочной камеры и портативной фотолаборатории, лишь незначительно уменьшающую время получения готового негатива. Решением проблемы стали фотоматериалы сложной конструкции с интегрированными фотореактивами и возможностью немедленного получения позитива. Их разработка была начата фирмой Agfa в конце 1930-х годов, но массовый выпуск налажен компанией Polaroid лишь в ноябре 1948 года одновременно с появлением фотоаппарата «Polaroid Land 95»[47][48].
Патент на фотопроцесс с переносом изображения зарегистрирован основателем компании Эдвином Лэндом в 1947 году[49][50]. В дальнейшем название компании Polaroid, обладавшей почти монопольными правами на производство фотоматериалов одноступенного фотопроцесса, стало синонимом моментальной фотографии. В СССР предпринимались попытки производства одноступенных фотоаппаратов «Момент» (1952—1954) и «Фотон» (1969—1976)[51]. Но развития этот вид фотографии в Советском Союзе не получил из-за неспособности промышленности наладить массовый выпуск качественных фотокомплектов[52]. Успеха удалось достичь только в годы Перестройки после создания совместного советско-американского предприятия «Светозор», выпускавшего фотоаппараты по лицензии Polaroid. Фотокомплекты для них импортировались из Европы[53].
За пределами СССР одноступенный процесс получил широкое распространение в любительской фотографии задолго до появления цифровых технологий. К концу 1970-х годов моментальная фотография занимала большую часть западного любительского фоторынка. В профессиональной фотографии из-за низкого качества изображения по сравнению с традиционным фотопроцессом одноступенный использовался в более узких прикладных сферах: фото на документы, медицина и научные исследования. В студийной фотографии моментальные фотокомплекты применялись для тестовой съёмки. Такой контроль позволял исключить брак, принося большую экономию крупноформатной цветной обращаемой плёнки и средств на её дорогостоящую лабораторную обработку. Пригодность одноступенного процесса для трансформации изображения сделала его популярным среди фотохудожников[54].
Цифровая фотография[править | править код]
Современная технология фотографии, зародившаяся в 1969 году, когда исследователи Уиллард Бойл и Джордж Смит сформулировали идею прибора с зарядовой связью (ПЗС) для регистрации изображений[55]. Первый экспериментальный бесплёночный фотоаппарат, основанный на фотоэлектрическом преобразовании, создал в 1975 году инженер компании Eastman Kodak Стивен Сассун (англ. Steven Sasson). Применявшаяся в нём ПЗС-матрица имела разрешение 0,01 мегапикселя, а запись данных происходила на компакт-кассету[56]. Первым цифровым фотоаппаратом потребительского уровня в 1988 году стал «Fuji DS-1P», использующий для записи съёмную карту SRAM[57]. В том же году Kodak создал первый цифровой зеркальный фотоаппарат «Electro-Optic Camera» на основе малоформатного фотоаппарата Canon New F-1. Запись полученных данных велась отдельным видеомагнитофоном, соединённым с камерой кабелем[58].
В результате сотрудничества компаний Nikon и Kodak в августе 1994 года была создана гибридная цифровая камера «Kodak DCS 410» на основе фотоаппарата Nikon F90, съёмная задняя крышка которого заменялась приставкой с ПЗС-матрицей разрешением 1,5 мегапикселя. Данные записывались на карту PCMCIA, встроенную в цифровой задник[59]. В марте 1998 года на рынке появился первый цифровой зеркальный фотоаппарат «Canon EOS D2000» неразъёмной конструкции[60]. Все эти образцы предназначались для фотослужб новостных информационных агентств и стоили от 15 до 30 тысяч долларов. Цена самых дешёвых камер, таких как Canon EOS D30, выпущенного в 2000 году, превышала 2500 долларов, оставаясь неприемлемой для большинства фотографов[61].
Прорыв произошёл в 2003 году, когда на рынке появился любительский зеркальный фотоаппарат Canon EOS 300D, стоимость которого впервые опустилась ниже психологической отметки в 1000 долларов[62]. В течение года аналогичные зеркальные модели выпустили Nikon и Pentax. Благодаря этому факту, а также началу широкого распространения персональных компьютеров, произошло массовое вытеснение плёнки и окончательный переход к цифровой фотографии как в профессиональной, так и в любительской сферах. Уже в 2005 году японскими компаниями, лидирующими на мировом рынке фототехники, было продано 64 770 000 цифровых фотоаппаратов и только 5 380 000 плёночных[63]. В 2006 году большинство производителей отказались от выпуска фотоаппаратов, рассчитанных на фотоплёнку, себестоимость которой резко выросла из-за снижения объёмов производства[64][63].
За время существования фотографии появилось множество технологий получения изображения, часто сильно отличающихся друг от друга, и обеспечивающих совершенно разный результат. Как и в других изобразительных искусствах, эти технологии называются «техниками».
Традиционная фотография[править | править код]
Самой распространённой техникой фотографии является получение двумерного изображения с помощью фотоаппарата. При этом объектив строит действительное изображение предметов, расположенных в его поле зрения, на плоском светоприёмнике, в качестве которого могут быть использованы фотопластинка, фотоплёнка или фотоэлектрический преобразователь.
Получаемое плоское изображение вызывает иллюзию объёмности изображённых предметов за счёт соблюдения законов линейной перспективы, перекрытия удалённых предметов более близкими, и отображения светотени[65][66]. При этом человеческое зрение однозначно идентифицирует изображение, как двумерное, и не обладающее глубиной. Иллюзия объёмности может быть усилена с помощью выразительных средств, заимствованных фотографией у изобразительных искусств с плоским отображением трёхмерных объектов: живописи и графики.
Ещё одна условность, характерная для фотографии, заключается в неподвижности изображения предметов, в реальности двигавшихся. При этом может быть зафиксирована случайная фаза движения, что в некоторых случаях приводит к искажённой интерпретации зафиксированного события. Кроме того, статичность изображения может вводить в заблуждение, говоря о неподвижности двигавшихся в реальности объектов[67]. Подобные недостатки также устранимы с помощью выразительных средств, выработанных фотографией за длительную историю своего существования. Это такие приёмы, как смазывание изображения движущихся предметов, динамичная композиция и точный выбор выразительной фазы движения[68][69][70].
Стереофотография[править | править код]
Фотографическое изображение может создавать иллюзию глубины пространства путём одновременной съёмки двух кадров стереопары объективами, параллельные оптические оси которых располагаются на расстоянии стереобазиса. В результате, при рассматривании готового снимка за счёт параллакса возникает иллюзия объёма, отсутствующая на обычных плоских фотографиях. Кроме объективов чаще всего дублируется большинство других устройств фотоаппарата: затвор, диафрагма и фотоматрица. Первый стереофотоаппарат для съёмки двойных дагеротипов в 1844 году сконструировал Людвиг Мозер[71]. Во второй половине XIX века коллекционирование стереоснимков для домашнего стереоскопа становится повальным увлечением, и фотографы получают огромный рынок сбыта стереоизображений самого разного содержания, от видовой фотографии до эротики[72]. В начале XX века с появлением кинематографа тенденция пошла на спад, сделав стереофотографию экзотической разновидностью традиционной «плоской». Современная стереофотография может быть как аналоговой, так и цифровой. Часто для её обозначения используется термин «3D фото».
Панорамная фотография[править | править код]
Панорамный снимок со сферическим обзоромРазновидность фотографии с большим горизонтальным углом обзора, вплоть до 360°. При этом используется специальная фотоаппаратура или цифровое объединение нескольких обычных фотоснимков, снятых с таким расчётом, чтобы охватить большое пространство. Панорамная фотография наиболее востребована при съёмке ландшафтов и интерьеров. Первые панорамные фотоснимки были сделаны вскоре после изобретения дагеротипии с помощью специального фотоаппарата, снимающего поворотным объективом на изогнутую пластинку[73]. В дальнейшем появился целый класс панорамных фотоаппаратов с подобным устройством и цилиндрическим фильмовым каналом, например японский «Widelux» или советский «Горизонт»[74]. В современной цифровой фотографии чаще всего съёмка ведётся обычной аппаратурой с последующим склеиванием снимков при помощи специальных приложений[75]. При этом кроме обычного цилиндрического обзора возможны и другие, в том числе и сферический.
Разновидностью панорамной можно считать двухстороннюю фотографию, в которой съёмка происходит одновременно двумя камерами, развёрнутыми в противоположных направлениях. Качество и разрешение этих камер могут отличаться. Иногда задняя камера используется для съёмки «селфи». Такое устройство характерно для некоторых экшен-камер и большинства современных смартфонов. Иногда в двухсторонней фотографии используются объективы типа «рыбий глаз» с углом поля зрения 180° каждый. В итоге можно получать сферический панорамный обзор.
Фотография в невидимых лучах[править | править код]
Съёмка в лучах, невидимых для человеческого зрения, позволяет получать как научные данные, так и необычные художественные эффекты. Например, инфракрасная фотография, популярная среди фотохудожников, придаёт специфический вид ландшафтам, на которых растительность выглядит почти белой, а небо чёрным. В аэрофотографии инфракрасная съёмка позволяет получать чёткие снимки с больших высот, поскольку излучение этого диапазона практически не рассеивается атмосферой[76].
Фотография минерала в видимых и ультрафиолетовых лучахСъёмка в ультрафиолетовых лучах часто применяется в криминалистике, поскольку даёт возможность выявления подделок документов и идентификации следов преступлений. В науке ультрафиолетовая фотография также позволяет обнаруживать некоторые вещества, неотличимые в видимых лучах. В научной фотографии часто используется одновременная съёмка в разных диапазонах от видимых лучей до невидимых. Последующее совмещение полученных изображений позволяет отслеживать явления, не поддающиеся непосредственной фиксации. При этом разные диапазоны невидимых излучений отображаются на готовом снимке условными цветами.
Такая отрасль науки, как радиография, не относится к фотографии, основанной на регистрации оптических излучений, которыми рентгеновские и гамма-лучи не являются.
Фотографика[править | править код]
Разновидность изобразительного искусства, в которой фотографическое изображение используется в качестве исходного, и в дальнейшем преобразовывается в плакат или другие графические формы. Расцвет фотографики в СССР пришёлся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда стали популярны такие технологии, как изополихромия, псевдосоляризация и фотомонтаж[77]. В современной цифровой фотографии аналогичные эффекты достигаются трансформацией снимков в графических редакторах.
Фотография светового поля[править | править код]
В 1908 году Габриэль Липпман изобрёл технологию получения многоракурсного автостереоскопического изображения предметов с помощью массива микролинз[78]. Сложность реализации такой фотографии, получившей название «интегральная», не позволила ей стать практически применимой, но заложила теоретическую основу для голографии и других способов регистрации светового поля. Цифровые технологии регистрации изображения и его обработки позволили реализовать интегральную фотографию частично, разместив массив микролинз в фокальной плоскости обычного объектива[79].
Процесс позволяет выбирать глубину резкости и производить фокусировку уже готового изображения на любую дистанцию, выбирая точку наводки на мониторе компьютера. При этом вместо простого распределения освещённости на двумерном сенсоре фиксируется векторная картина поля световых лучей за съёмочным объективом. Эта технология сулит наибольшие перспективы в цифровом кине
Приложения для распознавания по фото и изображениям
Сейчас уже существует довольно много мобильных приложений, которые распознают фотографии для получения некоторой полезной информации о людях или объёктах на нём. Одно из таких приложений – Facer, показывает на кого из знаменитостей вы похожи, используя алгоритмы на основе нейронных сетей.
Платформа: Android
Цена: Бесплатно
Платформа: iOS
Цена: Бесплатно
Загружаете фото лица крупным планом и через пару секунд вы видите трёх знаменитостей, на которых вы похожи, с указанием процента сходства. Среди похожих на себя звёзд можно встретить российских и зарубежных музыкантов, актёров, блогеров или спортсменов. Приложение Facer можно скачать по ссылкам: на Android и iOS.
У компании Яндекс тоже есть функции распознавания изображений, они встроены в их голосового помощника. Алиса научилась искать информацию по фотографиям с камеры или любым другим картинкам, которые вы ей отправите. На основе загруженного изображения помощник может сделать некоторые полезные действия. Эти новыми функциями можно воспользоваться в приложении Яндекс и Яндекс.Браузер.
Где скачать Алису с поиском по картинкам
Голосовой ассистент Алиса встроен в приложение под названием «Яндекс». Скачать приложение для Android и iOS можно по этим ссылкам:
Платформа: Android
Цена: Бесплатно
Платформа: iOS
Цена: Бесплатно
Как включить поиск по картинкам в Алисе
- Чтобы открыть Алису нажимаем на красный значок приложения «Яндекс».
- Первый способ открыть функцию распознавания изображений: нажимаем на серый значок фотоаппарата с лупой в поисковой строке и переходим к шагу 4. Второй способ: нажимаем на фиолетовый значок Алисы или говорим «Привет, Алиса!» если у вас включена голосовая активация.
- Откроется диалог (чат) с Алисой. Нужно дать команду Алисе «Распознай изображение» или «Сделай фото». Также вы можете нажать на серый значок фотоаппарата с лупой.
- Приложение попросит доступ к камере вашего мобильного устройства. Нажимаем «Разрешить».
- Откроется режим съёмки. Здесь вы можете загрузить изображение из вашей галлереи или сделать новый снимок прямо сейчас. Нажмите на фиолетовый круг, чтобы сделать снимок.
- Алиса распознает объект на изображении.
- Давайте попробуем загрузить фотографию из памяти, т.е. галереи вашего iPhone или Android. Нажимаем на иконку с фотографией.
- Алиса попросит доступ к вашим фотографиям. Нажимаем «Разрешить».
- Выбираем фотографию.
- Через некоторое время фотография загрузится на сервера Яндекса и Алиса вам скажет, на что похоже загруженное изображение. В нашем случае мы загрузили фотографию умной колонки Amazon Echo Dot, и Алиса её успешно распознала.
Возможности Алисы по распознаванию изображений и список команд
Помимо общей команды «сделай фото», Алисе можно дать более точную команду по распознаванию объекта. Алиса умеет делать следующие операции с изображениями по соответствующим командам:
Узнать знаменитость по фото
- Кто на фотографии?
- Что за знаменитость на фотографии?
Алиса распознаёт фото знаменитых людей. Мы загрузили изображение актёра Константина Хабенского и Алиса успешно распознала его.
Распознать надпись или текст и перевести его
- Распознай текст
- Распознай и переведи надпись
Вы можете загрузить фотографию с текстом и Алиса распознает его и даже поможет его перевести. Для того, чтобы распознать и перевести текст с помощью Алисы необходимо:
— Загрузить фото с текстом.
— Прокрутить вниз.
— Нажать «Найти и перевести текст».
— Откроется распознанный текст. Нажимаем «Перевести».
— Откроется Яндекс.Переводчик с переведённым текстом.
Узнать марку и модель автомобиля
- Определи марку автомобиля
- Распознай модель автомобиля
Алиса умеет определять марки автомобилей. Например, она без труда распознаёт новый автомобиль Nissan X-Trail, в который встроена мультимедийная система Яндекс.Авто с Алисой и Яндекс.Навигатором.
Узнать породу животного
- Распознай животное
- Определи породу собаки
Алиса умеет распознавать животных. Например, Алиса распознала не только, что на фото собака, но и точно определила породу Лабрадор по фото.
Узнать вид растения
- Определи вид растения
- Распознай растение
Если вы встретили экзотическое растение, Алиса поможет вам узнать его название.
Узнать автора и название картины
- Распознай картину
- Определи что за картина
Если вы увидели картину и хотите узнать её название, автора и описание, просто попросите Алису вам помочь. Картину «Утро в сосновом лесу» художника Ивана Ивановича Шишкина Алиса определяет моментально.
Найти предмет в Яндекс.Маркет
- Определи товар
- Найди товар
Если вы увидите интересный предмет, который вы не прочь были бы приобрести – вы можете попросить Алису найти похожие на него товары. Найденный товар вы можете открыть на Яндекс Маркете и там прочитать его характеристики, или сразу заказать.
Распознать QR-код
- Определи Кью Эр код
- Распознай Кью Эр код
Алиса пока не так быстро и качественно распознаёт QR коды, нам потребовалось несколько попыток, чтобы успешно распознать QR код.
Попробуйте распознать с помощью Алисы какое-нибудь изображение и напишите о своём опыте и впечатлениях в комментариях.
Яндекс постоянно добавляет новые команды для Алисы. Мы сделали приложение со справкой по командам, которое регулярно обновляем. Установив это приложение, у вас всегда будет под рукой самый актуальный список команд:
Платформа: Android
Цена: Бесплатно
Платформа: iOS
Цена: Бесплатно
Задавайте вопросы в комментариях, подписывайтесь на YouTube канал и Яндекс Дзен Канал, чтобы не пропустить статьи и видео об Алисе.
Поделиться в соц. сетях
Подписывайтесь на наши соц.сети, чтобы не пропустить новые видео, новости и статьи.
Похожие статьи
История фотографии кратко.
В жизни все имеет свое начало, так и любая наука и искусство берут свое начало где-то в глубине веков, а далее развиваются, совершенствуются, образуются новые направления, новые течения. Это относится и к фотографии, которую я воспринимаю как искусство, развитие которого напрямую связано с наукой, имею ввиду развитие фототехники. В этой статье под названием «История фотографии кратко» собраны самые главные факты о зарождении и развитии великого искусства фотографии.
Стоит начать с главного определения фотографии, произошло оно от древнегреческих слов «свет» и «пишу», т.е. светопись – техника рисования светом. Это возможность создания и сохранения изображения при помощи светочувствительного материала (матрицы) в фотоаппарате. Так звучит технически правильная формулировка. Если же говорить о фотографии как о виде искусства, то определение может звучать так: творческий процесс поиска и создания теоретически правильной и художественно-артистичной композиции, что в свою очередь, хотя и частично, определяется видением самого фотографа. Сам термин появился в 1839 г.
В 1826 г. француз Жозеф Нисефор Ньепс удивил многих, сделав первую в истории человечества фотографию, полученную при использовании «камеры обскуры» (пер. темная комната) на оловянной пластине покрытой тонким слоем сирийского асфальта. На этой фотографии был изображен вид из окна мастерской Ж.Н.Ньепса и создавалась она в течение 8 часов, непрерывно находясь под прямым солнечным светом.
Практически в одно время с Ж.Н. Ньепсом над получением устойчивого изображения работал другой француз Луи Жак Манде Дагер. В 1829 г., объединившись с Ньепсом и получив всю подробную информацию о его предыдущих опытах, Луи Дагер начинает активно работать над усовершенствованием процесса. И в 1837 г. он достигает успеха и получает изображение при экспозиции в 30 минут, используя в качестве закрепителя поваренную соль. Этот способ получает название дагеротипия. Однако в отличии от способа Ж.Ньепса копировать изображения было невозможно.
Наряду с французами над созданием устойчивого изображения работал англичанин Уильм Фокс Генри Тальбот и в 1839 г. он создает свой способ получения негативного изображения под названием калотипия (в дальнейшем он стал называться тальботипией). Главное отличие такого процесса- это особый способ подготовки чувствительной бумаги. Этот процесс доминировал в области создания как портретных, так и архитектурных изображений.
История развития фотографии продолжается и в 1850 г.. Луи Бранкар Эрвар находит новый тип фотобумаги — альбумидная, которая в дальнейшем использовалась в качестве основной до конца века.
В 1851 г. француз Гюстав Ле Гре изобрел восковые негативы, что в свою очередь пришло на смену тальботипии. Это нововведение значительно упростило процесс создания изображений на природе.
История фотографии продолжается в 1847 г., когда начинается своего рода новый этап в ее развитии. В этом году начинается эпоха стеклянных негативов, Клод Феликс Абель Ньепс достиг первых впечатляющих результатов в этом процессе. А уже в 1851 г. англичанин Фредерик Скотт Арчер разработал мокрый каллодионовый процесс. В силу юридической незащищенности данного процесса, он достаточно быстро получил распространение и помог увеличить интерес к фотографии. В 1854 г. появляется название амбротипия запатентованная в Америке, которая являлась своего рода более упрощенным вариантом дагеротипии.
В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение, которое явилось результатом трех снимков одно и того же предмета, с разными фильтрами (красным, синим и зеленым). Более широкое применение цветной фотографии стало возможно благодаря Адольфу Мите. Он изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Еще больший вклад в развитие данного вида фотографии внес Сергей Прокудин-Горский, который разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.
Развитие не стояло на месте, из года в год ученые стремились усовершенствовать процесс создания изображения. Так новый этап в истории фотографии начался в 1872 г ., когда англичанин Ричард Лич Мэддокс сообщил о создании сухой коллодионновой пластины.
В 1876 г. в Англии начался комплексный подход к изучению фотографического процесса В.Дриффильдом и Ф.Хартером, они сосредоточили свое внимание на исследовании соотношения между временем экспонирования и образующимся в пленке количеством серебра. В 1879 г. Дж. Сван открыл первое производство специальной галогеносеребряной фотобумаги на основе желатина, который стал главным элементом в производстве бумаги для фото и по наши дни применяется в промышленном производстве. К этому времени работники, занимающиеся производством фотоотпечатков уже могли слегка корректировать тональность и контрастность снимка во время производства.
Американский банкир Джордж Истмен в 1880 г. после поездки в Англию открывает в Америке свою компанию под названием «Компания сухих пластинок Истмена», которая в дальнейшем в 1888 г. была переименована и зарегистрирована как компания KODAK. И в этом же году летом был выпущен первый фотоаппарат данной марки.
В 1869 г. Эдвард Джемс Майбридж создал один из первых затворов к фотокамере, который был им использован для фотографирования лошадей. Кроме того, он создал свою систему фотосъемки. В 1881 г. фотографии лошадей принесли Майбриджу всемирную известность.
История фотографии продолжается дальше: в 1884 г. Д.Истмен получает патент на роликовую фотопленку на бумажной подложке и кассете, что явилось большим нововведением в процесс фотосъемки. А уже в 1888 г. Д.Истмен получает патент на портативную фотокамеру, в которой размещалась запатентованная им ранее роликовая фотопленка. И уже в 1889 г. начинается массовый выпуск кинопленок.
В 1911 г. в немецкую компанию «Лейтц» («Leitz») пришел работать Оскар Барнак, который внес огромный вклад в дальнейшее развитие фотографии. Благодаря его усилиям и исследованиям в 1925 г. в продажу поступает малоформатная камера нового типа под названием Leica I (название произошло от слияние двух слов Leitz и Camera), работавшая на стандартной кинопленке. Также в этом году П.Виркоттер закрепил за собой права на изобретенную им первую лампу-вспышку, а в 1931 г. Г.Эджертоном была изобретена первая в мире электронная фотовспышка, которая естественным образом вытеснила лампу-вспышку.
В 1932 г. становится общедоступной первый в мире малоформатный дальномерный фотоаппарат Leica II.
Примерно с 1930-х гг. большое распространение получает цветная фотография, все это благодаря компании Кодак, первой выпустившей цветную обратимую пленку Kodachrome. А в 1942 г. компания начала выпуск пленки Kodacolor, ставшей очень популярной среди профессионалов и любителей фотосъемки.
В 1948 г. компания Polaroid совершает прорыв в фотографии, выпустив фотоаппарат «Polaroid Land 95», который открывает эпоху моментальной фотографии.
В 1975 г. инженер компании Кодак Стивен Сассун разработал и представил обществу первую цифровую камеру. Матрица в этом фотоаппарате имела разрешение 0,1 мега пикселя.
Возрастающий интерес общества к фотографии требовал более удобной модели и большего объема производства и в 1988 г. компания FUJI представила действительно портативную модель цифровой фотокамеры «FUJI DS – 1P».
В наши дни, когда даже мобильные телефоны обладают встроенными фотокамерами, способными сделать достаточно хорошие фотографии, бывает сложно представить, что когда-то люди затрачивали огромное количество времени на создание всего лишь одной фотографии.
Логичным результатом развития фотографии явилось превращение ее в подлинное искусство. И лично я безгранично этому рада, что сейчас есть больше возможности создавать поистине художественные, артистичные фотографии.
Еще несколько интересных фактов из истории фотографии:
— Луи Даггер в 1838 г. сделал фотографию, которая считается первой, где изображен человек.
— В 1839 г. Роберт Корнелиус сделал первый автопортрет.
— В 1858 г. Гаспар Турнаш сделал первый аэрофотоснимок, где был изображен Париж.
— В 1856 г. Уильям Томпсон сделал первый подводный фотоснимок. Его фотокамера была прикреплена на шесте.
— В 1840 г. профессор Джон Уильям Дрейпер сделал первую удачную фотографию Луны.
— В 1972 г. была сделана первая цветная фотография нашей красивой планеты Земля.
Что? Где? Когда? Краткий обзор Истории свадебной фотографии.
«Как по фото найти информацию?» – Яндекс.Знатоки
В Яндекс или Google картинках загрузите любое изображение или фотографию и сервисы Вам предоставят информацию о том, кто изображен на фото (если это известная личность), какой объект, что за место и т. д. Если же будете загружать фотографию обычного человека или случайного места, то сервисы покажут похожие изображения, помимо этого предоставят список сайтов, с помощью которых Вы сможете найти необходимую информацию. Помимо этого существует еще ряд сайтов, где можно выполнить поиск по фотографии и получить дополнительные сведения о ней. К таким сервисам относится:
- Pic2Map;
- TinEye;
- Jeffrey’s Image Metadata Viewer;
- IMGonline;
- FindFace и т. п.
—
Найти больше информации Вы сможете, когда поймете, как работают подобные сервисы. Если в кратце, то есть такое понятие, как метаданные фотографии — информация о свойствах и признаках того или иного фото (тип камеры, модель телефона, имя, местонахождения и другие данные о нас и нашем устройстве ). Для большего понимания понятия, в статье «Метаданные – как узнать, где была сделана фотография?» есть прекрасное описание по этому поводу: «Цифровая фотография (то, что мы видим и анализируем с внешней стороны) является своего рода пирогом, который испекла любящая мама и поставила на стол – мы видим его, но не знаем, что внутри. Метаданные – информация о том, как и где была сделана фотография, название города или достопримечательности, время, дата, устройство, т. е. другими словами – пирог в разрезе, когда уже можем сказать о структуре, цвете, о том какие ингредиенты внутри, в каком виде, количестве, объеме, какой у него вкус и т. д. »
В целом, любой текстовый документ, файл или графический материал (т. е. видео или фотография, о который Вы спрашиваете) созданный нами с помощью компьютера или мобильного устройства имеет часть скрытой информации — именно она и позволяет находить нам информацию о человеке или объекте.
Как удалить персональную информацию с ваших цифровых фото
При беглом просмотре фотографий в соцсетях или на фотохранилищах, вы получаете о фотографе совсем немного информации. Но если вы загрузили себе фото в его родном размере, вы сразу же получаете информацию о том, каким фотоаппаратом была сделана фотография, его установки и даже то, какими программами вы обрабатывали фото до того, как запустили его в сеть. А в случаях с фотографиями, сделанными с мобильного телефона, вы можете получить координаты этого места.
Для тех, кто хотел бы скрыть все эти детали, небольшая инструкция плюс видео.
Как удалить информацию о камере и GPS
Есть бесплатная утилита под Windows QuickFix, которая может помочь вам справиться с этой задачей. Просто перетяните фотографию в открывшееся окно QuickFix, кликните на кнопку «Clean MetaData», и вся информация будет удалена. Эта программа создаст новую копию фотографии и при этом не перезаписывает оригинал фото.
QuickFix не только удалит все EXIF данные и данные GPS о вашем местопложении, но еще и подчистит все теги IPTC и XMP, которые может добавить программа, в которой вы редактировали фотографии.
Также Microsoft пердлагает еще одну бесплатную утилиту Pro Photo Tools, которую вы можете использовать для того, чтобы удалить общую информацию о фото и GPS.
Альтернативный путь
Если все редактируемые фотографии находятся в одной папке, то в можете отредактировать EXIF информацию просто в Windows Explorer без использования дополнительных программ.
Выделите все файлы, кликните правой кнопкой и выберите Свойства (Properties). Затем нажмите на вкладку Детали (Details) и выберите «Удалить Свойства и Персональную информацию» (Remove Properties and Personal Information). Следующее меню позволит вам удалить различные данные, которые вшиты в фотографию.
О значении фотографии в современном мире
Фотография – это язык, говорящий на уровне эмоций. Причем, язык этот достаточно сильный. Порой он вызывает такое волнение у зрителя, такую бурю чувств, что человек в одних случаях начинает плакать, в других — громко и искренне, от души, смеяться… Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества. Фотография показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда.
1. Фотографиям говорит нам о самом важном для нас
Если спросить у кого-нибудь, что именно из своих вещей он будет спасать в критической ситуации – то, скорее всего, вам ответят: фотоальбом или жесткий диск компьютера, на котором записаны семейные фотографии в цифровом виде. В случае паники человек всегда хватается за самое для него дорогое. И чаще всего это не деньги, не ювелирные украшения, а фотографии близких людей, снимки, хранящие в себе частичку прошлого, частичку уже ушедших дней жизни.
Фотографируя, мы документируем свою жизнь. Запечатлеваем самые важные, самые значимые ее моменты. Свадьбы и юбилеи, рождение детей, новоселье, отдых в далеких городах и странах… Все это имеет для нас огромное значение. Эти фотографии – наша история, история нашей семьи. На этих кадрах каждый из нас запечатлен в разные годы жизни. Совсем молодая бабушка, ещё до войны, в красивом платьице в горошек – и вот она уже в преклонные годы: морщинки, добрые глаза…
Сотни, тысячи кадров складываются по крупицам в историю жизни каждого из нас.
2. Фотография – частичка наследия человека
Наверняка каждый человек, по крайней мере, живущий в СССР, а потом и в России, это точно, принимал участие в групповых фотографированиях. Например, в школе. Вспомните: нас, ещё детей, выстраивали в три-четыре ряда, в центре стояли или сидели учителя, директор школы… Мы тогда неподвижно позировали, порой чувствовали себя скованно. Мы ведь в ту секунду даже не и не задумывались о том, что смотря в объектив фотоаппарата, смотрели в вечность! А ведь эти школьные фотографии переживут нас… Спустя много лет, а может и много десятилетий, где-нибудь на чердаке или в чулане старого среди кипы пожелтевших бумаг наши дети или внуки найдут эти фотографии и узнают на них своих предков. Увидят совсем молодыми своих пап и мам, бабушек и дедушек. Значимость этих фотографий очень и очень велика для каждого из нас. Ведь в них отобразилось остановленное мгновение прошедшей жизни. Не зря говорят: «остановись, мгновение, ты прекрасно!».
Семейные фотографии – это кусочки нашей жизни…
3. Фотографии помогают нам в общении
Фотографическое изображение – это намного значимее, намного серьезнее, чем просто картинка. Фотография затрагивает самое потаенное, самое глубинное, что есть в нашей душе, самые лучшие, самые добрые, самые щедрые стороны природы человека. Фотография всегда вызывает у нас желание поделиться с другими тем, что мы считаем важным, интересным, самым главным.
В Интернете сейчас существует множество сайтов, на которых люди делятся своими фотографиями. Эти фотографии очень разнообразны: порой они очень личные, эмоциональные: страстные, грустные… Порой они причудливы и смешны, порой отображают какие-то интересные места, интересных людей…С помощью таких фотографий мы обмениваемся с другими людьми своими впечатлениями о том, что мы переживаем.
4. В каждом из нас фотография открывает художника
Фотография сегодня стала технически доступной, что и дает нам прекрасную возможность для собственного самовыражения. Самовыражения посредством изобразительного искусства. Многие из нас, взяв в руки фотоаппарат, начинают замечать, как милы и чисты лица детей, как мудры глаза стариков, как красивы окружающие нас просторы природы, как впечатляют наше сознание краски золотой осени… Сразу хочется начать создавать красивые фотографические картины. В такие минуты мы начинаем чувствовать себя творцами, художниками.
5. Фотография – это очень сложный язык
Посредством фотографии ее автор может выразит всю палитру человеческих чувств. Удивление, сопереживание, радость, печаль, грусть, нежность… В одном кадре могут отразится множество человеческих эмоций. Например, не все оценят пейзаж, который сфотографирован в пасмурный день. Им хочется видеть окружающую природу радостной, в буйстве множества красок, а не серой и грустной. Но ведь если в пейзаже нет ярких и насыщенных цветов – это не означает, что из него ушла жизнь! Просто в этом пейзаже жизнь другая: тихая и спокойная, неспешно текущая.. А если сфотографировать бурю, грозу… Вот где можно увидеть силу природы, ее мощь!
Если у кого-то из ваших близких вдруг возникло грустное настроение – покажите ему яркие и солнечные фотографии! И настроение у человека сразу заметно поднимется!
Фотография позволяет выразить то, что иногда нельзя выразить просто словами, когда наш словарный запас иссякает. Фотография говорит с нами на своем, визуальном языке.
6. Фотография изменяет нас
Фотографическое изображение всегда привлекает к себе внимание человека. Оно обращается непосредственно к его эмоциям. Посмотрите, например, на военные фотографии, или на снимки, сделанные в моменты трагедий, стихийных бедствий. Одно такое изображение, одни глаза взывающего о помощи человека могут сказать так много… Это работает на боле тонком уровне, на уровне нашего подсознания. Горю, беде, трагедии подвластно смыть из нашей жизни всё красочное и красивое. Нет и не может быть способа восстановлению цвета, света и радости на таких фотографиях. Такие фотографии изменяют наше сознание. В этой кричащей черно-белости не нужно искать цвета. Но эта суровость и жизненная правда, тем не менее, способны привести нас к цвету. К свету в жизни.
В минуты скорби фотографическое изображение способно возродить в нас надежду на прекрасное будущее. На будущее, в котором появится и цвет, и свет.