иллюстративный материал — это… Что такое иллюстративный материал?
- иллюстративный материал
- artwork
Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.
- иллюстративный
- иллюстратор
Смотреть что такое «иллюстративный материал» в других словарях:
иллюстративный — ая, ое; вен, вна, вно. Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. И. материал. И. метод. ◁ Иллюстративность, и; ж … Энциклопедический словарь
иллюстративный — I см. иллюстрация II ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. иллюстративность Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. Иллюстрати/вный материал. Иллюстрати/вный метод … Словарь многих выражений
словарь лингвистический — Словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях предметах, явлениях, событиях). Диалектный (областной) словарь. Словарь, содержащий… … Словарь лингвистических терминов
Книга — с точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… … Литературная энциклопедия
История петербургской балетной школы — Основные статьи: Балет Мариинского театра, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 Краткое описание истории развития танцевального искусства … Википедия
Список балетных критиков — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … ВикипедияИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
Византийский светский костюм — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
БУКВАРЬ — азбука, учебник для пер вонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников… … Российская педагогическая энциклопедия
БУКВАРЬ, азбука — учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы… … Российская педагогическая энциклопедия
4.4. Иллюстративный материал
Когда Вы готовили свою статью, вероятно, организовывали свои данные так, как они были собраны. Каким именно образом — это зависит от области, где Вы работаете, и Ваших личных предпочтений. Некоторые авторы собираются создать новые таблицы и рисунки при написании статьи, а другие, возможно, делают окончательный вариант иллюстраций по мере накопления материала. Вообще-то лучше начать создание таблиц и рисунков пораньше, так как Ваши визуальные пособия могут быть эффективно интегрированы в письменное сообщение. Мы рассмотрим приемы использования графиков, фотографий и других наглядных средств. Важно, чтобы Вы выбрали те иллюстрации, которые наиболее эффективно представляют Ваши мысли и хорошо взаимодействуют друг с другом и текстом Вашей статьи.
Таблицы
Хотя таблицы широко используются, совсем не обязательно включать их в каждую статью. Существует и другие возможности для иллюстрации материала.
Вы должны выбрать те наглядные средства, которые наилучшим образом подходят для Вашей аудитории. Внимательно просмотрите журнал, куда Вы намерены отправить свою статью, и попытайтесь имитировать его стиль. Кроме того, уделите достаточное внимание тому, что написано в руководстве для авторов про таблицы и рисунки. Не повторяйте данные в таблицах и тексте. В тексте на каждую таблицу следует дать ссылку там, где это наиболее уместно. Таблицы могут быть достаточно разнообразными: текстовыми или цифровыми, простыми и небольшими по объему или сложными в несколько страниц. Таблица состоит из заголовка, который размещается наверху. Обычно таблицы нумеруются. Они имеют несколько подзаголовков для столбцов и строк.
Хорошо выполненная таблица может помочь читателю увидеть результаты статьи, их взаимодействие и является наилучшим способом представления точных цифровых данных. Необязательно использовать таблицы для представления всех Ваших результатов, они могут быть использованы для представления наиболее важных данных. Те таблицы, которые Вы используете на слайдах для иллюстрации устных сообщений, должны быть лаконичными и простыми, в то время как таблицы, которые Вы даете в статье, могут быть больших размеров и более сложными.
Однако следует ограничивать число таблиц в статье. Одним из правил при размещении печатного материала является наличие одной таблицы на 1000 слов. Труднее и дороже всего печатать таблицы, поэтому редактор может попросить Вас обойтись без них, если это возможно. Прежде чем представить таблицу в журнал, внимательно посмотрите на нее — нельзя ли что-то убрать, а что-то скомбинировать друг с другом. Все равно не возможно поместить в таблицу все данные, даже если их получение доставило Вам множество хлопот. Каждая таблица должна быть независимой, важной и совершенно необходимой частью статьи. При ссылке на таблицу в тексте точно определяйте, что дает табличная информация. Например: «Производство продукции в отчетном периоде характеризуется значительным снижением материальных затрат (табл. 1)». Это гораздо лучше, чем ссылка, сделанная словами: «Эти результаты представлены в табл. 1». Никогда не пишите: «как видно из представленной ниже (или выше) таблицы», так как не знаете, где будет размещена таблица в конечном тексте статьи.
Когда у Вас несколько таблиц, необходимо разместить их в правильной логической последовательности. Кроме того, постарайтесь, чтобы внешний вид и форма разных таблиц были согласованы. Это позволит читателям сравнить таблицы. Согласованность таблиц может быть достигнута за счет одинакового формата и использования одних и тех же (или сходных) подзаголовков. Каждая таблица должна быть организована, подзаголовки строк и столбцов должны располагаться в логическом порядке.
Единицы измерения включайте в подзаголовки столбцов. В статьях всегда используется система Си. В таблице полезно приводить размер выборки п = 230. Все клетки таблицы должны быть заполнены. Если для какой-то клетки таблицы нет данных, следует писать словами: «не сделано» или «не исследовалось». Не используйте для заполнения пустых клеток прочерки, так как они менее понятны. Округляйте числа и проценты. В одной колонке округляйте все числа до одного и того же знака.
Если таблица изначально получается слишком широкая и не помещается на форматный лист, попробуйте поменять местами строки и столбцы. Существует мнение, что таблицы лучше не включать в тезисы. С одной стороны, таблица в тезисах всегда будет привлекать внимание людей, которые листают сборник, но с другой — лучше, если они не будут содержать ничего, кроме слов, так как таблицы могут искаженно передаваться через ASCI-файлы.
Графики, фотографии и другие иллюстративные материалы
Несмотря на то, что графики широко распространены, совсем не обязательно, чтобы они (как и таблицы) были в каждой научной статье. Обратите внимание на то, что говорится в руководстве для авторов относительно использования графиков. Там сказано, как много копий требуется посылать, принимаются ли оригинальные фотографии или их копии и так далее.
Существует много типов графиков. Все они могут быть подразделены на три группы: числовые (столбцы, секторные диаграммы и т. д.), поясняющие (диаграммы и т. д.) и документальные (фотографии, распечатки, снятые с приборов, и т. д.). Пытайтесь, насколько возможно, комбинировать различные типы иллюстраций. Те графики, которые Вы представляете в статье, должны быть более сложными, чем те, которые используются при устном изложении материала. Так, если Вы используете иллюстративные материалы из слайдовых презентаций, то два или более могут быть скомбинированы в одном, представленном в статье.
Графики и рисунки необходимо представить так, чтобы они были понятными. В подрисуночных подписях надо давать такие символы и сокращения, чтобы график можно было понять, не прибегая к тексту статьи. И в то же время графики должны «работать» вместе с текстом, чтобы описать объект, процесс или концепцию. В наиболее подходящем месте в тексте Вы должны дать ссылку на график, хотя бы один раз. Не повторяйте одни и те же данные в тексте, графиках и таблицах. Читатели, как правило, сначала смотрят на графики. Внешний вид графиков может сильно зависеть от мелочей (например, размера букв). Для приготовления иллюстраций Вы также можете воспользоваться услугами профессионала.
В настоящее время существует множество компьютерных программ, которые можно использовать для создания графиков. Вы должны обратить пристальное внимание на размеры рисунка и шкалу, ибо, когда при публикации рисунки уменьшаются в размере, они могут стать плохо раз-личимыми или, напротив, некоторые недостатки станут слишком замет-ными. Лучше всего смотрится прямоугольник, в котором вертикальный размер относится к горизонтальному размеру как 2 к 3.
Важны подписи под рисунками, их надо составлять очень тщательно. Подписи должны объяснять значение каждого графика, его отличие от других, и в то же время они должны быть краткими.
Для представления числовых данных используйте диаграммы, если Вам кажется, что это упростит понимание материала читателями. Диаграммы могут быть использованы для того, чтобы подчеркнуть связь между переменными. При использовании компьютера для построения диаграмм постарайтесь сначала сделать несколько различных типов диаграмм на основании одного и того же материала. Это позволит Вам выбрать наиболее подходящий вариант. Затем модифицируйте шрифты, размеры букв символы, чтобы сделать рисунок максимально понятным. Прекрасные рекомендации по созданию графиков и диаграмм Вы найдете по электронному адресу, который приведен в конце пособия.
Существует несколько типов графиков: линейные, столбики, секторные диаграммы и др. В научных статьях наиболее часто встречаются линейные диаграммы: они показывают непрерывные переменные и могут демонстрировать тенденции или движения во времени; они варьируют от простого представления данных до сложного результата статистического анализа. Однако их труднее понять, чем диаграмму, изображенную в столбиках. Если используете линейный график, важно, чтобы он был простым. Необходимо обозначить переменные и пометить каждую линию.
Логарифмические графики похожи на линейные, только в них используют логарифмические шкалы. Их обычно применяют для сравнения результатов, в которых скорость изменения представляется более важной, чем величина изменения. Это тоже сложные графики, и они требуют тщательности в конструкции и еще большей тщательности в объяснении рисунка в тексте.
Другим типом графиков являются точечные, или «рассыпные», графики, которые показывают переменные как серию несвязанных между собой точек. Они могут быть использованы для демонстрации взаимодействия переменных. Если связь между переменными выражена хорошо, то через точки проводят линию. Иногда их используют, чтобы показать — между переменными нет никакой связи. Точки могут быть также нанесены в логарифмических шкалах. Такие графики требуют более тщательного объяснения, чем другие типы графиков. Они могут показывать данные, не подразумевая их взаимодействия.
Проще всего строить и объяснять графики, представленные столбами. Столбики могут быть горизонтальные или вертикальные, но желательно,
чтобы их расположение совпадало с ожиданиями читателей. Когда изображаете причинные и следственные результаты, для независимых переменных лучше использовать ось X, а для зависимых — ось Y. Когда предстоит показывать данные широкой аудитории, лучше пользоваться диа-граммами в виде столбиков.
Очень популярны и часто используются секторные диаграммы. Однако трудно сравнивать площади между собой на глаз. Они полезны, чтобы привлечь внимание читателей для сравнения пяти или меньшего числа показателей.
В любом из этих графиков важно аккуратно представить результаты и не пытаться ввести читателя в заблуждение. Существует множество способов исказить график, и редактор журнала вероятнее всего это заметит. Например, могут встречаться такие злоупотребления, как манипуляция со шкалами, удаление точек, отражающих результаты, или расширение точек таким образом, чтобы линия прошла через них. Как уже подчеркивалось, важно использовать иллюстрации только в том случае, если это действительно необходимо.
В качестве документальных иллюстраций приводят фотографии или рентгенограммы. Когда делаете фотографии, то лучше всего делать их и цветными, и черно-белыми. Фотографии должны быть хорошо сфокусированы, и не иметь помех на заднем фоне. Цветные фотографии следует использовать только в том случае, если цвет совершенно необходим. Фотография должна быть обрезанной, показывать самую интересную находку, и, возможно, необходимо делать метки посредством букв или символов. Это требует тщательного внимания к деталям.
3.6. Иллюстративный материал
Важную роль в структуре и композиции научно-популярной книги выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Средства наглядности выполняют научно-познавательную, воспитательно-образовательную, информационно-ознакомительную функции. Иллюстративный материал — важная составная часть отображения научного содержания.
Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают.
В научно-популярных произведениях допустимо использование графиков. В отличие от табличной графическая форма представления результатов научных исследований более информативна, хотя конкретность числовых показателей, выражающих результаты измерений или расчетов, при расположении их в виде точек на графике заметно снижается. Всего должно быть в меру. За этим обязан следить редактор. Не нужно допускать, чтобы автор увлекался графиками. Большое количество однообразных графиков снижает действенность научно-популярного произведения, затрудняет восприятие содержащейся в нем информации.
Анализируя иллюстрации к научно-популярному сочинению, редактор должен учитывать тот факт, что при переносе рисунков из научных изданий в научно-популярные требуется их дополнительная обработка с целью устранения детализации. Каждый автор должен заранее представлять, какие иллюстрации помогут лучше объяснить массовому читателю то или иное научное положение. Задача редактора — напомнить об этом автору. Нужно также, чтобы данные, приведенные в тексте, были конкретными и возможность их использования отвечала принципам популяризации научных знаний. От автора научно-популярного произведения требуется, чтобы он избегал отвлеченного цифрового материала и приводимые в книге данные конкретизировал с помощью фактов, известных читателю.
Число иллюстраций, их выбор и способ воспроизведения зависят от вида издания, жанра научно-популярного произведения, его содержания. Свои иллюстрации должны быть в научно-популярной монографии, свои будут в научно-биографической монографии и в книге путешествий. Изложение биографического материала обычно сопровождается документальными иллюстрациями. Это могут быть фотографии, копии или фотоснимки документов и др. В монографии о путешествии могут быть зарисовки.
Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом.
3.7. Аппарат научно-популярного издания
Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Его предназначение состоит в том, чтобы идентифицировать издание и обеспечить его успешное отыскание в литературном массиве, представить издание читателю и сориентировать его в содержании и структуре издания, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании, дать читателю информацию о дополнительных источниках по теме издания, а также для выполнения других задач, относящихся к пользованию изданием.
Научно-популярная книга должна не только представлять читателю новые научные знания, но и помочь ему понять их и овладеть ими. Характер ее аппарата, как и других изданий, всегда связан с содержанием произведения. Однако есть свои общие принципы и некоторые особенности, касающиеся подготовки аппарата для научно-популярных изданий. Об этом можно судить по книгам известных популяризаторов.
Большой интерес представляет, например, опыт А. Е. Ферсмана, который широко пользовался всеми элементами аппарата, чтобы сделать более значительной силу воздействия своих сочинений на читателей.
Как правило, аппарат в книгах А. Е. Ферсмана состоит из предисловия, подстрочных примечаний, указателей терминов, химических элементов и др., списка литературы, адресов важнейших геологических музеев, научных учреждений и туристских станций.
Многие прижизненные издания книг А. Е. Ферсмана содержат авторское предисловие, в котором сформулирована цель работы, дана его краткая характеристика, определен круг читателей, говорится о том, как лучше знакомиться с книгой. Такое начало имеет свои преимущества: оно исключает пересказ содержания книги и с первой же страницы устанавливает контакт автора с читателем, привлекает его внимание к главному
Авторское предисловие и аннотация ориентируют читателя, помогают ему «войти» в книгу. Ориентирующую и вместе с тем поисковую функцию выполняет и оглавление.
В популярных книгах А.Е. Ферсмана мало подстрочных примечаний (сносок). Ученый считал, что они отвлекают внимание читателя от основного изложения, и все объяснения давал в тексте. В подстрочных примечаниях сообщаются последние научные данные, объясняется происхождение некоторых слов, приводятся адреса научных учреждений, упоминаемых в тексте.
Чтение и усвоение научных данных в книгах А. Е. Ферсмана облегчают указатели терминов и химических элементов. Объяснения научных понятий и специальных выражений в «Занимательной минералогии» не только содержат краткую характеристику элемента, но и знакомят с его применением. Например: «Бериллий — очень легкий металл, образующий с кислородом и алюминием чаще всего минерал берилл. В металлическом виде употребляется с медью для получения легких сплавов для авиационных моторов».
Любопытно, что при составлении указателей определения не переносились механически из одной книги в другую, а перерабатывались и углублялись.
К каждой работе дается список литературы по теме, которой она посвящена. Обычно здесь встречаются источники двух видов. Вначале приводится список популярной и занимательной литературы, которая расширит представления читателя о неживой природе, познакомит его с материалом, которого нет в книге. Далее идет список более специальной литературы для углубления знаний читателя. В каждом разделе приведены работы, доступные читателю одной категории. Поэтому они расположены в алфавитном порядке.
Этим же правилам следовал и С. И. Вавилов. В его сочинении «О »теплом» и »холодном» свете» дан список рекомендуемых книг по вопросам люминесценции. Причем характерно, что произведения в нем расположены по степени возрастания трудности и снабжены аннотациями, в которых указан объем издания и характер изложения материала (общедоступное изложение, более специальное и, наконец, рассчитанное на читателей, знакомых с вопросом).
С.И. Вавилов обращал внимание на зависимость библиографических данных от значимости темы произведения и объема его основного текста.
Как видим, в научно-популярной книге справочный аппарат как бы выполняет двойную функцию: он объясняет и систематизирует содержание книги и вместе с тем намечает путь дальнейшего изучения предмета.
В научно-популярных монографиях, темой которых является биография ученого, могут быть указаны его основные работы. Не для того, чтобы отослать читателя к первоисточникам научного творчества ученого, а для того, чтобы показать его вклад в науку.
В монографиях, содержащих описание путешествий, могут быть приведены аналогичные сведения. Кроме того, в таких изданиях иногда необходимо делать примечания, касающиеся жизни, быта, обычаев народа, среди которого оказывается исследователь. Возможны также указатели географических названий или иные элементы аппарата, дополняющие и поясняющие основной текст. Сюда относится, например, текст, помещаемый на четвертой странице обложки.
Готовя научно-популярное издание, редактор должен согласовать с автором состав и структуру аппарата, а также оформление книги. Последнее имеет отношение и к взаимодействию редактора с художником-оформителем. Научно-популярная книга, важнейшим признаком которой являются популяризация и занимательность, должна привлекать внимание читателя начиная с обложки. Надо также учитывать, кто читатель книги. Одно дело, когда редактор ведет подготовку монографии, ориентированной на специалистов (по С. И. Вавилову), и другое, если готовится к изданию книга о путешествии для школьников.
К какому бы виду ни относилось научно-популярное издание, в процессе его подготовки редактор должен помочь автору использовать те виды справочного аппарата (словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п.), которые способствуют объяснению и систематизации содержания книги и намечают путь дальнейшей самостоятельной работы читателя. В то же время от редактора требуется принять меры, чтобы издание имело достойное оформление.
иллюстративный материал — это… Что такое иллюстративный материал?
- иллюстративный материал
- къагъэлъэгъорэ материал
Русско-адыгейский словарь лингвометодических терминов. — Майкоп. Шаов А. А., Меретуков К. Х., Шхалахова Р. А. Научный редактор: Долева Р. Н. Рецензент: Абрегов А. Н. Редактор Н. Н. Нехай. 2002.
- изъявительное предложение
- иллюстрирование
Смотреть что такое «иллюстративный материал» в других словарях:
иллюстративный — ая, ое; вен, вна, вно. Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. И. материал. И. метод. ◁ Иллюстративность, и; ж … Энциклопедический словарь
иллюстративный — I см. иллюстрация II ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. иллюстративность Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. Иллюстрати/вный материал. Иллюстрати/вный метод … Словарь многих выражений
словарь лингвистический — Словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях предметах, явлениях, событиях). Диалектный (областной) словарь. Словарь, содержащий… … Словарь лингвистических терминов
Книга — с точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… … Литературная энциклопедия
История петербургской балетной школы — Основные статьи: Балет Мариинского театра, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 Краткое описание истории развития танцевального искусства … Википедия
Список балетных критиков — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
Византийский светский костюм — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
БУКВАРЬ — азбука, учебник для пер вонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников… … Российская педагогическая энциклопедия
БУКВАРЬ, азбука — учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы… … Российская педагогическая энциклопедия
иллюстративный материал — это… Что такое иллюстративный материал?
- иллюстративный материал
- adj
gener. Beispielsammlung , Bildmaterial, Bildmaterial
Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.
- иллюстративный
- иллюстративный метод
Смотреть что такое «иллюстративный материал» в других словарях:
иллюстративный — ая, ое; вен, вна, вно. Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. И. материал. И. метод. ◁ Иллюстративность, и; ж … Энциклопедический словарь
иллюстративный — I см. иллюстрация II ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. иллюстративность Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. Иллюстрати/вный материал. Иллюстрати/вный метод … Словарь многих выражений
словарь лингвистический — Словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях предметах, явлениях, событиях). Диалектный (областной) словарь. Словарь, содержащий… … Словарь лингвистических терминов
Книга — с точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… … Литературная энциклопедия
История петербургской балетной школы — Основные статьи: Балет Мариинского театра, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 Краткое описание истории развития танцевального искусства … Википедия
Список балетных критиков — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
Византийский светский костюм — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
БУКВАРЬ — азбука, учебник для пер вонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников… … Российская педагогическая энциклопедия
БУКВАРЬ, азбука — учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы… … Российская педагогическая энциклопедия
Характер иллюстративного материала
Есть принципиальная разница в подходе словарей к иллюстрированию материала. БАС отличается тем, что все значения подтверждаются цитатами из художественной литературы. Рецензенты даже отмечали для БАС чрезмерное увлечение пространными цитатами, особенно при иллюстрировании слов обычного употребления. Но это было установкой БАС, стремившегося провести принцип историзма. В СУ значения лишь также подтверждаются литературными цитатами.
В СО совсем нет литературных цитат, есть только речения, представляющие собой либо словосочетания, либо предельно короткие предложения, возникшие на основе сокращения картотечного материала.
В МАС так же, как и в СУ, представлена комбинация цитат с речениями. Задача речений — показать семантическую и синтаксическую сочетаемость.
Обобщая всё вышесказанное, можно представить таблицу, отражающую в схематизированной форме принципы составления ведущих толковых словарей.
Таблица 2
В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863-1866) 4 тома | «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (1935-1940) 4 тома | «Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова (1949) | Словарь русского языка «Словарь современного русского литературного языка» (БАС) (1950-1965) 17 томов | «Словарь русского языка» под редакцией А.П.Евгеньевой (МАС) 1957-1961 4 тома | |
Объём словаря и состав словника | 200 тыс. слов. Лексика литературного языка; областные, профессиональ-ные слова; устаревшая лексика | 85 289 слов Общеупотреби- тельная лексика от Пушкина до Горького | 50000 слов(первое издание) 80 000 слов(последнее издание) Общеупотреби- тельная лексика от Пушкина до наших дней | 120 000 слов Общеупотреби-тельная лексика от Пушкина до наших дней | 82 159 слов Общеупотреби-тельная лексика от Пушкина до наших дней |
Система помет | ненормативный словарь | н о р м а т и в н ы е с л о в а р и р а з в и т а я с и с т е м а п о м е т | |||
Способ расположе-ния слов | гнездовой | алфавитный | полугнездовой | гнездовой (1-3 т.) алфавитный (4-17 т.) | алфавитный |
Способы толкования значений слов | подбор синонимов, энциклопедичес-кое описание | краткие и точные объяснения значений | развитая система подачи значений и оттенков значений | ||
Характер иллюстра-тивного материала | поговорки, пословицы, прибаутки, загадки | цитаты из художественной литературы, речения | речения | широкий и разнообразный иллюстративный материал | цитаты, речения |
Сопоставительная таблица принципов составления толковых словарей система практических занятий.
Практическое занятие № 1.
ТЕМА: «Лексикография как наука. Истоки и тенденции развития русской лексикографии».
Теоретический материал:
Лексикография, её объект. Теоретическая и практическая лексикография среди других лингвистических дисциплин.
Этапы развития русской лексикографии.
Значение лексикографической продукции XIII-XVII в.в.
Значение изучения лексикографии для будущего филолога.
Практическое задание:
Прочитайте материал об истории русской лексикографии. Составьте краткий конспект, выделив этапы развития и основную лексикографическую продукцию каждого из этапов (см. таблицу на с.16 настоящего пособия).
Назовите словари-пионеры и охарактеризуйте их:
А) первый печатный словарь;
Б) первый словарь, расположенный по азбучному порядку;
В) первый нормативный словарь;
Г) первый словарь современного русского языка ХХ в.
Л и т е р а т у р а:
Д.Н.Шмелев. «Современный русский язык. Лексика» — М., 1977, с. 35-48.
З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. «Лингвистические словари и работа с ними в школе» — М., 1987.
Практическое занятие № 2.
ТЕМА: «Типы лингвистических словарей. Словари как важнейший источник изучения лексики».
Теоретический материал:
1.Классификации русских словарей. Типология словарей русского языка.
2.Словари энциклопедические и лингвистические, их специфика. Лингвистические энциклопедические словари.
3. Аспекты описания слова в словарях разных типов. Типы лингвистических словарей.
Практическое задание:
1. Составьте таблицу, отражающую cоотношение аспектов описания слова в словарях разных типов.
Образец:
№ | Аспекты описания слова | Тип словаря |
1. | семантика слова | толковые словари, словари иностранных слов и т.д. |
2. |
2.Подготовиться к устному обсуждению статьи Е.С.Кара-Мурзы «От речевого этикета к речевому кодексу журналиста».
3. Прокомментировать (в письменной форме) статью «Молчание хорьков» (МК в Кузбассе, 1-8 сентября 2010г.), сделав акцент на такие понятия, как «речевой кодекс журналиста», «лексикографическая компетенция журналиста», «лингвоконфликтология».
Л и т е р а т у р а:
1.Козырев, В. А., Черняк, В. Д. Русская лексикография: учебное пособие / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. – М., 2004. – с. 30-51.
2.Лексикография. Учебно-методическое пособие для студентов I курса. – Кемерово, 2010 (электронный вариант и ксерокопия на кафедре).
3. Кара-Мурза, Е. С. От речевого этикета к речевому кодексу журналиста (обзор литературы) / Е. С. Кара-Мурза // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2004. − №1. – с. 65-78.
Дополнительная литература:
Щерба, Л. В. Опыт общей теории лексикографии. Этюд I – Основные типы словарей / Л. В. Щерба // Избранные труды по языкознанию и фонетике. Т.1. – Л., 1958.
Практическое занятие №3.
ТЕМА: «Толковые словари».
Теоретический материал:
Толковый словарь как важнейший тип лингвистических словарей русского языка. Типы толковых словарей.
Основные толковые словари русского языка XVIII-XX в.в. Характеристика толковых словарей современного русского литературного языка.
Лингвистические сведения о слове, содержащиеся в толковых словарях. Система помет в толковых словарях.
Практическое задание:
Проанализируйте структуру словарной статьи «адрес» в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. какие структурные элементы словарной статьи можно выделить? Какую лингвистическую информацию о слове они несут?
Определите способ толкования слов АВТОМАШИНА, АВТОСТРАДА, АГИТАЦИЯ, МОЛОТИЛЬНЫЙ в словаре Ожегова.
Прочитайте во введении к словарю Ожегова раздел «Характеристика употребления слова». Какие стилистические пометы приняты в этом словаре и какую лингвистическую информацию они несут?
Проанализируйте стилистические пометы, представленные в словарных статьях на с.18-19 этого словаря (абсурд — аграрный). Если вам встретятся незнакомые слова, выпишите их и запомните их значение.
Л и т е р а т у р а:
Д.Н.Шмелев. «Современный русский язык. Лексика». – М., 1977, с.30-35.
Д.Н. Арбатский. Основные способы толкования значения слов // РЯШ, 1970, №3, с.26-31 (краткий конспект).
Д оп о л н и т е л ь н о р е к о м е н д у е м:
В.В. Виноградов. Толковые словари русского языка. Избранные работы. Лексикология и лексикография. – М., 1977, с. 158-182.
Биржакова Е.Э. Из истории термина «толковый словарь». // Современная русская лексикология. – М., с.94-99.
иллюстративный материал — это… Что такое иллюстративный материал?
- иллюстративный материал
materiale illustrativo
Dictionnaire technique russo-italien. 2013.
- иллюминометр
- илоотстойник
Смотреть что такое «иллюстративный материал» в других словарях:
иллюстративный — ая, ое; вен, вна, вно. Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. И. материал. И. метод. ◁ Иллюстративность, и; ж … Энциклопедический словарь
иллюстративный — I см. иллюстрация II ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. иллюстративность Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. Иллюстрати/вный материал. Иллюстрати/вный метод … Словарь многих выражений
словарь лингвистический — Словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях предметах, явлениях, событиях). Диалектный (областной) словарь. Словарь, содержащий… … Словарь лингвистических терминов
Книга — с точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… … Литературная энциклопедия
История петербургской балетной школы — Основные статьи: Балет Мариинского театра, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 Краткое описание истории развития танцевального искусства … Википедия
Список балетных критиков — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
Византийский светский костюм — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
БУКВАРЬ — азбука, учебник для пер вонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников… … Российская педагогическая энциклопедия
БУКВАРЬ, азбука — учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы… … Российская педагогическая энциклопедия