Графический дизайн фирменный стиль: Графический дизайн фирменного стиля – Глава 1. Фирменный стиль как объект графического дизайна

Графический дизайн фирменного стиля

Фирменный стиль компании – это Ваш образ в мире бизнеса. С этим образом знакомы все: ваши партнеры, ваши конкуренты и, конечно же, ваши клиенты. Не прилагая никаких усилий, Вы остаетесь «на виду» у огромного количества людей. О Вашей компании помнят, ее уважают, с Вашим мнением считаются. Вам доверяют не только потому что Вы профессионал своего дела, но и потому что Вашу компания легко узнать среди множества других, Вы не похожи на своих конкурентов.

Разработка фирменного стиля

Такая непохожесть достигается при помощи уникального фирменного стиля, который был разработан исключительно для Вашей компании. А, как известно, все прекрасное состоит из мелочей. На любой картине, признанной шедевром, есть тысячи мелких элементов, которые, на первый взгляд, не заметны, но именно без них восприятие картины изменяется. Разумеется, не в лучшую сторону. Так и фирменный стиль совмещает в себе множество отдельных компонентов, которые лишь объединившись способны достигнуть необходимого результата. А именно, сделать Вашу компанию узнаваемой. Каждый элемент грамотно и логично дополняет предыдущие, при этом, не теряя своей уникальности и важности. Пример с картинами был приведен не просто так. Ведь графическая составляющая фирменного стиля очень важна при построении любого образа.

Графический дизайн способен выделить не только такие важные качества как серьезность и надежность компании, но и подчеркнуть ее харизматичность, оригинальность, нестандартность мышления. Графический дизайн начинается с выборы цвета (или нескольких цветов), которые будут преобладать при создании и оформлении других элементов. Ярким примером, в прямом смысле этого слова, является компания МакДональдс (сеть ресторанов быстрого питания), чей логотип оформлен в очень ярких и сочных красках (ярко-желтая буква «М» на насыщенном красном фоне). Такое сочетание цветов принесло компании узнаваемость по всему миру. В таких же ярких цветах оформлена и специальная форма сотрудников этой компании.

Кроме того, выбранное сочетание цветов будет использоваться и при оформлении офисных помещений. Если заведения развлекательного плана при организации внутренней части помещения стараются избегать доминирования каких-то цветов, то солидные заведения (автосалоны, банки и др.) стараются выдержать интерьер в строго выбранной палитре. В пример можно привести Сбербанк России, у которого оформление всех офисов и представительств выдержано в едином стиле, при использовании одинаковых цветов, что подчеркивает надежность, статус и придает некую лаконичность.

Графический дизайн не ограничивается лишь выбором доминирующего цвета. Он включает много и других не менее важных элементов. Среди которых, в том числе, логотип компании. Логотип – это та часть фирменного стиля, по которой Вас будут узнавать. Если стиль в целом –  Ваш образ, то логотип – это лицо Вашей компании. Логотип украшает фасады офисных зданий, важные деловые документы, рекламные буклеты, полиграфическую продукцию и много других составляющих рекламной кампании. Логотипы могут представлять как буквенное написание названия компании (например, японская фирма электроники SONY), так и быть выполнены в графическом исполнении. Порой графически простые логотипы привлекают к себе внимание и становятся узнаваемыми по всему миру (логотипом американской корпорации электроники Apple является надкушенное яблоко в стилизованном графическом исполнении). А некоторые логотипы представляются более сложными по исполнению, но не менее узнаваемыми (например, знак японского автомобильного производителя Toyota). Логотип должен смотреться одинаково красиво и в объемном исполнении, и в напечатанном варианте в документах, и, непосредственно, на самой готовой продукции.

Прекрасным дополнение к логотипу станет отлично подобранный шрифт. На сегодняшний день известно более 10000 различных видов шрифтов. Однако, в разработке шрифтов, как и в любом другом искусстве невозможно исчерпать весь потенциал. Именно поэтому до сих пор дизайнеры широко экспериментируют на этом поприще.

Очень важно, чтобы к разработке фирменного стиля привлекались исключительно профессионалы. Нам же очень приятно, что таковыми можно назвать всех сотрудников нашей компании – уже множество благодарных клиентов оценили качество наших услуг, именно поэтому разработку графического дизайна фирменного стиля вы с уверенностью можете доверить нам. Безусловно, можно попытаться создать стиль самостоятельно, однако сегодня такой подход почти не используется, поскольку зачастую результаты подобной работы оказываются минимальными. Наши специалисты не просто разработают товарный знак и логотип компании, но и подберут специальную цветовую палитру для Вашей компании. Более того, они помогут грамотно подойти к вопросу создания названия фирмы, веб сайта и его раскрутки. Мы предлагаем комплексные услуги, включающие большое количество этапов, которые имеют высокую важность  для внимания специалиста. Фирменный стиль от нашей компании – ваш ключ к успеху!

Глава 1. Фирменный стиль как объект графического дизайна

1.1 История возникновения фирменного стиля

Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет, но еще в древности отдельные элементы фирменного стиля использовались довольно часто. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками. В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков, других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

В середине XIX века в США и странах Западной Европы складываются предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Крупных производителей, накопивших к тому времени значительный капитал, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны посредников. В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя стала самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов.

В постиндустриальную эпоху сфера услуг заняла позицию не менее прочную, чем производственная сфера. А для организаций, оказывающих услуги уже в начале своего существования, наличие фирменного стиля является жизненно необходимым. Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании как Coca- Cola, McDonalds, Nike, Nivea, Sony, Samsung, как тут же возникает узнаваемый зрительный, а то и вкусовой образ. Первым официальным дизайнером, создавшим фирменный стиль, считают Петера Беренса, архитектора, который в начале ХХ столетия, занимая должность художественного директора компании в Германии, создал определенное художественное лицо фирмы, которое соответствовало основным законам стилеобразования. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида дизайна – деятельности, которая привела к упорядочиванию и стилизации промышленной продукции.

Во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций – формирование фирменного стиля.

1.2 Понятие фирменного стиля, его задачи и функции

Фирменный стиль — это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям, улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарами и деятельности конкурентов.

Фирменный стиль — это индивидуальность фирмы, вынесенная на обозрение.

Фирменный стиль — это и средство формирования имиджа фирмы, а также определенный «информационный носитель», так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить ваш товар и ваши предложения, формируя у него положительное отношение к вашей фирме, которая позаботилась о нем, облегчив процесс отбора информации или товара.

Более удачным определением является определение А. Добробабенко, «Фирменный стиль — это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации ее внутреннего и внешнего оформления».

Понятие фирменного стиля тесно связано с понятием имиджа, так как фирменный стиль — это как бы оболочка, которую наполняют конкретным содержанием. А эта наполненная оболочка плюс мероприятия по Public Relations (PR) и создают понятие имиджа фирмы.

Существуют два мнения о том, когда же следует разрабатывать собственный фирменный стиль:

  • одновременно с выходом на рынок новой фирмы, товара, услуги;

  • по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности.

Наиболее верен первый вариант, утверждающий, что фирменному стилю надо уделять внимание всегда, начиная с первых дней создания фирмы.

Когда регистрируется фирма с определенным названием, это имя фирмы – уже носитель определенного стиля. Далее заказывается печать фирмы, которая представляет собой шрифтографическую композицию и может быть носителем фирменного стиля, и так далее.

При регистрации фирмы с определенным названием, это название – уже носитель определенного стиля. Далее происходит заказ печати фирмы, которая представляет собой шрифтографическую композицию и может быть носителем фирменного стиля, и так далее. На каждом шагу по ходу своего формирования фирма встречается с дилеммой: задуматься над привнесением фирменного стиля в то, что создается или отложить это действие на потом.

На самом деле, если предприятие не уделяет внимание созданию собственного фирменного стиля, стиль все равно складывается, но бессистемно, хаотично. Другими словами – предприятие создает в этом случае плохой стиль. Чем дольше это продлится, тем труднее будет упорядочить установившийся в хаосе стиль.

Начинающей фирме вряд ли очень необходимы папки с фирменным стилем, можно обойтись обычными скоросшивателями. А вот товарный знак (графическое или словесное начертание) с обязательной регистрацией, скорее всего, необходимы, если фирма собирается, так сказать, в долгое плавание по бурному морю рынка товаров и услуг.

Товарный знак и логотип – это исходная точка для разработки всего остального. Помеченные фирменным товарным знаком деловые предложения не останутся безликими. Так что следующий шаг – это бланк делового письма и схема верстки рекламных объявлений (с товарным знаком). Если потом сменить схему верстки рекламного объявления или фирменные цвета – все равно товарный знак останется и будет напоминать покупателям и партнерам о фирме.

При формировании фирменного стиля можно придерживаться следующих принципов: вначале выделить главное, создать определенный образ путем разработки стилеобразующих констант, а затем (по мере необходимости) разрабатывать новые составляющие фирменного стиля и изготавливать те или иные его носители. Самое главное в поэтапном заказе или изготовлении элементов и носителей фирменного стиля – это выдержать единый стиль, который работал бы на выбранный образ фирмы.

Для разработки тех или иных носителей фирменного стиля лучше пользоваться услугами одного и того же дизайнера или рекламного агентства. Это наиболее верный способ добиться единства в исполнении всех элементов и носителей фирменного стиля. В дальнейшем, когда базовый комплект носителей фирменного стиля будет разработан, станет возможным для их изготовления и тиражирования пользоваться услугами разных агентств и типографий.

Необходимо отметить, что для понятия фирменного стиля есть толкование в узком и широком смысле.

Под фирменным стилем в узком понимании подразумевается совокупность товарного знака (и присущие ему цвета), и его использования в оформлении деловых бумаг и рекламных обращений. Большинство фирм ограничиваются именно узким понятием фирменного стиля.

Фирменный стиль в широком понимании — это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы (в печати, на радио, телевидении) деловых бумаг, технической и других видов документации, офиса, упаковки продукции, а также (необязательно) одежды сотрудников.

Вполне вероятно, что фирма, только начавшая свою деятельность, не сможет охватить всю полноту такого явления, как фирменный стиль. С другой стороны, начав действовать на рынке без определенных атрибутов фирменного стиля, фирма упустит необходимое время, откладывая «на потом» формирование у потребителя образа фирмы. Более того, определенный «рекламный базис», накопленный фирмой, будет утрачен, так как впоследствии, обретя стиль, на рынке возникнет как бы совсем другая фирма с другим «лицом».

Среди основных функций фирменного стиля выделяют:

  • Идентификация.Фирменный стиль позволяет потребителю без особых усилий узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним признакам.

  • Доверие.Если потребитель однажды убедился в качестве продукции (услуг), то это доверие будет в значительной степени распространяться на всю остальную продукцию фирмы. Кроме того, наличие фирменного стиля само по себе вызывает доверие.

  • Реклама.Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой.

Задача фирменного стиля – закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя. Фирменный стиль обеспечивает организацию следующими преимуществами, выполняя следующие функции:

  • Повышение корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщенности к общему делу, воспитания фирменного патриотизма; Позитивное влияние на эстетический уровень, внешний вид товаров и помещений фирмы;

  • Помощь потребителю ориентироваться в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно находить нужную фирму;

  • Указывает потребителю взятие фирмой ответственности за произведенный товар;

  • Указывает обществу на стабильность и долговременность работы компании; Сокращает затраты на рекламу и РR, одновременно усиливая ее эффект и создавая сильный бренд.

Если же подытожить все преимущества, которые дает использование фирменного стиля, то можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы.

Фирменный стиль на предприятии имеет большое значение, и наряду с другими важными компонентами маркетинга, составляет отдельную сферу деятельности в области стимулирования продаж и маркетинга.

Рассмотрим основные требования к фирменному стилю для новой информационной эры:

1. Нарушение правил

В деловой среде, где создают фирменные стили и осуществляют коммуникационную работу по их продвижению, сейчас происходят большие перемены. Если мы хотим разрабатывать фирменные стили и доносить информацию о них таким способом, чтобы эта информация была существенна и эффективна в постоянно меняющейся среде, то нам необходимо срочно пересмотреть все, что мы знаем о фирменном стиле, и приготовиться нарушить все старые правила касательно его вне зависимости от того, насколько проверенными и действенными они были в прошлом.

Про будущее мы можем точно сказать только одно, что оно будет отличаться от дня сегодняшнего. Компаниям встретятся новые типы инвесторов, сотрудников, клиентов, объединений, конкурентов, продукции, услуг и средств массовой информации. Руководители должны будут вести свою компанию вперед вопреки все более стремительным, масштабным и непредсказуемым переменам в геополитике, экономике, технологии, а также регулируемому и нерегулируемому климату.

Мы можем и дальше утверждать «как и в прошлом, что компании должны выражать свой фирменный стиль однообразно и последовательно, ничего не изменяя и не модифицируя». С другой стороны, если можно будет менять проявление стиля компании, приспосабливать его к изменениям деловой среды, как мы сможем со временем прийти к узнаваемости предприятия и созданию образа? Для этого потребуются новые, содержательные и креативные виды систем связи фирменного стиля, которые проверят продуктивность знакомых всем правил его создания.

2. Стратегическая неопределенность

За последние 40 лет в списке 100 крупнейших фирм, публикуемом журналом «Fortune», было отмечено тенденция 70%-ное снижение количества фирменных названий, содержащих указание на месторасположения или определенный продукт (как U.S. Steel), а количество абстрактных фирменных названий (например, USX) увеличилось на 450%. Причина этого, в основном, состоит в том, что если компания ограничена географическим местом или определенным продуктом, она вряд ли сможет достичь размеров, необходимых для того, чтобы оказаться в сотне журнала «Fortune».

В сегодняшней глобальной конкурентной среде фирменный стиль должен отражать нечто важное, что запомнится людям. Фирменный стиль должен быть выражен так, чтобы он казался понятным и привлекательным, не будучи при этом специфичным, чтобы не ограничивать возможности компании.

Это называется «стратегической неопределенностью». Например, компания под названием «Oracle» (от слова «оракул» – человек с большими познаниями), производящая базы данных, намерена «открыть двери в век информационных технологий». Название и подзаголовок дают понять смысл работы компании «Oracle» так, как это подходит существующему бизнесу, но при этом не ограничивает ее возможности роста и изменения.

3. Обзорность и слышимость

«Не видел» значит «не купил». Большинство людей считают, что если они никогда не видели название компании и никогда не слышали о ней, то и говорить тут не о чем. С гораздо большим энтузиазмом они отнесутся к услугам или товарам компании, о работе которой они знают больше, чем к той, название которой им незнакомо.

Однако недостаточно просто создать привлекательное выражение фирменного стиля. Надо еще найти новые способы, чтобы целевая аудитория была охвачена этим выражением стиля компании. Выражение фирменного стиля должно быть разработано так, чтобы работать на канцелярских товарах, идентификационном комплекте фирмы и транспорте, а новые средства информации давали возможность увеличить обзорность и обогатить его выражения такими дополнительными элементами для увеличения обзорности и слышимости, как объем, движение и звук.

4. Интегрированные средства информации

В нашей перенасыщенной информацией жизни каждый находит свой способ фильтровать сообщения. Можно не смотреть или не слушать рекламу по телевидению, просто переключая каналы или выходя из комнаты. Можно не обращать на нее внимания, разговаривая или читая. Или даже можно просто не запоминать ее, даже когда слышишь и видишь. Интегрированные средства помогают проникнуть через эти барьеры.

Доказано, что если люди получают одно и то же сообщение пять раз через одно средство информации, они меньше подвержены влиянию этого сообщения, чем когда они получают такое же сообщение через пять разных средств информации. Например, если человек пять раз увидит одно и то же рекламное объявление в одной и той же газете, оно повлияет на него меньше, чем если он увидит рекламу в газете, Веб-баннер, грузовик с символикой компании и услышит рекламу по радио и рекламу товара из уст в уста. Такие перекрестные ссылки поддерживают друг друга, что в конечном счете выражается в большем общем эффекте и убедительности рекламы.

Чтобы эффективно работать в интегрированных средствах информации, выражения фирменного стиля должны быть разработаны так, чтобы подходить как для традиционных, так и для новых средств информации. Интегрированные средства не предъявляют требований, чтобы все выражения стиля выглядели или звучали похоже, но все они должны быть частью единой стратегии ; его каждое выражение должно оказывать воздействие на свою аудиторию и максимально использовать потенциал данного средства информации.

5. Арсеналы фирменного стиля

Компании порождают сами себя. Для того, чтобы приблизиться к покупателю и усилить свой вес, компании разделяются на множество организаций, направленных на определенные целевые рынки. Чтобы увеличить свою конкурентоспособность, компании создают совместные предприятия, стратегические альянсы, международные партнерства, технические консорциумы, дочерние и отделившиеся компании, находящиеся в их собственности полностью или частично.

Одного только логотипа при этом недостаточно. Новые системы фирменного стиля компании должны иметь в своем арсенале различные графические инструменты и средства проведения политики для того, чтобы соответствующе сообщать об участии компании в этих инициативах, в то же время не подрывая, не искажая и не теряя контроль над имиджем компании. Этот инструментарий должен предвидеть требования, которые предъявляют к фирменному стилю партнеры по бизнесу. Для этого необходимы серьезные продуманные решения и творческие инновационные подходы.

Кроме того, новые формы средств информации, являющиеся технологическими разработками (например, электронная почта, факсы, интерактивное аудио/видео и веб-баннеры) предъявляют другие требования к выражениям фирменного стиля. Чтобы отвечать этим требованиям, необходимы иные формы выражения. Новые средства информации характеризуются как цифровые, гибкие, нелинейные, имеют прямой доступ, интерактивные, слышимые, анимированные, глубокие и насыщенные. Сегодня для того, чтобы передать все качества компании и стать узнаваемыми с помощью новых средств информации, компаниям необходим широкий диапазон форм проявления фирменного стиля.

6. Лидерство

Роль фирменного стиля в этой новой информационной эре заключается в том, чтобы определить основные убеждения компании, которые будут оказывать мощную мотивацию и при этом выделять ее из ряда похожих, а затем ясно и убежденно передавать этот образ. Настоящая сила фирменного стиля идет изнутри. Она исходит из того, что ты живешь тем, во что веришь, и делаешь то, во что веришь, а не из того, что ты пытаешься быть тем, кем тебя хотят видеть другие.

Требования к фирменному стилю должны напоминать нам, что мир изменяется, и поэтому необходимо изменить наши взгляды на разработку фирменных стилей и на способы передачи информации о них. Сейчас есть возможность совершить значительный скачок в искусстве и науке о фирменном стиле. Те, кто готовы внимательно наблюдать, серьезно думать и производить творческие перемены, смогут достичь карьерного успеха и профессиональных отношений, которые побуждают развиваться и доставляют удовольствие.

Книга «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. 2-е изд.»

Всем привет! мы решили написать обзор второго издания новой книги Девида Эйри:

Первое издание этой книги вышло в 2009 году и было переведено на 10 языков. За это время многое изменилось, и вот, наконец, выходит полностью переработанное полноцветное второе издание легендарной книги «Логотип и фирменный стиль».

Больше примеров, больше эскизов, больше логотипов, больше советов по работе с клиентами и больше практической информации — только так вы сможете понять, «как правильно».

Дэвид Эйри поможет пройти путь разработки культового бренда с самых первых идей и до их окончательной реализации, используя опыт самых знаменитых дизайнеров. Узнайте, как создавать эффективные брифы, генерировать идеи, обсуждать стоимость работ и общаться с клиентами.

Дизайн фирменного стиля. Кому он нужен? Всем компаниям планеты. Кто его сделает? Вы.

Но как заполучить именитых клиентов? И как самому не утратить позиции? Дизайн — профессия вечно эволюционирующая. Если вы похожи на меня, одна из ваших целей как графического дизайнера — постоянно совершенствовать мастерство, чтобы привлечь желанного клиента. Поэтому жизненно необходимо учиться и расти над собой.

Цель этой книги — поделиться с вами всем, что я знаю о дизайне фирменного стиля, чтобы мотивировать и вдохновить вас и чтобы вы, будучи хорошо информированы, могли принимать разумные решения, отыскивая клиентов и работая с ними.

Но кто я такой и зачем вам мои советы?

Почти 10 лет я делился дизайнерскими проектами в блоге имени меня davidairey.com, а потом на сайтах logodesignlove.com и identitydesigned.com. Читатели просматривали разные стадии не только моих проектов айдентики, но также и проектов талантливых дизайнеров со всего земного шара. Я делал упор на то, как заключать сделки с заказчиками, как истолковывать детали дизайнерских брифов и как достичь консенсуса с клиентом, перед тем как окончательно утвердить идею.

Если мой Google Analytics не врет, мои сайты в данный момент ежемесячно генерируют один миллион просмотров, сотни тысяч дизайнеров посещают их регулярно. Читатели признаются мне, как для них ценно видеть «закулисье» дизайнерского процесса и как сложно ощутить озарение где-либо еще. То есть они дают мне понять, что контент, который я публикую, полезен и вдохновляет (и деньги тут ни при чем).

Если полистать портфолио самых успешных дизайнерских агентств и бюро, можно в изобилии обнаружить примеры законченных работ. В некоторых портфолио могут быть представлены даже одна или две альтернативные концепции. Но почти нигде нельзя прочитать о том, что на самом деле происходит между дизайнерами и клиентами: вопросы, которые дизайнеры задают, чтобы направить проект в нужное русло, как рождаются идеи после создания и изучения брифа, как представлять свои работы, чтобы заслужить одобрение клиента. Такие детали для дизайнера — золотой песок.

Вот так и родилась идея этой книги.

Первое издание вышло в 2009 году, теперь оно доступно на 10 языках, а англоязычная версия неоднократно допечатывалась. Пять лет спустя стало понятно, что именно я мог бы в книге улучшить. Результатом является это новое издание, вобравшее в себя мой новый опыт, новые частные случаи и новые озарения на дизайнерском поприще.

Когда вы закончите читать эту книгу, надеюсь, вы будете как следует готовы к тому, чтобы отправиться на завоевание клиентов и создание собственных культовых фирменных стилей. Если бы я знал обо всем, что здесь написано, когда сам начал заниматься графическим дизайном, то уж точно сэкономил бы немало бессонных ночей.

Элементы культового дизайна


Придумать логотип может любой, но придумать именно такой логотип, какой нужно, под силу не каждому. Удачный дизайн может соответствовать целям, обозначенным в вашем брифе, но дизайн блестящий должен быть также простым, уместным, долговечным, запоминающимся и легко адаптируемым.

Может показаться, что удовлетворить всем этим требованиям трудно, и это действительно так. Но помните, что в любой творческой работе, чтобы успешно ломать правила, надо как минимум их знать. Шеф-повар высочайшего класса не берет ингредиенты с потолка, а адаптирует испытанный рецепт и только так создает свое фирменное блюдо. То же касается и создания фирменных знаков. Основные элементы классических логотипов — это ингредиенты нашего рецепта, поэтому давайте пристально рассмотрим каждый их них, прежде чем вы отправитесь на завоевание собственных наград.

Чем проще, тем лучше

Часто самое простое решение оказывается одновременно самым эффективным. Почему? Да потому, что простота логотипа помогает соответствовать остальным требованиям к дизайну фирменных знаков.

Простота позволяет дизайну быть более многосторонним. Минималистский подход дает возможность использовать ваш логотип практически везде — на визитках, рекламных щитах, бейджах и даже на иконках сайта.

Кроме того, простота облегчает узнавание вашего логотипа, тем самым повышая его шансы на долговечность, независимость от веяний времени. Вспомните логотипы больших корпораций вроде Mitsubishi, Samsung, FedEx, BBC и т. д. Они просты, а потому узнаваемы.


Простота помогает людям запомнить ваш дизайн. Подумайте, как работает сознание и насколько проще запомнить одну деталь, например улыбку Моны Лизы, чем пять: одежду той же Моны Лизы, расположение ее рук, цвет глаз, фон, имя художника (Леонардо да Винчи — но это вы уже знали, не правда ли?). Смотрите на это примерно так. Если бы вас попросили нарисовать по памяти логотип McDonald’s и Мону Лизу, какой рисунок был бы точнее?

Давайте рассмотрим другой пример.

Логотип Национальной службы здравоохранения (NHS) — один из наиболее часто встречающихся в Великобритании, в 2000 году его даже использовали в качестве эмблемы государственной программы британского здравоохранения.


Изначально созданный в 1990 году студией Moon Brand, этот логотип включает простую чистую цветовую палитру и такой же шрифт. Тот факт, что дизайн не изменился за двадцать пять лет, свидетельствует о его успешности.

«Мы сознательно сделали дизайн простым по трем причинам: чтобы его было легко выполнить, чтобы он продержался как можно дольше и при этом не был бы замечен британскими средствами массовой информации, которые часто рассматривают такие программы по продвижению брендов как расточительное использование денег налогоплательщиков, — говорит директор агентства Ричард Мун. — По подсчетам самой NHS, программа брендинга позволила сэкономить десятки миллионов фунтов посредством применения этой практичной, обладающей индивидуальностью символики».

Ничего неуместного

Любой логотип, который вы разрабатываете, должен соответствовать отрасли бизнеса, для которой он создается. Вы работаете на юриста? Тогда никаких шуточек. Это телепередача о зимних курортах? Никаких пляжных мячей, уж будьте любезны. Организация по борьбе с раком? Довольная физиономия будет не к месту. Список можно продолжить, но общая идея ясна.

Ваш дизайн должен соответствовать отрасли, заказчику и целевой аудитории. Чтобы все это сочетать, необходимо глубокое исследование, но затраченное на него время себя окупает. Без твердого знания мира вашего клиента нельзя надеяться создать дизайн, который успешно разграничит бизнес вашего клиента и его ближайших конкурентов.


Однако помните, что логотип вовсе не обязан буквально изображать то, чем занимается компания. Например, логотип BMW — вовсе не машина. А логотип Hawaiian Airlines — не самолет. Но оба логотипа — вне конкуренции и одновременно в высшей степени уместны в соответствующих отраслях.

Ванкуверская студия smashLAB прославилась благодаря блестящему бренду и сопровождающему дизайну для Sinkit, устройства, которое помогает гольфистам загнать мяч в лунку.


«Чтобы понять логотип, важно увидеть его в контексте, — говорит Эйрик Карджалуото из smashLAB. — Мы поняли, что имеем дело с настоящей гольф-помощью, а не с продуктом класса „люкс“, что и определило весь дизайнерский процесс. Мы почувствовали, что лишь немногие станут владельцами этого устройства, а прочие будут использовать его только в определенных обстоятельствах. По сути, это та вещь, которую шутя можно подарить другу, имеющему проблемы с попаданием в лунку.»
Избранное smashLAB адаптивное направление стало основанием для трактовки назначения и цветовой палитры, нехарактерных для большинства магазинов экипировки для игры в гольф. На полупрозрачной бумаге минималистичный красно-белый логотип наводил на мысль о медицинских услугах. Учитывая особенности продукта и его инновационность на рынке, в smashLAB захотели дистанцировать его от более традиционной гольф-упаковки.

«В процессе создания логотипа возникли определенные технические сложности, — отмечает Эрик. — Одна заключалась в том, чтобы разнести слова sink и it, дабы избежать неверного прочтения sin kit. Мы решили проблему, приподняв букву i и сместив точку над ней, которая превратилась в мяч для гольфа, готовый скатиться в лунку. Это рождает предвкушение и волнение, зритель ожидает падения мяча.»


В некоторых случаях негативное пространство позволяет создать совершенно исключительный знак. Монограмма «HE» — один из двух вариантов, которые я представил производителю французского вина Henri Ehrhart в 2009-м.
В 2008 году Джозайя Джост из Siah Design в Альберте (Канада) работал с Ed’s Electric, местной электротехнической компанией, над ее новым фирменным стилем. Джозайя не только создал уместный логотип, но и сделал его таким, что большинству увидевших будет трудно его забыть, благодаря умелому использованию негативного пространства.
Логотип жилого комплекса Dolphin Square от лондонской студии ico — хороший пример того, как то, чего здесь нет, столь же важно, как то, что здесь есть.
Еще один дизайн, родившийся в стенах студии Moon Brand, на этот раз для Vision Capital, воплощает это представление о релевантности товарных знаков. В ходе долгих обсуждений с клиентом, еще до начала какой-либо творческой работы, дизайнеры Moon Brand выяснили, что компания занимается не просто и не только капиталом, она еще создает фонды для инвесторов, используя стратегический подход при покупке портфолио других компаний. И решили обыграть эту идею: «не только», «больше, чем».
В результате получился логотип, искусно передающий это представление. Положенная на бок буква V, первая в слове «vision», становится математическим символом «больше», давая возможность прочитать примерно такой подтекст: «больше, чем капитал», при этом инициалы фирмы сохранены и вполне узнаваемы.

Даже если вы создаете логотип, имеющий отношение к вроде бы скучному рынку финансов, это не значит, что сам он не может быть динамичным и многозначным.

Более подробно с книгой можно ознакомиться на сайте издательства
Оглавление
Отрывок

Для Хаброжителей скидка 25% по купону — Логотип

фирменный стиль и графический дизайн

Прежде всего, это разработка логотипов и фирменного стиля. А фирменный стиль может включать в себя множество позиций, но об этом чуть позже.

Зачем нужен фирменный стиль? Какие у него функции? И стоит ли тратиться на него?

С одной стороны- это эффектная упаковка Вашего бизнеса, без которой мало кто сможет выделить его из множества других, похожих бизнесов. Это также надежный способ запомниться потребителям с тем, чтобы в следующий раз они снова захотели приобрести именно Вашу услугу или товар.

С другой стороны, это и внутренняя направляющая, т.к. грамотно проработанный фирменный стиль отражает миссию Вашего бизнеса и занимаемую им позицию в бизнес-среде.

Приведем в пример компанию Би-Лайн. Вы помните, какие у них фирменные цвета? Совершенно верно, черный и желтый. Когда компания провела ребрендинг и ушла от синего логотипа с белой затейливой пчелкой к простым черно-желтым полосам, многие критиковали новый стиль. Однако уже через пол года любая черно-желтая раскраска прочно ассоциировалась с Би-Лайном.

BeeLine_GSM.svg логотип

Если в Ваши бизнес-планы входит развитие компании в ближайшие годы, то фирменный стиль обязателен. Логотип и фирменные элементы, начиная от визитки и подписи в электронном письме и заканчивая наружной рекламой и каталогами, формируют отношение людей к Вашему бренду. Не все разбираются в современных трендах графического дизайна и композиции, но насколько серьезно компания себя позиционирует, а следовательно, и насколько она надежна, интуитивно определяет каждый.

Поэтому удачно сделанный логотип и фирменный стиль окупается довольно быстро. Еще раз отметим, что логотип- это не просто отстроенный значок или название компании. Каждая деталь логотипа должна быть обоснована.

фирменный стиль

Итак, что входит в понятие «фирменный стиль»? Сердце фирменного стиля— это логотип. Он может состоять только из написания названия, а может включать значок или персонажа. Также обязательными элементами любого фирменного стиля являются определенные цвета и шрифты. Почему важно использовать только определенные фирменные цвета и шрифты во всех макетах? Потому что это обеспечивает узнаваемость Вашего бренда в дальнейшем.

Также в фирменный стиль могут входить стилеобразующие элементы- паттерны и орнаменты, выполненные, как правило, в фирменных цветах. Их удобно применять, когда нет возможности использовать логотип, но, благодаря узнаваемым элементам, все понимают, что речь идет об определенной компании.

Далее мы просто перечислим, что еще может включать в себя фирменный стиль:

  • деловая документация (бланки писем, приказов, конверты и пр.)
  • наружная реклама (вывески, разного рода навигация, пилоны, рекламные баннеры и т.п.)
  • полиграфическая продукция (плакаты, флайеры, листовки, каталоги, буклеты и т.д.)
  • сувенирная продукция различные календари, канцелярские принадлежности, униформа и пр.)

элементы фирменного стиля

На основе фирменного стиля также разрабатывается сайт, оформление групп в соц.сетях, рекламные интернет- баннеры.

Если Ваш бизнес связан с частыми посещениями клиентами, то стоит также в фирменном стиле оформить интерьер.

DSCN5201 DSCN5193

Время от времени компании проводят ребрендинг, т.к. все со временем устаревает, а современные течения постоянно меняются. Ребрендинг проводится,чтобы быть в тренде и продемонстрировать, что компания продолжает успешно работать.

Также мы можем разработать название (нейминг) для Вашей компании, если его у Вас пока нет или Вы решили его изменить по каким-то причинам.

А в случае, если с Вашим фирменным стилем уже все в порядке, обращайтесь к нам за разработкой флайеров, листовок, пластиковых карт и сертификатов, вывесок, указателей, пилонов и пр.

Просмотр портфолио

Узнать стоимость

Что такое фирменный стиль: 14 примеров российских компаний

Что такое фирменный стиль, кому он необходим и как воплощается в реальной жизни? Я собрала 14 примеров фирменного стиля отечественных компаний, а руководитель отдела дизайна «Текстерры» Святослав Грошев дал комментарии по каждому из них. Сразу предупреждаю: у нас не было цели показать самые лучшие примеры. Каждый делает выводы сам.

Что такое фирменный стиль

Его еще называют корпоративным. Это совокупность визуальных элементов, которые создают лицо компании, делают ее индивидуальной.

Вот у вас, например, салон красоты. И он, допустим, 46-й по счету в городе. Что делать бедному потребителю, как узнать вашу компанию среди десятков других? Логично, что у нее должны быть особые приметы. Корпоративные цвета, особые шрифты, интересный логотип, броское название, яркий слоган, забавный символ или персонаж – все вместе и образует фирменный стиль. Стиль вашей компании.

Занимаемся разработкой фирменного стиля: повышаем узнаваемость бренда. Подробнее

Что входит в понятие фирменного стиля?

Вот его основные элементы.

  1. Товарный знак – чаще всего это название компании. Применяется обычно в виде текста или изображения.
  2. Логотип – графический символ компании.
  3. Слоган.
  4. Цвет – один или несколько.
  5. Шрифт и типографика – для большей узнаваемости.
  6. Персонаж, или маскот – альтер-эго вашей компании.
Как и зачем регистрировать товарный знак. Опыт «Текстерры»

Каждый элемент отдельно и все в совокупности должны подчеркивать индивидуальность вашей компании. Все они используются как в интернете (на сайте компании, в сообществах в соцсетях, YouTube, рекламных баннерах и т. д.), так и в офлайне (оформлении офиса или магазина, униформе сотрудников, деловой документации, сувенирной и рекламной продукции).

Можно заказать фирменный стиль в агентстве – там разработают несколько вариантов, составят брендбук, где пропишут основные моменты, или найти дизайнерский контент бесплатно.

Вот вкратце теория, а сейчас давайте посмотрим, как она воплощается на практике. Перед вами примеры фирменного стиля российских компаний с комментариями эксперта.

Крупные компании, сетевики

1. «Евросеть»

«Евросеть» – яркий пример фирменного стиля российской компании. Его основные элементы – корпоративный желтый цвет и узнаваемый персонаж – желтый терьер. К концу 2018 года этот бренд прекращает существование – сливается с компанией «Связной». Но пока еще все элементы фирменного стиля на своих местах.

Желтый терьер присутствует везде: в рекламных материалах компании... ...в официальном аккаунте Instagram... В оформлении офисов и магазинов

2. «Сбербанк»

Фирменный стиль известного банка России был создан еще в 2009 году. Самые узнаваемые его элементы – зеленый корпоративный цвет, логотип в виде разорванного круга и слоган «Всегда рядом».

Элементы фирменного стиля на сайте «Сбербанка» Все выдержано в едином стиле: интерьер офиса, униформа сотрудников, пиар-материалы

Есть и более экзотические способы проявления фирменного стиля. В прошлом году «Сбербанк» запустил во «ВКонтакте» чат-бота – Сберкота, и набор собственных стикеров. Еще раньше в онлайн-игре «Инди Кот» появился отдельный мир от «Сбербанка» – несколько уровней, за прохождение которых давалась награда. Разумеется, элементы фирменного стиля присутствовали и там, и там.

Присмотритесь: что там на галстуке у котика? Правильно, логотип

3. «М.видео»

Корпоративные цвета – белый и красный – компания использует уже давно. Последнее серьезное обновление стиля было приурочено к 25-летию компании: разработали новые шрифты и дизайн логотипа. В настоящее время, с 6 марта до 31 декабря 2018 года, основным является юбилейный логотип – об этом отдельно указано на сайте компании.

Юбилейный логотип «М.видео» Он же – на страницах сайта Он же – в визуальном оформлении мероприятий Вывески магазинов переделывать не стали. Фирменный стиль и так узнаваем Как менялся логотип «М.видео»

4. «Шоколадница»

Фирменный стиль сетевых кофеен-кондитерских менялся несколько раз. Последний ребрендинг был проведен в 2017 году: изменились цветовая гамма, логотип и знак – теперь это волны, или легкий пар над кружкой ароматного шоколада.

Сайт выполнен в теплых шоколадных цветах Логотип на вывеске «Шоколадницы» Фирменный стиль в Instagram компании Логотип на чашках, которые предлагаются посетителям Лицом к лицу: 15 примеров оформления главной страницы сайта

Малый бизнес

Ладно бизнес-гиганты: понятно, что их возможности позволяют заказать самый крутой и узнаваемый фирменный стиль. Представители малого бизнеса тоже не отстают: разработка фирменного стиля стала таким же элементом имиджа, как корпоративный сайт и официальное сообщество в соцсетях.

5. Fox epil

Моя знакомая Лидия Орлова месяц назад заказала разработку ФС и поделилась с «Текстеррой» впечатлениями.

«Мысль о фирменном стиле зрела у меня с самого открытия бизнеса. У меня были зачатки ФС – образ лисы как персонажа (студия красоты называется Fox epil, лиса – мой личный бренд), корпоративные цвета – оранжевый, белый, черный. Я прибегала к услугам дизайнеров, которые сделали логотип, пользовалась картинками из интернета – но все это было как-то несолидно. Поэтому обратилась в агентство.

Зачем моей студии фирменный стиль? Люди в основном визуалы – воспринимают информацию глазами. Даже придя в магазин за продуктами, мы в первую очередь оцениваем упаковку, а потом уже цену, состав… Поэтому все, что видит клиент, должно быть в определенном стиле.

Что я получила? Мне сделали специальную книгу – брендбук, где расписали все варианты фирменного стиля: визитки, подарочные сертификаты, дисконтные карты, вывеску, оформление соцсетей, фартуки и футболки сотрудников, пакеты, ручки и прочие мелочи. Окончательно определились с оттенками корпоративных цветов. Сфера красоты обычно предполагает нежные пастельные тона, цветочки-финтифлющки, я решила отойти от этого стереотипа. Выбрала черный – он символизирует строгость, солидность, яркий оранжевый – энергию, и белый — чистоту и кофморт. Эту информацию мы несем людям через цвет.

Выбрали слоган – «Заряжаем позитивом и ценим ваше время». Именно так мы понимаем обслуживание. Сделали новый логотип – он похож и на лису, и на секундомер одновременно. Этим мы еще раз напоминаем, что ценим время клиента.

Брендбук пригодится и для дальнейшей работы с типографией. Когда мы заказываем полиграфию, очень сложно бывает объяснить, какой оттенок оранжевого нам нужен. В брендбуке же прописаны все шрифты, оттенки цветов, варианты размещения логотипа: вертикальный, горизонтальный. У собственника бизнеса решается проблема работы с полиграфией: есть брендбук – ты даешь его исполнителям и вправе требовать исполнения фирменного стиля.

Что мы уже сделали? Пока немного: визитки и подарочные сертификаты, новое оформление соцсетей. Заказали листовки, буклеты, флаеры, фартуки сотрудниц – скоро должны приехать. Вывеска в проекте. Прямых показателей по продажам пока нет — еще рано. Надо все воплотить в жизнь и смотреть результаты. Но я заметила, что новые визитки со стойки администратора берут намного быстрее: 200 визиток ушло за первый месяц, раньше едва ли разбирали сотню за квартал. Люди хотят взять их в руки, рассмотреть подробно, унести с собой. А еще восторги клиентов: им нравится, говорят, что у нас стало клево, стильно и солидно – я этого и добивалась».

У компании Лидии нет сайта: пока ограничивается продвижением в соцсетях. Вот как выглядит обложка сообщества «ВКонтакте» Логотип в объемном исполнении Подарочные сертификаты

6. Anmaks

Российская компания производит системы водоотвода – в качестве фирменного стиля дизайнеры выбрали голубой цвет. Капля воды на логотипе как бы намекает на деятельность компании.

Главная страница сайта Прочая продукция в корпоративных цветах

7. «Я сибиряк»

Социальный проект и магазин «Я сибиряк» выбрал в качестве ФС голубой цвет и снежинку – символ сибирских морозов.

Цвет, шрифт, изображение – все в одном стиле Те же элементы фирменного стиля в группе «ВКонтакте» Прочие элементы фирменного стиля

8. TASK4U

Сервис оказания услуг выбрал узнаваемый товарный знак и желтый цвет.

Главная страница сайта Паблик во «ВКонтакте» Другие элементы фирменного стиля Даже кубик Рубика есть!

9. «Анкер»

Магазин часов использует везде один и тот же логотип, цвета, графические элементы.

Вот какой фирменный стиль был разработан для компании Вот как он используется на странице в Facebook Логотип – на почетном месте на сайте компании Мы занимаемся комплексным продвижением бизнеса в интернете. Главная цель – ваши продажи. Подробнее

B2В, или Бизнес для бизнеса

10. Envybox

Логотип в виде мороженого (которое, если присмотреться, вовсе не мороженое, а воронка продаж) и разноцветные круги – элементы фирменного стиля интернет-маркетологов.

Яркий узнаваемый дизайн на сайте компании... … на YouTube-канале… … в блоге... … в визуальном оформлении корпоративного мероприятия

11. Pepper

Сервис для сбора аудитории во «ВКонтакте» выбрал за основу ярко-красный цвет и изображение острого перчика.

Главная страница сайта Оформление группы «ВКонтакте» YouTube-канал Оформление сообщества «ВКонтакте»: самое подробное руководство в рунете

Прочие обладатели фирменного стиля

Фирменный стиль может разрабатываться не только для бизнеса, но и для учреждений, объектов государственного значения и даже отдельных мероприятий.

12. Воронежский государственный университет

Vc.ru опубликовал кейс по разработке фирменного стиля для крупного вуза страны. Дизайнеры обновили существующий герб, который стал логотипом, разработали типографику, цвета и фирменный узор.

Так создавался логотип Фирменный узор, или паттерн Прочая документация. И кружка

13. Тунгусский заповедник

В 2013 году фирменный стиль появился у Тунгусского заповедника. В образе бренда соединились национальный колорит, природные особенности объекта и даже связь с космосом.

Над логотипом поломаешь голову. Что это – водоворот, черная дыра, солнце? Буклеты, визитки, сувенирная продукция Еще немного космоса вам в ленту

Заключение

В общем, вы поняли: фирменный стиль – важнейший этап PR-продвижения вашего бизнеса в интернете. Вдохновляйтесь нашими примерами и берите идеи на вооружение. Удачи!

chto-takoe-firmennyy-stil-primery-rossiyskikh-kompaniy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *