Графические техники: Графика — Википедия – Программа «Основы графики. Виды графических техник и их использование в условиях современного урока»

Графика. Виды графики. Графические техники » Народна Освіта

Графика — вид изобразительного искусства. Слово графика происходит от греческого слова графо, которое означает писать, чертить, процарапывать.

Графические произведения, в отличие от живописных, передают самое главное без лишних деталей. Они будто отображают идею произведения. Графические работы могут быть черно-белыми, иногда цветными. В результате окружающий мир в графике очень выразительный, но несколько условный, образный.

Самостоятельные, отдельные произведения называют станковой графикой. Несколько станковых листов, объединенных общей идеей, образуют графическую серию.

Виды графики. Графика объединяет две группы художественных произведений: рисунок и печатную графику.

Рисунок считают уникальным, потому что он существует в единственном экземпляре. В старину художники рисовали на папирусе, позднее — на пергаменте, с XIV в. — на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани.

Папирус – материал для письма, изготовленный из болотного растения папируса.

Пергамент – материал для письма, изготовленный из кожи животных.

Графические техники. Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, сангвиной (красно-коричневым карандашом, изготовленным из особого сорта глины) и другими средствами. О работе, созданной цветными мелками, мы скажем: выполнена в технике пастели.

Графические техники. Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, сангвиной (красно-коричневым карандашом, изготовленным из особого сорта глины) и другими средствами. О работе, созданной цветными мелками, мы скажем: выполнена в технике пастели.

В отличие от рисунка, печатная графика существует во многих экземплярах. Чтобы их получить, используют гравюру — изображение на твердом материале, которое покрывают красками, а потом отпечатывают на бумаге.

 

Существуют разные техники гравюры: ксилография, линогравюра, офорт, литография. С появлением гравюры связано возникновение печатной книги и развитие книжной графики.

В повседневности мы чаще всего сталкиваемся с промышленной графикой. Это — почтовые марки, афиши, театральные программки, этикетки, фирменные знаки, рисунки на коробках для тортов и конфет и т.п.

Линогравюра — рисунок, вырезанный на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине стальными резцами разной конфигурации. В зависимости от формы резца линия, которую он оставляет, может быть совсем тоненькой, острой или же широкой, округленной. Таким образом изготавливают форму. Потом на нее наносят печатную краску с помощью специального оборудования — валиков.

Печатают линогравюру на печатном прессе. При этом слой краски, нанесенный на форму, отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток называют линогравюрой, или, обобщенно, как и все другие печатные техники, — эстампом.

Ксилография (гравюра на дереве) — изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Для этого пригодны не все породы деревьев. Художники используют грушу, дуб, бук, самшит.

Деревянную поверхность тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но большая твердость дерева позволяет обогатить изображение мелочами, деталями. Выполнять такую работу сложнее.

Печатают оттиск так же, как и линогравюру, с помощью печатного пресса на специальной эстампной бумаге. Эта техника старинная и пришла к нам из глубины веков. Именно таким образом выполняли первые печатные книги.

Офорт, или гравюра на металле, — это несколько техник исполнения печатной формы из металла (меди, цинка). Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую пластину. Это может быть гравирование, процарапывание. Такая работа требует исключительной точности и физического напряжения.

 

Существуют способы более легкого нанесения рисунка. Пластину можно покрыть защитным слоем специального лака и «рисовать», снимая лишь лак. Потом такую пластину погружают в емкость с кислотой, и кислота вместо гравера делает уг

Различные графические техники исполнения, применяемые на занятиях графической композицией в художественной школе (из личного опыта преподавателя)

Главной задачей обучения в художественной школе является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в специальных учебных заведениях.

Разрабатывая тематические планы по композиции, я опиралась на действующие программы обучения, но при этом существенно их изменяя, перерабатывая, делая интересней, разнообразней, богаче.

Я предлагаю детям заняться графической композицией. Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения.

Учебный предмет “Графическая композиция” является одним из предметов вариативной части и реализуется при 5-летнем сроке обучения в 1-3 классах. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия – 1-3 классы – 1,5 часа в неделю; самостоятельная работа – 1-3 классы – 1,5 часа в неделю.

В каждом деле должна быть система, а в графике она тем более необходима. Система неизмеримо ускорит путь к свободному владению материалом, к радости удачных оттисков, предохранит от многих неудач. Весь курс графической композиции рассчитан так, что из класса в класс усложняются не только задания, но и техники исполнения

(Приложение 1), (Приложение 2). В первом классе, наряду с традиционными техниками (акварель, гуашь), знакомим детей с рядом необычных, очень эффектных графических техник (монотипия, граттаж, акватушь). Это тем более необходимо сделать по ряду причин: детей нужно привлечь к длительному обучению в художественной школе, заинтересовать творческим процессом. В связи с тем, что у школьников в первом классе нет должных навыков в рисовании, как говорят “рука не набита”, их могут не удовлетворять конечные результаты собственной работы и, что хуже- разочаровать. А это недопустимо! Нужно очень бережно относиться к детской ранимой душе, вселить в детей уверенность в своих силах. А предлагаемые мною техники очень благодарные с этой точки зрения. И учебный процесс в первом классе, где преподаются основы теории художественных дисциплин, становится более увлекательным, не таким утомительным. Эти графические техники помогут скрыть недостатки еще неопытных рисовальщиков, а благодаря своим неожиданным эффектам, обогатить работу и, даже, превратить недостатки в достоинства.

На примере этих графических техник знакомим детей и с понятием “оттиска”. Особое внимание учащихся обратить на то, как форма отпечатка зависит от формы предмета, незаметно подвести к понятиям “прямого” и “зеркального” отображения предметов. Это необходимо для дальнейшего знакомства с гравюрой.

Одна из графических техник, которые я предлагаю на уроках графической композиции в первом классе, – граттаж (от французского слова gratter — скрести, царапать), напоминает непосредственно гравюру. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания изображения каким-либо острым предметом. В некоторых источниках эта техника появляется под названием “граттография” или “воскография”.

Описание техники “граттаж”.

Плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина (можно натереть свечой). Затем, на всю поверхность широкой кистью наносят слой туши (гуаши). Когда тушь высохнет, острым предметом – скребком, ножом, гвоздем – процарапывают рисунок, образуя тонкие линии, штрихи (Рисунок 1). Именно контраст белых линий и черного фона делает эту технику похожей на гравюру.

Рисунок 1

Другая, не менее наглядная и эффектная техника – акватушь (от латинского слова aqua– вода).

Описание техники “акватушь”.

На листе плотной бумаги выполняется рисунок гуашью, крупными, широкими мазками. Затем весь лист покрывается черной тушью. После того, как тушь высохнет, рисунок “проявляется” в емкости с водой (Рисунок 2). Процесс напоминает проявление фотографии, когда под руками на черном фоне начинает появляться интересный светлый рисунок со слегка размытыми контурами. Это вызывает со стороны учащихся кучу положительных эмоций, они с восторгом наблюдают за происходящим.

Рисунок 2

Следующая графическая техника — монотипия (от греческого слова monos – один), так как отпечаток в этой технике получается всегда только один.

Описание техники “монотипия”.

На гладкой поверхности – стекле, выполняется рисунок краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности стекла с рисунком. Можно прокатать фотоваликом. Получается оттиск в зеркальном отображении (Рисунок 3). Существуют разновидности монотипии: диатипия (штриховая монотипия), монотипия масляными или гуашевыми красками, “свободная печать”. С этими вариантами монотипий я знакомлю учащихся последовательно в течение всего курса (Рисунок 4).

Рисунок 3

Рисунок 4

Во втором классе дети знакомятся непосредственно с гравюрой, которая выполняется на картоне. Можно разнообразить эту технику, выполнив одно задание методом аппликации на картоне, другое – методом прорезывания.

В третьем классе, когда дети уже обладают достаточными умениями и навыками, я знакомлю учащихся с линогравюрой, в том числе и с цветной, и с офортом — гравюрой на металле в технике “сухая игла” (металл можно заменить пластиком).

На всех этапах знакомства учащихся с графическими техниками особое внимание уделяю технике безопасности.

Но не нужно гнаться только лишь за внешними эффектами. Основные понятия курса композиции – замысел и картина. И все должно быть подчинено этому. Роль преподавателя – направлять на разумный выбор той или иной техники для данного задания.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Станковая графика

Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471—1528), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (17601849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX веков. Многие художники-живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.

Классификация[править | править исходный текст]

Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объёма: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

  • Станковая графика (станковый рисунокэстамп)

  • Книжная графика (иллюстрациивиньетки, заставки, буквицы, обложкасуперобложка и т. п.)

  • Журнальная и газетная графика

  • Прикладная графика, (плакат и пр.)

  • Компьютерная графика

  • Промышленная графика

  • Сталеграфика

и некоторые другие виды графики. Как проявления массовой культуры специфическими видами графики являются в станковой печатной графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX веке как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. МаяковскогоД. С. МоораА. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше).

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования, графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

Графика (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основан­ные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными сред­ствами и выразительными возможностями.

Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших ху­дожников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр — народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников.

 

По назначению различаются станковая, книжная, газетно-журнальная, при­кладная графика и плакат.

 

Станковое искусство — род изобразительных искусств, про­изведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декора­тивного или утилитарного назначения (в живописи — картины; в графике — эстампы, станковые рисунки и лубок). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения.

Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок. Эстамп — оттиск на бумаге. Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выста­вочные коллекции и экспозиции.

 

Книжная графика включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкова­ния литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирова­ние и оформление книги.

В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются: — фронтиспис, заставку и концовку; — полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации, которые соответствен­но располагаются на половине страницы, на всей странице и на двух страницах; — оборонные иллюстрации; — рисунки на полях.

 

Газетно-журнальная графика — иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий, специфический массовый вид — карикатура.

 

Прикладная графика — промышленная графика (товарные ярлыки, фирмен­ные знаки, издательские марки, упаковка, различные рекламные издания), почто­вые марки, экслибрисы, денежные знаки, информационные материалы (буклеты, программы, проспекты). Прикладная графика вносит художественное начало в оформление предметов утилитарного характера.

 

Плакат — вид торговой и театральной рекламы и политической агитации.

 

Наряду с традиционной, рисованной или печатной, но так или иначе возни­кающей под рукой художника, появилась компьютерная графика. Компьютерная графика — технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники.

 

Особую, самостоятельную область образует Графика письма (эпиграфика, ис­кусство шрифта, каллиграфия).

 

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются уникальная и печатная Графика.

 

Уникальная Графика — рисунок акварель, гуашь, монотипия, коллаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.

 

Печатная Графика дает возможность получить определенный тираж относи­тельно равноценных, идентичных художественных произведений — оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттис­ку).

 

В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравиро­вания), различаются такие разновидности («техники») печатной Графики: ксило­графия, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и другие, выступающие иногда в чистом виде, иногда как смешанная техника, как в черно-белом, так и в цветных вариантах.

 

В прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации используется печа­тание. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлин­ных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала — дерева, металла, линолеума — называется гравированием (от французского сло­ва graver — вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапыва­ния каким-либо острым инструментом — иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.

 

Использование разнообразных графических изобразительных техник и материалов при выполнении набросков

Учебная дисциплина «Рисунок» входит в блок профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин специальностей 54.02.05 Живопись и 54.02.01 Дизайн. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь использовать основные изобразительные техники и материалы при изображении объектов предметного мира, пространства, фигуры человека средствами академического рисунка.

Наброски – одна из разновидностей рисунка. В учебном процессе наброски необходимы как вспомогательный материал и, в то же время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения. Наброски отличаются краткосрочностью. Систематическая работа над набросками развивает глазомер, наблюдательность, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями об окружающем мире. Многообразие учебных и творческих задач вызывает необходимость обращать серьёзное внимание на разные графические техники выполнения рисунков. В свою очередь это вызывает потребность изучать технические возможности различных материалов и инструментов, применяемых в рисунке. Во всех видах искусства технике исполнения уделяется большое внимание. Техника рисунка – это искусство исполнения, это «находчивость», это предугадывание тех эффектов, которые могут получиться при использовании данного приёма, материала.

Наброски необходимо выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. Велик и многообразен диапазон технических приёмов, различных рисовальных материалов, бесконечно число манер рисунка, но та или другая манера должна применяться всегда в связи с поставленной задачей.

Виды набросков

Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т. е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Набросок – изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом или техникой. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а также его опыта в работе с тем или иным графическим материалом.

Набросок с натуры. Рисование с натуры – первооснова профессионального художественного образования – предоставляет возможность осмыслить принципы построения объёмной формы на двухмерной плоскости. Развивает объёмно-пространственное представление. Перед тем как начинать набросок, очень полезно некоторое время внимательно присмотреться к натуре, изучить ее. Работа должна идти с ясным осознанием того, что нужно сделать, что выразить. Набросок даёт возможность выразить первое впечатление от натуры во всей её неповторимости. Необходимо уметь взять из натуры только то, что нужно. Надо стараться развить  своё умение смотреть на натуру так, чтобы воспринимать предмет или группу предметов как единое целое, определяя, прежде всего, общие очертания этого целого и одновременно оценивая характерные особенности его отдельных элементов. Подлинный художник, стремясь изучить жизнь, постоянно использует альбом, куда заносить всё, что привлекает его в явлениях окружающей жизни. Большую ценность представляют наброски художников в период Великой отечественной войны. Посмотрите наброски А. В. Кокорина «Из фронтового дневника» (рис.1).


Рис. 1

Набросок учебно-познавательного характера служит для уяснения для себя строения отдельных узлов и деталей объекта изображения. Цель схематичных рисунков – понять механизм, устройство формы. При конструктивном анализе формы натуры (линейно-конструктивном построении) студент должен разобраться в комбинации элементов формы, отобрать наиболее важное и существенное (рис.2). Стремление обосновать развитие формы на основных каркасных, стержневых моментах играет в рисунке существенную роль.


Рис. 2

Набросок  по памяти.Набросок по памяти — это своего рода первый шаг к будущей большой работе над образом и композицией. В зарисовке, сделанной по памяти, часто можно отметить наличие выдумки, творческой фантазии. Во всех случаях, когда художник работает «от себя», огромное значение имеет зрительная память: чем она острее, тем легче художнику удержать в своём сознании то или иное явление реального мира. П. А. Федотов в своих зарисовках по памяти много внимания уделял характеру людей, выражению их лиц, манере держать себя. Например, один из листов его альбома посвящён зарисовкам, «как люди ведут себя на холоде» (рис.3).

Рис.3

Набросок по представлению.Набросок по представлению отдален от натуры и появляется на свет длительное время спустя после наблюде­ния и даже без такового на основе воображения и знаний. В зарисовке по памяти всегда есть определенный отпечаток конкретной обстановки и след виденного предмета. В наброске по представлению изображение в большой мере возникает за счет фантазии, вобравшей в себя сумму наблюдений; за счет сознания, обогащенного острой наблюдательностью; за счет зрительной памяти, развитой множеством упражнений в различных видах рисования.  Изобразительно фантазировать, воображать, мыслить образами доступно лишь тому, кто имеет уже опыт в работе с натуры и по памяти. В набросках по представлению руководящая роль принадлежит творческому замыслу, требующему поисков убедительной композиции, ярко выражающей идею будущего произведения.

Способы выполнения набросков

Графические средства, с помощью которых создаётся изображение в наброске, — линия,  штрих, пятно и комбинации этих элементов.

 Набросок  линией. В быстром рисовании очень часто используется линеарный принцип создания изображения, когда с помощью небольшого количества линий отграничивают контурные очертания и основные элементы формы предмета от остальной части листа бумаги. Как правило, такие наброски весьма лаконичны и выразительны (рис. 4).

Рис. 4

Анализ набросков  художников позво­ляет выделить следующий ряд общих закономерностей, присущих линии:

1. Линия, обрисовывая в набро­ске края уходящей в глубину фор­мы предмета, теряет свою толщину и активность  (черноту).  Наиболее акцентируется начало формы, наи­менее — ее конец.

2. Линии, изображающие верти­кальные и наклонные края или грани форм, теряют свою актив­ность по мере удаления в глубину рисунка.

3. Контуры освещенных поверх­ностей намечаются легкой (светлой) линией, а границы затененных — бо­лее четкой (темной) линией с учетом характера касаний форм к окружаю­щей среде. Наиболее активно подчеркивается ближайший к перед­нему плану край собственной или падающей тени.

4. Степень активности линий со­ответствует тональным отношениям: темный предмет имеет более четкий силуэт и поэтому может быть наме­чен более активным контуром, чем светлый.

5. Качество линий изменяется со­образно с различными качествами поверхности предметов:   металл — четкая, жесткая линия; шерстяная ткань — мягкая, более широкая и т. д.

При выполнении линейного наброска следует избегать элементарной обводки скучной проволочной линией. Линия, следуя форме, подчиняясь ей, обязательно должна где-то усилиться, где-то стать исчезающе слабой, где-то жёстко подчеркнуть форму, где-то рыхло расплыться на плавных переходах. Однако, специально думать о красоте проводимой линии не имеет смысла. Это резко ограничит свободу рисовальщика.

Набросок линией с одновременной проработкой формы тоном. Часто в набросках рисовальщик сочетает линию и тональное пятно (рис. 5). 

Рис.5.


Выделим ряд технических приемов, способствующих передаче пространственных, объемных и мате­риальных качеств изображения:

— светотеневой контраст усили­вается по мере приближения предме­та к источнику света и наблюдателю, что проявляется в рисунке в большей подчеркнутости краев на переднем плане, в снижении актив­ности штриховки по мере движения формы в глубину.

— вследствие воздушной перс­пективы предметы   или элементы
формы второго плана более обоб­щены, менее рельефны и контрастны
по светотени.

— штрих,  идущий  по  форме, способствует объемному вос­приятию изображения.

— пассивный штрих применяется на предметах дальнего плана и на фоне; активный штрих как по направлению, так и нажиму и фактуре на форме ближайших предметов.

— границы собственных и падаю­щих теней при соприкосновении всег­да сливаются, поэтому края формы в тени не должны подчеркиваться активной линией.

— штрих в свету и световых полутенях должен быть острым, активным, направленным по форме и, как правило, более коротким в си­лу его моделирующего характера.

 От линеарно-контурного приёма выполнения наброска несколько отличается приём создания изображения с помощью более коротких, прерывистых линий-штрихов. Нанесённые на лист бумаги. Они дают представление не только о контурных очертаниях объекта, но и о его объёмной форме, характере освещения. Существует несколько приёмов использования штрихов для создания изображения. Иногда они наносятся параллельными рядами. В других случаях может быть использовано перекрёстное нанесение штрихов. Иногда художник рисует с помощью очень коротких прерывистых штрихов, из которых изображение получается как бы сотканным. Образуется своеобразный текучий поток чёрточек-штрихов, что придаёт наброску трепетность, живость. Нередко рисующие не придерживаются какой-либо системы применения штрихов, прокладывают их произвольно, благодаря чему создаётся впечатление особой динамичности изображения.

Выполнение набросков тоном, пятном. Натура воспринимается общей массой, тоновым пятном (рис. 6).


Рис.6.

Зрительный образ, сложившийся при первом взгляде на натуру, в силу того, что рисующий уже знает, что конкретно он должен выяснить в натуре и как он будет изображать, имеет большое значение в течение всего времени выполнения наброска, и особенно на первом этапе наблюдения и выполнения.  Несомненную пользу в овладении цельно и лаконично выполнять наброски приносит силуэтное рисование, когда основное внимание направлено на характеристику целого, передачу общих очертаний предмета, его массы, силуэта. Чаще всего такие наброски делают кистью и одноцветной (чёрной или коричневой) акварелью, тушью. Можно силуэтное изображение создать с помощью угля или тёмной сангины.

Разнообразие бумаги  Рисовать можно на любой поверхности, позволяющей оставить на ней видимый след. Наиболее удобными материалами для нанесения рисунка оказались бумага и картон, которыми пользуются все художники в течение многих столетий.

Бумага.  Происхождение слова точно не установлено. Бумага – волокнистый материал, изготовленный на основе целлюлозы и древесной измельчённой массы, спрессованной в лист, проклеенный и часто отбеленный. Известно более 600 видов бумаги, имеющих свои добавки и способы обработки. Для выполнения рисунка очень важно правильно выбрать бумагу. Поверхность бумаги должна всегда соответствовать материалу. Угольный рисунок лучше вести на шероховатой бумаге. Для соуса или сангины выбирается такая же бумага. Работая карандашом, очень большой формат листа брать не следует, так как обрабатывать большие плоскости очень трудно и долго. В современных рисунках находят применение различные сорта бумаги. Они отличаются толщиной, фактурой, проклейкой, цветом, крепостью, плотностью, прозрачностью. Все они могут быть  с успехом использованы в рисунке. Например, на самых дешёвых, так называемых газетной, обёрточной, папиросной, можно добиться выразительности, какой не добьешься на дорогой ватмановской.  Простая дешёвая бумага располагает к более «свободному» и «быстрому» рисунку. Обойная (оборотная сторона гладких обоев) – бумага разных светлых, холодных оттенков.

Чертёжная бумага: белая, плотная, с гладкой поверхностью, хорошо проклеенная – для небольших набросков техникой перо-тушь4 тонкая – для линейных зарисовок боле твёрдым графитным карандашом «Т», «ТМ».

Полуватман – белая, очень прочная, плотная бумага с шероховатой фактурой – для набросков сухим и мокрым соусом. Сангиной. Жидкой тушью, деревянной палочкой, мягкой колонковой или беличьей кистью (в «размывку»), одноцветной акварелью, а также для более длительных зарисовок графитными и угольными карандашами, прессованным углём и т. п.

Использование цвета, фактуры бумаги также даёт определённый изобразительный эффект. Тонированная бумага заранее даёт для рисунка средний тон, по которому можно работать как тёмным, так и светлым материалом. Цветную бумагу легко приготовить при помощи раствора кофе или чая, а также заливками однотонной акварели или гуаши.

Картон. В сущности это разновидность бумаги, только с большей плотностью и толщиной. Упаковочный, так называемый жёлтый картон, как правило, шероховатый, слабо проклеенный, пригоден для рисования только мягким материалом. Многослойный картон, белый с одной стороны и серый с тёплым оттенком с другой, гладкий, более универсален: на нём можно рисовать и твёрдым карандашом и углём, причём с обеих сторон.

Графические материалы и технические возможности работы с ними

Разнообразные рисовальные материалы можно распределить на две группы:

1-я – сухого употребления – разной твёрдости свинцовые графиты, цветные грифели, мелки, сангина, пастель, простой и прессованный уголь;

2-я  — мокрого употребления – тушь, чернила, чёрная акварель, гуашь, размываемые кистью мелки, соус.

Ниже даётся краткий обзор основных возможностей разных материалов и инструментов, их специфических свойств и характерных особенностей.

Карандаши.

Графитный карандаш — наиболее распространённый материал  в учебном рисунке, обладающий рядом несомненных достоинств: чёткостью линии, бархатистостью штриха, возможностью исправления ошибок с помощью резинки.

Наиболее употребляемые графитные карандаши делятся на твёрдые и мягкие. По градации твёрдые имеют обозначения: «Т», «2Т» и так до «6Т»; мягкие: «М», «2М» и так до «6М»; средние между ними имеют марку «ТМ». В начале обучения для твёрдой постановки навыков и координации действий рисующего рекомендуется рисовать карандашом с тонким грифелем средней твёрдости или мягкости – «М», «2М» или «В», «2В» на белой бумаге определённого размера, использовать мягкую резинку.

Твёрдые карандаши находят применение при исполнении рисунков, когда необходимо тонко и точно передать какое-либо изображение.

Мягкие карандаши, начиная с «3М», дают в рисунке широкую градацию по силе линий и тона с красивой фактурой, они допускают возможность работы на самых слабых по структуре бумагах, вплоть до «папиросной».

Богатые качества мягких карандашей (жирность фактуры, интенсивность тона) позволяют вести рисунок в «живописных» манерах.

Для графитного карандаша более характерна штриховая техника рисунка. На карандашную технику влияет характер затачивания карандаша. Остро отточенный грифель даёт возможность художнику чётко прорисовывать мелкие детали и создавать строгий и тонкий рисунок.

Большими техническими возможностями обладает фитильный карандаш – фломастер, стержень которого делается из фетра или пористого пластика. Фломастеры заряжаются специальной жидкой краской (чернилами) всевозможных цветов (рис. 7). Изобразительные возможности фломастера зависят от толщины и плотности стержня, степени его насыщенности чернилами, силы нажима на него.


Рис.7.

Карандаш Ретушь – даёт интенсивную черноту и матовую поверхность. Дополнительное отличие от простого карандаша – трудно поддаётся стиранию резинкой.

Цветные карандаши – целое семейство карандашей с цветными стержнями, начиная от школьных и кончая гримёрными. Чаще всего применяются карандаши коричневой группы.

Толстые грифели

графические техники. Серия из 6 мастер-классов.

Шесть больших мастер-классов, каждый посвящен своей технике рисования, все вместе – мощный курс для развития креативных способностей и разных способов изображения предметов. Общее время видеозаписи – более 8 часов, для освоения этого материала пондаобится больше времени.

Самые простые и даже банальные вещи можно нарисовать изящно и красиво. И для этого не требуются дорогие и редкие материалы. Александра Сперанская в серии мастер-классов покажет, как рисовать предметы из нашего окружения самыми обычными инструментами, которые есть в запасах даже начинающих художников.

Александра выбрала простые предметы: чеснок, книгу, ракушку, грушу, цветок, бутылку и досочку, и на их примере показала шесть различных вариантов работы графическими материалами.
Каждый мастер-класс можно будет купить отдельно, но вместе, конечно, будет дешевле и главное, намного полезнее освоить сразу много разных техник рисования, чтобы применять их в разных ситуациях по своему усмотрению.

Мастер-класс "Чеснок на черном фоне". Автор А. Сперанская.Для кого эта  серия мастер-классов?
•    Для начинающих, и для тех, кто уже совершенствуется в рисунке, но хотел бы попробовать новые техники рисования, и использовать разные материалы.
•    С поддержкой педагога:  советы Александры Сперанской всем, кто в них нуждается в течение трех недель со дня начала обучения.
•    Более 8 часов видеозаписи, постоянный и неограниченный доступ к материалам на сайте.
•    После прохождения серии мастер-классов у вас останется 6 полноценных графических работ, которые можно оформить в рамку и повесить на стену, подарить друзьям, отправить на выставку, сложить портфолио или даже продать. А главное – останутся знания и навыки работы с разными графическими материалами и в разных техниках.

Материалы и инструменты

Материалы для работы, используемые Александрой (в скобках указан хронометраж – это время, которое понадобится вам для создания своей работы):

МК «Старинные книги»: простые карандаши НB, B, 2B, 5B, стирательная резинка, тонированная бумага или цветной картон светлых тонов (1,5 – 2 часа). Для натуры – пара книг, лучше старых, потрепанных.

МК «Две груши мягкими материалами»: простой карандаш, резинка, мелки сепия и сангина, бумага пастельная тонированная светлого оттенка (1,5 часа). Для натуры – две груши, или другие фрукты простой формы.

МК «Чеснок на черном фоне»: черная бумага для пастели или любая другая темная бумага, подойдет темный картон из наборов для детского творчества, белый карандаш любой, белый пастельный мелок (сухая пастель), стирательная резинка, чеснок (1 -1,5 часа).

МК «Ракушка в смешанной технике»: акварельная бумага (у Александры 300 г/кв.м., можно взять и другую), простой карандаш, резинка, черный линер (или тонкий черный маркер), акварельные краски (у Александры 24 цвета), кисти белка, колонок, бумажный скотч, чтобы прикрепить лист к планшету, сам планшет, лист бумаги вместо палитры (1,5-2 часа). Если будете рисовать с натуры – понадобится крупная ракушка.

МК «Белый цветок шариковой ручкой»: белая бумага, плотная, не рекомендуется использовать бумагу для принтера, черная шариковая ручка. Понадобится белый цветок, если будете рисовать с натуры. У Александры цветок — левкой (1 -1,5 часа).

МК «Бытовой натюрморт цветными карандашами и маркером»: серый картон или бумага для пастели, простой карандаш и стирательная резинка, цветные карандаши, черный маркер. Если будете ставить свой натюрморт, понадобится бутылка зеленого стекла, несколько головок чеснока, деревянная досочка (1,5-2 часа).

Александра родилась в творческой семье: папа — художник, мама — искусствовед. Сама Александра признается, что не помнит, когда впервые начала рисовать. Кажется, что творчество всегда присутствовало в ее жизни. Рисовать было естественно и необходимо, также как дышать. Папа водил маленькую Александру на пленэры, ей запомнился большой железный зонт, тяжелый взрослый этюдник. Отец самозабвенно писал маслом, попутно давал уроки дочери.

Родители хотели, чтобы дочь стала художником, и это их желание соответствовало потребностям и способностям Александры. Ведь единственное, чего ей хотелось всегда – это рисовать. Когда в художественной школе одноклассники скучали над рисунками гипсов, Александре и это нравилось. Вообще в искусстве нравилось все, а мечта была – стать театральным художником, как родная тётя Елена Ремерова. Возможно поэтому, сразу после школы Александра начала работать художником в кинотеатре. Она рисовала афиши. Помните, раньше афиши были рукотворными? Вот и Александра создавала большие рекламные плакаты, иногда чуть ли не с нее ростом.

Потом было обучение в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на факультете графики. Именно тогда Александра испытала настоящий восторг, когда «проходили» виды печатной графики. Любовь к ним она  сохраняет и сейчас, работая самыми разными материалами, в разных стилях и техниках.

Работа Александры Сперанской "На горке".Сразу после окончания института в 2006 году Александра  организовала собственную учебную студию для взрослых и детей. Как и многие молодые художники, значительную часть времени Александра преподавала в художественных школах, в вечерних рисовальных классах при Академии Художеств, работала по заказам, но студия всегда была главным местом приложения сил и занимала все свободное время. Сначала казалось, что обучение других – второстепенное занятие в жизни, главное – собственное творчество, но однажды пришло понимание, что Александре по-настоящему нравится преподавать. Она любит своих учеников, и по собственному ее признанию, общение с ними многое дает для ее собственного развития. Кто ее ученики? Это – поступающая в художественные ВУЗы молодежь и взрослые любители, для которых занятия изобразительным искусством стали отдыхом и хобби. Некоторые учатся у Александры по несколько лет, достигая уровня уверенного владения художественными материалами и техниками.

С 2016 года Александра ездит с учениками на пленэры во Францию. Эта страна притягивает, хочется узнать ее больше, в деталях и подробностях, поделиться своей любовью с друзьями и студентами. На пленэрах все работают в разных техниках: масло, акварель, пастель, цветные карандаши, маркеры – все идет в ход.

Сама Александра одинаково профессионально владеет разными техниками живописи и графики. Ее портфолио поражает разнообразием техник, тем, сюжетов. Но графические техники остаются ее любимой темой, именно поэтому она была выбрана для записи видеоуроков на «Горизонтуме».

Работа А. Сперанской. "Марафет"Точный рисунок, выразительная линия – сильная сторона всех работ Александры, даже живописных, выполненных маслом или темперой. Акварельные пейзажи Александры в целом не характеры для современного направления развития этого искусства, и скорее, тяготеют к старой школе акварельной живописи: сочные интенсивные цвета, глубокие тени, четкость линий и контуров. Нет в ее акварелях расплывов и туманных далей, свойственных большинству современных акварелистов. Есть – определенность зон света и тени, границ разных сред: воздуха и зелени, травяного покрова и воды, ровные линии столбов и крыш – все это говорит о том, что акварельная стихия покорно принимает те формы, которые требует от нее рука художницы.

Диапазон творческих возможностей автора впечатляет: среди ее работ есть крошечные офорты – открытки и экслибрисы и интерьерная роспись стен, тончайшие акварельные пейзажи и брутальные жанровые сцены, романтические сказочные сюжеты и насмешливые изображения современников – типажей нашего времени.

В работах Александры Сперанской последних лет заметна увлеченность искусством начала ХХ века: художниками-примитивистами, кубизмом и другими модернистскими течениями в живописи. И, как сказала Александра в интервью, более всего ее интересуют взаимосвязи в искусстве, изучать и видеть которые – само по себе настоящая радость и удовольствие.

Когда видишь Александру за мольбертом, кажется, она рисует играючи, легко и бездумно, и только по сосредоточенному взгляду и неулыбчивости можно догадаться о том, что идет серьезная внутренняя работа.

О чем мечтает Александра? О большой картине маслом, но это дело будущего, пока идея зреет и вынашивается. Конечно, Александра принимает участие в выставках, российских и зарубежных, и список их уже занимает не одну страницу. Ее работы находятся в коллекциях в Константиновском Президентском дворце, Библиотеке книжной графики, библиотеке Турина (Италия), Киришском художественном музее и в частных собраниях России, Франции, Италии, Бельгии и США.

Мы желаем Александре больших творческих успехов и благодарим за сотрудничество с «Горизонтумом»!

Награды Александры Сперанской:

2005 – Обладатель гранта в конкурсе «Музы Петербурга».
Лауреат художественного конкурса первого международного Рождественского    фестиваля «Щелкунчик»  Государственного театра им. Н. А. Римского-Корсакова.
2013 – Награждена Императорской медалью «Юбилей Всенароднаго Подвига 1613-2013».
2014 – Лауреат Государственной стипендии Министерства культуры Российской Федерации.
2016 – Лауреат четвёртого международного конкурса «Большой формат на пленэре». Город Фурж. Франция. Приз банка Кредит Агриколь.

Участие в выставках:

Работа А. Сперанской "Женщина с артишоком на голове"

1997

Интернациональный художественный конкурс  в  Кракове. (Польша)

2001

Выставка в музее-заповеднике (Пушкинские горы).

2002

Выставка на академической базе А. И. Куинджи. г. Алупка, Крым.
Выставка летней практики в институте им. И. Е. Репина.  

2003

Выставка «Русский север» в институте им. И. Е. Репина.

2004

Международный конкурс экслибриса «Il bosco stregato». Италия.
«Осенняя выставка» в Союзе художников Санкт-Петербурга.

2005

Международный конкурс экслибриса «Tipoteca Italiana». Италия.
«Весенняя выставка» в Союзе художников.

2006

Выставка-конкурс «Пасхальная открытка и Пасхальные сувениры». Государственный театр оперы и балета  им. Н. А Римского-Корсакова.

2007

«Семь лет спустя » (Выставка выпускников Академического Художественного Лицея им. Б.В. Иогансона 1999 года.)
ХVI Международный Фестиваль Искусств «От авангарда до наших дней.

2009

Выставка студии «Стеклянный командор» «Встреча друзей» в рамках международной выставки пленэра города Путска, Польша.

2010

Выставка студии «Стеклянный командор» в Вечерних рисовальных классах Академии Художеств.
«Параллельное присутствие».  Проект « Современные художники России». Выставка  во «Дворце Конгрессов».
«Путешествие к Белому морю». Выставка четырёх художников. Галерея «Национальный центр».
«Отечество нам Царское село…» Выставка в здании администрации города Пушкина.
«300 лет Царскому селу. Юбилейная выставка». Выставочный зал Союза художников Санкт-Петербурга.
«Церкви России». Галерея «Национальный центр».

2011

«Книжный знак в творчестве Петербургских художников». Библиотека книжной графики.
«Весенняя выставка». Выставочный зал Союза художников Санкт-Петербурга.
Международный конкурс экслибриса. Бельгия.
«С чистого листа». Выставка графики. Галерея «Мольберт».
«Осенняя выставка». Выставка живописи и графики. Галерея «Мольберт».

2012

«Молодость Петербурга. Начало». Выставочный зал Союза художников Санкт-Петербурга на Охте.
«Мужчина и женщина». Галерея «Национальный центр».

2013

«Зоокультура». Выставочный зал Союза художников Санкт-Петербурга.
«Товарищам детям». Галерея Национальный центр.
«Петербургская среда». Концертно-выставочный зал «Смольный собор».
«400-летие дома Романовых». Музей Елены Образцовой.
«Чёрный романтизм». Галерея современного искусства. Город Пушкин.

2014

«И снова вместе». Итальянский зал института им. И. Е. Репина.
«Выставка печатной графики». Малый зал выставочного зала Манеж.
5-я Всероссийская выставка экслибриса». Город Вологда.
Второй международный конкурс «Большой формат на пленэре». Город Фурж, Франция.
Международный конкурс экслибриса. Польша.

2015

Третий  международный конкурс «Большой формат на пленэре». Город Фурж, Франция.

2016

Международная выставка «Окно во Францию. Нормандский формат». Музей искусства Санкт Петербурга ХХ-ХХI века.
Третий  международный конкурс «Большой формат на пленэре». Город Фурж, Франция.

Некоторые работы Александры Сперанской

Работа А. Сперанской "Яхт-клуб"

Работа А. Сперанской "Карлики", бумага, акварель, белила. 2013 г.

Работа А. Сперанской "Великий Устюг".

Работа А. Сперанской "В Питере весна".

Работа А. Сперанской "В саду".

Работа А. Сперанской "Моя Нормандия".

Работа А. Сперанской "Рыбалка"

Работа А. Сперанской "Зеленая лампа". 2013 г.

Работа А. Сперанской "Лицом к деревне". Бумага, темпера, 2011.

Работа А. Сперанской. Этюд. Бумага, акварель, 2011 г.

Работа А. Сперанской. Этюд. Бумага, акварель, 2011 г.

Работа А. Сперанской. Этюд. Бумага, акварель, 2011 г.

Работа А. Сперанской. Этюд. Бумага, акварель, 2011 г.

Программа курса

МК «Старинные книги» простым карандашом.

Рассчитан на 1,5-2 часа работы.

МК «Две груши мягкими материалами».

Рассчитан на 1,5 часа работы.

Мастер-класс "Чеснок на черном фоне". Автор А. Сперанская.МК «Чеснок на черном фоне».

Рассчитан на 1-1,5 часа работы.

МК «Ракушка в смешанной технике»: акварель+маркер.

Рассчитан на 1,5-2 часа работы.

МК «Белый цветок шариковой ручкой».

Рассчитан на 1-1,5 часа работы.

МК «Бытовой натюрморт цветными карандашами и маркером».

Время для работы 1,5-2 часа.

Тут скоро будут отображаться ваши работы.

Графика и различные графические техники

План-конспект открытого урока по Рисунку,

1 курс, специальность 072501 Дизайн

Тема урока: «Графика и различные графические техники»

Цели и задачи урока:

Обучающая: Дать определение графики как виду искусства, выявить основные характерные особенности следующих материалов: соус, сангина, уголь, пастель, кофе. Обучить навыкам работы различными графическими материалами. Закрепить знания о компоновке  рисунка, построении, о значении света и тени и методов передачи объёма предметов.

Развивающая: Развитие восприимчивости, речи, наблюдательности.

Воспитывающая: Воспитание интереса к предмету, воспитание способности мыслить, анализировать, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.

Оборудование урока: интерактивное оборудование, слайды, оригиналы графических работ, репродукции работ художников-графиков, различные графические материалы: соус, сангина, тушь, уголь, пастель, бумага, растворимый кофе в качестве материала по графике.

Материалы для студентов: бумага различных фактур и тона, соус, сангина, тушь, уголь, пастель.

План урока:

1.    Графика как вид искусства. Три вида графики: монументальная, станковая, декоративная.

2.    Специфика графики. Два типа станковой графики: эстамп и рисунок. Рисунок – главное выразительное средство.

3.    Зарождение рисунка в эпоху верхнего палеолита.  Становление рисунка как самостоятельного вида.

4.    Особенности различных техник и материалов в рисунке (уголь, сангина, пастель, соус, кофе).

5.    Самостоятельная работа учащихся в различных техниках на выбор: наброски предметов или творческие зарисовки.

6.    Анализ работ студентов. Вывод: основные отличия графики от живописи.

1. Показываю студентам различные работы в графической технике.

Задаю вопрос: Что объединяет все представленные работы? Студенты отвечают.
Учитель: На основе различных признаков изобразительное искусство можно распределить по различным группам и видам.

Один из видов искусства – графика, относится к пространственным (пластическим) видам искусства. Само слово «графика» ведет своё начало от греческого слова –  grapho -пишу, рисую. Рисунок  демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычного листа бумаги – белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется всё же более ограничено, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и чёрного (или какого либо другого цвета красящего пигмента.)

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида: учитель показывает слайд-фильм.
Монументальную — тесно связанную с  архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны.
Станковую – выполняемую «на станке», не имеющую связи с  определённым интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием         (рисунок, эстамп, лубок).

Декоративную – книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика – композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других «живых» материалов.

2.   Вопрос: Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие виды  изобразительного искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи?

Студенты отвечают. 

Обобщаю ответы:

Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как и художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику — в скульптуре, цвет – в  живописи).

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видами графики.
Станковая графика в зависимости от характера и техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.

Учитель показывает слайды и оригиналы графических работ.
Эстамп – от французского – штамповать, оттискивать – оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а на пластине какого – либо твёрдого материала, с которым потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Печатание применяется и в прикладной графике и в плакате.
Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий,  является станковый рисунок.

Рисунок выполняется художником непосредственно на листе бумаги, каким либо графическим материалом — карандашом, углём, тушью, сангиной акварелью, гуашью.

Рисунок – изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

3. Показываю слайд-фильм и комментирую:

Зародился рисунок ещё в эпоху верхнего палеолита – рисунки животных, процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании и др.) рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, пятну.

От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех последующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер.

«Рисунок, который называют рисунком наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры. Рисунок — источник и корень всякой науки» — писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564).

Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок освобождается от зависимости и начинает становится самостоятельной ценностью (17-18 в.в.) Сначала для рисунка используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появится графитный карандаш и резиновый ластик. В 19  веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи.

4.    Предлагаю студентам рассмотреть  особенности различных материалов для рисунка. Для этого предлагаю студентам выйти к мольберту, где прикреплён лист бумаги, и, проведя несколько линий любым материалом, дать ему характеристику. Обобщаю ответы  студентов и дополняю их.

Уголь — чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой, матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твёрдый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением растительного клея (сухой грифель). Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отличии от натурального рисовального угля, палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии. Которые очень трудно удаляются. Техника рисунка углём очень разнообразна, так как заточенные стержнем или палочкой угля можно проводить очень тонкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов. Можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объёмно-пространственные задачи. Художники,  работавшие углём: Х.Гольбейн (1497-1543), Ж. Энгр (1780-1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В.А. Серов (1865-1911).

Сангина – так же  и уголь, широко применяется в рисунке.  Сангина (лат.- кровь) – палочки каолина с добавлением окисла железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углём, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушёвками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые изобразительные средства в рисунке. Техника сангины даёт возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется тёплого красно-коричневого тона, близкого к телесному.  Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден.

Пастель — сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стёртых в порошок пигментов с добавлением  растительного клея. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок  цветными мелками приближает графику к живописи.

Пастельными палочками рисуют на шероховатой бумаге, картоне.  Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксатором (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают и застекляют в раму. Так называемая «чистая  пастель» выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смешивать, нанося один  слой на другой и растирая их растушёвкой или рукой. Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: Л. Караччи, Х. Гольбейна, Э. Манэ, Э. Дега. В России – И.И.Левитан, В. А. Серов.

Соус – разновидность пастели. Имеет широкую гамму цветов, соус можно использовать и как сухой и как жидкий (разбавленный водой) материал. Жирные чёрные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм. обёрнутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокалённого волоса или шерсти различных животных – беличьи, барсучьи, колонковые и других.
Кофейная графика. Одно из современных направлений в графике – использование в работе новых материалов. В частности, кофе. Кофейная графика выполняется разведённым растворимым кофе, она позволяет добиться приятного коричневатого тона в работе и различных тональностей. Кофе смешивается с водой на палитре, и работа выполняется в технике гризайль.

Каждое графическое средство можно использовать как самостоятельный материал, так и как дополнение к другому материалу. Например, уголь применяется для подготовки рисунка под масляную живопись, а пастель хорошо совмещать с такими техниками как гуашь и акварель.

Рисунок кистью помогает решать сумму задач: переход от линии к тону и наоборот, очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей, совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой.

5. Предлагаю студентам перейти к практической работе и выполнить либо наброски предметов различными материалами, либо создать творческие зарисовки. Студенты выполняют наброски и зарисовки различными материалами в течении 45 минут. Далее контролирую работу студентов, вместе с ними проводим просмотр работ и обсуждение.

6. Вместе со студентами подвожу итог урока:
Рассматривая различные виды графических работ и выполняя наброски и зарисовки разнообразными материалами, мы всё ближе и ближе подошли к живописи. Но так же в процессе нашей работы мы выявили и основные отличия графики от живописи. (Обращаюсь к студентам) Давайте сформулируем вместе основные отличия графики от живописи. Итак:

•    Огромное значение в графике имеет преобладание линии (линия как таковая в природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким либо инструментом – будь то резец, карандаш или кисть, либо создаётся соседствующими пятнами – ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши.

•    Графика более контрастна, в основном это контраст чёрного и белого, контраст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения (не случайно основой графических работ чаще всего является бумага – она предоставляет широкие возможности в выборе фактуры, цветового оттенка или фона).

•    Графика не загромождает пространство, а наоборот, создаёт его, в чем-то она похожа на музыку- ей свойственны паузы, и паузы  эти играют большую роль.

•    Графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания.

•    Графика, в основном, имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т.д.)

В качестве небольшого заключения:

Человек иногда напевает что-то своё, если у него легко на душе, пишет стихи, если испытывает, например, чувство влюблённости. Не обращал ли каждый из нас, что происходит, если просто задуматься, а в это время под рукой случайно окажется обычная ручка или карандаш  лист бумаги? Возникают странные образы- лица, фигурки, просто композиции из линий. Проведена кривая – и рождается странный образ птицы – изгиб крыла….Даже простой непрофессиональный рисунок – уже отражение внутреннего мира человека, его мыслей, состояния души. Так и в высокохудожественных самостоятельных работах через изгиб линий, стиль штриха, форму пятна отражается как внутренний мир художника так и восприятие автором мира окружающего.

Анализ урока.

Вывод.

Итог урока.

9

Графика как вид искусства. Материалы и техники авторской графики — Мегаобучалка


Особенности графики как вида изобразительного искусства. Техники рисунка.

Графика (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основан­ные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными сред­ствами и выразительными возможностями. Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших ху­дожников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр — народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников.   По назначению различаются станковая, книжная, газетно-журнальная, при­кладная графика и плакат.   Станковая графика Станковое искусство — род изобразительных искусств, про­изведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декора­тивного или утилитарного назначения (в живописи — картины; в графике — эстампы, станковые рисунки и лубок). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения. Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок. Эстамп — оттиск на бумаге. Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выста­вочные коллекции и экспозиции.   Книжная графика включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкова­ния литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирова­ние и оформление книги. В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются: — фронтиспис, заставку и концовку; — полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации, которые соответствен­но располагаются на половине страницы, на всей странице и на двух страницах; — оборонные иллюстрации; — рисунки на полях.   Газетно-журнальная графика — иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий, специфический массовый вид — карикатура.   Прикладная графика — промышленная графика (товарные ярлыки, фирмен­ные знаки, издательские марки, упаковка, различные рекламные издания), почто­вые марки, экслибрисы, денежные знаки, информационные материалы (буклеты, программы, проспекты). Прикладная графика вносит художественное начало в оформление предметов утилитарного характера.   Плакат — вид торговой и театральной рекламы и политической агитации.   Наряду с традиционной, рисованной или печатной, но так или иначе возни­кающей под рукой художника, появилась компьютерная графика. Компьютерная графика- технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники.   Особую, самостоятельную область образует Графика письма (эпиграфика, ис­кусство шрифта, каллиграфия).   По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются уникальная и печатная Графика.   Уникальная Графика- рисунок акварель, гуашь, монотипия, коллаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.   Печатная Графика дает возможность получить определенный тираж относи­тельно равноценных, идентичных художественных произведений — оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттис­ку).   В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравиро­вания), различаются такие разновидности («техники») печатной Графики: ксило­графия, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и другие, выступающие иногда в чистом виде, иногда как смешанная техника, как в черно-белом, так и в цветных вариантах.   В прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации используется печа­тание. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлин­ных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала — дерева, металла, линолеума — называется гравированием (от французского сло­ва graver — вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапыва­ния каким-либо острым инструментом — иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.   Виды гравюры: • плоская гравюра — рисунок и фон находятся на одном уровне; • выпуклая гравюра — краска покрывает поверхность рисунка — рисунок выше уровня фона; • углубленная гравюра — краска заполняет углубления, рисунок ниже уров­ня фона.   В зависимости от материала, из которого создается печатная форма, разли­чают разные виды гравюры:   • Литография — печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на ли­тографический камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году.   • Альграфия — плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина.   • Ксилография — гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Крас­ка накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге бе­лыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют со­бой контурный рисунок толстыми черными линиями.   • Линогравюра — гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксило­графии. Линолеум — недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).   • Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры — техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тира­жа), меццо-тинто («черная печать»), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).   • Офорт — от французского eau-forte — азотная кислота. Рисунок процарапы­вается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрываю­щего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.   • Сухая игла — рисунок наносится непосредственно на металл, путем проца­рапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металличе­ской доски.   • Меццо-тинто — вид углубленной гравюры, в которой поверхности метал­лической доски гранильником придается шероховатость, дающая при пе­чати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.   • Акватинта — метод гравирования, основанный на протравливании кисло­той поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.   В зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного худож­ником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземп­ляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценно­сти, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Более доступный в исполнении — станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бу­маги каким-либо графическим материалом — карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью.   Главное средство графики — рисунок (пластика — в скульптуре, цвет — в живопи­си). Рисунок — изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графиче­ских средств: контурной линии, штриха и пятна. Рисунок (как художественно-выразительное средство) используется во всех видах изобразительного искусст­ва, но в графике он применяется в более чистом виде. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Рисунок обычно черно-белый, в отдельных случаях цветной. Существуют многочисленные разновидности рисун­ка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения. Рисунок — изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разно­видности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.   Средства выразительности графики — контурная линия, штрих, контур, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Цвет в графике в отличие от живописи чаще играет вспомогательную роль. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента). Стилистические средства графики разнообразны: от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций – изобразительных, декоративных, шрифтовых.   Материалы графики разнообразны, но, как правило, основой является бумаж­ный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Бумага — предопределяет классическую роль белого фона, на котором значительную выразительность обре­тают линия и пятна; при этом монохромное изображение на контрастном белом фоне формирует особую эстетическую систему, что позволяет охарактеризовать графику как искусство «белого и черного». Но это вовсе не исключает богатой полихромии или подцветки плоскостей в зависимости от творческого замысла художника и выбора им материалов (цветная бумага, цветные карандаши, аква­рель, и т.п.).   Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изобра­жаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бума­ги. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.   Техники рисунка:   • Перо — используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). В зависимости от формы наконечника пера получают различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от художника большой собранности, акку­ратности, самодисциплины.   • Уголь — чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких ве­ток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. Рас­пространен твердый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяют­ся с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим уг­лем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отли­чие от натурального рисовального угля палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии, которые очень трудно удаляются. Тех­ника рисунка углем разнообразна, так как углем можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности.   • Сангина — палочки без оправы различных красно-коричневых тонов. В отли­чие от натуральной, искусственная сангина производится из каолина и оки­слов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных пе­реходов. Наиболее часто употребляется теплого красно-коричневого тона. Близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней.   • Пастель — сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрес­сованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как пра­вило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мел­ками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочка­ми) рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверх­ность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясе­ний. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осто­рожно окантовывают и застекляют в раму. «Чистая пастель» выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смеши­вать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой.   • Соус — жирные черные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм, обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессован­ного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных — беличьи, барсучьи, колонковые и других. На грани живописи и графики находится не только пастельная техника, но и техника акварели и гуаши.   • Акварель — краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Ее ос­новные качества — прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже — шелка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного об­раза) и живописи (богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы акварели — размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом. Акварель сочетают с белила­ми, гуашью, темперой, пастелью и другими материалами.   • Гуашь — краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал) и примесью белил. Гуашь обычно употребляется для работы по разнообразной основе — бумаге, карто­ну, полотну, шелку. Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водным краскам стали подмеши­вать белила. По технике гуашь ближе к акварели, а по художественному воз­действию — к пастели. В настоящее время гуашь используют для выполнения оригиналов плакатов, книжной и прикладной графики, эскизов и декоратив­ных работ. Красочные материалы и техники определяются видом графики.   Основные отличия графики от живописи:   • преобладание линии в графике (линия как таковая в природе вообще не су­ществует, но в графике она либо проведена явно каким-либо инструментом — будь то резец, карандаш или кисть, либо создается соседствующими пятнами — ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши;   • графика более контрастна, в основном это контраст черного и белого, кон­траст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения;   • графика не загромождает пространство, а наоборот создает его, в чем-то она похожа на музыку — ей свойственны паузы, и паузы эти играют большую роль;   • графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания;   • графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.).

 


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:


©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку…

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *