Дизайн среды что такое: Дизайн Среды (Что + Кем + Где?) Обучение Дизайну – «Что такое «дизайн среды»?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Дизайн Среды (Что + Кем + Где?) Обучение Дизайну

Содержание статьи

  1. Что подразумевает дизайн среды обитания?
  2. Дизайн среды обитания человека
  3. Пространственный дизайн коммерческих и общественных объектов
  4. Дизайнерский подход к оформлению промышленных зданий
  5. Выставочный дизайн
  6. Обучение и особенности выбора его формы

Специализация дизайн среды является относительно новой для российского рынка труда, но уже востребованной. Опытных профессионалов в данной области немного, а выпускники школ зачастую с недоверием рассматривают новые направления, тем более относящиеся к творческой области. Посмотрим, какие виды работ включает в себя специальность дизайн среды. Это поможет понимать перспективы профессии в целом, оценить свои возможности для реализации в ней.

Что подразумевает дизайн среды обитания?

В широком смысле дизайн-проектирование среды предполагает спектр работ, направленных на создание визуальной гармонии в окружающем людей пространстве. Он включает в себя следующие основные направления:

  • оформление жилых пространств и помещений;
  • дизайнерские решения для общественных и коммерческих интерьеров: магазинов, банков, офисов и т. п.;
  • архитектурный и интерьерный дизайн промышленных сооружений;
  • выставочный дизайн;
  • прочие виды работ: светодизайн, рекламный, предметный дизайн и т. д.

Умение сочетать эстетическую сторону с эргономичностью является необходимым навыком для каждого из перечисленных видов. Но, принимая решение о том, стоит ли посвящать время курсам или получению образования по специализации дизайнер среды, следует немного подробнее знать о специфике каждого из направлений.

Дизайн среды обитания человека

Наиболее привычное направление. Однако в контексте дизайна среды оно подразумевает не только оформление интерьера. В понятие также входят проекты экстерьеров домов, ландшафтный дизайн. При этом все компоненты должны выглядеть как единое композиционное решение, отвечающее запросам заказчика и требованиям функциональности. В способности найти такой баланс состоит одно из ключевых отличий специалиста по оформлению среды от обычного дизайнера.

Пространственный дизайн коммерческих и общественных объектов

Это направление дизайна также требует учитывать сразу несколько факторов:

  1. Пространство должно отвечать задачам объекта. Так, ресторану необходимо оформление, располагающее к отдыху и непринужденному общению. Интерьер банка должен выглядеть представительно.
  2. Комфорт клиентов. Дизайн должен отвечать потребностям людей, которые приходят в помещение. Например, банку необходимо иметь комфортные зоны ожидания. Крупные магазины, где клиенты находятся длительное время, часто предусматривают наличие детской комнаты и небольшого кафе на территории. Такие особенности проектирования помогают проявить заботу о посетителях и повысить лояльность. Но догадаться включить их в проект должен дизайнер среды.
  3. Комфорт сотрудников. Оформление рабочих мест сотрудников должно быть не просто стильным, выполненным в фирменных цветах, но и эргономичным.

Дизайнерский подход к оформлению промышленных зданий

Работа дизайнера среды в случае с промышленными сооружениями подразумевает оформление внешней и внутренней части. Некоторые специалисты находят неординарные решения даже для заводов, на фото ниже представлены подобные примеры. При дизайн-проектировании для объектов промышленного назначения важны критерии эстетичности, удобства и безопасности для работников.

Моя профессия – дизайнер жилой среды обитания

Почти все практикующие в области жилой среды обитания дизайнеры полагают себя представителями творческой профессии, людьми искусства. Люди искусства- а в основном это художники, занимающиеся дизайном — считают его заурядным мастерством. Так что же такое дизайн: банальное ремесло или высокое искусство?

98001bde7a8b03fe7b3866c456dffcbc.jpg

Для начала несколько скучных общепринятых философских норм. Человек, как высшая ступень процесса эволюции природы, в борьбе за существование был вынужден приспосабливать окружающий предметный мир к своим потребностям и преобразовывать его в процессе труда.+++++

Познавая свойства созданных природой материалов, человек обнаружил, что каждый из них имеет строго определенную форму и строение. Впоследствии стало понятным, что производимые человеком вещи смогут приобрести необходимую прочность и устойчивость тогда, когда они будут формироваться по законам природы.+++++

Постепенно созданный человеком предметный мир не только совершенствовал его умственные и практические качества, но также запечатлевал его переживания, чувства, настроения. Эмоциональное воздействие предметного мира стало теснее связываться со значением вещи в повседневной жизни человека и с его физиологическими особенностями.+++++

Наш исторический предок заметил, что форма, соответствующая назначению и содержанию вещи, вызывает у него приятные чувства. Такие качества, как свет или цвет, фактура или текстура, воспринимаются инстинктивно, доставляя удовольствие и наслаждение непосредственно; другие свойства выразительны в силу того, что лежат в основе деятельности организма человека, – это ритм и симметрия.d19fbf779daa34fb50978be11f4e56a1.jpg

+++++

Эмоциональное воздействие окружающей среды, как в природе, так и созданных человеком вещей, формировало умение находить совершенное, красивое. Так зарождались эстетические чувства людей, которые со временем развили их творческие способности, научили творить по «законам красоты» и вызвали к жизни особую форму общественного сознания – искусство.++++

Термин «Искусство» в широком смысле слова означает искусное выполнение любого рода деятельности. Если мы хотим сказать об очень искусной работе, то говорим: «

Это сделал настоящий художник!» В специфическом значении искусство – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, концентрирующий в себе главные, типичные стороны предметного мира. Воплощение человеком всего многообразия сторон предметного мира при помощи различных средств со временем привело к возникновению художественного творчества – искусства.

Отечественное искусствознание условно подразделяет пластические (пространственные) искусства на два вида:++++

Изобразительные искусства:

  • живопись;
  • скульптура;
  • графика.

Неизобразительные искусства:

  • архитектура;
  • декоративное искусство;
  • монументально – декоративное искусство;
  • декоративно – прикладное искусство;
  • художественное оформление;
  • дизайн.

422ad87d23f97d54d994599ef2b1e0f6.jpg

Что является критерием данной классификации? Изобразительные искусства воспроизводят реальный предметный мир, а неизобразительные искусства, в свою очередь, служат непосредственно созданию материально-предметной среды человека.+++

И все вроде подтверждает мнение людей так называемого «творческого начала». Дизайн есть искусство, и точка — нет предмета для дискуссий! Так ли это? И какой, собственно говоря, дизайн? Который на картинках глянцевых журналов или существенно улучшающий качество жизни человека?+++

Общее понятие о дизайне и дизайне жилой среды обитания человека

Дизайн, в энциклопедическом понятии, есть проектная художественно-техническая деятельность по разработке разнообразных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами в интересах совершенствования предметно-пространственной среды обитания человека: в том числе промышленной, социально-культурной, служебной, жилой и т.п.

Дизайн образно называют красотой пользы и пользой красоты, так как он сочетает в себе красоту, удобство и экономичность.

Принятая нами трактовка предметной области «дизайн» вытекает из анализа современных представлений о содержании деятельности дизайнеров. Распространено бытовое представление, что они занимаются украшательством.+++

Но это не так. Сравнительно недавно появился документ Комитета комиссий европейского союза под названием «Дизайн как двигатель инновационной деятельности, нацеленной на человека» (Commission of the European…, 2009).+++

+++

Цель документа состоит в том, чтобы на основе анализа фактических и потенциальных возможностей дизайна как инструмента проектирования, нацеленного на человека, обосновать необходимость превращения его в неотъемлемую часть европейской политики инновационного развития. В нем приводятся трактовки сути дизайнерской деятельности, принятые в разных странах Европы, и сделан обобщающий вывод:+++

+++

ef0bceecd7f7bf3bd6e8139c381b57ef.jpg

Дизайн – целостный подход, который позволяет учитывать целый ряд аспектов помимо эстетики, включая функциональность, эргономику, удобство и простоту использования, доступность, безопасность изделий, устойчивость, стоимость и нематериальные активы, такие как бренд и культура.

Целью дизайна может быть конкурентоспособность и дифференцирование на мировых рынках, как в датском определении дизайна, или это может быть устойчивость и качество жизни, как выдвинуто на первый план в определении британского Совета по дизайну.++

Заметим, что в европейском понятие дизайнерская деятельность вовсе не искусство, а интегрированное понятие предметной области улучшения качества жизни человека.

Потребности пользователей или качество их жизни находятся в центре дизайнерской деятельности. Но она включает и ряд других целей, таких как стоимость и воздействие на окружающую среду.++

Опираясь именно на эту трактовку дизайна, ряд отечественных ученых приняли следующее определение данной предметной области:++

Дизайн – вид проектной деятельности, направленный на формирование у изделий, сооружений и систем гуманистических свойств трех типов: свойств эргономических, создающих условия для высокого качества деятельности (пользования), свойств эстетических, удовлетворяющих потребности людей в красоте и культурной идентификации, и знаковых свойств, удовлетворяющих базовые личностные потребности.

Таким образом, можно считать, что дизайн представляет собой синтез художественного конструирования и эргономического проектирования изделий, сооружений и систем.++

++++

0ca84d39c0f38b2b816ac1b1289a1d27.jpg

Художественное конструирование включает компоненты: функциональный, морфологический, технологический и художественный. Конечным результатом является промышленный образец в виде макета создаваемого объекта или его графической модели с приложением пояснительной записи. Последняя должна включать и эргономическое обоснование проекта.+

Компонентами эргономического проектирования являются:

  • распределение функций: определение задач, решаемых человеком;
  • проектирование структур деятельности, обеспечивающих их решение;
  • проектирование характеристик интерфейса (информационных средств, органов управления, рабочего места).

Конечными результатами эргономического проектирования должны быть: эргономический раздел, сначала эскизного, затем технического проекта, и инструкция пользователю изделия.+

Теперь, можно приступить к выявлению «точек воздействия» дизайна на качество жизни населения. Это воздействие может быть прямым – через удовлетворение ряда потребностей человека — и опосредованным, косвенным – через экономику, экологию, социально-культурное развитие.+

Наиболее опосредованно удовлетворяет потребности человека в улучшении качества жизни дизайн жилой среды обитания.+

+++++

7755699168d2050393040d2453ee3401.jpg

Дизайн вашего жилища и взаимодействие человека с предметной средой дома

Рассматривая человека в доме, хочется особо отметить значение качества дизайна дома как обязательное условие комфорта и удобства проживания. Пространственно-предметная среда жилища представляет собой набор помещений, оборудованных мебелью и бытовыми приборами для труда, отдыха, сна, приема пищи и соблюдения личной гигиены.+

Мебель и оборудование жилищ должны иметь определенные габариты, быть удобными и простыми в эксплуатации, иметь определенный период функционирования, быть экономически выгодными и соответствовать эстетическим вкусам хозяев.+

Комплексно изучает человека (группу людей) в конкретных условиях жилища научная дисциплина

эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон).+

Жилище человека изменяется в зависимости от времени вместе с изменениями семьи в целом и каждого его члена в отдельности.+

Специалисты подсчитали, что для удовлетворения требования к жилищу одной семьи с учетом динамики ее развития в течение жизни надо примерно восемь раз изменить планировку и заменить мебель и оборудование. В связи с этими требованиями возникла необходимость создания трансформируемого жилища, когда имеется возможность изменения планировки и оборудования квартиры в соответствии с требованиями живущих в ней людей.+

+++++

7aabc8569bfabea703261709cec86817.jpg

Трансформируемое жилище должно иметь комплекс оборудования, включающий элементы, из которых можно компоновать разнообразные перегородки и двери. Благодаря гибкой планировке жилые помещения могут иметь различную площадь и набор помещений.+

Например, вначале спальня родителей и ребенка представляет собой единое помещение, изолированное от общей части жилища. Ребенок вырос, возникла необходимость отделить его спальное место от спальни родителей. Это достигается с помощью плоскостной раздвижной перегородки. Предметная среда жилища должна быть красивой, безвредной для здоровья и эффективной с точки зрения использования бытовой техники. +

Взаимодействие человека с предметной средой дома включает:+

  • гигиенические требования к условиям жизнедеятельности и работоспособности человека;
  • гигиенические показатели качества изделий в процессе их эксплуатации;
  • фитоэргономику.

При покупке изделий для дома, необходимо учитывать, в какой мере характер покрытия и материал будут способствовать загрязнению воздуха жилищ пылью и посторонними примесями.+

К примеру, состав полимерных материалов входят высокомолекулярные соединения: синтетические смолы, содержащие летучие продукты (фенол, формальдегид, амины и др.), обладающие токсичностью.+

Массовое внедрение в быт новых химических материалов, красителей, насыщение квартиры электрическими приборами привело к тому, что в жилище увеличилось количество поверхностей с электростатическими свойствами. Эти поверхности активно осаждают на себе пылевые частицы. При расстановке мебели в квартире важно учитывать особенности выпадения пыли из воздуха. Особенно важно обеспечить циркуляцию воздуха вдоль стен. Встроенные шкафы способствуют меньшему накоплению пыли, чем корпусная мебель, так как пыль оседает в просветах между мебелью и полом, между высокой мебелью и потолком. Именно в этих местах происходит резкое замедление движения воздуха, циркулирующего вдоль стен.+

+++++

8a6eca5a59f976e25529208f117f7b1f.jpg

Отсюда исходят эргонометрические рекомендации к процессу уборки: желательно, чтобы мебель была такой высоты, которая позволяла бы вытирать пыль, не пользуясь подставкой (оптимум 180 см). Более высокая мебель должна доходить до потолка без просвета. От пола просвет не рекомендуется делать менее 15-25 см (в зависимости от глубины).+

Гигиенические показатели качества изделий и элементов их конструкций в процессе эксплуатации характеризуют непосредственное влияние на организм человека и его жизнедеятельность при контакте и опосредованно через среду токов СВЧ, нагревания, рентгеновского излучения, электромагнитного излучения, шума, вибрации.+

Если рентгеновское излучение телевизоров с ЭЛТ не достигает человека, при его расположении далее 2 метров от экрана, то ЖК телевизоры не имеют его в принципе. Излучения электромагнитных полей у современных электронных «гаджетов» окружает нас повсеместно. В мегаполисах, от их большого количества, уже возможно получить превышенные дозы излучений. Современные компьютеры хоть и хорошо защищены спереди от токов СВЧ, но не следует находиться длительное время сбоку или сзади работающего прибора. Появляются бесшумные или слабо шумящие пылесосы и стиральные машины.+

Растения выполняют гигиенические функции, обогащая воздух кислородом и аэроионами, снижая концентрацию углекислого газа, пыли, влаги, токсических веществ и микроорганизмов.+

Декоративные и душистые растения влияют на настроение человека. Во время работы активизируется моторная деятельность и человек утомляется, с помощью растений можно повысить физическую и умственную работоспособность. Занимается изучением явлений воздействия растений на человека отдельная научная дисциплина – фитоэргономика.+

Фитоэргономика — наука, систематизирующая все факты, известные в отношении эргогенных свойств растений. Фитодизайн исследует опосредованное действие растений на работоспособность и самочувствие человека благодаря улучшению окружающей среды.

322225c01096550b7dbf079f787e006c.jpg

Гармония в фитодизайне есть правильное решение функциональных и эстетических задач. Комнатные растения должны органично сочетаться с назначением помещения, его размерами и стилевым ансамблем. Оформление цветов, декоративных растений должны гармонировать с мебелью, обоями, цветовым оформлением комнаты. Пропорции композиций и форм растений должны соответствовать размерам человека.

Так, расположение и компоновка растительных групп с элементами искусства в комфортной обстановке общей жилой комнаты активно содействуют отдыху человека.+

Невысокие, яркие цветы в сочетании с аквариумом или клеткой с птицами хорошо использовать для оформления детского уголка или детской комнаты. На подоконнике кухни или столовой можно устроить маленький «огород».+

Дизайн интерьеров: общие понятия, определения и значения

Дизайн интерьеров — это проектирование и организация внутреннего пространства помещений, посредством линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности в единой композиции, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью.+

Поскольку люди проводят большую часть времени под крышей, хорошо спланированный интерьер играет большую роль в обеспечении их психологического комфорта.076dca5c1a645e44e4424ecce97ca318.jpg+

Первоисточником дизайна интерьеров было стремление людей к внутреннему украшению помещений, однако круг обязанностей современного интерьер-дизайнера значительно шире. Сегодня дизайнеры помещений работают вместе с архитекторами, заказчиками, подрядчиками, строителями и поставщиками, принимая решения о габаритах и структуре пространств, оборудования, типов меблировки и отделочных материалов.

Интерьер-дизайнеры разрабатывают интерьеры жилых домов и офисов, больничных учреждений и ресторанов, вестибюлей общественных зданий и множества других общественных мест.

Эстетические соображения дизайнеров во многом определяют характер интерьера. Разрабатывая проект, дизайнер прежде всего решает, будет ли интерьер традиционным или модернистским, строгим или непринужденным, сложным или простым, спокойным или динамичным. Ему необходимо также определить, будет интерьер замкнутым или открытым, будет ли он создавать ощущение сдержанности или теплоты. Именно эти аспекты настроения или атмосферы интерьера определяются выбором тех или иных элементов дизайна и его принципов.

К великому сожалению, в последнее время вкусы потребителей дизайна главенствуют над эстетическими соображениями специалистов. Зачастую интерьер-дизайнеру суют в руки гламурный журнал и требуют: «Сделать так и только так!»

О каком творческом начале можно говорить в этом случае? Банальное ремесло и не более.

++++++

f7b7c28eefcde4b053c850bf768e96c6.jpg

Особые требования к дизайну

Функциональные основы не менее существенны в проектировании интерьера, чем художественные. Грамотный дизайн интерьеров предполагает использование материалов сообразно их функции и способам ухода за ними, принимая во внимание эффективность, экономичность, экологическую чистоту и их общую безопасность. К тому же при проектировании интерьеров приходится помнить о потребностях таких пользователей, как пожилые люди, дети и инвалиды.

У пожилых людей, детей и инвалидов есть множество особых потребностей как физического, так и психологического порядка, это требует от дизайнера изобретательности и профессиональных усилий.

Дети меньше ростом, они хуже координируют движения, чем взрослые, хуже отдают себе отчет в своих действиях. Им нужна устойчивая мебель, подогнанная под их рост, безопасная среда, где нет острых углов или легко бьющихся предметов. В таких помещениях можно будет легко убирать, а пролитое молоко или разбросанные игрушки не станут причиной для лишнего наказания.

Пространство для ребенка должно быть спроектировано так, чтобы способствовать его самообучению, будь то самостоятельное одевание, личная гигиена, наведение порядка или выполнение домашних заданий. В старости у людей слабеет зрение, слух, ухудшается координация движений, что может сопровождаться ослаблением памяти, снижением быстроты реакции или притуплением эмоций.

+

2a2e5c1a598707b36f411ac5bcc1befa.jpg

Важно, чтобы мебель в интерьере для людей этого возраста была крепкой, устойчивой, без острых углов. Необходимы прочные ручки и подставки под ноги, чтобы облегчить людям усаживание в кресло и вставание с него. Пол не должен быть скользким или иметь ступени. Более яркое освещение, поручни и дополнительные ручки, за которые можно удержаться при потере равновесия, укрупненные дверные и шкафные ручки и т.п., — все это помогает сделать пространство более удобным для жизни пожилых людей.

Дизайнерам интерьеров нередко приходится переоборудовать существующую среду для специальных нужд инвалидов. Уже обозначились некоторые минимальные требования к интерьеру, определенные по габаритам стандартной инвалидной коляски и высоте человека в такой коляске.

Так, ширина дверного проема должна быть не менее 81 см, ширина коридоров — не менее 1,2 м. Чистая площадь пола, где необходимо поворачивать коляску, должна иметь в диаметре не менее 1,5м.

Электрические розетки должны быть подняты над уровнем пола на высоту 45 см, а выключатели опущены на высоту 91 см от пола.

У столов и прилавков высота просвета под столешницей должна быть 73 см, чтобы под ней могли поместиться ручки коляски. В кухнях рабочая поверхность стола для приготовления пищи должна быть не выше 86 см, мойки для посуды должны быть неглубокими, свободная высота под рабочими поверхностями должна быть достаточна, чтобы под них поместились колени, а полки и шкафчики для хранения не должны быть выше 122 см над уровнем пола.

В ванных комнатах необходимы предохранительные ручки на стенах и умывальники, не встроенные в шкаф; сиденье унитаза должно быть на уровне 43 см над уровнем пола; кабинка для душа должна позволять въезд в нее на коляске.

Кроме того, дизайнер должен использовать твердое или низковорсовое ковровое покрытие и поверхности, удобные для уборки; в общественных интерьерах нужно выделять места для инвалидных колясок в обеденных зонах и гостиных.

++++++

d292d25ccf4e03e87d922ca390e361ad.jpg

Дизайн жилой среды обитания и экология

Современное представление о дизайнерской деятельности тесно связано с экологией. «Качественный» дизайнерский продукт должен сберегать окружающую среду и ресурсы.

Энерго- и ресурсосбережение, экологическая чистота становятся такими же важными потребительскими качествами изделия как эргономичность, рациональность, экономичность, простота в пользовании. Потребители все более чутко реагируют на вопросы окружающей среды, заставляя дизайнеров размышлять больше о материалах и методах изготовления новых продуктов.

Современные дизайнеры, вопреки распространенному их имиджу «декоратора и маркетинга», все больше демонстрируют социальные обязательства перед обществом и осознание окружающей среды.

Экологический дизайн больше не довольствуется упрощенной альтернативной формулой: «джут вместо пластика», а производит комплексные продукты на высшем техническом уровне, которые являются долговечными, легко перерабатываемыми и при этом выполнены на требуемом индивидуальном эстетическом уровне. Шкала новых экологических идей сегодня охватывает от съедобной упаковки из крахмала или вафли до полностью утилизируемого компьютера.

Экологический аспект во многом затронул и дизайн городской среды. Техногенная среда современных городов, их интенсивный рост вызвали серьезные экологические проблемы, связанные не только с загрязнением окружающей среды, но и психологической изоляции человека, его оторванности от естественного природного окружения.

«Синдром больных зданий» стал расхожей причиной множества аллергий и заболеваний, возникающих в зданиях, где вредные выделения в интерьерах сочетаются с плохой вентиляцией.

b3e0793c368a401e20488e21d34b5d04.jpg

Токсичные вещества вроде формальдегида (входит в состав многих тканей и мебельных лаков), кетонов и эфиров (лаки, растворители, пластики) и ароматических углеводородов (применяются в клеях, эмалях, герметиках, утеплителях, красках, пластиках, растворителях и лаках) раздражают слизистую оболочку глаз, носоглотки и дыхательных путей.

Аллергии на микроорганизмы, присутствующие в пыли, микроспоры?и иные микроформы природного происхождения привели к тому, что в большинстве домов не используются ковры, рыхлые драпировки и мебельные обивки.

Тем не менее, аллергические реакции на раздражители различаются столь существенно, что любое решение дизайнера должно быть приспособлено к индивидуальным потребностям заказчика.

Нельзя забывать об истреблении тропических лесов вследствие вырубки деревьев ценных пород для нужд мебельного производства, что угрожает экологическому равновесию на планете. Те дизайнеры, кто озаботился этими обстоятельствами серьезно, стараются применять местные породы древесины, используя возобновляемые леса, или пользуются заменителями.

Есть возможность пользоваться красками, клеями и лаками на водной основе, которые не оказывают разрушительного воздействия на природу.

Многие реставрируют старую мебель или используют ее повторно, появились специализированные фирмы, которые перерабатывают старые ковровые покрытия и пластик, получая из них новые полезные материалы.

На сегодня дизайнерами разработан целый арсенал средств включения природных компонентов в пространственную среду жилища и города ?на локальном уровне.

Примером могут служить мировой опыт создания высококомфортных пешеходных зон и улиц. Делаются попытки использования в организации высококомфортной городской среды неординарных средств из арсенала индустриального дизайна: кинетических установок, подогреваемых и движущихся тротуаров, эскалаторов, повышенного комфорат в уличной мебели и оборудовании, высоких технологий в обработке традиционных материалов.75e5a44728e9dab7785578740045a430.jpg

Итог

Дизайн жилой среды обитания — это одновременно и банальное ремесло, и высокое искусство. Основная цель дизайна — существенное улучшение качества жизни человека.

В дизайне, как и у всякого ремесла, есть свой свод писанных и неписанных правил, которые необходимо выполнять, дабы все получалось хорошо.

Искренне жаль, что добропорядочное знание правил ремесла не гарантирует качественного дизайна. Можно и должно все знать о цвете и графике, можно и должно знать на зубок историю искусств, можно и должно владеть художественной стилистикой и технологией, но при этом выдавать унылое жизненное пространство, где говорить о красоте пользы и пользе красоты не приходится.

Гораздо реже — но так можно — на каждом шагу нарушать формальные правила, а результат выдавать отличный. Но первое почти не лечится, а второе – поправимо.

Необходимо всю жизнь трудится и учиться, чтобы достигнуть определенных высот в творчестве дизайна жилой среды обитания. Однако без индивидуальных творческих способностей это практически невозможно.

++++++

Андрей Бордюженко

Актуальный дизайн городской среды: что делают они и не делаем мы

До недавнего времени основные градостроительные стратегии охватывали все аспекты городского планирования, как эстетические, так и практические: улицы, фасады зданий, парки, канализационные и водные сооружения, государственные и муниципальные объекты, коммерческие центры и общественные памятники. Но сегодня города сталкиваются с новыми вызовами, и городское планирование адаптируется к ним. Администрации должны учитывать будущее наших городов в условиях глобализации и решать такие вопросы, как смягчение последствий изменения климата, социальная интеграция и сохранение культурного наследия.

Главная проблема неустойчивого развития городов — недостатки планирования и дизайна городской среды. Но любые проблемы можно решить, ведь уже существуют определенные механизмы, стратегии, инструменты для устранения большинства из них.

Город в городе

Городские места с высокой проходимостью сдают в аренду в среднем на 74% дороже по сравнению с пригородными районами. Интерес девелоперов и инвесторов ведет к созданию концентрационных зон — мест, где высока пешеходная активность. Такая концентрация может полностью изменить облик множества городов и приведет к созданию микро-городов, по сути, «города в городе» или «района в районе».

«Город в городе» One Central Park, Сидней, Австралия. Проектировщик: Ateliers Jean Nouvel. Проект озеленения стен: Patrick Blanc. Местное арх.бюро: Johnson-Pilton-Walker & Peddle-Thorp-Walker.

Решение. Долевая экономика позволит инвесторам из разных секторов вкладываться в проекты, которые можно будет называть мультифункциональными. В итоге жилые комплексы будут совмещать квартиры, магазины, офисы, детские сады и школы, рестораны и даже муниципальные и государственные объекты.

Если в Европе и США данная концепция была внедрена сразу и лишь слегка ослабла из-за наличия нескольких «центров» или «даунтаунов», то для российских, китайских и многих других городов, построенных по принципу «децентрализации нагрузки по плотности населения», это меняет абсолютно все. Как российские города решат эту проблему, — увидим.

Электронные системы и концепция «автоматизированного города»

В городской дизайн интегрируется все больше цифровых технологий, от базовых элементов вроде ЖК-экранов вместо традиционных рекламных щитов до встроенных технологий, необходимых для компьютерной автоматизации и синхронизации процессов.

Проект пригорода от Toyota и Panasonic

Проект пригорода от Toyota и Panasonic. 17 тысяч жилых домов с развитой коммуникационной инфраструктурой, объединяющей устройства интернета вещей (IoT), а также подключенные к интернету личные автомобили и общественный транспорт.

Информационная система Amrita Healthcare Informatics Suite для больниц и медицинских учреждений

Информационная система Amrita Healthcare Informatics Suite для больниц и медицинских учреждений появилась на рынке в феврале 2019 года. Сертифицирована CCHIT ®. Amrita Ventures, Inc. Это полностью интегрированная, настраиваемая, независимая от платформы корпоративная информационная система, которая обеспечивает масштабируемость и производительность, в то же время обеспечивая удовлетворение всех потребностей организации здравоохранения.

Цифровая автоматизация информационных систем для общественного транспорта, социальных служб, здравоохранения и общественных пространств повсеместно внедряется во всех крупных городах ЕС, Скандинавии, в США, Канаде, Австралии и других благополучных странах.

Решение. Постепенно данные стратегии будут внедрены и в России благодаря новому программному обеспечению, которое, возможно, разрабатывается прямо сейчас. Например, в системе здравоохранения России популярны Clinic365, Medesk, БАРС.Мед, 1с: Лечащий врач, Инфоклиника, IDENT, ClinicIQ, MedWork и другие — но все эти системы очень сильно отстают от американских и, по сути, являются записными книжками, а не интерактивными системами. Самые сложные из них включают SMS-оповещения, онлайн запись к врачу, интеграцию с онлайн-кассами. В государственном секторе РФ развивается «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения».

Важно понимать, в США и Европе именно конкуренция на рынке частных клиник и больниц позволяет программистам создавать все более удобные и эффективные решения.

Формат и форма — приспособление к нуждам нового общества

Растущий спрос на отдельные квартиры для пожилых людей и изменение размеров среднестатистической семьи (в данном случае речь идет не об официально гражданском браке и детях, а о людях, которые по той или иной причине живут в одной квартире или доме) требует новых жилищных решений. Они повлияют на то, как будут выглядеть новые жилые комплексы.

Проект «Eco-Neighbourhood in Brussels» в Брюсселе, Бельгия

Проект «Eco-Neighbourhood in Brussels» в Брюсселе, Бельгия. Архитекторы: Vincent Callebaut Architectures.

Результат тенденции — «больший выбор планировок», причем дело касается не только формы, но и формата. В Европе развиваются такие направления, как квартиры для общественного пользования (где заведомо будет жить 5–8 арендаторов с отдельными для всех спальнями и ванными, но общей кухней и гостиной), студии, лофты и микролофты, таунхаусы, пентхаусы и многие другие типы жилья, отвечающие тем нуждам, которых раньше в обществе не было (или на удовлетворение которых не тратились определенные ресурсы).

Проект небоскреба в Хошимине (Сайгон), Вьетнам

Проект небоскреба в Хошимине (Сайгон), Вьетнам. Buro Ole Scheeren Unveils.

Проблема отсутствия выбора планировок и типов жилья не уходит корнями в коммунистические времена СССР, как считают многие. В СССР дома строились простыми и универсальными, потому что власти хотели обеспечить максимальное количество людей городским жильем. Архитектура не упразднялась властями в СССР — ее до этого просто не было, как и «среднего класса» в принципе.

Проект Southbank by Beulah от UNStudio в Мельбурне, Австралия

Проект Southbank by Beulah от UNStudio в Мельбурне, Австралия.

Автомобильная лихорадка

Загрязнение от личных автомобилей и других транспортных средств достигла апогея — города становятся опасными. Из-за выбросов углекислого газа квартиры на верхних этажах стоят дороже, а первые этажи в центре и квартиры возле трасс покупают семьи с низким доходом. Риск заболеваний у них выше.

Велосипедный коридор Баана в Хельсинки, Финляндия. Фото: Alamy

Велосипедный коридор Баана в Хельсинки, Финляндия. Фото: Alamy

Статистика. ICCT (International Council on Clean Transportation) говорит, что в мире в год умирает около 400 тысяч человек из-за диоксида азота, углекислого газа и мелкодисперсной пыли в ЕС (а также около 100 тысяч в Китае, 75 тысячи в Индии, 20 тысяч в США и около 15 тысяч в России).

Город будущего. Генеральный план города Масдар-Сити (Абу-Даби)

Город будущего. Генеральный план города Масдар-Сити (Абу-Даби). Здесь в центре города запрещен въезд любому автомобилю — все передвигаются на общественном транспорте и велосипедах. Foster + Partners

О создании более экологичных условий для жизни думают во многих городах мира, и Москва не исключение. Совместно с GreenPeace Russia осенью 2018 года московское правительство одобрило революционный план по развитию современной городской транспортной системы. Он должен сократить выбросы на четверть благодаря внедрению зон с низким уровнем содержания диоксида азота и углекислого газа. Такие зоны уже существуют в Берлине, Брюсселе, Роттердаме и Копенгагене.

Проект сети трамваев в Лондоне, Великобритания

Проект сети трамваев в Лондоне, Великобритания.

Проект с пешеходными зонами от COBE в Кельне, Германия

Проект с пешеходными зонами от COBE в Кельне, Германия. Общественный бассейн и водопад для нового района гавани.

Решение. Первый вариант — преобразование общественного транспорта. Пример Кёльна вдохновляет больше всего. Вместе с KVB (оператором общественного городского транспорта) Кёльн идет к развертыванию на 100% электрического автобусного парка к 2030 году, причем общественный транспорт для городских жителей будет бесплатным. Все для того, чтобы как можно больше людей отказались от личных автомобилей.

Новая пешеходная зона в центре города, Нью-Йорк, США

Новая пешеходная зона в центре города, Нью-Йорк, США.

Второй вариант — расширение пешеходных зон. Кёльн реализует свой «Генеральный план Зеленого города», в который включены велодорожки и комплексное, глобальное расширение пешеходных зон за счет уменьшения площади трасс. Генеральный план представляет собой сложный комплекс мягких и жестких мер по улучшению качества воздуха. Это очень важно понимать: некоторые проблемы / аспекты требуют кардинальных мер и больших затрат, тогда как другие зоны могут меняться постепенно. Например, «вырезать» из общественной городской сети автотрассы гораздо сложнее, чем закупить новые эко-автобусы. Даже в Европе большинство городов использует лишь мягкие меры по борьбе с загрязнениями, но ситуация все равно меняется. Девиз «Clone Cologne» («Делай, как Кёльн») сейчас берут на вооружение по всему миру.

The High Line — общественный парк (а также пешеходный мост) в районе манхэттанского Вест Сайда, Нью-Йорк, США

The High Line — общественный парк (а также пешеходный мост) в районе манхэттанского Вест Сайда, Нью-Йорк, США.

Промышленный кризис в крупных городах

Европа уже пережила этот кризис определенным образом, выведя всю промышленность в страны третьего мира. Сейчас же азиатские промышленные зоны страдают от перенаселения и загрязнения воздуха от фабрик и заводов. С теми же проблемами сталкиваются и многие африканские страны. Загрязнения, о которых идет речь, такого масштаба, что уже идут вразрез с правом человека на возможность жить и работать в неопасных для жизни условиях.

Город Лиль, Франция, 1900 год

Город Лиль, Франция, 1900 год.

Город Лиль, Франция, 2018 год

Город Лиль, Франция, 2018 год.

Российские города Норильск, Красноярск, Магнитогорск, Челябинск, Хабаровск, регионы Бурятия и Таймыр, Кемеровская, Свердловская и Челябинская области, по данным The Moscow Times, самые проблемные. Сегодня более 16 млн. российских граждан дышат опасным для здоровья воздухом. Но ситуация меняется: за последние 5 лет многие фабрики были оборудованы фильтрами, которые решили множество проблем.

По данным CNN и согласно докладу AirVisual, более 7 млн человек в мире умрет преждевременно (за 5–15 лет до естественной смерти) из-за загрязнения окружающей среды в 2019 году. В первую очередь здесь стоит упомянуть Бангладеш, Пакистан и Индию, Афганистан, Бахрейн, Монголию и Кувейт. Здесь окружающая среда признана нездоровой для любого, даже сильного, здорового и молодого человека. В Непале, ОАЭ, Индонезии, Китае (а также в не-азиатских Нигерии, Уганде и Боснии-Герцеговине) окружающая среда опасна для определенных «чувствительных групп» (sensitive groups), в которые входят дети до 18 лет, пенсионеры и люди с любыми хроническими заболеваниями.

Город Линьфэнь в Китае

Город Линьфэнь в Китае.

Статистика. 22 из 30 самых опасных с точки зрения загрязнения окружающей среды городов мира находятся в Индии. 55 из 100 самых загрязненных городов находятся в Китае. Это данные Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization).

Актуальная карта мира по загрязнению воздуха (включает не только загрязнение от промышленных зон) www.airvisual.com.

Решение. Решение данной проблемы кроется во внедрении работающих взаимосвязей между общественными или государственными структурами по контролю качества воздуха и охраны окружающей среды со всеми коммерческими организациями. И это возможно только при установлении четких и жестких законопроектов.

Благополучные страны Европейского союза, США, страны Скандинавии вытеснили промышленность за пределы своих границ насколько это возможно. При этом именно они являются теми 90% потребителей товаров.

Реорганизация города ради самого города

Статистика. В интересной книге New City Life датский архитектор Ян Гейл приводит данные опроса населения Копенгагена. Его проводили дважды, в 1970-х годах и повторно в 2005 году. Вопрос был один и тот же: «Почему вы обычно приезжаете в центр?». В 1970-х годах большая часть респондентов ответила, что ради шопинга, а вот в 2005 году самым популярным ответом стал (если выражаться простыми словами) «чтобы выбраться в город». Городской центр эволюционировал: общественные зоны стали важны не меньше, чем торговые центры.

Многофункциональный центр Zorlu, Стамбул, Турция

Многофункциональный центр Zorlu, Стамбул, Турция. Объединяет коммерческую и жилую недвижимость, развлекательные и вспомогательные учреждения.

У городского пространства исторически были три жизненно важные функции: место встречи, рынок и место связи / обмена. Но за последние десятилетия город как место, посвященное главным образом работе и предметам первой необходимости, был преобразован в центр отдыха и развлечений. Здесь в ход вступает градостроительное не планирование, а проектирование, направленное на физическое улучшение общественной среды.

Многофункциональный отель Park Royal в Сингапуре

Многофункциональный отель Park Royal в Сингапуре. Автор проекта WOHA.

Решение. Дизайн — это не только набор функций, помноженный на эстетическую составляющую. Он все чаще становится стратегическим элементом в инновационных бизнес-процессах и других процессах развития общества. Иными словами, с помощью дизайна сделать город безопаснее и комфортнее.

В Европе город давно воспринимают как развлекательный центр. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация похожая, но вот в других российских городах проблема отсутствия развлекательных зон стоит остро. Региональные центры, как правило, ограничиваются торговыми центрами, кинотеатром и ресторанами, а также точками быстрого питания. Отсутствие развлекательных зон связано с низкой покупательской способностью, поэтому формирование центра так и не происходит. Инвестиции не решат проблему полностью — большинство россиян по-прежнему предпочитает развлекаться с помощью телевизора и компьютера.

Контроль за новыми видами транспорта

Наверное, каждый архитектор когда-либо задумывался о том, как изменится облик города, когда появятся летающие автомобили. Но вместо них — у нас другие новые виды транспорта. Так, за последние пять лет для различных транспортных стартапов в европейских городах были куплены несколько сотен тысяч электрических самокатов. 99% из них сдаются в аренду в специальных конторах (как краткосрочную, так и долгосрочную).

за последние пять лет для различных транспортных стартапов в европейских городах были куплены несколько сотен тысяч электрических самокатов

В итоге электрические самокаты, а также отсутствие законодательства по поводу соблюдения транспортных правил в этой сфере, вызвали настоящий хаос. Десятки тысяч людей оказываются в экстремальных ситуациях, грозящих крупными и мелкими автомобильными авариями. Самая главная проблема — в том, что оставить самокат можно где угодно: следующим арендатором он будет активирован через QR–код. Так, самокаты в итоге просто валяются везде без присмотра и надзора.

По данным Statista.com, важно и то, что электробайки можно арендовать без лицензии на вождение. 80% происшествий связаны с падением из-за невозможности справиться с управлением, около 9% — из-за столкновений с другими транспортными средствами и целых 11% — из-за столкновения со статичными предметами.

Ретро-фотография 1900 годов, Лондон, Великобритания

Ретро-фотография 1900 годов, Лондон, Великобритания. Автомобили только появились и о них мечтали даже семьи аристократов. Чуть более, чем через 100 лет будет введена плата за въезд автомобилей в центр города из-за пробок. С 2009 по 2019 годы интенсивность движения снизилась на 30% (!) за счет принятых властями мер (платный въезд, улучшение систем общественного транспорта).

Сейчас мэрия Парижа принимает новые законопроекты насчет того, в какую категорию транспортных средств входят электроскутеры, и какие правила движения на них распространяется. Мэрия Барселоны и вовсе запретила электроскутеры в центре города, а мэрия Лондона пока запретила использование электроскутеров на дорогах и тротуарах. В Германии планируют ограничить зону их использования велодорожками.

Так и не построенная галерея-эстакада для трамвая, Лондон, Великобритания (проект начала XX века)

Так и не построенная галерея-эстакада для трамвая, Лондон, Великобритания (проект начала XX века).

Удобный для пешеходов центр города Лион, Франция. Фото: Alamy

Удобный для пешеходов центр города Лион, Франция. Фото: Alamy.

В России тоже предпринимаются шаги по урегулированию новых видов транспорта, но вовсе не так, как в Великобритании, Испании и других странах. Даже согласно новым законопроектам, скорее всего, электросамокаты будут доступны без водительских прав и будут приравнены к пешеходному движению.

Площадь Пикадилли, Лондон, Великобритания, 1969 год

Площадь Пикадилли, Лондон, Великобритания, 1969 год. Парковка в центре все еще была бесплатной.

Дизайн архитектурной среды – что это такое, кем работать

Кем можно работать по специальности дизайна архитектурной среды?

Возникновение самостоятельного направления дизайн среды произошло в середине двадцатого века. Неразрывная связь с областью архитектуры и спецификой дизайнерских исследований дает возможность формировать гармоничное пространство для жизни человека.

Цель архитектурного дизайна

Цель дизайна, это применение разнообразных методов, современных материалов и технологий позволяющих вносить изменения в окружающую среду и предметы.

Создание комфортных и эстетичных условий для проживания в квартирах и домах и работы на предприятиях.

Человеку требуется комфорт и безопасность. Люди любят находиться в местах с красивым интерьером, удобных для работы и отдыха. Дизайнерский подход позволяет внести гармонию и законченность в оформление помещений. Это создает комфортные условия для работы персонала и приятного отдыха посетителей.

Направления развития дизайна и средства работы

Развитие дизайна архитектурной среды происходит в следующих направлениях:

  • Дизайнерские работы жилых помещений – оформление фасада здания, его внутреннего интерьера и ландшафта прилегающей территории.
  • Интерьер общественных помещений – офисов, банков, магазинов, заключается в создании соответствующего имиджа и привлекательности для клиентов.
  • Дизайн промышленных зданий и сооружений, это эргономический подход к созданию оптимальных условий производительной работы работников предприятий.
  • Дизайн выставок и выставочных стендов. Это правильное использование возможностей помещения для размещения предметов экспозиции, выгодное использование цвета и световых решений.

Процесс дизайна требует творческого подхода и соответствия требованиям заказчика. Для этого используются световые эффекты, гамма цветовых сочетаний, рисунок и фактура поверхностей. Работа дизайнера, это использование эргономических факторов, для создания необходимых условий работы и отдыха и эстетических условий, которые позволяют реализовать потребность заказчика в красоте.

Где работают специалисты дизайна архитектурной среды?

Выпускники факультета реализуют себя как:

  • дизайнеры интерьера;
  • светодизайнеры;
  • дизайнеры мебели;
  • реставраторы;
  • менеджеры архитектурных проектов.

Дизайнерам интерьера предстоит заниматься обустройством помещений с целью повышения их эстетики и внутренних работ по грамотному размещению предметов интерьера. Проектированием отделочных работ, освещения, вентиляции и акустики.

Обязанностями специалиста будет разработка решений по планировке объекта с учетом климатических условий, архитектурных задач и предназначением помещений. Составление технических заданий и проектной документации. Подбор необходимого оборудования и материалов. Ведение объекта на всех этапах работы.

Цель работы светодизайнера это гармоничное сочетание возможностей освещения с пространством помещения, его поверхностями и цветом. Он руководствуется знаниями о возможностях, которые дает искусственное и дневное освещение. Понимает, как может свет влиять на восприятие текстурных поверхностей и форм предметов. Использует игру света в реализации цветовых решений.

Сфера деятельности, это интерьерное, архитектурное и ландшафтное освещение. От специалиста требуется четкое понимание архитектурного стиля и психологического воздействия света на организм человека. Знание стандартов и норм, связанных с вопросами освещения, а также технологий и оборудования в сфере светового дизайна.

Дизайнеры мебели – это специалисты с навыками конструкторов и дизайнеров. Они работают в составе дизайн-студий или в тесном контакте с ними. Основные заказы, это мебель соответствующая выбранному стилю заказчиков определенных размеров. Такие комплекты практически невозможно приобрести в готовом виде.

В задачи дизайнера входит разработка 3D-проекта, который состоит из чертежей, размерной сетки и виртуального изображения отдельных моделей заказанного комплекта.

Реставраторы архитектуры восстанавливают первоначальный внешний и внутренний вид сооружений с последующей консервацией, которая обеспечит сохранность объекта.

Менеджеры архитектурных проектов – это руководители среднего звена, ответственные за обеспечение и управление проектов, с целью сокращения сроков их реализации и уменьшения возможных рисков.

Чем привлекательна работа в архитектурном дизайне?

В первую очередь это профессия востребована на современном рынке труда. В отличие от рутинной работы, здесь присутствует постоянная новизна и возможность реализации творческого потенциала. И хороший бонус – высокая оплата, так как заказы по дизайну делаются достаточно состоятельными людьми.

Дизайн среды. Архитектурная среда – это визитная карточка любого города или целой страны

Тренд, обязательный для бизнеса 21 века

Если вы следите за обновлением номенклатуры специальностей и появлением новых профессий — а с точки зрения вуза — появлением новых факультетов и отделений, то вы уже сталкивались с этой новостью — «Дизайн среды».

То есть, на вопрос, куда мне пойти учиться или куда пойти учиться моему ребёнку ответ готов: дизайнер среды — вот новая, модная, очень перспективная профессия.

Если вы предприниматель, который сталкивался с необходимостью подать красиво свой офис или магазин, то с дизайном среды вы сталкивались не меньше, чем родители абитуриентов и преподаватели вузов.

Да, не успели выпускники «закончить престижную специальность», как тут же организовали бизнес, в котором продают самую трендовую услугу на сегодняшний день – дизайн среды.

Кто может пойти учиться на дизайнера среды и кого можно встретить в офисе, продающем эту услугу? Те, кто раньше шёл в архитектурный\строительный вуз — сегодня становятся дизайнерами среды.

И те, кто раньше получал образование в художественном училище — сегодня выбирают дизайн среды.

Эта новая «проектная» профессия возникла как междисциплинарный гибрид на стыке традиционных — архитектуры и прикладного искусства.

Но именно этот «междисциплинарный гибрид» сегодня определяет -какому бизнесу быть и слыть «в тренде», а какой останется с ярлыком «out-of-date».

Памятка бизнесменам

Мы не собираемся читать вам ненужную лекцию о том, что такое «дизайн среды». Вместо этого мы хотим выделить те несколько важнейших ключевых вещей, которые определяют на сегодня: это пространство — хорошее, это пространство -вчерашний день.

Дизайн среды возник именно как «скоропомощной спасатель» нашего общего «нехорошего» пространства, которое мы общими усилиями умудрились выстроить вокруг себя за 19-20 век.

Всё то, что лишает человека здоровья и оптимизма, «понастроили» в эпоху до новой философии, сконцентрированной теперь в «дизайне среды». Яркий пример такой «стройки» – панельный район города-новодела. Тем не менее, есть ещё более тонкие и важные нюансы, помимо таких явных очевидностей.

Туалет показывает: что думают люди о красоте и смысле жизни

Манифест дизайнеров среды гласит: даже в строительстве таких сугубо технических и практических вещей, как внутридомовые коммуникации (канализация, водопровод, отопление) общество, которое их проектирует и строит, закладывает свои текущие понятия и представления о красоте (раз) и о смысле жизни (два).

И вот, с точки зрения дизайнеров среды, даже наши инженерные коммуникации вопиют о том, что понятия о Красоте и Смысле Жизни у нас всё ещё … не те — позавчерашние, ненавистные к Человеку.

Оборудуя офис, Вы обязаны возвышать Человеческое в Человеке

Дизайнеры среды умеют это проверить и отследить в цифрах.

В этом смысле, самым характерным примером дизайна среды, который именно уничтожает и разрушает Человеческое в Человеке, является дизайн среды концлагеря.

Вот, вспомните, самую характерную деталь любой тюрьмы. В углу каждой комнаты (камеры) стоит так называемая – параша. Это – один-единственный на всех сокамерников туалет, никак не отделённый, не скрытый от глаз и обоняния людей, живущих в камере.

Если дизайн, организация санузла вашего офиса, вашей квартиры -близки к описанному примеру, то это означает одно: в таком пространстве будет осуществляться постоянный «концлагерь», даже если вы сами того не желаете…

К сожалению, именно так устроены санузлы не только во многих школах и детских садах (наследие тоталитаризма), но и в пространствах, где процветает «современный» бизнес…

Дизайн среды был рождён стихийно – усилиями мыслящих архитекторов и художников-прикладников, чтобы – выкорчевать последние остатки тоталитаризма и хищнического промышленного капитализма из каждого уголка нашей инфраструктуры 21 века.

Итак, перейдём к обещанным тем нескольким важнейшим ключевым вещам, которые определяют на сегодня:

это пространство — хорошее, это пространство -вчерашний день.

Важная ключевая вещь №1: Дизайн среды создаёт дизайн процесса

Мы не любим некоторые процессы (если не все). Мы любим только результаты! Но, чтобы иметь результат, приходится терпеть и процесс.

Дизайн процесса — это целая область в дизайне среды, целая наука о том – как снять дискомфорт прохождения долгого утомительного процесса, снять дискомфорт отдельно по каждой его стадии.

Для этого процесс (что логично) разбивается на стадии и каждая стадия его внимательно изучается. Если обнаруживается стадия с максимальным дискомфортом — на неё направляется самое пристальное внимание и дизайном среды дискомфорт снимается. Так:

    необходимое делается – приятным (сидение в очереди на приём, скажем или заполнение анкеты),

    трудное — облегчается (поиск нужного кабинета, подъём по лестнице, переодевание),

    в безрадостные или скучные процедуры и процессы вносится радость и удовольствие (например, продвижение по длинному коридору из одного крыла здания в другое, поездка на лифте).

Всё это необходимо организовывать — как для клиентов, так и для персонала.

Важная ключевая вещь №2: Дизайн среды превращает всё в вашем пространстве в «генераторы радости» (остальное выбрасывает)

Дизайнеры среды разыскивают везде, где только могут: так называемые — генераторы «радости и счастья», а точнее, объекты, могущие иметь при умной подаче — высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд.

С точки зрения дизайнеров среды, нет во вселенной такого предмета (или же явления), которое нельзя было бы преподнести как этот самый «генератор радости».

Любой предмет может дарить человеку своё богатое эмоционально-художественное содержание. На это способен также и любой процесс, например, заход солнца, который лучше всего наблюдать именно из вашего кабинета!

Однако необходимо, вооружившись знаниями дизайна среды -суметь профессионально преподнести красоту этих предметов и явлений, донести их до каждого. Чтобы их заметил, придя к вам — даже… «слепец».

В отличие от традиционных дизайнеров и архитекторов, которые украшали интерьеры разве что картинами на стенах и горшками с геранью, сегодняшние дизайнеры среды считают, что «палитра источников радости и созерцания» должна быть расширена… до абсурда, до бесконечности. Радость нужно учиться и учить — находить во всём.

Дизайнер, создавая среду, должен сам научиться работать так, чтобы затем человек, потребляющий эту среду, легко видел источник красоты и радости во всём, что его только окружает в этом месте. Как говорится: «От прожилок зелёного листа, до сантехники в санузле». От объекта (салфеток на столе бара), до процесса (покидание бара на предупредительно вызванном такси).

Лучший пример дизайна среды, который учит зрителя видеть радость и красоту во всём, что его окружает в данном месте – это, конечно, традиционный японский сад камней.

Дизайн этого дзенского пространства сделан таким образом, что человек, попавший в это пространство, начинает воспринимать обычные мшистые камни и песок — как «объекты, имеющие высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд».

Представьте себе, насколько больше возможностей для дизайна среды у вас, у которых, по всей видимости, имеется в распоряжении — много чего, а не только каменные валуны и песочек японского сада камней.

Важная ключевая вещь №3: Дизайн среды утверждает: «Человек адаптирует среду, среда адаптирует человека»

Описанный в заголовке процесс — взаимен. Угнетающая среда, конечно — угнетает человека. Среда, не уважающая человека, медленно формирует такого человека, которого действительно потом не за что будет уважать.

Но человек тоже — не лыком шит. И он, в свою очередь, оказывает влияние на среду, даже самую негибкую, не динамичную, не поддающуюся адаптации.

Если среда специально не выстроена как максимально – негибкая, не динамичная, не поддающаяся адаптации (традиционная школа, тюрьма), то её можно и нужно менять. И человек на это способен.

Практически любая среда в конце концов приспосабливается к истинным потребностям, вкусам, привычкам и особенностям людей, которые ею пользуются.

Дизайн среды постулирует (как главный тренд дизайна сегодняшнего дня) следующее:

«Сделайте среду максимально пластичной и динамичной. Позвольте людям самим доформировывать её под себя».

Дизайнеры среды измеряют и точный показатель успеха в этом начинании — коэффициент адаптации среды: чем выше коэффициент адаптации у данной среды (то есть, чем она гибче), тем она ценнее, дороже, современнее.

Среда формирует у человека, который проводит в ней много времени — привычки и даже взгляды на жизнь, философию. Поэтому сегодня очень легко вычислить владельца помещения (среды), который намеренно или не намеренно формирует у тех, кто в ней пребывает, негуманные, отсталые, жестокие или депрессивные привычки и взгляды на жизнь.

Владельцы таких подавляющих сред (вместе со своими средами) абсолютно не котируются на современном рынке, который смотрит на мир через призму нового дизайна и новой урбанистики…

Учтите это, когда будете создавать репутацию своей фирме.

Важная ключевая вещь №4: Дизайн среды облегчает коммуникацию любого типа

Один из ключевых терминов в дизайне сред

дизайн среды — дизайн среды |

    Дизайн как понятие подразумевает под собой искусство преображения среды обитания человека. В свою очередь, среда обитания человека представляет собой совокупность условий его жизни. Сюда можно отнести и дом, и работу, и все аспекты человеческой жизни. Комплексный подход к дизайну среды обитания человека подразумевает гармонизацию этих направлений. Человеку должно быть максимально комфортно находиться в условиях дома, работы, отдыха. Именно достижению этой цели подчинен дизайн среды обитания человека в целом. Мы занимаемся детальной проработкой каждого направления дизайна, применяем классические подходы в своей работе и обеспечиваем получение гармоничного результата на выходе.

Дизайн активно развивается и в нынешнее время. Его новым понятием является дизайн среды, состоящий из трех основных направлений:

• дизайн жилых помещений;

• дизайн общественных помещений;

• дизайн выставочных стендов;

     Дизайн интерьера — это не только украшение дома, но и создание функционального и красивого интерьера помещений, разных по своему назначению, таких как: жилые дома, общественные здания и коммерческие объекты, магазины, рестораны, развлекательные центры, офисы. Кроме того, дизайн применяется для создания временной среды: магазины, существующие несколько месяцев, выставочные стенды.Хороший дизайн интерьера, позволит пространству не только выглядеть лучше, он может оказать существенное влияние на настроение и самочувствие. Творческое использование цвета, рисунка, фактуры, света, и пространства является центральной задачей дизайнера.

     Выставочный дизайн объединяет в себе архитектурный, интерьерный и графический дизайн: каждый стенд является и архитектурной конструкцией, и интерьером, оформленным в соответствии со вкусом его владельцев и предполагаемых гостей. И, естественно, огромное значение имеют цветовое и световое оформление, продуманные плакаты и привлекательное размещение образцов продукции. В дизайне выставочного стенда важно равновесие между функциональной и визуальной составляющей. Мы предлагаем Вам услуги по разработке дизайн проекта выставочного стенда, сопровождению его реализации, изготовлению необходимых промо-материалов.

     Оформление жилых помещений — занимает значительную нишу на рынке дизайнерских услуг. В жилых интерьерах на первый план выходят вопросы отдыха, релаксации, комфорта, индивидуального удобства пользования. Жилые интерьеры рассчитаны на ограниченное количество человек, число которых относительно постоянно, поэтому здесь все вращается вокруг вкусов и удобства хозяев.

     При создании бизнес интерьеров офисов, ресторанов, кафе, магазинов и т. п. — дизайн призван решать одновременно несколько задач: приносить прибыль владельцам, подчеркивать статус и престиж заведения, быть удобным для большого колличества разных людей, и, в то же время, быть ярким и запоминающимся, иметь в зависимости от назначения свой образ. От назначения интерьера здесь очень много зависит: можно сказать все! То количество и характер вольностей, которые мы можем и должны себе позволить, определяется назначением помещений. Банки и офисы требуют большей строгости и официальности, а вот в магазинах и особенно ресторанах требуется разыграть какую-то тему, маленький «спектакль». Люди приходят сюда на какое-то время и для них важно яркое впечатление, а в квартире такое скоро утомит, здесь нужно что-то более спокойное.

Цель дизайна среды — получение не самого впечатления, а выполнение комплекса условий для появления задуманных автором впечатлений .

Этапы дизайн проекта

1 этап. Техническое задание. Поиск концепции дизайн проекта.

2 этап. Подготовка рабочей документации.

3 этап. Подбор отделочных материалов, оборудования, мебели. печать.

Состав полного дизайн проекта.

1. Составление обмерочного плана и обмерочные работы. 
2. Составление технического задания, заполнение опросного листа и визуальный ряд. 
3. Расчет оптимального количества вариантов перепланировки и функционального зонирования помещений с расстановкой мебели, сантехники и оборудования. 
4. План расстановки мебели. 
5. План привязки сантехники. 
6. Экспликация помещений. 
7. План монтажа/демонтажа перегородок и проемов. 
8. План полов. 
9. План потолков. 
10. План электрики: верхний свет и схема подключения. 
11 План электрики: верхний свет и расположение светильников и выключателей с привязками. 
12. Электрика. План размещения розеток, приборов и слаботочного оборудования (ТЛФ, ТВ). 
13. План теплых полов (при наличии). 
14. Разработка отдельных узлов и деталей интерьера (при необходимости).
15. План дверей при подборе материалов дизайнером.
16. Спецификация светильников, дверей, сантехники, мебели и т.п. при подборе материалов дизайнером.
17. План полов c раскладкой плитки.
18. Раскладка плитки с совместным подбором коллекций плиток и выбором оптимальной коллекции для визуализации и последующей раскладки.
19. План разверток стен (маркировка).
20. Развертка стен помещений (при необходимости).
21. Компьютерная визуализация по всем основным помещениям, выполняемая в рамках дизайн-проекта.
22. Ведомость отделочных материалов и отделки помещений с предлагаемыми материалами.


Этапы дизайн-проекта

1. Обмерочный план. Обмерочные работы.

После подписания договора на дизайн проект мы делаем обмеры. Обмеры — основа дизайн проекта, и от опыта и грамотности специалиста зависит успех и точность всех рабочих чертежей. Мы делаем обмеры, подробно, тщательно и аккуратно, фотографируем объект и приступаем к вычерчиванию обмерочного плана.

2. Техническое Задание и опросный лист. Визуальный ряд.

Составляется подробное Техническое задание, которое проходит в форме приятной и содержательной беседы. Мы фиксируем все ваши пожелания относительно будущего дизайна. Таким образом, собрав максимум информации, мы приступаем к разработке вариантов перепланировки.

3. Оптимальное количество вариантов перепланировки и функционального зонирования с расстановкой мебели, сантехники и оборудования с необходимыми размерами.

Вычертив обмерочный чертеж на компьютере, и внимательно изучив Техническое Задание, мы приступаем к разработке вариантов перепланировки и функционального зонирования с расстановкой мебели, сантехники и оборудования. Количество вариантов перепланировки мы не ограничиваем, т.к. считаем, что хорошая планировка — основа удачного дизайн проекта, на этом этапе очень важно выбрать именно то правильное решение, которое будет самым оптимальным для вас. решение, которое дорабатывается до утверждения Заказчиком. В итоге, мы приходим к оптимальному и наилучшему для вас варианту, с которым дальше ведется работа.

4. План расстановки мебели и сантехники с привязками.

Прорабатывается расположение мебели, сантехники, оборудования. Затем ставятся габаритные размеры и привязки сантехники по осям. Даются два плана — план привязок сантехники и план расстановки мебели и оборудования с привязками.

5. Экспликация помещений.

Когда планировка уже утверждена, можно подсчитать количество квадратных метров в каждом помещении. Хотя при разработке вариантов перепланировки на более раннем этапе мы даем варианты для выбора с экспликацией, чтобы вам было понятнее, какой вариант принять.

6. План монтажа/демонтажа перегородок и проемов.

Это необходимый для строителей план, по которому можно построить перегородки и проемы.

7. План полов.

На данном этапе важно найти интересную идею, которая поможет решить глобальные пространственные, композиционные и конструктивные задачи.

8. План потолков. Сценарий освещения.

На плане потолков даются типы и границы потолков, отметки высот, все потолочные и настенные светильники, подсчитываются площади, при необходимости даются раскладки потолочных покрытий.

9. План электрики. Верхний свет. Схема подключения.

На плане указывается выключатель, его тип, дается высота и привязка каждого выключателя до ближайшей стены или проема и указывается, какой светильник или группу светильников включает данный выключатель.

10. План электрики. Верхний свет.

Расположение светильников и выключателей с привязками. После утверждения Схемы подключения верхнего света, даются привязки всех потолочных и настенных светильников и выключателей до ближайшей стены или проема.

11. Электрика. План размещения розеток и приборов.

Размещение (точки привязок) и высоты всех приборов, розеток и слаботочного оборудования (ТЛФ, ТВ). Когда мы определили местонахождение выключателей, можно приступать к обдумыванию расположения всех видов розеток в соответствии с местоположением выключателей и расположением мебели, оборудования и сантехники

12. План теплых полов (если есть).

Мы указываем на плане конфигурацию теплого пола, площадь, которую занимает каждый участок, также указываем местоположение, высоту и привязку теплорегулятора.

13. План разверток стен (маркировка).

Перед тем как приступить к разверткам помещений, мы даем план разверток стен (маркировку). Это такая своеобразная навигация по разверткам во всей квартире. На плане квартире каждое помещение пронумеровано и напротив каждой стены стоит цифра, показывающая порядковый номер развертки в данном помещении. Нумерация стен помещения начинается чаще всего от входа и идет по часовой стрелке.

14. Развертки стен помещений (по необходимости) с необходимыми размерами.

На стене мы показываем, где и на какой высоте будет располагаться какой-либо элемент относительно других, даем необходимые размеры.

15. Ведомость отделочных материалов и отделки помещений (предлагаемые материалы).

Составляем смету с суммированными подсчетами количества расходов на каждый материал по каждому помещению. С этими данными вы всегда сможете ориентироваться в магазине при покупке отделочных материалов, на основании этих данных строители составляют подробную и точную смету на ремонт.

16. Раскладка плитки.

После того как все развертки вычерчены и плитка подобрана, мы делаем раскладку плитки по стенам. В частности, в санузлах, прачечных, хозяйственных зонах, в общем, везде, где есть плитка. Раскладка плитки делается в цвете с точными размерами, с учетом швов и направления раскладки, с указанием фабрики и коллекции, подсчитываем количество.Удачно разложенная коллекция плитки выглядит «дороже» своей реальной стоимости.

17. Визуализация помещения.

В рамках дизайн проекта визуализация по всем основным помещениям.(по желанию) Наконец, когда все звенья дизайн проекта собраны, мы делаем высококачественную компьютерную фотореалистичную 3d визуализацию по всем помещениям.

18. Спецификация светильников, дверей, сантехники, мебели и т. п. (при подборе дизайнером конкретных материалов). План дверей (при подборе дизайнером конкретных материалов). Подбор отделочных материалов, оборудования, мебели по договоренности с заказчиком. Процесс подбора материалов — процесс долгий и может растянуться на большое количество времени, им иногда занимаются заказчики уже самостоятельно по собственному желанию, если у них много лишнего времени на поиски и сравнения, или же увлекает сам процесс. Если же вам хочется сохранить время и средства, логичнее прислушаться к мнению профессионалов и получить рекомендации специалистов, имеющих наработанную базу с выгодными ценами.

19. Авторский надзор.

Это контроль дизайнера за выполнением строительно-отделочных работ по утвержденному Заказчиком дизайн проекту помещения.

20. Декорирование помещения.

Комплект работ, входящих в стандартное декорирование помещений: подборка картин, гобеленов и ковров, штор и гардин, покрывал, подушек и постельного белья, столовых приборов, сервизов и скатертей, скульптуры и ваз, аксессуаров.

Заказ дизайна среды у нас это возможность привнести в ваш бизнес новые образы, при этом поддерживая позитивный имидж компании.

   

Профессия дизайнера городской среды

Жизнедеятельность любого города непрерывно связана с таким понятием, как дизайн городской среды. Что в него входит? Думаете, все уличные скамейки, лавочки, урны и прочее размещается абы как? Все совсем не так! Ведь именно эти мелочи и формируют цельный облик городской местности, хотя мы на это часто и не обращаем внимания. Очень важно, чтобы все эти элементы были удобными и красивыми, и именно поэтому над их созданием и разработкой трудится такой человек, как дизайнер городской среды.

Что же это за профессия такая? Какими качествами должен обладать человек такой профессии, что входит в сферу его обязанностей? Обо всем этом мы и будем говорить в нашей статье.

Дизайнер городской среды

Общее описание и определение

Дизайн городской среды – это современное понятие, которое пришло на смену термину «малые архитектурные формы», под которым трактовались элементы уличной мебели и оборудования исключительно в качестве отдельных архитектурных деталей, входящих в состав городского пространства.

В современной же трактовке и с современным названием под дизайном городской среды подразумевается все, что имеет отношение к городскому пространству. Это и подъезды, и придомовые территории, и автобусные остановки, и галереи современного искусства, и кафе с ресторанами, и фасады зданий, и многое другое. Как видите сфера деятельности человека с одноименной профессией существенно расширилась.

Итак, перейдем непосредственно к профессии. Дизайнер городской среды является специалистом, который осуществляет комплексное формирование дизайна пространств общественного пользования. Его задача создать комфорт, удобство и красоту в городе. По проектам дизайнера проводится благоустройство жилых кварталов и исторических районов, дополняются новыми элементами исторические центры. Если выразится проще, то дизайнер городской среды – это человек, создающий «лицо» города.

Об обязанностях и личных качествах

Дизайнер городской среды – это человек, профессия которого связана с обширными обязанностями. Он непосредственно общается с заказчиком, составляет договора и технические задания. Также этот специалист работает с пространством, учитывая при этом использование современных строительных и отделочных материалов. Он производит обмеры, определяет стилевое направление объектов и осуществляет креативное эскизирование.

Профессия дизайнер городской среды

Но и это еще не все! Те, кто решил стать дизайнером городской среды, должны уметь моделировать, оформлять и презентовать свои дизайн-проекты, выстраивая макеты как отдельных предметов, так и помещений или зданий. Не обойтись ему без навыков 3D-визуализации и умения составлять проектную документацию. Кроме того, ему придется осуществлять еще и ведение авторского надзора, работать с партнерами, поставщиками, строителями и подрядчиками.

Одним словом, профессия это подразумевает наличие большого количества обязанностей. Из этого следует, что дизайнером городской среды может стать человек, обладающий такими личностными качествами, как:

  • желание экспериментировать, стремление к новому;
  • хорошие организаторские способности;
  • отличная память;
  • ответственность;
  • дизайнерское мышление и конструктивные навыки.

Где могут пригодится специалисты в области дизайна городской среды? Они могут работать в частных строительных компаниях, а также в органах государственной власти. Также они могут участвовать в реализации коммерческих проектов, которые направлены на благоустройство городского пространства.

Работники этой сферы могут принимать частные заказы на то, чтобы выполнить оформление в честь какого-либо крупного мероприятия – День города или Новый год, к примеру. Также они занимаются и оформлением спортивных мероприятий, даже таких крупных, как олимпиада!

Кто такой дизайнер городской среды

Следует понимать, что элементы городского дизайна – это не только малые архитектурные формы, но и синтез графического и промышленного дизайна, который основывается на использовании современных технологий и материалов. В итоге можно сделать вывод, что дизайнер городской среды – это технолог жизни. И его главная задача состоит в решении актуальных проблем современности, но так, чтобы это было жизненно, нетривиально, точно и очень ярко! Из этого вытекает, что без творческого подхода овладеть данной профессией невозможно.

Видео. Дизайн городской среды



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *