Дизайн сообщение по искусству: Attention Required! | Cloudflare – Дизайн — Википедия

Дизайн как вид искусства



Министерство образования и науки Российской Федерации

ФОГУВПО «Донской Государственный Технический Университет»

Кафедра «Связи с общественностью»

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу «История мировой литературы и искусства»

на тему: «Дизайн как вид искусства»

 

 

выполнил:

студент 1 курса

группа ГСО-11

Мых Валерия

проверил:

Доктор филологических наук

Профессор Кузнецова А.В.

Ростов-на-Дону

2011г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………

1. История возникновения дизайна……………………………………………

2. Соотношение дизайна и искусства……………………………………………..

3. Ландшафтный дизайн как вид искусства…………………………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении всей истории развития культуры человек стремился украсить свою жизнь, сделать красивыми все необходимые ему вещи — одежду, жилище, посуду, орудия производства. Ценность вещи охватывает два начала — пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.

Проектирование предметного мира вокруг нас, создание предметов, интерьера квартиры, веб-дизайн, ландшафтный дизайн, проектирование мебели — эти и другие виды творческой деятельности человека во многом схожи требованиями, предъявляемыми им потребителем, сочетанием красоты и пользы. Эстетику предметного мира трудно отделить от всего остального.

Вопрос о соотношении дизайна и искусства является весьма запутанным и неоднократно обсуждался в течение долгого времени.

Внешний облик  окружающего пространства — это визитная карточка, которая содержит огромное количество информации о товаре, продукте, интерьере. Создавая образ, дизайнеры используют всевозможные мелочи, пытаясь сделать предмет индивидуальным и неповторимо прекрасным.

Цель моей курсовой работы: раскрыть особенности дизайна как вида искусства. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать историческую обстановку обусловившую появление дизайна;

— рассмотреть точки зрения разных дизайнеров на проблему соотношения дизайна искусства;

— раскрыть дизайн как вид искусства, проследив историческое развитие садового искусства(ландшафтного дизайна).

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения дизайна

Когда же именно появился дизайн? Можно предположить, что произошло это во времена пещерных людей и наскальных рисунков. И, несмотря на то, что само понятие  «дизайн» возникло  гораздо позже, его корни уходят вглубь истории, во времена наших предков. Этот, только зародившийся, вид творчества можно отнести к монограмме, что в переводе с греческого “простая линия”. Именно в этом стиле выполнялись наскальные рисунки. Конечно, наши предки не задумывались, что они занимаются дизайном интерьера, оформлением своего жилища, когда оставляли следы на стенах своей пещеры.

              Хорошо была представлена предметами Древнеегипетская цивилизация. Понять это помог обычай древних египтян, хоронить умершего с вещами, которые пригодятся ему в загробном мире. Примеры древнеегипетского ремесла, ставшие достоянием современности, постепенно увеличивались благодаря находкам  ученых. Многообразие этих предметов составляет для нас большой интерес — возможно привычные в современном мире вещи, были созданы впервые именно в Древнем
Египте — мебель, домашняя утварь, инструменты, одежда. Это и есть составляющие предметной среды древнеегипетского дома.

Последним звеном античной цивилизации стал Рим. Здесь так же были заложены основы организации материальной среды и предметного мира современности. Особенно это отразилось в пространстве быта — в масштабе города или отдельного жилья. Как бы  ни менялись в течение последующих веков дома и утварь, мебель и инструменты, они в большинстве своем оставались и остаются потомками далеких своих предков — предметов, созданных античными ремесленниками. Достижения римского искусства оказывали свое влияние на все последующие столетия, особенно в эпоху классицизма. В настоящее время они все еще могут служить примером для подражания.

После падения Римской империи с конца V века н. э. в Европе наступает эпоха Средневековья, которая коренным образом изменила облик предметной среды.

Предметный мир средневековья во многом отражается в обстановке крепостных замков.

Позже германским народам понадобилось много времени, чтобы воссоздать предметный мир, родственный античному. По всем приметам, античные точеные формы явились прототипами средневековых. Романская мебель полностью соответствовала средневековому образу жизни и уровню культуры. Роскошь, развитое художественное ремесло и искусство оформления были преданы забвению. В романскую эпоху удовлетворяло только элементарные потребности. Мир форм и красок романского стиля возник на базе византийского, варварского и восточного влияний. Формы и краски — простые и грубые. Многочисленные элементы предметного пространства с убедительной силой выражают религиозные настроения.

Становление дизайна как вида профессии началось в начале XIX века, в эпоху появления массового машинного производства и разделения труда. Все, что было до этого времени, именуется современными учеными как просто дикий дизайн, преддизайн, искусство эпох предметных фетишей, тотемодизайн, мифодизайн, теодизайн. И развивалось все это согласно тому времени, той духовной и материальной культуре. Сейчас  Дизайн – это одно емкое понятие, включающее в себя : китч,  массовый и элитный дизайн, поп-дизайн, стайлинг,  городской публишь-арт, единичный арт-дизайн, промышленный дизайн, архитектурный дизайн, графический, Web-дизайн.

В течение многих веков  все предметы, окружавшие людей, были результатом длительного и кропотливого труда, предметная среда чело­века была рукотворной. Мастера вкладывали всю свою душу в работу,  и от этого сам предмет наполнялся жизнью.

Но все изменилось, когда на рубеже  XVIII – XIX вв. предметы массового потребления стали изготавливаться промышленным способом. Перестала быть рукотворной предметная среда человека, теперь ее создают машины. Конечно, машинный труд намного производительнее труда ремесленников, но, вместе с тем, проявилась и новая проблема – каждый предмет ремесленной мастерской был оригинальным, наполненным тем особым, которое не может присутствовать в «близнецах», выпускаемых с конвейера.

Неторопливый многовековой ритм в развитии предметного окружения человека был нарушен промышленным подъемом. Стали появляться новые предметы, которые требовали адаптации к вкусам потребителя, а быстрые изменения в предметном окружении привели  к необходимости прогнозирования этих вкусов.

Дизайн как профессия возникает в 20 веке. Хотя характерные ему проявления и черты встречаются и в самых глубинных пластах всей материальной культуры. Определить точную дату появления дизайна не возможно, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали начинают преподавать в учебных заведениях, а выдача соответствующих документов поставила дизайнеров в один ряд с представителями других профессий.

 

 

 

2. Соотношение дизайна и искусства

Вопрос о соотношении дизайна и искусства является весьма запутанным и неоднократно обсуждался в течение долгого времени.
              Художники и дизайнеры создают визуальные композиции, используя при этом общую базу знаний, преследуя похожие цели и используя схожие приемы. Это дает возможность считать дизайн такой же творческой профессией, как и другие профессии из сферы искусства.

В самом обобщенном виде определение дизайна может быть сформули­ровано следующим образом — проектная художественно-техническая деятельность по раз­работке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (произ­водственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.).

Первыми дизайнерами были архитекторы и художники, которые осознали новые возможности, открывающиеся перед ними с развитием массового машинного производства. Их увлекала широта масштабов и сложность задач, не сравнимых с теми, которые стояли перед художником прежде — главным образом украшать быт верхушки общества.

Хотя о дизайне сказано и написано уже достаточно много, однако еди­ной точки зрения на сущность дизайна все еще не выработано. Дело в том, что достаточно часто «дизайн» означает собственно деятельность худож­ников в промышленности, значительно чаще — продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда — область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности ху­дожника по решению задач промышленного производства.

Рассматривая различные проявления дизайна, мы убеждаемся, что практика дизайна постоянно расширяется, в его сферу входят выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ставший модным в нашей стране ландшафтный дизайн, рынок услуг непредметного дизайна, составляющий большую часть дизайна. Буквально в последние десятилетия по­явился как отдельный вид творчества компьютерный дизайн. Таким образом, проектирование промышленных изделий давно уже является не един­ственной, а часто и не основной задачей дизайнера.

За последние два десятилетия практика дизайна необычайно усложни­лась, и провести границу между дизайном и другими областями професси­ональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте становится все сложнее. Проектирование принципиально новых про­мышленных изделий; косметические изменения во внешнем облике про­мышленной продукции без серьезного изменения ее технических характе­ристик; создание фирменного стиля, охватывающего все сферы деятельности современной корпорации; решение экспозиций — все это сегодня называется дизайном и выполняется профессиональными дизайнерами.

Попытки выяснить действительную природу дизайна через литературу о нем наталкиваются на значительные затруднения. Сложность заключается в том, что дизайн находится в непрерывном движении, как всякая деятельность, находящаяся в процессе становления. Эта деятельность меняет фронт задач, меняет определение своего продукта, меняет организационные формы. Естественно поэтому, что всякое описание значительно отстает от изменений действительности.

За последние полвека практика дизайна претерпела множество изме­нений: работа индивидуальных художников в большинстве случаев сме­нилась работой целых коллективов или отделов дизайна в системе фирмы, или независимых дизайнерских фирм. В то же время, как ни странно, по­становка теоретических вопросов за эти полстолетия не принесла ничего существенно нового.

Искусствовед Герберт Рид, автор вышедшей в 1934 г. первой серьезной работы о дизайне, названной «Искусство и промышленность», рассматривает дизайн как высшую форму искусства.

В том же 1934 г. вышло и первое издание книги Джона Глоага «Объяс­нение промышленного искусства». Глоаг рассматривает дизайн с точки зрения ответственности дизайнера перед «нормальным» капиталистическим обществом, в аспекте профессиональной этики. В то же время он видит в дизайне обычную техническую операцию в процессе производства, равнозначную любой другой операции инженерного порядка.

Известнейший итальянский дизайнер Джио Понти, редактор журнала «Домус», рассматривает дизайн с точки зрения профессиональных худо­жественных возможностей, определяя его задачей создание мира новых и прекрасных форм, вещей, которые раскрыли бы истинный характер нашей цивилизации.

Пионером дизайна можно считать английского художника Генри Кола (1808-1882), который в 1845 г. изобрел термин «художественная промыш­ленность» («Аи МапшжЛигез»), означающий, по его собственным словам, «изящные искусства или красоту, приложенные к механическому произ­водству». С 1849 по 1852 г. Генри Кол издавал «Журнал дизайна», обращая внимание на прибыльность и коммерческую ценность проектов. Однако еще раньше, в 1832 г., английский промышленник и по­литик Роберт Пиль призывал использовать искусство для укрепления кон­курентоспособности английских товаров.

Связи искусства и дизайна прослеживаются в творческой биографии знаменитых дизайнеров, какой бы ориентации они ни придерживались. Норман Бел Геддес — пионер американского дизайна -начинал как театральный художник, театральным художником был Генри Дрейфус. Раймонд Лоуи, прежде чем создавать реальные дизайнерские проекты, рисовал вещи в модных журналах. Макс Билл -живописец, скульптор, архитектор. Джио Понти — универсальный художник: график и монументалист, театральный декоратор, архитектор и живописец.

Реферат: Основы дизайна

Введение

Людей всегда привлекало красивое и комфортное: мебель, одежда и обувь, предметы быта и т.д. Вспомните наши черные футляры, новую полиграфическую продукцию, дизайн украшений и подарков (было такое, что вы, увидев совсем не дорогую безделушку, очень хотели её купить, потому что у нее хороший дизайн и неплохое качество). Дизайн-это художественное конструирование. Дизайн (от английского слова design) означает проектировать, чертить, проект, план, рисунок, цель, намерение, творческий замысел, расчет, конструкция, а также эскиз, рисунок, узор, композиция, произведение искусства. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей. Слово «дизайн» впервые упомянул в одной из своих работ итальянец К.В. Скьер. К любому объекту можно подойти с дизайнерской точки зрения. Нельзя сказать, что в Дизайне важнее — художественная составляющая или же техническая. Эти части равнозначны. Хорошего дизайна не получится, если эти части гармонично не сочетаются. Вот еще одно определение Дизайна, предложенное Томасом Мальдонадо, утвержденное VI Конгрессом ИКСИД:

«Дизайн» — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Выбранная мной тема очень актуальна в современном мире. Так как дизайн-это неотъемлемая часть нашего общества. Моя цель узнать действительно ли дизайн имеет большое значение в жизни современного общества. Мои задачи найти как можно больше информации, узнать об истории и развитии дизайна, познакомиться с видами дизайна. Я буду использовать книгу А.Н. Лаврентьева «История дизайна», Тома Питерса «Дизайн», а так же другие книги и журналы на тему дизайна.

1. История и развитие дизайна

Можно предположить, что это произошло еще во времена наскальных рисунков и пещерных людей. И действительно, не смотря на то, что понятие дизайна возникло гораздо позже, истоки его возникновения лежат во времена наших предков. Такой, еще только зарождавшийся вид творчества можно отнести к монограмме. В переводе с греческого языка монограмма значит то же самое, что и простая линия. Наскальные рисунки как раз выполнены в подобном стиле. Естественно, что наши предки, оставляя следы на стенах своих пещер, даже и не подозревали, что они занимаются дизайном интерьера, оформлением своего жилища. Позже монограмма стала обозначать знак, составленный из двух или более связанных букв, обычно это инициалы, которые ставят на предметах обихода для указания на их владельца. Монограмма выполняется шрифтом, имитирующим свободное написание от руки или напоминающее резьбу по дереву или камню с последующими доработками, которое, как правило, выполняется пером, кистью или фломастером, а затем обрабатывается компьютером. Такая композиция редко состоит только из букв. Она может быть дополнена контуром любой формы. В виде монограммы выполняются и товарные знаки. В этом случае за счет вида шрифта и дополнительных элементов можно выразить область применения товарного знака. А для разработки монограммы могут использоваться не только буквы, но слова и целые фразы, которые сейчас принято называть слоганами.

На протяжении многих веков все предметы, окружавшие человека, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Мастер вкладывал в работу свою душу, представления о мире, от чего сам предмет наполнялся жизнью. Всё стало иначе, когда на рубеже ХIХ в. возникла потребность «наполнить жизнью» предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Все предметы теперь создаются машинами. Машинный труд во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, «то», чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно «поместить» в каждом из тысячи предметов, производимых машиной. Кустарное производство — ручной труд, примитивные орудия труда, примитивная технология, мало серийное производство. В нем учитывались все потребности человека к вещи: полезность, удобство, красота, дороговизна. Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник — не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие и производились в малом количестве 6 принципов работы кустарного дизайнера: социологический, инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический.

Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Японии мы обязаны многим принципам, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, а теперь стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Не мало важную роль сыграла японская эстетика и любовь к прекрасному. Нужно отдать должное японским производителям, ведь их товары всегда отвечают двум главным требованиям: практичность и красота. В соответствии с произведениями японского дизайна, создание форм должно быть продуманным и завершенным. Еще одна отличительная черта японского дизайна — это одушевленность вещи.

Индустриальное производство — с приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штаты чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка. В 1785 г. в Англии начало развиваться индустриальное машинное производство. Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов. Дизайнер работает на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством и с его возможностями.

Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные его черты и даже характерные проявления встречаются ещё в самом начале развития общества. Поиск точной даты рождения дизайна невозможен, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом дипломов поставила специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий.

Принято выделять два основных направления в становлении дизайна: Российское (ВХУТЕМАС) и Германское (БАУХАУЗ). В основе всех мировых школ дизайна лежат образовательные концепции, так или иначе восходящие к опыту ВХУТЕМАСа — БАУХАУЗа.

2. Виды дизайна

дизайн промышленный изделие творческий

Видов дизайна очень много. Каждый год появляются всё новые и новые направления дизайна. Вот основные виды дизайна: промышленный дизайн, книжный дизайн, световой дизайн, дизайн архитектурной среды, ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды, графический дизайн, арт-дизайн, фито-дизайн, компьютерный дизайн.

Промышленный дизайн

Промышленным дизайном называют ту область дизайнерского искусства, которая занимается внешним видом и функциональностью производимых промышленностью изделий. Этот тип дизайна называют иногда индустриальным или предметным дизайном. Но суть его остается неизменной — сделать продукцию не только функциональной и качественной, но и способной удовлетворять эстетический потребности самых изысканных пользователей. Промышленный дизайн — это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.

Первые промышленные дизайнеры появились ещё в XVIII веке в Англии, что связано, прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда (Josiah Wedgwood). Именно этот промышленник, занимавшийся производством набивных тканей, впервые в истории уделил столь пристальное внимание именно дизайну своей продукции. Определение «индустриальный дизайн» появилось в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухаус» в Веймаре (Германия).

После второй мировой войны индустриальный дизайн получил серьёзное развитие в Скандинавии и Нидерландах. Примерно в это же время интерес к направлению высказали прагматичные американцы — с целью увеличения продаж. В 60-е годы XX века направление стало настолько популярно в США, что была организована Коллегия Индустриального дизайна. В 1969 году член этой коллегии Томас Малдонадо дал весьма ёмкое определение индустриальному дизайну: «Индустриальный дизайн — это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности».

Книжный дизайн

Книжный дизайн — это новые, разнообразные конструкции книги. Оформление книги — один из этапов подготовки рукописи к изданию, а также результат этой деятельности. Оформление разрабатывает художественный редактор, дизайнер или же разрабатывает и сам исполняет верстальщик. Он определяет формат книги, особенности шрифта, размещение текста, фотографий и другого иллюстративного материала.

Большую роль играет разработка внешнего облика книги: переплета и обложки, форзаца и различных элементов оформления внутри книги: титульный лист, иллюстрации.


А это настоящая книга! Вот только сделана она не из бумаги, а из лепестков роз. Омский художник Анатолий Кононенко разместил свои любимые произведения Александра Сергеевича Пушкина на 37 страницах-лепестках.

Световой дизайн

Световой дизайн — это направление дизайна, базирующееся на трёх основных аспектах освещения. Первый — эстетическое восприятие, этот аспект приобретает важное значение при освещении магазинов, общественных зон и архитектурных форм. Второй — эргономический аспект — функциональность освещения, способность света влиять на работоспособность, комфорт и зрительное восприятие. Третий — энергоэффективность — необходимо понимать, нет ли пере света поверхностей, без весомой на то причины. Каждый из перечисленных аспектов должен быть учтен в работе светодизайнера. В эстетическом смысле светодизайнер должен повысить привлекательность освещаемого пространства; понять, как объект будет взаимодействовать с окружающим фоном, какие эмоции при этом будет вызывать освещение. Необходимо помнить и то, что объект будет видимым не только ночью, но и днем; учитывать дневной свет и требования безопасности в ночное время. Световой дизайн, как и архитектура, не является по отдельности ни искусством, ни наукой, скорее смесью их обоих. Профессиональному свето-дизайнеру необходима не только креативная идея, но и понимание физических свойств света и принципов работы светильников и источников света.


Дизайн архитектурной среды

Дизайн интерьеров как полноценный вид проектной деятельности, сформировался относительно недавно. Но стремление вносить разнообразие в свое жилище, окружающую обстановку, а значит и собственную жизнь, было присуще человеку всегда. Интерьер — неотделимая часть архитектуры, он вызывает у людей эмоции — радость, восхищение, желание проводить в нем время снова и снова. Хорошо продуманный, интересный интерьер не оставит равнодушным ни кого. Интерьер жилого назначения — например, интерьер загородного дома — это своеобразный портрет человека, живущего в нем. При правильном подходе дизайнера, интерьер может многое рассказать о своем хозяине, его вкусах, привычках, хобби. При проектировании общественного интерьера первостепенным фактором является назначение помещения — будь то спа-салон, дизайн интерьера офиса, бутик модной одежды или гостиница в курортной зоне, очень важно понимать функциональные требование к интерьеру. Главная задача дизайнера — создать интересный, необычный интерьер который будет полностью отвечать функциональным и эстетическим требованиям, и дарить людям только позитивные эмоции.


Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн — это одновременно и наука и искусство создания благоустроенных, гармоничных садово-парковых ансамблей. Во все времена и во всех странах сад был отражением мечты человечества об идеальной жизни. Термин «ландшафтный дизайн» пришел к нам с Запада, где он появился всего лишь в начале ХХ века, но истоки самого мастерства облагораживания территорий уходят в глубокую древность. Самый древний и удивительный пример садового дизайна — Висячие сады Семирамиды. Сквозь тысячелетия дошли до нас древние египетские фрески с планами садов, пергаменты и свитки с мотивами природного ландшафта и садов Китая, старинные славянские иконы с вертоградами — так назывались сады на Руси. Сад был символом рая на земле. Современный ландшафтный дизайн поражает многообразием и богатством креативных идей для сада, среди которых каждый может найти то, что придется по душе именно ему. Но главный ориентир — простота, красота, удобство и гармония. Ландшафтный дизайн, озеленение и благоустройство сада способны преобразить загородный участок, наполнить его гармонией и спокойствием. Здесь приятно будет отдыхать от трудовых будней, проводить время с детьми, встречать гостей, да и просто любоваться окружающей красотой.

Визаж

Визаж — это, прежде всего искусство, участвующее в создании прекрасного облика человека. Визажист — дизайнер и архитектор лица. Профессиональный визажист занимается трансформацией внешности, создает «гармоничное сочетание макияжа, прически и всего облика человека». На курсах визажа изучается психология цвета, законы композиции и рисунка. Слушатели курсов визажа знакомятся с основами косметологии и парикмахерского дела, учатся подбирать варианты повседневного и вечернего макияжа, выявлять выигрышные сочетания цветов, выбирать косметические средства в соответствии с типом кожи. Задача профессионального визажиста — найти и подчеркнуть достоинства и замаскировать или обыграть недостатки. В результате получается не просто красивая правильная картинка, а реальная женщина, волнующая и привлекающая внимание. Владение искусством визажа и макияжа дает возможность каждой женщине подчеркнуть сильные стороны своей внешности и почувствовать себя неотразимой.

Дизайн одежды

Дизайн одежды — моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ. Дизайнеры-модельеры занимаются созданием новых моделей одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров. При этом дизайнер-профессионал просто обязан учитывать тенденции моды, гендерные и возрастные особенности тех, кто будет «носить» на себе их идеи, климатические условия и времена года.

Ещё недавно, в 60 — 70е годы мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, выполненные индивидуально, зачастую на заказ; и работы модельера-дизайнера — серийно выпускаемая продукция швейной индустрии. Сегодня и уникальные произведения «от кутюр», и серийно выпускаемая продукция «пред-а-порте» относят к дизайну одежды. Отчасти это и дань моде на дизайн, но во многом это объясняется и тем, что современная индустрия моды основывается на основе дизайнерского формообразования, ориентированной на самые современные технологии, материалы, демократичность и, ориентируясь на широкие слои населения.

Графический дизайн

Графический дизайн — это создание графических изображений с целью воплощения определенных идей. С произведениями графики — объясняющими, украшающими — мы сталкиваемся всю свою жизнь. Графика присутствует буквально везде — на улице, в книгах. Мы познаем дизайнерское искусство через дорожные знаки, рекламные объявления, иллюстрации в журналах, упаковки для разнообразных товаров, включая сигареты и таблетки от головной боли, логотипы фирм-производителей на футболках и даже ярлыки с инструкциями по стирке тех или иных видов изделий. И это отнюдь не феномен современного мира. Графическому дизайну присущ целый ряд функций. И первая из них — различительная, она помогает отличить одну компанию, организацию и даже целую отрасль от другой. Вторая функция дизайна — информативная. Многие дизайнерские продукты призваны разъяснять потребителю самые различные вопросы: как разделывать утку или что нужно для регистрации новорожденного. Третьей функцией графического дизайна является эмоциональное воздействие. Дизайнерские работы вызывают у нас определенные чувства, помогают нам осознать свою причастность к окружающему предметному миру и сформировать определенное мнение о нем. Графический дизайн и по своим целям, и по сферам применения — это неотъемлемая часть нашего современного мира.

Арт-дизайн

Арт-дизайн — течение авангардного искусства, получившее распространение в 1980-х гг., главным образом в СССР и социалистических странах Восточной Европы. В композициях арт-дизайна соединялись приемы авангардного изобразительного искусства и промышленного дизайна. Эти странные произведения составлялись из бытовых предметов, обломков механизмов, промышленных деталей, фрагментов политических плакатов, фотографий, манекенов, муляжей — в самых нелепых сочетаниях. Они были призваны выявить непривычные, нетрадиционные стороны обычных утилитарных вещей и тем самым вскрыть абсурдность, банальность массовой культуры социалистического общества, примитив политической агитации. Главное выразительное средство — шок, вызов — нехудожественной природы, но оно парадоксально создавало своим демонстративным анти эстетизмом некую эстетическую ситуацию. В некоторой мере арт-дизайн был преемником поп-арта 1950-х гг. Но если в поп-арте демонстрацией обыденных предметов вызывалось ощущение нелепых, алогичных связей, то в арт-дизайне 1980-х — скорее наоборот, элементарными средствами создавался сложный идеологический подтекст. Поэтому арт-дизайн и стал дерзкой формой протеста художника против окружающей его лжи общественной жизни.

Сегодня, арт-дизайн распространен во многих сферах, связанных с дизайном предметов и окружающей среды: от интерьеров ночных баров и квартир, до арт-дизайна собственного тела (body-art), включающего дизайн кожи, ногтей, причесок. Не удивительно, если арт-дизайнеры будут консультировать при художественном конструировании даже кулинарных блюд.


Фито-дизайн

Издревле существуют традиции украшать дом цветами, букетами, растениями. И тут нет ничего удивительного, ведь цветы способны передавать наши чувства, эмоции, создавать настроение. Фито дизайн — это оформление интерьера цветами. Не стоит считать, что фито дизайн — всего лишь озеленение. Это целое искусство, благодаря которому можно создать целые цветочные шедевры. В его основе — знание законов построения художественно-декоративной композиции и особенностей каждого вида растений. Фито дизайнеры могут помочь вам правильно подобрать цветы, а также создать для них подходящие условия.

Это один из способов общения с природой. При нашей погоде можно всегда быть рядом с зелёными комнатными растениями. Прекрасный сад из комнатных растений в квартире, загородном доме, офисе постоянно будет дарить окружающим радость. А зимний сад создаст иллюзию вечного лета. Интерьер зимнего сада создаётся не менее тщательно, чем интерьер гостиной.

Чтобы украсить и оживить помещение не обязательно использовать живые цветы. Засушенные цветы, травы, колосья также помогут оформить интерьер вашего дома. Засушенные цветы и букеты помогут сохранить в помещении атмосферу лета, солнца и тепла, даже если за окном стоит зима.

Композиции из сухоцветов представляют отдельное направление в флористике. Такие композиции можно сочетать с другими предметами интерьера. Это будет выглядеть очень стильно и эффектно. В отличие от живых цветов, сухоцветы нельзя считать знаком внимания, их используют как атрибут интерьера дома.


Компьютерный дизайн

С развитием компьютерной техники практически вся человеческая деятельность переместилась в 3х-мерное пространство виртуальной реальности. Все вычисления выполняют машины. Коммуникации происходят по большей части тоже в компьютерном мире. Это неудивительно, ведь современные технологии уже достигли необходимого уровня, отвечающего двум главным требованиям удобства: скорости и отсутствия необходимости в перемещении человека для передачи информации. Но человечество не утратило при этом любовь к прекрасному. Но наряду с желанием получить практичный товар, возникает другое желание — чтобы товар радовал глаз. Наиболее распространенным видом деятельности современного дизайнера является создание макета для сайтов. Или Web-дизайн по-другому. В основе web-дизайна лежат все те же основные принципы, что и в основе других разновидностей дизайна: принцип функционализма: «что функционально, то красиво». Второй принцип дизайнерского искусства: принцип конструктивизма, который заключается не в цели составления композиции, а в цели создания ее конструкции. Кроме того, сайт, продуманный в техническом смысле, должен быть проникнут духовной идеей, и, лишь тогда он сможет претендовать на конкурирование с другими работами подобного направления. Новые технологии способствуют упрощению реализации образов Web-художником, но с другой стороны требуют немалого запаса знаний в разнообразных науках и культурах, а также достаточно хороших навыков в компьютерных технологиях. В общем, он должен иметь ассоциативное мышление, быть интеллектуально развитым и владеть элементарными техническими навыками. Ведь конструирование вещей основано на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Web — дизайн является весьма перспективным видом творчества, а человек, занимающийся подобной работой, по-настоящему заслуживает уважения.

Заключение

В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека.

Я нашла много интересной информации, узнала, что видов дизайна очень много. Оказывается, мы каждый день видим работу дизайнеров и даже не задумываемся об этом. Я ещё не определилась с профессией и теперь после написания реферата я начала задумываться, не стать ли мне дизайнером. Потому что их работа действительно интересна, и сейчас в современном мире без дизайнера не обойтись. В книге Тома Питерса «Дизайн», хорошо видно насколько важен дизайн в современном обществе. Как сказал Стив Джобс про операционную систему для компьютера Apple: «Мы хотели сделать такую операционную систему, чтобы вам захотелось полизать ее языком, как леденец» (он имел в виду привлекательный дизайн, это одна из историй из книги). Современный дизайн, словно губка, впитывает самые разные мотивы, он не ограничен никакими стилистическими рамками, которые когда-то задавали направления его развития, он обнаруживает новые выразительные средства, одним словом, сейчас дизайн располагает неограниченными возможностями.

Учитывая выше сказанное, мы понимаем, что дизайн, во всех его проявлениях, очень востребован в обществе.

Список используемой литературы

дизайн промышленный изделие

1.«Основы. Дизайн» Автор: ТомПитерс. Переводчики: Александра Гутина, Марина Ермакова. Издательство: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге.

2.«Дизайн и время». Автор Лакшми Бхаскаран. Издатель Арт-родник, 2006.


Теги: Основы дизайна  Реферат  Культурология

Дизайн как искусство [ARCHiPEOPLE]

Искусство и дизайн — два неразрывно связанных понятия. Роль дизайна часто недооценивают, считая единственной его задачей излишнее украшательство, а некоторые не признают дизайнеров творцами, называя их «всего лишь декораторами». Однако это мнение ошибочно. Дизайн – одна из высших форм человеческого творчества, потому что он служит настоящим нуждам настоящих людей. Дизайн всегда функционален, причем функцией может быть даже эмоция, которую он вызывает. Есть некоторые объекты, которым необязательно быть функциональными или экономичными, но идея, заложенная в них, настолько современная и новаторская, так хорошо предугадывает тенденции будущего,  что заставляет людей пользоваться ими, а также думать, познавать и творить.

С середины ХХ века архитекторы и дизайнеры всего мира стали уделять большое внимание промышленному дизайну. Имена некоторых из них благодаря этому навеки вписаны в историю искусства. Эти люди не только внесли свой вклад в развитие современного промышленного дизайна, но и подарили миру предметы, которые мы до сих пор используем в повседневной жизни. Представляем вам шестерых творцов, заставивших нас серьезно относиться к дизайну.  

26.02.2016, 16:52 | Автор: Contract Interiors



Акилле Кастильони

www.ilfattoquotidiano.it

Акилле Кастильони – итальянский дизайнер родом из Милана (1918 – 2002). В 1944 году он вместе с двумя братьями основал в Милане собственное конструкторское бюро. За свою долгую карьеру он создал более 150 объектов, включая лампы, стулья, книжные стеллажи, фотоаппараты, телефоны, пылесосы, сиденья для автомобилей и другие. Предметы, созданные им, прочно вошли в повседневную жизнь, и каждый из нас сталкивался с его творениями, к сожалению, не зная имени творца. В работах Кастильони удивительно удачно соединились функциональность и оригинальный дизайн. Одним из любимых занятий Акилле было давать привычным предметам новую жизнь, не меняя кардинально их внешний вид. Яркий тому пример — столик Cumano (1977). Дизайнер усовершенствовал классический кофейный столик, сделав его складным, а также добавил небольшое отверстие в столешнице для удобства переноски или для того, чтобы можно было повесить его на стену.

www.ilfattoquotidiano.it

Билл Стампф и Дон Чадвик

www.hermanmiller.co.uk

Билл Стампф (1936 – 2006) и Дон Чадвик (род. в 1936) – легендарные промышленные дизайнеры, которые сотрудничали с компанией Herman Miller c 1970 года и вывели её на принципиально новый уровень развития. Стампф был настоящим ценителем красивых и функциональных вещей, а Чадвик с самого детства увлекался дизайном мебели. Работая в творческом союзе, они создали рабочее кресло Aeron, совершившее настоящий переворот в эргономике. Стампф позже признавался, что хотел сделать самое эргономичное кресло, какое только можно себе представить. Независимые друг от друга спинка и сидение, полностью регулируемые подлокотники, широкая верхняя часть спинки, служащая хорошей опорой для плеч, и гибкая мембрана вместо привычной мягкой обивки сделали кресло Aeron сверхпопулярным в 1990-е годы. Оно и по сей день считается классикой офисной мебели, в связи с чем даже заслужило место в постоянной экспозиции Нью-Йоркского Музея современного искусства.

www.hermanmiller.co.uk

Альберто Ливоре

www.lievorealtherrmolina.com

Альберто Ливоре родился в 1948 году в Буэнос-Айресе. После окончания архитектурного университета он переехал в Барселону, где в 1994 году основал дизайн-студию Lievore Altherr Molina вместе с промышленным дизайнером Мануэлем Молина и художницей и модельером Жаннет Альтер.

Студия специализируется на создании инновационной мебели и предметов интерьера. В поисках лучших материалов в Lievore Altherr Molina занимаются собственными разработками. Так, в 1994 году Ливоре представил миру изобретенный им материал, который получил название мадерон. Представляющий собой смесь скорлупы миндаля, а также натуральных и синтетических смол, мадерон обладает свойствами, позволяющими создавать мебель любой формы. Из него сделан запоминающийся своей простой формой стул Rothko, ставшей важным образцом испанского дизайна.

www.lievorealtherrmolina.com

Рон Арад

www.haaretz.com

Рон Арад, родившийся в 1951 году в Израиле, не уступает в гениальности уже названным дизайнерам. Отличительная черта его творчества – нестандартное использование материалов. Арад придаёт пластичность холодному листовому металлу, а мебель превращает в настоящее произведение искусства. Арада часто называют даже не дизайнером, а изобретателем, он постоянно находится в поиске необычных материалов и замысловатых форм. Апофеозом можно читать модульный диван из пены замысловатой формы Misfits, не поддающийся рациональному описанию. Сегодня Рон работает с цифровыми технологиями и трехмерными изображения, эксперименты с которыми он начал проводить одним из первых среди дизайнеров.

 

www.haaretz.com

Росс Лавгроув

www.surfacemag.com

Росс Лавгроув родился в 1958 году в Кардиффе (Великобритания). Свою первую работу в области промышленного дизайна он создал в 17 лет. Главной чертой работ Лавгроува является применение особых форм, будто бы созданных самой природой: линии плавные, свободно перетекающие в друг друга, нет и намека на вмешательство человека. Любовь Росса к природным формам породила целое направление в промышленном дизайне — биоформизм. Выбор этого направления был не случаен. Росс Лавгроув — активный защитник природы, который с юных лет интересовался экологией и защитой окружающей среды. Сегодня дизайнер активно работает с современными материалами, такими как углеродное волокно и полимеры. Мастер и сегодня создает новые коллекции, которые вновь и вновь покоряют мир.

www.surfacemag.com


Официальный сайт Contract Interiors.


Еще по теме:
Промодизайнеры

Просмотров: 13994

Оставить комментарий

Дизайн, красота, искусство

  • Текст:Воронов Н., Шестопал Я.

    6 апреля 2018

Совсем скоро на сайте издательства TATLIN откроется онлайн-библиотека изданий по архитектуре, искусству и дизайну ХХ века. В преддверии этого события мы публикуем фрагмент главы из книги «Эстетика техники», изданной в 1972 году под редакцией Н. Воронова и Я. Шестопала. 

На сегодняшний день дизайн связан главным образом с миром вещей и окружающей нас материальной культурой. Техническая эстетика, как наука о промышленном дизайне, изучает их не только с социологической, экономической, эргономической и других сторон, но и с позиций эстетических. Как связан дизайн с искусством, каково их взаимовлияние друг на друга? Как претворяются в промышленном дизайне такие категории искусства, как гармония, мера, прекрасное, или такие явления, как стиль, мода?..

В середине XX века на промышленный дизайн смотрели прежде всего как на художественное средство гармонизации предметного мира. Промышленный дизайн представлялся многим некоей современной разновидностью прикладного искусства или же современным этапом этого искусства. В свое время возник даже термин «промышленное искусство», которым обозначали круг предметов, прошедших дизайнерскую проработку и выполненных с помощью технических средств на фабриках или в мастерских. На эту точку зрения наталкивало и изучение зарубежной практики. В английском Дизайн-центре, например, демонстрируются не только приборы, машины, электробытовые товары, упаковка, но и индивидуальные произведения из керамики, стекла, текстиля, созданные художниками, которые тоже именуют себя дизайнерами. Указывают, кроме того, и на генетическую, методическую, профессиональную связь дизайна с искусством.

Дизайнерами становились многие художники. Не содержание, а форма предметов и поиски сочетания этих форм были преимущественной заботой нового искусства, начиная с Сезанна и его последователей и кончая современным поп-артом. Точно так же и в предметном мире дизайнеров очень долго интересовала лишь форма вещей, а для дизайнеров-стилистов забота о форме остается главной и по сей день.

Успешное творчество в области дизайна предметной среды, рекламы, визуальных коммуникаций на сегодня, да и на ближайшее обозримое будущее, невозможно без знания основных приемов, принципов, методов и средств искусства. Промышленный дизайн так же, как и прикладное искусство, несущее красоту в мир вещей, стремится сделать окружающий нас предметный мир не только удобным, но и красивым.

Чем же тогда действительно отличается промышленный дизайн от искусства? Не является ли он просто современной модификацией искусства или основным методом «художественного творчества в промышленности?»

Если говорить не о промышленном дизайне, а о дизайне в целом, то это явление несколько иного порядка, чем искусство. Искусство можно рассматривать как определенную конкретную область деятельности. Дизайн же возможен в любой области, в том числе и в искусстве. Дизайн, как мы уже говорили, — это особый метод, особый способ решения задач путем новой компоновки уже известных элементов. Следовательно, это скорое явление психологическое, это особая комбинаторская направленность мышления, а не область деятельности, как, скажем, промышленность, торговля, искусство.

Одна из важных задач искусства — достижение прекрасного, создание прекрасного; задача же промышленного дизайна — создание полезного, всеобще удобного. Здесь важно подчеркнуть именно эту всеобщность, комплексность удобства, то есть, с одной стороны, принцип массового удобства широких кругов пользователей, а с другой, принцип его разносторонности, то есть создание, допустим, машины, удобной не только для руки рабочего, но и для его тела, уха, глаза и т. д. Иначе говоря, создание машины легкой, красивой, компактной, бесшумной конструкции, позволяющей периодически менять рабочую позу, минимально утомляющей и т. д. Вот почему красота в промышленном дизайне выступает не как самоцель, а как некое «удобство для глаза», как одно из конкретных воплощений принципа всеобщности удобства.

Эта особая роль красоты как одного из элементов удобства существенным образом определяет характер категории прекрасного в дизайне. Прежде всего, поскольку достижение красоты здесь — не основная, а побочная, сопутствующая цель, эта красота имеет особое свойство, которое можно определить, как фоновость. 

Такая красота не лезет в глаза, не требует, чтобы ее специально и подолгу рассматривали. Это служебная, фоновая красота, обеспечивающая удобство и комфорт, помогающая ориентироваться, сосредоточить внимание на главном, снижающая утомление, подчеркивающая назначение предмета и способ обращения с ним. Эта красота — фон для основной функции предмета, вместе с тем, она — фон для человека, общающегося с предметом.

Служебность, неброскость подобной красоты связана еще с тем, что она, как правило, призвана удовлетворять эстетические вкусы максимально широких слоев населения, потому что большинство предметов индустрии, прошедших дизайнерскую проработку, — это предметы массового выпуска. А предмет массового выпуска должен удовлетворять вкусы и юноши, и старика, и мужчины, и женщины, и рабочего, и врача и т. д. В эстетическом отношении это обязательно должен быть предмет как бы на все вкусы. И здесь на дизайнера снова ложится огромная социальная ответственность — потакать ли массовым вкусам или формировать эти вкусы, вести их за собой? И если формировать, то исходя из каких целей, из каких идеалов?

В капиталистическом обществе существует этакая «усредненность» красоты. Она нередко получает очень точное социально-психологическое обоснование, делает дизайн весьма мощным орудием насаждения и утверждения потребительской идеологии. «Всеобщность» тех художественных качеств, которыми обладают предметы дизайна, как бы переносится на сами предметы. Обладание ими делается в капиталистическом обществе своего рода свидетельством того, что у данного человека «все в порядке», что он такой же, как все, ничуть не хуже — он имеет такие же запонки, такую же зажигалку, такую же машину, как и все другие, и, следовательно, он так же преуспевает, бизнес его идет хорошо, и, значит, с ним можно иметь дело. «Усредненность» художественных качеств, отнюдь не препятствуя частой смене моделей, а, наоборот, поощряя эту смену, помогает вместе с тем формированию потребительского вкуса. Здесь начинается вроде бы незаметная, но мощная и определенным образом направленная воспитательная миссия дизайна. Не будучи искусством, он, тем не менее, благодаря своим художественным качествам способен играть в обществе весьма заметную идеологическую роль. 

Даже служебная, неброская красота предметов дизайна используется в антагонистическом классовом обществе для вполне определенных социально-политических целей, ибо и она превращается в своего рода моду, в художественный показатель таких социально-престижных качеств, которых у самих предметов дизайна в их технической сущности нет и быть не может.

Вторая важная особенность красоты в дизайне, вытекающая из ее утилитаризма, заключается в следующем: красота в дизайне не есть продукт свободного полета фантазии художника, она всегда обоснована. Горячие цеха красятся в холодные бело-голубые цвета именно для того, чтобы создать психологическую компенсацию для работающих. Горизонтальные цветовые членения на транспортных средствах служат для того, чтобы подчеркнуть их основную функцию — движение, хотя с точки зрения чисто визуальной, может быть, приятнее было бы рисовать на троллейбусах розы и закаты. Требования физиологии и психологии заставляют выбирать для машин определенные формы, пропорции, цвета. Дизайнер должен так решить окраску станка, чтобы обязательно выделить цветом щиток управления. Задача придания информативных свойств предмету или среде тоже требует выбора ферм, пропорций, цветов.

Естественно, встает вопрос; чем же отличается эта работа от работы художника? Ведь художник тоже творит не абсолютно произвольно, он тоже как-то обосновывает свои художественные решения.

Когда мы имеем дело с предметами или интерьерами, нам иногда приходится отказываться от привычных эстетических представлений в отношении принципов использования тех или иных форм, цветов, звуков или коренным образом менять их. Художник-станковист, изображая, допустим, раскаленную пустыню и стремясь усилить эмоциональное впечатление от картины, широко использует «теплые» цвета и оттенки — желтый, розовый, красноватый. Даже небо он делает белесым, как бы расплавленным, дышащим зноем. Изображая прохладу летней ночи, художник, наоборот, применяет зеленоватые и синие «холодные» тона. Короче говоря, он цветом передает характер предмета, раскрывает его существо. Точно так же поступали несколько лет тому назад первые художники, пришедшие на заводы. Мы уже приводили пример с заводом в Айзпуте, где художник действовал, следуя обычной художественной логике — раз горячий цех, то необходимо выразить суть этого цеха и в окраске. Но это была ошибка. Проектируя горячий цех, дизайнер должен поступать как раз наоборот — не выражать сущность процесса, связанного с образованием тепла, а, так сказать, «затемнять» эту сущность, компенсировать вызываемое ею напряжение применением холодной гаммы цветов. При создании же холодильной установки дизайнер должен выбирать «теплые» желтые или оранжевые тона. Словом, ему следует поступать не по принципу выражения сути и усиления эмоций, а по принципу компенсации и снятия напряжения.

Однако было бы неправильно полагать, что дизайнер всегда должен поступать «наоборот». В ряде случаев он тоже должен выражать сущность предмета, процесса или же ассоциативно напоминать о ней.

Сегодня наука далеко не всегда в состоянии дать нам исчерпывающие рекомендации. Нередко они нуждаются в корректировке с позиции простого здравого смысла. Наукой, например, доказано, что один из самых заметных и контрастных по отношению к любой среде цветов — оранжевый. Он хорошо виден на фоне темного моря, яркой зелени, белого снега и прочее. Недаром теперь оранжевые комбинезоны носят и полярники, и космонавты, и ремонтные путевые рабочие. Исходя из этих же соображений, приняла оранжевый цвет, как основной, почтовая служба. Но в данном случае это, хотя и научно оправдано, однако, на наш взгляд, не совсем верно. Многие наши города, как в средней полосе, так и в азиатских республиках, имеют общую «теплую», чаще всего желтоватую гамму строений. И на этом фоне прежние синие почтовые ящики смотрелись не только заметнее, но и просто красивее, чем пылающие оранжевые. Очевидно, в данном случае надо было выбрать два основных цвета, например, оранжевый и синий, и варьировать их в зависимости от преобладающего колорита местности.

Этот пример говорит о том, что на сегодня вследствие недостаточности наших знаний, а иногда и неразвитости науки многие художественные решения находятся дизайнерами интуитивно. Нередко бывает так, что «чутьем» решить задачу проще, чем составить программу для электронно-вычислительной машины или провести испытания с помощью приборов. Но тем не менее, дизайнер должен уметь обосновать и оправдать любое из этих решений. Они должны рождаться в результате анализа и синтеза многочисленных, часто противоречивых требований. Сопоставить и привести их к единству — задача дизайнера.

Такова вторая важная особенность красоты в дизайне — обоснованность ее, причем не только и не столько логикой и законами искусства, сколько законами науки. Эта особенность, кстати сказать, в какой-то степени связана с тем, что дизайн в промышленности — это один из способов содружества науки, техники и искусства.

Разница между искусством и дизайном / Habr

Вопрос о том, что разделяет дизайн и искусство является весьма запутанным и неоднократно обсуждался в течении долгого времени.

Художники и дизайнеры создают визуальные композиции, используя при этом общую базу знаний, но их цели абсолютно разные.

Некоторые дизайнеры считают себя художниками, но лишь немногие художники считают себя дизайнерами.

Итак, в чем же заключается разница между искусством и дизайном? В данной статье мы рассмотрим и сравним некоторые основные принципы каждого из направлений.

Этот топик не является окончательным руководством, но, скорее, отправной точкой для обсуждений.



Пожалуй, самое принципиальное различие между искусством и дизайном, с чем мы все согласимся, является их цель.

Как правило, процесс создания произведения искусства начинается с нуля, с пустого холста. Произведение искусства проистекает из представлений, мнений или ощущений, художника.

Художники создают произведение искусства, чтобы разделить свои чувства с остальными, позволяют зрителям учиться у него или вдохновляться им.

Наиболее известными (и успешными) произведениями искусства сегодня являются те, которые устанавливают самые сильные эмоциональные связи между художником и его аудиторией.

Напротив, когда дизайнер собирается создать что то, у него почти всегда есть отправная точка, будь то сообщение, изображение, идея или действие.

Работа дизайнера не состоит в изобретении чего то нового, а состоит в комбинировании чего то, для определенной цели.

Целью является мотивация аудитории делать что то: купить товар, воспользоваться услугой, посетить место, получить определенную информацию. Наиболее успешными являются те дизайны, которые эффективно передают идеи дизайнера и мотивируют потребителей выполнить какую нибудь задачу.



Еще одно различие между искусством и дизайном состоит в том, как смысл каждого из них интерпретируется их соответствующей аудиторией.

Хотя художник выражает свою точку зрения или эмоции, это не означает, что точка зрения или эмоция имеет одно значение.

Произведение искусства воспринимается людьми по разному, потому что она по разному интерпретируется.

Картина Да Винчи “Мона Лиза”, была истолкована и обсуждалась в протяжении многих лет. Почему же она улыбается? По мнению ученых, это иллюзия, созданная вашим периферийным зрением. Романтики говорят, что она влюблена. Скептики говорят, что нет никаких причин и оснований ее улыбки. Никто из них не прав.

Дизайн же имеет противоположный смысл. Многие скажут, что если дизайн можно будет каким нибудь образом “толковать”, то дизайнер потерпел неудачу в своих целях.

Фундаментальной целью дизайна является передача идей дизайнера пользователю и его мотивация делать что то.

Если ваш дизайн передает идею отличную от той, что вы намеревались передать, и ваш пользователь делает какое нибудь действие исходя из этой полученной идеи, тогда дизайн не удался. При хорошем дизайне пользователю передается точные идеи дизайнера.



Произведение искусства судят мнением а вкус регулирует мнение.

Для дальновидных современных энтузиастов искусства, работа Трейси Эмин (Tracey Emin) “Моя Кровать” (My Bed), которая была номинирована на премию “Turner Prize” в 1999-м году, может казаться верхом художественного выражения.
Для последователя более традиционного искусства, эта работа может оказаться оскорбительной. Это относится к нашей точки зрения насчет толкования, но вкус это больше то, что определенному человеку нравится и не нравится, чем то, какое сообщение он получает от произведения искусства.

Дизайн несет в себе элемент вкуса, но разница между хорошим и плохим дизайном во многом дело вкуса.

Хороший дизайн может все еще быть успешным, даже если он вам не по вкусу. Если он выполняет свою цель, понятен и мотивирует людей делать что-то, тогда хороший он или нет, это дело вкуса.

Мы могли бы обсудить данный конкретный вопрос, но надеюсь, что принцип ясен.



Как насчет способностей художника и дизайнера?

Чаще всего, у художника есть природные способности. Конечно, с самого раннего возраста, художник растет рисуя, занимается живописью, скульптурами и развивает свои способности.

Но истинная ценность художника заключается в его таланте (или врожденных способностях) с которым он родился. Хорошие художники, конечно же, имеют способности, но художественные навыки без таланта, пожалуй, бесполезны.

Однако, дизайн, это способность, которому учат и которому учатся. Вам не нужно быть великим художником, чтобы быть великим дизайнером; вам всего лишь нужно будет учиться хорошему дизайну.

Некоторые из самых уважаемых дизайнеров в мире известны своим минималистическим стилем. Они не используют много цветов или текстур, но они уделяют много внимания к размеру, позиционированию и расстояниям между элементами дизайна, чему можно научиться без врожденного таланта.



Это подпадает под действие второго пункта о толковании и понимании. Но если вы запомните только один пункт из этой статьи, то запоминайте именно этот пункт.

Много дизайнеров считают себя художниками, потому что они создают что то визуально привлекательное.

Но визуальная композиция призвана выполнить конкретную задачу, передать определенное сообщение. Вне зависимости от того насколько дизайн прекрасен, это не произведение искусства. Дизайн это форма общения, просто окошко, в котором содержится сообщение, информация.

Немногие художники называют себя дизайнерами, поскольку они, судя по всему, лучше понимают разницу. Художники не создают свои картины для продажи товара или продвижения услуги. Они создают ее исключительно для самовыражения, чтобы она могла быть просмотрена и оценена другими. Сообщение, если мы даже можем его так назвать, это не факт, а чувство.

В зависимости от того, как вы смотрите на это, разница между искусством и дизайном может быть четкой или туманной. Эти два понятия, безусловно, пересекаются, но искусство является более личным, вызывая сильную реакцию в тех, кто связан с ним.

Я оставляю вас с этой цитатой от Крейга Элимелиаха (Craig Elimeliah), кто освещал данную тему в своей фантастической статье для AIGA, который я обнаружил в ходе своих исследований для данной статьи.

“Я не претендую на должность эксперта, чтобы решить, что есть искусство и чем искусство не является, но я знаю, что если мы посмотрим на различия между искусством и дизайном, мы увидим очень четкую разделяющую линию между ними.

Инженер может создать красивый сайт, если дать ему точные координаты для вставки разных цветных пикселей, или же следуя определенным инструкциям; большинство из проектов дизайна имеют подробные инструкции и большинство дизайнов основаны на текущих тенденциях.

Художник, с другой стороны, никогда не может получать каких либо инструкций для создания нового хаотичного и уникального шедевра, потому что его эмоции и душа будут диктовать его рукам движения.

Арт-директор не будет кричать на художника из за того, что он создал что-то абсолютно уникальное, потому что это и делает художника художником, а не дизайнером.”


Дизайн как вид искусства

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области  «Волгодонский педагогический колледж»      Презентация на тему: « Дизайн как вид искусства» Подготовила: Будилова Ольга

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»  

Презентация на тему:

« Дизайн как вид искусства»

Подготовила: Будилова Ольга

Дизайн в широком смысле - любое проектирование, т.е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле слова- « новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале ХХ века».

Дизайн в широком смысле — любое проектирование, т.е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле слова- « новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале ХХ века».

Дизайн – самостоятельный вид проектно-конструкторской деятельности, имеющий свою специфику, которая заключается в синтезе искусства и промышленного производства. Первый, кто попытался систематизировать предметы дизайна, был исследователь Дж. Дорфлес, предложивший исходить из наличия или отсутствия в них механизмов:  Изделия, изготовляемые индустриальным способом, но лишенные какого-либо механизма.

Дизайн – самостоятельный вид проектно-конструкторской деятельности, имеющий свою специфику, которая заключается в синтезе искусства и промышленного производства.

Первый, кто попытался систематизировать предметы дизайна, был исследователь Дж. Дорфлес, предложивший исходить из наличия или отсутствия в них механизмов:

  • Изделия, изготовляемые индустриальным способом, но лишенные какого-либо механизма.
 Изделия, изготовляемые индустриальным способом, но функционирующие только при наличии встроенного механизма
  • Изделия, изготовляемые индустриальным способом, но функционирующие только при наличии встроенного механизма
 Изделия, выполняемые ручным способом.
  • Изделия, выполняемые ручным способом.
В настоящее время выделяют следующие виды дизайна:  По функциональному назначению.  Индустриальный дизайн. Охватывает широчайший круг объектов – от самых незначительных и простых до глобальных и сложных. Первая группа – создание наукоемких и технически сложных объектов. Вторая группа – создание предметов всеобщего потребления.

В настоящее время выделяют следующие виды дизайна:

  • По функциональному назначению.
  • Индустриальный дизайн. Охватывает широчайший круг объектов – от самых незначительных и простых до глобальных и сложных.

Первая группа – создание наукоемких и технически сложных объектов.

Вторая группа – создание предметов всеобщего потребления.

 Графический дизайн. Приобрел большое звучание, когда возникла необходимость рекламы. Выполняет роль условного визуального посредника между производителями и потребителями. Это касается также и отношений в обществе.
  • Графический дизайн. Приобрел большое звучание, когда возникла необходимость рекламы. Выполняет роль условного визуального посредника между производителями и потребителями. Это касается также и отношений в обществе.
 Компьютерный дизайн. Самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление связанное с веб – сайтами в интернете.
  • Компьютерный дизайн. Самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление связанное с веб – сайтами в интернете.
 Дизайн архитектурной среды ( интерьеры и внешняя архитектурная среда вокруг архитектурных сооружений).
  • Дизайн архитектурной среды ( интерьеры и внешняя архитектурная среда вокруг архитектурных сооружений).
 Дизайн выставочных экспозиций ( праздничное оформление среды жизнедеятельности)
  • Дизайн выставочных экспозиций ( праздничное оформление среды жизнедеятельности)
 Дизайн одежды и аксессуаров. Направление сложилось давно, поскольку вопросы моды всегда волновали человечество в целом и женскую часть особенно. Но индустрия одежды и аксессуаров в тесном их взаимодействии приобрела новое звучание лишь в последние десятилетия.
  • Дизайн одежды и аксессуаров. Направление сложилось давно, поскольку вопросы моды всегда волновали человечество в целом и женскую часть особенно. Но индустрия одежды и аксессуаров в тесном их взаимодействии приобрела новое звучание лишь в последние десятилетия.
 Арт – дизайн. Его специфика заключается в реализации художественно – эстетической идеи в процессе создания образа. Предметы арт -дизайна становятся исключительно декоративными, выставочными.
  • Арт – дизайн. Его специфика заключается в реализации художественно – эстетической идеи в процессе создания образа. Предметы арт -дизайна становятся исключительно декоративными, выставочными.
 По характеру участия человека в процессе изготовления изделий. Автоматизированный дизайн. Предметы выполняются исключительно автоматическим способом при косвенном руководстве человека.
  • По характеру участия человека в процессе изготовления изделий.
  • Автоматизированный дизайн. Предметы выполняются исключительно автоматическим способом при косвенном руководстве человека.
Ручной дизайн. Его изделия выполняются только ручным способом, что делает их особенно ценными.
  • Ручной дизайн. Его изделия выполняются только ручным способом, что делает их особенно ценными.
 По степени отношения ко времени. Архаический дизайн. Создание изделий, отражающих традиции и идеи прошлого, использование изделий, выполненных в прошлых эпохах с целью их модернизации (винтаж).
  • По степени отношения ко времени.
  • Архаический дизайн. Создание изделий, отражающих традиции и идеи прошлого, использование изделий, выполненных в прошлых эпохах с целью их модернизации (винтаж).
Актуальный дизайн. Отражает идеи современности и направлен на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня.
  • Актуальный дизайн. Отражает идеи современности и направлен на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня.
Футуристический дизайн. Наглядная модель, раскрывающая идеи будущего, а также прогнозирующая потребности и эстетические воззрения будущего поколения.
  • Футуристический дизайн. Наглядная модель, раскрывающая идеи будущего, а также прогнозирующая потребности и эстетические воззрения будущего поколения.
Основные выразительные средства дизайна. Формообразование. Позволяет добиться упорядоченности композиции. Рациональность. Характеризуется соблюдением двух главных условий. Первое – установление прямой связи формы с её функциональным содержанием. Второе – необходимость в четкой рациональной разработке собственно художественной формы объектов дизайна. Тектоника. Означает соответствие формы объектов дизайна конструкции, которая становится композиционно – пластическим средством формообразования. Структурность. Рассматривается как внутреннее строение художественной формы. Целостность. Представляет собой единение всех элементов, форм, деталей в каждом отдельном объекте дизайна и его сочетаемость с местонахождением. Пластика формы. Характеризует соотношение форм друг с другом по отношению к основе объекта дизайна. Органичность. Определяет построение композиции с учетом закономерностей формообразования, основывающегося на природных формах. Образность. Характеризуется раскрытием художественного замысла.

Основные выразительные средства дизайна.

  • Формообразование. Позволяет добиться упорядоченности композиции.
  • Рациональность. Характеризуется соблюдением двух главных условий. Первое – установление прямой связи формы с её функциональным содержанием. Второе – необходимость в четкой рациональной разработке собственно художественной формы объектов дизайна.
  • Тектоника. Означает соответствие формы объектов дизайна конструкции, которая становится композиционно – пластическим средством формообразования.
  • Структурность. Рассматривается как внутреннее строение художественной формы.
  • Целостность. Представляет собой единение всех элементов, форм, деталей в каждом отдельном объекте дизайна и его сочетаемость с местонахождением.
  • Пластика формы. Характеризует соотношение форм друг с другом по отношению к основе объекта дизайна.
  • Органичность. Определяет построение композиции с учетом закономерностей формообразования, основывающегося на природных формах.
  • Образность. Характеризуется раскрытием художественного замысла.

Дизайн как вид искусства

Просмотр содержимого документа
«Дизайн как вид искусства»

Дизайн Диза́йн  (от англ.  design  — проектировать, чертить, задумать ) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий, а также результат этой деятельности . Дизайнер  — художник-конструктор , человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях: архитектор, проектировщик,  иллюстратор, дизайнер плакатной или рекламной графики,  веб-дизайнер и т.д. Т.о. дизайн = красота + удобство + Наука

Дизайн

  • Диза́йн  (от англ.  design  — проектировать, чертить, задумать ) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий, а также результат этой деятельности .
  • Дизайнер  — художник-конструктор , человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях:
  • архитектор,
  • проектировщик, 
  • иллюстратор,
  • дизайнер плакатной или рекламной графики, 
  • веб-дизайнер и т.д.

Т.о. дизайн = красота + удобство + Наука

История ТЕРМИНА Слово « design » появилось в XVI веке  и употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение « disegno intero » означало рождённую у художника и внушённую Богом идею   — концепцию  произведения искусства.  В  1849 году в Англии вышел первый в мире журнал , имевший в названии слово « дизайн »  — « Journal of Design », основанный государственным деятелем, художником-проектировщиком  сэром Генри Коулом  .  Их одной статьи журнала : « Дизайн имеет двойственную природу . На первом месте — строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором — украшение или орнаментирование этой полезной структуры » В середине XX века  в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие « индустриальный дизайн ». Тем самым подчёркивалась его неразрывная связь с промышленным производством  и конкретизировалась многозначность термина. Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование.

История ТЕРМИНА

  • Слово « design » появилось в XVI веке  и употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение « disegno intero » означало рождённую у художника и внушённую Богом идею   — концепцию  произведения искусства. 
  • В  1849 году в Англии вышел первый в мире журнал , имевший в названии слово « дизайн »  — « Journal of Design », основанный государственным деятелем, художником-проектировщиком  сэром Генри Коулом  . 
  • Их одной статьи журнала : « Дизайн имеет двойственную природу . На первом месте — строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором — украшение или орнаментирование этой полезной структуры »
  • В середине XX века  в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие « индустриальный дизайн ». Тем самым подчёркивалась его неразрывная связь с промышленным производством  и конкретизировалась многозначность термина.
  • Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование.
Разновидности дизайна Анимационный дизайн  Архитектурный дизайн  Веб-дизайн  Геймдизайн  Графический дизайн  Дизайн городской среды  Дизайн интерьера  Дизайн одежды  Дизайн церемоний  Звуковой дизайн  Информационный дизайн  Книжный дизайн  Ландшафтный дизайн  Полиграфический дизайн  Проектирование взаимодействия  Проектирование программного обеспечения  Промышленный дизайн  Световой дизайн  Транспортный дизайн  Экодизайн .

Разновидности дизайна

Анимационный дизайн

Архитектурный дизайн

Веб-дизайн

Геймдизайн

Графический дизайн

Дизайн городской среды

Дизайн интерьера

Дизайн одежды

Дизайн церемоний

Звуковой дизайн

Информационный дизайн

Книжный дизайн

Ландшафтный дизайн

Полиграфический дизайн

Проектирование взаимодействия

Проектирование программного обеспечения

Промышленный дизайн

Световой дизайн

Транспортный дизайн

Экодизайн .

Веб-дизайнер  как профессия

Веб-дизайнер как профессия

Ландшафтный дизайн  как вид искусства

Ландшафтный дизайн как вид искусства

 Что такое  интерьерный дизайн?

Что такое интерьерный дизайн?

Топ-10 мировых  дизайнеров одежды.

Топ-10 мировых дизайнеров одежды.

Домашнее задание  Декоративно-прикладное искусство, связанное с шитьем .  Резьбы, выжигание, т и снение как виды декоративно-прикладного искусства.  Декоративно-прикладное искусство, связанное с рисованием (изображением).  Декупаж. Скрапбукинг. Бисероплетение . *Яйца Фаберже

Домашнее задание

  • Декоративно-прикладное искусство, связанное с шитьем .
  • Резьбы, выжигание, т и снение как виды декоративно-прикладного искусства.
  • Декоративно-прикладное искусство, связанное с рисованием (изображением).
  • Декупаж. Скрапбукинг. Бисероплетение .
  • *Яйца Фаберже

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *