Школа редакторов Бюро Горбунова
Вопросы и ответы
Я живу в Киеве, как мне учиться у вас?
Говорят, на первой ступени мало обратной связи от преподавателей, это правда?
Не совсем. На первой ступени вообще нет обратной связи от преподавателей.
На второй и третьей ступенях школы предполагается практическая работа и обратная связь от преподавателей. Но на первой ступени студенты должны проявить способность к самостоятельному усвоению теории. Инструмент обучения на первой ступени — лекции преподавателей и дополнительная литература.
Знания проверяются автоматическими контрольными тестами. Мы не раскрываем правильные ответы. Тесты — это лишь способ индивидуальной проверки полученных знаний и контроля успеваемости. Но для некоторых тем предусмотрены тренировочные тесты, чтобы попробовать себя перед сдачей контрольных тестов. После прохождения тренировочного теста мы открываем правильные и неправильные ответы, чтобы показать, какие темы вызывают затруднения.
А что с обратной связью на второй ступени?
На каждой следующей ступени обратной связи больше, чем на предыдущей. На второй ступени преподаватели и кураторы школы ставят оценки и дают краткие комментарии работам студентов.
Как устроена третья ступень?
Можно пойти только на первую ступень?
Мы относимся ко всем ступеням точно так же, как к курсам в институте. Одна ступень без другой просто бессмысленны.
Учебная программа составлена в предположении, что студент хочет закончить школу. Например, на второй ступени студенты уже начинают работать над темой будущего диплома, даже если им не хватит очков, чтобы перейти на завершающую ступень. Невозможно представить себе студента второго курса медицинского института, который отказывается резать трупы, потому что не собирается переходить на третий курс.
Что такое точка невозврата?
На первой ступени студенты сами выбирают, когда начать занятия, но вторая ступень начинается одновременно для всех. Точка невозврата — последний день набора, в который можно начать занятия на первой ступени и успеть закончить её до начала второй. Когда наступает точка невозврата, текущий набор закрывается и открывается следующий набор — с новой точкой невозврата. Прошёл ли студент точку невозврата, определяется по дате начале занятий, а не поступления.
Ильяхов: Школа редакторов
Задача Школы редакторов — дать редакторам билет в профессию. Это значит, что сначала мы их обучаем, потом они работают в интересных проектах за интересный для них гонорар.
Вот люди, с которыми я работал на третьей ступени Школы редакторов — что с ними стало и чем они занимаются.
Я пишу только о тех, о ком знаю и кто защищал у меня дипломы. Если вы у меня учились, но я о вас не написал — я просто не знаю, чем вы занимаетесь. Расскажите в Телеграме, как у вас дела (и фотографий пришлите): @perepisal
Определяются
Наташа Никонова и Алина Мишуренко защитили диплом в июне и получили конфиденциальные предложения от работодателей. Как главред Т—Ж могу лишь сказать, что в Т—Ж мы Алину тоже пригласили. Дипломный проект команды Наташи и Алины — сайт кроссфит-зала на Мальте
Наташа и Алина приехали ко мне в коворкинг, чтобы подготовить презентацию. Мы сфотографировались
Работают в «Тиньков-банке»
В «Тиньков-банке» ценится бюрошная школа, поэтому многие выпускники у нас либо уже работали, либо работают сейчас, либо готовятся выйти на работу.
Ася Челован работает в бизнесовой редакции. Она развивает «Тиньков-бизнес» и выпускает статьи о бизнесе в «Тиньков-журнале». Ася доминирует в переговорах и управлении: когда она решает, что ей нужно выпустить статью о бизнесе, я начинаю страдать.
Я попросил Асю прислать фотографий, как она работает в «Тиньков-банке». Вот что она прислала:
А еще мы недавно с Асей начали делать такое (фото со съемок 29 июня 2018 года, видео скоро):
Надя Цветкова работает в продуктовой редакции: делает так, чтобы люди узнавали о новых продуктах банка. Еще она пишет сценарии и снимается в программе «Мы разобрались» в «Тиньков-журнале» — объясняет на пальцах, коробочках и машинках, как устроены банки. Я режиссирую.
Со съемок 11 июля 2017 года
Костя Голубев не дошел до сдачи диплома, но сразу возглавил отдел путешествий в «Тиньков-журнале». С другими ребятами он запустил совместный проект с «Авиасейлзом» — «Чемодан». Фотографии Кости не нашел, но вот вам «Чемодан»:
Марина Сафонова — заместитель главреда «Тиньков-журнала». А еще посмотрите на ее портфолио.
Марина в офисе «Тиньков-банка»
Татьяна Адьякова прошла две ступени школы, еще во время учебы начала работать в Тиньков-банке. Сейчас ведущий редактор банка.
На лендингах, в презентациях и в брошюрах рассказывает о том, что делает Тиньков-банк. Написала лендинги об Apple Pay и партнерских проектах.
Участвовала в создании страниц:
интернет-эквайринг,
Тинькофф-бизнес,
кредит наличными,
приведи друга,
Planetcard.
В письмах и СМС объясняет на примерах, как получать больше кэшбэка, не переплачивать по кредитам, сориентироваться на сайте и в приложении. Например, делала серию писем о том, что нового в личном кабинете банка. В интерфейсе сайта и приложения пишет подсказки, чтобы проще было заказать карту, проверить и оплатить долги, пригласить друга в банк. Силами SEO делает так, чтобы проще было найти в интернете информацию о продуктах и сервисах банка.
Помогает редакторам, которые стажируются в банке.
Татьяна Адьякова и продуктовый менеджер банка Дарья
Петр Рябиков — тоже шеф-редактор «Тиньков-журнала». В школе он сделал сервис «Сделыватель тестов».
Кристина Фролова была юристом, а сейчас юрист и шеф-редактор Тиньков-журнала. В школе она запустила сервис «Юрфак» и продолжает его развивать. Попросил ее передать вам привет:
Лена Евстратова пишет: «Закончила две ступени школы редакторов. Еще во время учебы написала статью в Тинькофф-журнал об оценке недвижимости. Благодаря этой статье меня нашла Надя Цветкова и позвала работать в „Тиньков-банк“.
Сейчас я редактор ипотечных продуктов. Изначально пришла писать справочник по ипотеке, а сейчас работаю многостаночником — пишу ежемесячные дайджесты, рассылки о процессах, СМС, тексты для лендингов и спецпроектов. Недавно попробовала писать сценарии к видеороликам и скринкастам.
В школе редакторов мне тяжело давался интерфейс, я его не любила. Сейчас это самая интересная часть работы — мы вместе с разработчиками думаем, как сделать личный кабинет по ипотеке понятным и лаконичным, а некоторые фразы обсуждаем по несколько дней.
Благодаря школе я перестала бояться новых форматов и научилась выяснять задачу. Еще я нашла новых друзей — с Сашей Козловой мы дружим до сих пор. В феврале мы вместе с ней и Наташей Жутовой — тоже студенткой нашего потока школы редакторов — славно погуляли на вечеринке Тиньков-журнала»
Алиса Яннау: «В „Тиньков-бизнесе“ отвечаю за текст бизнес-редакции: пишу сама и редактирую текст удаленных авторов. Тут всякое: лендинги про электронные подписи; инструкции, как пройти валютный контроль; шутки Урганта для рекламы»
Вика Плотаненко: «Работаю в продуктовой редакции: делаю истории в мобильном приложении. В историях рассказываем о фичах приложения и как правильно пользоваться продуктами банка. Еще советуем, где провести выходные, что посмотреть или почитать, как сэкономить или купить выгодно. Ресайзим статьи и новости из Т—Ж. В тылу банка и журнала пишу и редачу почти два года. Летом 2018 переехала из Новосибирска в Москву, в офисе клево»
Ольга Менихарт: «Сейчас я шеф-редактор в „Тиньков-журнале“ и продуктовый редактор в банке.
После окончания Школы редакторов я год проработала на прежнем месте — редактором и главредом регионального СМИ во Владивостоке.
Потом уволилась, пришла к Наде Цветкой и взяла часть продуктовых задач банка. Вместе с Надей мы делали хелпы, рассылки, лендинги, листовки, сториз для приложения. Мне такое нравится.
В конце июля я переезжаю в Москву и выхожу на работу в офис „Тиньков-банка“ — буду делать все то же самое, но по своему направлению»
«Надо было красиво сфоткаться в коворкинге, но я там слишком редко бываю»
Лена Киселева — редактор раздела о бизнесе в Т—Ж. Лена собирает истории предпринимателей: ездит на фермы и производства, берет интервью у владельцев кафе и спортивных студий и рассказывает, как начать и не провалить свой бизнес.
Кстати, насчёт ферм и производств не голословно. У меня в пн первая командировка — едем с видеопродакшеном в Марий Эл снимать производство сыра и молочки и козью ферму
Еще в «Тиньков-банке» и журнале в разное время работали мои выпускники Серега Васин, Карина Фомина. Наверняка кто-то еще. Простите, если забыл о вас.
Развивают другие СМИ и блоги
Юлия Медведева была шеф-редактором в Т—Ж, сейчас она главред большого корпоративного издания крупного ритейл-агрегатора (название начинается на Я). Я попросил Юлю передать нам привет из Милана:
Ян Хацкевич делает редакторский блог «Приуныл» и работает менеджером продукта в «Драйве — 2». Еще он ходит на «Живые советы» и ведет оттуда трансляции в Телеграме.
Люба Мамаева работает в «Необычных концпециях» и рассказывает миру об эджайлах, скрамах и прочих канбанах. Она выпускает статьи на сайте «Основы эджайла» и в блоге компании. Я попросил ее передать вам привет. Вот:
Наташа Ганецкая теперь главред «Айти-эдженси». Пишет сама, обучает других. Из недавнего известного — статья для сотрудников колцентров
Пишет Наташа: «У меня с ноутом есть вот такая фотка из Таиланда. На ней я работаю, и она для меня типичная, потому что мы по три месяца путешествуем и работаем фулл-тайм»
Света Кирпа развивает фитнес-издание для спортклуба «Фит-юнион» — снимает ролики, проводит фотосессии и работает с тренерами. Вот мы встретились со Светой перед «Живыми советами», а я криворуко сфотографировал:
Артур Белостоцкий пишет: «после школы работал в Модульбанке, а сейчас — в Эвоторе: делаю базу знаний для клиентов, пишу для блога, редачу статьи других авторов»
«Мне сказали такую фотку отправить»
Занимаются своим делом
Майя Богданова — известный контент-маркетолог и руководитель собственной школы копирайтинга. Она была крутой до школы, осталась крутой после школы, у неё всё хорошо 🙂
Никита Ларионов работает в «Открытии-факторинге».
Выпускники второй ступени
На второй ступени учатся 30 человек, с ними мы делаем групповые практические задания и общаемся в чатике. Это тоже та еще школа жизни. Попытаюсь вспомнить, как сложилось у тех, кто закончил вторую и не пошел на третью:
Ира Усиченко и Тоня Сергеева работают под руководством Люды Сарычевой на сайте «Дело».
Ира Усиченко в Телеграме: «Это я по пятницам иду работать в любимую тульскую кофейню Кофекульт. Это те пять минут, когда я довольна собой, потому что за неделю много всего сделала. Но потом я опять буду недовольна, что ничего не успела»
Стас Звягинцев еще на второй ступени начал работать с «Оранжем» (это такой оператор связи). Так и продолжает.
Артемий Рагимов пишет о себе так: «После школы отучился на интенсиве в ХТМЛ-академии. Работать продолжаю в 2ГИСе. Неделю назад запустили большущий проект, в котором я был главредом, — путеводители по городам».
Антон Городецкий: «У меня самое большое событие после школы — в „Эксмо“ вышел трехтомник толкований Книги Перемен под моей редакцией. А недавно китаист, который переводил толкование, передал его в дар Путину и Си Цзиньпину». Вот он пишет об этом в фейсбуке.
Игорь Субботин работает редактором в «Безумных котиках» — это журнал и студия контент-маркетинга. Передает вам привет из Шри-Ланки:
Игорь: «Это как раз за работой. Я работал, вышел в сад. Через секунду на меня там с дерева упала змея. Змею укусила обезьяна. Которую я перед этом дразнил»
Света Фатеева пишет в Телеграме: «Работаю редактором в бюро локализации „Инлинго“. В июне сделала прототип урока для учебника и с августа начинаю работу редактором-методистом проекте федерального значения»
Теперь Света работает редактором-методистом в совместном проекте «Ростелекома» и «Просвещения». Будет делать учебники
А вот выпускники второй-третьей ступени встретились на моих «Живых советах» 12 июля:
Слева направо: завуч школы и выпускница Школы стажеров Лера Панина, Света Кирпа, Ира Усиченко, Миша Голев и Антон Городецкий. Антон не пошел на третью ступень. Фотографирует их Петя Рябиков, судя по всему
Юрий Ярков, работает в Сбербанке. Купил для жены маленькую пиццерию и подрабатывает там маркетологом. Ведет блог «Инфобизнес Деточкина» с анонсами воображаемых курсов и вебинаров.
Провели день мороженого в пиццерии, устали как собаки ))
После первой ступени
Бывает и так, что люди начинают работать редакторами уже на первой ступени.
Наташа Ганецкая, главред «Айти-эдженси»: «Вячеслав Демиш — наш автор. Пишет статьи для агентства, помогает с материалами для клиентов. Запустил свою страницу, где собрал и отсортировал образовательные рассылки. Из агентского: написал правила оформления гуглдоков».
Слава Демиш передаёт привет и хвастается страничкой
Саша Смолокурова работала и работает в консалтинговом агентстве Paper Planes: «Хотя я за полтора года знакомства с Гларедом формально не изменилась в должности, очень сильно выросло и качество наших продуктов, и все что мы делаем. Я пришла молодым руководителем на курс по инфостилю, а теперь сама читаю вебинары клиентам. А Слава (Демиш) сначала с нами работал, я его нашла, еще когда он только начал учиться 🙂 Потом отпустили в „Айти-эдженси“»
Саша ведёт вебинар для клиента
Ася Репрева написала в Телеграме: «Привет! Училась в школе редакторов на 1 ступени. До проекта была СЕО проекта про путешествия и развитие „Трип-сикретс“, сейчас работаю в сервисе по поиску попутчиков „Бипкар“ в „Мейл-ру“ и руковожу комьюнити-маркетингом».
Ася: «Это мы на Болотов-даче недавно»
Андрей Башта учился на первой ступени. Пишет в Телеграме: «Я после Школы редакторов работал в „Финологе“ с Мишей Смоляновым, а также в „Партикуле“ с Андреем Ильинским». Вот его рассказ о проекте для «Партикулы» и для «Финолога» — здорово, когда есть портфолио с рассказами о проекте.
Андрей на отдыхе в Польше: «Путешествовать начал»
Татьяна Половинченко в Телеграме: «Незадолго до окончания школы я нашла новую работу. Рассказ о школе и знания, полученные на ней, в этом очень помогли. Зарплата теперь отличается от зп на предыдущей ровно в два раза: 70 против 35. Такие дела»
Константин Серов в Телеграме: «После того, как отправил вступительное задание и начал ждать начальный рейтинг студентов, со мной связался „Подряд“ и мы начали разговор про редполитику. Это было 14 декабря.
Занятия в школе начались 30 января, и уже 1 февраля мы начали работу по созданию редполитики. Учёба в школе помогала каждую неделю, особенно „Право“ и „Переговоры“.
Благодаря этим предметам смог сдать проект вовремя, и договорился о внедрении редполитики после её написания: сам составил договор по инфостилю. Это, в свою очередь, помогло продолжить учёбу уже живя в Таиланде.
Ещё могу сказать про учеников. Я платил помесячно, и на последний месяц не хватало денег. Я поговорил с Лерой Паниной, и уже мысленно попрощался со школой. Написал в чатик со всеми попрощаться, но Женя Воронцова подняла тревогу, и студенты коллективно скинулись мне на обучение, за что всем спасибо! Сейчас понимаю, как было бы хреново сдаться на последнем шаге и не закончить школу.
В школе больше всего развилось то, что болело: вёрстка, интерфейсы. Я и сейчас в этом профан, но уровень сильно вырос. Я хотя бы начал видеть отступы и сетку (сетка вообще откровение).
Я думаю, это добавило мне ценности как редактору, потому что могу делать небольшие проекты полностью сам — и текст написать, и промостраницу сверстать, и к CRM подключить.
Мечтаю попасть на вторую ступень со следующим набором».
От себя добавлю, что редполитика «Подряда» опубликована на сайте rdpk.ru
Костя: «Сейчас в Новосибирске, живу в хостеле и делаю новый проект — промостраницу для оптового направления Кемеровской компании „4 колеса“. На фото я пытаюсь расположить фотографии по сетке Горбунова»
Михаил Рыкун откликнулся на моё приглашение в Телеграме: «Я из первого набора Школы редакторов. Закончил только первую ступень. Но это никак не мешает мне делать классные проекты.
4 года я развиваю своё агентстсво, в котором мы создаем маркетинговые материалы для бизнеса: сайты, презентации, маркетинг-киты, баннеры и т. д. А несколько месяцев назад я вписался в стартап biznzip.ru»
От себя добавлю: у Михаила была классная курсовая о выборе бананов.
Михаил Рыкун одновременно развивает два проекта
Встреча студентов первой ступени, из фейсбука Иры УсиченкоТак будет не у всех
Должен предупредить: окончание второй или третьей ступени не гарантирует, что вы сразу автоматически получите приглашение на интересную работу. Хотелось бы, но нет. Хорошо работают после школы те, кому интересно и хочется. Предложений будет много, но как вы ими распорядитесь и что выберете — зависит от вас.
Если вы участвуете в «Бирже Главреда», то за первую ступень вы получаете 50 баллов, за вторую — 75, за третью — 100, всего за три ступени — 225 баллов. Все выпускники школы выводятся наверху и получают заказы в первую очередь. Но получить заказ и выполнить его — не одно и то же. Поэтому здесь та же ситуация: заказов и предложений будет много, как вы ими распорядитесь — зависит от вас.
Я советую идти в школу в двух случаях:
- Вы хотите посвятить профессиональную жизнь редактуре, созданию информационных продуктов и запуску изданий. Если вам нравится работа сказителя, вы хотите влиять на мир через информацию и истории, если любите сидеть за компьютером, стоять за камерой или даже перед камерой.
- Вы занимаетесь чем-то другим (например, программированием), но хотите научиться редактуре, дизайну, управлению и переговорам, чтобы лучше делать свою нынешнюю работу.
До конца набора осталась неделя.
Если вы больше хотите заниматься дизайном, интерфейсом и визуализацией — лучше идите в Школу стажеров. Если интересна аналитика и маркетинг — в Школу менеджеров.
Вопросы и ответы о Школе бюро
Подготовка
Мне 15 лет и нет опыта, я могу поступить?
Да. Если вы успеете освоить минимальную литературу из списка школы, вам будет гораздо проще. Кроме того, мы советуем освоить какой‑нибудь графический редактор, чтобы решать практические задачи без борьбы с интерфейсом.
Пройдите подготовительные курсы, чтобы получить представление о школе, приобрести минимальные навыки и лучше сделать вступительное задание.
Как проходят подготовительные курсы?
На подготовительных курсах студенты за три недели знакомятся с необходимым минимумом знаний, учатся рассказывать о себе, представлять свою работу и избегать ошибок во вступительном задании. По результатам тестов выпускники курсов получают до 1 балла к оценке при поступлении в школу и таким образом повышают свои шансы в конкурсе на бесплатное место. Максимальный балл снижается каждый месяц в каждом потоке.
Запись на подготовительные курсы открыта круглый год. После записи занятия начинаются в любой удобный для студента день. Максимальный дополнительный балл определяется по дате начала занятий, а не записи на курсы. Заработанный балл действует в ближайшем потоке школы. Пройти курсы можно несколько раз, в зачёт идёт последний балл.
Курсы начинаются в любой удобный день после записи. Цикл обучения — неделя. Дедлайн наступает на седьмой день в 23:59 мск.
Еженедельно в школьном Кабинете появляются лекции и тесты. Лекции должны быть изучены, а тест выполнен до конца текущего недельного цикла. Студенты зарабатывают баллы, правильно отвечая на вопросы теста. Проходить тест можно в течение всей недели, но обязательно сдать до дедлайна. При просрочке количество заработанных баллов за тест делится на два.
Поступление
Как поступить в школу?
Как попасть на бесплатное место?
Бесплатные места на первой ступени получают победители конкурсов, которые проводятся каждую неделю до окончания набора. Участие в конкурсе необязательно, но если вы захотите участвовать, то при поступлении вам потребуется составить рассказ о себе, собрать портфолио на сайте, а на первой неделе занятий — сдать вступительное задание. Чем раньше сдадите вступительное задание, тем выше рейтинг и шанс на бесплатное место.
Судьи конкурса на бесплатное место поставят участникам по четыре оценки: за идею, логику, эстетику и срок. В конкурсе побеждает участник, набравший самый высокий балл, но не меньше минимального балла этого конкурса. Победителю полностью вернётся оплата за первую ступень, а другие участники конкурса продолжат платное обучение.
Ниже несколько рекомендаций, как повысить шансы на бесплатное место.
Сдайте задание заранее, пока участников конкурса мало и оценка за срок высокая. Дедлайны указаны на странице школы.
Изучите разбор предыдущих вступительных заданий.
Школа дизайнеров:
Школа редакторов:
Пройдите подготовительные курсы. По результатам тестов выпускники курсов получат до +1 балла к оценке за вступительное задание и рекомендации, как лучше с ним справиться.
Мне подарили обучение, могу ли я участвовать в конкурсе на бесплатное место?
В конкурсе на бесплатное место участвуют студенты, которые поступили самостоятельно и при поступлении отметили, что хотят участвовать в конкурсе. Поступить по конкурсу сложнее — нужно собрать портфолио и написать рассказ о себе, а после начала обучения — сдать вступительное задание. В обмен студент получает шанс пройти первую ступень школы бесплатно, если его вступительная работа окажется лучшей и наберёт оценку выше проходного балла. Если студенту подарили обучение в школе, для него оно уже бесплатное, поэтому он не участвует в конкурсе.
Что такое точка невозврата?
Учёба
Я живу в Киеве, как мне учиться у вас?
Говорят, на первой ступени мало обратной связи от преподавателей, это правда?
Не совсем. На первой ступени вообще нет обратной связи от преподавателей.
На второй и третьей ступенях школы предполагается практическая работа и обратная связь от преподавателей. Но на первой ступени студенты должны проявить способность к самостоятельному усвоению теории. Инструмент обучения на первой ступени — лекции преподавателей и дополнительная литература.
Знания проверяются автоматическими контрольными тестами. Мы не раскрываем правильные ответы. Тесты — это лишь способ индивидуальной проверки полученных знаний и контроля успеваемости. Но для некоторых тем предусмотрены тренировочные тесты, чтобы попробовать себя перед сдачей контрольных тестов. После прохождения тренировочного теста мы открываем правильные и неправильные ответы, чтобы показать, какие темы вызывают затруднения.
На первой ступени есть практические задания, которые нужно выполнять для собственной тренировки. За такие задания ставятся автоматические фиксированные оценки за факт сдачи до дедлайна.
Тренировочный тест
Тренировочный тест
А что с обратной связью на второй ступени?
На каждой следующей ступени обратной связи больше, чем на предыдущей. На второй ступени преподаватели и кураторы школы ставят оценки и дают краткие комментарии работам студентов.
Задача второй ступени — упражнения на развитие отдельных навыков, или, как мы говорим, «групп мышц». Студенты прокачивают навыки на стандартных упражнениях по отдельным дисциплинам, прежде чем переходить к самостоятельному творчеству на третьей ступени.
Как устроена третья ступень?
Можно пойти только на первую ступень?
Мы относимся ко всем ступеням точно так же, как к курсам в институте. Одна ступень без другой просто бессмысленны.
Учебная программа составлена в предположении, что студент хочет закончить школу. Например, на второй ступени студенты уже начинают работать над темой будущего диплома, даже если им не хватит очков, чтобы перейти на завершающую ступень. Невозможно представить себе студента второго курса медицинского института, который отказывается резать трупы, потому что не собирается переходить на третий курс.
Если вы захотите бросить школу посередине обучения — это ваше право, которое мы уважаем. Но скорректировать вашу учебную программу исходя из этого мы не сможем.
Как выбрать школу?
В бюро три школы:
Программы первых теоретических ступеней всех трёх школ пересекаются. Удивляться здесь нечему — в медицинском институте на первых курсах врачи всех специальностей зубрят анатомию, химию, биологию и латынь. И только потом концентрируются на отдельных частях человека, каждый на своей. В дизайне продуктов и услуг точно так же: будущий профессионал сначала разбирается во всех дисциплинах, а затем специализируется на своей части продукта.
Но есть и отличия в программах. На первой ступени Школы дизайнеров проходят «Данные и визуализацию» и «Вёрстку и прототипирование». В «Данных и визуализации» дизайнеры учатся работать с многомерными данными, создавать информативные визуализации, знакомятся с инструментами визуализации: Табло и d3.js. «Вёрстка и прототипирование» даёт представление о средствах прототипирования, основах ХТМЛ‑вёрстки и адаптивном дизайне.
В Школе редакторов тоже есть дисциплина «Вёрстка и прототипирование».
У руководителей свои дисциплины — «Решение задач» и «Аналитика и маркетинг». В «Решении задач» руководители будут учиться разрешать организационные и технические противоречия, оценивать работоспособность проектов, видеть возможности для развития продуктов. «Аналитика и маркетинг» даст теоретические знания о принципах маркетинга, статистическом анализе, формулировке гипотез и А/Б‑тестировании.
На второй практической ступени Школы дизайнеров делается упор на вёрстке, пользовательском интерфейсе и решении задач, Школы редакторов — на редактуре, информационной структуре и связи текста с дизайном, Школы руководителей — на управлении, переговорах, проектировании, аналитике, лидерстве и делегировании.
Необходим английский язык?
Требуется ли умение программировать?
Время
Сколько времени занимает учёба?
На первой ступени цикл обучения — неделя. Дедлайн тестов и заданий — на седьмой день в 23:59. Студенты тратят на учёбу примерно 3‑4 часа в день, если учитывать два выходных.
На второй ступени дедлайн заданий в четверг. С понедельника по четверг студенты тратят 4‑5 часов ежедневно, а в пятницу, субботу и воскресенье отдыхают.
Можно совмещать школу с работой?
В школе есть каникулы? Что с праздниками?
Первая ступень идёт без перерыва на каникулы или праздники. Между ступенями всегда есть одна или несколько недель для отдыха. Сверьтесь с расписанием на странице школы:
Деньги
Сколько стоит обучение?
Стоимость обучения указана на страницах школ:
На первой ступени стоимость обучения повышается еженедельно до окончания набора. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость.
Как попасть на бесплатное место?
На каждой ступени есть бесплатные места для тех, кто получил лучшие оценки на предыдущей ступени.
Бесплатные места на первой ступени получают победители конкурсов, которые проводятся каждую неделю до окончания набора. Участие в конкурсе необязательно, но если вы захотите участвовать, то при поступлении вам потребуется составить рассказ о себе, собрать портфолио на сайте, а на первой неделе занятий — сдать вступительное задание. Чем раньше сдадите вступительное задание, тем выше рейтинг и шанс на бесплатное место.
Судьи конкурса на бесплатное место поставят участникам по четыре оценки: за идею, логику, эстетику и срок. В конкурсе побеждает участник, набравший самый высокий балл, но не меньше минимального балла этого конкурса. Победителю полностью вернётся оплата за первую ступень, а другие участники конкурса продолжат платное обучение.
Ниже несколько рекомендаций, как повысить шансы на бесплатное место.
Сдайте задание заранее, пока участников конкурса мало и оценка за срок высокая. Дедлайны указаны на странице школы.
Изучите разбор предыдущих вступительных заданий.
Школа дизайнеров:
Школа редакторов:
Пройдите подготовительные курсы. По результатам тестов выпускники курсов получат до +1 балла к оценке за вступительное задание и рекомендации, как лучше с ним справиться.
Отчисление
За что вы отчисляете из школы?
В школе действуют несдвигаемые дедлайны. Проходить тесты и выполнять задания можно в течение всей недели, но обязательно сдать до дедлайна.
На первой ступени при просрочке количество заработанных баллов за тест или задание делится на два. После трёх сорванных дедлайнов студент исключается из школы.
Не рекомендуем загружать случайные ответы на тесты, чтобы соблюсти дедлайн. Не рекомендуем списывать или проходить тесты совместно. Если обман будет обнаружен, студента сразу отчислят. Тест можно пройти только один раз.
На второй ступени задание, не сданное в срок, оценивается в −2 балла. За повторный срыв студент отчисляется.
На третьей ступени студент должен получить допуск к защите дипломного проекта. Студент без допуска отчисляется.
Школа — живой организм и мы ценим человеческие отношения. Поэтому мы оставляем за собой право отчислить студента без объяснения причин, но прибегаем к нему редко.
Дают ли чёрную метку за критику школы?
Нет. Чёрную метку никогда не дают за плохие отзывы о школе. Чёрную метку вручают студенту только за нарушение кодекса бюрошника, с которым он выражает согласие при поступлении.
Один пример — студент обещает оплатить школу и учится в долг. Потом нарушает обещание и пропадает с радаров.
Другой пример — некрасивые личные высказывания о преподавателях и других студентах. Мы относимся к студентам как к бюрошникам, невозможно представить, чтобы бюрошник сказал публично гадость про другого бюрошника. Это распространяется только на время учёбы — если вы ведёте себя некрасиво после школы — это ваше дело, чёрную метку мы не дадим.
Примеры высказываний студента:
Неприемлемо
У Синельникова раздутое тщеславие
Студент Петров — читер
Приемлемо
Синельников — плохой преподаватель
Студент Петров сдал пустую работу
Выпуск
Что я получу после обучения?
После прохождения каждой ступени студент получает электронный сертификат с оценками. А в конце обучения — диплом. Если студент сам отказывается от обучения, все предыдущие сертификаты школы «сгорают».
Диплом Школы дизайнеров
Диплом Школы редакторов
Диплом Школы дизайнеров
Диплом Школы редакторов
Мой сертификат сгорит, если я не пойду на вторую ступень?
Если вы не прошли на следующую ступень по рейтингу и мы вас не пригласили, то ваш сертификат останется. Но если вы получили приглашение и сами отказались продолжить обучение в этом или следующих потоках, все сертификаты сгорят.
Могу ли я продолжить обучение в следующем потоке?
Если студент не смог перейти на следующую ступень или был отчислен, он имеет право повторить обучение в любом следующем потоке, начав с последней ступени, и попытаться набрать больше баллов, чем остальные студенты.
Если студент по своему желанию прекращает обучение или отказывается от приглашения на следующую ступень, он может продолжить обучение при условии полной предоплаты стоимости ступени в момент прекращения обучения.
Отзывы и критика
Можно ли написать отзыв о школе?
Нужно! Мы просим всех студентов всех ступеней оставлять честные отзывы о школе. Мы рады всем отзывам и публикуем их на страницах школ.
Если вы недовольны школой, расскажите нам, что улучшить. Используйте любые слова в своих оценках.
Я слышал мнение, будто школа болезненно реагирует на публичную критику. Это правда?
Нет, конечно. Мы публикуем на страницах школ все отзывы без исключения. В них можно найти настоящие мнения студентов — и плохие, и хорошие. Судите сами, каких больше.
Некоторые (не все!) недовольные отзывы связаны с тем, что студенты недостаточно внимательно прочитали описание школьной программы и отзывы других студентов, и имели неверные ожидания от процесса.
Скажем, мы не раз писали, что на первой ступени нет обратной связи, а контрольные тесты первой ступени — не часть обучения, а способ проверки школой текущего уровня понимания студента. Это инструмент школы, а не студента, поэтому мы не объясняем тесты и не раскрываем правильные ответы.
На второй ступени преподаватели и кураторы школы ставят оценки и дают краткие комментарии работам студентов. Мы не обещаем вебинаров, общения в чатах и комментариев в публичных каналах. Да, мы это иногда практикуем факультативно, но не стоит на это рассчитывать.
Но не все отзывы такие. Многие негативные отзывы содержат глубокие мысли, интересные предложения, они открывают нам глаза. Недовольные отзывы постоянно заставляют нас меняться, улучшать материал и вводить новые процедуры. Это не красивые слова, а наша рутина.
Мы не цензурируем и не просим студентов удалять плохие отзывы. Мы верим в святое право студента высказывать мнение и давать оценки любыми словами и эпитетами.
Но есть два случая, когда мы действительно относимся к отзывам болезненно. Во‑первых, если студент искажает факты. Например, совершенно нормально, если студент скажет «на второй ступени ужасающе мало обратной связи», даже если мы не согласны с оценкой. Но если он напишет «на второй ступени нет обратной связи», то это искажение фактов — конечно, она есть. Некоторые преподаватели дают обратную связь не только в школьном Кабинете, но и в открытых Телеграм‑каналах. Всё это доступно и каждый может оценить, насколько она полезна или нет.
Во‑вторых, мы болезненно реагируем, если студент нарушает кодекс бюрошника, например открыто призывает других студентов к читерству. Такое поведение мы никогда не сможем принять.
В таких ситуациях мы обращаемся к автору с просьбой изменить фразу, искажающую факты или призывающую к жульничеству. Мы никогда не просим изменить студента тон или отношение в отзыве. Это цивилизованный способ общения между компаниями, авторами, редакторами и СМИ, принятый во всём мире.
Вступительное задание Школы редакторов
Бесплатные места на первой ступени получают победители конкурсов, которые проводятся каждую неделю до окончания набора. Участие в конкурсе необязательно, но если вы захотите участвовать, то при поступлении вам потребуется составить рассказ о себе, собрать портфолио на сайте, а на первой неделе занятий — сдать вступительное задание. В конкурсе побеждает участник, набравший самый высокий балл, но не меньше минимального балла этого конкурса. Победителю полностью вернётся оплата за первую ступень, а другие участники конкурса продолжат платное обучение.
Вариант 1
Чтение газет с уличного стенда. Москва, 1981
Придумайте, каким должен стать сайт вашего города в 2022 году, чтобы жителям и гостям было интересно на него зайти. Какие на нём должны быть материалы? Как будет выглядеть главная страница?
Вариант 2
Всё в прошлом. Василий Максимов, 1889
Создайте, распечатайте и повесьте в подъезде своего дома плакат, который рассказывает о правах жильцов, взаимоотношениях с управляющей компанией и действиях в случае аварии.
Вариант 3
Критерии и оценки
Рекомендуем ознакомиться с комментариями Максима Ильяхова к вступительному заданию набора 2 февраля 2015 года.
Судьи конкурса поставят по четыре оценки: за идею, логику, эстетику и срок.
Простые, работоспособные, непротиворечивые идеи оцениваются выше. Смелые идеи приветствуются, но не стоит заниматься научной фантастикой.
Способность разобраться в предметной области, понимание принципов дизайна, интерфейса, редактуры и издательского оформления, наглядность и последовательность результатов работы повлияют на оценку логики.
Выбор иллюстраций, шрифтов, цветов, общего тона и стиля определит оценку эстетики.
Требования к участию в конкурсе
К портфолио
Соберите портфолио на Бехансе, Редимаге, Тильде или своём сайте. Не рассматриваются ссылки на Гугль‑диск, биржи фрилансеров и профиль в Линкедине.
В портфолио может войти всё, что так или иначе показывает вашу работу. Расскажите о проектах, в которых вы участвовали, какие стояли задачи, какие были сложности, как вы с ними справились.
Портфолио должно быть личным. В качестве портфолио подойдёт сайт студии, если вы единственный её сотрудник, руководитель или арт‑директор и все работы ваши.
Портфолио — это отдельный проект, где вы рассказываете о других проектах. Если в портфолио будет один проект — это нормально, но сама работа не может быть портфолио. Например, в качестве портфолио не подойдёт сайт компании, который вы спроектировали, или корпоративный блог, который вы ведёте.
Если настоящих работ нет, то покажите учебные, придумайте себе задачу или выполните тестовое задание на вакансию в дизайнерскую студию.
Вы можете добавить в портфолио работу, которую сдали как вступительную, но только если вступительное задание не будет единственной работой. Если в портфолио одна работа, это не должно быть вступительное задание.
К результату вступительного задания
Подготовьте картинки шириной не больше 1280 пикселей, будьте внимательны, если у вас ретиновый экран. При необходимости дайте пояснение к картинке прямо на ней. Если вы верстали страничку, то ссылка на результат должна быть опубликована и открываться.
Убедитесь, что вы выполнили условия задания: продумали сценарии, решили задачу, ответили на все вопросы.
Грамматические ошибки могут испортить впечатление и оценку.
Студент проиграет конкурс при несоблюдении одного из требований
Подготовительные курсы
Чтобы лучше выполнить задание и получить дополнительный балл в конкурсе, пройдите подготовительные курсы. Максимальный дополнительный балл снижается каждый месяц, а цена поднимается каждую неделю.
Двенадцатый набор открыт
Занятия начинаются в любой удобный для студента день. Чтобы успеть в ближайший набор, занятия нужно начать не позднее точки невозврата — 24 августа 2020 года. Для поступления достаточно оплатить первую ступень. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость, выше рейтинг и шанс на бесплатное место.
Школа редакторов | Редацкие приемчики
В Школе редакторов бюро три ступени, на каждой — строгий отбор. На вторую ступень проходит 30 студентов из 100, на третью — только десять. Если кто-то отказывается — приглашение получает следующий по рейтингу. Так школа отбирает тех, кому надо.
Легенда о сестре Беатрикс, Tony Johannot, 1846Весной 2017-го отбор не сработал: на третьей ступени учились только семеро студентов. У всех были свои причины. Кто-то не хотел идти, потому что устал после первых двух ступеней. Другие уже работали новую работу. Третьи не собирались вести собственные проекты и не видели смысла тратить 60 тыс. на то, что им потом не пригодится. Но были и те, кто просто не придумал тему.
Вот как справлялись с этой проблемой мои сокурсники, редакторы и дизайнеры.
Не стесняться
Придумать хорошую тему сложно. Проект на третьей ступени школы — это информационный продукт с ясным полезным действием, а если арт-директор Максим Ильяхов — то и с реалистичной монетизацией.
Если вам кажется, что вам такое пока не по силам, я вас понимаю. Но посмотрите на это с другой стороны: вы пришли в школу, чтобы стать круче, и уже сделали много такого, на что бы раньше не замахнулись. После школы ничего не изменится — чтобы двигаться дальше, придется замахиваться на все более сложные задачи. Дипломный проект — просто еще одна из таких задач. Даже если он провалится, вы все равно прокачаетесь.
Подойдите к поиску темы как к еще одной задаче: сформулируйте полезное действие темы и подумайте, как его выполнить.
Посмотреть вокруг
Самый очевидный вариант — попытаться решить какую-то проблему, с которой вы сталкиваетесь в жизни. Вы уже знаете матчасть и примерно понимаете, в каком виде хотите результат, поэтому сформулировать полезное действие просто.
Алан Каджаев тратил много времени на оформление списка литературы и придумал сервис «Фастлит».
Андрей Ерес мучался с планированием поездок по ГЭС и научился наглядно отображать уровни и расход воды в реках с помощью «Гидрографа».
Дима Ларин столкнулся с проблемой развития музыкального слуха у новичков и сделал приложение «Питчи».
Мне было больно видеть, как на второй ступени мои сокурсники придумывают классные тесты, а после сдачи задания их бросают, потому что не умеют программировать. Чтобы тест можно было доделать и положить в портфолио, я придумал сервис «Сделыватель тестов».
Илья Бирман рассказывает, как придумать тему для личного проекта.
Недостаток такого варианта в том, что к началу третьей ступени вы уже должны быть в теме. За пару недель очень сложно найти какую-то конкретную проблему, изучить матчасть и понять, какое решение подойдет. Насколько я сумел понять, большинство спотыкалось именно на этом. Но такой вариант диплома — не единственный.
Найти клиента
Если не удается придумать проблему самому, пусть за вас это сделает клиент. Он уже знает, что ему нужно, и вам только остается из него это вытащить. Хорошо всем: вы получаете готовую тему для диплома, клиент — продукт уровня бюро, школа бюро — выпускника с работающим проектом. В качестве бонуса — шанс договориться, что обучение оплатит клиент.
Света Кирпа сделала проект для издания FitUnion: серию постов и руководство по созданию публикаций в Инстраграме.
Оцените работоспособность и живучесть проекта. Клиент теперь может легко создавать посты, которые хорошо видны в ленте и ассоциируются с его изданием. Даже если Света решит, что ей больше не хочется им заниматься, благодаря руководству качество постов не пострадает.
Недостаток клиентского варианта в том, что согласовывать результат надо и с клиентом, и с арт-директором. Зато и опыта больше.
Что-то переделать
Если у вас уже есть проект, третья ступень — шанс переделать его с помощью бюро. Идея уже есть, полезное действие понятно, остается сформулировать, что и зачем вы переделываете.
Наташа Волыхина переделала главную страницу фотосервиса для путешественников «Вандерласт».
Юля Кириллова сделала мобильную версию схемы метро Сингапура.
Александр Ким выпустил новую версию сайта детской организации НОРД «Русь».
Кажется, что переделать что-то готовое — проще всего. Но есть проблема — нужно доказать, что переделка необходима. Поправить пару кнопок на сайте и выпустить его как дипломный проект не получится.
Собрать портфолио
Когда начинающие дизайнеры спрашивают, откуда брать проекты для портфолио, им советуют сделать портфолио своим первым проектом. Подумайте, чем хотите заниматься после школы, и расскажите об этом будущим клиентам и работодателям. Такой проект неубиваемый, и у него очевидная монетизация.
Посмотрите, как шикарно с этой задачей справился Миша Голев с помощью интерактивного рассказа о гомеопатии.
Сложность в том, что арт-директор может не согласиться, если вы просто соберете свои школьные работы на странице и скажете, что это диплом. Придется придумать что-то оригинальное.
Обратиться к своему хобби
Если вы страстный рыболов и хотите поделиться своим увлечением с другими, попробуйте сделать на эту тему диплом. Вам точно интересно будет этим заниматься. Но учтите, что придется найти полезное действие. Просто показать свой улов будет мало — придется рассказать, где и как поймать сома на 120 кг и почему этим стоит заниматься.
Глеб Крауклиш рассказал, кто мы такие и откуда родом на сайте «Эволюция человека».
Благодаря Глебу я полез читать Маркова и понял, как мало знаю о биологии и антропологии. Полезное действие налицо. Но вытаскивать его из своего хобби очень сложно: интересы у всех разные, и есть риск сделать проект «для своих».
Хотите вдохновиться — поизучайте дипломы разных наборов на сайте бюро и попытайтесь для себя ответить, как к ним пришли и зачем их сделали.
Не видите для себя пользы в третьей ступени — не насилуйте себя. Это огромная нагрузка, пот, кровь и кишки. Я понял, что ничего не умею, и половину времени боролся с паникой, потому что опять все пропало. На защите Артем Горбунов сказал, что проекты мы сделали грубой силой, и это правда. Если вы допускаете план Б, терпения на диплом не хватит.
Но если вы готовы идти до конца, придумать тему для диплома вам тем более по силам.
Комментарии в Фейсбуке
См. также: Что вы знаете о третьей ступени? Тест для студентов Школы редакторов
«Этот курс — сильнейший волшебный пендель». Отзыв читательницы об учебе в Школе редакторов Бюро Горбунова
Каждый день появляются новые программы, онлайн и офлайн-курсы. Самая сложная задача — выбрать один продукт из широкого ассортимента. «Цех» просит читателей поделиться своим опытом прохождения различных курсов и программ, чтобы мы могли учиться лучшему у лучших. Полученные отзывы, которые будут соответствовать всем необходимым требованиям, мы опубликуем. Сегодня редактор образовательного проекта «Синхронизация» Лиза Боровикова рассказывает, что ей дало обучение в Школе редакторов Бюро Горбунова, и почему она отказалась от второй ступени.
В декабре я окончила первую ступень Школы редакторов. Было сложно, тысячу раз хотелось всё бросить, но я дошла до конца и не жалею.
Я работаю редактором в образовательном проекте — лектории «Синхронизация». Мне каждый день приходится работать с текстами, дизайном и вёрсткой. В текстах я что-то понимаю, но визуальное оформление для меня — тёмный лес, поэтому я решила подтянуть знания в Школе редакторов Бюро Горбунова, где всё это преподают в комплексе. Меня подкупил ещё и состав преподавателей, среди которых — Максим Ильяхов и сам Артём Горбунов.
©
Миша надь / цех
Как устроена Школа
Это онлайн-курс, в котором есть три ступени. Первая длится четыре месяца, и учатся на ней 100 студентов, потом 30 лучших переходят на вторую ступень (3 месяца), а 10 самых стойких ещё 2 месяца делают дипломную работу. То есть учёба длится с сентября до мая, как один курс в университете.
Чему учат
Пусть вас не вводит в заблуждение название «Школа редакторов». Текстам посвящена только одна дисциплина, которую преподаёт Максим Ильяхов. И про сам текст там говорится очень мало: в основном курс посвящён тому, как люди воспринимают информацию на электронных и бумажных носителях. Так что писать тексты в Школе не научат.
Вообще в Школе шесть дисциплин: «Текст и редактура», «Типографика и вёрстка», «Интерфейс и информация», «Вёрстка и прототипирование», «Переговоры и отношения», «Управление и результаты». У нас было ещё «Творчество и право», но его убрали из программы. Обычно недельная порция материалов по каждому предмету — это 30–40 минут видео плюс статьи.
Многое из этого можно найти в интернете в изложении тех же самых преподавателей. Но давайте честно: никто не будет тратить на это два часа каждый день на протяжении четырёх месяцев, не подписавшись на курс. Я бы точно не смогла. Материалы постоянно обновляются, так что курс вполне актуальный.
Для меня очень полезным был курс по типографике и вёрстке: он базовый, но я ничего в этом не понимаю, так что для меня каждый урок был открытием. Курс «Интерфейс и информация» Ильи Бирмана — это вообще философское рассуждение о месте дизайнера во вселенной, но дополненное массой примеров и практических советов.
Как учатся на первой ступени
Первая ступень — это самостоятельное обучение. Каждый понедельник в полночь в личном кабинете появляются учебные материалы на неделю и 3–4 теста или задания.
Сдать все задания требовали до полуночи пятницы — и это жутко бесило: учёбу нельзя было перенести на выходные, а значит, она вступала в конфликт с работой
С понедельника по пятницу не было времени ни на что, кроме работы и тестов. Насколько я знаю, теперь этой проблемы нет: в новом потоке Школы дедлайны перенесли на воскресенье.
Никакой обратной связи от преподавателей на первой ступени организаторы не обещают. Но в итоге у нас было около 5 вебинаров Ильяхова с разбором вступительных заданий и курсовых. Это очень актуальный формат: хоть сразу бери и применяй советы на практике. Ну и разбор лично твоей работы от Ильяхова — приятный бонус.
Сколько времени занимает учёба
На сайте Школы написано, что учёба на первой ступени занимает 2–3 часа в день. Я, конечно, решила, что я самая умная и справлюсь быстрее — и, разумеется, ошиблась. 2 часа в день — это минимум, который необходим, чтобы хотя бы бегло прочесть и посмотреть все материалы и сдать тесты. Не будь у меня работы, я вполне могла бы посвящать обучению полный рабочий день.
Создатели Школы говорят, что курс подходит тем, кто работает полный день в офисе, но у меня в этом есть большие сомнения. Из-за плотного графика я получила от учёбы намного меньше, чем могла бы. Так что будет сложно, даже если у вас на работе принято уходить в 19:00. 9 человек из 100 с нашего курса отчислились, потому что не смогли совмещать Школу и жизнь.
Как происходит общение с однокурсниками
Когда я училась, все студенты проходили первую ступень одновременно. Теперь начать обучение можно в любое время, поэтому не знаю, есть ли у первой ступени общий чат. У нас он был — и это была огромная мотивация, чтобы продолжать учёбу. В день дедлайна в чате за сутки могли написать полторы тысячи сообщений — всё можно было не читать, но сразу становилось понятно, что не ты один устал и переживаешь из-за тестов. Плюс все делились полезными ссылками, а несколько человек с моего курса учились на первой ступени второй раз и помогали менее опытным однокурсникам.
Зачем нужны тесты и рейтинги
В понедельник обновляется рейтинг студентов. Он формируется на основе результатов тестов и заданий и нужен, чтобы отобрать 30 лучших после первой ступени. Чтобы не сойти с ума и не убиваться из-за каждой ошибки, важно помнить, что этот рейтинг условный. Дурацкие вопросы типа «Что Ильяхов называет брехнёй?» нужны не для проверки знаний, а для того, чтобы вы прочитали статью Ильяхова про брехню. И вообще тесты составляют редакторы и дизайнеры, а не образовательные технологи, поэтому там есть неточные формулировки, ошибки и ненужные вопросы. Так что относиться к рейтингу нужно стоически.
Что такое курсовая работа
В конце первой ступени нужно было сдать курсовую работу — свёрстанную на Тильде или в Редимаге обучающую статью. Ильяхов предлагает темы на выбор, но можно предложить свою: я так и сделала и написала статью «Как разобраться в живописи XIX века». Это меня спасло: хотя статья свёрстана не очень хорошо, Ильяхову понравилось, что он узнал из неё что-то новое для себя, и я получила высокий балл. На курсовую дают две недели, но никто не мешает начать работать над ней заранее. Для меня балл за курсовую стал решающим: я поднялась на восемь мест в рейтинге и прошла на вторую ступень.
Сложно ли попасть на вторую ступень
Я все четыре месяца болталась где-то между 30-м и 40-м местом рейтинга. Я не писала статей в журнал Школы (за это дают дополнительные баллы), тесты сдавала на 80–90 баллов. В итоге я оказалась на 32-м месте, и меня позвали на следующую ступень, потому что несколько человек с более высокими баллами отказались. То есть чтобы пройти дальше, нужно войти примерно в 35–40 лучших. Это несложно, если внимательно изучать материалы и не проваливать дедлайны.
Почему я не пошла дальше
За четыре месяца я задолбалась. Учёба идёт без перерыва, поэтому неважно, отпуск у вас, грипп или переезд — к пятнице вы должны сдать тесты. Если провалить больше двух дедлайнов — вас исключат, и ваше фото вечно будет висеть на сайте Бюро с подписью «ОТЧИСЛЕН». К тому же на второй ступени пришлось бы тратить на обучение не 2–3, а 4–5 часов в день: столько времени у меня точно нет. Так что я очень довольна первой ступенью и благодарна авторам курса, но хочу немного пожить в ближайшие месяцы.
Что мне дала Школа редакторов
Школа — сильнейший волшебный пендель. Все, с кем я работаю, заметили, как изменился мой подход к задачам и текстам. Раньше мои профессиональные интересы ограничивались буквами. Теперь я понимаю, как устроены разные носители, на которых эти буквы пишутся, и как можно помочь читателю получить от этих букв максимум пользы.
Про Школу редакторов
Закончила вторую ступень Школы редакторов Бюро Горбунова.
По итогам первой ступени была на 15 месте. По итогам второй — поднялась на 5 место. Жаль, что многие сильные студенты ушли после первой ступени, а еще часть — прямо посреди второй (Люда Сарычева, Маша Комарова, Влад Зелинский, Саша и Лена Волковы). Впрочем, если бы они остались, не факт, что я вообще попала бы в десятку.
На третью ступень пока не пойду, потому что есть другие планы. Собираюсь пойти в следующем потоке, так можно.
Про процесс
Как происходит обучение, уже хорошо написали до меня: Саша Волкова, Аркадий Чугунов, Михаил Озорнин, Леонид Касаткин, Варвара Дурцова. Из текущего потока стажеров первой ступени Виктория Козлова ведет подробный дневник занятий.
Кстати, программы Школы редакторов и Школы стажеров практически не различаются, особенно на первой ступени. Да и на второй половина заданий тоже одинаковые. Придется дофига верстать.
Большая часть лекций и литературы первой ступени есть в открытом доступе в Советах, в блоге Максима Ильяхова, в рассылке Главреда. Если изучить все это и книги из списка литературы, то можно, в принципе, считать, что с теорией все ок. Со школой вы получаете весь этот массив информации систематизированно, выверенными порциями, а тесты закрепляют теорию и заставляют подумать. Но если нет возможности идти учиться — читайте сами.
Про порядок
Чтобы справиться с потоком новой информации и новых задач, рекомендую на первой ступени пользоваться трелло. Он мне очень помогал в первые недели, когда новые лекции, задания и тесты шли потоком и было сложно систематизировать их параллельно с работой. Трелло упорядочит все эти процессы. В середине I ступени я перестала пользоваться учебной доской, потому что все процессы упорядочились в голове.
Свадьбу я тоже планировала в трелло.
Моя доска в трелло на первой ступени
Про сексизм
Осенью я написала грозный твит про сексизм в Школе редакторов. На него даже откликнулись развернутыми комментариями Люда Сарычева и Саша Волкова. Я обещала написать пост, но не буду этого делать. Потому что сексизм у нас не конкретно в Школе, а в дизайнерской тусовочке, ну и еще просто в России.
Смешно, что по этому твиту меня находили потенциальные студенты и спрашивали, стоит ли поступать. Однозначно — стоит. И вот, почему.
Про главное
Никакие недельные интенсивы, никакая Курсера, Арзамас и Линда.ком не сравнятся с четырьмя месяцами планомерного изучения теории, а потом еще с двумя месяцами практики. Все зависит только от тебя: обучение полностью самостоятельно, никто над душой стоять не будет. Приходишь домой с работы — и фигачишь. Для меня сильной мотивацией сначала была, во-первых, оплата, во-вторых, рейтинг, оценки и рецензии преподавателей. А потом я просто поймала состояние потока от постоянной учебы и наслаждалась им.
Ну и я многому научилась.
Например, верстать в Редимаге. Раньше я вообще не знала, с какой стороны к нему подойти. Вот мои учебные работы в нем: про стейк, про Теслу, про Тимуровцев, про ДНК, про книгу «Редактируем дизайном».
Вот пара макетов. Для меня они очень круты, потому что раньше я ничего подобного не делала.
Что еще классного я узнала
После курса Артема Горбунова по типографике и верстке я впервые заинтересовалась типографикой и шрифтами, а также каллиграфией и леттерингом. Читаю Яна Чихольда и Роберта Брингхерста, Илью Рудермана и Александру Королькову в ЖЖ и на kak.ru и Мэттью Баттерика. Сходила на мастер-класс по леттерингу, на выставку студенческих шрифтов, записалась на встречу с Евгением Добровинским, еще хочу на курс по каллиграфии. Поняла, почему Игорь отказывается идти в стоматологию с плохой вывеской. Обращаю внимание на типографику на улицах. Собираю нормальные шрифты. Вижу, как разваливаются буквы. Хочу на «Серебро набора» (и пойду). Полюбила игру про кернинг. В общем, открыла для себя новый мир.
После курса по переговорам Ильи Синельникова стала гораздо чаще просить скидку. Оказалось, правда работает: мне даже на свадебное платье дали скидку и подшили бесплатно. У Синельникова там еще много полезного. При любом отказе сразу спрашивать: «Почему?» Задавать больше вопросов. Принять за всеми (и за собой) право на нет. Помнить про то, что решения задачи должны быть в мире клиента. Фиксировать результаты встреч. Не соглашаться на компромисс направо и налево. Согласовывать и обсуждать задачу только с тем, чье мнение решающее. Даже если кажется, что и так все это знаешь, не факт, что ты это используешь. А надо.
Одной строкой
Никогда не оставляй в тексте висячих предлогов и знаков препинания. Расставляй неразрывные пробелы.
Не делай таблицы с черными границами ячеек. Вообще ни с какими не нужно.
Не прячь ничего за интерфейс.
Круговые диаграммы — отстой. Графики — врут.
Если не понимаешь, как чем-то пользоваться, проблема в дизайне.
Смотри на страницу с точки зрения информативности. Может, она вообще не нужна.
Если уйдешь работать на фриланс, сразу заведи ИП, счет в Точке или Модульбанке, бухгалтерские вопросы решай с сервисом вроде Кнопки, сделай простую и понятную оферту.
Показывай макеты в браузере. Это хороший тон. Это просто делать, например, с Браузеркавером.
Называй кнопки по человечески, как завещал Мильчин.
Купи Мильчина.
Лекцию про «Летающего асфальтоукладчика» посмотри.
Чередуй слои.
Заранее показывай результат. Дедлайн в пятницу? Покажи во вторник.
Помни, все слышат то, что хотят услышать.
Плана Б не существует. План Б — это на самом деле план А1.
Не мирись с хуйней. Это обычно сложнее всего.
*
Моя история со Школой еще не закончилась. Закончится, когда пройду третью ступень. Но я уже получила огромный новый опыт и импульс для развития. Поэтому могу сказать всем, кто думает, поступать или нет — конечно надо поступать!