Нарисуй иллюстрацию к одному из этих текстов: ГДЗ «Окружающий мир 4 класс». Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник – ГДЗ по окружающему миру 4 класс 1 часть — рабочая тетрадь — Плешаков А.А. Новицкая М.Ю.

Содержание

ГДЗ по окружающему миру 4 класс 1 часть — рабочая тетрадь — Плешаков А.А. Новицкая М.Ю.

Мальчик у юрангиИллюстрация к отрывку Ю.С. Рытхэу

2.  Нарисуй иллюстрацию к одному из произведений писателей твоего края (по выбору), где воспевается красота родной природы. Можно приклеить фотографии.

Можно нарисовать рисунки к произведениям

Иллюстрация к рассказу "Лесные домишки"Иллюстрация к рассказу «Лесные домишки»
  • Михаила Пришвина «Золотой луг»
  • Ивана Тургенева «Бежин луг».

3. С волшебной горой сравнивал Ю.С. Рытхэу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ. Попробуй кратко объяснить смысл этого сравнения.  Запиши свою мысль.

Русская культура представлялась чукотскому писателю как гора, так как она такая же огромная, великая, может быть, даже непостижимая. Гору видно издалека, нельзя пройти мимо и не заметить гору, как и нельзя пройти мимо русской культуры. Волшебная гора таит в себе множество богатств и загадок, как и русская культура. Вот почему Ю.С. Рытхэу сравнивал сравнивал русскую культуру с волшебной горой.

ПО РОДНЫМ ПРОСТОРАМ

Страница 28 — 31 — Карта — наш экскурсовод

1. Перед тобой контурная карта России. Сравни ее с картой в учебнике. В чем сходство и различия?

Ответ:

Карта в рабочей тетради более новая, современная. На ней полуостров Крым обозначен как часть Российской территории. На рисунке полуостров Крым выделен  красным цветом.
В контурной карте нет названий городов, населенных пунктов, областей и краев.
Контурная карта не имеет раскраски территорий, на ней можно увидеть только сушу и море.

Контурная карта РоссииКонтурная карта России

Для заполнения также будет полезна карта России.

Карта РФКарта РФ

2. Используя карту в учебники, обведи на контурной карте государственную границу России. Подпиши название столицы России.

3. Подпишите название своего родного города, а если живёте в селе — название главного города вашего региона. Ели город не обозначен на карте, нанесите его с помощь условного знака и подпишите. (При этом место расположения города можно показать приблизительно.)

4. Для обозначения полезных ископаемых используют условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.

Условные обозначения полезных ископаемыхУсловные обозначения полезных ископаемых

5. Из текста учебники (с.52) выпиши цифровые данные, характеризующие территорию России.

Россия занимает более 1/9 части суши Земли. Протяженность территории России с севера на юг свыше 4 тысяч км. Протяженность территории России с запада на восток —

около 9 тысяч км.

Расскажи о территории России своим одноклассникам. Включи в рассказ данные, выписанные из учебника.

8 фактов о территории России

  • Россия — самая большая страна в мире.
  • Россия больше США в 1,8 раз.
  • Площадь РФ приблизительно равна площади Плутона.
  • Вечная мерзлота занимает 65% территории России.
  • РФ омывается 12 морями.
  • Озеро Байкал в Сибири — самое глубокое озеро на Земле.
  • Уральские горы, расположенные на границы Европы и Азии, являются самыми древними горами в мире.
  • Хибинские горы — самые высокие горы, расположенные за полярным кругом России.

Страница 32 — 33 — По равнинам и горам

1. Используя карту в учебнике, подпишите на контурной карте (с. 28-29) крупнейшие равнины и горы России.

2. Подпиши на схеме холм и гору. Закончи составление схемы: укажи стрелками части холма и горы.

Холм и гораХолм и гора

На рисунке слева изображен холм, а справа — гора. В самом низу находится подножье горы и холма, самый пик горы и холма — это вершина, а между вершиной и подножием находится склон.

3. С помощью карты учебника заполни таблицу.

Название горыВысота горы
Эльбрус (Кавказские горы)5 642 метров
Ключевская сопка (Камчатка)4 688 метров
Белуха (Алтай)4 506 метров
Народная (Уральские горы)1 895 метров

Перечисли горы в порядке увеличения их высоты; в порядке уменьшения высоты. Попроси соседа по парте проверить тебя.

4. Выполни рисунки, показывающие формы земной поверхности твоего края, или помести фотографию.

Уральские горыУральские горыАлтайАлтай

5. С помощью дополнительной литературы, интернета подготовь сообщение о каких-либо равнинах или горах России, твоего края. Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.

Кавказские горы  — горная система между Чёрным, Азовским и Каспийским морями. Разделяется на две горные системы: Большой Кавказ и Малый Кавказ. Большой Кавказ простирается более чем на 1100 км. Наиболее известные вершины — г. Эльбрус (5642 м) и г. Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками. Горы близ Сочи — Аишхо, Аибга, Чигуш, Псеашхо приняли участников зимних Олимпийских игр 2014 года.

Алтайские горы — сложная система самых высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. Алтай расположен там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана. Самая высокая вершина Алтая — гора Белуха (4509 м).

Западно-Сибирская равнина — равнина на севере Азии, занимает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке. На севере ограничена побережьем Карского моря, на юге простирается до Казахского мелкосопочника, на юго-востоке Западно-Сибирская равнина, постепенно повышаясь, сменяется предгорьями Алтая, Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Равнина имеет в плане форму суживающейся к северу трапеции: расстояние от южной ее границы до северной достигает почти 2500 км, ширина — от 800 до 1900 км, а площадь лишь немногим меньше 3 млн. км².

Страница 34 — 35 — В поисках подземных кладовых

Практическая работа «Изучение полезных ископаемых».

1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом-определителем, узнайте его название.

Запишите: каменный уголь.

2. Установите свойства полезного ископаемого.. Запишите:

Каменный уголь — твердое полезное ископаемое, цвет — черный, непрозрачное, плотное, имеет блеск и  слабый запах. Каменный уголь — горючее полезное ископаемое.

3. С помощью учебника заполните таблицу.

Сравнение нефти и природного газа

Признаки для сравнения — Нефть — Природный газ

Происхождение — Образовано из остатков растений и животных    — Образовано из остатков растений и животных

Свойства — Густая, маслянистая, жидкая, темного цвета, с резким запахом    — Бесцветный, легкий, горючий, без запаха.

Применение — Топливо, масла, пластмассы, волокна для тканей   — Топливо, пластмассы, волокна ценных материалов

Способы добычи —  Буровые скважины   — Скважины

Способы транспортировки — Нефтепровод, железнодорожные цистерны, нефтеналивные танкеры    —  Газопровод, танкеры-газовозы

Бережное отношение — Нельзя допускать разлива нефти при добыче и перевозке    — Газ нужно экономить, не допускать утечку в быту.

Страница 36 — 37 — Наши реки

3. С помощью карты и текста учебника соедини лилиями названия рек и городов, которые на них построены.

Волга — Казань
Кама — Пермь
Ока — Коломна
Москва-река — Москва
Нева — Санкт-Петербург
Дон — Ростов-на-Дону
Обь — Новосибирск
Енисей — Красноярск
Лена — Якутск
Амур — Хабаровск

5. С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение о какой-либо реке России, твоего края (по выбору). Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.

Волга — река в Европейской части России. Она является одной из крупнейших рек на Земле и самой длинной в Европе. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Длина реки составляет 3530 км, а площадь её водосборного бассейна — 1,361 млн км².  На Волге расположены четыре города-миллионера: Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград. На Волге построено 8 гидроэлектростанций. Волга впадает в Каспийское море.

Кубань — река в России на Северном Кавказе, берущая свое начало в горах Карачаево-Черкесской Республики (г. Эльбрус). Название реки в переводе с карачаево-балкарского языка означает «поднимающаяся, разливающаяся река» или «поток».  Длина 870 км, площадь бассейна 58 тыс. км². Протекает по территории Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края и Адыгеи. Кубань впадает в Азовское море.

Енисей  — река в Сибири, одна из величайших рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Длина — 3487 км. Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи. Название происходит от эвенкийского «Иоандези» — большая вода.

Страница 38 — 39 — Озера — краса Земли

2. О каких озерах идет речь?

Самое большое озеро нашей страны — Каспийское море.
Самое глубокое озеро России и всего мира — озеро Байкал.
Самое крупное озеро европейской части России и всей Европы — Ладожское озеро.
Второе по величине озеро европейской части России — Онежское озеро.
Одно из красивейших озер Восточно-Европейской равнины — озеро Селигер.
Одно из красивейших озер Алтая — Телецкое озеро.

3. На каких озерах находятся эти достопримечательности?

Валаамский монастырь — на Ладожском озере.
Деревянные церкви острова Кижи — на Онежском озере.

Страница 40 — 41 — По морским просторам

3. Используя информацию из текста учебника, заполни таблицу.

Особенности Белого и Черного морей

Особенности морей — Белое море — Черное море

Глубина  — 350 м  — 2210 м

Температура воды летом   —  от + 6 до + 15     —  выше +25

Состояние моря зимой  —  Покрыто льдом    — Не замерзает

4. Рассмотрите на фотографии Соловецкий монастырь — одну из святынь России. Напиши название моря на котором он находится.

Ответ: Белое море.

Расскажи, что ты знаешь об этом монастыре.

Соловецкий монастырь —  мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1429–1430-е годы, построен из камня  св. Филиппом (Колычевым).  При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения (тюрьма). Монашеская жизнь возобновлена в 1990 году.  В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Страница 42 — 45 — С севера на юг

1. Перед тобой контурная карта природных зон России. Сравни ее с картой природных зон в учебнике. В чем сходство и различия?

Сходства: обозначена граница России, нанесены названия рек, озер, морей.
Различия: на контурной карте России полуостров Крым — уже Российская территория, на карте в учебнике — нет.
На карте в учебнике природные зоны обозначены разными цветами. На карте в учебнике нанесены названия городов

4. Используя карту в учебнике, закрась прямоугольники в соответствии с цветовым обозначением на карте природных зон…

См. учебник, стр. 74-75.

5. Пронумеруй основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг:

1 арктические пустыни
2 тундра
3 тайга
4 смешанные и широколиственные леса
5 степи
6 пустыни
7 субтропики

7. Подумай, что бы тебе хотелось узнать о природных зонах России. Запиши свои вопросы. По мере изучения природных зон постарайся найти ответы на эти вопросы.

Вопросы:

Есть ли животные в арктической пустыне?
Бывает ли лето в арктической пустыне Тает ли там когда-нибудь снег?
Какие растения растут в тундре?
Почему Северное сияние бывает только на Севере?
Что растет в пустыне?
Чем питаются животные в пустыне? Где они находят воду?

Страница 46 — 47 — В ледяной пустыне

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания

2. Прочитай текст учебника на стр. 78-79. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне арктических пустынь.

Ответ: Ледяная зона, острова Арктики, полярная ночь, полярный день, полярное сияние, снег, лед, ветер, низкая температура (до 60)

3. Знаешь ли ты животный мир арктических пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их. После проверки наклей картинки.

Окружающий мир ответы 4 класс

4. Представь, что ты находишься в зоне арктических пустынь в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.

5. Составь схему цепи питания, характерной для арктических пустынь.

Водоросли-рачки-рыбы-птицы
Рыбы-тюлени-белые медведи

Страница 48 — 49 — В холодной Тундре

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания

2. Прочитай текст учебника на стр. 82-83. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне тундры.

Опорные слова: холодная безлесная равнина, долгая зима, полярная ночь, полярный день, холодные ветры, многолетняя мерзлота, болота, озера.

4. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки и правильно расположи их.

Знаешь ли ты живой мир тундры?

5. Составь схему цепи питания, характерной для тундры.

Растения-лемминги-совы и песцы.
Ягель-северный олень-волк.

6. В дополнительной литературе, интернете найди информацию о каком-либо растении или животном тундры, подготовь сообщение. Запиши основные сведения. Укажи источник информации

Лемминги —  грызуны, живущие в тундре. Они очень похожи на мышей, но немного крупней (10-15 см).  У леммингов плотное телосложение, короткие лапы и хвост. Окраска одноцветная, серовато-бурая или пёстрая. Лемминги меняют шубку зимой на светлую, белую,  а когти на передних лапках разрастаются, приобретая форму копыто-ласт. Лемминги устраивают свои гнезда прямо на земле. Питаются  кустарничками и мхами, за сутки съедают вдвое больше своего веса.

Северный олень, живущий в тундре — это именно тот олень из сказки «Снежная королева», который нес Герду на Северный полюс. Северный олень — парнокопытное млекопитающее. Постоянно мигрирует, питается преимущественно лишайниками. Основной из них — ягель.  Девять месяцев в году утоляет жажду снегом. Северный олень одомашнен и является важным источником пропитания и материалов для многих полярных народов.

Страница 50 — 51 — Среди лесов

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания

2. Рассмотри рисунок. Деревья тайги отметь зеленым цветом (закрась кружок), деревья широколиственного леса — желтым.

3. Придумай и нарисуй схемы, показывающие различия тайги, смешанного и широколиственного лесов. Деревья на схемах изображай  в виде условных силуэтов.

Придумай и нарисуй схемы, показывающие различия тайги, смешанного и широколиственного лесов

4. Составь схему питания, характерную для тайги.

Растения-лоси и олени-бурый медведь.
Растения-полевка, бурундук, птицы, зайцы — рысь

5. В книге «Зеленые страницы» прочитай о каком-либо растении или животном лесных зон. Запиши 1-2 интересных факта.

Белка. Белка живет в дупле или строит гнездо из веток и мха. Стенки гнезда толстые — до 50 см. При морозе в 10 градусов внутри гнезда бывает больше 10 градусов тепла. Главный корм белки — семена хвойных деревьев. Зимой этот зверек за день может опустошить 300 сосновых шишек.

Лиса. Хотя лису считают главным врагом зайца, ее основная пища — это мыши и полевки. Мышиный писк лисица может услышать за 100 метров. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.

Страница 52 — 53 — В широкой степи

ГДЗ Окружающий мир 4 класс Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания

2. Прочитай текст учебника на с. 90-91. выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о степной зоне.

Ответ:  степь, засушливое лето, сухие ветры суховеи, пыльные бури, ливневые дожди, чернозем, распаханные поля.

3. Знаешь ли ты живой мир степей? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их.

Знаешь ли ты живой мир степей

4. Ребята получили задание привести примеры степных животных. Кто из ребят ответил без ошибок?

Ответ: Тарас.

5. Составь схему питания, характерной для степи.

семена растений — хомяк — пустельга

Страница 54 — 55 — В жаркой пустыне

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания

2. Прочитай текст учебника на с. 94-95. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне пустынь.

Ответ: жаркое солнце, мало растений, голая земля, пустыня, песчаные и глинистые пустыни, барханы, такыр, бедная почва, отсутствие воды, мало осадков.

3. Знаешь ли ты живой мир пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их.

Знаешь ли ты живой мир пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их

4. Представь, что ты находишься в пустыне в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.

5. Составь схему цепи питания, характерной для пустыни.

верблюжья колючка — верблюд — жук-скарабей — ушастый ёж

С. 56-57. У ТЕПЛОГО МОРЯ

ГДЗ Окружающий мир 4 класс Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания

2. Прочитай текст учебника на с. 98-99. Найди в тексте объяснение причин теплых зим на Черноморском побережье Кавказа и Южном берегу Крыма. Запиши это объяснение своими словами.

Ответ: Черное море летом нагревается, а зимой отдает тепло. А высокие горы защищают от холодных ветров, поэтому зимы здесь теплые.

3.  С помощью учебника начни заполнение  таблицы.

Животные Черного моря и его побережья
Обитатели суши: Косуля Цикада Ящерица кавказская Бабочка подалирий Черепаха средиземноморская.
Обитатели суши, добывающие пищу в море: Чайка Баклан Утка-нырок Буревестник Морской краб.
Обитатели моря: Дельфин Медуза Мидия Рыбы: кефаль, ставрида, морской окунь, бычок, морской ерш, олеандровый бражник.

4. Составь схему питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа, Южного берега Крыма.

Бабочки, цикады-богомол-ящерица
Рыба-бакланы и чайки.

5. Найди в интернете дополнительную информацию  о растениях или животных побережья Черного моря. Запиши 2-3 интересных факта.

Афалина черноморская

Дельфины — это не рыбы, а млекопитающие! В Черном море 3 вида дельфинов, самые крупные — афалины, они же – самые распространенные обитатели дельфинариев.
Ученые давно изучают дельфинов, некоторые считают, что они обладают разумом. Опыты и наблюдения показывают, что у дельфинов есть свой язык, они зовут друг друга по имени.
Афалина живет до 30 лет,  вес животного достигает 300 килограммов. Длина тела – до двух с половиной метров.
Дельфины питаются, в основном, рыбой, а также моллюсками.  Ныряют на глубину до 200 метров.
Температура тела черноморского дельфина  – 36,6 градусов, как у человека.

Страница 58 — 59 — Мы — дети родной Земли

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания

1. По описанию карельской игры «Гуризех» («Отбивалы») нарисуйте ее схему.

2. Прочитайте пословицы коми и удмуртов. Подберите к ним подходящие по смыслу пословицы народов вашего края. Запишите их.

Прежде сам себе помоги, а потом от товарища помощь принимай.

Русские пословицы, подходящие по смыслу:
Сам пропадай, а товарища выручай.
Спасти товарища — спасти себя.
На товарища надейся и сам его выручай.
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.

Личная выгода — что роса на траве, братская выгода — что небо высокое.

Пословицы, подходящие по смыслу:
Счастье Родины дороже жизни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Единство и братство — великая сила. (укр)

В красивом бору и сосны красивы

Пословицы, подходящие по смыслу:
Не место красит человека, а человек красит место.
Место славится человеком. (азерб.)
Всякая сосна своему бору шумит.
Где сосна взросла, там она и красна.
Много разных земель, а родная всех милей.

Чему учат эти пословицы?

Пословицы учат любить людей, помогать им, на первое место ставить общие интересы, а потом свои, любить свою родину.

3. Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта.

Тут нужны или  просто народные сказки о животных и растениях (репка, теремок, журавль и цапля и прочее), а лучше предания, которые объясняют происхождение названия растения, животного или места в вашей области.

К примеру, откуда пошло название цветка ромашка? На свете жила девушка и был у нее любимый — Роман. Он делал для нее подарки своими руками, превращая каждый день жизни девушки в праздник! Однажды во сне Роману приснился простой, но очень нежный цветок — желтая серединка и белые лучики, расходившиеся в стороны от нее. Когда он проснулся, то сделал такой цветок и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы цветок был живой, настоящий. Роман отправился на поиски этого цветочка и нашел его в стране Вечных снов. Но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого — Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке — «Любит — не любит!»

Страница 60 — 61 — В содружестве с природой

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания

1. Прочитайте описание игры сибирских народов «Олени». Поиграйте вместе с друзьями в эту игру.

Нарисуйте иллюстрацию к игре или скачайте фото игры, распечатайте и наклейте.

Игра сибирских народов Олени

3. Ловля рыбы — традиционное занятие многих народов Сибири и дальнего Востока. С помощью атласа-определителя узнай названия этих рыб и подпиши. А как выглядит кета?

На рисунках горбуша и таймень. А вот кета:

А как выглядит кета

Страница 62 — 63 — Как сберечь природу России

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания

1. 1. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в арктических пустынях и тундре, выражены этими знаками.

Загрязнение морей и островов вредными веществами с проплывающих судов (мазут, различный мусор). Решение проблемы: Соблюдение специальных правил экипажами судов и туристами.

Загрязнение земли тундры нефтью при ее добыче. Решение проблемы: применять экологически безопасные методы добычи нефти.

Повреждение, разрушение почвы и растительного покрова тундры тяжелой транспортной техникой. Решение проблемы: использование транспорта на особых шинах сверхнизкого давления.

2.  Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в лесах, степях и пустынях, выражены этими знаками.

Чрезмерная вырубка леса, захламление леса после вырубки. Решение проблемы:Бережно относиться к лесам, на месте вырубки сажать новые деревья. Использование макулатуры вместо древесины.

Перевыпас скота в степной зоне приводит к исчезновению растений и разрушению почвы, к опустыниванию. Решение проблемы: соблюдать правила выпаса скота, не пасти скот долго на одном месте.

Из-за исчезновения растений в степи почва разрушается, и становится больше подвижных песков, которые засыпают дома и дороги. Решение проблемы: не допускать перевыпаса скота и исчезновение растений.

3.  Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в субтропической зоне, выражены этими знаками.

Загрязнение моря и берегов сточными водами и мусором с проплывающих судов. Решение проблемы: строительство очистных сооружений, соблюдение санитарных правил экипажами судов.

Незаконная вырубка горных лесов, уничтожение деревьев туристами. Решение проблемы: запрет на вырубку леса, власти должны строго следить за соблюдением законов по охране лесов.

Уничтожение животного и растительного мира отдыхающими. Решение проблемы: все люди должны бережно относиться к природе: не ловить насекомых, не делать надписи на стволах деревьев, не ломать веток, не срывать цветы.

Страница 64 — 67 — По страницам Красной книги

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания

1. Подпишите рисунки животных арктических пустынь и тундры, занесенных в Красную книгу России. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.

2. Подпишите рисунки внесенных  в Красную книгу России растений и животных лесных зон. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.

3. Подпишите рисунки растений и животных степей и Черноморского побережья Кавказа, внесенных в Красную книгу России. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.

3. Познакомься с Красной книгой твоего региона. Запиши основные сведения о ней.

Название красной книги: «Красная книга Амурской области» (или  Красная книга Краснодарского края и т.д.)

Сколько видов организмов разных групп внесено в Красную книгу твоего региона.

Страница 68 — 72 — По заповедникам и национальным паркам

1. С помощью учебника заполните таблицу.

Заповедники и национальные парки России

Природные зоны — Примеры заповедников и национальных парков

Зона арктических пустынь- Заповедник «Остров Врангеля», Большой Арктический заповедник

Зона тундры  — Таймырский заповедник, Кандалакшский заповедник

Лесные зоны  —  Приокско-Террасный заповедник, Окский заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», Национальный парк «Мещёра»

Зона степей   — Ростовский заповедник, Оренбургский заповедник, Даурский заповедник

Полупустыни и пустыни   —  Астраханский заповедник, Заповедник «Черные земли»

Зона субтропиков   —  Национальный парк «Сочинский»,  Кавказский государственный природный биосферный заповедник

2. Запиши краткие сведения для своего сообщения по заданиям на с. 119 учебника.

Заповедники и национальные парки — это особо охраняемые природные территории.  В нашей стране они созданы в каждой природной зоне для того, чтобы сохранить редкие растения и животные.

В зоне Арктики — заповедник «Остров Врангеля».  Его обитатели: белые медведи, моржи, овцебыки.

В тундре — Таймырский заповедник. Его обитатели: дикие северные олени, овцебыки.

Много заповедников расположено в лесной зоне (см. таблицу выше). Редкие животные этой зоны: зубры, лоси, кабаны, бобры и др. животные и птицы.

В зоне степей  и лесостепей есть заповедники: Центрально-Черноземный, Ростовский, Оренбугргский, Даурский.

В зоне полупустынь и пустынь действуют заповедники: «Черные земли», «Астраханский заповедник». Редкие животные и птицы: сайгак, красавка, дрофа.

В субтропической зоне расположен национальный парк «Сочинский» и Кавказский государственный природный биосферный заповедник.

3. Если есть возможность, соверши с помощью интернета виртуальное путешествие по заповеднику (национальному парку). Подготовь сообщение о нем. Запиши основные сведения для своего сообщения.

Баргузинский заповедник

Баргузинский государственный природный биосферный заповедник находится в Бурятии, на территории Северо-Байкальского района.  Является старейшим заповедником России. Он был создан в 1917 году как  соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя.  Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до Октябрьской революции 1917 года.

Расположен на западных склонах Баргузинского хребта (2840 м), включая северо-восточное побережье и часть акватории озера Байкал. Площадь заповедника — 374 322 гектаров, в том числе 15 000 гектаров составляет заповедная акватория Байкала.

В заповеднике сохраняются все природные комплексы, где обитают лось, кабарга, заяц-беляк, бурый медведь, бурозубки, черношапочный сурок, — всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются байкальский омуль, сиг, осётр, хариус, таймень, ленок и другие виды рыб.

Источник: Википедия, сайт Баргузинского заповедника

4. Если тебе приходилось бывать в заповедниках или национальных парках, напиши на отдельном листе рассказ о своих впечатлениях. Приклей фотографию.

Национальный парк «Сочинский»
Национальный парк «Лосиный остров»
Национальный парк «Валдайский»

Особо охраняемые природные территории России

5. Проект Чудесное путешествие по России

Если представится возможность, побывай в различных уголках нашей  страны. Россия так велика и разнообразна, что даже за всю жизнь не побываешь везде.
Выполни рисунки или наклей фотографии твоего путешествия.

Эти фото можно распечатать и наклеить в Рабочую тетрадь:

Черноморское побережье.
В Крыму. «Ласточкино гнездо»
Путешествие по реке Волге.
Финский залив.
Чистые воды озера Байкал.
Донская степь.
Красная поляна зимой (Сочи).
Песчаные пляжи Анапы.

Для подготовки материала использовались информация с сайта: 7gy.ru

Творческий союз — Ответы Плешаков Новицкая 4 класс 1 часть

1. Сравни между собой описание морозной погоды в стихотворении К.Л. Хетагурова и в отрывке из прозы Ю.С. Рытхэу на стр. 46 учебника. Нарисуй иллюстрацию к одному из этих текстов.

Бестрепетно, гордно стоит на утесе

Джук-тур круторогий в застывших снегах.

И, весь индевея, в трескучем морозе,

Как жемчуг, горит он в багровых лучах.

Над ним лишь короной алмазной сверкает

В прозрачной лазури незыблемый Шат,

У ног его в дымке Кавказ утопает,

Чернеют утесы и реки шуршат.

(К.Л. Хетагуров)

Устный ответ: Оба автора описывают суровую зиму своей родины. Если в стихотворении Хетагурова мы читаем о природе Кавказских гор, то чукотский писатель Рытхэу вспоминает природу Чукотки. В горах Кавказа возвышается на утесе дикий баран, на Чукотке же местный мальчишка обозревает небесный свод, чтобы понять, какая будет сегодня погода.



2.  Нарисуй иллюстрацию к одному из произведений писателей твоего края (по выбору), где воспевается красота родной природы. Можно приклеить фотографии.



3. С волшебной горой сравнивал Ю.С. Рытхэу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ. Попробуй кратко объяснить смысл этого сравнения.  Запиши свою мысль.

Русская культура представлялась чукотскому писателю как гора, потому что она такая же огромная, великая, может быть, даже непостижимая. Гору видно издалека, нельзя пройти мимо и не заметить гору, как и нельзя пройти мимо русской культуры. Волшебная гора таит в себе множество богатств и загадок, как и русская культура. Вот почему Ю.С. Рытхэу сравнивал сравнивал русскую культуру с волшебной горой.


!Окружающий мир, Плешаков, 4 класс, 2 часть, тетрадь с ответами, Перспектива

Страница 1 из 26

Здесь вы найдете 2 часть Рабочей тетради с ответами Окружающему миру (4 класс, программа «Перспектива»). Образец рабочей тетради по Окружающему миру  вы видите на фото ниже.

В ПУТЬ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ

1. С помощью дополнительной литературы или интернета узнай об одном из героев устного эпического творчества народов твоего края. Запиши краткий рассказ о нем.

Ответ: Алёша Попович — фольклорный богатырь русского былинного эпоса. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.  Победил в бою Тугарина, богатыря вражеского войска. Алёшу Поповича отличает не сила, а удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие.

Нарисуй иллюстрацию  к одному из подвигов этого героя.

2. Соотнеси годы и века. Заполни таблицу.

Год

Век

1861

19

74

1

1492

15

2000

20

988

10

1945

20

2015

21

3. Запиши годы рождения твоих бабушки и дедушки, родителей и год твоего появления на свет. Определи и запиши, каким векам соответствуют эти годы.

Здесь приводятся примерные ответы!!!

  • рождение бабушки — 1950 г. — 20 век
  • рождение дедушки — 1951 г. — 20 век
  • рождение мамы — 1979 г. — 20 век
  • рождение папы — 1976 г. — 20 век
  • моё рождение  — 2005 г. — 21 век

Обозначь на схеме «Река времени» (с. 40-41) века, когда произошли эти события. Вырежи из приложения таблички, наклей их и укажи соответствующие века стрелками.  См. Река времени (Окружающий мир 4 класс, часть 2)

4. С помощью текста учебника определи век, когда жил древнегреческий историк и путешественник Геродот. Обозначь этот век на схеме «Река времени»…

Ответ: Геродот жил в 5-м веке.  См. Река времени (Окружающий мир 4 класс, часть 2)

 

5. Проект «Календарь памятных дат».

Начните составлять «Календарь памятных дат». Странички календаря собирайте в папку. Используя материал учебника (с. 6), дополнительную литературу, интернет, составьте пробный вариант первой странички календаря, посвященный Нестору-летописцу — отцу русской истории. См. Проект «Календарь памятных дат» — 9 ноября, день памяти летописца Нестора

 

  • < Назад
  • Вперёд >

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Умиляют картинки якобы византийских воинов. Возможно, тысяцкие и имели такой «наряд», но только не рядовые и даже не десятники. И даже аглицкие надписи на картинках меня не убеждают, а даже напротив.
Красноярск (ник), 1 июня 2019 г.

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и
тебе не сделаться подобным ему;
Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не
стал мудрецом в глазах своих.
Книга Притчей Соломоновых 26:4, 26:5

Исторические иллюстрации. Итак, существует очевидная проблема незнания. То есть многие просто не представляют себе, как появляются на свет иллюстрации к статьям и книгам на исторические темы. И наверняка рассказ об этом будет интересен многим читателем «ВО», ведь каждая такая иллюстрация — не что иное, как ожившая история.


Давайте познакомимся с работой художника-иллюстратора «вживую», то есть на конкретных примерах его работы. И эта возможность у нас сегодня есть. И это редкая возможность, так как не все они любят показывать свою «кухню», а уж тем более подробно описывать, что и как они делают. Но… «для милого дружка и сережку из ушка». Так что смотрите, читайте и кому, что покажется особенно интересным – спрашивайте. Вот это, например, иллюстрация из книги «Armies of the Volga Bulgars and Khanate of Kazan 9th-16th Centuries» (Оsprey, Men-at-Arms №491). Оформляли ее Гэрри и Сэм Эмблетоны. Отец и сын. Гэрри проработал на «Оспрей» более 20 лет. Живет в Швейцарии, где также создает фигуры для музеев. Что же касается рисунка, то на нем изображены воины, которых (две фигуры, стоящие справа) каждый может увидеть в экспозиции Национального музея республики Татарстан в Казани. Стоят они там в стеклянных шкафах. Я их со всех сторон сфотографировал и… художникам оставалось лишь только их нарисовать в «живых позах»!

Ну а начать мне придется с того, что столкнуться с проблемой иллюстрирования мне пришлось еще в 1995—1997 гг., когда издательство «Просвещение» готовило к печати «Рыцарей Средневековья». Тогда были живы еще традиции советской печати и подобные книги выходили с «картинками», а не с фото из Интеренета. Образцы для художника были взяты из соответствующих изданий британского издательства «Оспрей» и книг Функенов. Причем, человеком он оказался понимающим: нарисовал все весьма точно, но совершенно в другой манере, да так, что графическая основа каждого рисунка совершенно не совпадала с источником. А вот детали были несколько размыты, так что все было «так» и в то же время «совсем не так»!

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!
Одна из самых ранних реконструкций, запавших мне в душу – картинка из книги про Спартака начала 50-ых годов прошлого века. Сделана по фреске в Помпеях и вызывает сегодня (по крайней мере у меня!) очень много вопросов. Там же была и другая реконструкция, на мой взгляд более верная… Но эту показать проще, она крупнее и на ней хорошо видны все детали.

Кстати, такие художники большая редкость. Например, стал я искать «аналог» у себя в Пензе и мне посоветовали женщину, которая «хорошо рисует одежду» и чуть ли не эскизы готовит для театра. Встретился с ней, дал сделать копию рисунка с иллюстрации из издания «Оспрей» на пробу. И получил… Спрашиваю: «А почему у вас на ремне пряжка уже ремня? Посмотрите на вашу сумку, разве такое возможно» «Ах, это… но это же такая мелочь!» Нашли мне двух студенток-дипломниц нашего художественного училища им. Савицкого. Нарисовать двух наших воинов, участников «Ледового побоища» для статьи в английском журнале «Милитари вогеймер». И вроде бы и неплохо вышло. Но как-то очень уж лубочно. Очень хорошие иллюстрации получались у И.Зейналова. Они печатались и в Англии, в журналах «Милитари вогеймер», «Милитари иллюстрейтид», в Бельгии в журнале «Ла фигурин», но… занялся он металлом и стало ему не до иллюстраций. Потом книгу в «Оспрей» взялся оформлять наш художник В.Корольсков, а затем он же оформил еще и книгу «Рыцари, замки, оружие», но… унесла его совсем не ко времени костлявая с косой. И тут уже пришлось самым серьезным образом выполнять требования издательства «Оспрей». И настолько это было интересно, хотя и сложно, что рассказать об этом будет просто необходимо.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Один из залов Национального музея республики Татарстан. Бери и фотографируй. Мелкие детали – тоже не проблема. Они рядом!

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Такие вот «живые фигуры» просто находка для иллюстратора. (Национальный музей республики Татарстан, Казань)

Те, кто знаком с этими британскими изданиями, представляют себе, что в серии «Мэн-эт-Армз» должно быть ровно восемь цветных иллюстраций. Которые каждый приглашенный художник делает по-своему, но в принципе техника одна. Сначала на каждый рисунок автор готовит сценарий, то есть пишет, кто на нем, и примерно в какой позе. При этом каждая фигурка нумеруется и указывается «ее время». Затем ты, а не кто-то другой, не «чужой дядя» делает на каждую фигурку эскиз. Он может быть и не очень хорошим, но обязан быть проработан в деталях. То есть если на голове у воина шлем – то должно быть фото или рисунок этого шлема, и ссылка на источник – откуда это взято. Если узор на одежде, то… также фото – на основе чего ты его сюда поместил.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Дэвид Николь не только хорошо пишет, но и сам же нередко оформляет свои книги. Вот его «рыцари» из монографии “Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.»

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Но обратите внимание на фигуру справа внизу. Это германский рыцарь Гюнтер фон Шварцбург эффигии 1349 г.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!
А вот это несколько вольная интерпретация на тему «рыцарь 14 века», созданная как раз по этой прорисовке и эффигии. Автор А. Шепс. То есть учитывая, что все рыцари в то время одинаковых доспехов не носили, но… во многом были очень близки и постоянно друг у друга что-нибудь разными способами «заимствовали», такая реконструкция имеет полное право на существование! Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!
Еще одна очень популярная реконструкция А.Шепса. Собственно, и не реконструкция даже, а художественная перерисовка эффигии в цвете. Перед нами Роджер де Трампингтон с эффигии в Трампингтонской церкви в Кэмбриджшире, около 1329 г. Поза, естественно, изменена. Единственный недостаток данного изображения – нет узора на щитках ножен (очень он мелкий и было не разобрать, что там) и неизвестно, какого цвета наколенники. Вдруг они медные или были позолочены?

Затем следует «роспись цветов». Ты указываешь материал, из которого сделана та или иная деталь предлагаемого тобой костюма и ее цвет. Очень хорошо, если в качестве оригинала используются фотографии. Но они должны быть из музея и с указанием – из какого музея и кто автор этой реконструкции.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Моя собственная реконструкция на основе одной из эффигий. Была взята за основу контурная фигура «мужика» и одета по моде XIV в. А. Шепс ее раскрасил и придал «живости».

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Работа А.Шепса (с обработкой на компьютере): «Рыцарь Столетней войны, XIV в.) В основе опять-таки эффигия, так что особо было даже и неинтересно ее делать!

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Сэр Майлс (парная эффигия, но мы удалили фигуру жены). Рис. А.Шепса по моей графической прорисовке. Точная копия соответствующей эффигии!

Все это указывается стрелками и нумеруется, а на приложенных к эскизу листах расписывается цвет каждой детали и – главное, откуда все они взяты. То есть опять-таки желательны фото музейных витрин, или ксерокопии заслуживающих внимание монографий.

Дальше следовала сама работа, причем периодически тебе присылаются готовые эскизы на предмет уточнений. Интересна технология работы некоторых из английских художников. Например, тот же Ангус МакБрайд, живший в Африке под Кейптауном, имел там не только художественную студию, где еще и обучал молодежь, но и… конюшню! Молодых людей, одетых в спортивное трико в обтяжку, он сажал на коня и… фотографировал в различных позах с копьем или луком в руках. После этого с фотографии он делал героический рисунок и насыщал его нужными деталями. Как видите, все даже очень просто: пошел в конюшню, выбрал нужного коня, человека нужного роста и комплекции, после чего бери фотографируй и рисуй.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

А теперь познакомимся с эскизами Д.Николя к книге про Булгарию и Казанское ханство. Вот казанский лучник XV в. Нумерация указывает на детали, у которых описывается их материал и возможный цвет: «красное сукно», «шелк», «кожа», «медь»…

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Западно-сибирский всадник XVI в. Та же технология. Отдельно показаны детали, которые фронтально не видны. Вдруг иллюстратор поставит фигуру в такую позу, что их внешний вид ему понадобится?

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Хан начала XVI в. На одежде показан узор, но отдельно давалась «расцветовка».

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Узор на одежде булгарского вождя Х в. И здесь же поясной набор.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

А это ханский конь!

Но опять-таки «из головы» он ничего не брал. Каждая деталь доспехов и оружия могла быть визуально опознана по одному из имеющихся в нашем распоряжению источника – это или музейные артефакты, или миниатюры из средневековых книг, или барельефы и статуи. Это, конечно, идеальный источник. Берешь, например, колонну Траяна и просто перерисовываешь то, что на ней. Да, есть там отдельные «несуразности» (о них на ВО, кстати, уже рассказывалось), но в целом это вполне реалистичный источник. Или нужен тебе иранский витязь VI в. Так ведь есть барельеф с шахом Шапуром, где даже кольчужное плетение показано. Ну и настоящим подарком являются эффигии. Как сами по себе, вернее их фото, так и уже сделанные по ним их графические прорисовки. Это даже мне по силам – взять такую прорисовку и попросту переодеть в ее костюм анатомически правильную фигуру мужчины из Интернета. Там такие есть и даже не одна!

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Булгарский военный вождь Х века.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Тяжеловооруженный всадник Казанского ханства XIV-XV вв.

Но чтобы все это сделать, тебе надо знать источники достоверной информации, а еще иметь к ним доступ. Ну, например, когда я писал книгу о вооружении казанских воинов, то ездил в Казань, ходил там по музеям и фотографировал образцы оружия и доспехов, а также выставленные в Национальном музее Татарстана фигуры воинов, выполненные в полный рост. Не только сами фигуры, но и образцы тканей. Прошлось идти в библиотеку университета и смотреть там книги местных авторов и копировать их иллюстрации, обойти весь казанский кремль и отснять с разных точек башню Сююмбике (в качестве иллюстративного материала), словом, потратить немало времени и сил. А потом была Москва, ГИМ и Оружейная палата, и письма в музеи Мурома, Елабуги, Булгара и целого ряда других городов с просьбами прислать фотографии или дать разрешение на их публикацию. А затем на основе собранных и присланных материалов как раз и надо было делать эскизы.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Еще один конь, развернутый в другую сторону.

И вот тут мне опять-таки очень повезло с соавтором. Им оказался профессор Ноттингемского университета доктор Дэвид Николь. И получилось так, что он был сыном известного в Англии книжного литератора и с детства умел хорошо рисовать. Не настолько, чтобы самому еще и иллюстрировать собственные книги, но вполне профессионально, чтобы подготовить качественные эскизы для художника. Работу он себе, кстати, точно также постарался облегчить до предела. Он нарисовал пару-тройку фигур людей и коней, а затем… просто переодевал их по надобности! Так что один и тот же человек бог быть у него и русским витязем, и монголом, а кони под разными седлами и с разной сбруей кочевали из века в век. Но в принципе это было логично, поскольку предназначалось художнику, которых по этим его эскизам и по моему сценарию должен был бы сделать цветную иллюстрацию.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

А это вот иллюстрация, родившаяся на основе вышеприведенных эскизов. Работа Гэрри и Сэма Эмблетонов.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Еще в тексте книги должны быть вот такие фотографии артефактов, с указанием на тот музей, в котором они экспонируются. Не меньше 20-30 таких вот фотографий, подтверждающих цветные рисунки.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!

Графическая прорисовка доспехов 1450 г. из музея в Эдинбурге. Осталось нанести тени, поменять позы и… «рыцарь готов»!

Так что в отношении иллюстраций издательства «Оспрей» можно сказать, что они исключительно историчные, каждая мелочь в них имеет свое обоснования, а «отсебятина» художника в них только разве что поза и выражение лица… Ну, а если кто-то захочет попытать счастья в работе с этим издательством, то… будьте готовые выполнить все эти их требования!

P. S. Думается, что образцы текста на английском с описанием цветов и деталей рисунка сюда помещать не надо, уж очень много места они занимают. Но без них тоже, увы, никуда!

P. P. S. Так что не надо говорить плохо про английских художников иллюстраторов. У нас, кстати, мастеров такого уровня тоже совсем немного, но они есть. Это и Олег Федоров, и Роберто Палласиос Фернандес, и Николай Зубков, и Игорь Дзысь, и А. Шепс, который, кстати, еще и прекрасно рисует боевую технику. Есть и те, кто рисует воинов более позднего времени, но их я не знаю.

И.С. Никитин «Русь» Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь

  1. Проталинки.

Перечитайте и впишите пропущенные слова.

Впишем пропущенные слова из двух последних строф стихотворения.

2. Точное слово.

Прочитайте, впишите слова, которые выбрал автор, чтобы показать величие Руси.

Поэт использовал слова Державная и Царственная.

3. Поиск

Как называется наша Родина? Запишите.

Моя Родина называется Россия, Российская Федерация.

4. Соответствие

Перечитайте стихотворение и разделите на части по плану. Нарисуйте иллюстрации.

Первые десять строф посвящены описанию красоты Руси, следующие тринадцать строф посвящены описанию побед над врагами, и последние шесть строф посвящены описанию славы Руси.

Для иллюстрации красоты Руси подойдет тема природы, например горы, леса, река.

Как нарисовать горы можно посмотреть здесь: http://juicep.ru/?p=15992

Для иллюстрации побед над врагами подойдет рисунок древнерусского воина.

Как нарисовать защитника земли русской смотрите здесь: http://kladraz.ru/blogs/olga-sergevna-djakova/bogatyr-zaschitnik-zemli-ruskoi-poyetapnoe-risovanie.html

Для иллюстрации славы Руси подойдет тема золотых куполов над церквями.

Как нарисовать православный храм смотрите здесь: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-uchimsja-risovat-hram.html

5. Эрудит

Что такое логическое ударение? Объясните.

Логическое ударение — это выделение интонацией слова в предложении, в поэтической строке.

6. Проба пера.

Попробуйте сочинить четверостишие о своей Родине. Запишите и сделайте иллюстрацию к нему.

Пример четверостишия о своей Родине:

Меж березок птичья стая

Там дорожка вдоль полей

Моя Родина родная

Всех дороже, всех милей.

Назад к содержанию

Похожее

Конспект урока по изобразительному искусству «Иллюстрирование пейзажной лирики С.А. Есенина»

Предмет, класс: Изобразительное искусство, 7 класс.

Конспект урока

«Иллюстрирование пейзажных стихотворений С. А. Есенина»

Учитель изобразительного искусства: Асташина Наталья Викторовна.

Тема урока: «Иллюстрирование пейзажной лирики С. А. Есенина»

Цель урока: Научить использовать графическую технику для передачи тональности и поэтических образов в есенинских произведениях; помочь понять настроение и многообразие чувств автора, развить образное представление, творческие способности учащихся.

Создание альбома к пейзажным стихотворения С.Есенина.

Задачи:

Пробудить эстетические переживания, воспитать чувство прекрасного, наблюдательность, любовь к природе, сформировать у учащихся художественное воображение, развить умение анализировать образцы графических произведений.

Планируемый результат урока:

На данном уроке планируется расширить представления детей о графической иллюстрации, создать художественное произведение к одному из стихотворений поэта. Результативность урока будет определяться путём проведения выставки рисунков.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, индивидуальная творческая работа.

Зрительный ряд:

Портрет С.Есенина, книги, репродукции художников, детские иллюстрации.

Оборудование:

Для учителя: репродукции графических пейзажей, книги, раздаточный материал(листы с текстом),компьютер.

Для учащихся: тушь, перо, шариковая ручка, карандаш.

План урока:

1 . Вводная, организационная часть. Постановка цели урока (5 минут).

2 . Выступление учителя (13минут).

3 . Выполнение работы учащимися (15минут).

4 . Подведение итогов работы: обсуждение, оформление выставки ( 7минут).

Сообщение темы урока.

Все мы с вами любим и восхищаемся поэзией Сергея Есенина. И сегодня на уроке с помощью графических средств и материалов вы создадите иллюстрацию к стихотворению этого великого поэта.

Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова портрет С.Есенина). 1

Образ и творчество Сергея Александровича Есенина всегда вдохновлял мастеров изобразительного искусства. Но, пожалуй, наиболее глубоко и ярко это выражено в книжной графике, в рисунках и гравюрах. Художники, обращаясь к творчеству С.Есенина, пытаются силами своего искусства передать поэтическую силу и обаяние его лирики, нежностью пропитанное слово, прочитать и раскрыть перед нами в зримых образах есенинскую Русь, её неисчерпаемый прекрасный мир.

Показывается слайд (портрет Ф.Д. Константинова).

2

Один из таких художников, выдающийся мастер искусства книги, народный художник СССР, гравёр Фёдор Денисович Константинов. В своих прекрасных гравюрах он выразил поэзию Есенина. Он иллюстрировал то, что и ему самому так дорого и близко.

Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова «О тонкая берёзка…»). 3

Вот одна из гравюр художника. Иллюстрация к стихотворению «О тонкая берёзка…». Под дуновение ветра встревоженная берёзка с заплетённым в косы-ветви лунным гребешком купается в таинственном зеркале воды. Тончайшая штриховка передаёт зыбкость, волнующую сердце печаль, трепетную грусть.

Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова «Мелколесье. Степь и

дали…»).

4

Следующая иллюстрация к стихотворению «Мелколесье. Степь и дали…».Чувствуется ощущение пространства, восторженность перед огромностью приволья.

Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова «Низкий дом с голубыми ставнями…»).

6

С родительского дома начинается любовь Есенина к своей Родине. На иллюстрации к стихотворению «Низкий дом с голубыми ставнями…» мы видим дом поэта на фоне панорамного пейзажа села Константиново.

Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова «В холмах зелёных табуны коней…»).

hello_html_6b456811.jpg

Одной из лучших своих работ в есенинской серии Константинов считал гравюру «В холмах зелёных табуны коней…». Она тонко передаёт атмосферу ночного, восторг поэта перед единственно милой родиной.

Вы познакомились с творчеством народного художника СССР Фёдора Денисовича Константинова.

А сейчас мне хочется показать вам рисунки юных художников нашего города, выразивших своё творческое восприятие поэтического наследия поэта.

Показываются слайды с детскими иллюстрациями к стихотворениям С.Есенина.

В первую очередь их привлекают образы природы. Ребятам удаётся увидеть за поэтическими строчками не только внешнюю, но и внутреннюю, скрытую красоту природы, загадочную и таинственную, наполненную человеческими переживаниями.

Скажите ,пожалуйста, какие работы вам понравились больше всего? Объясните, что привлекло ваше внимание к ним.

Ребята, с помощью каких выразительных средств можно изобразить графический пейзаж? (линия, пятно, силуэт, ритм, свет и тень).

В природе можно увидеть разные по характеру линии: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы.

На доске изображаются различные линии:( плавные, изогнутые, жирные и тонкие, зигзагообразные, короткие и длинные).

У каждого из вас на столе лежит лист с текстом стихотворения Сергея Есенина.

Предлагается прочитать нескольким ученикам вслух. Разбираем 2-3 стихотворения, обращая внимание на то, о чём или оком идёт речь, какое настроение, какие чувства вызывает у них произведение. Чем восторгается поэт, какие использует сравнения.?

Даётся задание.

На этих же листах нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению с помощью любых графических материалов.

Напутственное слово.

Ребята, вы должны помнить, что природа имеет всегда свой характер и своё настроение. Постарайтесь понять, увидеть и выразить это в своих работах.

Самостоятельная работа учащихся.

Во время работы учащихся включается музыкальное сопровождение (звучит музыка в исполнении народного оркестра).

Подведение итогов урока:

Как только ученик заканчивает работу, то размещает её на доске. Когда все рисунки готовы, начинается обсуждение выполненной работы. Ребята высказывают свои мнения, впечатления о работе своих одноклассников. Учитель отмечает самые удачные, на его взгляд ,работы и благодарит всех.

В конце урока учитель предлагает создать альбом с готовыми иллюстрациями, которые были выполнены на данном уроке.

Домашнее задание:

Нарисовать к следующему уроку эскиз обложки альбома.

Ночь перед Рождеством: иллюстрации к повести Николая Васильевича Гоголя

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.*Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстрация Александра Кузьмина
Иллюстрация Александра Кузьмина

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1832 г.), из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», пожалуй, самая рождественская, самая сказочная история для всего православного мира, символ праздника Рождества Христова.

За всю свою историю книга издавалась, наверное, сотни раз. Здесь я собрала самые замечательные иллюстрации к этой повести, которые придают ей неповторимый, волшебный колорит. 🙂

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Кожин Валерий - Солоха и Черт
Валерий Кожин «Солоха и чёрт»

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстрация Ольги Ионайтис
Иллюстрация Ольги Ионайтис

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)
Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)


Иллюстрации Александра Кузьмина (2011)

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстрация Александра Кузьмина - 2011

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстрация Александра Кузьмина - 2011

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстрация Александра Кузьмина  - 2011

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстратор Александр Кузьмин

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Александр Кузьмин

***

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстрация Анатолия Тимофеевича Зверева, 1955 г.
Иллюстрация Анатолия Тимофеевича Зверева, 1955 г.

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Павел Петрович Соколов-Скаля
Павел Петрович Соколов-Скаля

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - А. Лаптев - Солоха и черт, 1959 г.
А. Лаптев — Солоха и черт, 1959 г.

***

…Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Кожин Валерий - Галушки
Валерий Кожин

Иллюстрации Г.А.В. Траугот, Детская литература, 1986 г.

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством -  Рис. Г.А.В. Траугот, Детская литература, 1986 г.

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Рис. Г.А.В. Траугот, Детская литература, 1986 г.

***

Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади…

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Автор неизвестен
Автор неизвестен

Иллюстрации Ольги Ионайтис. Издательство «Росмэн», год издания 2009

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстрация Ольги Ионайтис

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстрация Ольги Ионайтис

Ольга Ионайтис

Ольга Ионайтис

Ольга Ионайтис

Ольга Ионайтис

Ольга Ионайтис

Ольга Ионайтис

Ольга Ионайтис

Ольга Ионайтис

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстрация Ольги Ионайтис

Ольга Ионайтис

Ольга Ионайтис

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Иллюстрация Ольги Ионайтис. Издательство

Ольга Ионайтис

Ольга Ионайтис

Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Николай Васильевич Гоголь - Ночь перед Рождеством - Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *