Карандаш ретушь: Рисунок сухими материалами: ретушь, сангина, сепия и т.д. – Карандаши графитовые в Передвижнике

Карандаш

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припа­ивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми.

Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый «итальянский карандаш»

, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порош­ка жжёной кости, скреплённого рас­тительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

В XV—XVI вв. по пергамену или бумаге рисовали серебряным или свинцовымштифтом (нем. Stiff — «основание, инструмент»). Особенно хорош для этой цели серебряный грифель. Он дает тонкие и четкие линии и штрихи, похожие на штрихи гравюры резцом. Такие штрихи по плотной бумаге почти не стираются. Серебряным штифтом, или стилусом, рисовали многие итальянские художники, а также мастера Северного Возрождения — Р. фан дер Вейден, А. Дюрер, Х. Хольбайн (

Гольбейн) Младший, Я. фан Эйк.

В эпоху Маньеризма и Барокко XVI—XVII вв. художники предпочитали мягкие или жидкие материалы — сепию, тушь, сангину, мел, уголь. Еще с конца XIV в. стали применять слегка обожженный глинистый сланец сероватого («черный мел») или красно-коричневого тона («красный мел»).

В XVII в. получил распространение «итальянский карандаш» (франц. crayon d’Italie). Его изготавливали из жженой кости, измельченной в порошок, с добавлением растительного клея. «

Итальянский карандаш» (позднее — ретушь) способен создавать сочные черные штрихи матового тона, а при растирании — широкую шкалу тональных переходов. Этот материал был любимым в творчестве венецианских художников, например Тициана, им удобно делать подготовительные эскизы к живописи. Угольным и «итальянским карандашом» рисовали художники-маньеристы и романтики конца XVIII—XIX в.

Графитные карандаши известны с XVI века. Первое описание графитового карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспы­тателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения графита в Англии, в Кемберленде где графит распиливали на карандашные стержни. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши

» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «

Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления графита путем смешивания растертого порошка графита со смолой и сурьмой, в ре­зультате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых графитовых стержней.

В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для ка­рандашей из смеси графита и глины с последующим обжигом. Появи­лись графитовые стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости.

Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте.

В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены.

По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации

карандашей по твёрдости.

Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно про­вести линию в 55 км или написать 45000 слов!

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.

Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в  1869  году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце 

карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты.

Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909

), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.

Карандаш «Ретушь»

Кроме обычных графитовых карандашей, отечественная промышленность выпускает карандаш «Ретушь» (эти карандаши мало пригодны для длительной работы, так как плохо ложатся на стертые резинкой места. Острие стержня этих

карандашей затачивается на мелкозернистой наждачной шкурке), напоминающий итальянский карандаш. Карандаш «Ретушь» бывает четырех номеров: № 1 — очень мягкий, №2 — мягкий, № 3 — средне-твердый, №4-твердый. Стержни карандаша «Ретушь» изготовляются из тонкомолотого бере­зового угля, глины и небольшого количества газовой сажи. Карандаши «Ретушь» дают интенсивную, жирную черту черного цвета, которая хорошо растушевывается. Рисунки, выполненные карандашом «Ретушь», могут не закрепляться фиксативом. Помимо черного карандаша «Ретушь», выпускается еще карандаш «
Живопись
» с маркировкой .

Карандаш «Светокопия»

Кроме графита, в качестве пигмента содержит сажу и древесный уголь. Даёт более чёрный и контрастный штрих, лучше воспринимаемый различными светокопировальными установками.

Карандаш «Стеклограф«

В качестве связующего материала содержит воск (поэтому несколько более устойчив к агрессивным жидкостям). Применяется для надписывания изделий из стекла (колб и т. п.). Обычно цветной.

По целевому назначению установлены карандаши школьные, канцелярские, чертежные и рисовальные (вообще же в мире произ­водится почти 370 различных типов и видов карандашей, более 70 различных цветов).

В художественной практике при создании картонов (вспомогательных рисунков для исполняемой композиции) иногда пользуются также карандашами «Маркированными», выпускаемыми для маркирования по дереву, а также «Столярными». Для этой работы «Столярный» карандаш удобен из-за своей длины и толстого грифеля.

Итальянский карандаш

Итальянский карандаш представляет собой один из видов вольных карандашей. Отличительной особенностью его является, глубокий матовый бархатистый черный цвет, легко растушевываемый на бумаге.

Итальянский карандаш используют при выполнении портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела.
Итальянские карандаши известны с XV века. Они бывают твердые, средние и мягкие.

 

ЧТО МОЖЕТ КАРАНДАШ

художник-график Станислав Михайлович НИКИРЕЕВ

Если с этим вопросом обра­титься к художникам-живо­писцам, графикам, монумента­листам и даже скульпторам, то каждый нашел бы в обычном простом карандаше, в его худо­жественных и технических воз­можностях что-то свое, любимое, и однозначного ответа мы бы не услышали. Но все, наверное, согласятся с тем, что карандаш придумали не зря, и рисование начинается с его помощью — в виде набросков и эскизов. Вели­кое множество произведений искусства создано карандашом.

Карандашом рисуют. Но что такое рисунок? На этот вопрос не так-то просто ответить крат­ко. Каждый значительный ху­дожник вносит свою лепту в искусство рисования, хотя имеет­ся общее мнение о рисунке как основе, костяке изобразительно­го искусства. Вспоминаю сло­ва замечательного советского художника и педагога, академи­ка Е. А. Кибрика, у которого мне посчастливилось учиться. Он го­ворил:

«Прошло не одно деся­тилетие, прежде чем я понял, что такое рисунок».

Он имел в виду рисунок высокого, самого трудного по своей художествен­ной манере реалистического искусства, где линия и штрих вы­страивают предметы, фигуры, ландшафты объемно, весомо, ха­рактерно.

Хочется допустить некоторую вольность, простоту в определе­нии слова «рисунок», назвав им, что нарисовано карандашом на бумаге.

Мне довольно часто приходи­лось подолгу дружить и рабо­тать с карандашами, простыми и цветными, и теперь нужно вспомнить (ведь мой творческий путь уже в три десятка лет), что же я им рисовал и как.

Рисовать карандашом с пол­ной серьезностью, отдавая этому занятию большую часть твор­ческого времени, непросто. Не­обходимо преодолеть соблазн красок, цвета и почувствовать в себе уверенность, что сможешь в серебристом или черном изо­бражении выразить наряду с четкой конструктивностью и то­нально-живописный настрой. Ре­шиться на это — значит одер­жать победу, первую, значитель­ную. Вторая победа чрезвычай­ной важности — когда сумеешь понять, что художник может создавать шедевры не только красками, но и карандашом. С ярчайшей наглядностью помогут в этом великолепные рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера, Гольбейна, Ремб­рандта, Врубеля, Серова. Если сияющими вершинами их твор­чества является живопись, то основанием, бесспорно, служит рисунок.

В творчестве художника ка­рандаш выполняет большую под­собную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зари­совки, которые служат подго­товительным этапом для произ­ведений станковой и монумен­тальной живописи, эстампов. Работа ответственная, крайне необходимая. Максимальное же значение качеств карандаша про­является в самостоятельных ри­сунках, когда художнику нужно выразить свои замыслы полнее и окончательнее. И карандаш не подведет с его нескончаемой шка­лой неуловимых оттенков, неж­ных тушевок и сочно-бархатных пятен, от тончайшей паути­ны до решительно-напряженных, упругих линий. Если к этому до­бавить различную мягкость и степень серо-черных градаций, то способности карандаша пре­восходят любой другой худо­жественный материал.

Работая карандашами, никог­да не испытываю досады от то­го, что в какой-то момент они могут оказаться бессильными выразить мои желания и замыс­лы. Простым карандашом я шту­дировал гипсы, натюрморты, портреты и фигуры натурщиков во время длительных сеансов, прилежно штриховал и внима­тельно прорабатывал детали. Но с особым желанием рисую пей­зажи — траву, цветы, деревья, землю, постройки. При этом изу­чаю не только их конструкцию, материальность, фактуру, но стремлюсь передать на бумаге различные «настроения» пейза­жа.

Карандаш легок и прост для исправлений, что особенно важ­но при работе на живой приро­де, и почти незаменим в поезд­ках, где встречаешь множество интересных моментов, которые хотелось бы запечатлеть, в то время как другими художествен­ными материалами воспользо­ваться из-за ограниченности вре­мени невозможно. Линия и пят­но, которые дает карандаш, по­могают с легкостью и быстротой занести в походный альбом ху­дожника волнующие моменты, нужные детали.

Трудно представить окружающую жизнь, если можно так сказать, в черно-белом изобра­жении, без цвета. Получилось так, что с акварелью и маслом я расстался давно, отдавая все время и силы графике, но при­обрел надежного помощника —цветной карандаш, который сполна удовлетворяет моим по­требностям работать в цвете. Укрепилось мнение, что цвет­ной карандаш беден и ограни­чен в цветовом диапазоне. Сто­ит ли, однако, требовать от него сложности и богатства масля­ной живописи? Но нужно стре­миться использовать до конца его возможности.

Иногда рисование сводится или к подражанию детским рисункам, или к любованию манерностью: размашистостью штриха, линии, пятна, чисто
формальными композиционными решениями. Многие худож­ники-профессионалы рисуют иногда как бы в перерыве, во время отдыха от живописи или иных дел. Отсюда несерьезный подход к карандашу, легковес­ные рисунки, которые часто встречаешь на выставках.

Впервые попробовав всерьез работать цветным карандашом, будучи студентом, я любовался необычной упругостью, фактурностью линий и штрихов.

Хотелось увидеть мотив в разма­шистых и порой случайных ли­ниях и ни в коем случае не до­пускать растушевок. Дышала бу­мага, и линии действительно бы­ли красивы. Но если бы цели искусства сводились к решению таких задач, то художников бы­ло бы, как говорится, пруд пруди. Размышления о том, что я ри­сую и зачем, заставили меня по­смотреть на работу карандашом по-иному. Постепенно стали от­крываться иная прелесть, иные достоинства, менее броские, но благородные и необходимые для выражения замыслов. Обнару­жилась удивительная способ­ность карандаша передавать мельчайшие предметы и детали с необычайной ясностью формы, обволакивая одновременно эти формы тончайшей пушистостью штриха или окрашивая сочным звучным пятном. Этот прием соответствовал моему миропо­ниманию, и в иных художест­венных материалах добиться это­го я не смог. Оказалось, что и цветовые возможности каранда­ша гораздо шире и глубже, ког­да стараешься передавать наст­роение и состояние пейзажа. При этом идет в ход и чисто живо­писный прием — проскребания, когда не удается сразу угадать и цвет, и фактуру, и тон пред­метов. Казалось бы, рисунок за­сушивается, местами от скобле­ния небрежен, но завершенность листа, диктуемая содержанием, а не формальными моментами, приобретает подлинный смысл и красоту.

В такой работе много раз так далеко уходил от рисования штрихом и линией в чисто растушевочные пятна, что лист при­обретал вид, небрежно называе­мый художниками «клеенкой». Но если этот прием согрет боль­шой, подлинной любовью и страстью к тому, что растуше­вал так незаметно под «клеен­ку», то, уверяю, успех этому не­броскому листу обеспечен с боль­шей гарантией, чем «вкусно» решенному. Так обнаружилась возможность цветного каранда­ша работать многосеансно, на­чиная рисунок легко, приводить его к весомому завершению.

С каждым рисунком я узнаю о все новых возможностях ка­рандаша. Нужно лишь внима­тельно, чутко присмотреться к маленькому грифелю в деревян­ной оправе, и он подарит боль­шую радость и успех.

Люблю карандаш за то, что им можно рисовать. Люблю рев­ниво, ибо он способен еще на многое — чертить, писать. Люб­лю за его удивительную доступ­ность и простоту, за то, что свою первую работу с натуры нари­совал простым карандашом, и тогда у меня зародилась мечта стать художником.

 

 

 


Рисунок сухими материалами: ретушь, сангина, сепия и т.д.

Другие сухие материалы для создания рисунков — итальянский карандаш, ретушь, негро, сангина, сепия, соус. Техника работы ими подобная технике работы карандашом и углем. Ретушь изготовляют в деревянной оправе, как обычные карандаши, а соус, сангина, негро — в виде палочек, обернутых в бумагу или тонкую металлическую пластинку.

Итальянский карандаш производят из порошка жженой кости и растительного клея. Он имеет красивый матовый черный цвет и, в отличие от обычного графитового карандаша, не дает блеска.

Карандаш ретушь — глубокого черного цвета, его линиям свойственна бархатная фактура. Основной недостаток — очень темные линии, которые трудно вытереть, когда они неправильные. Поэтому им рисуют без резинки.

Негро — карандаш дает жирный блестящий штрих характерного черно-коричневого оттенка. Рисовать им лучше на плотной бумаге.

Соус имеет вид толстых цилиндрических палочек. Его изготавливают из прессованной сажи с добавлением клея. Рисунок, выполненный сухим соусом, иногда растушевывают на бумаге с помощью клочка ткани или растушевки. Соус можно использовать и как краску (мокрый соус). Для этого его растворяют в воде и изображения выполняют кистью.

Сангина — палочки, имеющие цвет от красного до красно-коричневого или темнокрасно-коричневого. Сангина может быть натуральная (минеральная) или изготовлена искусственным путем из глинистых веществ, которые дополнительно окрашивают окислами железа. Как материал для рисунка сангину применяют еще с эпохи Возрождения (XV в.). Ею можно выполнять штриховые рисунки, она легко растушевывается.

Сепия имеет вид палочек коричневого цвета. ее изготавливают из выделений железы каракатиц; бывает и искусственная сепия. Работают ней, как и с сангиной, — штрихуют, растушевывают т.д.

Карандаш

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припа­ивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми.

Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порош­ка жжёной кости, скреплённого рас­тительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

В XV—XVI вв. по пергамену или бумаге рисовали серебряным или свинцовымштифтом (нем. Stiff — «основание, инструмент»). Особенно хорош для этой цели серебряный грифель. Он дает тонкие и четкие линии и штрихи, похожие на штрихи гравюры резцом. Такие штрихи по плотной бумаге почти не стираются. Серебряным штифтом, или стилусом, рисовали многие итальянские художники, а также мастера Северного Возрождения — Р. фан дер Вейден, А. Дюрер, Х. Хольбайн (Гольбейн) Младший, Я. фан Эйк.

В эпоху Маньеризма и Барокко XVI—XVII вв. художники предпочитали мягкие или жидкие материалы — сепию, тушь, сангину, мел, уголь. Еще с конца XIV в. стали применять слегка обожженный глинистый сланец сероватого («черный мел») или красно-коричневого тона («красный мел»).

В XVII в. получил распространение «итальянский карандаш» (франц. crayon d’Italie). Его изготавливали из жженой кости, измельченной в порошок, с добавлением растительного клея. «Итальянский карандаш» (позднее — ретушь) способен создавать сочные черные штрихи матового тона, а при растирании — широкую шкалу тональных переходов. Этот материал был любимым в творчестве венецианских художников, например Тициана, им удобно делать подготовительные эскизы к живописи. Угольным и «итальянским карандашом» рисовали художники-маньеристы и романтики конца XVIII—XIX в.

Графитные карандаши известны с XVI века. Первое описание графитового карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспы­тателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения графита в Англии, в Кемберленде где графит распиливали на карандашные стержни. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления графита путем смешивания растертого порошка графита со смолой и сурьмой, в ре­зультате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых графитовых стержней.

В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для ка­рандашей из смеси графита и глины с последующим обжигом. Появи­лись графитовые стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости.

Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте.

В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены.

По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.

Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно про­вести линию в 55 км или написать 45000 слов!

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.

Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в  1869  году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты.

Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.

Карандаш «Ретушь»

Кроме обычных графитовых карандашей, отечественная промышленность выпускает карандаш «Ретушь» (эти карандаши мало пригодны для длительной работы, так как плохо ложатся на стертые резинкой места. Острие стержня этих карандашей затачивается на мелкозернистой наждачной шкурке), напоминающий итальянский карандаш. Карандаш «Ретушь» бывает четырех номеров: № 1 — очень мягкий, №2 — мягкий, № 3 — средне-твердый, №4-твердый. Стержни карандаша «Ретушь» изготовляются из тонкомолотого бере­зового угля, глины и небольшого количества газовой сажи. Карандаши «Ретушь» дают интенсивную, жирную черту черного цвета, которая хорошо растушевывается. Рисунки, выполненные карандашом «Ретушь», могут не закрепляться фиксативом. Помимо черного карандаша «Ретушь», выпускается еще карандаш «Живопись» с маркировкой .

Карандаш «Светокопия»

Кроме графита, в качестве пигмента содержит сажу и древесный уголь. Даёт более чёрный и контрастный штрих, лучше воспринимаемый различными светокопировальными установками.

Карандаш «Стеклограф«

В качестве связующего материала содержит воск (поэтому несколько более устойчив к агрессивным жидкостям). Применяется для надписывания изделий из стекла (колб и т. п.). Обычно цветной.

По целевому назначению установлены карандаши школьные, канцелярские, чертежные и рисовальные (вообще же в мире произ­водится почти 370 различных типов и видов карандашей, более 70 различных цветов).

В художественной практике при создании картонов (вспомогательных рисунков для исполняемой композиции) иногда пользуются также карандашами «Маркированными», выпускаемыми для маркирования по дереву, а также «Столярными». Для этой работы «Столярный» карандаш удобен из-за своей длины и толстого грифеля.

Итальянский карандаш

Итальянский карандаш представляет собой один из видов вольных карандашей. Отличительной особенностью его является, глубокий матовый бархатистый черный цвет, легко растушевываемый на бумаге.

Итальянский карандаш используют при выполнении портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела.
Итальянские карандаши известны с XV века. Они бывают твердые, средние и мягкие.

 

ЧТО МОЖЕТ КАРАНДАШ

художник-график Станислав Михайлович НИКИРЕЕВ

Если с этим вопросом обра­титься к художникам-живо­писцам, графикам, монумента­листам и даже скульпторам, то каждый нашел бы в обычном простом карандаше, в его худо­жественных и технических воз­можностях что-то свое, любимое, и однозначного ответа мы бы не услышали. Но все, наверное, согласятся с тем, что карандаш придумали не зря, и рисование начинается с его помощью — в виде набросков и эскизов. Вели­кое множество произведений искусства создано карандашом.

Карандашом рисуют. Но что такое рисунок? На этот вопрос не так-то просто ответить крат­ко. Каждый значительный ху­дожник вносит свою лепту в искусство рисования, хотя имеет­ся общее мнение о рисунке как основе, костяке изобразительно­го искусства. Вспоминаю сло­ва замечательного советского художника и педагога, академи­ка Е. А. Кибрика, у которого мне посчастливилось учиться. Он го­ворил:

«Прошло не одно деся­тилетие, прежде чем я понял, что такое рисунок».

Он имел в виду рисунок высокого, самого трудного по своей художествен­ной манере реалистического искусства, где линия и штрих вы­страивают предметы, фигуры, ландшафты объемно, весомо, ха­рактерно.

Хочется допустить некоторую вольность, простоту в определе­нии слова «рисунок», назвав им, что нарисовано карандашом на бумаге.

Мне довольно часто приходи­лось подолгу дружить и рабо­тать с карандашами, простыми и цветными, и теперь нужно вспомнить (ведь мой творческий путь уже в три десятка лет), что же я им рисовал и как.

Рисовать карандашом с пол­ной серьезностью, отдавая этому занятию большую часть твор­ческого времени, непросто. Не­обходимо преодолеть соблазн красок, цвета и почувствовать в себе уверенность, что сможешь в серебристом или черном изо­бражении выразить наряду с четкой конструктивностью и то­нально-живописный настрой. Ре­шиться на это — значит одер­жать победу, первую, значитель­ную. Вторая победа чрезвычай­ной важности — когда сумеешь понять, что художник может создавать шедевры не только красками, но и карандашом. С ярчайшей наглядностью помогут в этом великолепные рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера, Гольбейна, Ремб­рандта, Врубеля, Серова. Если сияющими вершинами их твор­чества является живопись, то основанием, бесспорно, служит рисунок.

В творчестве художника ка­рандаш выполняет большую под­собную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зари­совки, которые служат подго­товительным этапом для произ­ведений станковой и монумен­тальной живописи, эстампов. Работа ответственная, крайне необходимая. Максимальное же значение качеств карандаша про­является в самостоятельных ри­сунках, когда художнику нужно выразить свои замыслы полнее и окончательнее. И карандаш не подведет с его нескончаемой шка­лой неуловимых оттенков, неж­ных тушевок и сочно-бархатных пятен, от тончайшей паути­ны до решительно-напряженных, упругих линий. Если к этому до­бавить различную мягкость и степень серо-черных градаций, то способности карандаша пре­восходят любой другой худо­жественный материал.

Работая карандашами, никог­да не испытываю досады от то­го, что в какой-то момент они могут оказаться бессильными выразить мои желания и замыс­лы. Простым карандашом я шту­дировал гипсы, натюрморты, портреты и фигуры натурщиков во время длительных сеансов, прилежно штриховал и внима­тельно прорабатывал детали. Но с особым желанием рисую пей­зажи — траву, цветы, деревья, землю, постройки. При этом изу­чаю не только их конструкцию, материальность, фактуру, но стремлюсь передать на бумаге различные «настроения» пейза­жа.

Карандаш легок и прост для исправлений, что особенно важ­но при работе на живой приро­де, и почти незаменим в поезд­ках, где встречаешь множество интересных моментов, которые хотелось бы запечатлеть, в то время как другими художествен­ными материалами воспользо­ваться из-за ограниченности вре­мени невозможно. Линия и пят­но, которые дает карандаш, по­могают с легкостью и быстротой занести в походный альбом ху­дожника волнующие моменты, нужные детали.

Трудно представить окружающую жизнь, если можно так сказать, в черно-белом изобра­жении, без цвета. Получилось так, что с акварелью и маслом я расстался давно, отдавая все время и силы графике, но при­обрел надежного помощника —цветной карандаш, который сполна удовлетворяет моим по­требностям работать в цвете. Укрепилось мнение, что цвет­ной карандаш беден и ограни­чен в цветовом диапазоне. Сто­ит ли, однако, требовать от него сложности и богатства масля­ной живописи? Но нужно стре­миться использовать до конца его возможности.

Иногда рисование сводится или к подражанию детским рисункам, или к любованию манерностью: размашистостью штриха, линии, пятна, чисто
формальными композиционными решениями. Многие худож­ники-профессионалы рисуют иногда как бы в перерыве, во время отдыха от живописи или иных дел. Отсюда несерьезный подход к карандашу, легковес­ные рисунки, которые часто встречаешь на выставках.

Впервые попробовав всерьез работать цветным карандашом, будучи студентом, я любовался необычной упругостью, фактурностью линий и штрихов.

Хотелось увидеть мотив в разма­шистых и порой случайных ли­ниях и ни в коем случае не до­пускать растушевок. Дышала бу­мага, и линии действительно бы­ли красивы. Но если бы цели искусства сводились к решению таких задач, то художников бы­ло бы, как говорится, пруд пруди. Размышления о том, что я ри­сую и зачем, заставили меня по­смотреть на работу карандашом по-иному. Постепенно стали от­крываться иная прелесть, иные достоинства, менее броские, но благородные и необходимые для выражения замыслов. Обнару­жилась удивительная способ­ность карандаша передавать мельчайшие предметы и детали с необычайной ясностью формы, обволакивая одновременно эти формы тончайшей пушистостью штриха или окрашивая сочным звучным пятном. Этот прием соответствовал моему миропо­ниманию, и в иных художест­венных материалах добиться это­го я не смог. Оказалось, что и цветовые возможности каранда­ша гораздо шире и глубже, ког­да стараешься передавать наст­роение и состояние пейзажа. При этом идет в ход и чисто живо­писный прием — проскребания, когда не удается сразу угадать и цвет, и фактуру, и тон пред­метов. Казалось бы, рисунок за­сушивается, местами от скобле­ния небрежен, но завершенность листа, диктуемая содержанием, а не формальными моментами, приобретает подлинный смысл и красоту.

В такой работе много раз так далеко уходил от рисования штрихом и линией в чисто растушевочные пятна, что лист при­обретал вид, небрежно называе­мый художниками «клеенкой». Но если этот прием согрет боль­шой, подлинной любовью и страстью к тому, что растуше­вал так незаметно под «клеен­ку», то, уверяю, успех этому не­броскому листу обеспечен с боль­шей гарантией, чем «вкусно» решенному. Так обнаружилась возможность цветного каранда­ша работать многосеансно, на­чиная рисунок легко, приводить его к весомому завершению.

С каждым рисунком я узнаю о все новых возможностях ка­рандаша. Нужно лишь внима­тельно, чутко присмотреться к маленькому грифелю в деревян­ной оправе, и он подарит боль­шую радость и успех.

Люблю карандаш за то, что им можно рисовать. Люблю рев­ниво, ибо он способен еще на многое — чертить, писать. Люб­лю за его удивительную доступ­ность и простоту, за то, что свою первую работу с натуры нари­совал простым карандашом, и тогда у меня зародилась мечта стать художником.

 

 

 


Секреты карандашных техник | Журнал Ярмарки Мастеров

Для рисунка карандашом лучше подходит бумага плотная, без фактуры, шероховатая. Фактурная бумага тоже может использоваться, но такой подход имеет свои достоинства и недостатки, поскольку в процессе штриховки карандаш в движении пролетает над ямками на бумаге, закрашивая только вершинки фактуры бумаги, таким образом практически самопроизвольно и без усилий получается интересная штриховка (воспроизводящая рисунок фактуры бумаги). Однако обратной стороной медали является неуправляемость подобного изображения, заштриховать полностью фактурную бумагу до тёмного будет трудно.

Иногда встречаются технические хитрости, которые применяют художники: несмотря на то, что работа выполняется на ровной бумаге, существуют инструменты, которые позволяют создавать на бумаге фактуру в нужных местах. Такой инструмент представляет собой что-то типа штампов с разным рисунком, с силой прижимаемых к листу. Или же под бумагу подкладываются поверхности с рельефом и бумага с усилием прокатывается по рельефу и образовывается фактура. При тушёвке в обоих случаях локально в нужном месте возникает оригинальная фактура, на которой легко появляется характерный рисунок.

Секреты карандашных техник, фото № 1

ВЫБИРАЕМ КАРАНДАШ

Для рисования есть широкий спектр выбора простых карандашей. Делятся простые карандаши на: твёрдые и мягкие

Если разложить твёрдые и мягкие карандаши на координатной оси, то карандаш НВ (английская маркировка) или ТМ(русская маркировка) будет ноль. Карандаш В будет мягче, В1 ещё мягче, В2 ещё ит.д. В другую сторону от НВ пойдут твёрдые карандаши. Н твёрже, Н1 ещё твёрже, Н2 ещё и т.д.

Начинающим лучше пользоваться «нулевым» карандашом НВ или ТМ (Твёрдый-Мягкий). Беря карандаши разной твёрдости-мягкости, они не чувствуют нажима на карандаш. Привыкнув к среднему ТМ или НВ, они начинают лучше чувствовать нажим. Когда приходит понимание, рисовальщики сами добавляют в свой арсенал карандаши других мягкостей.

Твёрдые карандаши больше подходят для черчения. Так как они оставляют слабый серый цвет и царапают бумагу. А в рисунке всё-таки необходимо в тенях добавить темноты. Конечно, ТМ может справиться с этой задачей, но на это придётся потратить больше времени. Проще взять, например, В и добавить столько темноты сразу, столько нужно. И будет штриховка в один слой, а карандашом ТМ, придётся проложить несколько слоёв штриховки.

Секреты карандашных техник, фото № 2

ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ

С цветными карандашами безумно приятно работать, отчасти из-за того, что ими легко манипулировать и управлять. От того, как вы наточили карандаш, как вы его держите и насколько сильно нажимаете на него, зависит какого эффекта вы добьетесь при рисовании. С помощью цветных карандашей вы сможете создать как мягкие сочетания, так и ослепительно яркие реалистичные текстуры. Однажды уловив основы, описанные ниже, вы сможете решить какая техника придаст объекту уникальные свойства. Техник в рисовании цветными карандашами очень много, столько же сколько и эффектов можно достичь с их помощью. Поэтому чем больше вы тренируетесь и экспериментируете, тем больше потенциала заметите на изображениях, которые вдохновляют вас.

Нажим

Рисование цветными карандашами отличается от рисования красками, вы не сможете просто набрать больше цвета на кончик, чтобы сделать его темнее. Поэтому, ваш главный инструмент — это сила нажима, когда вы накладываете цвет. Лучше всего начать со светлого, этим вы сохраните текстуру бумаги намного дольше. Со временем, вы разовьете механический навык менять силу нажатия на карандаш, чтобы добиться нужного эффекта.

Секреты карандашных техник, фото № 3

И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЕКРЕТОВ

  • Чем меньше вы будете прибегать к резинке, тем свежее и приятнее будет рисунок. Не следует также злоупотреблять так называемой „тушевкой”, когда графит растирают на бумаге пальцем. Это сообщает рисунку безжизненный, скучный и однообразный вид. Наиболее типичной техникой рисунка простым графитным карандашом является штрих.
  • В процессе работы над рисунком отдельные вспомогательные линии, проведенные для первоначальной разметки и построения формы, постепенно уступают место штрихам. Штрихи, нанесенные то густо, то еле заметно, являются средством передачи тональных отношений, изображаемых форм.
  • Передавая в рисунке бесконечное разнообразие окружающих нас форм, мы можем извлечь из простого карандаша неисчерпаемые возможности, то варьируя нажим карандаша различной мягкости, то свободно меняя направление и длину штрихов.
  • Штрихи могут идти по вертикали, горизонтали, диагонали или же переплетаться между собой, они могут быть густыми или разреженными, четкими или мягкими, прямыми, изогнутыми, волнистыми и т. д. Но всегда, во всех случаях штрихи прокладываются не „сами по себе”, а для выявления изображаемой формы. Они как бы „лепят” данную форму в пространстве, и поэтому характер штрихов всегда зависит от характера формы, а также от материала изображаемого предмета. Рисуя предметы прямоугольные или округлые, вы по-разному будете наносить штрихи. Массивные и тяжелые предметы будете рисовать иначе, чем легкие и мягкие. По-иному вы положите штрихи, когда будете рисовать пейзаж или голову человека. Разные задачи требуют своей техники нанесения штриха.

Как работать над пейзажем масляными красками — А. В. Виннер

Материалы для рисунка, часть 1

Какие же материалы требуются художнику-пейзажисту в работе над рисунком?

Графитовые карандаши. Графитовые карандаши в твердой деревянной оправе применяются для выполнения различных графических работ: рисунков, чертежей, зарисовок и т. п. Черный графитовый карандаш был введен в практику рисунка в конце XVII века. В России он получил широкое распространение в XVIII веке. Первые карандаши для Академии художеств изготовлял М. В. Ломоносов.

Графитовые карандаши состоят из графитового стержня, заключенного в деревянную оправу. Делают их следующим образом. Тонко измельченный в коллоидной мельнице сибирский графит отмучивается и смешивается с отмученной глиной. Полученная масса прессуется в виде стержней. Стержни высушивают и обжигают в электропечах, затем обрабатывают смесью воска и жира в вакуум-котлах, вставляют в деревянные половинки оправы и склеивают. Оправа обычно бывает из древесины сибирского кедра.

Графитовые карандаши выпускаются различной степени твердости, обозначаемой на продукции отечественного производства знаками: твердые — от 4Т до 1T, средне-твердые — ТМ и мягкие — от 1М до 4М.

Карандаши иностранных фирм имеют такие обозначения: твердые — от H-6 до H-1, средней твердости — Н, мягкие — от B-1 до B-6 (самого мягкого черного карандаша). Хорошие по качеству карандаши вырабатываются нашим заводом «Сакко и Ванцетти» и фабрикой имени Красина. Высокими качествами отличаются графитовые карандаши чехословацкой фирмы «Koh i Noor». Им почти не уступают карандаши немецкой фирмы «Saxonie».

Начинающему рисовать лучше всего пользоваться средне-мягкими карандашами, более удобными в работе, и постепенно, по мере освоения техники рисунка, переходить к более мягким карандашам. Для неопытных художников такие карандаши не подходят, так как они дают излишне жирные, черные штрихи, легко размазывающиеся по бумаге, из-за чего рисунок приобретает неряшливый вид. Кроме того, эти карандаши легко ломаются, быстро истачиваются и без привычки чинить их несколько трудно. Для отработки деталей рисунка обычно пользуются более твердыми карандашами, начиная с марки 1М и кончая 1Т или 2Т.

Карандаши «Ретушь». Существующие в продаже угольные карандаши «Ретушь», близкие к итальянским карандашам круглой формы, отличаются от них составом своей массы и тем, что они выделываются в деревянной круглой оправе. Предназначены такие карандаши для рисования, тушевки и нанесения теней при различного рода работах, выполняемых ретушером. Карандаши «Ретушь» вырабатываются четырех сортов: № 1 — очень мягкий, № 2 — мягкий, № 3 — средне-твердый, № 4 — твердый. Стержень этих карандашей приготовляется из массы, содержащей тонкоразмолотый березовый уголь, часовярскую глину, незначительное количество голландской сажи. Массу прессуют под гидравлическим прессом в стержни, разрезают на части, высушивают и прокаливают в печи при температуре 150—250° C в течение нескольких часов.

«Ретушь» оставляет на бумаге жирную, интенсивного черного цвета черту, которая хорошо растушевывается. Этот карандаш очень удобен в работе, легко затачивается и не ломается. Он дает прочное сцепление с поверхностью бумаги, не смазывается, но значительно труднее стирается резинкой, светопрочен. Рисунки, выполненные «Ретушью», не требуют закрепления фиксативом.

Карандаши «Negro». Чехословацкие и немецкие фирмы вырабатывают специального сорта рисовальные карандаши «Negro», по своему цветовому тону занимающие промежуточное место между графитовым и итальянским карандашами. Они несколько светлее итальянских, но чернее графитовых. Даваемая ими на бумаге черта менее блестяща, чем у графитового карандаша, а по сравнению с итальянским обладает большим блеском. Стержни этих карандашей приготовляются прессованием массы, состоящей из газовой сажи, тонко отмученной бентонитовой глины и талька; после обжига стержней в ретортах в муфельных печах без доступа воздуха их прожировывают и вклеивают в деревянную оболочку.

«Negro» хороши для различного рода графических работ, в том числе и для рисунка. Они вполне светоустойчивы; рисунки, выполненные ими, не требуют закрепления фиксативом и отлично сохраняются под стеклом. С поверхностью бумаги «Negro» сцепляется очень крепко, не смазывается, но резинкой стирается значительно труднее, нежели графитовый карандаш.

Итальянский карандаш, называемый иногда французским, выделывается из природного черного мела (разновидность глинистого черного сланца) или формуется из порошка жженой слоновой кости, смешанного с водным раствором растительного клея, декстрина, крахмала.

Итальянский карандаш из природного черного меласодержащего до 30—35 % чистой окиси углерода, представляет собой четырехгранные стержни, получаемые распиливанием тонкой стальной пилкой натуральных кусков черного мела (1). Помимо этого итальянского карандаша, существуют в продаже и другие его сорта, выделываемые в виде круглых стержней длиной 50—60 мм и диаметром 10—12 мм, формируемых прессованием массы, состоящей из 1 весовой части чешуйчатого сибирского графита, 1 весовой части газовой сажи, 1 весовой части черной жженой слоновой кости, 13 весовых частей хорошо прокаленного гипса и 7 весовых частей 8-процептного водного раствора крахмала или декстрина.

Тонко измельченные сухие вещества (2) тщательно перемешиваются с водным раствором клея, пока не получится тесто, затем его подсушивают в сушильном шкафу до 25% остаточной влажности, массу прессуют в виде стержня, разрезают его на части, раскладывают на металлические противни и высушивают в сушильном шкафу в течение 7 часов при температуре не свыше 100° C. Затем стержни вертикально помещают в глиняные шамотные цилиндрические тигли, засыпают свободное между стержнями пространство совершенно чистым сухим белым кварцевым песком и ставят их в прокалочную печь для обжига, производимого при температуре 150—250° C в течение 2—4 часов. В зависимости от продолжительности обжига и температуры прокалки получают карандаши трех сортов: мягкие, средне-твердые и твердые. Чем ниже температура прокалки и чем меньше ее время, тем мягче карандаш.

Хорошего качества итальянский карандаш должен при нажиме средней силы давать на бумаге ровные и тонкие, легко растушевываемые, без блеска штрихи, не скользить по поверхности листа и быть достаточно твердым.

Обладая красивым, звучным и глубоким по тону черным цветом, легко растушевываясь, итальянский карандаш является незаменимым материалом для выполнения различных рисунков с натуры, в частности фигуры человека. Им успешно рисовали многие известные русские портретисты: О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, В. А. Тропинин и др.

Из советских портретистов им пользовались И. И. Бродский, Б. М. Кустодиев, В. В. Мешков, а в настоящее время А. И. Лактионов.

Итальянским карандашом обычно рисуют портреты на обыкновенной рисовальной бумаге, но некоторые портретисты употребляют и другие сорта. Так, например, Бродский рисовал им на темно-серой оберточной бумаге, а Мешков на плотной светло-коричневой. Выполненные итальянским карандашом портреты хранят окантованными под стеклом.

Свинцовый карандаш. Свинцовым карандашом постоянно пользовался И. И. Бродский, работая на темно-серого цвета плотной оберточной бумаге. Этот карандаш представляет собой круглый или четырехгранный стержень, выделываемый из свинца.

Рисовальный уголь представляет собой круглые палочки длиной 11 см и диаметром 3,5—4 мм, получаемые обжигом сухих прутков бересклета, ивы или березы без доступа воздуха в металлических ретортах (3).

Прутки закладываются в металлические реторты, сделанные из кровельного железа или жести; в свободное между прутками пространство засыпается чистый, сухой кварцевый песок. Реторту плотно закрывают крышкой и обмазывают глиной в местах соединения крышки с ретортой. Затем ее ставят в обжигательную печь на 3—5 часов при температуре до 300° C.

Обжиг ведется до тех пор, пока из реторты не перестанет выделяться через имеющееся в крышке отверстие угарный газ в виде синеватого дымка, после чего процесс заканчивают, дают реторте охладиться до температуры окружающей среды, вынимают из нее прутки угля, ломают их на палочки определенной длины и укладывают в картонные коробки по 50 штук. Лучшие сорта рисовального угля получают из очищенных от коры и луба прутков бересклета или ивы.

Рисовальный уголь должен обладать черным цветом теплого тона, хорошо ложиться на бумагу, образуя ровную, без пропусков и царапин черту, легко растушевываемую от черного до светло-серого цвета. Хорошо обожженная палочка угля при легком ударе издает звенящий звук и не ломается.

  1. ↑ — Природный черный мел, пригодный для изготовления итальянских карандашей, можно добывать во многих месторождениях нашей страны.
  2. ↑ — Измельчение должно быть настолько тонким, чтобы порошок при просеве через сито с 16 000 отверстий на 1 кв. см давал не более 0,2 % отсева.
  3. ↑ — Рисовальный уголь вырабатывается Подольским комбинатом Художественного фонда СССР.

Описание инструмента «Карандаш» в фотошопе

Инструмент Карандаш (Pencil Tool) в фотошопе – это один из элементов рисования. Нужен для нанесения цвета на изображение. Кроме того, используется для подрисовки в некоторых техниках ретуши.

Он работает по отличным от Кисти (Brush) алгоритмам. Хотя у них много общего в настройках и внешнем виде, что у многих пользователей вызывает вопросительное негодование: «Да зачем он вообще нужен?» — А Карандаш позволяет добиться максимально четких и резких границ создаваемых линий. Наиболее полно особенности этого инструмента позволяет прочувствовать использование в работе графического планшета вместо мыши. Особенно вы отметите разницу при изменении нажима на перо. Линия от Карандаша становится более насыщенного цвета, а от Кисти – утолщается, при той же интенсивности цвета.

Местоположение Карандаша на панели инструментов фотошопа

Находится Карандаш в блоке инструментов рисования, рядом с Заменой цвета (Color Replacement Tool), обычной и Микширующей кистью (Mixer Brush Tool). Все они вызываются клавишей B (в английской раскладке). Для отдельного доступа к каждому инструменту в группе, используйте зажатой клавишу Shift и нажимайте на B.

Карандаш работает при нажатой левой кнопки мыши. Удерживая её, ведёте по изображению, получаете линию – всё просто.

Параметры инструмента

Все настройки, на которые вы можете влиять, расположены в строке над рабочей областью – панели параметров.

Элемент 1 — Режим наложения (Blending Mode)

Режимы применяются как при работе со слоями, так и непосредственно при рисовании. Они позволяют смешивать цвета активного и нижележащего слоя (либо нанесенный инструментом рисунок с фоном), изменяя параметры их пикселей. В фотошопе 27 режимов. Разбиты они на 6 блоков:

  • Нормальные (2 шт).
  • Затемнение (5 шт).
  • Осветление (5 шт).
  • Комбинированные (7 шт)
  • Разница цвета (4 шт).
  • Основные параметры цвета – тон, насыщенность и светимость (Hue, Saturation, Luminosity – HSL – 4 шт).

Например, режим Затухание (Dissolve) делает края нарисованного элемента неровными, произвольно удаляя часть пикселей. А выбрав Цветность (Color), вы сохраните яркость фонового изображения, а цвет и его уровень насыщенности будет применяться с нанесенного Карандашом.

Элемент 2 — Непрозрачность (Opacity)

Параметр Непрозрачность уменьшает/увеличивает интенсивность цвета.

Элемент 4 — Автостирание

Установив галочку Автостирание, вы будете рисовать фоновым цветом. Но только на тех участках изображения, где цвет соответствует выбранному в качестве основного. На остальных областях вы будете рисовать активным цветом. Это может пригодится для более точной доработки картинки. Чтобы вы на глаз не пытались отобрать пиксели, требующие замены цвета.

Как работает опция Автостирание у Карандаша в фотошопе

Для работы с данной опцией нужно знать, что такое основной и фоновый цвета. Вкратце на панели инструментов два квадратика изображенные внахлест. Тот что вверху — это основной цвет, по ним — фоновый. По умолчанию всегда черный и белый цвета.

Итак, рисуем Карандашом мы всегда основным цветом. Для примера я выбрал желтый и бежевый цвета.

Я поставил галочку Автостирание и увеличил размер кисти (через контекстное меню правой кнопкой мыши). Для примера ничего не рисую, просто сделаю кляксу.

Теперь, когда я соберусь делать следующий мазок и указатель кисти будет находиться в этот момент четко над желтым цветом, фотошоп сделает автоподстановку: вместо желтого цвета я начну рисовать фоновым цветом, в моем случае — бежевым.

Примечание

Чтобы функция отработала, необходимо полное, 100%-совпадение оттенка цвета. Настройки значения Допуска, как в других инструментах, здесь нет.

Элементы 3 и 5 — Нажим регулирует прозрачность (Pen pressure controls opacity) и Нажим управляет размером (Pen pressure controls size)

Кнопки «Нажим регулирует непрозрачность» и «Нажим регулирует размер» применимы только к работе на графическом планшете. В первом случае, чем слабее вы давите на перо, тем ниже интенсивность цвета. Во-втором – меньше размер Карандаша.