Конспект урока по изо на тему» Волшебное превращения фигур».
Елецкая Ольга Викторовна,
учитель изобразительного искусства и МХК
Класс: 1.
УМК: «Изобразительное искусство и художественный труд»
(Неменский Б.М.)
Учебный предмет: Изобразительное искусство.
Место урока в программе: 3 урок 1 четверти.
Система уроков: Ты учишься изображать.
Тема.
Мастер Изображения учит видеть. «Волшебные превращения геометрических фигур в предметы».
Тип урока
Сообщение нового материала.
Форма урока
Интегрированный урок-сказка (изобразительное искусство + математика).
Дидактическая модель обучения
Частично-поисковая, объяснительно-иллюстративная.
Цель
Задачи
Закрепить знания детей о геометрических фигурах; дать представления о том, что в основе любого изображаемого предмета лежит та или иная форма; учить находить в окружающей обстановке предметы разной формы, сравнивать их, рисовать геометрические фигуры, правильно располагая их на листе, превращать их в предметы (дорисовывать) и аккуратно закрашивать, не заезжая за контур. Продолжать знакомить детей с разными художественными материалами, учить работать цветными карандашами, фломастерами.
Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза, умение ориентироваться на листе бумаги, быстроту реакции, творческое воображение, фантазию, внимание, аккуратность.
Воспитывать любовь к рисованию, интерес к сказкам, волшебным превращениям.
Педагогические средства
Беседа, презентация Power Point (наглядность), демонстрация.
Литературный ряд.
Стихотворение-приветствие и стихотворение для рифмованной физкультминутки собственного сочинения.
Материалы и оборудование.
Геометрические фигуры.
Картинки с изображением предметов.
Альбомные листы на каждого учащегося, цветные карандаши, фломастеры.
План урока
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Введение в тему урока. Дидактические игры «Назови предмет» и
«Соотнеси картинку с формой». 9 мин.
3. Сообщение темы и цели урока. 1 мин.
4. Дидактическое упражнение «Нарисуй фигуру». 4 мин.
Физкультминутка. 2 мин.
5. Творческая практическая работа учащихся. 16 мин.
6. Анализ работ. Итоги урока. 2 мин.
Ход урока
Организационный момент
Ждут опять вас карандаши.
Будем ими рисовать,
Фигуры в предметы превращать.
Введение в тему урока. Дидактическая игра «Назови предмет».
(Слайд №2) Анимация по щелчку
Сегодня на уроке нас снова посетил Мастер Изображения, и он принес с собой разные геометрические фигуры.
Давайте посмотрим на эти фигуры и вспомним, как они называются. (Рассматривание геометрических фигур и называние их свойств.)
Анимация по щелчку
– Как называется эта фигура? (квадрат) Сколько у него сторон, углов? (четыре)
А что можно сказать про стороны квадрата? (они равны). Таким образом, квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.
Анимация по щелчку
– Что это за фигура? (прямоугольник) Сколько у него углов, сторон? Чем он отличается от квадрата? (две стороны длинные, а две короткие) Следовательно, прямоугольник – это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны.
Анимация по щелчку
– Как называется эта фигура? (
Анимация по щелчку
Назовите эту фигуру (круг). У него нет уголков, поэтому пальчик бежит ровно, нигде не спотыкается.
Анимация по щелчку
– А что это за фигура? (овал) Или, по-другому, сплющенный круг.
– А какие еще фигуры вы знаете?
(Слайд №3)
Мастер Изображения принес эти фигуры не случайно. (Слайд №4) Нас окружает множество разных вещей. Оказывается, все предметы, которые окружают нас, очень разные, не похожие друг на друга. Чем же они отличаются?
Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру. Я буду называть геометрическую фигуру, а вы должны найти в окружающей обстановке предмет, напоминающий такую форму, и назвать его. (После называния детьми предметов каждой конкретной формы учитель меняет слайды.) (Слайды №5 — №9)
(Игра)
А теперь мы поиграем в другую игру. У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой изображен какой-то предмет. А у меня на доске – геометрические фигуры. По моей команде переверните карточку, рассмотрите ее и, по очереди подходя к доске, ставьте карточку с предметом к нужной форме. А мы с остальными ребятами будем проверять, правильно ли каждый определил форму своего предмета.
III. Сообщение темы и цели урока
Запомните, что треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал – это основные формы, которые используются при изображении предметов. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Волшебные превращения геометрических фигур в предметы». То есть, сегодня на уроке мы поучимся рисовать геометрические фигуры. А еще каждый из вас сегодня представит себя волшебником и попытается с помощью цветных карандашей (волшебных палочек) превратить эти формы в предметы, то есть дорисовать.
IV. Дидактическое упражнение «Нарисуй фигуру».
А пока предлагаю вам выполнить упражнение. Я буду называть, где именно на листе вы должны нарисовать ту или иную фигуру, то есть диктовать. А вы, внимательно выслушав задание, любым карандашом постараетесь крупно ее изобразить. А для этого надо вспомнить, где у вас правая рука, (покажите), а где левая. Только рисовать надо отрывистыми, повторяющимися движениями, постоянно подравнивая края фигуры.
Нарисуйте треугольник в верхнем правом углу, квадрат в нижнем левом, прямоугольник в нижнем правом, овал в верхнем левом углу, а круг в центре листа.
(Слайд№10) (Проверка правильности расположения фигур.)
(Слайд№11)
Физкультминутка.
Класс сегодня наш, друзья,
Посетила ребятня,
Необычная, смешная,
Очень сильно заводная.
Прикатился ровный круг,
И затих смущенно вдруг.
А за кругом и овал
В класс веселый прискакал.
Промаршировал квадрат,
Вдруг как истинный солдат.
Прихромал прямоугольник,
Он ужасный самовольник.
Вот пришли и удивились,
Что средь нас здесь очутились.
Посмеялись, пошутили
И восвояси укатили.
Творческая практическая работа.
А сейчас я предлагаю вам представить, что вы волшебники, а ваши цветные карандаши – волшебные палочки. Превратите свои фигуры в предметы, то есть дорисуйте их. Раскрашивайте их аккуратно, не заезжая за контур. А мы с Мастером Изображения будем наблюдать за вашей работой.
(Слайд№12)
VI. Анализ детских работ. Подведение итогов урока.
Мы с Мастером Изображения постоянно наблюдали за вашей работой волшебников. Все вы хорошо потрудились, проявили творческую фантазию, поэтому у вас получились интересные превращения, красивые и аккуратные предметы.
Понравился ли вам сегодняшний урок? Что именно понравилось? Что нового узнали?
Молодцы! До новых встреч!
(Слайд№13)
Урок 3. Окружность в перспективе. Как нарисовать кружку и вазу
В этом уроке мы разберемся, как изображать объекты, в основе которых лежат окружности: чайник, вазу, бокал, кувшин, колонну, маяк. Сложность их изображения в пространстве заключается в том, что принцип равноудаленности точек окружности от центра срабатывает, только когда мы смотрим на плоскость прямо (то есть направление взгляда перпендикулярно ей). Например, мы видим круглый циферблат часов перед собой или чашку и блюдце, когда наклонились над ними. В других случаях (взгляд падает на плоскость под углом) мы видим искажение формы окружности, ее превращение в овал (эллипс).
Содержание:
Ненадолго вернемся к коробкам из прошлого урока. Только теперь рассмотрим кубическую форму. Обратите внимание, как квадраты плоскостей, уходящих вдаль, сплющиваются. Верхние и нижние грани превращаются в трапеции. И тем сильнее они сужаются по вертикальной оси, чем ближе находятся к уровню глаз (к линии горизонта).
То же самое происходит и с окружностями. Чем дальше от линии горизонта они находятся, тем больше они открываются (обратите внимание на верхние и нижние плоскости этих спилов). А на уровне глаз окружность сужается до линии. Мы видим лишь переднюю грань предмета.
Принципы рисования эллипсов:
Принцип 1. У эллипса есть две оси симметрии: большая и малая. Они перпендикулярны. Здесь будем работать с наиболее частым случаем – когда предмет расположен прямо, то есть вертикальная ось (малая) находится под углом в 90°, а горизонтальная (большая) – под углом в 180°.
Принцип 2. У эллипса 4 вершины (они лежат на пересечении с осями). Эти точки в наибольшей степени удалены от центра. Форма эллипса выглядит искаженной, если соседние с вершинами точки смещены на тот же уровень (на эллипсе справа показано красным цветом).
Принцип 3. Другая крайность – это заострение боков эллипсов. Они должны быть скругленными. В бока можно вписать окружности. И чем больше раскрыт эллипс, тем больше диаметр этой окружности относительно высоты эллипса (на примере ниже это сравнение показано бледно-голубым цветом).
Принцип 4. Центр эллипса смещен вдаль (вверх) относительно геометрического центра из-за перспективного искажения. То есть ближняя половина эллипса больше дальней. Однако обратите внимание, что это смещение очень незначительно. Разберем, почему. Начнем с квадратов, поскольку круг вписывается в эту форму. Ниже показаны кубы, справа их верхние квадратные грани в перспективе. Проведены оси красным. Сравните, насколько их ближние половины больше дальних. Разница очень небольшая. То же самое будет и для эллипсов, вписанных в них. Ошибочно преувеличивать в рисунках эту разницу между ближней и дальней половинками эллипсов.
Рисуем эллипсы
Шаг 1. Для начала проведем две перпендикулярных оси.
Шаг 2. Отметим границы произвольного эллипса симметрично по горизонтальной оси. А для вертикальной верхнюю половину (дальнюю) сделаем чуть-чуть меньше нижней.
Шаг 3. Нарисуем по этим отметкам прямоугольник, в который будем вписывать эллипс.
Шаг 4. Наметим легкие дуги в местах пересечения осей и прямоугольника.
Шаг 5. Соединим легкими линиями эти дуги, стараясь изобразить эллипс более симметрично.
Шаг 6. По обозначенному пути проведем более четкую линию. Смягчим ластиком лишнее.
Более правильно было бы при рисовании эллипса вписывать его в квадратную плоскость в перспективе, то есть в трапецию. Однако, во-первых, сложно точно построить такую трапецию, зная лишь вершины эллипса. А во-вторых, овал, вписанный в квадрат в перспективе, мало отличается от вписанного в прямоугольник по тем же самым вершинам.
Рисуем кружку
Шаг 1. Начинаем с общих пропорций предмета. Измеряем, сколько раз ширина кружки (ее верха) умещается в высоте. Можно пока не учитывать ручку, однако надо оставить для нее достаточно места на листе. Намечаем общие габариты. Находим середину предмета по ширине и проводим через нее вертикальную ось. Чтобы нарисовать ее ровно, удобно сделать 2-3 вспомогательные отметки по высоте предмета на том же расстоянии от ближнего края листа, что и первая отметка середины предмета.
Шаг 2. Найдем высоту верхнего эллипса. Для этого измерим, сколько раз она умещается в его ширине (которую мы нашли ранее). Отметим нижнюю границу эллипса от верхнего края кружки. Легкими линиями нарисуем прямоугольник по намеченным крайним точкам.
Шаг 3. Проведем горизонтальную ось и впишем эллипс в прямоугольник. Затем найдем ширину нижней части кружки, сравнив ее с шириной верха. Высоту нижнего эллипса мы найдем, измерив расстояние по вертикали от самой нижней отметки кружки до нижней отметки ее бока (до точки, через которую пройдет горизонтальная ось этого эллипса). Найденное расстояние – это половина искомой высоты. Удвоим его и отложим от самой нижней точки кружки. Здесь важно не запутаться: в данном случае ось надо провести через нижнюю точку бока кружки, а не через низ самой кружки. Иначе пропорции нарушатся. Зная высоту нижнего эллипса, проверим, соблюдается ли принцип их постепенного раскрытия по мере удаления от уровня глаз. Верхний эллипс расположен ближе к уровню наших глаз, чем нижний, поэтому должен быть уже. Найдем, сколько раз высота нижнего овала помещается в его ширине – около четырех раз. Для верхнего овала было соотношение примерно 5 к 1. Таким образом нижний овал шире, то есть раскрыт в большей степени. Принцип соблюдается.
Шаг 4. Рисуем стенки кружки, соединяя боковые вершины верхнего и нижнего эллипсов. Для большей объемности покажем толщину стенки. Нарисуем второй овал внутри верхнего. При этом учитываем, что из-за перспективного искажения толщина стенок выглядит не одинаковой. Передняя и дальняя стенки визуально сужаются сильнее боковых примерно в два раза. Отметим вершины внутреннего овала на некотором расстоянии от вершин первого овала. Делаем этот отступ чуть больше для боковых вершин. Ставим отметки симметрично относительно вертикальной и горизонтальной осей. Нарисуем новый эллипс через эти вершины.
Шаг 5. Найдем расположение ручки и ее общие пропорции, а затем схематично наметим основные отрезки, формирующие ее контур. Их наклоны определяем методом визирования (а где-то — на глаз).
Шаг 6. Уточним контур ручки, сделаем его более плавным. По необходимости подправим очертания кружки. Смягчим немного ластиком линии построения. Выделим более сильным нажимом на карандаш контуры, расположенные ближе к нам. Кружка готова!
Рисуем вазу
В этом упражнении поработаем с воображением. Придумаем свою вазу и потренируемся рисовать эллипсы.
В прошлом задании для построения кружки было достаточно нарисовать два эллипса. Две ключевые окружности (верхняя и нижняя) определяли ее форму. Диаметр кружки равномерно уменьшался от верха к низу. А, например, форма вазы из рисунка ниже зависит от четырех окружностей (причем верхняя находится на уровне глаз, поэтому превратилась в линию).
Перейдем к рисованию. И помним важный принцип: чем дальше эллипс от уровня глаз, тем более он раскрыт.
Шаг 1. Проведем вертикальную ось. От нее симметрично отложим горизонтальные оси будущих эллипсов. Длину вертикальной и горизонтальных осей, а также количество эллипсов и расстояние между ними выбирайте сами.
Шаг 2. Обозначим боковые вершины эллипсов симметрично относительно вертикальной оси. Теперь перейдем к обозначению верхних и нижних вершин. И здесь пользуемся принципом постепенного раскрытия эллипсов по мере удаления от линии горизонта. Например, здесь мы рисовали вазу, расположенную в целом ниже уровня глаз. Для первого эллипса взяли высоту, примерно в пять раз меньше ширины. Измеряли это карандашом. Для последующих эллипсов постепенно увеличивали степень раскрытия. Так высота среднего эллипса укладывается в ширине примерно четыре раза, а для самого нижнего – примерно три раза. Чем ближе друг к другу эллипсы, тем ближе они по степени раскрытия. Чем дальше – тем больше разница. Намечая вершины, нижнюю половинку (ближнюю) делаем чуть-чуть больше верхней (дальней).
Шаг 3. Через вершины легкими линиями рисуем прямоугольники. А затем вписываем в них эллипсы.
Шаг 4. Теперь самое интересное: надо соединить боковые вершины эллипсов линиями. Вам решать, какими они будут, прямыми или округлыми, вогнутыми или выпуклыми. Можно сделать пару вариантов. Постарайтесь наиболее симметрично повторить форму внешнего контура для двух половинок вазы. Чтобы проверить симметрию, пробуйте перевернуть работу вверх ногами. Взглянув на предмет по-новому, проще увидеть расхождения.
Шаг 5. Так же, как мы делали для кружки, здесь можно показать толщину стенки. Нарисуем внутри верхнего эллипса еще один поменьше, предварительно наметив его вершины. Смягчим ластиком оси и дальние половинки эллипсов. Можно чуть высветлить те эллипсы, в которых изменение формы вазы более плавное. Рисунок готов!
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Юлия ОтрубянниковаКак нарисовать круг в перспективе
Вопрос важный не только для новичков, но иногда и для опытных художников. Понимая как правильно рисуется круг в перспективе мы можем нарисовать огромное количество предметов, не только горшки и тарелки.
В общем краткая суть: обычно мы редко видим круглые предметы фронтально. Например тарелку вот так
мы видим гораздо реже, чем вот так.
Поэтому нам нужно понимать, как правильно изобразить тарелку в перспективной горизонтальной плоскости. Для этого есть простая схема.
Самое главное слева. Мы видим овалы и линию горизонта, относительно которой и рисуем обычно все объекты. На уровне линии горизонта овал либо превращается в линию, либо очень узкий. Чем выше или ниже, тем овал становится круглее, все линии которые ближе к нам по закону перспективы будут толще, все, что дальше — тоньше. Если овал сильно ниже уровня зрения, он может становится почти круглым. Очень наглядно это можно увидеть, взяв моток скотча, вашу идеальную натуру для отработки этого навыка. Поднимаем моток на уровень глаз — в идеале мы увидим прямоугольник, поднимаем выше и ниже и сразу видим наглядно все изменения.
В вертикальной плоскости история абсолютно такая же, только схему надо перевернуть на 90 градусов.
Таким образом нам становятся подвластны все тарелки и горшки, смотрим на предыдущую картинку тарелки, с учетом новых знаний.
Можно нарисовать еще один овал чтобы показать толщину тарелки, конечный результат зависит от вашей наблюдательности. Навык рисования овалов очень хорошо тренируется в детальном рисовании простых предметов, отлично подходит на первых порах все тот же моток скотча например.
При рисовании овалов есть еще одна часто встречающаяся ошибка. Многие рисуют вместо овала две дуги. Этого нельзя допускать, даже если ваш овал очень узкий, всегда рисуем скругления в углах.
Со временем вы будете прекрасно находить перспективу практически в любом объекте.
Ну а после того, как круги надоедят, можно пробовать рисовать квадраты — принцип тот же самый. Есть правда нюанс с точкой схода, но об этом в другой раз.
Надеюсь больше у вас не возникнет проблем с кругом в перспективе и ваши рисунки будут правильными и точными. Кроме этого поста можно посмотреть так же упражнения для освоения планшета, которые помогут вам быстро рисовать красивые ровные овалы, круги и другие геометрические фигуры.
«Мастер Изображения учит видеть. «Волшебные превращения геометрических фигур в предметы»»
Лисицина Людмила Викторовна,
учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «Давыдовская гимназия»
Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
Класс: 1.
УМК: «Изобразительное искусство и художественный труд»
(Неменский Б.М.)
Учебный предмет: Изобразительное искусство.
Место урока в программе: 3 урок 1 четверти.
Система уроков: Ты учишься изображать.
Тема.
Мастер Изображения учит видеть. «Волшебные превращения геометрических фигур в предметы».
Тип урока
Сообщение нового материала.
Форма урока
Интегрированный урок-сказка (изобразительное искусство + математика).
Дидактическая модель обучения
Частично-поисковая, объяснительно-иллюстративная.
Цель
Учить детей видеть красивое в природе, окружающей обстановке, ценить, беречь его и создавать красивое своими руками.
Задачи
Закрепить знания детей о геометрических фигурах; дать представления о том, что в основе любого изображаемого предмета лежит та или иная форма; учить находить в окружающей обстановке предметы разной формы, сравнивать их, рисовать геометрические фигуры, правильно располагая их на листе, превращать их в предметы (дорисовывать) и аккуратно закрашивать, не заезжая за контур. Продолжать знакомить детей с разными художественными материалами, учить работать цветными карандашами, фломастерами.
Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза, умение ориентироваться на листе бумаги, быстроту реакции, творческое воображение, фантазию, внимание, аккуратность.
Воспитывать любовь к рисованию, интерес к сказкам, волшебным превращениям.
Педагогические средства
Беседа, презентация Power Point (наглядность), демонстрация.
Литературный ряд.
Стихотворение-приветствие и стихотворение для рифмованной физкультминутки собственного сочинения.
Материалы и оборудование.
Геометрические фигуры.
Картинки с изображением предметов.
Альбомные листы на каждого учащегося, цветные карандаши, фломастеры.
План урока
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Введение в тему урока. Дидактические игры «Назови предмет» и
«Соотнеси картинку с формой». 9 мин.
3. Сообщение темы и цели урока. 1 мин.
4. Дидактическое упражнение «Нарисуй фигуру». 4 мин.
Физкультминутка. 2 мин.
5. Творческая практическая работа учащихся. 16 мин.
6. Анализ работ. Итоги урока. 2 мин.
Ход урока
Организационный момент
Добрый день, мои малыши.
Ждут опять вас карандаши.
Будем ими рисовать,
Фигуры в предметы превращать.
Введение в тему урока. Дидактическая игра «Назови предмет».
(Слайд №2) Анимация по щелчку
Сегодня на уроке нас снова посетил Мастер Изображения, и он принес с собой разные геометрические фигуры.
Давайте посмотрим на эти фигуры и вспомним, как они называются. (Рассматривание геометрических фигур и называние их свойств.)
Анимация по щелчку
– Как называется эта фигура? (квадрат) Сколько у него сторон, углов? (четыре)
А что можно сказать про стороны квадрата? (они равны). Таким образом, квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.
Анимация по щелчку
– Что это за фигура? (прямоугольник) Сколько у него углов, сторон? Чем он отличается от квадрата? (две стороны длинные, а две короткие) Следовательно, прямоугольник – это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны.
Анимация по щелчку
– Как называется эта фигура? (треугольник) Сколько у него сторон и углов?
Анимация по щелчку
Назовите эту фигуру (круг). У него нет уголков, поэтому пальчик бежит ровно, нигде не спотыкается.
Анимация по щелчку
– А что это за фигура? (овал) Или, по-другому, сплющенный круг.
– А какие еще фигуры вы знаете?
(Слайд №3)
Мастер Изображения принес эти фигуры не случайно. (Слайд №4) Нас окружает множество разных вещей. Оказывается, все предметы, которые окружают нас, очень разные, не похожие друг на друга. Чем же они отличаются? (Цветом, размером, формой.) Что же делать художнику, как быстро и легко нарисовать любой предмет? А вот как. Художник в каждом предмете старается увидеть основную форму и сначала рисует ее, а потом дорисовывает основные детали.
Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру. Я буду называть геометрическую фигуру, а вы должны найти в окружающей обстановке предмет, напоминающий такую форму, и назвать его. (После называния детьми предметов каждой конкретной формы учитель меняет слайды.) (Слайды №5 — №9)
(Игра)
А теперь мы поиграем в другую игру. У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой изображен какой-то предмет. А у меня на доске – геометрические фигуры. По моей команде переверните карточку, рассмотрите ее и, по очереди подходя к доске, ставьте карточку с предметом к нужной форме. А мы с остальными ребятами будем проверять, правильно ли каждый определил форму своего предмета.
III. Сообщение темы и цели урока
Запомните, что треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал – это основные формы, которые используются при изображении предметов. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Волшебные превращения геометрических фигур в предметы». То есть, сегодня на уроке мы поучимся рисовать геометрические фигуры. А еще каждый из вас сегодня представит себя волшебником и попытается с помощью цветных карандашей (волшебных палочек) превратить эти формы в предметы, то есть дорисовать.
IV. Дидактическое упражнение «Нарисуй фигуру».
А пока предлагаю вам выполнить упражнение. Я буду называть, где именно на листе вы должны нарисовать ту или иную фигуру, то есть диктовать. А вы, внимательно выслушав задание, любым карандашом постараетесь крупно ее изобразить. А для этого надо вспомнить, где у вас правая рука, (покажите), а где левая. Только рисовать надо отрывистыми, повторяющимися движениями, постоянно подравнивая края фигуры. (Показ и объяснение способов рисования.)
Нарисуйте треугольник в верхнем правом углу, квадрат в нижнем левом, прямоугольник в нижнем правом, овал в верхнем левом углу, а круг в центре листа.
(Слайд№10) (Проверка правильности расположения фигур.)
(Слайд№11)
Физкультминутка.
Класс сегодня наш, друзья,
Посетила ребятня,
Необычная, смешная,
Очень сильно заводная.
Прикатился ровный круг,
И затих смущенно вдруг.
А за кругом и овал
В класс веселый прискакал.
Промаршировал квадрат,
Вдруг как истинный солдат.
Прихромал прямоугольник,
Он ужасный самовольник.
Вот пришли и удивились,
Что средь нас здесь очутились.
Посмеялись, пошутили
И восвояси укатили.
Творческая практическая работа.
А сейчас я предлагаю вам представить, что вы волшебники, а ваши цветные карандаши – волшебные палочки. Превратите свои фигуры в предметы, то есть дорисуйте их. Раскрашивайте их аккуратно, не заезжая за контур. А мы с Мастером Изображения будем наблюдать за вашей работой.
(Слайд№12)
VI. Анализ детских работ. Подведение итогов урока.
Мы с Мастером Изображения постоянно наблюдали за вашей работой волшебников. Все вы хорошо потрудились, проявили творческую фантазию, поэтому у вас получились интересные превращения, красивые и аккуратные предметы.
Понравился ли вам сегодняшний урок? Что именно понравилось? Что нового узнали?
Молодцы! До новых встреч!
(Слайд№13)
Построение овала — Чертежик
Рассмотрим построение овала двумя методами: окружности и параллелограмма.
Воспользуемся методом окружности.
1.) Начинаем чертить с построения осей.
2.) Чертим окружность
3.) Чертим дуги ЕА и BD радиусом ЕС
4.) Чертим дуги ED и AB радиусом FB
Применим метод параллелограмма.
1.) Начинаем с построения осевых линий
2.) Чертим линии параллельные осевым линиям. Где d — диаметр окружности.
3.) Строим дуги HB и DF радиусом HE4.) Продолжаем с черчения дуги BD радиуса MB и дуги FH радиусом PH
Применение построения овала на чертежах вы можете посмотреть здесь
Навигация по записям
Как нарисовать круг в перспективе, рисуем эллипс поэтапно карандашом
Те, кто учится в художественных школах и других учебных заведениях, связанных с изобразительным искусством, не понаслышке знают, как не просто рисовать натюрморты с круглыми предметами и гипсовые пособия – цилиндры, конусы, простроенные насквозь шарики. Самое не простое – передать их окружности, повернутые под разным углом в перспективе.
Итак, в этой статье узнаете, как рисовать круг, повернутый в перспективе, правильно с геометрической точки зрения.
Как выглядит круг в перспективе
Запомните: видимая круглая часть предмета, повернутого в перспективе, визуально становится эллипсом. Не сплющенным кругом, не овалом, не бубликом с разными половинками, а именно эллипсом.
Что такое эллипс, можете посмотреть в школьном курсе геометрии. Но для художника важно запомнить его главные черты – симметричность относительно двух перпендикулярных друг другу осей и скругляющиеся по радиусу края. То есть эллипс – абсолютно симметричная фигура.
Есть такая история про разные половинки круга, который повернут под углом в перспективе. Ее рассказывают и в художественных школах и в интернет. Но ее часто истолковывают не верно, что приводит к заблуждению и путанице.
Например, круглая чашка, вид сверху.
Когда мы ее поворачиваем под углом, то сверху мы видим круг уже по-другому. И то, что мы видим, как раз и называется эллипсом.
Запомните раз и навсегда: как бы мы эту чашку не повернули, ее верхушка останется эллипсом. Он может стать шире, уже, но все равно останется эллипсом.
Как нарисовать круг в перспективе с одной точкой схода
Начнем с квадрата, в который впишем круг. В центре пересечения диагоналей квадрата находится и центр круга. Так же через центр проходят оси круга, они перпендикулярны друг другу.
В месте, где оси круга соприкасаются с квадратом, находятся точки касания круга с квадратом. Поэтому оси круга важно изобразить.
Изобразим тот же квадрат в одноточечной перспективе. На пересечение его диагоналей находится центр круга. Через этот центр проходят оси круга.
Можете обратить внимание: ось сместилась, и половинки круга стали не равными. Ближняя половинка круга больше, дальняя – меньше.
Однако, эллипс симметричен. То есть у него обе половинки равные относительно оси. Чтобы найти ось эллипса, делим вертикальную ось круга пополам и проводим через найденную точку еще одну ось. Видим, что данная линия не совпадает с осью круга.
Теперь можно нарисовать эллипс. Делаем его симметричным относительно найденных осей и обрисовываем его, проходя через точки касания.
Как видите, все довольно не сложно. Но мысль о разных половинках круга не дает покоя, мешает нарисовать эллипс ровным и геометрически правильным. Правда, нарисовать ровный эллипс с первого раза не у всех получается, так что не расстраивайтесь, если все равно не выходит. Главное, что Вы рисуете его правильным подходом.
Возникает вопрос: зачем нам тогда рисовать столько линий, обрисовывать квадрат с осями круга и диагоналями? Зачем тогда все усложнять? Предположим, что мы рисуем сахарницу с крышкой сверху. У крышки есть ручка в центре. Когда мы смотрим на нее под углом, то ручка будет визуально смещаться, то есть располагаться в центре круга. Центр круга находится на пересечение диагоналей, как мы выяснили, то есть со смещением относительно центра эллипса.
Когда Вы рисуете какой-нибудь сложный предмет, например, балясину, нахождение центра круга Вам будет необходимо. Это поможет разместить отдельные элементы конструкции на одной оси.
Как нарисовать цилиндр
В перспективе с одной точкой схода все просто. Но если мы рисуем объект с двумя точками схода, то все может быть сложнее. Например, возьмем цилиндр, лежащий на боку.
Самый частый вариант исполнения без правильного построения – это сплющенный цилиндр. Он получается не круглым, а смотрится приплюснутым.
В учебном рисунке все сложные формы следует представлять в виде более простых фигур. Представим наш цилиндр в виде параллелепипеда, обрисованного по точкам касания с цилиндром.
Главное, правильно определить направление граней этого параллелепипеда и достоверно отобразить перспективу. Когда рисуем цилиндр с натуры, то смотрим угол меду двумя гранями.
Как и в случае с одноточечной перспективой, центр круга находится на пересечение диагоналей квадрата. Через найденный центр проводим оси круга.
Чтобы найти оси эллипса, нам нужно найти ось вращения цилиндра. Для этого строим параллелепипед насквозь и проводим ось вращения от центра передней грани к центру задней грани.
Найдем малую ось эллипса – она всегда параллельна оси вращения и находится на середине оси круга. В перспективе с двумя точками схода эта середина часто совпадает с центром круга (или почти совпадает, как у меня), но не всегда.
Рисуем малую ось эллипса. Большая ось перпендикулярна малой. Главное следить за тем, чтобы оси были перпендикулярны друг другу.
Обозначим точки касания и, проходя через них, рисуем симметричный эллипс. Чтобы не получилось криво, следим за отрезками эллипса по осям – они должны быть одинаковые.
Иногда случаются не состыковки, никак не получается ровно пройти через все точки касания, так сказать натянуть эллипс на точки касания. Во-первых, проверьте квадрат – он может быть у Вас слишком сильно, неестественно уведен в перспективу, или наоборот, перспектива отсутствует. Во-вторых, не ловите миллиметры, их все равно в рисунке никто никогда не увидит, если сам Ваш эллипс выглядит ровным и убедительным.
Задняя часть цилиндра рисуется аналогичным образом.
Можно заметить, что дальний эллипс выглядит шире и круглее, чем передний. Это значит, что перспективу мы нарисовали верно, потому что заднюю часть мы видим как бы больше, чем переднюю. Отсюда такой эффект. Возможно, у меня довольно грубовато все нарисовано, не совсем все идеально ровно, но главное – передать суть.
И теперь можно завершить рисунок цилиндра.
Как вписать круги в грани куба
Это волшебное упражнение поможет Вам научиться рисовать круги в любых поворотах при любой перспективе. Рисуем куб и вписываем в его грани круги.
Верхняя грань:
Прорисовываем кубик насквозь и на верхней грани рисуем диагонали и оси.
Мы нашли четыре точки касания. Малая ось эллипса у нас расположена строго вертикально. Большая перпендикулярна ей.
Рисуем эллипс.
Аналогичным способом вписываем круг в переднюю грань. Диагонали, линия середины, точки касания. Обрисовываем эллипс, проходя через точки касания и симметрично относительно осей.
Таким же образом вписываем круг в последнюю грань.
И самое главное: Вы должны понимать, что рисунок – это не точная наука, не геометрия. И не надо зацикливаться на ловле миллиметров, все стирать и перерисовывать заново, если что-то не состыковывается в геометрическом плане. Задача художника не в том, чтобы нарисовать геометрически точно, а в том, чтобы его рисунок был убедительным. Это особенно актуально, когда дело касается геометрически правильных фигур.
Итак, при рисовании кругов в перспективе правильно прикидывайте направление осей эллипса и старайтесь нарисовать эллипс симметричным относительно этих осей. И не надо ловить миллиметры.
§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы
§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы
Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.
Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.
Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот – цилиндрическую, а тот – шарообразную и т. п.».
Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.
Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло – это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов (ил. 39).
39. Анализ строения формы кувшина
Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт (ил. 40).
Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.
Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.
Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лошади и ее реалистическое изображение.
40. Натюрморт
«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно- пространственное изображение, перспективное сокращение поверхностей. Голова лошади представляет усеченную пирамиду, тело – цилиндр.
41 а. Геометрическое обобщение формы лошади (А. Лаптев) б. Реалистическое изображение лошади
42. Последовательность движения бегущей лошади (по А. Лаптеву)
Рисунки выдающегося японского художника К. Хокусая представляют значительное явление в мировой графике. Многие из них являются образцами для учебников. Композиции и рисунки Хокусая построены на основе пластического анализа и конструктивного разбора формы. Он показывает, что в основе всех живых форм лежат геометрические фигуры. Однако анализ не заслоняет ощущения натуры, поэтического восприятия природы. Наглядность метода мастера видна из сопоставления схематических рисунков и завершенных работ.
43. К. ХОКУСАЙ. Животные. Из альбома «Ускоренное руководство по рисованию». 1812-1814 гг.
Кроме конструкции и общей формы предметов, мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание.
44. Превращения яблока
Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предмета могут измениться до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком (ил. 44). Как изменилась его круглая форма!
Обратите внимание, что контур предметов в рисунке должен соответствовать их строению и общей форме.
Сложным объектом, с точки зрения формообразования, является человек. Можно представить, что голова – это шар, шея – цилиндр, грудная клетка – бочонок, руки и ноги – тоже цилиндрической формы и т. п.
На примере обобщенно-геометризированной гипсовой головы «обрубовки» (ил. 46) видно, что голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. В такой геометризированно-обобщенной форме очень четко и наглядно расшифровывается объемное построение головы и ее деталей.
В дальнейшем, рисуя живую голову, необходимо не потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо просматриваются в «обрубовке».
45. РУБЕНС. Схематический рисунок головы человека
Геометрические схемы помогают и в рисовании человека. Этот забавный рисунок показывает превращение лица в орнамент.
46. А. ДЮРЕР. Аналитический рисунок построения головы человека
47. Скелет человека
Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры (ил. 47).
Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.
С помощью таких человечков (ил. 48) легко передать любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем.
48. Проволочные человечки
49. Хоккеисты
50. Веселые человечки Такие веселые человечки, нарисованные с помощью овалов, тоже помогают передать разнообразные движения.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >