Форматы графические: Графические форматы — Википедия – Форматы графических файлов — Компьютерная графика

Графические форматы

Растровая графика

GIF (Graphics Interchange Format)
Формат GIF был разработан в 1987 году компьютерной информационной службой CompuServe. Преимущества
  1. Малый размер, который достигается ограниченной цветовой гаммой — не более 256 цветов.
  2. Прозрачный фон.
  3. Анимация.
И еще один немаловажный фактор, то что алгоритм сжатия LZW формата GIF запатентован. Владельцем патента с 1994 года является фирма Unisys, и она начала брать плату с разработчиков, использующих формат GIF.
PNG (Portable Network Graphics)
Плод сообщества независимых программистов — ответная реакция на переход популярнейшего формата GIF в разряд коммерческих продуктов. Формат PNG делает почти все, что и формат GIF, за исключением анимации. Преимущества
  1. Лучшие сжатие данных — сжимает растровые изображения не только по горизонтали, но и по вертикали.
  2. Поддерживает цветные фотографические изображения вплоть до 48-битных включительно.
  3. 256 уровней прозрачности.
Размер картинки в формате PNG будет меньше, чем у GIF. Но самые мелкие мелочи получатся легче у GIF, потому что в файле изображения PNG около 1 Kb занимает описание палитры цветов, что порой бывает сопоставимо с размером самого изображения.
PNG-24
Формат, аналогичный PNG-8, но использующий 24-битную палитру цвета.
Что позволяет сохранять в этом формате фотографии и сложные рисунки. Преимущества
  1. Полная цветовая палитра.
  2. Качественная прозрачность позволяет накладывать рисунок на любой фон
GIF и обычный PNG рубятся по краям и потому прозрачность подходит для определеного фона — светлого.
JPG, JPEG, JFIF (JPEG File Interchange Format)
Для поиска лучшего способа сжатия изображений фотографического качества, две организации по стандартизации – International Telecommunications Union (ITU) и International Organization for Standartization (ISO) – создали Joint Photographic Experts Group (JPEG).
Использует сжатие с «потерями» (lossy compression). При таком сжатии удаляется та информация, которая несущественна для восприятия изображения.
WBMP (WAP BitMap)
монохромные (двухцветные) изображения.
Максимальный размер картинки не должен превосходить ограничений на размер карты – 1,5 Кбайт.
BMP (BitMap)
Самый простой растровый формат BMP является родным форматом Windows. В BMP данные о цвете хранятся только в модели RGB, то есть этот формат создан для использования на экране.
PCX (PCExchange)
Изображения в формате PCX можно посмотреть большинством программ под DOS. Как и ВМР, этот формат в значительной мере устарел и поддерживается современными графическими программами исключительно для совместимости с антикварным софтом.
TIFF, TIF (Tagged Image File Format)
Изначально разработан компанией Aldus для своего графического редактора PhotoStyler. Как универсальный формат для хранения растровых изображений, TIFF достаточно широко используется, в первую очередь, в издательских системах, требующих изображения наилучшего качества. Благодаря своей совместимости с большинством профессионального ПО для обработки изображений, формат TIFF очень удобен при переносе изображений между компьютерами различных типов (например, с PC на Mac и обратно).
PSD
(Photoshop)
Формат Adobe Photoshop, отличается возможностью хранения слоев (layers). Удобен только для обработки в Photoshop и для хранения исходника для редактирования в будущем.
RAW (RAW Image Data)
Формат разработан для цифровых фотоаппаратов. Это точная копия картинки, запечатленной на матрице во время съемки, представляет из себя три фотографии, снятые в красных, синих и зеленых цветах.
Расширения RAW-файлов у разных производителей могут отличаться, и их далеко не всегда получается открыть с помощью программ для обработки изображений.
Хотя если камера поддерживает сохранение RAW, то, как правило, к ней в комплекте прилагается какая-нибудь программа для обработки файлов этого формата.
В настоящее время корпорацией Adobe предложен формат DNG (Digital Negative Specification), который создан для того, чтобы облегчить жизнь производителям средств для работы с графикой. Некоторые компании (Leica и Pentax) уже включили DNG в свои камеры, однако большинство поставщиков камер всё-таки продолжают использовать свои форматы.
Расширения формата RAW
     .dng — Adobe (универсальный)
     .crw .cr2 — Canon
     .raf — Fuji
     .kdc — Kodak
     .mrw — Minolta
     .nef — Nikon
     .orf — Olympus
     .ptx .pef — Pentax
     .x3f — Sigma
     .arw — Sony

Векторная графика

CDR (CorelDRAW)
Формат популярного CorelDRAW, являющимся неоспоримым лидером в классе векторных графических редакторов на платформе РС. Имея сравнительно невысокую устойчивость и проблемы с совместимостью файлов разных версий формата.
AI (Adobe Illustrator)
Являясь частью семейства Adobe, поддерживают практически все программы, так или иначе связанные с векторной графикой. Лучший посредник при передаче изображений из одной программы в другую, с РС на Macintosh и наоборот. Отличается наибольшей стабильностью и совместимостью с языком PostScript, на который ориентируются практически все издательско-полиграфические приложения.
WMF (Windows Metafile)
Еще один родной формат Windows, на сей раз векторный. Понимается практически всеми программами Windows, так или иначе связанными с векторной графикой.
EMF (Enhaced Metafile)
Подобный WMF.

ДРУГИЕ ФОРМАТЫ

SWF (ShokWaveFlash)
Формат Flash, продукт компании «Macromedia», позволяющий разрабатывать интерактивные мультимедийные приложения. Сфера использования Flash различна, это могут быть игры, веб-сайты, CD презентации, баннеры и просто мультфильмы. При создании продукта можно использовать медиа, звуковые и графические файлы, можно создавать интерактивные интерфейсы и полноценные веб-приложения с использованием PHP и XML.
SVG (Scalable Vector Graphics)
Стандарт, рекомендованый World Wide Web Consortium для описания с помощью XML markup двумерной векторной и комбинированной векторно-растровой графики.
В браузере SVG-графика отрисовывается с помощью растровых механизмов. Поддержка полупрозрачностей в каждом слое, градиенты линейные, градиенты радиальные, визуальные эффекты (тени, отмывки, блестящие поверхности, текстуры (фактуры), паттерны любой конструкции, символы любой сложности).
SVG — это формат для двухмерной векторной графики — так определено в спецификации, но с помощью добавления скрипта (а именно JavaScript) внутрь SVG файла можно создавать трехмерные анимированные изображения.
В SVG может быть встроено растровое изображение, к которому как и к любому другому объекту в SVG может быть применена трансформация, прозрачность и т.д.
ICO (Icon)
Иконки используются во всяких программах на компьютере, смартфоне. Но обычному человеку, как правило, может понадобиться создать или использовать иконку на своем сайте.
Многие пробуют завести свой сайт. Даже, если вы используете готовый шаблон сайта со стилем, который надо только наполнять, вам все-равно хорошо бы сделать уникальную иконку. Иконка в интернете используется как символ сайта, логотип. Например, сейчас вы видите красный квадратик в адресной строке. Если вы добавите страничке нашего сайта в избранное (favorit), рядом со ссылкой появится наша иконка, которая поможет быстро визуально находит ссылку на сайт. Собственно, это и есть главное предназначение иконки в интернете.

PostScript

EPS (Encapsulated PostScript)
Самый надежным и универсальным способом сохранения данных. Он использует упрощенную версию PostScript не может содержать в одном файле более одной страницы, не сохраняет ряд установок для принтера. Как и в файлы печати PostScript, в EPS записывают конечный вариант работы, хотя такие программы, как Adobe Illustrator и Adobe Photoshop могут использовать его как рабочий. EPS предназначен для передачи векторов и растра в издательские системы, создается почти всеми программами, работающими с графикой.

Основные форматы графических файлов

PDF

PDF (Portable Document Format) — формат, разработанный фирмой Adobe Systems на базе языка PostScript.

Определение 1

PostScript -это язык, разработанный специально для полиграфии, поэтому любое полиграфическое оборудование умеет обрабатывать PDF-документы.

Эта особенность сделала формат PDF кроссплатформенным, то есть применимым на любой операционной системе. Формат PDF работает различные цветовые палитры, позволяет внедрять как растровые так и векторные изображения, включает механизм электронных подписей для проверки подлинности документов.

Для создания pdf-файлов обычно используется механизм виртуального pdf- принтера. Чтобы им воспользоваться, необходимо скачать специальную программу. Одной из таких программ является FoxitReader. После стандартного процесса установки в разделе «Устройства и принтеры» меню «Пуск» появится значок виртуального принтера FoxitReader PDF Printer.

Теперь документ, созданный в любой другой программе, можно преобразовать в pdf-формат. Можно преобразовывать документы, созданные в «Блокноте», MS Word, Paint или других графических редактора. Для преобразования документа нужно:

  1. Перейти к команде «Печать», которая обычно находится в меню «Файл».
  2. В открывшемся окне найти список установленных принтеров и среди них выбрать FoxitReader PDF Printer.
  3. Нажать кнопку «Печать».
  4. Указать адрес на жестком диске, куда следует сохранить полученный pdf-файл.

TIFF

TIFF(Tagged Image File Format) — предназначен для хранения растровых рисунков с большой глубиной цвета.

Этот формат очень удобен при сканировании, распознавании текста, отправке факсов и изготовлении полиграфической продукции. TIFF позволяет использовать различные цветовые палитры (черно-белую, RGB, CMYK, CIE Lab) и поддерживает режимы 8,16,32 и 64 бита на цветовой канал. Формат TIFF позволяет хранить изображение как в сжатом виде, так и без сжатия. Изображения, сохраненные в формате tiff без сжатия обычно имеют большой размер файла.

JPEG

JPEG (Joint Photographic Experts Group) – растровый графический формат, который чаще всего применяется для хранения фотографий. Файлы созданные в этом формате могут иметь следующие расширения:

  • .jpeg;
  • .jfif;
  • .jpg;
  • .JPG;
  • .JPE.

Алгоритм сжатия JPEG позволяет сжимать файлы как с потерями, так и без потерь. Наиболее удобно хранить в формате JPEG реалистические изображения с плавным изменением яркости. Для хранения чертежей, текста, графики с резкими контрастами этот формат непригоден, потому что приводит к искажениям. Каждый раз, когда пользователь сохраняет файл в формате JPEG, включается алгоритм сжатия. Поэтому JPEG не подходит для многоступенчатой обработки. Искажения в этом случае при каждом сохранении будут накапливаться. JPEG нельзя использовать там, где недопустимо даже минимальное искажение, например, для хранения результатов ультразвуковой диагностики.

CALS

CALS (Computer Aided Acquisition and Logistics Support) –растровый формат, предназначенный для хранения технической графики и для электронного обмена графическими данными. Изображения выполненные в формате CALS могут быть только черно-белыми. Сжатие может использоваться, а может не использоваться. Данный формат был разработан в министерстве обороны США.

BMP

BMP (Bitmap Picture) – растровый формат, разработанный компанией Microsoft. Поддержка этого формата интегрирована в ОС Windows. Глубина цвета в формате BMP Может быть 1,2,4,8,16,32,48.

Файлы формата BMP могут иметь следующие расширения:

PNG

PNG (Portable Network Graphics) – растровый формат, поддерживающий сжатие без потерь. Формат PNG хорошо подходит для промежуточного хранения изображений при многоэтапной обработке, потому что при повторном сохранении не накапливаются искажения. Глубина цвета допускается 8,16,24 и 48 бит.

GIF

GIF (Graphics Interchange Format) – растровый формат, разработанный фирмой CompuServe, предназначенный для передачи графической информации по сети. Этот формат использует сжатие без потерь, но поддерживает только 256-цветовую палитру, что существенно ограничивает его возможности. Важной особенностью формата GIF является возможность анимировать изображения.

SVG

SVG (Scalable Vector Graphics standard) – новый графический стандарт векторной графики. Этот стандарт принципиально отличается от своих предшественников, тем, что изображение в нем описывается текстом на декларативном языке XML.

Например, чтобы описать изображение круга с центром в координатах (100,50), красной заливкой, радиусом 40 пикселов и черной границей толщиной в 2 пиксела, нужно записать следующий код:

stroke-width=»2″ fill=»red» />

Замечание 1

Конечно, это не означает, что пользователь должен знать язык XML и описывать свои изображения, вместо того, чтобы рисовать. Пользователь может создавать изображения традиционным способом: рисуя на холсте при помощи различных инструментов. Но все его действия автоматически переводятся в код на XML и именно так сохраняются. Поскольку XML является текстовым стандартом, то изображения становятся доступны для индексации поисковыми системами. Файлы *.svg занимают мало места и быстро обрабатываются, что делает данный формат незаменимым в работе с web.

CDR

CDR (CorelDraw) – векторный формат, созданный компанией Corel исключительно для работы в собственных программных продуктах.

Формат является проприетарным (то есть собственностью авторов). По этой причине он не поддерживается многими другими программами. Из свободных графических редакторов с этим форматом работают InkScape и sK1. Кроме того, с помощью программы Uniconvertor CDR может быть преобразован в SVG.

AI

AI (Adobe Illustrator) –проприетарный векторный формат, разработанный компанией Adobe Systems. Поддерживается большинством векторных редакторов.

8. Форматы графических данных. Графические редакторы

  1. Форматы графических данных. Графические редакторы.

В компьютерной графике применяют три десятка форматов файлов для хранения изображений. Но лишь часть из них стала стандартом. Несовместимые форматы имеют файлы растровых, векторных, трехмерных изображений, хотя существуют форматы, позволяющие хранить данные разных классов. Многие приложения ориентированы на собственные специфические форматы, перенос их файлов в другие программы вынуждает использовать специальные фильтры или экспортировать изображения в стандартный формат.

TIFF (Tagged Image File Format). Формат предназначен для хранения растровых изображений высокого качества (расширение имени файла .TIF). Относится к числу широко распространенных, отличается переносимостью между платформами (IBM PC и Apple Macintosh), обеспечен поддержкой со стороны большинства графических, верстальных и дизайнерских программ. Предусматривает широкий диапазон цветового охвата – от монохромного черно-белого до 32-разрядной модели цветоделения CMYK. Начиная с версии 6.0 в формате TIFF можно хранить сведения о масках изображений. Для уменьшения размера файла применяется встроенный алгоритм сжатия LZW.

PSD (PhotoShop Document). Собственный формат программы Adobe Photoshop (расширение имени файла .PSD), один из наиболее мощных по возможностям хранения растровой графической информации. Позволяет запоминать параметры слоев, каналов, степени прозрачности, множества масок. Поддерживаются 48-разрядное кодирование цвета, цветоделение и различные цветовые модели. Основной недостаток выражен в том, что отсутствие эффективного алгоритма сжатия информации приводит к большому объему файлов.

JPEG (Joint Photographic Experts Group). Формат предназначен для хранения растровых изображений (расширение имени файла .JPG). Позволяет регулировать соотношение между степенью сжатия файла и качеством изображения. Применяемые методы сжатия основаны на удалении “избыточной” информации, поэтому формат рекомендуют использовать только для электронных публикаций.

GIF (Graphics Interchange Format). Стандартизирован в 1987 как средство хранения сжатых изображений с фиксированным (256) количеством цветов (расширение имени файла .GIF). Получил популярность в Интернете благодаря высокой степени сжатия. Последняя версия формата GIF89a позволяет выполнять чересстрочную загрузку изображений и создавать рисунки с прозрачным фоном. Ограниченные возможности по количеству цветов обусловливают его применение исключительно в электронных публикациях.

PNG (Portable Network Graphics). Формат хранения изображений для их публикации в Интернете (расширение имени файла .PNG). Поддерживаются три типа изображений – цветные с глубиной 8 или 24 бита и черно-белое с градацией 256 оттенков серого. Сжатие информации происходит практически без потерь, предусмотрены 254 уровня альфа-канала, чересстрочная развертка.

PDF (Portable Document Format). Формат описания документов, разработанный фирмой Adobe (расширение имени файла .PDF). Хотя этот формат в основном предназначен для хранения документа целиком, его впечатляющие возможности позволяют обеспечить эффективное представление изображений. Формат является аппаратно-независимьм, поэтому вывод изображений допустим на любых устройствах – от экрана монитора до фотоэкспонирующего устройства. Мощный алгоритм сжатия со средствами управления итоговым разрешением изображения обеспечивает компактность файлов при высоком качестве иллюстраций.

Графические редакторы позволяют создавать, сканировать и редактировать картинки на экране. Наиболее известные разработки — Image Editor, Corel Draw, Fotoshop, 3d Studio (трехмерная графика с анимацией) и многие другие. Пакеты деловой и научной графики предназначены для более наглядного изображения информации — диаграмм, графиков на основе таблиц. Как правило, они входят в состав других систем.

Примеры графических редакторов

CorelDRAW – векторный графический редактор, разработанный канадской корпорацией Corel.

Текущая версия продукта — CorelDRAW Graphics Suite X4, доступна только для Microsoft Windows. Более ранние версии выпускались также для Apple Macintosh и для GNU/Linux. Последняя версия для GNU/Linux — 9-я версия, выпущенная в 2000. В 2002 вышла последняя 11-я версия для Macintosh. В пакет CorelDRAW Graphics Suite также входит редактор растровой графики Corel PHOTO-PAINT и другие программы, например, для захвата изображений с экрана Corel CAPTURE. Программа векторизации растровой графики Corel TRACE, до 12 версии входила в пакет, как самостоятельная программа.

Рис. 8. Примеры работы в программе CorelDRAW

В комплект фирма Corel включила множество программ, в том числе Corel Photo-Paint. Новый пакет располагает бесспорно самым мощным инструментарием среди всех программ обзора, а при этом по сравнению с предыдущей версией интерфейс стал проще, а инструментальные средства рисования и редактирования узлов — более гибкими. Однако что касается новые функций, в частности подготовки публикаций для Web, то здесь CorelDraw уступает CorelXara. Работа CorelDraw с цветами CMYK оставляет желать лучшего. Цвета файлов GIF и JPEG заметно отличались от цветов, выводимых для пробного отпечатка Matchprint, в то время как пакет FreeHand воспроизводил одинаковые цвета на экране, в файлах Web и на принтерах.

Adobe Photoshop

В обширном классе программ для обработки растровой графики особое место занимает пакет Photoshop компании Adobe. По сути дела, сегодня он является стандартом в компьютерной графике, и все другие программы неизменно сравнивают именно с ним.

Adobe Photoshop – растровый графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop (Фотошоп).

Несмотря на то, что изначально программа была разработана для редактирования изображений для печати на бумаге (для полиграфии), сейчас она широко используется в веб-дизайне.

Основной формат Photoshop, PSD, может быть экспортирован и импортирован во весь ряд этих программных продуктов. Photoshop CS поддерживает создание меню для DVD. Совместно с Adobe Encore DVD, Photoshop позволяет создавать меню или кнопки DVD. Photoshop CS3 в версии Extended поддерживает также работу с трёхмерными слоями.

Главные элементы управления программы Adobe Photoshop сосредоточены в строке меню и панели инструментов. Особую группу составляют диалоговые окна – инструментальные палитры:

Графические форматы — Карта знаний

  • Графи́ческий форма́т — это способ записи графической информации. Графические форматы файлов предназначены для хранения изображений, таких как фотографии и рисунки.

    Графические форматы делятся на векторные и растровые. Большинство графических форматов реализуют сжатие данных (одни — с потерями, другие — без).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Растровый графический редактор — специализированная программа, предназначенная для создания и обработки растровых изображений, то есть графики, которая в память компьютера записывается как набор точек, а не как совокупность формул геометрических фигур. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов, при подготовке изображений к печати типографским способом или на фотобумаге, публикации в интернете. Графи́ческие програ́ммы — программное обеспечение, позволяющее создавать, редактировать или просматривать графические файлы. Просмотрщик (англ. viewer) — компьютерная программа, предназначенная для просмотра файлов. Те́кстовый реда́ктор — самостоятельная компьютерная программа или компонент программного комплекса (например, редактор исходного кода интегрированной среды разработки или окно ввода в браузере), предназначенная для создания и изменения текстовых данных в общем и текстовых файлов в частности. Медиаплеер (также проигрыватель мультимедиа или мультимедиапроигрыватель) — компьютерная программа, предназначенная для воспроизведения файлов мультимедиа-контента.

Подробнее: Медиапроигрыватель

Упоминания в литературе

Все графические изображения, размещаемые на Web-страницах, хранятся в отдельных файлах специализированных графических форматов. Всего в Интернете применяется три подобных формата: GIF, JPEG и PNP. Анимационные изображения могут храниться только в формате GIF. При этом в GIF-файле последовательно записываются все фазы анимации. Поэтому, если в настройках браузера отменена возможность отображения анимации, из файла загружается только первая фаза, а все остальные фазы могут быть получены только по явному требованию, как, например, в случае с командой контекстного меню Показать рисунок. С изображениями, сохраненными в растровом графическом формате JPEG, дела обстоят несколько иначе. Формат JPEG не поддерживает слоеную структуру изображения. При открытии изображения в формате JPEG, то есть при загрузке его в растровый графический редактор, в частности в Photoshop, оно располагается в оперативной памяти компьютера в виде все той же прямоугольной матрицы из безразмерных математических точек. И именно эта копия изображения обрабатывается графическим редактором. А на самом носителе хранится вовсе не эта матрица, а только часть ее точек и один из поддерживаемых форматом JPEG алгоритмов интерполяции. При считывании такого файла с постоянного носителя в оперативную память для его просмотра или обработки цвета тех пикселов, которые не были прописаны в файле на постоянном носителе, получаются с помощью алгоритма интерполяции. Данный алгоритм воссоздает недостающие пикселы, основываясь на цветах соседних пикселов. • Возможность хранить дополнительные каналы, векторные элементы и пр. В разных сложных графических редакторах используются графические форматы, позволяющие сохранять файлы со всякой служебной информацией. Это может пригодиться при длительном редактировании изображения, когда необходимо сохранять промежуточные этапы работы. Нередко требуется изменить размеры группы изображений, а также преобразовать их в другой графический формат. Программа Bridge позволяет сделать это с использованием ресурсов Photoshop. • EPS – профессиональный графический формат, позволяющий сохранять как растровую, так и векторную графику. Очень популярен среди специалистов, подготавливающих изображения для полиграфии. Не рекомендуем использовать его без необходимости. Во-первых, он очень громоздкий. Во-вторых, растровые изображения даже полиграфисты предпочитают сохранять в TIFF. Самым распространенным форматом графических файлов остается JPG. При необходимости изображение можно сохранить с максимальным качеством для печати или сжать его до минимального размера файла для передачи по сети. В JPG применяется алгоритм сжатия с потерей качества, его недостаток – потеря качества изображения при каждом сохранении файла. Однако сильное сжатие упрощает передачу данных. Сохранение же фотографии с минимальным сжатием практически не ухудшает качество изображения. Баннер – это прямоугольный или квадратный блок, иногда текстовый, а чаще графический, одного из стандартных размеров. Наиболее распространенные из них – 468×60 (см. рис. 1.14), 100×100; реже встречаются 88×31, 120×60, 125×125, 400×40 пикселов и т. д (см. рис. 1.15). Баннер используется, как правило, в рекламно-информационных целях. Графический формат – JPG или GIF, в последнее время – иногда и PNG. Кроме того, как отдельное направление, применяются Flash-баннеры. Формат GIF, как и Flash-технология, позволяет создавать анимированные баннеры, то есть изображения с движущимися объектами. Используются текстовые баннеры (без графического изображения). Кроме того, существуют HTML-баннеры, а также баннеры, написанные с использованием языка Java. Трудно со стопроцентной уверенностью сказать, какой архиватор позволяет получить максимальную степень сжатия. Наиболее вероятно, что из WinAce,WinRAR и 7-Zip лучше справится WinRAR. Однако даже при сжатии файлов одного и того же типа (например, графического формата BMP) часто невозможно заранее определить, какой из архиваторов сожмет файл лучше. Наиболее высокая степень сжатия может быть у любого из перечисленных архиваторов. В большинстве случаев определить оптимальный формат сжатия можно только эмпирическим путем, используя функции оптимизации для конкретного типа и размера сжимаемой информации. Поэтому, если размер сжатого файла действительно имеет значение, перед отсылкой файла по почте, размещением на FTP-сервере или записью его на лазерный диск запакуйте данные сразу тремя архиваторами и посмотрите, какой из них справился с заданием лучше других.

Связанные понятия (продолжение)

Текстовый видеорежим — режим компьютерного видеоадаптера, в котором экран представлен в виде решётки знакомест (а не пикселей, в отличие от графических режимов). В каждом из знакомест может находиться один символ из ограниченного набора. Цифровой аудиоформат — формат представления звуковых данных, используемый при цифровой звукозаписи, а также для дальнейшего хранения записанного материала на компьютере и других электронных носителях информации, так называемых звуковых носителях.

Подробнее: Цифровые аудиоформаты

Псевдогра́фика, псевдографические символы — совокупность символов, включённых в набор символов компьютерного шрифта, отображающих графические примитивы (линии, прямоугольники, треугольники, кресты, различная заливка и тому подобное). Псевдографические символы реализуются в рамках формата шрифта (к примеру, матрица 8×12 точек) и дополняют в таком наборе цифро-буквенные и служебные символы. Это сравнение двоичных форматов исполняемых файлов, которые, будучи однажды загружены соответствующим загрузчиком, могут быть непосредственно выполнены CPU, а не интерпретироваться программным обеспечением. В дополнение к двоичному коду приложения, исполняемые файлы могут содержать заголовки и таблицы с информацией о перемещении и адресной привязке, а также различные виды метаданных. Из этих перечисленных форматов, самые используемые — PE (на Microsoft Windows), ELF (на Linux и большинстве других… Формат вычисляемых документов (Computable Document Format или CDF) — это электронный формат документов, созданный с целью облегчения создания динамически сгенерированного интерактивного контента. Формат разработан компанией Wolfram Research. Те́кстовый проце́ссор — компьютерная программа, используемая для написания и модификации документов, компоновки макета текста и предварительного просмотра документов в том виде, в котором они будут напечатаны (свойство, известное как WYSIWYG). Графический процессор (англ. graphics processing unit, GPU) — отдельное устройство персонального компьютера или игровой приставки, выполняющее графический рендеринг; в начале 2000-х годов графические процессоры стали массово применяться и в других устройствах: планшетные компьютеры, встраиваемые системы, цифровые телевизоры. Вариативные шрифты OpenType (англ. OpenType variable fonts) — расширение спецификации OpenType, появившееся в OpenType 1.8. 14 сентября 2016 года Adobe, Apple, Google и Microsoft анонсировали технологию, которая позволяет использовать один шрифтовой файл для бесконечного множества начертаний. Дизайнер может выставлять различные параметры текста — ширину, наклон, жирность, форму засечек — и типографский движок нарисует текст с такими параметрами.

Подробнее: Вариативный шрифт

Слайдкастинг (англ. slide — слайд и англ. broadcasting — повсеместное, широкоформатное вещание) — вид подкастинга, в котором аудио синхронизируется с визуальным рядом, представляющим собой слайды, созданные в PowerPoint или аналогичных приложениях. Обычно слайдкасты распространяются в файлах формата SWF или FLV. Конвертация данных — преобразование данных из одного формата в другой. Обычно с сохранением основного логически-структурного содержания информации. В сфере компьютерных технологий есть множество вариантов представления данных. Например, компьютерное оборудование построено на основе определенных стандартов, которые требуют, чтобы данные содержали, к примеру, проверку бита четности. Точно так же операционная система утверждена по определенным стандартам касательно обработки файлов и данных. Кроме того… Пла́гин (англ. plug-in, от plug in «подключать») — независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе и предназначенный для расширения и/или использования её возможностей. Плагины обычно выполняются в виде библиотек общего пользования. Мультимедийный фреймворк (англ. multimedia framework) — фреймворк для работы с аудио- и видеоданными. Обычно состоит из системы плагинов (кодеков, фильтров, (де)мультиплексаторов, вывода на экран, работы с файлами и т. п.), которые можно соединить в граф для конвейерной обработки аудио/видео потока. Хорошие мультимедийные фреймворки имеют удобный API, работают и с файлами, и с сетевыми потоками, и позволяют пользователю устанавливать свои собственные плагины. Иконка (от англ. icon) — элемент графического интерфейса, небольшая картинка, представляющая приложение, файл, каталог, окно, компонент операционной системы, устройство и т. п. В ответ на щелчок, совершённый мышью или другим указательным устройством ввода на иконке, обычно выполняется соответствующее действие (запуск приложения, открытие файла и т. д.). Общий формат данных для биомедицинских сигналов (General Data Format for Biomedical Signals, GDF) — это научный и медицинский формат файла. Целью GDF является объединение и интегрирование лучших черт всех форматов файлов для хранения биомедицинских сигналов в один формат — GDF.Первоначальная спецификация GDF была представлена в 2005 году как новый формат данных с целью преодоления некоторых ограничений популярного Европейского формата данных для биомедицинских сигналов (EDF). GDF был также разработан… Графический движок (англ. graphics engine; иногда «рендерер» или «визуализатор») — промежуточное программное обеспечение (англ. middleware), программный движок, основной задачей которого является визуализация (рендеринг) двухмерной или трёхмерной компьютерной графики. Может существовать как отдельный продукт или в составе игрового движка. Может использоваться для визуализации отдельных изображений или компьютерного видео. Графические движки, использующееся в программах по работе с компьютерной графикой… Формат файла, формат данных — спецификация структуры данных, записанных в компьютерном файле. Идентификатор формата файла, как правило, указывается в конце имени файла в виде «расширения». Расширение имени файла помогает идентифицировать формат данных, содержащихся в файле, программам, которые могут с ним работать. Иногда формат данных дополнительно указывается в начале содержимого файла. Векторные графические редакторы позволяют пользователю создавать и редактировать векторные изображения непосредственно на экране компьютера, а также сохранять их в различных векторных форматах, например, CDR, AI, EPS, WMF или SVG.

Подробнее: Векторный графический редактор

Компьютерный шрифт — это файл, содержащий в себе описание набора буквенных, цифровых, служебных и псевдографических символов, используемый для отображения этих символов (в частности текста) программой или операционной системой. Сетевой медиаплеер (мультимедиаплеер) высокого разрешения (HD Networked Media Player) — устройство домашней электроники. Плеер выполняет роль «посредника» между Интернетом или домашней сетью и обычным телевизором, что позволяет выводить файлы из Сети напрямую на большой экран. Устройство подключается к телевизору или AV-ресиверу, управление осуществляется с пульта дистанционного управления. Видеока́рта (также видеоада́птер, графический ада́птер, графи́ческая пла́та, графи́ческая ка́рта, графи́ческий ускори́тель) — устройство, преобразующее графический образ, хранящийся как содержимое памяти компьютера (или самого адаптера), в форму, пригодную для дальнейшего вывода на экран монитора. Первые мониторы, построенные на электронно-лучевых трубках, работали по телевизионному принципу сканирования экрана электронным лучом, и для отображения требовался видеосигнал, генерируемый видеокартой… Веб-страница (англ. Web page) — документ или информационный ресурс Всемирной паутины, доступ к которому осуществляется с помощью веб-браузера. Типичная веб-страница представляет собой текстовый файл в формате HTML, который может содержать ссылки на файлы в других форматах (текст, графические изображения, видео, аудио, мультимедиа, апплеты, прикладные программы, базы данных, веб-службы и прочее), а также гиперссылки для быстрого перехода на другие веб-страницы или доступа к ссылочным файлам. Многие… Аудиокодек (англ. Audio codec; аудио кодер/декодер) — компьютерная программа или аппаратное средство, предназначенное для кодирования или декодирования аудиоданных. Текстовый пользовательский интерфейс, ТПИ (англ. Text user interface, TUI; также Character User Interface, CUI) — разновидность интерфейса пользователя, использующая при вводе-выводе и представлении информации исключительно набор буквенно-цифровых символов и символов псевдографики. Характеризуется малой требовательностью к ресурсам аппаратуры ввода-вывода (в частности, памяти) и высокой скоростью отображения информации. Появился на одном из начальных этапов развития вычислительной техники, при развитии… Векторная графика — способ представления объектов и изображений (формат описания) в компьютерной графике, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов, обычно называемых примитивами, таких как: точки, линии, сплайны, кривые Безье, круги и окружности, многоугольники. Видеоредактор — компьютерная программа, включающая в себя набор инструментов, которые позволяют осуществлять нелинейный монтаж видео- и звуковых файлов на компьютере. Кроме того, большинство видеоредакторов позволяют создавать и накладывать титры, осуществлять цветовую и тональную коррекцию изображения, микшировать звук и создавать спецэффекты. Программы профессионального назначения позволяют синхронизировать звук с изображением по временному коду. Видеоконтроллер (англ. Video Display Controller, VDC) — специализированная микросхема, являющаяся главным компонентом схемы формирования видеоизображения в компьютерах и игровых консолях. Некоторые видеоконтроллеры также имеют дополнительные возможности, например, генератор звука. Микросхемы видеоконтроллеров применялись в основном в домашних компьютерах и игровых системах 1980-х годов. Встроенный графический процессор (IGP, сокр. от англ. Integrated Graphics Processor, дословно — интегрированный графический процессор) — графический процессор (GPU), встроенный (интегрированный) в CPU. Вебтоп — интерфейс рабочего стола, встроенного в браузер или подобное приложение-клиент. Вебтоп объединяет в себе веб-приложения, веб-сервисы, клиент-серверные приложения, серверы приложений. Вебтоп представляет собой рабочий стол, похожий на Windows, Mac, или графический интерфейс на системах Linux или Unix, работающий внутри браузера как обычный веб-сайт. Внутри него, приложения, данные, файлы и настройки сохраняются на сервере и при необходимости передаются в вебтоп. Браузер, в таком случае, в… В этой таблице сравниваются основные технические данные различных цифровых аудиоформатов. Сравниваются как форматы файла без сжатия, так и с применением сжатия.

Подробнее: Сравнение цифровых аудиоформатов

Последовательное скачивание (англ. progressive download, также используется термин псевдостриминг) — это передача файлов с медиа-данными от веб-сервера веб-клиенту в основном с использованием протокола HTTP по запросу с клиентского компьютера. Потребитель может начать воспроизведение контента ещё до того, как он скачается полностью. Основное отличие от потоковой передачи — это то, как цифровые данные получаются и хранятся на устройстве конечного пользователя. Виртуа́льный при́нтер — это компьютерная программа, интерфейс которой аналогичен обычному драйверу принтера, но реальным принтером она не управляет. Когда пользователь запускает печать документа на таком принтере, программа определённым образом обрабатывает полученный поток графических команд, иногда позволяя вносить в него изменения, а результат обработки обычно записывается в файл. Стандартное тестовое изображение — цифровой файл, содержащий изображение, служащий для тестирования алгоритмов обработки и сжатия. Использование одинаковых стандартных изображений позволяет различным лабораториям сравнивать свои результаты. В большинстве случаев отбираются такие изображения, с подобными которым и будет использоваться класс техник обработки. Другие изображения выбираются с целью проверки алгоритмов восстановления изображений, например, алгоритмов воспроизведения деталей и текстур… Графический редактор — программа (или пакет программ), позволяющая создавать, просматривать, обрабатывать и редактировать цифровые изображения (рисунки, картинки, фотографии) на компьютере. Те́кстовый файл — компьютерный файл, содержащий текстовые данные. Текстовым файлам противопоставляются двоичные (бинарные) файлы, в которых содержатся данные, не рассчитанные на интерпретацию в качестве текстовых (например, файлы, хранящие текст в закодированном или сжатом виде, или хранящие не текст, а звук, изображение или иные данные). Ассоциация или ассоциирование файлов — в программном обеспечении привязывание файла (по расширению или по каким-либо другим признакам) к прикладной программе, которая обрабатывает эти файлы. При «вызове» этого файла, например, в файловом менеджере, вызовется связанная с ним программа и откроет файл. Цифровая фоторамка (digital photo frame) — это электронное устройство, предназначенное для считывания и показа изображений, записанных в цифровом виде. Визуализация жизненного цикла (Lifecycle Visualization) — комплексное решение в составе Teamcenter, включающее в себя различные методы и приемы работы с 2D и 3D-представлениями данных, описывающими продукт на протяжении его жизненного цикла. Решение позволяет управлять графическими данными, не загружая специализированных приложений — САПР или внешних графических редакторов. Скретч (англ. Scratch, МФА:skræt͡ʃ) — визуальная событийно-ориентированная среда программирования, созданная для детей и подростков. Название произошло от слова scratching — техники, используемой хип-хоп-диджеями, которые крутят виниловые пластинки вперед-назад руками для того, чтобы смешивать музыкальные темы. Декодер в общем случае — некоторое звено, которое преобразует информацию из одного внешнего вида в другой вид, применяемый в каком-нибудь устройстве. Кадровый буфер (англ. framebuffer) (другие названия: буфер кадра, видеобуфер, фреймбуфер) — реальное или виртуальное электронное устройство или область памяти для кратковременного хранения одного или нескольких кадров в цифровом виде перед его отправкой на устройство видеовывода. Буфер может быть использован для выполнения над кадром различных предварительных операций, организации стоп-кадра, устранения мерцания изображения и др. Обычно кадр хранится в виде последовательности цветовых значений каждого… Процессор машинного зрения (англ. Vision processing unit, VPU) — новый класс специализированных микропроцессоров являющихся разновидностью ИИ-ускорителей, предназначенных для аппаратного ускорения работы алгоритмов машинного зрения. Захват видео (от англ. Video capture — захват видео) — процесс преобразования видеосигнала из внешнего источника в цифровой видеопоток при помощи персонального компьютера и запись его в видеофайл с целью последующей его обработки, хранения или воспроизведения. В компьютерной графике палитра — ограниченный набор цветов, доступный графической системе компьютера. Синоним: индексированные цвета. Редактором тегов называют программное обеспечение, используемое для указания и редактирования только тегов файлов мультимедийных форматов. В основном такие редакторы работают с аудиофайлами, например ID3, APEv2 или комментариями Vorbis, но встречаются и инструменты для работы с метаданными файлов JPEG, PDF и TIFF.

Форматы графических изображений

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 14Следующая ⇒

Способ организации и хранения информации в файле носит название формата. Этот параметр оказывает определенное влияние на качество изображения и размер файла, т.к. некоторые форматы позволяют сжимать файлы и могут содержать в себе дополнительную информацию.

В компьютерной графике применяют более 30 форматов файлов для хранения изображений. Наиболее распространенными графическими форматами являются: BMP, TIFF, GIF, JPEG, CDR, EPS и PDF.

Все имеющиеся графические форматы можно разбить на три группы:

  • растровые;
  • векторные;
  • универсальные.

Лучше сохранить результаты работы в формате, который является «родным» для используемой программы, например: Paint – *. bmp, PhotoShop – *.psd, CorelDraw – *.cdr.

Универсальные форматы поддерживают не только графические программы, но и другие типы прикладных программ.

В таблице 10.2 приведены наиболее распространенные форматы графических изображений.

Таблица 10.2

 

Формат
Формат .ВМР родной формат WINDOWS. Применяется для хранения растровых изображений, предназначенных для использования в WINDOWS (рабочий стол). В этом формате хранятся растровые документы программы Paint (*.bmp).
Формат .JPEG является одним из наиболее распространенных графических форматов, которые используются для сжатия растровых картинок фотографического качества. Недостатком этого формата является частичная потеря хранящейся в файле информации (например, тонкие нюансы цветопередачи). Формат рекомендуется использовать только для электронных публикаций. Формат «JPEG» предназначен для хранения растровых изображений в виде (*.jpg).
Формат .EPS предназначен как для векторных, так и для растровых изображений, надежный и универсальный формат, почти все программы, работающие с графикой, могут писать и читать файлы в этом формате. В этом формате хранятся как векторные, так и растровые документы (*.eps).
Формат .PDF (Portable Documents Format) предназначен для хранения документов целиком с любыми рисунками, служит только для чтения – родной формат программы Adobe Acrobat (основное средство распространения документов). Формат «PDF» может использоваться для представления как векторных, так и растровых изображений, отличается высокой степенью сжатия, что обеспечивает компактность файлов при высоком качестве иллюстраций. В этом формате хранятся как векторные, так и растровые документы (*.pdf), предназначенные только для чтения, но не для редактирования
Формат .TIFF (Tagged Image File Format) предназначен для хранения растровых изображений высокого качества, надежный и универсальный формат, почти все программы, работающие с графикой, могут писать и читать файлы в этом формате. Формат TIFF применяется в полиграфии. В этом формате хранятся растровые документы (*.tif).
Формат .PSD (PhotoShop Documents) предназначен для хранения растровых изображений, родной формат программы Adobe PhotoShop. Основной недостаток заключается в отсутствии эффективных средств сжатия информации и поэтому файлы имеют большой объём. В этом формате хранятся растровые документы в виде (*.psd).
Формат .PСX предназначен для хранения растровых изображений. Формат устарел из-за ряда недостатков. В этом формате хранятся растровые документы в виде (*.psх).
Формат .GIF (Graphies Interchange Format) стандартизирован в 1987 году как средство хранения сжатых изображений, предназначен для хранения растровых изображений с фиксированным (256) количеством цветов. Данный формат применим в Интернете благодаря высокой степени сжатия. В этом формате хранятся растровые документы в виде (*.gif).
Формат .PNG (Portable NetworkGraphies) предназначен для хранения растровых изображений, для публикаций в Интернете. Данный формат применим в Интернете благодаря высокой степени сжатия. Создавался для замены форматов JPEG, GIF, появился в 1995 году. В этом формате хранятся растровые документы в виде (*.png).
Формат .CDR предназначен для хранения векторных изображений, родной формат программы CorelDraw. В этом формате хранятся векторные документы в виде (*.cdr).
Формат PhotoCD разработан фирмой Kodak для хранения цифровых растровых изображений высокого качества. В этом формате хранятся растровые документы в виде (*.pcd).
Формат WMF (Windows MetaFile)предназначен для хранениявекторных изображений операционной системы Windows. Формат имеет ограниченное применение из-за ряда недостатков. В этом формате хранятся векторные документы в виде (*.wmf).

 

Шрифты, поддерживаемые операционной системой Windows XP

Шрифты, используемые в текстовых редакторах и процессорах, можно рассматривать как графические объекты. В Windows под шрифтом понимается имя гарнитуры шрифта. Шрифты характеризуются начертанием, например: полужирный, курсив и полужирный курсив.

Операционная система Windows XP позволяет работать с двумя классами шрифтов: растровыми и векторными.

Символы растровых шрифтов образуются как комбинации точек в матрице заданного размера, на базе которой эти символы построены. В списке растровых шрифтов указываются их характерные размеры. Достоинством растровых шрифтов является высокая скорость отображения символов на экране. Поэтому операционная система использует растровые шрифты в качестве экранных шрифтов при выводе системной информации.

Если растровые шрифты хранятся в виде наборов разных размеров, то размеры векторных шрифтов программно изменяются и эта операция управляема. Векторные шрифты описываются математическими формулами, по которым строятся криволинейные контуры. Линия – это элементарный объём векторной графики. Все рисунки и шрифты векторной графики строятся из линий.

Символы векторных шрифтов для любых размеров строятся из одного набора символов, являются такими же векторными объектами, которые представляются как графические контуры. Поэтому векторные шрифты называют масштабируемыми.

В векторных редакторах предусмотрены для работы с текстом следующие возможности: инструменты, палитры, режимы, векторное преобразование символов, если недостаточно стандартных шрифтовых наборов. Таким образом, появилась операция векторизации текстовых объектов, в результате чего символы превращаются в контуры, которые можно обрабатывать инструментами векторного редактора: наклонять, растягивать или сжимать, масштабировать, изменять параметры. Всё это позволяет в векторных редакторах художественно оформить текст: журнальные заголовки текстов или рекламные объявления.

На основе векторных шрифтов были разработаны стандарты TrueType и Type 1(PostScript). Позже появился новый общий стандарт, который получил название Open Type. Операционная система Windows XP поддерживает все эти три стандарта

Выработка единого универсального стандарта является реализацией концепции векторных шрифтов, которая учитывает методы построения контуров символов из простейших кривых линий, формат записи файла данных, описывающих шрифт.

В текстовых редакторах используются шрифтовые наборы. На основе стандартов Open Type, True Type, Type 1 создан шрифтовой набор, в котором шрифты называют контурными. Система Windows XP использует общее средство установки для всех категорий шрифтов.

В Windows XP используются шрифты трёх основных типов.

Контурные шрифты

Шрифты TrueType и OpenType являются контурными, то есть их изображение формируется с помощью прямых и кривых линий. Тип Open Type является расширением TrueType. Для тех и других шрифтов возможно масштабирование и поворот. Оба типа шрифтов хорошо смотрятся в любых размерах и во всех устройствах вывода, поддерживаемых Windows.

При использовании шрифтов TrueType, Open Type отпечатанный текст выглядит так же, как на экране. Другим преимуществом шрифтов TrueType является возможность масштабирования символов до любых размеров

Windows содержит различные шрифты OpenType, в том числе Arial, Courier New, Lucida Console, Times New Roman, Symbol и Wingdings.

Векторные шрифты

Векторные шрифты поддерживаются системой, поскольку некоторые программы все еще зависят от них. Изображение векторных шрифтов формируется из математических моделей. Эти шрифты используются преимущественно для плоттеров. Windows поддерживает три векторных шрифта: Modern, Roman и Script.

Растровые шрифты

Растровые шрифты поддерживаются системой, поскольку некоторые программы все еще зависят от них. Растровые шрифты хранятся в файлах в виде точечных рисунков и создаются путем отображения наборов точек на экране и бумаге.

В текстовых редакторах прикладные программы не занимаются управлением шрифтами, установленными на компьютере. Этим занимается операционная система. Прикладные программы лишь опираются на операционную систему. Программа «Шрифты» относится к служебным программам для настройки операционной системы Windows XP и находится в приложении «Панель управления» (кнопка «Пуск»).

Для простейших операций по изменению вида и начертания шрифта используется панель инструментов «Форматирование». В главном меню раздел «Формат» содержит команду «Шрифт», где выбирается гарнитура, размер шрифта, полужирный, курсив и т.д.

3. Примеры выполнения задания к практическому занятию №10

Практическое занятие №10 предусматривает работу с двумя видами графики, отмечая их достоинства и недостатки. Объектом рассмотрения выбраны шрифты, хранящиеся в виде стандартных шрифтовых наборов в служебной программе «Шрифты».

Задания практического занятия позволяют наблюдать недостатки растровой графики:

  • Большие объёмы памяти для хранения рисунков
  • Снижение качества при увеличении рисунков (плохая масштабируемость). Этот эффект называется пикселизацией.
  • Сложность управления размером и начертанием символьной информации.

Указания к работе.

  1. В папке «Панель управления» просмотреть виды шрифтов, затем определить к какому типу данные шрифты относятся.
  2. Так как большинство шрифтов относятся к контурным (векторным) шрифтам и в текстовом редакторе с ними можно работать, то векторные редакторы в данной практической работе не используются.
  3. В практической работе предусматривается работа в графическом редакторе PAINT.

Задания к практическому занятию №10

Задания к данному практическому занятию предусматривает работу со стандартными шрифтами, которые рассматриваются как графические объекты. Кроме того, данная работа касается темы настройки операционной системы, в частности, настройки шрифтов.

Задание 1. Работа со служебной программой «Шрифты».

  • Открыть папку «Панель управления» (кнопка «Пуск», выбрать «Панель управления»).
  • Выбрать программу «Шрифты». Откроется окно «Шрифты», в котором приводится список названий шрифтов, имена и размеры их файлов. В каждой строке с названием шрифта слева стоит символ, который отмечает тип шрифта.
  • Если символ похож на символ «0», то это тип OpenType, который относится к контурным шрифтам. Контурные шрифты составляют основную часть в списке.
  • Если символ похож на символ «А», то подразумеваются все остальные типы шрифтов, кроме типа OpenType.
  • Просмотреть основные виды шрифтов и определить их тип (контурные, векторные, растровые). Отличительным признаком является символ в каждой строке, который отмечает тип шрифта. В списке только три векторных шрифта: Modern, Roman и Script.
  • Так как большинство шрифтов относятся к контурным, то каждому выбрать из списка «Шрифты» по одному названию этого типа в соответствии с вариантом. Например, у студента пятый вариант, то он должен выбрать наименование контурного шрифта, который является пятым в списке «Шрифты». Для сравнения выбрать из списка «Шрифты» любой растровый шрифт.
  • Записать в тетрадь выбранные наименования шрифтов. Сделать выводы по выбранной паре шрифтов, в которых отметить их главное отличие.

Задание 2. Сравнение двух видов графики: векторной и растровой.

Задание практической работы направлено на сравнение двух видов графики: векторной и растровой. Объектом рассмотрения двух видов графики предлагается в данной работе выбрать шрифты.

  1. Создать на рабочем столе папку с именем Шрифты.
  2. В редакторе Word набрать текст из задания 2 Приложения 3 своего варианта векторным шрифтом размером 8.
  3. Сохранить файл в папке «Шрифты» под именем «Шрифты векторные». Файл должен содержать текст в 0,5 страницы.
  4. Скопировать текст данного файла и вставить его в графический редактор PAINT.
  5. Сохранить файл под именем «Шрифты растровые» в папке Шрифты.
  6. В папке «Шрифты» просмотреть размеры файлов в байтах и в соответствующих файлах записать их размеры в байтах. Отметить во сколько раз превышает размер файла под именем «Шрифты растровые» по сравнению с файлом «Шрифты векторные».
  7. Представить результаты работы. В первом окне открыть файл под именем «Шрифты растровые» в папке «Шрифты», масштаб текста 100%.
  8. Во втором окне открыть файл под именем «Шрифты растровые» в папке «Шрифты». Увеличить масштаб текста в четыре раза. Сохранить файл под именем «Шрифты растровые 1» в папке «Шрифты».
  9. В третьем окне открыть файл под именем «Шрифты векторные» в папке «Шрифты», масштаб текста 100%.
  10. В четвёртом окне открыть файл под именем «Шрифты векторные» в папке Шрифты, увеличить масштаб текста в четыре раза. Сохранить файл под именем «Шрифты векторные1» в папке «Шрифты».
  11. Разместить четыре окна с текстами на экране в виде мозаики.
  12. Сделать выводы по пункту 6 относительно размеров файлов и по пункту 11 следует отметить качество текста после увеличения масштаба.

Задания для ИДЗ №4 по теме «Компьютерная графика» не предусмотрено.

Вопросы для самоконтроля к практическому занятию № 10. Тема «Компьютерная графика»

1. Растровое изображение – это:

1) набор действий по созданию рисунка с помощью различных линий;

2) изображение;

3) набор фигур;

4) набор точек, расположенных на сетчатом поле.

2. Векторное изображение – это:

1) создание рисунка с помощью различных линий, фигур;

2) набор точек, расположенных на сетчатом поле;

3) создание рисунка с помощью различных наборов точек;

4) набор пикселей.

3. Недостаток растровой графики состоит в том, что:

1) изображение для своего хранения требует большое количество памяти;

2) изображение не обладает контрастностью;

3) изображение требует большого количества цветов;

4) все выше перечисленное.

4. Недостаток векторной графики:

1) описание объекта является простым и занимает мало памяти;

2) простота масштабирования изображения;

3) независимость объема памяти, требуемой для хранения изображения;

4) невозможность получения изображения фотографического качества.

5. Достоинство векторной графики – это:

1) описание объекта является простым и занимает мало памяти;

2) возможность передачи большого количества информации (фотографии) ;

3) Перед выводом на экран производит вычисления координат экранных точек в изображении объекта;

4) файлы векторных форматов содержат описания рисунков в виде команд.

6. В цветовой модели RGB в качестве компонентов применяются основные цвета:

1) пурпурный, черный, зеленый;

2) зеленый, синий, желтый;

3) красный, зеленый, синий;

4) желтый, синий, красный.

7. Цветовая модель RGB является моделью:

1) перцепционной, основанной на восприятии цветов;

2) субтрактивной, основанной на вычитании цветов;

3) аддитивной, основанной на сложении цветов;

4) формальной, основанной на умножении цветов.

8. Цветовая модель CMYK является моделью:

1) перцепционной, основанной на восприятии цветов;

2) субтрактивной, основанной на вычитании цветов;

3) аддитивной, основанной на сложении цветов;

4) формальной, основанной на умножении цветов.

9. Цветовая модель HSB является моделью:

1) субтрактивной, основанной на вычитании цветов;

2) аддитивной, основанной на сложении цветов;

3) перцепционной, основанной на восприятии цветов;

4) формальной, основанной на умножении цветов.

10. При выводе изображений на экран монитора используется цветовая модель …

1) CMYK; 2) HSB; 3) PDF; 4) RGB.

11. При выводе изображений на печать используется цветовая модель:

1) RGB; 2) CMYK; 3) HSB; 4) PDF.




Популярные форматы графических файлов | KM.RU

Популярные форматы графических файлов

С момента появления на свет первых персональных компьютеров, оснащенных текстовыми монохромными дисплеями, они обречены были довольствоваться незавидной ролью хоть и умных, но все же только калькуляторов или пишущих машинок. Недаром в компьютерном мире ходит то ли быль, то ли легенда о том, что, когда одного из разработчиков первых домашних компьютеров спросили, где он видит область применения новинки, тот после долгих раздумий не нашел другого ответа, кроме как предложил их использовать в качестве хранилища кулинарных рецептов для домохозяек! И только после появления сначала монохромных графических, а потом и цветных дисплеев, началась та самая компьютерная революция, последствия которой придется расхлебывать не нам, но нашим детям.

Таким образом, само понятие современного персонального компьютера неразрывно связано с графикой, причем во всех ее ипостасях. И сегодня мы попробуем немного разобраться с одной из самых запутанных и малопонятных для начинающего компьютерщика областей компьютерной графики, а именно с типами форматов графических файлов, рассмотрим их основные свойства и особенности использования в различных областях деятельности.

По-моему, ни одна другая область применения компьютера не может похвастать таким многообразием типов форматов файлов, как компьютерная графика. Каждая более или менее солидная софтверная компания считает своим долгом сделать хоть какой, но графический редактор, а в придачу к нему, само собой разумеется, создается свой собственных формат файлов, в котором, как уверяют разработчики, этот редактор сохраняет шедевры, созданные с его помощью, наилучшим образом. Как итог такого подхода сложилась ситуация, когда уже никто не в состоянии охватить все многообразие типов существующих графических форматов. Но требования переносимости файлов между различными приложениями вынудили выделить несколько определенных форматов, ставших, каждый в своей области, стандартами де-факто. Так, для изображений в интернете в большинстве случаев используются форматы JPEG и GIF, в издательском деле царствует TIFF и т.д.

Окно конвертирования в различные графические форматы программы ACDSee

Все форматы графических файлов можно разделить на два типа: растровые и векторные. Друг от друга они отличаются принципом формирования изображения. В растровых изображениях картинка складывается наподобие мозаики, из отдельных точек (пикселей), каждая из которых исчерпывающе определяется 2 основными параметрами: координатами расположения и цветом. Наиболее близкой аналогией растрового изображения является изображение на экране компьютерного монитора (или обычного телевизора), которое создает электронный луч, пробегающий последовательно по каждой строке формируемого кадра изображения (растра). Многие растровые форматы обладают способностью нести дополнительную информацию: различные цветовые модели изображения, вектора, альфа-каналы (дополнительный канал, с помощью которого можно сохранять выделенные или прозрачные области изображения), слои различных типов, интерлиньяж (возможность чересстрочного показа изображения), анимацию, возможности сжатия и многое другое. Достоинства растровых изображений — в их способности передать тончайшие нюансы изображения, а также в широчайших возможностях по его редактированию, выражающихся в простом доступе к каждому пикселю изображения, возможности индивидуального изменения каждого из его параметров. Ну, а принципиальный недостаток один — очень большие размеры полученного файла.

В противовес растровым изображениям, векторное изображение представляет собой совокупность отрезков кривых линий, которые описываются математическими выражениями, и цветных заливок. Проще говоря, чтобы компьютер нарисовал прямую линию, нужны координаты двух точек, которые соединяются по кратчайшему пути, для дуги задаются координаты центра окружности и радиус и т.д. Таким образом, векторная иллюстрация — это набор геометрических примитивов (простейших объектов, таких как линии, окружности, многогранники и тому подобное), использующихся для создания более сложных изображений. Отсюда и основное достоинство векторных форматов — компактность полученных файлов, а также высокое качество полученных изображений, причем независимо от разрешающей способности устройства отображения. В качестве недостатка можно отметить определенную трудоемкость при создании и редактировании сложных элементов изображений, а также проблемы, возникающие при распечатке векторных изображений на некоторых принтерах. Кроме векторных форматов, используемых в графических редакторах, существует их особая разновидность, используемая в пакетах деловой и научной графики, а также в продуктах, предназначенных для создания технической документации (CAD и т.п.). Хотя формально они относятся к числу векторных графических форматов, но в виду их применения в узко специализированных приложениях, они останутся за рамками данного обзора.

Растровые графические форматы

BMP (Windows Device Independent Bitmap)

Самый простой растровый формат BMP, также известный под именем DIB, является родным форматом Windows, он поддерживается всеми графическими редакторами, работающими под ее управлением. В BMP данные о цвете хранятся только в модели RGB, поддерживаются как индексированные цвета (до 256 цветов), так и полноцветные изображения, причем в режиме индексированных цветов возможна простейшая компрессия RLE (Run Length Encoding — кодирование с переменной длиной строки). Без компрессии размер файла оказывается близок к максимально возможному. Вся «мультиплатформенность» формата заключается лишь в поддержке Windows и практически совсем уже исчезнувшей OS/2. Благодаря примитивнейшему алгоритму записи изображения, при обработке файлов формата BMP очень мало расходуется системных ресурсов, поэтому этот формат очень часто используется для хранения логотипов, экранных заставок, иконок и прочих элементов графического оформления программ.

PCX (Soft Publisher’s Paintbrush)

Примерно такими же возможностями, как BMP, обладает и формат PCX, разработанный еще на заре компьютерной эпохи фирмой Z-Soft специально для своего графического редактора PC PaintBrush под операционную систему MS-DOS, отсутствует только поддержка операционной системы OS/2. Зато изображения в формате PCX можно посмотреть большинством программ под DOS, в том числе и внутренним просмотрщиком Norton Commander. Цветовые возможности: 1, 2, 4, 8 или 24- битовый цвет, поддерживается только схема RGB, причем полностью отсутствуют возможности сохранения монохромного изображения в оттенках серого. Всегда применяется сжатие ROB. Как и ВМР, этот формат в значительной мере устарел и поддерживается современными графическими программами исключительно для совместимости с антикварным софтом.

GIF (Graphics Interchange Format)

Не погрешу против истины, если скажу, что самым популярным форматом на интернетовских просторах является достаточно уже пожилой формат GIF, предложенный фирмой CompuServe в далеком 1987 году. Отличительной его особенностью является использование режима индексированных цветов (не более 256), что ограничивает область применения формата изображениями, имеющими резкие цветовые переходы. Формат GIF является излюбленным форматом веб-мастеров, использующих его для сохранения многочисленных элементов оформления своих страничек. Небольшие размеры файлов изображений обусловлены применением алгоритма сжатия без потерь качества LZW, благодаря чему изображения в этом формате наиболее удобны для пересылки по все еще узким каналам связи глобальной сети. К числу его самых заметных отличий относятся возможность использования режима постепенного проявления изображения (interleaved), в этом режиме строки изображения выводятся на экран не подряд, а в определенном порядке: сначала каждая 8-я, затем — 4-я и т.д. Таким образом, полностью изображение показывается в четыре прохода, что позволяет еще до полной загрузки изображения понять его суть, и, в случае необходимости, прервать его закачку. В 1989 году формат был обновлен и получил наименование GIF89А. От предыдущей версии его отличает наличие дополнительного альфа-канала для реализации эффекта прозрачности (к сожалению, не больше одной градации) и возможности хранить в одном файле несколько картинок с указанием времени показа каждой (эта «фича» формата GIF89А больше всего по душе пришлась создателям анимированных рекламных баннеров).

Тем не менее, формат GIF медленно, но уверенно сходит со сцены, и толчком к этому послужили требования выплаты денежных компенсаций американской компании Unisys, владеющей патентом на алгоритм сжатия данных LZW, лежащего в основе этого формата. Кроме того, невозможность отображения более чем 256 цветов тоже не способствует долголетию формата. На сегодняшний день самым вероятным его преемником видится формат PNG.

PNG (Portable Network Graphics)

Формат PNG, являющийся плодом трудов сообщества независимых программистов, появился на свет как ответная реакция на переход популярнейшего формата GIF в разряд коммерческих продуктов. Этот формат, сжимающий графическую информацию без потерь качества, используя алгоритм Deflate, в отличие от GIF или TIFF сжимает растровые изображения не только по горизонтали, но и по вертикали, что обеспечивает более высокую степень сжатия и поддерживает цветные фотографические изображения вплоть до 48-битных включительно. Как недостаток формата часто упоминается то, что он не дает возможности создавать анимационные ролики, хотя сейчас, при повальном переходе практически всей анимации на технологию Flash, это уже совсем не актуально. Зато формат PNG позволяет создавать изображения с 256 уровнями прозрачности за счет применения дополнительного альфа-канала с 256 градациями серого что, безусловно, выделяет его на фоне всех существующих в данный момент форматов. В числе других отличительных особенностей этого формата можно отметить двумерную чересстрочную развертку (т.е. изображение проявляется постепенно не только по строкам, но и по столбцам) и встроенную гамма-коррекцию, позволяющую сохранять изображения, яркость которых будет неизменна не только на любых машинах PC, но и на таких альтернативных платформах, как Mac, Sun или Silicon Graphics. Так как формат создавался для интернета, в его заголовке не предназначено место для дополнительных параметров типа разрешения, поэтому для хранения изображений, подлежащих печати, PNG плохо подходит, для этих целей лучше подойдет PSD или TIFF. Зато он хорош для публикации высококачественной растровой графики в интернете.

Но широкое распространение этого, поистине передового формата сдерживают и некоторые его недостатки. Так, формат PNG значительно уступает своему предшественнику, GIF-у, в тех случаях, когда речь идет о мелких элементах оформления веб-страниц, таких, как кнопки, рамки и т.п. Проблема заключается в том, что в файле изображения около 1 Кб занимает описание палитры цветов, что порой бывает сопоставимо с размером самого изображения.

JPEG (Joint Photographic Experts Group)

Самый популярный формат для хранения фотографических изображений JPEG (или JPG) является общепризнанным стандартом в интернете. JPEG может хранить только 24-битовые полноцветные изображения. Одноименный с форматом, достаточно сложный алгоритм сжатия основан на особенностях человеческого зрения (используется представление блока пикселей 8х8 одним цветом с сохранением информации о яркости плюс метод Хаффмана и, в зависимости от степени компрессии, некоторые другие ухищрения). Хотя JPEG отлично сжимает фотографии, но это сжатие происходит с потерями и портит качество, тем не менее, он может быть легко настроен на минимальные, практически незаметные для человеческого глаза, потери. Кстати, усилить сжатие и минимизировать потери качества можно, предварительно размыв изображение (например, применив фильтр blur). Однако не стоит использовать формат JPEG для хранения изображений, подлежащих последующей обработке, так как при каждом сохранении документа в этом формате процесс ухудшения качества изображения носит лавинообразный характер. Наиболее целесообразно будет корректировать изображение в каком-нибудь другом подходящем формате, например TIFF, и лишь по завершению всех работ окончательная версия может быть сохранена в JPEG. Таким образом, можно сохранить вполне приемлемое качество изображения при минимальном размере итогового файла.

Существует разновидность формата JPEG, именуемая «прогрессивный JPEG» (p-JPEG). Прогрессивный JPEG отличается от обычного тем, что при выводе его на экран изображение появляется почти сразу, но низкого качества, а по мере загрузки качество улучшается (процесс аналогичен постепенному показу GIF). Формат JPEG не поддерживает анимацию или прозрачный цвет, и пригоден в подавляющем большинстве случаев только для публикации полноцветных изображений, типа фотографических, в интернете.

TIFF (Tag Image File Format)

Формат TIFF был разработан компанией Aldus для своего графического редактора PhotoStyler, впрочем, уже почившего в бозе, однако самому формату была уготована гораздо более долгая жизнь. Как универсальный формат для хранения растровых изображений, TIFF достаточно широко используется, в первую очередь, в издательских системах, требующих изображения наилучшего качества. Кстати, возможность записи изображений в формате TIFF является одним из признаков высокого класса современных цифровых фотокамер. Формат поддерживает множество алгоритмов сжатия (в том числе популярные LZW, Deflate или JPEG), типов изображений от битового (1-, 2-, 4-, 8-, 24- и 32-битные изображения) и индексированных цветов до LAB, CMYK и RGB (кроме дуплексов и многоканальных документов). Кроме того, существуют две разновидности формата, соответственно для IBM PC и Macintosh, обусловленные различным порядком записи чисел, реализуемым на этих платформах. Со сжатием LZW файл TIFF занимает почти столько же места, сколько и GIF, только, в отличие от последнего, TIFF поддерживает полноцветные изображения и хранит в своем теле подробную информацию об изображении — разрешение, тип принтера и другие детали, необходимые для профессиональной работы с изображениями. В этом формате поддерживаются такие чисто профессиональные возможности, как обтравочные контуры, альфа-каналы, возможность сохранять несколько копий изображения с разным разрешением и даже включать в файл слои. Благодаря своей совместимости с большинством профессионального ПО для обработки изображений, формат TIFF очень удобен при переносе изображений между компьютерами различных типов (например, с PC на Маc и обратно).

PSD (Adobe Photoshop)

Формат PSD является стандартным форматом пакета Adobe Photoshop и отличается от большинства обычных растровых форматов возможностью хранения слоев (layers). Он содержит много дополнительных переменных (не уступает TIFF по их количеству) и сжимает изображения, используя алгоритм сжатия без потерь RLE Packbits, иногда даже сильнее, чем PNG (только в тех случаях, когда размеры файла измеряются не в килобайтах, а в десятках или даже сотнях мегабайт). Формат поддерживает глубины цвета, вплоть до 16 бит на канал (48-битные цветные и 16-битные черно-белые), а также альфа-каналы, слои, контуры, прозрачность, векторные надписи и т. п. Прекрасно подойдет для переноса или хранения изображений, содержащих специфические, свойственные только Adobe Photoshop, элементы. Файлы PSD свободно читаются большинством популярных просмотрщиков, но не стоит забывать, что, открыв эти файлы в некоторых графических редакторах третьих фирм, даже декларирующих поддержку формата PSD, можно потерять значительную часть их специфических возможностей (особенно в части работы со слоями, см. серию наших статей «Adobe Photoshop, первые шаги»).

Векторные графические форматы

Среди векторных форматов, в отличие от растровых, идея хоть какой-то разумной стандартизации проявляется значительно слабее. Разработчики практически всех векторных графических программ предпочитают иметь дело только со своими собственными форматами, что связано, скорее всего, со спецификой алгоритмов формирования векторного изображения. Но, так как возможность переноса файлов между различными приложениями в векторной графике не менее актуальна, чем в растровой, то своего рода стандартом стали файловые форматы двух наиболее популярных профессиональных графических пакетов — Adobe Illustrator и CorelDRAW.

AI (Adobe Illustrator Document)

Первый из них, AI, поддерживают практически все программы, так или иначе связанные с векторной графикой. Этот формат является наилучшим посредником при передаче изображений из одной программы в другую, с РС на Macintosh и наоборот. В целом, несколько уступая CorelDRAW по иллюстративным возможностям, (может содержать в одном файле только одну страницу, имеет маленькое рабочее поле — этот параметр очень важен для наружной рекламы — всего 3х3 метра) тем не менее, он отличается наибольшей стабильностью и совместимостью с языком PostScript, на который ориентируются практически все издательско-полиграфические приложения.

CDR (CorelDRAW Document)

Довольно противоречивым является формат CDR, основной рабочий формат популярного пакета CorelDRAW, являющимся неоспоримым лидером в классе векторных графических редакторов на платформе РС. Имея сравнительно невысокую устойчивость и проблемы с совместимостью файлов разных версий формата, тем не менее формат CDR, особенно последних, 7-й и 8-й версий, можно без натяжек назвать профессиональным. В файлах этих версий применяется раздельная компрессия для векторных и растровых изображений, могут внедряться шрифты, файлы CDR имеют огромное рабочее поле 45х45 метров, поддерживается многостраничность.

WMF (Windows Metafile)

Еще один родной формат Windows, на сей раз векторный. Понимается практически всеми программами Windows, так или иначе связанными с векторной графикой. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и универсальность, пользоваться форматом WMF стоит только в крайних случаях, поскольку он не может сохранять некоторые параметры, которые могут быть присвоены объектам в различных векторных редакторах, не воспринимается Macintosh-ами, и, самое главное, способен исказить цветовую схему изображения.

PDF (Portable Document Format)

И в заключение обзора хочется остановиться еще на одном формате неугомонной фирмы Adobe. PDF первоначально проектировался как компактный формат электронной документации, но в последнее время все больше используется для передачи по сетям графических изображений и смешанных документов, содержащих как текст, так и графику. Формат PDF является в полной мере платформонезависимым форматом, в текстовой части которого возможно использование множества шрифтов (которые содержатся непосредственно в документе, поэтому документ будет выглядеть так, как задумал его автор, на любом компьютере, независимо от используемого на нем программного обеспечения) и гипертекстовых ссылок, а также графические иллюстрации любого типа (векторные или растровые). Для достижения минимального размера PDF-файла используется компрессия, причем каждый вид объектов сжимается по наиболее выгодному для него алгоритму. Просматривать документы в формате PDF и распечатывать их на принтере можно с помощью утилиты Acrobat Reader, распространяемой компанией Adobe бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *