Советы и хитрости: техника частотного разложения | Фотограф — Александр Золотухин
Если вы читали мою предыдущую статью — Профессиональная портретная ретушь: техника частотного разложения, то вы уже знаете что такое частотное разложение и как им пользоваться. Если нет, пожалуйста сначала прочитайте ту статью.
Тут я хочу рассказать вам некоторые советы и хитрости по использованию техники частотного разложения, которые помогут вам работать эффективнее и получать лучшее качество. В конце статьи вы можете скачать бесплатные экшены, чтобы применять эту технику быстро и автоматически (нужно подписаться на блог, чтобы получить ссылку на загрузку).
Что же, давайте начнем.
1. Всегда используйте метод Apply Image.
Если ваша цель — получить качественный результат, никогда не используйте метод High Pass для разложения на частоты. В предыдущей статье я уже упоминал, что High Pass не корректен математически, в отличие от Apply Image. Вот простой тест, чтобы увидеть погрешность. Я разделил изображение методом High Pass, сгрупировал получившиеся слои и изменил режим наложения группы на Difference. И вот что я получил:
Отчетливо видны не черные пиксели и линии — это и есть разница между оригинальным изображением и разложенным на частоты, или говоря математическим языком, погрешность. Я немного повысил контрастность, чтобы разница была видна отчетливее, потому что на уменьшенном изображении на сайте она не так заметна. Можете повторить это сами дома, это не опасно 🙂
Если не хотите потерять в качестве еще до того, как начнете собственно редактирование, используйте Apply Image.
2. Используйте 16-битную глбину цвета, если это возможно.
Это касается редактирования изображений всегда. Чем выше глубина цвета изображения — тем лучше. 16-битные изображения в значительно меньшей степени страдают постеризацией. Подробнее этот аспект описывается в статье Глубина цвета. 8 бит или 16 бит.
Но что касается именно техники частотного разложения — этот тот факт, что 8-битные изображения, в отличие от 16-битных, не имеют настоящего 50% серого! На слое высоких частот 50% серый означает не оказывать никакого влияния на низлежащий слой при наложении в режиме Linear Light. Потому возможностьиметь реальные 50% серые пиксели будет очень к стати.
Давайте начнем с простой математики. Представьсте себе что у нас нечетное количество цветов, скажем 5, где 1 — белый, 5 — черный. ТОгда 2 будет светло-серым, 3 — 50% серым и 4 — темно-серым.
Но что будет если у нас нечетное количество цветов? Давайте рассмотрим случай с 6 цветами. На значениях 3 и 4 мы получаем 40% и 60% серый. Наш средний-серый будет где-то на 3,5, но цвета могут быть представлены только целыми числами. Это означает что при четном количестве цветов 50% серый не существует.
Теперь вернемся к 8 и 16-битным цветам.
8-битные цвета представлены значениями от 0 до 255, это дает нам 256 цветов. 256 — это четное число, так что истинного среднего серого цвета в 8-битном режиме не будет. Значение 127,5 будет округлено до 128.
16-битный цвет в Фотошопе на амом деле 15-битный + 1 цвет. 215 = 32768. Добавляем еще 1 цвет и получаем 32769 — нечетное число, в котором 50% серый вполне возможен.
3. Не трогайте оригинальные слои.
Как я уже упоминал в предыдущей статье, всегда используйте отдельные слои любой коррекции, чтобы иметь возможность в любой момент вернуться к любому этапу ретуши. Когда выолняете низкочастотную ретушь, используйте отдельные слои для мешков под глазами, морщинок, мимических складок и прочего. можно использовать любые типы слоев над слоем Low Frequency в режиме наложения Normal. Таким образом вы сможете быстро снизить эффект отдельных коррекций снизив непрозрачность соответствующих слоев. Это дает намного больше гибкости и ускоряет работу. Можно конечно держать все эти изменения на одном слое и при необходимости пользоваться маской слоя, но это не так удобно и не так быстро, как если у вас будут отдельные слои.
4. Раскладываем изображение на 3 и более разных частоты.
Это процедура чуть более сложная (потому в конце статьи прилагается набор бесплатных экшенов для автоматизации) и на мой взгляд довольно бесполезная, но может быть она кому-то пригодится. Покажу на примере разложения на 3 частоты:
- Создайте 3 копии слоя Background: Low Frequency, Med Frequency, High Frequency.
- Примените фильтр Gaussian Blur с большим радиусом. к слою Low Frequency.
- Выбираем слой Med Frequency и запускаем Image -> Apply Image. В графе Layer выбираем слой Low Frequency. Остальные настройки в зависимости от битности изображения.
- Меняем режим наложения слоя Med Frequency на Linear Light.
- Размываем слой Med Frequency с таким радиусом, чтобы пропали только самы мелкие детали, которые уйдут на слой High Frequency (можно воспользоваться фильтром High Pass чтобы точнее прикинуть радиус).
- Выделите слои Med Frequency и Low Frequency, нажмите Cmd+Option+Shift+E / Ctrl+Alt+Shift+E чтобы объединть эти слои на новом слое. Назовите его Help.
- Выбираем слой High Frequency и запускаем Image -> Apply Image. В графе Layer выбираем слой Help. Остальные настройки в зависимости от битности изображения.
- Меняем режим наложения слоя High Frequency на Linear Light.
- Удаляем слой Help.
По такому же алгоритму можно разложить изображение и на большее число частот.
5. Повышение резкости и микроконтраста с помощью частотного разложения.
Техника частотного разложения открывает кучу возможностей не только для ретуши, но и многих других типов обработки. Повышение микроконтраста может значительно улучшить вид пейзажа и даже портрета. Оно делает изображение более резким, четким, выделяет все мельчайшие детали изображения. Оно делает фотографии очень похожими на HDR фотографии с тонмаппингом.
Запомните: делайте это только после того, как закончите ретушь, в противном случае вы сделаете все не исправленные дефекты еще более заметными.
Шарпинг (повышение резкости)
- Выделите все высокочастотные слои (оригинальный и корретирующий). Нажмите Cmd+Option+E / Ctrl+Alt+E чтобы объединить их на новом слое.
- Измените режим наложения получившегося слоя на Linear Light. Вы сразу же увидете как подскочила резкость изображения.
- Добавьте маску слоя удерживая Option / Alt. Появится новая черная маска..
- Рисуйте белой кистью по маске в тех областях, где хотите добавить больше резкости.
Повышение микроконтраста
Тут мы также будем использовать технику частотного разложения, основанную на методе Apply Image. Принцип похож на то что мы делали ранее, но тут мы будем раскладывать изображение на 2 слоя так, чтобы на одном слое остались детали с высоким изначальным микроконтрастом, а на другом — с низким.
- Объедините все видимые слои на новый (Cmd+Option+Shift+E / Ctrl+Alt+Shift+E). Назовите его SurfBlur_Base.
- Создайте копию слоя SurfBlur_Base и назовите её MicroContrast.
- Примените фильтр Surface Blur к слою SurfBlur_Base. Чем выше радиус, тем больше микроконтраста получат детали изображения. Порог (Threshold) определяет какие детали получат больше микроконтраста, а какие нет. При низком пороге эффект будет влиять только на детали с низким изначальным микроконтрастом, а при высоком пороге эффект будет заметен даже на объектах с высоким изначальным микроконтрастом.
- Выберите слой MicroContrast. Перейдите в Image -> Apply Image. Выберите слой SurfBlur_Base в графе Layer, прочие опции в зависимости от битности изображения, и нажмите ОК.
- Поменяйте режим наложения слоя MicroContrast на Linear Light. Сейчас ваше изображение должно выглядеть также как изначально.
- Создайте копию (Cmd+J / Ctrl+J) слоя MicroContrast. Сразу после этого вы должны увидеть улучшение микроконтраста.
- Примените маску к этому слою, если нужно.
6. Старайтесь чтобы ваши фотографии выглядели натурально.
После того как как закончите ретушь, поиграйтесь с прозрачность слоев. Часто бывает, что фото с меньшим количеством правок выглядит лучше и натуральнее.
7. Пользуйтесь экшенами.
В принципе техника не так уж и сложна, когда поймешь как она работает и научишься пользоваться. Но вот выполнять каждый раз кучу механических шагов вручную — не самое приятное занятие. Чтобы всё это автоматизировать и придумали экшены. Можете создать свой собственный набор экшенов по собственному вкусу или воспользоваться моими экшенами. Их можно скачать бесплатно заполнив форму ниже. Всего их 7 и они охватывают широкий спектр способов применения техники частотного разложения.
Вот их список:
1. High Pass Frequency Separation.
2. 2 Frequencies Separation — Apply Image, 8-bit
3. 2 Frequencies Separation — Apply Image, 16-bit
4. 3 Frequencies Separation — Apply Image, 8-bit
5. 3 Frequencies Separation — Apply Image, 16-bit
6. Micro-contrast increasing — 8-bit
7. Micro-contrast increasing — 16-bit
Вы можете скачать бесплатные экшены по ссылке ниже:
Скачать бесплатные экшены
4.7 / 5 ( 20 голосов )
Лучший способ частотного разложения | Сергей Шмаков, фотограф и ретушер
Когда меня спросили почему ты не используешь разделение картинки на 3 составляющих мне было сложно ответить в двух словах. Мне конечно хотелось сказать — «Чтобы работать с тремя частотными составляющими не обязательно делить картинку на эти три составляющие«. Но в таком случае последовали бы дополнительные вопросы и все они свелись бы к одному — «Какой способ частотного разложения лучший?» Я подумал, что будет полезнее написать статью на эту тему чтобы в данном вопросе разобрался не один человек, а все желающие, ведь рано или поздно каждый, кто обрабатывает фотографии задается подобными вопросами.
Начнем с базы.
В любом изображении можно выделить три диапазона частот:
— Высокие (В коже к ним относится текстура и вся мелкая детализация)
— Средние (В коже это пятна малого и среднего размера)
— Низкие (В коже это глобальные светотеневые переходы а также цвет)
Эти три диапазона дают возможность путем разделения картинки получать уже пять составляющих:
1. Отдельно высокие частоты
2. Высокие+средние
3. Отдельно средние частоты
4. Средние+низкие
5. Отдельно низкие частоты
Эти 5 составляющих дают нам 3 варианта для разделения картинки:
1. (Высокие)+(Средние)+(Низкие)
2. (Высокие и средние)+(Низкие)
3. (Высокие)+(Средние и Низкие)
В первом варианте картинка делится на три составляющих, в остальных на две. Сразу возникают вопросы:
— Стоит ли делить картинку на 3 составляющих? Если не стоит, то
Если объединить эти два вопроса в один то выглядеть он будет так:
Какой из этих трех вариантов лучший?
Этот вопросы я и постараюсь раскрыть в этой статье. На деле он не так прост как может показаться и для ответа нам потребуется вникнуть в тему поглубже. Для этого изучим техники, которые заточены под работу с каждой из пяти составляющих:
1. Отдельно высокие частоты (Отдельно текстура)
-Техника чистки штампом (осуществляем копирование и замену нежелательных областей, тем самым вычищая и улучшая текстурную составляющую)
Что касается других инструментов, то лечащая кисточка и заплатка будут работать с различными артефактами поэтому использовать их крайне не рекомендуется. Больше качественных техник для работы с текстурой мне не известно.
Вывод: хотя и используется всего одна техника, но зато работает она великолепно.
2. Высокие+средние (Текстура + фактура)
— Техника чистки штампом (Так как текстура теперь копируется вместе с фактурой, то ее больше не получится почистить отдельно. Также не получится отдельно почистить или ослабить фактуру. При попытках вычистить штампом придется использовать большое число перекопирований, что неизбежно приведет к повсеместному копипасту и потере оригинальной текстуры)
Вывод: в работе со слепленной вместе текстурой с фактурой смысла мало, а недостатков хватает
3. Отдельно средние частоты (Отдельно фактура)
— Техника G-Blur (Для работы с техникой используется размытие на основе фильтра Gaussian Blur с использованием двойного радиуса от разделяющего картинку. Техника позволяет ослабить вполне конкретный пласт средних частот, тем самым сгладить пятна малого и среднего размеров)
Больше техник для работы исключительно со средним пластом частот мне не известно. Возможно кто-то скажет, что можно использовать технику S-Blur, но она раскрывается только в пласте средних частот+низких.
Вывод: благодаря технике G-Blur работа отдельно со средними частотами имеет смысл
4. Средние+низкие (Фактура + глобальные светотеневые переходы + цвет)
— Техника S-Blur (Используется размытие на основе фильтра Surface Blur. Техника позволяет ослабить пласт средних частот а также дополнительно часть низких, тем самым в дополнение к пятнам малого и среднего размера мы получаем возможность разгладить также пятна крупного размера, такие к примеру как бугорки от целлюлита)
— Техника Inverted High Pass (По своей сути аналогична технике G-Blur, но радиус не привязан к двойному значению от разделяющего, а значит можно ослабить не только пласт средних частот, но и часть низких. На практике даже при средних значениях Gaussian Blur сильно размываются контрастные границы и техника теряет свою привлекательность на фоне техники S-Blur, при использовании которой границы почти не размываются)
— Техника работы штампом под текстурой (Позволяет параллельно с размытием фактуры изменять глобальный светотеневой рисунок, при этом неизбежно ослабляются пятна не только мелкого и среднего размеров но и крупные, что ведет к размыливанию кожи, также неизбежно размывается цветовая составляющая. Техника чаще всего используется неопытными ретушерами, желающими ускорить обработку вот что бы то ни стало, при этом закрывая глаза на разрушающий эффект, вносимый этой техникой)
— Техника работы Mixer Brush под текстурой (По своей сути аналогична технике работы со штампом, только если в случае со штампом происходит постоянное перекопирование оригинальной составляющей, то в случае с Mixer Brush происходит динамическое размытие этой составляющей, сопровождающееся смешиванием как на яркостном уровне так и цветовом. При таком смешивании неизбежно размывается фактура, страдает оригинальный объем а также теряется вариативность цвета кожи, но это не значит, что эта техника плоха — она хорошо себя показывает при работе с «неживыми» фактурами, где динамическое размытие со смешиванием на основе выбранного цвета бывает очень даже кстати)
— Техника работы кистью под текстурой (Применений у данной техники масса, к примеру восстановления пересветов, удаления жирных бликов, выравнивание границ макияжа итд. При использовании под фактурой отрисовывать получится только большие объемы из-за чего потеряется универсальность техники)
— Техника чистки с помощью Healing Brush/Spot Healing Brush/Patch Tool (Позволяет производить чистку различных пятен отдельно от текстуры. На практике это не дает особых преимуществ, из недостатков артефакты на контрастных областях и неоправданное увеличение времени на обработку. Есть смысл использовать эти инструменты только с неразделенной картинкой для чистки контрастных пятен, таких как родинки, грязь от туши итп. Тем не менее такая техника существует и ее нужно было упомянуть)
5. Отдельно низкие частоты (Отдельно глобальные светотеневые переходы + цвет)
Мне не известно ни одной техники, предназначенной исключительно для работы с низкими частотами, не с пластом низких+немного средних, а именно с низкими. Все существующие техники либо теряют свой смысл при отсутствии какой-либо фактуры либо попросту перестают работать должным образом.
Вывод: в работе исключительно с низкими частотами смысл практически отсутствует
Таким образом наибольший интерес для нас представляют следующие составляющие:
Отдельно высокие частоты (Отдельно текстура)
Отдельно средние частоты (Отдельно фактура)
Средние+низкие (Фактура + глобальные светотеневые переходы + цвет)
Если учесть, что для работы отдельно со средними частотами используется одна лишь техника G-Blur, которая прекрасно работает на копии слоя со средними+низкими частотами, то приходим к такому варианту разделения:
Верхний слой — отдельно высокие частоты (Текстура)
Нижний слой — средние+низкие (Фактура + глобальные светотеневые переходы + цвет)
Тем самым можно с уверенностью сказать, что разделение на три составляющих не даст нам никаких ощутимых преимуществ.
После того как мы методом исключения пришли к разделению на две составляющих и пониманию того, что в них должно входить, нам осталось лишь научиться делить любую картинку именно на эти составляющие. Ключевой момент при таком разделении в том, чтобы
Разобраться, что именно происходит на верхнем и нижнем слое после разделения в обоих случаях поможет графика ниже:
Вот что происходит с техникой G-Blur наглядно:
И тут я бы уже подводил итоги статье если бы не одно но — не существует четкой границы, где заканчивается текстура и начинается фактура, существует лишь ровный диапазон от высоких частот к низким.
Другими словами нельзя подобрать единственно верный радиус
На основе опыта обработки тысяч фотографий я выделил для себя тот диапазон, при попадании в который техники работают должным образом. Также я разработал способ подбора радиуса, основанный на пропорциях, которые есть в каждом человеке. Конкретно на размере пор кожи относительно размера лица, это соотношение находится у всех людей в достаточно узком диапазоне, чтобы его можно было взять за основу подбора радиуса. Также данный способ обладает следующими свойствами:
— Радиус может подобрать каждый, даже если он совсем ничего не знает о частотах
— Погрешность подбора радиуса разными людьми минимальна
— Подбор осуществляется в несколько раз быстрее чем раньше
«Всего 10 секунд и я могу начать работу с фотографией, используя сразу же любую из техник ретуши…»
На первый взгляд все это может показаться неправдоподобным, но это только на первый взгляд. Давайте расскажу вам по шагам как это работает:
1. Включаем Линейку (Ruler Tool)
2. Измеряем расстояние от линии подбородка до верхней линии роста бровей. Вот так:
3. Смотрим значение в пикселях на верхней панели
4. Проделываем в уме простой подсчет радиусов:
— Определяем количество сотен в числе:
985px — ~10 сотен
— Получаем оптимальные для картинки значения радиусов
5px — Для разделения на частоты (Половина от полученного числа)
10px — Для техники G-Blur (Как вы знаете эта техника работает с двойным радиусом от частотного)
Еще пример:
Получили 3415, в числе 34 сотни — 17px частотное, 34px для G-Blur
Если у вас при округлении образуется нечетное число, то радиус будет дробным. Пример:
Получили 2704, в числе 27 сотен — 13.5px частотное, 27px для G-Blur)
По причине неудобства записи дробных значений для больших радиусов (больше 10ти пикселей) допустимо использовать округление до четных сотен. Вот так:
Получили 2704, округлили до 28 сотен — 14px частотное, 28px для G-Blur
Критичными 0,5 пикселя будут только на малых значениях, в таких случаях конечно лучше вписывать дробные радиусы, хоть это и не так удобно.
Если вы используете в работе панель PRO версии, то при создании алгоритма RETOUCH PRO впишите сначала радиус для разделения на частоты, потом для G-Blur.
Благодаря алгоритму RETOUCH PRO лично у меня от начала подбора радиуса до готового алгоритма с учетом создания всех слоев уходит в среднем 10 секунд. Всего 10 секунд и я могу начать работу с фотографией, используя сразу же любую из техник ретуши внутри алгоритма RETOUCH PRO. Быстрее будет только если фотошоп сам научится определять лица и нужный для них радиус, но это вряд ли когда случится.
Если вам не до конца понятна техника быстрого подбора радиуса, то посмотрите этот ролик:
Надеюсь после данной статьи вы начнете понимать всю суть частотного разложения, а подбор оптимального радиуса станет для вас доступнее и вы будете получать больше удовольствия от процесса.
Если вам есть, что добавить или вы заметили какие-то ошибки/неточности в статье, то напишите об этом в комментариях.
Спасибо за внимание, надеюсь вам было интересно! Буду рад если загляните по ссылкам ниже)
_______________________________________________
Частотное разложение 4. Конспект занятия
Запись прошедшего 2 ноября мастер-класса доступна в течении недели только записавшимся на занятие. В свободный доступ видео выкладываться не будет. Тем, кто не успел записаться, но желает посетить такое занятие предлагаю следить за анонсами школы Profile. В декабре планируется повтор этого занятия.А чтобы все остальные не чувствовали себя обделенными, предлагаю
UPD (апрель 2014):
Если данная статья покажется вам не удачной и/или не очень подробной, или вы просто предпочитаете «посмотреть», а не «почитать», предлагаю ознакомиться с постом «Частотное разложение. Ultimate. Конспект и видео». В нем представлен конспект одноименного онлайн мастер-класса и видеозапись МК (общей продолжительностью 5 часов 13 минут), нарезанная на части соответствующие разделам конспекта.
Что такое пространственные частоты.
Частота с которой меняется яркость при перемещении по горизонтали или вертикали
Чем выше частота, тем быстрее меняется яркость, тем мельче детали которые она задает
Самые мелкие детали — это перепады яркости на контрастных контурах
Самые низкие частоты задают общее распределение яркости и, как следствие, цвета
Средние частоты уточняют эту картинку принося основные объемы объектов
Верхние частоты добавляют самую мелкую детализацию — фактуру поверхностей
Разложение изображения на две полосы частот.
Gaussian Blur — фильтр нижних пространственных частот
Чем больше Raduis, тем более крупные детали убираются, тем ниже оставшиеся частоты
High Pass — фильтр верхних пространственных частот, дополнительный к Gaussian Blur
High Pass показывает детали, которые убрал Gaussian Blur при том же значении Radius
Эти детали отображаются в виде отклонения от средне-серого цвета
Добавить эти отклонения к исходному изображению может режим Linear Light
Контраст ВЧ-слоя надо понизить в два раза, чтобы скомпенсировать заложенное в Linear Light удвоение
Почему выгодно править частотные полосы по отдельности.
При ретуши необходимо согласовывать цвет и его переходы с одной стороны и фактуру поверхности с другой
При исправлении формы крупных объектов выгодно использовать пониженную непрозрачность
Для сохранения мелких объектов (фактура поверхности) необходимо использовать 100% непрозрачность
Мягкая граница кисти у штампа — вынужденный компромисс между этими двумя требованиями
Жесткий стык между однородными однотипными фактурами заметен не будет
Выбор радиуса при разложении на две полосы частот.
Для Gaussian Blur выгодно задавать большой радиус, чтобы максимально убрать фактуру
Для High Pass выгодно задавать малый радиус, чтобы не пропустить объемы
Конкретное значение выбирается как компромиссный вариант между этими двумя условиями
При этом учитывается детали какой крупности мы относим к фактуре
Радиус Gaussian Blur удобнее подбирать плавно увеличивая его, пока не исчезнут ненужные детали
Радиус High Pass удобнее подбирать плавно уменьшая его, пока не пропадут ненужные объемы
Ретушь НЧ-составляющей — исправление формы.
Работаем штампом с мягкой кистью и пониженной непрозрачностью
Можно работать на новом прозрачном слое с настройкой штампа Sample: Current & Below
При этом на экран можно вывести общий вид картинки, а не только НЧ слоя.
При необходимости можно рисовать кистью или любыми другими инструментами
Ретушь ВЧ-составляющей исправление фактуры.
Работаем штампом с жесткой кистью и 100% непрозрачностью
Можно работать на новом прозрачном слое с настройкой штампа Sample: Current & Below и отображением только ВЧ слоя
Чтобы ретушировать глядя на финальную картинку надо работать на самом ВЧ слое (его копии) с настройкой штампа Sample: Current Layer
При необходимости можно перенести текстуру с другой фотографии
Как побрить человека.
Вынести волоски (щетину) на ВЧ слой и заменить их фактурой чистой кожи
Если щетина была темная, поправить цвет на НЧ слое
Внимательно следите за фактурой, она сильно отличается на разных участках лица
«Брить» мужчину тяжело, поскольку на лице не хватает нужной фактуры
При необходимости нужную фактуру кожи можно взять с другой фотографии
Как работает Healing Brush.
На НЧ слое после размытия на участках рядом с контрастной границей появляется цвет соседней области
На ВЧ слое вдоль контрастных границ появляются ореолы противоположных цветов
Если в процессе ретуши ВЧ слоя убрать ореол на финальной картинке на этом участке появится цвет соседней области
Healing Brush переносит фактуру стараясь сохранить цвет редактируемого участка
Его работа построена на алгоритме частотного разложения, а значение радиуса привязано к размер кисти
«Честное» вычисление ВЧ-составляющей.
При наличии мелких деталей на массивном фоне отличающихся по яркости более чем на 128 уровней High Pass ошибается
Обычно это случается на точечных бликах расположенных на темном объекте
Чем больше радиус размытия, тем больше сама ошибка и вероятность ее появления.
Альтернативой High Pass является наложение на исходное изображение размытой версии при помощи команды Apply Image в режиме Subtract с установками Scale:2 Offset:128
Применять корректирующий слой понижающий контраст в этом случае не нужно, поскольку он уже понижен установкой Scale:2
Дополнительным плюсом такого метода является возможность применить для размытия не Gaussian Blur, а какой-нибудь другой фильтр
Борьба с пробойными бликами. Ретушь НЧ.
Изображение раскладывается на две полосы с установками обеспечивающими полный переход фактуры кожи на ВЧ слой
На НЧ слое участки пробойных бликов закрашиваются цветом кожи
При необходимости на них наносится свето-теневой рисунок передающий объем объекта
Борьба с пробойными бликами. Ретушь ВЧ.
Если блик пробойный и вообще не содержал фактуры, она переносится с целых участков кожи
Если блик близок к пробойному и фактура кожи все-таки содержится, после ретуши НЧ она визуально усилится
Чтобы смягчить этот эффект можно наложить на нее фактуру с более гладких участков на отдельном слое с пониженной непрозрачностью
Разложение на три полосы частот.
Задача такого разложения — вынести все дефекты в среднюю полосу частот
Для НЧ увеличиваем радиус Gaussian Blur пока не останется чистая форма
Для ВЧ уменьшаем радиус High Pass пока не останется чистая фактура
Создаем между нами слой средних частот применив к нему сначала High Pass с радиусом который использовался для создания НЧ, а потом Gaussian Blur с радиусом который использовался для создания ВЧ
Универсальное правило: High Pass следующего слоя имеет такой же радиус, как Gaussian Blur предыдущего
Теперь можно ретушировать средние частоты не обращая внимание не только на фактуру, но и на разницу цвета исходной и ретушируемой области
Таким образом можно бороться с объектами определенного типоразмера, например веснушками
Кроме того, в средних частотах находится большинство «старящих» элементов: глубина морщин, жилистость, вены, провисания, мешки под глазами и т.п.
Выделение средних частот — упрощенный метод.
Ретушируя средние частоты мы убираем лежащие в них излишние локальные объемы
Это можно сделать проще, не раскладывая изображение на три полосы, а выделить среднюю и вычесть ее из исходника
При этом подбирать радиус для High Pass удобнее через Gaussian Blur и наоборот
Делаем копию исходного слоя
Вызываем Gaussian Blur, плавно увеличиваем радиус пока не исчезнут ненужные детали, запоминаем его значение и нажимаем Cansel
Вызываем High Pass, плавно уменьшаем радиус пока не пропадут ненужные объемы, запоминаем его значение и вводим радиус подобранный на предыдущем шаге
Применяем Gaussian Blur с радиусом подобранным на предыдущем шаге
Инвертируем изображение
В два раза понижаем контраст вокруг средней точки
Переключаем режим наложения на Linear Light
Набрасываем черную маску
Белой кистью по маске прорисовываем те участки, на которых нужно подавить крупные детали
Соотношение радиусов должно быть 1:3 или меньше, иначе результат будет выглядеть слишком неестественным
За скорость и простоту приходится расплачиваться механистически правильной формой объектов, что визуально удешевляет работу
Для чего еще можно применять частотное разложение
Частотное разложение — это универсальный метод применимый к любому жанру фотографии
С его помощью можно смягчать слишком жесткие тени
Убирать складки на ткани или других материалах
Избавляться от разводов оставшихся после общей ретуши
Решать любые задачи, требующие различной работы с общей формой и мелкими деталями
Если кто-то из преподавателей решит утащить его целиком или частями в свою программу занятий, не буду иметь ничего против. Только не забывайте ссылаться на источник вдохновения. Это не обесценит ваш труд, но вызовет уважение окружающих.
Первичная чистка и частотное разложение
Исходная фотографияПривет! Меня зовут Саша, я один из основателей платформы для творческих людей “ТВОРЧmachine”.
Мы записали цикл бесплатных видеоуроков по естественной обработке портретов, который состоит из трёх частей:
- Первичная чистка и частотное разложение.
- Dodge and Burn, ретушь глаз.
- Глобальный контраст и добавление объёма в кожу, подготовка к публикации во ВКонтакте.
В первом 7-минутном видеоуроке из цикла я рассказываю, как на фотографиях избавляюсь от временных проблемных зон на коже базовыми инструментами Adobe Photoshop, а также демонстрирую один из вариантов механики ретуши под названием “Частотное разложение”.
Частотное разложение в фотографии — это приём, используемый фотографами и ретушёрами, основанный на разложении частот (в классическом варианте на низкую, среднюю и высокую). В низкой находится основное распределение цвета и яркости, в средней — объёмы объектов, а в высокой — мелкая детализация.
В нашем примере мы используем упрощённый вариант — деление только на “низы” и “верха”.
Исходная фотографияНачинаем ретушь с дублирования основного слоя (Ctrl+J для Win, cmd+J для Mac). Анализируя временные проблемные зоны (которые не преследуют человека всю жизнь: прыщики, болячки и синяки, неуложенные волосы и др.), выбираем подходящий инструмент для лучшего результата. Я использую в большинстве случаев два:
- Patch Tool (Заплатка) — универсальный вариант для работы с кожей, позволяет практически бесследно убирать изъяны разных размеров.
- Healing Brush Tool (Лечащая кисть) — хорошо работает с волосами.
Следующий этап: разложить изображение на две частоты: верхнюю и нижнюю. Нижняя — общее распределение яркости и цвета, верхняя — вся текстура и детализация. Создаём две копии получившего слоя после первичной чистки. Один из них для удобства назовём Low, другой — High.
К слою Low, на который мы выносим яркость и цвет, применяем Filter—Noise—Median.
Значение радиуса зависит от конкретного случая. Алгоритм выбора: необходимо размыть фотографию настолько, чтобы переходы между светом и тенью были различимы, но плавны. В нашем случае это значение равно 15.
Переходим на слой High. Чтобы вынести на него текстуру, идём по пути Image—Apply Image.
В открывшемся окне, как видно на следующей картинке, выбираем в пункте Layer слой с нижней частотой (Low) в режиме наложения Add (Добавление), включаем инвертирование, значение Scale устанавливаем на 2, Offset — 0. Нажимаем ОК.
Слою High меняем режим наложения на Linear Light (Линейный свет) и объединяем со слоем Low в группу.
Итак, подготовительный этап закончен. Далее будем работать только с нижней частотой (слой Low), не переживая за потерю детализации или текстуры, ведь она осталась на слое High.
Принцип дальнейшей работы прост: выравниваем необходимые (на субъективный взгляд каждого) области по яркости и цвету, тем самым визуально прикрывая на фотографии проблемные зоны — в нашем примере это участки под глазами, носогубные складки и т.д.
Для работы переходим на слой Low и берём инструмент Mixer Brush Tool (Микс-кисть, находится на панеле “Наборы кистей”).
Устанавливаем в верхней панели кисти значение в отрезке 20-22 для параметров Wet, Load, Mix, Flow. В нашем примере мы использовали 21.
Границы кисти должны быть мягкими.
Во время работы с микс-кистью движения должны быть плавными. Направление — из зоны с хорошим паттерном на область, где нужно избавляться от проблем с яркостью или цветом. Таким образом проходим все необходимые места.
Если действия кажутся слишком внушительными, что сказывается на естественности и реализме фотографии, то значения непрозрачности группы можно снизить, например, до 60-70%.
На этом мы заканчиваем ретушь портрета, проделав первичную чистку базовыми инструментами Adobe Photoshop и используя приём “Частотное разложение”. В большинстве случаев на этом результате можно остановиться, однако существуют и другие механики ретуши, дополняющие этот приём или раскрывающиеся полноценно и самостоятельно. Например, техника Dodge and Burn, об одном варианте которой я расскажу вам в следующем материале.
Результат после первичной чистки и частотного разложенияВидеоурок
Подписывайтесь на ТВОРЧmachine в социальных сетях: